1.4. РОЛЬ ПОЛИЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ВЕТЕРИНАРНО-ЭПИЗООТИЧЕСКОГО НАДЗОРА В РОССИИ В XVIII В.
Тарасова Ирина Анатольевна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. Филиал: Московский областной филиал. Подразделение: кафедра государственных и гражданско-правовых дисциплин. Е-mail: tarasovairina2@rambler.т
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы изучения особенностей деятельности полицейских органов Российской империи в развитии ветеринарии и обеспечении ветеринарно-эпизоотического надзора в XVIII в. В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, связанные с обеспечением органами полиции ветеринарно-эпизоотического надзора и развития ветеринарии в Российской империи. При этом предметом исследования являются нормативная правовая основа деятельности полицейских органов, их функции, полномочия, методы деятельности в данной сфере. В рамках методологии исследования с использованием историко-правового, сравнительно-правового и сравнительно-исторического методов осуществлен анализ деятельности полицейских органов по развитию ветеринарии обеспечению ветеринарно-эпизоотического надзора в Российской империи в XVIII в. На основе ряда фактов автор показывает, что обеспечение ветеринарно-эпизоотического надзора являлось одной из функций полиции в исследуемый период, так же, как и функция обеспечения санитарно-эпидемиологического надзора. Обязанности полицейских служащих в данной сфере закреплялись рядом нормативных актов. В рамках исполнения этих нормативных актов, устанавливавших меры по предупреждению распространения эпизоотий, полиция совершенствовала свою деятельность в данном направлении. Сделан вывод, что к началу XIX в. был накоплен достаточный опыт для создания системы ветеринарно-эпизоотического надзора в Российской империи. Однако созданию данной системы мешали такие факторы, как недостаток медицинских и ветеринарных кадров, отсутствие специализированных ветеринарных органов и общегосударственной программы борьбы с эпизоотиями. Поэтому эффективность борьбы полиции с эпизоотиями была невысокой, мероприятия по предупреждению их распространения ограничивались, в основном, изоляцией больных животных от здоровых, блокированием очагов возникновения эпизоотий, своевременным уничтожением или захоронением трупов павшей скотины, мерами по предупреждению заражения населения в результате контактов с больными и павшими животными.
Ключевые слова: полиция, эпизоотии, ветеринария, ветеринарное дело, санитарно-эпидемиологический надзор, ветеринарно-эпизоотический надзор.
THE ROLE OF THE POLICE IN ENSURING VETERINARY AND EPIZOOTIC SURVEILLANCE IN RUSSIA IN THE XVIII-TH CENTURY
Tarasova Irina Anatolievna, PhD at Law, Associate professor. Position: associate professor. Place of employment: Moscow University of MIA Russia named after V.YA. Kikot. Branch: Moscow regional branch. Department: state, civil and law disciplines chair. E-mail: tarasovairina2@rambler.ru
Annotation
The article aims to study the characteristics of police force activities of the Russian Empire in the development of veterinary and ensuring veterinary and epizootic surveillance in the eighteenth century. The object of the study is social relations connected with the provision of veterinary and epizootic supervision and development of veterinary science by police bodies in the Russian Empire. The subject of the study is the reference legal basis for the activities of police bodies, their functions, authorities, methods of activity in this area. The analysis of the activities of police agencies in the field of development of veterinary medicine and provision of veterinary and epizootic surveillance in the Russian Empire in the XVIII-th century has been performed with the use of historical and legal, comparative legal and comparative historical methods. On the basis of a number of facts the author demonstrates that ensuring veterinary and epizootic surveillance as well as ensuring sanitary and epidemiological surveillance was one of the police functions in the study period. The duties of police officers in this area were enshrined in a number of regulations. As part of the implementation of these normative acts, which established measures to prevent the spread of epizootics, the police improved their activities in this direction. It has been concluded that by the beginning of the XIX-th century sufficient experience was accumulated to create a system of veterinary and epizootic surveillance in the Russian Empire. However, the creation of this system was hindered by such factors as the lack of medical and veterinary personnel, the lack of specialized veterinary authorities and the national program to combat epizootics. Therefore, the effectiveness of police work was low, measures to prevent the spread of epizootics was limited by, in general, isolation of sick animals from healthy ones, blocking pestholes of epizootics, timely disposal of dead bodies of fallen cattle, measures for the prevention of infection of the population as a result of contact with sick and dead animals.
