Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ'

РОЛЬ ПРАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философия / человек / практика / познание / philosophy / human / practice / cognition

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.А. Иванов, О.В. Летунова

В статье анализируется идея о связи практики и познания. Влияние практики на процесс познания проявляется в том, что она формирует логическое мышление, является источником и целью познания, критерием истины. Выдвигается положение о приоритете мотивов и потребностей, побуждающих людей к практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PRACTICE IN THE PROCESS OF COGNITION

The article analyzes the idea of the connection between practice and cognition. The influence of practice on the process of cognition is manifested in the fact that it forms logical thinking, is the source and goal of knowledge, the criterion of truth. The position on the priority of motives and needs that encourage people to practice is put forward.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

УДК 140.8

РОЛЬ ПРАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ

М. А. Иванов, О. В. Летунова

Сибирский государственный университет науки и технологии имени академика М.Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: gottafetabarbara@gmail.com

В статье анализируется идея о связи практики и познания. Влияние практики на процесс познания проявляется в том, что она формирует логическое мышление, является источником и целью познания, критерием истины. Выдвигается положение о приоритете мотивов и потребностей, побуждающих людей к практической деятельности.

Ключевые слова: философия, человек, практика, познание

THE ROLE OF PRACTICE IN THE PROCESS OF COGNITION

M. A. Ivanov, O. V. Letunova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: gottafetabarbara@gmail.com

The article analyzes the idea of the connection between practice and cognition. The influence of practice on the process of cognition is manifested in the fact that it forms logical thinking, is the source and goal of knowledge, the criterion of truth. The position on the priority of motives and needs that encourage people to practice is put forward.

Keywords: philosophy, human, practice, cognition

Важнейшим видом человеческой деятельности является практика. Практика -общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность людей, направленная на познание и преобразование мира, на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для функционирования общества. Практика является базой, фундаментом, основанием познавательного процесса и, одновременно, критерием истинности его результатов. Практика является источником познания, т.к. все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями, практика выступает как основа познания и его движущая сила, т.к. пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания [1].

Если до сих пор рассматривали практику главным образом с точки зрения того, как она влияет на развитие и совершенствование способности человеческого мышления и общественной деятельности, то теперь актуализируется иной подход. Важнейшим революционным вкладом диалектического материализма в теорию познания является постижение основополагающей роли практики в познавательной деятельности, открытие того, что именно практика делает возможной эту деятельность и позволяет отделить истинное знание от ложного.

Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а также в том, чтобы использовать полученные знания в качестве «руководства к действию» по преобразованию окружающего мира. Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Противоречивость практики как критерия истины заключается в том, что она относительна, т. к. всегда

Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в двадцать первом веке»

исторически конкретна. Вопрос об истине оборачивается проблемой статуса науки и вопросом о ее полезности и нужности обществу.

С древнейших времен философы искали то прочное основание, с помощью которого можно было решить вопрос об объективной истинности знаний. Одни в качестве критерия истины принимали данные ощущений и восприятий человека, другие - в ясности и отчетливости нашего мышления.

Представители всех школ и направлений домарксистской философии не до оценивали роль практики в процессе познания. Одни из них принимали источником познания разум, врожденные или дарованные богом идеи и принципы. Другие считали единственным источником знаний ощущения.

Даже домарксистские материалисты, включая Л. Фейербаха, не смогли подняться до понимания роли практики в процессе познания. Они считали, что знания возникают на основе «чистых» чувственных ощущений в процессе пассивного наблюдения, созерцания действительности. Главный недостаток созерцательного материализма К. Маркс видел в его неспособности понять активную творческую роль человека как субъекта познания.

К. Маркс осознал ошибочность и недостаточность такого подхода в определении критерий истины. В качестве универсального метода проверки знаний марксистская философия стала применять понятие «практика». Категория практики, активной чувственнопредметной деятельности людей, направленной на изменение реальной действительности, стала центральной категорией диалектикоматериалистической философии. Человек в ходе практики не только познает реальный мир, но активно и целенаправленно воздействует на окружающую действительность. Практика является исходным пунктом и основой познания[2].

