17. Новиков М. П. Нефтекамск. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1970. 48 с.
18. Осуществление в Башкирской АССР ленинских принципов интернационального сплочения трудящихся. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1985. 280 с.
19. Очерки по истории Башкирской АССР. Том II. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1966. 644 с.
20. Проблемы развития производительных сил Башкирии. Материалы республиканской научной конференции). Уфа: Башкирское книжное издательство, 1969. 839 с.
21. Страницы истории Башкирской республики: новые факты, взгляды, оценки. Сборник статей. Уфа: Издательство Башкортостан, 1991. 160 с.
22. СНиП 11-Л. 1-71. Жилые здания. Нормы проектирования. М.: Стройиздат, 1978. 31 с.
23. Федченко М. Н. Повседневная жизнь советского человека (1945-1991 гг.): Монография. Курган: издательство Курганского государственного университета, 2009. 231 с.
24. Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан (ЦГАОО РБ), ф. 122, оп. 76, д. 66, л. 2, 4, 5, 12.
25. ЦГАОО РБ, ф. 8946, оп. 1, д. 109, л. 83.
26. ЦГАОО РБ, ф. 122, оп. 187, д. 305, л. 73.
27. ЦГАОО РБ, ф. 122, оп. 167, д. 24, л. 34.
28. Ямалов М. Б. Индустриальное развитие непромышленных отраслей Республики Башкортостан в 60-80-е гг. Уфа: «Восточный университет», 1997. 70 с.
29. Ямалов М. Б. Башкортостан индустриальный. Уфа: Восточный университет, 2001. 112 с.
Роль православных миссионеров в формировании идентичности
кряшен Баркарь Е. В.
Баркарь Евгений Владимирович /Багкаг Evgeny УЫттукк - магистр теологии, магистр религиоведения, научный сотрудник, Центр изучения религии и культуры, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье анализируется роль православных миссионеров Казанского края в формировании этнокультурной идентичности кряшен.
Ключевые слова: кряшены, крещеные татары, этногенез, этническая идентичность, Николай Ильминский.
Формирование кряшенской идентичности и отдельного этнического самосознания было процессом постепенным, но среди значимых факторов, оказавших свое влияние, следует обозначить и роль православных просветителей Казанского края. В данном случае речь идет, прежде всего, о роли Николая Ивановича Ильминского (1822-1891) и его последователей, которые значительно способствовали формированию идентичности кряшен.
Обособление группы кряшен было естественным процессом, и даже если не брать в расчет разного рода альтернативные теории об отдельном происхождении кряшен, то следует признать, что уже на довольно раннем этапе христианизации мы видим вполне автономное развитие данной группы. Именно поэтому Николай Ильминский и его ученики способствовали не столько процессу обособления кряшен, которое произошло раньше, сколько оформлению и укреплению зародившегося ранее кряшенского самосознания.
Роль православных просветителей в современной татарской историографии воспринимают двояко, многие полагают, что группы крещеных татар подготавливали к итоговой русификации и отрывали от своих исконных культурных корней, что выливалось в отчуждение от татарской нации. Однако, исходя из документов, в том числе заметок все тех же просветителей, становится понятным, что речь шла не столько об отрыве от татарской культуры, сколько о фактическом осознании своей, уже обособленной и непохожей культуры. Культурное разделение между крещеными татарами и татарами мусульманами к XIX веку было вполне состоявшимся фактом, но рост национального самосознания кряшен произошел ближе к концу XIX и особенно явно оформился уже к началу ХХ века, что связано, прежде всего, с ростом уровня образования. Дело в том, что до деятельности Н. И. Ильминского многие кряшены не имели элементарного образования. Речь идет не только и не столько о церковном образовании, но, прежде всего, об элементарной грамоте. Следует также признать, что имевшиеся до активной деятельности Н. И. Ильминского и его последователей случаи перехода крещеных татар в ислам также во многом были обусловлены отсутствием системы образования, а ислам с его учебными заведениями в виде медресе давал возможность входить в круг образованных людей. Естественно, что отсутствие образования на национальном языке при недостаточном или полном незнании русского языка делала кряшен своеобразной законсервированной группой, которая была отделена как от общей татарской, так и русской культуры. Именно в этом смысле роль Н. И. Ильминского и его учеников буквально переломила ход кряшенской истории. Изменился не только общий культурный уровень кряшен, но они стали обретать свою настоящую интеллигенцию, которая, в свою очередь, способствовала и дальнейшему просвещению кряшен, а также других окрестных народов в Казанском крае. По признанию самого Ильминского, основанная им крещено-татарская школа, приведшая к установлению системы инородческого образования, затем привела и к учреждению Казанской Учительской семинарии [1].
