УДК 32.019.5
DOI: 10.28995/2073-6401-2023-3-277-287
Роль политической культуры в процессе формирования общей гражданской идентичности
Лариса Н. Вдовиченко Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В современной политической ситуации возрастает роль политической культуры как важного фактора в процессе формирования общей гражданской идентичности. От этого зависит поддержание необходимой стабильности в обществе и сохранение его целостности. Статья посвящена изучению таких аспектов политической культуры, которые связаны с формированием общегражданской идентичности россиян. В последние годы наблюдаются некоторые изменения в приоритетах политической культуры россиян, сознание и жизнь которых подвергаются серьезным испытаниям, увеличивающим риски нестабильности. С одной стороны, это заставляет по-новому взглянуть на проблему их отношений с государством. От него ждут таких действий, которые помогают управлять ситуацией в важных сферах жизни, решать экономические, политические, социальные и другие важные вопросы. С другой стороны, эти изменения требуют активизации теоретических и практических исследований социологов изменений в политической культуре во взаимосвязи с процессом формирования общей гражданской идентичности. Этой цели посвящена данная статья. Представленный в ней материал продолжает авторское исследование современных тенденций в российской политической культуре в контексте текущей ситуации. Методы, использованные в исследовании, включают в том числе и вторичный анализ данных опросов некоторых социологических центров, таких как ВЦИОМ и др.
Ключевые слова: политическая культура, общегражданская идентичность, социальная стабильность, взаимосвязь политической культуры и социальной стабильности
Для цитирования: Вдовиченко Л.Н. Роль политической культуры в процессе формирования общей гражданской идентичности // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2023. № 3. Ч. 2. С. 277-287. БОТ: 10.28995/2073-6401-2023-3-277-287
© Вдовиченко Л.Н., 2023 ISSN 2073-6401 • Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2023. № 3. Часть 2
The role of political culture in the formation of a common civic identity
Larisa N. Vdovichenko Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. In the current political situation, the role of political culture as an important factor in the process of forming a common civic identity is growing. Maintaining the necessary stability in society and keeping its integrity depends on it. The article deals with studying such aspects of political culture that are related to the formation of a common civil identity of Russians. In recent years, there have been some changes in the priorities of the political culture of Russians, whose consciousness and life are being seriously tested, increasing the risks of instability. On the one hand, it forces a fresh look at the issue of their relations with the state. It is expected to take such actions that help managing the situation in important areas of life, solve economic, political, social and other important issues. On the other hand, those changes require from sociologists the intensification of theoretical and practical research of changes in political culture in line with the process of forming a common civic identity. The article is dedicated to that goal. The material presented in it continues the author's study of modern trends in Russian political culture in the context of the current situation. The methods used in the study include, among other things, a secondary analysis of the survey data from some sociological centers, such as Russian Public Opinion Research Center, etc.
Keywords: political culture, common civic identity, social stability, relationship between political culture and social stability
For citation: Vdovichenko, L.N. (2023), "The role of political culture in the formation of a common civic identity", RSUH/RGGUBulletin. "Philosophy. Sociology. Art Studies" Series, no. 3, part 2, pp. 277-287, DOI: 10.28995/20736401-2023-3-277-287
Введение
Политическая культура изучается различными науками (политической социологией, социальной философией, политологией, культурологией и др.), каждая из которых имеет свой ракурс ее рассмотрения. Обычно под политической культурой понимается совокупность существующих в рамках определенной политической системы норм, традиций, ценностей, ориентаций, навыков
и стереотипов политического поведения1. Политическая культура - это, с одной стороны, исторический опыт, «память» социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, проявляющаяся в их знаниях, чувствах, оценках политики и ее участников. А с другой стороны, существующие в настоящее время побудительные мотивы к определенному политическому поведению различных участников политических отношений (отдельных людей, их групп, организаций, государственных институтов). Историческая составляющая политической культуры в обобщенном, преобразованном виде содержит знания, впечатления и предпочтения людей в сфере внутренней и внешней политики. На формирование политической культуры людей оказывает влияние как общая культура, так и политическая система, в рамках которой формируются их взгляды и навыки политического поведения.