Keywords: police, epizootics, veterinary, sanitary and epidemiological supervision, veterinary and epizootical surveillance.
На современном этапе развития человеческого общества одной из важнейших социальных функций государства является функция обеспечения здравоохранения. Составной и неразрывной частью сложного и разнообразного комплекса здравоохранения, подразумевающего государственную охрану физического, социального, психического и духовно-нравственного здоровье людей, является ветеринария, под которой, во-первых, понимается ветеринарная медицина, система наук, изучающая болезни животных, вопросы повышения их продуктивности, методы защиты людей от зоонозов (заразных болезней, возбудители которых находятся в организме отдельных видов животных), а во-вторых, комплекс государственных и общественных мероприятий, направленных на сохранение здоровья животных, предупреждение болезней людей (иначе -ветеринарное дело) [4, Большая советская энциклопе-дия,1971: 383].
Не секрет, что в СССР действовала одна из лучших в мире систем ветеринарно-санитарного надзора, а уровень постановки ветеринарного дела был недосягаем для большинства стран. Однако распад СССР и цепь последовавших за этим побочных негативных явлений привели к тому, что современное российское государство оказалось не в состоянии выполнять свои прежние функции в сфере организации ветеринарного дела в полном объеме.
На состоявшемся 14 июня 2017 г. «правительственном часе» 414-го заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации был заслушан доклад руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору С. В. Дан-кверта на тему «Эпизоотические риски и правовые проблемы обеспечения биологической безопасности и животноводства России». С. В. Данкверт заявил, что в настоящий момент в сфере обеспечения биологической и продовольственной безопасности серьезными препятствиями являются правовые и структурные проблемы, возникшие в ходе реализации административной реформы 2004 г. национальной ветеринарной службы, а также сложившаяся в связи с этим неблагополучная эпизоотическая ситуация по ряду особо опасных болезней животных. При этом докладчик напомнил, что 80% инфекционных заболеваний являются общими для человека и животных. В 2016 г. в России были зарегистрированы такие опасные эпизоотические заболевания, как африканская чума свиней, грипп птиц, сибирская язва, ящур, бешенство, оспа овец и коз. Так, африканская чума свиней была зарегистрирована на территории девяти субъектов Российской Федерации. В результате за прошедшие годы российскому свиноводству был нанесен огромный урон, причем не только из-за снижения темпов роста отрасли, снижения ее инвестиционной привлекательности и затрат на подавление эпизоотических вспышек, но и в связи с утратой возможности выхода на мировые продовольственные рынки. Кроме того, образовалась эпизоотическая стационарно-неблагополучная зона, угрожающая другим территориям страны. Эффективному развитию животноводства препятствуют и спорадические вспышки ящура, три из которых были зафиксированы в 2016 г. Начиная с 2016 г. на территории Российской Федерации широкое распространение получил высокопатогенный грипп птиц. Он был выявлен в 10 субъектах страны как среди домашних, так и диких птиц. Угроза новых вспышек данного заболевания сохраняется высокой в силу миграции диких перелетных птиц через территорию Российской Федерации. В 2016 г. была зарегистрирована сибирская язва у крупного рогатого скота в Белгородской и Волгоградской областях. В Ямало-Ненецком автономном округе отсутствие в течение десяти последних лет вакцинации от сибирской язвы привело к массовой гибели оленьего поголовья. С 2010 г. в России отмечается неблагополучная ситуация по оспе овец и коз, в 2017 г., несмотря на снижение в последние годы общего количества заболеваний бешенством, сохраняется сложная обстановка по этому заболеванию в субъектах Центрального и Приволжского федеральных округов. На конец 2016 г. в 25 субъектах Российской Федерации зарегистрирован бруцеллез крупного и мелкого рогатого скота, значительно выросло количество неблагополучных пунктов по этой болезни. С начала 2016 г. создалась реальная угроза заноса на территории России возбудителя чумы крупного рогатого скота из неблагополучных по этому за-
болеванию Грузии и Китая [2, Аналитический вестник, 2017].
