Научная статья на тему 'РОЛЬ ПОЛЬСКИХ НКО В ПОСТСОВЕТСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ УКРАИНЫ'

РОЛЬ ПОЛЬСКИХ НКО В ПОСТСОВЕТСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ УКРАИНЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
155
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЬША / УКРАИНА / ВОСТОЧНАЯ ПОЛИТИКА ПОЛЬШИ / НКО / ПОСТСОВЕТСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПОЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ / «МЯГКАЯ СИЛА»

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Павленко М.Г., Демешко Н.Э.

В статье рассматривается деятельность польских некоммерческихорганизаций (НКО) на территории Украины в контексте иностранного влияния на общественное сознание и политику страны. Авторами определены ведущие акторы, реализующие восточный вектор внешней политики Польши с 1990-х гг., ключевые тематическиенаправления деятельности польских НКО, работающих на украинском пространстве,роль иностранных доноров в реализации польских программ на Украине. Авторы условноклассифицировали деятельность Польши на Украине на следующие направления: поддержка развития гражданского общества и демократизации; работа с общественныммнением населения Украины через поддержку «независимых» средств массовой информации; популяризация идей интеграции Украины с ЕС и НАТО, а также формированиеобщей польско-украинской исторической памяти и национального самосознания. Исследование польского влияния на трансформацию постсоветской Украины позволило авторам сделать вывод, что главным каналом воздействия на украинское пространство является польский третий сектор, состоящий из разнообразных фондов, аналитическихцентров, ассоциаций, благотворительных организаций. При этом польские НКО одновременно являлись как инструментами осуществления польских национальных интересов,так и проводниками влияния США, Великобритании и Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF POLISH NON-PROFIT ORGANISATIONS IN THE POST-SOVIETTRANS FORMATION OF UKRAINE

This article examines the activities of Polish non-profit organisations (NPOs) in Ukrainein the context of foreign influence on the public consciousness and politics of the country. Theauthors identified the main actors promoting Poland’s Eastern Policy since the 1990s, the keythematic areas of activities of Polish NPOs and the role offoreign donors in the implementationof Polish programs in Ukraine. Poland ’s activities in Ukraine were classified into the followingareas: support for the development of civil society and democratization; influence on publicopinion in Ukraine through support of «independent» media; promoting the ideas of Ukraine ’sintegration with the EU and NATO, as well as the formation of a common Polish-Ukrainianhistorical memory and national identity. The results show that the main channel of influenceis the Polish third sector, which consists of various foundations, think tanks, associations, andcharitable organizations. At the same time, Polish NPOs are both a tool to pursue Polish nationalinterests and agents of American, German and British influence.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПОЛЬСКИХ НКО В ПОСТСОВЕТСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ УКРАИНЫ»

РОЛЬ ПОЛЬСКИХ НКО В ПОСТСОВЕТСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ УКРАИНЫ

Павленко М. Г., Демешко Н. Э.

Аннотация: В статье рассматривается деятельность польских некоммерческих организаций (НКО) на территории Украины в контексте иностранного влияния на общественное сознание и политику страны. Авторами определены ведущие акторы, реализующие восточный вектор внешней политики Польши с 1990-х гг., ключевые тематические направления деятельности польских НКО, работающих на украинском пространстве, роль иностранных доноров в реализации польских программ на Украине. Авторы условно классифицировали деятельность Польши на Украине на следующие направления: поддержка развития гражданского общества и демократизации; работа с общественным мнением населения Украины через поддержку «независимых» средств массовой информации; популяризация идей интеграции Украины с ЕС и НАТО, а также формирование общей польско-украинской исторической памяти и национального самосознания. Исследование польского влияния на трансформацию постсоветской Украины позволило авторам сделать вывод, что главным каналом воздействия на украинское пространство является польский третий сектор, состоящий из разнообразных фондов, аналитических центров, ассоциаций, благотворительных организаций. При этом польские НКО одновременно являлись как инструментами осуществления польских национальных интересов, так и проводниками влияния США, Великобритании и Германии.

Ключевые слова: Польша, Украина, восточная политика Польши, НКО, постсоветская трансформация, польские программы, «мягкая сила».

Территория современной Украины на протяжении различных исторических эпох занимала особое место во внешней политике Польши. Ведущей теоретической концепцией, определяющей внешнеполитическую стратегию Польши в отношении ее ближайших соседей можно назвать ягеллонскую идею, активное использование которой опирается на исторические традиции польской геополитики и опыт более двух веков. В начале XX в. ягеллон-ская идея окончательно сформулировалась в качестве проекта построения полиэтничного и многокультурного государства, охватывающего земли до разделов Польши. Она получила разнообразные выражения в политике и политической мысли: от федералистского проекта Ю. Пилсудского и доктрины Гедройца-Мерошевского (УЛБ - Украина, Литва, Беларусь) до современного варианта концепции «Междуморье». Украина в данной концепции играет ключевую роль наряду с Белоруссией, поскольку имеет исторический опыт нахождения в составе Речи Посполитой, а ее западная часть, некогда являвшаяся частью исторической области Галиция, была заселена поляками и считалась неотъемлемой частью польских земель.

После крушения Советского Союза Польша упорно поддерживает прозападный вектор развития Украины. С 90-х гг. XX в. польско-украинские отношения в большей

степени начали рассматриваться в широком контексте «восточной политики» Польши, т.е. в рамках ее взаимоотношений с Украиной, Белоруссией, Литвой и Россией. При этом Польша реализовывала многочисленные внешнеполитические инициативы в отношении Украины, с целью закрепления за собой статуса ведущего игрока на восточном направлении внешней политики ЕС. Более того, именно благодаря Польше, начиная с 2004 года, ЕС поддерживал «оранжевую революцию» на Украине [1, с. 192]. Польша традиционно выступала одним из ключевых противников интеграционных процессов под руководством России на территории Восточной Европы. Наиболее остро противостояние конкурирующих интеграционных проектов развернулось в настоящий момент на Украине, которую Польша, начиная с 1990-х гг., активно втягивает в свою орбиту влияния в том числе с помощью инструментов «мягкой силы».

Цель статьи - исследовать основные методы влияния и продвижения национальных интересов Польши на Украине через НКО. В рамках достижения поставленной цели в статье решаются конкретные задачи: выявить польские НКО, наиболее активно работающие с украинским пространством после развала Советского Союза; исследовать основные тематические направления деятельности польских НКО на Украине; определить роль иностранных доноров в реализации польских программ на Украине. Объектом исследования является политика Польши на Украине, предметом - влияние польских некоммерческих организаций на политическое пространство Украины. Методологическая основа исследования представлена системным, геополитическим и цивилизационным подходами. В каждом из подходов авторами будет использован необходимый ряд методов: анализ, синтез, метод доказательства, абстрагирования, конкретизации и мониторинг.

