УДК 377.5.026.9
UDC 377.5.026.9
Ю.И. ПИЛЮГАИЦЕВА
аспирант кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета Е-mail: [email protected]
YU.I. PILYUGAYTSEVA
postgraduate student of chair of arts and crafts and technical graphics of the Orel state university E-mail: [email protected]
РОЛЬ ПРАКТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИИ В ОСВОЕНИИ СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "АРХИТЕКТУРА" ОСНОВ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ
THE ROLE OF PRACTICAL EXERCISES OF COLOR DESIGN STUDYING TO THE STUDENTS
LEARNING ARCHITECTURE
В статье раскрывается значение практических упражнений в обучении основам цветоведения студентов специальности "Архитектура". Анализируется вопрос о связи теории и практики в обучении. Рассматриваются основные понятия цветоведения: "цвет", "спектр", "цветовой круг", "гармония". Раскрывается роль практических упражнений для будущей профессиональной деятельности студентов.
Ключевые слова: практика, теория, цвет, цветовой круг, гармония, упражнения.
This article deals with the importance of the practical exercises in education of fundamentals of "Color in design". The principle of connection of the theory and practice is analyzed in this article. The value of practical exercises is evident for the student's future professional work.
Keywords: thepractice, the theory, color, the spectrum, chromatic scale, achromatic scale, the harmony, the exercises.
В современное время образованность человека рассматривается не как множество разносторонних знаний во многих областях, а расценивается с точки зрения профессиональных компетенций. Учащиеся должны не только владеть теоретическими знаниями, но и уметь применить их для решения конкретных практических задач. Содержание образования в современных условиях должно быть личностно-ориентировано и направлено на формирование практических знаний. Оно должно содержать в себе такие компоненты, которые бы способствовали развитию качеств, необходимых для профессиональной самореализации учащихся. Только личность, которая обладает достаточным уровнем теоретических знаний и владеет практическими знаниями, сможет самореализоваться в новых социально-экономических условиях.
Из вышесказанного следует вывод, что содержание обучения должно включать в себя мероприятия, направленные не только на формирование теоретических, но и практических знаний. Это требует усиления внимания к вопросам, связанным с применением теоретических знаний к решению практических задач, которые необходимы студентам в процессе обучения и в их дальнейшей жизнедеятельности, что можно достичь, реализуя на практике принцип взаимосвязи теории и практики.
Наиболее значимы в реализации этого принципа в процессе обучения труды выдающихся педагогов Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, И. Гербарта, Ф.Дистервега, К. Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и др.
Сущность данного принципа заключается в том, что теория и практика - это взаимно проникающие друг
в друга, тесно соприкасающиеся стороны человеческой деятельности. Отрыв практики от теории, как и теории от практики, невозможен. Впоследствии это приводит к замедлению развития практики и ошибочным суждениям в теории.
Обучение «отражает все существенные свойства педагогического процесса, такие как двусторонность, направленность на гармоничное развитие личности, единство процессуальной и содержательной сторон» (3. 147). Обучение есть процесс познания, управляемый педагогом. Познавательная деятельность - это «единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности» (3. там же). Она осуществляется во всех сферах жизни и во всех видах деятельности личности. Иными словами, обучение - это специфический вид познавательной деятельности человека.
Обучение как процесс имеет задачную структуру. Движение и развитие в процессе обучения направляется от решения одной задачи к другой. Одной из таких задач является приобретение и усвоение учащимися знаний.
Процесс усвоения знаний имеет свою структуру. Основа этой структуры заключается в схеме познания: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Чувственное познание (живое созерцание) следует рассматривать как "проникновение человека в сущность предмета при помощи всех органов чувств" (3. 159).
Необходимым структурным компонентом процесса усвоения является применение знаний. Применение -
© Ю.И. Пилюгайцева © Yu.I. Рйу^ау18еуа
это "умение применять абстрактные знания к решению конкретных практических и познавательных задач" (3. 161). В основе применения знаний лежит обратный процесс: от абстрактного к конкретному. Применение знаний может осуществляться в разных формах и видах деятельности. Это могут быть исследовательские задания, лабораторные работы и упражнения. Этот процесс является обязательным для успешного усвоения знаний учащимися.
Таким образом, на основе процесса усвоения знаний можно проследить взаимосвязь теоретического и практического обучения.