В докладе руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору были озвучены практически те же проблемы состояния и развития ветеринарного дела и ветеринарно-эпизоотического надзора, которые были крайне актуальны в Российской империи в XVIII - начале XX вв. Поэтому и обращение к дореволюционному опыту решения подобных проблем также нельзя не считать актуальным.
В истории развития российского государства важную роль в жизни сельского населения играли заразные болезни животных - эпизоотии, которые, наряду с неурожаями, всегда относились к категории тяжелых народных бедствий [9, Минеева, 1999: 3]. В России наиболее часто повторялись такие болезни животных, как чума, повальное воспаление легких, сибирская язва, ящур, бешенство, сап. При этом часто заразные болезни животных провоцировали вспышки инфекционных заболеваний среди людей. Как верно подметила Т.Р. Ризванова, «... сибирская язва передавалась от животных людям и приводила к многочисленным жертвам среди населения» [12, Ризванова, 2011: 144]. Наиболее распространенной и наносящей огромный ущерб была чума, которая зачастую уносила до 50 % поголовья крупного рогатого скота. Согласно данным, приведенным дореволюционным исследователем Ф.Э. Фельдманом, даже в конце XIX в. Россия ежегодно теряла только от чумы крупного рогатого скота около 0,5 млн. голов [14, Фельдман, 1882: 1-2].
Объективными причинами эпизоотий выступали неблагоприятные климатические условия: жара, засуха, холодные зимы, а также недостаточное питание и плохие условия содержания домашних животных. Вместе с тем во многом появлению и распространению эпизоотий способствовала сохранявшаяся на протяжении веков элементарная санитарная неграмотность населения. Она проявлялась в отсутствии навыков обращения с больными животными: несвоевременная изоляция больных животных от здоровых, обращение за помощью к знахарям и шарлатанам в силу обременения народной ветеринарии мистическими наслоениями (использование заклинаний, молитв, «опахиваний» и т.д.), неправильное захоронение павшего скота и т.д. [14, Фельдман, 1882:150]. Именно эти субъективные причины распространения эпизоотий становились объектом государственно-правового ветеринарно-эпизоотического полицейского надзора.
По мнению автора фундаментального исследования дореволюционной истории Министерства внутренних дел Российской империи С.А. Адрианова, «в начале XIX века ветеринарной части в России почти не существовало» [1, Адрианов, 1902: 30]. Однако известно, что еще в XVII в. в России на основе «Соборного Уложения» 1649 г. составлялись указы и грамоты по различным вопросам санитарии, борьбы с эпидемиями и эпизоотиями. Например, устанавливался санитарный надзор при убое скота и торговле мясопродуктами, ветеринарный надзор за гуртовым скотом, вводились зоогигиенические правила содержания домашних животных в городах. С 1661 г. по 1700 г. было издано 43 указа, касающихся вопросов ветеринарии, из них 37 -по борьбе с эпизоотиями. Таким образом, еще в Московском государстве XVII в. закладывались основы ветеринарного законодательства [8, Минеева, 2005:7481].
Основные петровские реформы - создание регулярной армии и флота, способствовали кардинальному росту сельского хозяйства. Постоянно увеличивавшийся личный состав вооруженных сил требовал обеспечения качественным продовольствием, кавалерия и артиллерия нуждались в регулярном пополнении конного состава, войска было необходимо бесперебойное снабжение форменным обмундированием и снаряжением. Разумеется, это создавало стимулы для увеличения сельскохозяйственного производства и борьбы с эпизоотиями, которые могли создать серьезные трудности в решении вышеназванных задач.