Изучением различных аспектов польско-украинских отношений занимались такие исследователи, как Д.А. Звягина [2], К.П. Курылев [1], Л.С. Лыкошина [3], А.В. Чернова [4], П. Поспешна [5], Т. Петрова [6], Н.А. Косолапов [7], А. Галус [8], Ю.М. Седякин [9], И.В. Грецкий [10], А.Л. Бовдунов [11], О.Б. Неменский [12], Н.Д. Постников [13] и др.

Исследование польского влияния на трансформацию постсоветской Украины позволило авторам сделать вывод, что главным каналом влияния на украинское пространство является польский третий сектор, состоящий из разнообразных фондов, аналитических центров, ассоциаций, благотворительных организаций, которые как предоставляют гранты украинским бенефициарам в избранных направлениях деятельности, так и самостоятельно реализуют программы напрямую. При этом наиболее влиятельными игроками среди таких НКО являются:

- Ассоциация «Восточно-европейский демократический центр»;

- Фонд украинско-польского сотрудничества (PAUCI);

- Польский фонд им. Роберта Шумана;

- Фонд им. Стефана Батория;

- Европейский Дом Встреч - Фонд Новый Став;

- Фонд международной солидарности (ФМС);

- Польский институт в Киеве.

Указанные организации так или иначе ставили своими целями поддержку демократического транзита на Украине. Как следствие этого устремления декларировалась поддержка независимым СМИ, развитие политического плюрализма и неправительственных организаций, способствование многочисленным реформам в политической сфере. Одновременно с этим большинство польских НКО отстаивало необходимость защиты и продвижения польских национальных интересов, что и отразилось на сущностных характеристиках их проектов.

Деятельность Польши на Украине можно условно классифицировать на следующие направления: поддержка развития гражданского общества и демократизации; работа с общественным мнением населения Украины через поддержку «независимых» СМИ; популяризация идей интеграции Украины с ЕС и НАТО, а также формирование общей польско-украинской исторической памяти и украинского национального самосознания.

Магистральным тематическим направлением для польских НКО, реализующих свои проекты на Украине, являлась поддержка развития украинского третьего сектора и становления гражданского общества. Ее составляющими были институциональное развитие некоммерческих организаций с особым упором на молодежные движения, продвижение политических организаций проевропейской и пропольской направленности и структур, занимающиеся мониторингом деятельности властей и соблюдения прав избирателей.

Польские организации проводили различного рода тренинги и интенсивы для украинских НКО как в Польше, так и на территории Украины. Стоит отметить, что такое обучение включало практические занятия по организации гражданской мобилизации и информационной кампании сначала для решения местных, преимущественно неполитических проблем. Однако в дальнейшем при следующих наборах общественные активисты уже работали с такими проблемами как расширение участия гражданского общества в деятельности местного самоуправления, доступность информации о деятельности органов власти, а также стремились влиять на местную молодежную политику. В таком ключе действовала, например, многолетняя «Программа поддержки гражданского общества» Восточно-европейского демократического центра, ориентированная прежде всего на молодежные НКО. Крупнейшими донорами этой программы в разные годы были Национальный фонд в поддержку демократии (NED), Министерство иностранных дел Польши [14, с. 20-21].

Стимулирование гражданской активности даже в сферах, далеких от политики и принятия решений, помогало активистам выстроить горизонтальные связи и сотрудничество с различными польскими и украинскими организациями и их членами, разделяющими те же ценности и взгляды. Созданная организационная структура и сеть НКО-партнеров, занимающихся деятельностью в той же сфере, в дальнейшем уже использовались в политических целях. Кроме того, полученные теоретические и практические навыки оказывали реальное влияние на повышение политической активности. Так, участники программ молодежного обмена с большей вероятностью и решимостью проявляли себя в общественно-политической деятельности [15, с. 14].

При этом уже вовлеченные в политику организации тщательно отбирались по их

идеологическим ориентациям. Так, в отчетах в качестве сотрудничающих и партнерских организаций указываются «оранжевые» силы (Пора! [16, с. 11], молодежное отделение партии В. Ющенко «Наша Украина» [17, с. 4]) и украинские националистические движения (молодежное крыло партии Народный Рух Украины [18], Союз украинской молодежи и Товарищество Льва [19, с. 22]), идеологическая и культурная база которых находится преимущественно на Западной Украине и отчасти в центральной части страны. Вместе с тем, многие из этих политических и общественно-культурных движений были задействованы в качестве организаторов и координаторов деятельности польских НКО на территории Юго-Восточной Украины.

Молодые политические лидеры и активисты со всей Украины обучались навыкам командной работы, публичных выступлений и политической коммуникации, проектной деятельности, стратегического планирования и разрешения конфликтов. Одновременно они получали знания в применении политических технологий: планировании и проведении избирательных кампаний, создание и продвижение собственного имиджа и имиджа организации, а также обучались фандрайзингу. Подобной деятельностью занимались многие НКО, однако стоит особо отметить Ассоциацию «Школа лидеров», которая была создана как автономная программа фонда им. Стефана Батория [20]. Ее проекты, как, например, «Школа политических лидеров Восточного партнерства» реализовывались по инициативе Фонда Международной Солидарности (курируется польским МИД) и софинансировались посольством США в Варшаве [21]. Стоит также упомянуть в данном контексте проект Европейского Дома Встреч - Фонда Новый Став 2008 года под названием «Академия демократии для Украины», в рамках которого было выпущено онлайн-пособие, содержащее образовательную программу в области политического и гражданского образования, т.е. обучало технологиям достижения власти. Также этот проект включал в себя серию тренингов и семинаров, разработку образовательной программы и продвижение политического образования на Украине [22].

Наконец, третий компонент деятельности в данном направлении - поощрение и поддержка общественных инициатив и организаций, занимающихся мониторингом избирательного законодательства и наблюдением за выборами на Украине. Фактически эта сфера деятельности была монополизирована фондом им. Стефана Батория и его программами. Сам фонд служил центром финансирования гражданских инициатив на местах, в частности, комитетов избирателей в разных областях, и занимался организацией наблюдательных миссий, состоящих из польских экспертов. В области влияния на внутреннюю политику ради повышения стандартов функционирования и прозрачности государственных институтов также можно отметить Фонд развития местной демократии и реализуемый им проект «Прозрачная Украина», направленный на повышение подотчетности местных органов власти гражданскому обществу. Донором данного проекта выступил Польско-Американский фонд свободы [23].