Заслуга Ильминского на первоначальном этапе его деятельности, прежде всего, в том, что он обратил внимание на специфику языка кряшен. Являясь глубоким знатоком татарского языка, он увидел проблему соотнесения классического татарского языка с народным языком крещеных татар, который в ряде случаев довольно сильно отличался. Вопрос языка для него был не праздным, ведь как миссионер он считал необходимым иметь для всех «инородцев» свой перевод Священного Писания и богослужения.
Однако не стоит считать, что до Н. И. Ильминского не было переводов богослужения и Евангелия. На самом деле и до деятельности Ильминского на этом поприще было сделано достаточно много, но крещеные татары не принимали и не понимали осуществленных ранее переводов. Постоянно общаясь с народом, Ильминский убедился в ошибочности большинства переводов, которые были сделаны с ориентацией на образованного в исламской среде татарина. Николай Иванович Ильминский обратил внимание на специфику языка старокрещеных татар, которые, по его признанию, смогли сохранить максимально чистый народный язык [2]. Именно поняв это, он решил сделать отдельный перевод, который был бы понятен обычному человеку. Сделать этот перевод самостоятельно ему не представлялось возможным, так как его знание татарского языка было классическим, а не народным, тем более не народно-крещенским. Именно поэтому он обращается к природному крещеному татарину из деревни Никифоровка Мамадышского уезда Василию Тимофееву (18361896). Образованный Василий Тимофеев стал прекрасным помощником Николая Ильминского, который много советовался с ним относительно правильности своих переводов и регулярно просил у него советов. Именно с его помощью удалось перевести букварь для крещеных татар, церковную литургию, а также начать перевод Священного Писания.
При переводе книг Ильминский решил не использовать арабскую графику, распространенную среди татар-мусульман, а сделать переводы на видоизмененный, с учетом специфики языка, кириллический алфавит. Этот момент крайне важен, ведь наличие своего алфавита стало еще одним фактором в деле обретения идентичности кряшен и дистанцирования от других групп татар, которые продолжали использовать арабскую письменность при передаче татарских слов. В дальнейшем эта языковая особенность будет учитываться и властью, так, во время проведения переписи населения 1897 года для кряшен были опубликованы даже отдельные извещения о переписи [3].
В 1864 году Николай Ильминский решает открыть специальную школу для крещеных татар, которая впоследствии получила наименование крещено-татарской. Там изучались молитвы, Священное Писание, Закон Божий, география, арифметика и другие предметы. Важно отметить, что обучение проводилось на татарском языке. К этому времени уже существовали другие школы для крещеных татар, но с преподаванием на русском, но Н. И. Ильминский был противником русскоязычных школ, видя в них причину переходов крещеных татар в ислам, так как они элементарно не могли получить образование на своем языке. Кроме того, он подчеркивал важность преподавания именно на родном языке: «Только родной язык может успешно и основательно, а не поверхностно, двинуть народ как массу по христианскому пути. Напротив того, чужой язык никогда не в состоянии сделать христианство общенародным достоянием целого населения» [4].
Среди преподавателей в организованной Ильминским крещено-татарской школе становится Василий Тимофеев, который в системе преподавания ориентировался на методику Д. К. Ушинского и просветительские идеи Льва Толстого [5]. В 1869 году Василий Тимофеев был рукоположен в сан священника и при школе открыл Церковь, где происходили регулярные богослужения на родном для кряшен языке. Таким образом, став первым священником из среды кряшен, Василий Тимофеев был вторым человеком, который стал оказывать значительное влияние на кряшенское самосознание. Одной из своих задач Василий Тимофеев видел реальное просвещение своего народа, которому кроме грамоты было необходимо более четко осознать свою принадлежность к христианской церкви и отказаться от дохристианских обрядов, бытовавших в среде крещеных татар. Василий Тимофеев регулярно посещал как храмы Казани, так и деревенские храмы в местах проживания кряшен, где он проводил службу на своем родном языке. Отец Василий Тимофеев воспитал большое число учеников, став первым кряшенским миссионером среди своего же народа. Уже к 1890 году 50 выходцев из школы Василия Тимофеева имели священный сан, а сотни других учеников стали учителями в кряшенских селениях [6]. Он же стал автором книги о крещено татарской школе, а его миссионерско-педагогический дневник является ценным свидетельством особенностей религиозности кряшен того времени [7].
И Николай Ильминский, и Василий Тимофеев занимались учреждением школ в кряшенских деревнях, которые должны были дать народу новые возможности для образования и укрепляли самосознание кряшен. Благодаря данной деятельности, сократились случаи перехода в ислам, а крещеные татары смогли гордо заявить о себе не просто как о некоей группе, находящейся между татарами и русскими, а в качестве совершенно особой группы со своей культурой и системой образования. Организовав систему образования в среде кряшен, они проложили путь к их дальнейшей независимости и самосознанию себя в качестве особой группы.