К сожалению, в большинстве случаев учащиеся, заучивая материал, не всегда понимают его суть и практическое значение. Такие знания непрочные и быстро забываются. Следовательно, особое значение приобретает важность использования практических заданий для закрепления теоретических знаний.
В настоящее время, благодаря бурному развитию дизайна и сферы его применения, большинство художественных школ и факультетов искусства и дизайна уделяют больше внимания преподаванию соответствующих тем и разделов в области цветоведения.
Важным в преподавании цветоведения является не только обучение теории цвета, но и основным принципам и закономерностям применения теории на практике. Практические задания по цветоведению способствуют эффективному усвоению представлений о цвете и его применению на практике. Изучение основ цветоведения, приобретение знаний для решения ко -лористических задач происходит на лекционных занятиях. Полученные знания закрепляются при помощи творческих практических упражнений по каждой изученной теме.
Лекционный материал включает в себя следующие разделы.
1. Цветовой круг. Основные характеристики цвета. Хроматические и ахроматические цвета.
2. Цветовая гармония.
3. Семантика цвета. Цветовые ассоциации.
4. Функции цвета. Цвет и пространство. Цвет и объём. Изучение оптических свойств цвета.
Цвет - одно из основных художественных средств проектирования. Умение вести эскизный поиск в цвете занимает важное место в профессиональной подготовке специалиста и его дальнейшей работе. Цветоведение -это комплексная наука о процессах восприятия и различения цветов. В учебном курсе объединены данные физики, химии, психофизиологии, психики, эстетики.
В процессе ознакомления учащихся с основными темами курса "Цветоведение" должны быть усвоены опорные понятия.
Спектр. Как известно, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой и синий составляют спектр. Цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности. Крайние цвета - красный и фиолетовый -более похожи один на другой, чем, например, красный и зеленый. Это позволило расположить спектральные цвета по кругу.
Цветовой круг. Основу для теоретических и практических заданий составит двенадцатичастный цветовой круг, который составлен, опираясь на основные цвета - желтый, красный и синий. Цветовой круг образуется следующим образом: "три основных цвета размещаются в равностороннем треугольнике так, чтобы желтый был у вершины, красный справа внизу и синий - внизу слева" (2. 32). При смешивании двух основных цветов получают вторичные цвета - оранжевый, фиолетовый, зеленый, которые также образуют равносторонний треугольник. Затем необходимо полученный шестиугольник вписать в круг, пустые сектора которого составляют цвета, полученные при смешении цветов первого и второго порядка - желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый.
Таким образом образуется правильный цветовой круг из двенадцати цветов. Цветовой круг может состоять также из 24 цветов, и далее его можно расширять за счет введения новых оттенков между соседней парой цветов. Цветовой круг позволяет точнее определить оттенки, дополнительные, контрастные и родственные цвета.
Все зрительные ощущения цвета делят на две группы: ахроматические и хроматические цвета. Ахроматические цвета - белый, серый и черный - отсутствуют в спектре. К хроматическим цветам относятся все цвета спектра и их производные, которые характеризуются цветовым тоном, насыщенностью и светлотой. Основными цветами называют цвета, которые невозможно получить смешением каких-либо цветов - это желтый, синий и красный. Равномерное смешение этих цветов дает серый цвет. Цвета, которые получают при смешении попарно основных цветов, называют производными (составными) - это оранжевый, зеленый и фиолетовый. Используя цветовой круг, можно определить пары цветов, которые называют дополнительными. Для этого необходимо провести в цветовом круге диаметр. Дополнительные цвета располагаются на противоположных концах диаметра. Таким образом, дополнительным цветом к синему является оранжевый. Любые цвета, расположенные рядом в пределах одной четверти цветового круга, называются родственными. Контрастными по отношению друг к другу считаются два цвета, находящиеся в разных четвертях цветового круга.
Одним из ключевых понятий в цветоведении является понятие гармонии. Особенно важно сформировать правильные представления о гармонии у студентов специальности "Архитектура". Эти знания и умения необходимы для проектирования экстерьера и интерьера, которые имеют разную функциональную принадлежность. Правильный подбор цветовой гаммы позволит сделать интерьер более привлекательным с эстетической точки зрения. Также при выборе цветовых сочетаний необходимо руководствоваться тем, что каждый цвет оказывает определенное физиологическое и психологическое влияние на человека.