В комплексной стратегии реализации польских национальных интересов на Украине достаточно значимой и неотъемлемой составляющей была поддержка «независимых» СМИ, многие из которых обладали проевропейской направленностью и ретранслирова-

ли выгодные им смыслы. Наиболее значимыми целями проектов в данном направлении являлись координация СМИ на Украине, улучшение их информационной и визуальной составляющих, повышение профессионализма журналистов, техническая помощь редакциям, а также консолидация журналистского сообщества Украины и налаживание сотрудничества с польскими коллегами. Необходимо отметить, что основными реципиентами данных программ были общественно-политические издания, особенно работающие в сфере контроля над государственными институтами. Отдельные программы по поддержке «независимых» украинских СМИ реализовывали Фонд международной солидарности (Сотрудничество и поддержка журналистских организаций, Региональные СМИ в Украине за свободные и честные выборы, Поддержка украинских молодежных СМИ, Украинская школа журналистики и др. [24]) и Восточно-европейский демократический центр [25, s. 6] (Поддержка независимой региональной прессы на востоке Украины, спонсировавшаяся Национальным фондом в поддержку демократии (NED) и Польско-украинским фондом сотрудничества PAUCI и МИД Польши) [26, s. 20-21].

Впоследствии это направление деятельности также стало включать ведение информационной войны на фоне эскалации конфликта на востоке Украины. Так, Восточно-европейский демократический центр обучал журналистов созданию репортажей в сложных условиях, занимался мониторингом освещения конфликта в украинских СМИ (не только традиционных, но и в новых медиа), оценивая его восприятие в общественном сознании. На основе полученных результатов выбирались интернет-издания, отдельные журналисты и блогеры, освещающие данную тематику в проукраинском ключе с которыми организация в дальнейшем выстраивала свое тесное сотрудничество, предполагавшее финансирование, планирование деятельности и контроль выполнения заданий [27, с. 5-6]. Те же цели преследовал и Фонд международной солидарности, обучая журналистов юго-восточных регионов, особенно находящихся в прифронтовой зоне «правильному» освещению конфликта и ведению информационных кампаний. Кроме того, ФМС организовывал грантовые конкурсы, семинары, стажировки и тренинги для журналистов с востока и запада Украины для развития сотрудничества между местными украинскими СМИ и формирования единой проевропейской и проукраинской сети с одной повесткой, противостоящей пророссийским информационным потокам и одновременно конструирующим единую национальную идеологию. Одним из таких проектов являлся «Восток и Запад вместе - пространство для диалога» 2015 года, который, помимо создания сети местных СМИ, стремился наладить регулярное сотрудничество между ними, так как информационные ресурсы представляют определенный «интегрирующий фактор в обществе с сильной языковой, культурной и даже исторической неоднородностью», каковым и является Украина. Таким образом, важнейшей задачей было нивелирование внутриполитических и культурных разногласий Украины и консолидация ее пространства на общеевропейских смыслах [28].

Поддержка демократизации на Украине обосновывается ее историческим «европейским путем» развития, конечной точкой которого должно быть, как и в случае с Польшей, «возвращение в Европу». Вместе с тем имеет смысл выделить евроатлантическое

направление в отдельный тематический блок, поскольку его пропаганда происходила и вне рамок поддержки демократических инициатив, как часть стратегии реализации национальных интересов польского государства. Однако стоит подчеркнуть, что данное тематическое направление было внутренне неоднородным.

Общим знаменателем инициатив являлось политическое сближение Украины и Польши, создание общего политического пространства и даже некоторого подобия совместного управления территориями. Особенно это касалось приграничных районов двух государств, объединенных в еврорегионы для дальнейшей взаимной политико-экономической интеграции. Наиболее примечательным проектом, иллюстрирующим намерения и цели польских НКО, был Еврорегион Буг, который курировался Европейским Домом Встреч - Фондом Новый Став с 1995 года. Еврорегион объединял Люблинское воеводство Польши, Волынскую область и два района Львовской области Украины и Брестскую область Белоруссии [29]. Стратегическая цель проекта - содействие объединению гражданских и молодежных организаций из трех стран в реализации совместных инициатив и начинаний, включая обмен опытом в области политических преобразований, культурных, исторических, образовательных, экологических программ [30]. Партнером проекта, оказывающим финансовую помощь, была программа PHARE Европейского союза [31]. Сам фонд получал финансирование на постоянной основе от Фонда польско-германского сотрудничества и МИД Польши [32]. Не менее важной в данном направлении была поддержка распространения идей среди молодежи и школьников путем развития сети Европейских школьных клубов на Украине, формировавших «чувства европейского единства» и дававших знания о жизни в ЕС [33]. Поддержку Евроклубам оказывали совместно несколько ведущих польских НКО, среди которых Польский фонд им. Роберта Шумана, Фонд украинско-польского сотрудничества PAUCI (ранее - Польско-американо-украинская инициатива о сотрудничестве), Фонд им. Стефана Батория, Европейским Домом Встреч - Фондом Новый Став, а также МИД Польши и др.[34, с. 292-295].

В дальнейшем наблюдается разделение евроинтеграционных программ на два типа. Несмотря на то, что все акторы декларировали одни и те же цели, результат реализации программ в данном направлении предполагался разный. Так, германское участие в деятельности и финансировании НКО обусловливало интеграцию с институтами ЕС, при этом, как правило, отсутствовал призыв к включению Украины в Североатлантический альянс, в то время как для американского участия обе этих цели являлись частью единой системы.

В качестве иллюстрации можно рассмотреть цели и задачи ведущих польских НКО, имеющих значительное иностранное участие в финансировании деятельности на Украине. Так, Восточная программа и Программа обмена опытом Польского фонда им. Роберта Шумана продвигают только идеи евроинтеграции, сотрудничества и обмена опытом со странами Восточной Европы, не входящими в ЕС. А в проектах Европейского Дома Встреч - Фонда Новый Став НАТО не упоминается вовсе. Между тем, Фонд им. Стефана Батория, основанный американским финансистом Дж. Соросом и получающий финансирование на реализацию своих программ преимущественно от Институт «Открытое обще-

ство», а также от Фонда Форда и Фонда Ч.С. Мотта [35], выделял гранты на поддержку интеграции как в структуры ЕС, так и в НАТО. Фонд украинско-польского сотрудничества (РАиС1), финансируемый Агентством США по международному развитию (^АГО) [36] не разделяет в своих проектах интеграцию в обе эти структуры, что отражено в названиях программ, проектов и отдельных мероприятий, например, экспертный форум «Евро-атлантическое будущее Украины» [37], «Евроатлантические встречи в Украине» - серия из нескольких открытых встреч, проводившихся в городах юга и востока Украины [38]. Среди изначальных целей деятельности данной организации также указана интеграция Украины в европейские структуры и НАТО [39].