Важно отметить, что в тот период времени меры санитарно-гигиенического, санитарно-эпидемиологического и ветеринарно-эпизоотического надзора и контроля не разделялись, поскольку преследовали единую цель - обеспечение «народного здравия». Вопросы, связанные с предупреждением распространения эпизоотий находились в ведении органов и лиц, осуществлявших врачебно-медицинские функции. Поэтому создаваемые государством правовые нормы, касающиеся вопросов обеспечения здравоохранения населения, часто подразумевали комплекс как санитарно-эпидемиологических, так и ветеринарно-эпизоо-тических мер. Это наглядно проявлялось в нормативном регулировании деятельности полицейских органов. Например, «Пункты, данные Санкт-Петербургскому Генерал-полицмейстеру» от 25 мая 1718 г. устанавливали для полиции ряд обязанностей по обеспечению соблюдения населением столицы санитарно-гигиенических правил. В пункте шестом указывалось: «Тако же в надсмотрении иметь чистоту улиц и переулков, рынков, рядов и мостов; и каждому жителю дать указ, дабы все пред своим двором имели чистоту и сор чистили, и возили на указанное место, а наипаче надлежит хранить, дабы отнюдь на реку зимою не возили, а летом не бросали, также протоки и каналы сором не засыпали под жестоким штрафом» [13, Российское законодательство, 1986]. В «Пунктах» конкретно не указывались обязанности полиции по предупреждению эпизоотий, но они подразумевались в силу того, что полиция обязывалась в целом выполнять функции санитарно-гигиенического надзора. Морским уставом от 13 апреля 1720 г. морскому начальству предписывалось регулярно убирать в местах содержания животных, предназначенных для питания в походе [6, Устав морской, 1763], что, как представляется, можно считать ветеринарно-санитарным требованием.
По мнению Т.И. Минеевой, в петровскую эпоху Россия стала первой страной, где в узаконенном порядке стал применяться предубойный осмотр скота и после-убойный осмотр мяса, мясопродуктов и рыбы, а также контроль за рыночной торговлей данными продуктами. Указами: 1713 г. - «О непродаже худого мяса», 1718 г. - «О наблюдении порядка ... за продажей мяса в рядах и в других местах», 1719 г. - «О битии мясниками скотины», вводились строжайшие санитарно-гигиенические и ветеринарно-санитарные нормы, которых на тот момент не было в странах Западной Европы [8, Минеева, 2005: 101-102].
По мнению Э.Р. Исхакова и В.Л. Линевича, выполнение обязанностей по обеспечению санитарно-гигиенических норм стало одной из важнейших функций российской полиции [5, Исхаков, Линевич, 2015: 77]. При создании полицмейстерских канцелярий и полицейских команд в 23 губернских и крупных городах империи указом «Об учреждении полиции в городах»
от 23 апреля 1733 г. в докладе Главной Полицмейстерской канцелярии в качестве главной причины создания полицейских подразделений в городах указывалась необходимость борьбы с развитием и распространением инфекционных заболеваний. В частности, в докладе особое внимание было обращено на то, что во многих городах, прежде всего, в Астрахани, имеет место быть «за несмотрением чистоты. самый вредный и язвительный смрад», способствующий «заразительным болезням» и утверждалось, что в войсках, которые будут дислоцироваться в этих местностях, могут возникнуть эпидемии, в целях предупреждения которых и необходимо создать полицию в губернских городах [5, Исхаков, Линевич, 2015: 77].
Сенатским указом от 28 июня 1730 г. «О мерах предосторожности от скотского падежа» предусматривался комплекс мероприятий по борьбе с чумой крупного рогатого скота. изоляция и лечение больных животных; введение карантина в населенном пункте, где вспыхнула эпизоотия; доведение информации об этом до местных жителей; выставление караулов на дорогах, ведущих к центру эпизоотии; немедленное зары-тие трупов павших животных; производство дезинфекции помещений; запрет на въезд и выезд в неблагополучные по эпизоотии пункты; запрет торговли и прогона скота в данной местности. Разумеется, значительная часть этих мер возлагалась на полицию [8, Минеева, 2005: 98].
Обязанности полиции по обеспечению санитарно-гигиенических правил систематически подтверждались нормативными актами: именным, объявленным генерал-полицмейстеру Салтыкову указом «О небросании сору в реки Фонтанку и Мью» от 9 июня 1735 г. [10, ПСЗРИ: № 6746], сенатским указом 1741 г. [5, Исхаков, Линевич, 2015: 78].
Полиция стала основным органом, принимающим экстренные меры по борьбе с распространением эпизоотий, поскольку сенатским указом «О полицейской должности» 1741 г. именно в Главную полицию местные власти обязывались сообщать о падежах скота. Благодаря этому только в 1744-1746 гг. в России было зарегистрировано свыше 80 вспышек эпизоотических заболеваний [8, Минеева, 2005: 95, 102].