В.М. Шугаев следующим образом определял цве-
товую гармонию: "цветовая гармония есть цветовое равновесие, цветовая уравновешенность" (6. 76). Цветовая гармония - это закономерное сочетание цветов на плоскости, в пространстве, вызывающих эстетическое переживание с учетом всех их основных характеристик: цветового тона, светлоты, насыщенности. К признакам цветовой гармонии относятся связь и единство, контрасты, мера, пропорциональность, равновесие, ясность, соответствие и уместность. Цветовая гармония строится на определенных сочетаниях. К гармоническим относятся сочетания, "производящие впечатление колористической цельности, взаимосвязи между цветами, цветовой уравновешенности, цветового единства". На основе теории гармонических сочетаний В.М. Шугаева выделяют четыре группы гармоничных цветовых сочетаний.
Группу монохромных сочетаний составляют цвета, которые относятся к одному цвету, но имеют разную светлоту. Другими словами, монохромные сочетания -это переходные тона одного цвета от темного до светлого, полученные путем смешения цвета с черной или белой краской в различных количествах. Эти цвета наиболее гармоничны и просты в подборе.
Родственные цвета помещаются в пределах одной четверти цветового круга и имеют в своем составе один общий главный цвет.
Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга на концах линий, параллельных диаметрам, и имеют в своем составе один общий цвет и два других составляющих цвета.
Контрастные цвета - это противоположные цвета, для согласования которых добавляют промежуточные цвета. Чем больше цвета различаются по цветовому тону, светлоте и насыщенности, тем менее они гармонируют друг с другом.
Гармония в модели двенадцатичастного цветового круга представлена через упорядоченные сочетания цветов, связанных друг с другом через геометрические фигуры:
• сочетания двух цветов (через прямую линию);
• сочетания трех цветов (через равносторонний и равнобедренный треугольники);
• сочетания четырех цветов (через квадрат и прямоугольник).
В.М.Шугаев считал, что гармонические цветовые сочетания можно получить в трех случаях: 1) «если в сочетаемых цветах присутствует равное количество главных цветов; 2) если цвета имеют одинаковую светлоту; 3) если цвета имеют одинаковую насыщенность» (6. 78). Чем больше цвета отличаются один от другого по светлоте, насыщенности и цветовому тону, тем сложнее они сочетаются. Исключение составляют дополнительные цвета. Гармоничность дополнительных цветов подтверждается многочисленными примерами в дизайне и декоративно-прикладном искусстве.
Восприятие цвета во многом зависит от ассоциаций, вызываемых цветом. Этот фактор также необходимо учитывать при проектировании интерьера. Явление цветовых ассоциаций заключается в том, что любой
цвет возбуждает те или иные эмоции. Можно классифицировать цветовые ассоциации следующим образом:
• эмоциональные (веселые, грустные, скучные, спокойные);
• весовые (легкие, тяжелые, воздушные, невесомые);
• температурные (горячие, теплые, холодные);
• осязательные (мягкие, жесткие, колючие, нежные);
• пространственные (близкие, далекие, выступающие, отступающие);
• акустические (тихие, громкие, звонкие);
• вкусовые (сладкие, вкусные, горькие, сухие);
• сезонные (весенние, летние, зимние, осенние).
Выразительность цвета может изменяться в зависимости от разнообразных ассоциаций, которыми объясняется эмоциональная характеристика цвета. Благодаря ассоциациям цвет может вызывать те или иные чувства в зависимости от опыта личности.
Все теоретические знания, которые студенты, обучающиеся по специальности "Архитектура", получили в ходе лекций, необходимы им для выполнения проектов. Знания в области цветоведения помогут студентам правильно подобрать цветовое решение внутреннего пространства, грамотно составить колерную карту. Применение этих знаний на практике будет успешным и профессиональным в том случае, если теоретические знания закрепить на практике при помощи практических упражнений.
Практические упражнения способствуют эффективному усвоению представлений о цвете и его применении на практике. В ходе выполнения практических заданий происходит творческое усвоение представлений о цвете и методах его использования на практике. Студенты в дальнейшей своей профессиональной деятельности должны самостоятельно применить полученные знания для решения конкретных задач. Практические задания по цветоведению способствуют развитию колористических умений. При решении колористических задач студенты усваивают основы теории цвета и их соотнесение с пространственными и функциональными характеристиками объекта.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что практические задания способствуют:
- активизации учебного процесса;
- формированию умений применять полученные знания для решения практических задач;
- более осмысленному пониманию теоретических знаний;
- повышению интереса к предмету;
- активизации самостоятельной работы студентов.