Постоянной темой многих польских проектов, реализуемых на Украине, было прямое или опосредованное влияние на становление независимой украинской нации в условиях незавершенного национального строительства и конкуренции проектов нацие-строительства и разделения нового государства на две большие области, отличающиеся культурными особенностями.

Первым направлением на этом пути было способствование украинизации как можно большего населения страны и повышения политического и культурного веса Западной Украины как национального ядра украинского проекта. Именно украинские культурные инициативы поддерживались, не смотря на осознание ими Украины как гетерогенного и разделенного государства, внутри которого имеется большой потенциал для этнопо-литического конфликта. Наблюдается политика двойных стандартов со стороны польских организаций в отношении культуры и шире национального вопроса на западне и юго-востоке Украины. В то время, когда на Западе открыто поддерживали организации, распространяющие украинскую культуру и отстаивающие статус украинского языка как государственного, поддерживали местные культурные инициативы, юго-востоку отказывали в поддержке своего русского языка и культуры. Последних должны были обучать проукраинские организации и тренеры, большая часть которых базировалась в Западной Украине. В свою очередь, юго-восточным регионам проводились мероприятия, направленные на развитие мультикультурализма. Примером такого проекта может служить проведенная в фондом им. Стефана Батория в Крыму «Конференция по продвижению культуры толерантности в мультикультурном обществе» [40, s. 69]. В то же время примером продвижения украинской культуры, видения истории и истоков украинской нации среди русскоязычных граждан может служить Польская программа социокультурного форума «PogranCult GaliciaCult» 2016 года. Проводимые развлекательные и культурные мероприятия были направлены на популяризацию «Мифа о Галиции», демонстрацию его привлекательности в сравнении с другими проектами нациестроительства на территории Украины [41], то есть польские НКО стремились предотвратить зарождение и развитие альтернативных национальных проектов для Украины.

Одновременно с этим политика «мягкой» украинизации и сотрудничества с радикальными украинскими националистами в то же время таила в себе опасность создания барьеров между поляками и украинцами в процессе нациестроительства и непременно связанных с ним обострением исторических противоречий и травматического опыта сосу-

ществования поляков и украинцев. Поэтому вторым важным элементам данного направления был пересмотр польско-украинской истории и внесение коррективов в историческую память обоих народов. Так, одно из наиболее травматических событий, способных вбить клин в польско-украинские отношения - Волынская резня - начинала трактоваться как «общая трагедия» [42]. Происходило и постепенное стирание негативного образа украинского националиста и украинцев как «Других», что позволило влиять на процессы нациестроительства в Украине путем поддержки откровенно бандеровских организаций - Союз украинской молодежи, Товарищество Льва (стоявшее за основанием многих культурных и общественно-политических организаций на Западной Украине с конца 80-х, как например, Народное движение Украины «Рух», ставшее впоследствии одноименной партией), «Пласт» - молодежная скаутская организация и др. Организации подобного толка с польской помощью продвигали не только идею «Украина и Польша вместе в Европе», но и занимались активной украинизацией молодежи со всех незападных частях Украины, тем самым стремясь разорвать их естественные связи с Россией и русской культурой.

Вместе с пересмотром исторической памяти Украины в данном направлении деятельности НКО прослеживается третий наиболее важный элемент - развитие и продвижения концепции «пограничья», стирающей культурные границы между польским и украинским этносом, которые как бы являются частями одного народа, имеют общую историю и разделяют одну судьбу. Над популяризацией этих представлений активно работает Польский институт в Киеве. В 2020 году под эгидой Института прошли мероприятия, посвященные 100-летию союза Пилсудского-Петлюры, также были изданы циклы публикаций, освещающие в положительном свете создание военно-политического союза Польши и УНР в 1920 году. Героев этих событий предлагается чтить как общую память поляков и украинцев [43]. Кроме того, среди масштабных проектов, можно отметить проведение PAUCI «Года Польши в Украине» в 2004-2005 гг., в рамках которого были организованы многочисленные мероприятия, демонстрирующие величие польской и украинской культур [44]. Таким образом выстраивается сближение польской и украинской культуры, продвигается и обосновывается интенсификация связей с Польшей через языковые курсы, культурные мероприятия и др.

Выводы

Проведенное исследование деятельности польских некоммерческих организаций на территории Украины позволил прийти к следующим выводам.

Во-первых, ведущим акторам третьего сектора, реализующим восточный вектор польской внешней политики на Украине можно отнести Ассоциацию «Восточно-европейский демократический центр», Фонд украинско-польского сотрудничества (PAUCI), Польский фонд им. Роберта Шумана, Фонд им. Стефана Батория, Европейский Дом Встреч - Фонд Новый Став, а также Польский Институт в Киеве и Фонд международной солидарности. Указанные организации объединяет масштаб, системный характер деятельности, ориентированной на долгосрочную перспективу и конкретный, отслеживаемый результат. Так, программы и проекты, реализуемые указанными НКО, охватывали территорию всей Украины, а многие из них продолжались более десяти лет и провели

не один набор участников. К этому стоит добавить, что в деятельности польских НКО имплицитно просматривалось стремление создать единую сеть или структуру из украинских организаций-партнеров и участников программ и вместе интегрировать ее с польской сетью для дальнейшей координации влияния на украинское общество и элиту.

Во-вторых, важным является и тот факт, что ключевые польские НКО действовали в рамках определенных общих тематических направлений, которые условно можно разделить на поддержку украинского третьего сектора, проевропейских и пропольских СМИ и политических сил, распространение идей о необходимости интеграции Украины в ЕС и НАТО, способствование развитию этнонационального самосознания украинцев в духе культурно-исторического единства с Польшей.

В-третьих, польские проекты на Украине реализовывались при финансовой поддержке зарубежных государств. Так, Фонд им. Стефана Батория был создан как часть сети Институтов открытого общества и большинство его программ финансировалось материнской организацией, Европейский Дом Встреч - Фонд Новый Став и Польский фонд им. Роберта Шумана спонсировались немецкими фондами, PAUCI финансировался USAID и администрировался Freedom House. Исходя из этого, можно констатировать, что польские НКО не являлись полностью самостоятельными и наряду с отстаиванием национальных интересов своего государства реализовывали долгосрочные цели и планы США, Германии и в меньшей степени Великобритании, активно втягивая Украину в свои интеграционные проекты и одновременно выводя ее из российской сферы влияния.