В чем же эта роль состоит? Да в том, что человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности, и прежде всего в труде, переделывает его. Именно благодаря этому и происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, в том числе и общества, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось простым созерцанием, пассивным наблюдением. Так как практика человека подвижна, изменчива, постоянно развивается, то и знания, которые мы получаем в практической деятельности, усложняются, уточняются и развиваются. Практика, следовательно, не только источник получения знаний, но и основа их развития и совершенствования.

Основными формами практики являются:

1) производительный труд, материально-производственная деятельность людей (промышленное и сельскохозяйственное производство; изготовление продуктов потребления и средств производства);

2) социально-преобразующая деятельность (изменение существующих социальных отношений: создание государств, классовая борьба, формирование партий, преобразование органов управления, революции, реформы, войны, перевороты);

3) естественно-научный (физический, химический, генетический) и социальный эксперимент.

Практика является специфически человеческим видом деятельности. Даже самая сложная деятельность животных не может расцениваться как практика, ибо основой, сердцевиной практики является труд. Люди работают, преобразуют природу ради удовлетворения, прежде всего, своих материальных потребностей. В природе в готовой форме нет продуктов питания, жилища, одежды и т.д. Надо их создавать, используя предметы природы. Нужда заставляет людей заниматься практической, трудовой деятельностью [3].

Таким образом, и в познании природы, и в познании общества практика оказывается источником и основой развития познания, критерием истинности полученных знаний.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Тома 3

Практика - это не только деятельность отдельного человека, а весь совокупный опыт человечества в преобразовании природной среды, своей человеческой истории и общественной системы. Практика - это совокупность разнообразной человеческой деятельности, включающая в себя такие моменты, как потребность, цель, мотив, действие людей и многообразие предметов, которые видоизменяются в зависимости от целей и средств деятельности и, наконец, получают соответствующий результат [4].

Общественная практика не стоит в стороне от познавательной деятельности человека, она выступает в единстве с теорией. Человек в ходе практической деятельности накапливает знания. Практика составляет основу познания. Практика и познание - две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса, решающую роль в котором играет практическая деятельность. Это значит, что весь процесс человеческого познания, начиная с ощущений и кончая с научными абстракциями, развивается на основе общественно-практической деятельности, определяется и направляется ее потребностями и успехами. Потребности общественной практики всегда выступают как основа и движущая сила развития познания.

Практика является целью познания. Зачем мы познаем? Почему возникают новые науки и теории? Чем объясняется престижность одних учебных заведений и непрестижность других? Оказывается, и здесь многое зависит от практики. Ф. Энгельс заметил, что математика возникает из-за практической необходимости в измерении площадей и объемов. Далее он делает вывод, что потребности практики двигают наукой намного быстрее, чем десятки университетов. Практика, будучи целью познания, стимулирует развитие той или иной науки, сферы образования, научной теории, играя заметную роль в процессе регулирования духовного производства. Таким образом, познание и практика неотделимы[5]

Человеческая мысль всегда имеет дело с совокупностью знаний, полученных от прежних поколений, а также с проблемами, поставленными в ходе дальнейшего развития науки. Эти проблемы решаются в результате научных исследований и практической деятельности человека. Мы сами убеждаемся в том, что знания имеют свою ценность только в том случае, если они используются в жизни для преобразования действительности и удовлетворения материальных и духовных потребностей человека.

Возможности практики в каждый момент времени ограничены. Всегда есть гипотезы, которые в данный момент не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты на практике. С одной стороны, это создает простор для заблуждения (а также мифов и лженаучных теорий). С другой, - расширяет поле поиска для дальнейшего развития науки

Библиографические ссылки

1. Алексеев, П. В. История философии: учебник / П. В. Алексеев; Московский государственный университет имени. М. В. Ломоносова. Москва : Проспект, 2015. 237 с.

2. Семенов Ю. И. Введение в науку философии: В 6 кн. Книга 5: Проблема истины. Мышление, воля и мозг. 2-е изд. М.: Книжный дом «Либроком», 2018. 232 с.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

4. Рассел Б. Человеческое познание: его сферы и границы. М.: Терра-книжный клуб; Республика, 2000. 463 с.

5. Алексеев И. С. Деятельностная концепция познания и реальности. Избранные труды по методологии и истории физики. М.: Руссо, 1995. 528 с.

© Иванов М. А., Летунова О.В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.