Библиографический список
1. ВолковН. Н. Цвет в живописи. М.: Искусство,1984. 317с.
2. Иттен И. Искусство цвета/ пер. с нем. Л. Монаховой; 2-е издание. М.: изд. Д. Аронов, 2001. 96с.
3. Педагогика профессионального образования.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под ред. В.А. Сластенина. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 368с.
4. ХарламовИ.Ф. Педагогика: Учеб пособие. М.: Гардарики, 1999. 520с.
5. Лаврентьев Г. В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов/ Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина. Ч.2. Барнаул: Алт.ун-т, 2002. 232с.
6. ШугаевВ.М. Орнамент на ткани (теория и методика построения). М., 1969. 87 с.
References
1. Volkov N.N. Colour in Painting. M.: Isskusstvo, 1984. 317p.
2. Itten I. The art of colour / Translated from German by L. Monakhova. M.: D. Aronov, 2001. 96 p.
3. Pedagogy of vocational education: tutotial for the students of higher educational institutions / E.P. Belozertsev, A.D. Gonet, A.G. Pashkov and others, ed. V.A. Slastenina. 2-nd ed., stereotyped. Moscow: Publishing Center "Academia", 2006. 368 p.
4. Kharlamov I.F. Pedagogics: tutorial. M.: Gardariki, 2009. 520p.
5. LavrentyevG.V. Innovational educating technologies in professional training of specialists / G.V. Lavrentyev, N.B. Lavrentyeva, N.A. Neudakhina. P.2. Barnaul: Alt.university, 2002. 232p.
6. Shugaev V.M. Ornament on fabric (theory and methods of constructing). M.: 1969. 87p.
УДК 811.161.1373 (072,3)
UDC 811.161.1373 (072,3)
Е. Н. ПУЗАНКОВА
проректор по научной работе Орловского государственного университета Email: [email protected]
E.N. PUZANKOVA
vice-rector on research work of Orel State University Email: [email protected]
СФОРМИРОВАННОСТЬ ЛОГИКО-ЯЗЫКОВЫХ ОПЕРАЦИИ УЧАЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
THE FORMATION OF THE LOGICAL AND LINGUISTIC OPERATIONS OF 5-11TH GRADE STUDENTS OF THE SECONDARY SCHOOL
В статье дается анализ развития логико-языковых операций у учащихся 5-11 классов общеобразовательных школ. Автор статьи делает вывод о необходимости усиления семантического аспекта изучения языковых явлений.
Ключевые слова: логико-языковые операции, семантический аспект, изучение лингвистических понятий.
The analysis of the development of the logical and linguistic operations in 5-11th grade students of the secondary school is given in the article. The author concludes that it is necessary to reinforce the semantic aspect of studying the linguistic phenomena.
Keywords: logical and linguistic operations, the semantic aspect, the study of the linguistic concepts.
Анализ развития логико-языковых операций у учащихся 5-11 классов прежде всего показал, что их формированию мешает отсутствие у учеников знаний сущности многих изучаемых в школе лингвистических понятий.
Например, не смогли дифференцировать понятия «глухие» и «звонкие согласные», найти их общие признаки 60% учащихся 5-х классов, 96% - 6-х, 75% - 7-х, 100% - 8-х, 72% - 9-х, 90% - 10-х и 80% - 11-х классов.
В неверных ответах, которых большинство,
1. неправильно объясняется способ образования рассматриваемых звуков:
«Звонкие согласные звучат чётко, а глухим мешают части рта», - 5 кл. «Звонкая согласная произносится за счет звука и шипения, а глухая только за счет шипения. А общее в них то, что если убрать у звонкой согласной звук, то получится глухая согласная», - 5 кл. «Глухие согласные отличаются от других тем, что звонкие звенят, когда произносятся, а глухие не слышатся», - 6 кл. «Звонкие согласные произносятся, а глухие не произносятся», - 8 кл. «Звонкие звуки при произношении не встречают преграды, а глухие встречают», - 10 кл. «Они отличаются произношением и восприятием на слух», - 11 кл.;
© Е. Н. Пузанкова © E.N. Puzankova