О плодах просвещения, запущенного Н. И. Ильминским, можно судить по появлению кряшенской интеллигенции, появлялось все больше священнослужителей из числа кряшен, а также учителей, которые в свою очередь продолжали просвещать своих соплеменников. Таким образом, уже к началу ХХ века кряшены были в достаточной степени автономны и организованы. Это укрепляло их самосознание и отделяло их как от общей группы татар, исповедовавших ислам, так и русских. С
47
русскими кряшен объединяла вера, что же касается языка и культуры, то все это у кряшен продолжало сохранять свои самобытные черты.
Свидетельством роста кряшенской интеллигенции стало появление фигуры кряшенского поэта и священника Якова Емельянова (1848-1893). Являясь учеником Ильминского и Тимофеева, Яков Емельянов стал национальным кряшенским поэтом, входящим также и в современную хрестоматию татарской литературы XIX века. Став вначале учителем, а затем и священнослужителем, он на протяжении своей жизни пишет стихи и обретает в народе значительную популярность, за что получает прозвище «Жырчы Жакау» («Певец Яков»). Причина успеха стихов Якова Емельянова кроется в их близости к обычному человеку, он не только знал народ, среди которого жил, он был частью этого народа. Ему знакома старая кряшенская вера, которую он критически описывает в стихотворении «Куремчене курматлау» -«Почитание колдуна», а также в стихотворении «Нардуган», но также в его стихах довольно явно прослеживается четкое дистанцирование от татарского народа. Так, в стихотворении «Саташканны уятыу» - «Разбудить безумца» Яков Емельянов описывая унижение кряшен со стороны мусульман и, обращаясь к последним, декларирует:
Крашен калкы ныгыб житкач, Узегез курга калмагыз. Как только кряшенский народ окрепнет, Сами не останьтесь посрамлены [8].
В этом стихотворении заметна оппозиция кряшен татарам как другим, и, что важно, просматривается артикуляция кряшенской идентичности, которая проявляется в представлении о себе как о народе, что видно из вышеприведенного отрывка.
Все это стало возможно благодаря просвещению кряшенского населения и роста национального самосознания среди кряшен, что является как раз явным свидетельством того, что после того как насущные проблемы, связанные с образованием кряшен, были решены, люди стали задумываться не только о своей вере, но и об этнической идентичности, что, в конечном итоге, уже в начале ХХ века вылилось в лозунг «Кряшены - нация» [9].
Сегодня «кряшенский вопрос» пытаются обсуждать как отдельные историки, так и сами кряшенские активисты, зачастую пытаясь привязать свои выводы к оправданности или неоправданности возможности отдельного наименования кряшен в качестве этноса. Однако историческая подоплека в данном случае не должна играть какой-либо роли, гораздо интереснее то, в какой момент было сформировано само представление кряшен о себе как об отдельном народе. Исходя из приведенного выше материала, можно заметить, что конец XIX и начало ХХ века это уже время ярко выраженного кряшенского самосознания. Именно ХК век - это время активных миссионерских устремлений Н. И. Ильминского и его учеников. В это время мы уже видим не просто отдельные культурные отличия между кряшенами и группами татар мусульман, но уже попытку осознания и декларации самими кряшенами своей особенности и самобытности. Безусловно, процесс этот стал возможен благодаря запущенной системе образования, которая сыграла важную роль в деле формирования кряшенского самосознания, и в этом смысле понятно, что вольно или невольно, но именно просветители кряшен ХК века сыграли не последнюю роль в деле формирования идентичности кряшен.
Литература
1. Ильминский Н. Предисловие. Казанская центральная крещено-татарская школа. Материалы для истории христианского просвещения крещеных татар. Казань, 1887. С. II.
2. Ильминский Н. И. О переводе православных христианских книг на инородческие языки. Казань, 1875. С 31.
3. Загидуллин И. К. Перепись 1897 года и татары Казанской губернии. Казань, 2000. С. 44.
4. Ильминский Н. И. О переводе православных христианских книг на инородческие языки. Казань, 1875. С 45.
5. Глухов М. С. Энциклопедия Tatarica. Казань, 1997. С 441.
6. Ефимов П. В. Первый кряшенский священник отец Василий и начало богослужения для кряшен на родном языке. В Сборнике статей «Современное кряшеноведение: состояние, перспективы». Казань, 2005. С. 137.
7. Тимофеев В. Миссионерско-педагогический дневник старокрещеного татарина. Казань, 1868.
8. Сизов Дмитрий. К истории христианской миссии среди кряшен: Иаков Емельянов кряшенский священник и поэт. Казань, 2006. С. 81.
9. ГлуховМ. С. Судьба гвардейцев Сеюмбеки. Казань, 1993. С. 236.