Список литературы

1. Курылев К.П. Польша как провайдер Украины в Европу: ожидания и разочаро-

вания // Современный мир и национальные интересы Республики Беларусь :

материалы Междунар. науч. конф., Минск, 17 дек. 2021 г. Минск : БГУ, 2021.

С.191-197.

2. Звягина Д.А. Польско-украинские отношения: детерминанты прошлого, пер-

спективы будущего // Вестник Пермского университета. Серия: Политология.

2016. № 3. С. 142-154.

3. Лыкошина Л.С. Польша и украинский кризис // Россия и современный мир. 2015.

№ 3 (88). С. 113-126.

4. Чернова А.В. «Восточная политика» Польши: от концепции «УЛБ» до «Восточ-

ного партнерства» // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 6 (33). С. 15-24.

5. Pospieszna P. When Recipients Become Donors // Problems of Post-Communism. 2010.

Vol. 57, № 4. P. 3-15.

6. Petrova T., Pospieszna P. Democracy promotion in times of automatization: the case of

Poland, 1989-2019 // Post-Soviet Affairs. 2021. Vol. 37, № 6. P. 526-543.

7. Косолапов Н. «Мягкая сила» Республики Польша на примере Украины и Белорус-

сии // Свободная мысль. 2016. № 3 (1657). С. 177-188.

8. Galus A. What is Media Assistance and (Why) Does It Matter? The Case of Polish

Foreign Aid to the Media in Belarus and Ukraine // Central European Journal of Communication. 2020. Vol. 13, № 3. P. 390-408.

9. Седякин Ю. Польский фактор во внешней политике Украины // Обозреватель.

2007. № 7 (210). С. 79-85.

10. Грецкий И.В. Влияние вступления Польши в ЕС на ее политику по отношению к Украине // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. 2014. № 3. С. 153-161.

11. Бовдунов А.Л. Восточный вектор внешней политики Польши: геополитическая традиция и современность // Россия XXI. 2012. № 2. С. 54-69.

12. Неменский О.Б. Польско-украинские отношения на современном этапе // Проблемы национальной стратегии. 2014. № 6 (27). С. 66-88.

13. Постников Н.Д. Этноцентризм как исторический императив Польши в отношении с восточными соседями // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2009. № 3. С. 16-25.

14. Raport z dzialalnosci w 2008 roku // Stowarzyszenie Wschodnioeuropejskie Centrum Demokratyczne. Warszawa, 2009. URL: https://www.eedc.org.pl/documents/ raport2008.doc.pdf (data dost^pu: 27.01.2023).

15. Pospieszna P., Galus A. Promoting active youth: evidence from Polish NGO's civic education programme in Eastern Europe // Journal of International Relations and Development. Palgrave Macmillan UK, 2020. Vol. 23, № 1. С. 210-236.

16. Sprawozdanie z dzialalnosci Stowarzyszenia Wschodnioeuropejskie Centrum Demokratyczne za 2005 rok (sprawozdanie z dzialalnosci organizacji pozytku publicznego) // Stowarzyszenie Wschodnioeuropejskie Centrum Demokratyczne. 2005. URL: https://www.eedc.org.pl/documents/Sprawozdanie-0PP_2005.pdf (data dost^pu: 27.01.2023).

17. Raport z dzialalnosci w 2003 roku // Stowarzyszenie Wschodnioeuropejskie Centrum Demokratyczne. Warszawa, 2004. URL: https://www.eedc.org.pl/documents/ Raport-2003.pdf (data dost^pu: 28.01.2023).

18. Партнери // Euroregion Bug. URL: https://web.archive.org/web/20081012164133/ http://euromixbug.org/index.php/ua/razem_w_europie/partnerzy_i_patronat/partneri (дата звернення: 27.01.2023).

19. Raport z dzialalnosci w 2006 roku // Stowarzyszenie Wschodnioeuropejskie Centrum Demokratyczne. Warszawa, 2007. URL: https://www.eedc.org.pl/documents/ raport-2006.pdf (data dost^pu: 28.01.2023).

20. Strona glowna // Szkola Liderow. URL: https://web.archive.org/web/20060101222337/ https://www.szkola-liderow.pl/ (data dost^pu: 27.01.2023).

21. Szkola Liderow Politycznych Partnerstwa Wschodniego // Szkola Liderow. URL: https://web.archive.org/web/20150228054552/http://www.szkola-liderow.pl/slppw. php (data dost^pu: 27.01.2023).

22.Разому€вроm/EuroregionBug.URL:https://web.archive.org/web/20080904220133/ http://www.euromixbug.org/index.php/ua/razem_w_europie (дата звернення:

27.01.2023).

23. Прозора Украша - аналiз результат 2006-2009 // Прозора Украша. URL: https:// web.archive.org/web/20131019151228/http://prozora.org/file.php/1/Badawczy/PU_ opis_projektu_na_strone_ukr.pdf (дата звернення: 27.01.2023).

24. Ukraina // Fundacja Solidarnosci Mi^dzynarodowej. URL: https://web.archive.org/ web/20160811081850/http://solidarityfund.pl/ru/wg-krajow/ukraina (data dost^pu: 27.01.2023).

25. Sprawozdanie z dzialalnosci Stowarzyszenia Wschodnioeuropejskie Centrum Demokratyczne za 2006 rok (sprawozdanie z dzialalnosci organizacji pozytku publicznego) // Stowarzyszenie Wschodnioeuropejskie Centrum Demokratyczne. 2006. URL: https://www.eedc.org.pl/documents/sprawozdanie_0PP_2006.pdf (data dost^pu: 27.01.2023).

26. Raport z dzialalnosci w 2005 roku // Stowarzyszenie Wschodnioeuropejskie Centrum Demokratyczne. Warszawa, 2006. URL: https://www.eedc.org.pl/documents/ raport-2005.pdf (data dost^pu: 28.01.2023).

27. Raport z dzialalnosci w 2015 roku // Stowarzyszenie Wschodnioeuropejskie Centrum Demokratyczne. Warszawa, 2016. URL: https://www.eedc.org.pl/documents/ SWCD_Raport-z-dzia3anoeci_2015.pdf (data dost^pu: 28.01.2023).

28. Wschod i Zachod razem - przestrzen dialogu // Fundacja Solidarnosci Mi^dzynarodowej. URL: https://solidarityfund.pl/2015/09/15/wschod-i-zachod-razem-przestrzen-dialogu/ (data dost^pu: 28.01.2023).