В 1746 г. очередным сенатским указом «О предосторожности от скотского падежа» впервые освещались вопросы, касающиеся причин эпизоотий и подробно излагались меры по предупреждению их распространения: раздельное содержание больного и здорового скота, информирование местных властей и населения об эпизоотии, запрет на употребление в пищу мяса больного скота. Определялись способы закапывания и сжигания трупов павших животных, давались наставления о дезинфекции животноводческих помещений, одежды и тела лиц, контактировавших с животными, путем окуривания можжевельником, серой и обработки щелоком. Запрещались всякие контакты людей с источниками возможного заражения. Полиция обязывалась применять самые суровые наказания к нарушителям приведенных правил [8, Минеева, 2005: 9798].
Летом 1756 г. в связи с массовым падежом скота последовал целый ряд указов, возлагавших на полицию обеспечение мер по пресечению распространения эпизоотии и предупреждению возможной эпидемии: сенатский указ от 11 июля 1756 г. «Об отгоне зараженных лошадей от жилищ в дальние леса и поля и о зарывании падалиц в ямы» [11, ПСЗРИ: № 10581], сенатский указ от 12 июля 1756 г. «О предосторожностях
от скотского падежа и о смотрении, чтобы палых лошадей и скота по дорогам и близ оных не бросали и без зарывания не оставляли» [11, ПСЗРИ: № 10582], именной указ от 18 июля 1756 г. «О наблюдении чистоты в Санкт-Петербурге и окрестностях» [11, ПСЗРИ: № 10584].
Более того, в 1761 г. был обнародован указ, разъяснявший населению механизм распространения эпизоотии: «немалый конский и скотский падеж больше оттого происходит, что палый скот в отдаленных от жилья местах с предосторожностью не зарывают в ямы, а бросают в леса и на полях, отчего на том палом скоте... появляются мухи, которые укусая и здоровый скот, тем ядом заражают». В качестве продолжения пропаганды ветеринарных знаний в 1764 г. было опубликовано наставление «О правилах лечения больного скота и полицейских мерах при сем случае» [8, Минеева, 2005: 98-99].
Компетенция полиции в части обеспечения санитарного надзора во второй половине XVIII в. расширялась, нормативная регламентация полномочий и обязанностей в указанной сфере все более детализировалась. Например, «Инструкцией сотскому с товарищи» от 19 декабря 1774 г. обязанности по обеспечению санитарно-гигиенических правил в сельской местности были распространены на выборные должности «сотских» и «десятских», выполнявших значительный объем административно-полицейских функций. Устанавливалась обязанность для «сотских» и «десятских» докладывать в полицейские органы о заболеваниях среди населения и падежах скота, осуществлять контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм. По мнению С.В. Красильникова, «сотские» и «десятские» на деле практически не исполняли предписаний данной Инструкции [7, Красиль-ников, 2009: 22-26]. Как представляется, будучи неграмотными крестьянами, вряд ли эти лица могли эффективно выполнять возложенные на них поручения, в том числе и по осуществлению ветеринарно-эпизоотического надзора.
Обязанности руководства сельской полиции по обеспечению ветеринарных правил были довольно четко детализированы «Учреждениями для управления губерний Всероссийской империи» от 7 ноября 1775 г. Пунктом 241 «Об осторожностях во время скотского падежа» устанавливались особые на этот случай обязанности земского капитана-исправника: «Буде в котором месте в уезде окажется скотский падеж, то земскому исправнику освидетельствовать немедленно самому на месте, и о сем уведомить не мешкав наместническое правление и генерал-губернатора или правителя наместничества с ясным описанием, где, от чего и сколько скота пало, зараженный скот земский капитан велит отделить от здороваго, а палый прикажет от жилья в отдаленных местах, не снимая отнюдь кож, и не касаясь до онаго руками, зарыть в глубокия ямы; к зарытию же употреблять надлежит длинные шесты, а ямы засыпать землею. Сквозь селения, где падеж скотский случится, земский исправник запретит проезд, и проложит обводныя дороги, и поступает в силу законов 1746, 1771 и 1774 годов». Пунктом 263 «Учреждений» аналогичные меры, кроме обеспечения объезда очагов эпизоотии, вменялись и в обязанность городничего [13, Российское законодательство, 1986].