29. Про еврорепон // Euroregion Bug. URL: https://web.archive.org/ web/20080829181447/http://www.euromixbug.org/index.php/ua/euroregion/pro_ evroregion (дата звернення: 28.01.2023).

30. Porozumienie Mlodych Euroregionu Bug // Euroregion Bug. URL: https://web.archive. org/web/20080807131742/http://euromixbug.org/index.php/ua/euroregion/pro_ evroregion/porozumienie_mlodych_euroregionu_bug (data dost^pu: 28.01.2023).

31. Карта еврорепону // Euroregion Bug. URL: https://web.archive.org/ web/20080829163843/http://euromixbug.org/index.php/ua/euroregion/mapa (дата звернення: 28.01.2023).

32. Partnerzy Fundacji // Europejski Dom Spotkan - Fundacja Nowy Staw. URL: http:// www.eds-fundacja.pl/00/eds/partnerzy.php (data dost^pu: 28.01.2023).

33. Мета дiяльностi ШСК // Euroregion Bug. URL: https://web.archive.org/ web/20080829161720/http://euromixbug.org/index.php/ua/razem_w_europie/shkil_ ni_ievropejs_ki_klubi/meta_diyal_nosti_shiek (дата звернення: 28.01.2023).

34. Молодь в умовах становлення незалежносп Украши (1991-2011 роки): щорiч. доп. Ки!в, 2011. URL: https://dismp.gov.ua/wp-content/plugins/download-attachments/includes/download.php?id=4352 (дата звернення: 26.01.2023).

35. Darczyncy // Fundacja im. Stefana Batorego. URL: https://web.archive.org/ web/20120109004633/http://www.batory.org.pl/darczyncy (data dost^pu: 28.01.2023).

36. Про ПАУС1 // Польсько - Американсько - Украшська 1шщатива про Ствпрацю. URL: https://web.archive.Org/web/20040807003003/http://pauci.org/ua/about/about (дата звернення: 28.01.2023).

37. Календар заходiв // Польсько - Американсько - Украшська 1шщатива про Ствпрацю. URL: https://web.archive.Org/web/20080420055632/http://www.pauci. org/ua/calendar/?calendar_id=1043&calendar_search[month]=October&calendar_ search[year]=2007 (дата звернення: 28.01.2023).

38. Програми ПАУС1 // Польстко-Украшська фундащя сшвпращ. URL: https:// web.archive.org/web/20090214172635/http://pauci.org/ua/programs/?programs_ action=details&programs_id=2 (дата звернення: 28.01.2023).

39. Мюя // Польсько-Американсько-Украшська Iнiцiатива про Спiвпрацю. URL: https://pauci.org/ua/foundation (дата звернення: 28.01.2023).

40. Sprawozdanie 2007 // Fundacja im. Stefana Batorego. Warszawa, 2008. URL: https://www.batory.org.pl/wp-content/uploads/2019/09/spr2007.pdf (data dostçpu: 28.01.2023).

41. Польська програма на сощокультурному форумi «ПогранКульт: ГалщяКульт» // Instytut Polski w Kijowie. URL: https://instytutpolski.pl/kyiv/2016/10/04/польсь-ка-програма-на-сощокультурно/ (дата звернення: 28.01.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

42. Pojednanie przez trudn^ pamiçc. Wolyn 1943 // Fundacja Solidarnosci Miçdzynarodowej. URL: https://solidarityfund.pl/2012/03/19/pojednanie-przez-trudna-pamiec-wolyn-1943/ (data dostçpu: 28.01.2023).

43. 100^ччя союзу Пiлсудський-Петлюра // Instytut Polski w Kijowie. URL: https:// instytutpolski.pl/kyiv/2020/04/21/100-рiччя-союзу-пiлсудський-петлюра-2/ (дата звернення: 28.01.2023).

44. Програма Року Польщi в Украш - 2004 (Польща i Украша разом у Gвропi) // Program-ua. URL: https://web.archive.org/web/20071104125440/http://www. polska2004.org.ua:80/program-ua.html (дата звернення: 17.12.2022).

Сведения об авторах

Павленко Мария Геннадьевна - магистрант направления подготовки «Политология» кафедры «Политические науки» Севастопольского государственного университета, младший научный сотрудник кафедры «Политические науки» Севастопольского государственного университета, г. Севастополь. E-mail: pavlenko_maria@outlook.com

Демешко Наталья Эдуардовна - кандидат политических наук, доцент кафедры «Политические науки» Севастопольского государственного университета, г. Севастополь. E-mail: natalidem93@mail.ru

M. G. Pavlenko, N. E. Demeshko

THE ROLE OF POLISH NON-PROFIT ORGANISATIONS IN THE POST-SOVIET TRANSFORMATION OF UKRAINE

Abstract: This article examines the activities of Polish non-profit organisations (NPOs) in Ukraine in the context of foreign influence on the public consciousness and politics of the country. The authors identified the main actors promoting Poland's Eastern Policy since the 1990s, the key thematic areas of activities of Polish NPOs and the role offoreign donors in the implementation of Polish programs in Ukraine. Poland's activities in Ukraine were classified into the following areas: support for the development of civil society and democratization; influence on public opinion in Ukraine through support of «independent» media; promoting the ideas of Ukraine's integration with the EU and NATO, as well as the formation of a common Polish-Ukrainian historical memory and national identity. The results show that the main channel of influence is the Polish third sector, which consists of various foundations, think tanks, associations, and charitable organizations. At the same time, Polish NPOs are both a tool to pursue Polish national interests and agents of American, German and British influence.

Keywords: Poland, Ukraine, Poland's Eastern Policy, NPOs, post-Soviet transformation, Polish programs, «softpower».

References

1. Kurylev K.P. Pol'sha kak provaider Ukrainy v Evropu: ozhidaniiai razocharovaniia"

[Poland as a provider of Ukraine to Europe: expectations and disappointments] // Sovremennyi mir i natsional'nye interesy Respubliki Belarus'.

2. Zviagina D.A. Pol'sko-ukrainskie otnosheniia: determinanty proshlogo, perspektivy

budushchego [Polish-Ukrainian Relations: Determinants of the Past, Prospects for the Future] // Vestnik Permskogo universiteta. Seriia: Politologiia 2016. № 3. P. 142-154.

3. Lykoshina L.S. Pol'sha i ukrainskii krizis [Poland and the Ukrainian crisis] // Rossiiai

sovremennyi mir. 2015. № 3 (88). P. 113-126.

4. Chernova A.V. «Vostochnaiapolitika» Pol'shi: ot kontseptsii «ULB» do «Vostochnogo

partnerstva» [Eastern policy of Poland from the concept of «ULB» to «Eastern partnership»] // Vestnik MGIMO-Universiteta. 2013. № 6 (33). P. 15-24.