Расширение функций полиции в различных сферах жизнедеятельности общества в екатерининскую эпоху является одним из доводов в пользу мнения о том, что именно Екатериной II были заложены основы россий-
ского полицейского государства. Именно в ее правление появился термин «медицинская полиция», сформулированный венгром по происхождению, профессором анатомии и хирургии Московского университета Ф.Ф. Керестури в его речи, произнесенной 28 июня 1795 г. в университете на латинском языке «De politia medica ejusque in Rossia usu» - «О медицинской полиции и ее использовании в России», изданной отдельной брошюрой в том же году в Москве. Во второй части речи Ф.Ф. Керестури сформулировал понятие «медицинской полиции», которую понимал как общественную гигиену, Главной задачей «медицинской полиции» Ф.Ф. Керестури считал устранение всяких преград на пути общественного здравоохранения. При этом важнейшей проблемой для «медицинской полиции» должен являться «нездоровый» и «гнилой» воздух по причинам естественного характера, то есть образующийся за счет болот и стоячих водоемов, а также и антропогенного характера, то есть образующийся в связи с производственной деятельностью людей - кожевенных заводов, мыловарен, скотобоен [3, Баринов, Мальцев, 1998: № 6].
Понятие «медицинской полиции» в последующем будет детально разработано и станет основным в официальной концепции обеспечения санитарно-эпидемиологического и ветеринарно-эпизоотического надзора в Российской империи. В частности, Я.В. Ха-ныков писал, что «меры медицинской полиции, все вообще, могут быть, по цели их, разделены на две главные категории: одни имеют в виду предупредительное устранение причин разрушающих здоровье народа, другие состоят в мерах положительного пособия и содействия к восстановлению расстроенного уже болезнями здоровья» [15, Ханыков, 1851:1]. Характеризуя способы предупреждения так называемой «третьей категории болезней», Я.В. Ханыков указывал, что они возникают в результате «внешних влияний», к которым относятся эпидемии и эпизоотии и которые полиция должна предупреждать обеспечением мер санитарного и ветеринарного надзора [15, Ханыков, 1851: 3-6].
Таким образом, к концу XVIII в. в Российской империи были заложены основы для создания системы ветеринарно-эпизоотического надзора. Меры по борьбе с распространением эпизоотий стали более разносторонними, предусматривали выработанный на практике комплекс четко направленных действий. Российское ветеринарное законодательство являлось довольно прогрессивным для того времени. Разумеется, на тот момент в России, как и во всем мире, еще отсутствовала научная ветеринария. Эффективность борьбы с эпизоотиями была невысокой вследствие недостатка медицинских и ветеринарных кадров, отсутствия специализированных ветеринарных органов и общегосударственной программы борьбы с эпизоотиями. В силу отсутствия научных знаний в сфере микробиологии выявление реальных причин эпизоотий и их эффективное предупреждение не было возможным. Однако шел интенсивный процесс получения, накопления и осмысления новых естественно-биологических знаний, освобождения рациональной народной ветеринарии от разного рода мистических воззрений. Эти знания формировались на основе наблюдений за ходом развития эпизоотий и за больными животными в рамках реализации мероприятий карантинного, профилактического и иного характера. Значительная роль в этом принадлежала органам полиции, осуществлявшим в своей постоянной практической деятельности основ-
ной объем работы по обеспечению ветеринарно-эпизоотического надзора.
Список литературы:
1. Адрианов С.А. Министерство Внутренних Дел. Исторический очерк (1802-1901 ). СПб. 1902.
2. Аналитический вестник. № 17 (674). О состоянии эпизоотической обстановки в Российской Федерации и предпринимаемых противоэпизоотических мероприятия по недопущению массовых заболеваний сельскохозяйственных животных (к «правительственному часу» 414-го заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 14 июня 20217 г.) // Под общей редакцией начальника Аналитического управления Аппарата Совета Федерации доктора экономических наук В. Д. Кривова. Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации, 09.06.2017.
3. Варинов Е.Х., Мальцев C.B. Франциск Керестури -один из первых судебных медиков Москвы // Судебно-медицинская экспертиза. М., 1998, № 6.