5. Pospieszna P. When Recipients Become Donors // Problems of Post-Communism.

2010. Vol. 57, № 4. P. 3-15.

6. Petrova T., Pospieszna P. Democracy promotion in times of autocratization: the case of

Poland, 1989-2019 // Post-Soviet Affairs. 2021. Vol. 37, № 6. P. 526-543.

7. Kosolapov N. «Miagkaia sila» Respubliki Pol'sha na primere Ukrainy i Belorussii

[«Soft Power» of the Republic of Poland. Case Study of Ukraine and Belarus] //

Svobodnaiamysl'. 2016. № 3 (1657). P. 177-188.

8. Galus A. What is Media Assistance and (Why) Does It Matter? The Case of Polish

Foreign Aid to the Media in Belarus and Ukraine // Central European Journal of Communication. 2020. Vol. 13, № 3. P. 390-408.

9. Sediakin Iu. Pol'skii faktor vo vneshnei politike Ukrainy [The Polish Factor in the

Foreign Policy of Ukraine] // Obozrevatel'. 2007. № 7 (210). P. 79-85.

10. Gretskii I.V. Vliianie vstupleniiaPol'shi v ES na ee politiku po otnosheniiuk Ukraine [The Influence Of Poland's Integration into the European Union on Its Policy towards Ukraine] // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Politologiia. Mezhdunarodnye otnosheniia 2014. № 3. P. 153-161.

11. Bovdunov A.L. Vostochnyi vektor vneshnei politiki Pol'shi: geopoliticheskaia traditsîia i sovremennost' [Poland's Eastern Policy: Geopolitical Tradition and Modernity] // RossiiaXXI. 2012. № 2. P. 54-69.

12. Nemenskii O.B. Pol'sko-ukrainskie otnosheniiana sovremennom étape [Contemporary Relations between Poland and Ukraine] // Problemy natsional'noi strategii. 2014. № 6 (27). P. 66-88.

13. Postnikov N.D. Ètnotsentrizm kak istoricheskii imperativ Pol'shi v otnoshenii s vostochnymi sosediami [Ethnocentrism as a Historical Imperative of Poland's Relations with Its Eastern Neighbors] // Vestnik assotsiatsii vuzov turizma i servisa. 2009. № 3. P. 16-25.

14. Raport z dzialalnosci w 2008 roku [Annual Activity Report 2008] // Stowarzyszenie Wschodnioeuropejskie Centrum Demokratyczne [East European Democratic Centre]. Warszawa, 2009. Available at: https://www.eedc.org.pl/documents/raport2008.doc. pdf (accessed 27 January 2023).

15. Pospieszna P., Galus A. Promoting Active Youth: Evidence from Polish NGO's Civic Education Programme in Eastern Europe // Journal of International Relations and Development. Palgrave Macmillan UK, 2020. Vol. 23, № 1. С. 210-236.

16. Sprawozdanie z dzialalnosci Stowarzyszenia Wschodnioeuropejskie Centrum Demokratyczne za 2005 rok (sprawozdanie z dzialalnosci organizacji pozytku publicznego) [Report on Activities of the East European Democratic Center Association for 2005 (report on the activities of a public organization)] // Stowarzyszenie Wschodnioeuropejskie Centrum Demokratyczne [East European Democratic Centre]. 2005. Available at: https://www.eedc.org.pl/documents/ Sprawozdanie-0PP_2005.pdf (accessed 27 January 2023).

17. Raport z dzialalnosci w 2003 roku [Annual Activity Report 2003] // Stowarzyszenie Wschodnioeuropejskie Centrum Demokratyczne [East European Democratic Centre]. Warszawa, 2004. Available at: https://www.eedc.org.pl/documents/Raport-2003.pdf (accessed 28 January 2023).

18. Partneri [Partners] // Euroregion Bug. Available at: https://web.archive.org/ web/20081012164133/http://euromixbug.org/index.php/ua/razem_w_europie/ partnerzy_i_patronat/partneri (accessed 27 January 2023).

19. Raport z dzialalnosci w 2006 roku [Annual Activity Report 2006] // Stowarzyszenie Wschodnioeuropejskie Centrum Demokratyczne [East European Democratic Centre]. Warszawa, 2007. Available at: https://www.eedc.org.pl/documents/raport-2006.pdf (accessed 28 January 2023).

20. Strona glowna [Home page] // Szkola Liderow [School of Leaders]. Available at: https://web.archive.org/web/20060101222337/https://www.szkola-liderow.pl/ (accessed 27 January 2023).

21. Szkola Liderow Politycznych Partnerstwa Wschodniego [School of Political Leaders of the Eastern Partnership] // Szkola Liderow [School of Leaders]. Available at: https://web.archive.org/web/20150228054552/http://www.szkola-liderow.pl/slppw. php (accessed 27 January 2023).

22. Razom u Êvropi [Together in Europe] / Euroregion Bug. Available at: https:// web.archive.org/web/20080904220133/http://www.euromixbug.org/index.php/ua/ razem_w_europie (accessed 27 January 2023).

23. Prozora Ukraïna - analiz rezul'tativ 2006-2009 [Transparent Ukraine - analysis of results 2006-2009] // Prozora Ukraïna [Transparent Ukraine]. Available at: https:// web.archive.org/web/20131019151228/http://prozora.org/file.php/1/Badawczy/PU_ opis_projektu_na_strone_ukr.pdf (accessed 27 January 2023).

24. Ukraina [Ukraine] // Fundacja Solidarnosci Miçdzynarodowej [International Solidarity Foundation]. Available at: https://web.archive.org/web/20160811081850/ http://solidarityfund.pl/ru/wg-krajow/ukraina (accessed 27 January 2023).

25. Sprawozdanie z dzialalnosci Stowarzyszenia Wschodnioeuropejskie Centrum Demokratyczne za 2006 rok (sprawozdanie z dzialalnosci organizacji pozytku publicznego) [Report on Activities of the East European Democratic Center Association for 2006 (report on the activities of a public organization)] // Stowarzyszenie Wschodnioeuropejskie Centrum Demokratyczne [East European Democratic Centre]. 2006. Available at: https://www.eedc.org.pl/documents/ sprawozdanie_0PP_2006.pdf (accessed 27 January 2023).

26. Raport z dzialalnosci w 2005 roku [Annual Activity Report 2005] // Stowarzyszenie Wschodnioeuropejskie Centrum Demokratyczne [East European Democratic Centre]. Warszawa, 2006. Available at: https://www.eedc.org.pl/documents/raport-2005.pdf (accessed 28 January 2023).

27. Raport z dzialalnosci w 2015 roku [Annual Activity Report 2015] // Stowarzyszenie Wschodnioeuropejskie Centrum Demokratyczne [East European Democratic Centre]. Warszawa, 2016. Available at: https://www.eedc.org.pl/documents/SWCD_Raport-z-dzia4anoeci_2015.pdf (accessed 28 January 2023).

28. Wschod i Zachod razem - przestrzen dialogu [East and West Together - Space for Dialogue] // Fundacja Solidarnosci Miçdzynarodowe [International Solidarity Foundation]. Available at: https://solidarityfund.pl/2015/09/15/wschod-i-zachod-razem-przestrzen-dialogu/ (accessed 28 January 2023).

29. Pro êvroregion [About the Euroregion] // Euroregion Bug. Available at: https://

web.archive.org/web/20080829181447/http://www.euromixbug.org/index.php/ua/ euroregion/pro_evroregion (accessed 28 January 2023).

30. Porozumienie Mlodych Euroregionu Bug [Youth Agreement of Euroregion Bug] // Euroregion Bug. Available at: https://web.archive.org/web/20080807131742/http:// euromixbug.org/index.php/ua/euroregion/pro_evroregion/porozumienie_mlodych_ euroregionu_bug (accessed 28 January 2023).

31. Karta evroregionu [Map of the Euroregion] // Euroregion Bug. Available at: https:// web.archive.org/web/20080829163843/http://euromixbug.org/index.php/ua/ euroregion/mapa (accessed 28 January 2023).

32. Partnerzy Fundacji [Partners of the Foundation] // Europejski Dom Spotkan - Fundacja Nowy Staw [European Meeting Centre - Nowy Staw Foundation]. Available at: http://www.eds-fundaqja.pl/00/eds/partnerzy.php (accessed 28 January 2023).

33. Meta diäl'nosti SEK [The Purpose of the European School Clubs (EsC)] // Euroregion Bug. Available at: https://web.archive.org/web/20080829161720/http://euromixbug. org/index.php/ua/razem_w_europie/shkil_ni_ievropejs_ki_klubi/meta_diyal_nosti_ shiek (accessed 28 January 2023).

34. Molod' v umovah stanovlennä nezaleznosti Ukraini (1991-2011 roki): soric. dop. [Youth in the Conditions of the Formation of the Independence of Ukraine (19912011). Annual report]. Kiiv [Kyiv], 2011. Available at: https://dismp.gov.ua/wp-content/plugins/download-attachments/includes/download.php?id=4352 (accessed 26 January 2023).

35. Darczyncy [Donors] // Fundacja im. Stefana Batorego [Stefan Batory Foundation]. Available at: https://web.archive.org/web/20120109004633/http://www.batory.org. pl/darczyncy (accessed 28 January 2023).

36. Pro PAUSÍ [About PAUCI] // Pol's'ko-Amerikans'ko-Ukrains'ka iniciativa pro Spivpracü [The Polish-Ukrainian Cooperation Foundation PAUCI]. Available at: https://web.archive.org/web/20040807003003/http://pauci.org/ua/about/about (accessed 28 January 2023).

37. Kalendar zahodiv [Calendar of Events] // Pol's'ko-Amerikans'ko-Ukrains'ka iniciativa pro Spivpracü [The Polish-Ukrainian Cooperation Foundation PAUCI]. Available at: https://web.archive.org/web/20080420055632/http://www.pauci.org/ ua/calendar/?calendar_id=1043&calendar_search[month]=0ctober&calendar_ search[year]=2007 (accessed 28 January 2023).

38. Programi PAUSi [PAUCI Programs] // Pol's'ko-Amerikans'ko-Ukrains'ka iniciativa pro Spivpracü [The Polish-Ukrainian Cooperation Foundation PAUCI]. Available at: https://web.archive.org/web/20090214172635/http://pauci.org/ua/ programs/?programs_action=details&programs_id=2 (accessed 28 January 2023).

39. Misiä [Mision] // Pol's'ko-Amerikans'ko-Ukrains'ka iniciativa pro Spivpracü [The Polish-Ukrainian Cooperation Foundation PAUCI]. Available at: https://pauci.org/ ua/foundation (accessed 28 January 2023).

40. Sprawozdanie 2007 [Annual Activity Report 2007] // Fundacja im. Stefana Batorego

[Stefan Batory Foundation]. Warszawa, 2008. Available at: https://www.batory.org. pl/wp-content/uploads/2019/09/spr2007.pdf (accessed 28 January 2023).

41. Pol's'ka programa na sociokul'turnomu forumi «PogranKul't: GaliciâKul't» [Polish Program on a Social Forum «Pogrankult: GaliciaKult»] // Instytut Polski w Kijowie [Polish Institute in Kiev]. Available at: https://instytutpolski.pl/kyiv/2016/10/04/ nonbCbKa-npoipaMa-Ha-co^OKynbiypHo/ (accessed 28 January 2023).

42. Pojednanie przez trudn^ pamiçc. Woiyn 1943 [Reconciliation through Difficult Memory. Volhynia 1943] // Fundacja Solidarnosci Miçdzynarodowej [International Solidarity Foundation]. Available at: https://solidarityfund.pl/2012/03/19/pojednanie-przez-trudna-pamiec-wolyn-1943/ (accessed 28 January 2023).

43. 100-riccâ soûzu Pilsuds'kij-Petlûra [100th Anniversary of the Pilsudskyi-Petliura Union] // Instytut Polski w Kijowie [Polish Institute in Kiev]. Available at: https:// instytutpolski.pl/kyiv/2020/04/21/100-piHHa-coro3y-nincygcbKHH-neTnropa-2/ (accessed 28 January 2023).

44. Programa Roku Pol'si v Ukraïni - 2004 (Pol'sa i Ukraïna razom u Êvropi) Program of the Year of Poland in Ukraine - 2004 (Poland and Ukraine together in Europe) // Program-ua. Available at: https://web.archive.org/web/20071104125440/http://www. polska2004.org.ua:80/program-ua.html (accessed 17 December 2022).

Pavlenko Maria Gennad'evna - Student of Political Science Master Program, Department of Political Science, Sevastopol State University, Junior Research Scientist at Department of Political Science, Sevastopol State University, Sevastopol.

E-mail: pavlenko_maria@outlook.com

Demeshko Natalya Eduardovna - Candidate ofPolitical Science,Associate Professor, Department of Political Science, Sevastopol State University, Sevastopol.

E-mail: natalidem93@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.