4. Большая Советская Энциклопедия. Т. 4. (Брасос -Веш). Третье издание. М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1971.
5. Исхаков Э.Р., Линевич В.Л. Участие полиции в оказании медицинской помощи населению в Российской империи в первой половине XVIII века // Медицинский вестник МВД. 2015. № 4(77).
6. Книга Устав Морской о всем что касается управлению в бытности флота на море (репринтное издание). - СПб.: Типография морского шляхетского кадетского корпуса, 1763.
7. Красильников С. В. Сельская полиция и ее место в системе органов местного самоуправления во второй половине XVIII века // История государства и права. М.: 2009, № 2.
8. Минеева Т.И. История ветеринарии: Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Лань», 2005.
9. Минеева Т.И. История борьбы с эпизоотиями. М., 1999.
10. Полное собрание законов Российской империи (далее - ПСЗРИ). Собрание первое. T. IX. № 6378, 6426, 6746.
11. ПСЗРИ. Собрание первое. T. XIV. № 10.581, 10582, 10584.
12. Ризванова Т.Р. Губернские власти и органы местного самоуправления Южного Урала в борьбе с эпидемиями и эпизоотиями в конце XIX - начале XX вв.: Дисс. ... канд. истор. наук. Уфа, 2011.
13. Российское законодательство X-XX вв. Т. 4. М., 1986.
14. Фельдман Ф.Э. О родине чумы рогатого скота и мерах против этой эпизоотии. СПб., 1882.
15. Ханыков Я.В. Очерки истории медицинской полиции в России // Из Журнала МВД. Ч. XXXIV. Кн. 4. СПб.,1851.
Reference list
1. Adrianov S. A. Ministry Of Internal Affairs. Historical sketch (1802-1901). SPb. 1902.
2. Analytical Bulletin. No. 17 (674). About a condition of an epizootic situation in the Russian Federation and the undertaken antiepizootic actions for prevention of mass diseases of farm animals (by «government hour» of the 414th meeting of Federation Council of Federal Assembly of the Russian Federation on June 14, 20217) // under the General edition of the head of Analytical management of the Office of Federation Council of the doctor of economic Sciences V. D. Krivov. Analytical Department of the apparatus of the Federation Council, 09.06.2017.
3. Barinov E. Kh., Mal'tsev S. V. Francis Keresztury one of the first of the commencement of the Moscow medical / Forensic examination. M., 1998, No. 6.
4. great Soviet encyclopedia. Vol. 4. (Brazos - Vez). Third edition. Moscow: publishing house «Soviet encyclopedia», 1971.
5. Iskhakov E.R., Linevich V.L. Police participation in the provision of medical care to the population in the Russian Empire in the first half of the 18th century // Medical Bulletin of the Ministry of Internal Affairs. 2015. No. 4 (77).
6. Book statutes of the Sea about all with regard to the management of the fleet was at sea (reprint edition). -SPb.: Printing house of the naval gentry cadet corps, 1763.
7. Krasilnikov S. V. rural police and its place in the system of local self-government in the second half of the XVlII century / / History of the state and law. M.: 2009, number 2.
8. Mineeva T. I. history of veterinary medicine: textbook. - SPb.: Publisher-stvo «LAN», 2005.
9. Mineeva T. I. the history of the fight against epizootics. M., 1999.
10. Complete collection of laws of the Russian Empire (hereinafter - PSZRI). Assembly the first. T. IX. No. 6378, 6426, 6746.
11. CCLRE. Assembly the first. T. XIV. No. 10.581, 10582, EFG 10584.
12. Rizvanova T. R. Provincial authorities and local governments of the southern Urals in the fight against epidemics and epizootics in the late XIX - on-chal XX centuries.: Diss. kand. istor. sciences'. Ufa, 2011.
13. Russian law Xxx CC. T. 4. M., 1986.
14. Feldman F. E. About the homeland of rinderpest and measures against the epidemic. SPb., 1882.
15. Hanykov J. V. essays on the history of medical policy in Russia // Magazine of the Ministry of interior. H XXXIV. kN. 4. SPb.,1851.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат». оригинальность текста - 76,17%