Современное понимание политической культуры в социологии. Термин «политическая культура» вошел в систему социологических понятий в 60-е гг. XX в. с работами американских социологов Г. Алмонда и С. Вербы. Они понимали политическую культуру как особый тип ориентаций на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы [Алмонд, Верба 1992]. Политическую культуру за рубежом также изучали А. Бод-нар, Ф. Бро, Л. Пай, В. Розенбаум, Л. Халман, С. Хантингтон, Р.-Ж. Шварценберг, П. Эстер и др. К первым российским исследователям политической культуры можно отнести Ф.М. Бурлацкого, А.А. Галкина, Э.Я. Баталова, В.Р. Иванова, М.М. Назарова, Ю.С. Пивоварова, В.О. Рукавишникова и других. Попытки осмыслить отдельные проблемы предпринимались также В.Н. Ивановым, В.О., Е.Б. Шестопал, Ю.В. Ирхиным и другими. В их работах рассматривались как современные западные концепции политической культуры, так и анализировались проблемы политической культуры в России.
Важной характеристикой политической культуры конкретного общества является степень ее гомогенности или однородности. Среди причин, вызывающих ее неоднородность, - гетерогенность -можно назвать социальную полярность гражданского общества и неоднородность участников политических процессов. Они порождают широкий разброс интересов и ориентаций различных социальных групп и личностей, которые, в свою очередь, по-разному формируют их политическую культуру.
1 Вдовиченко Л.Н. Политическая социализация // Политическая социология: Учеб. для академического бакалавриата / Под ред. Ж.Т. То-щенко. М.: Юрайт, 2018. С. 441.
Удовлетворенность государственной политикой - не менее важный показатель политической культуры. В конце 2022 г. было исследовано всероссийское общественное мнение и выявлены показатели удовлетворенности внешней и внутренней политикой2. Внешней политикой были в среднем удовлетворены 59% россиян. Пик пришелся на март-апрель 2022 г. (63-64%), а расчетный индекс за этот период составил 61 пункт. В последующие месяцы доля положительных оценок колебалась в диапазоне от 57 до 61%. Однако к концу года, в ноябре, значения вновь вернулись к январским (54 У8. 52% соответственно). Индекс удовлетворенности внешней политикой опустился в сравнении с весенними показателями на 10 пунктов (ноябрь 2022 г. - 51 п.). Но он был выше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (ноябрь 2021 г. - 45 п.). Более ощутимые положительные изменения наблюдались в отношении внутренней политики. Показатель значительно вырос в феврале и в марте 2022 г. Если в январе внутренней политикой были удовлетворены меньше трети россиян (30%), то к середине года - уже каждый второй (48% в июле). В сентябре расчетный индекс достиг годового максимума (56 пунктов), вдвое превысив январские значения (28 пунктов). Индексы удовлетворенности политикой показывают, насколько россияне в целом согласны с курсом внутренней и внешней политики властей страны.
Политическая культура основывается не только на знаниях людей о внутренней и внешней политике, но и на оценках деятельности политиков и политических партий. Данные одного из последних исследований общественного мнения в 80 регионах РФ3 выявили, что показатель одобрения деятельности президента в августе 2023 г. составил 73,6%, уровень положительной оценки работы премьер-министра - 50,7%, а деятельности всего Правительства России - 48,0%. На прямой вопрос о доверии Владимиру Путину положительно ответили 77,6% респондентов, Михаилу Мишу-стину - 60,2%. На этом фоне контрастировали оценки доверия со стороны россиян другим политикам - лидерам парламентских
2 ВЦИОМ 2002. Аналитический обзор: Итоги года - 2022: политика. URL: https://wciom.ru/fileadmin/user_upload/TASS_39562871.jpg (дата обращения 2 октября 2023).
3 ВЦИОМ 2023. Аналитический обзор: Рейтинги доверия политикам, оценки работы президента и правительства, поддержка политических партий. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/reit-ingi-doverija-politikam-ocenki-raboty-prezidenta-i-pravitelstva-podderzhka-politicheskikh-partii-01092023# (дата обращения 2 октября 2023).
партий. В частности, уровень поддержки партии «Единая Россия» составил 37,7%, КПРФ - 10,4%, ЛДПР - 9,2%, «Справедливая Россия - Патриоты - За правду» - 4,9% и «Новые люди» - 4,5%.
Эти данные свидетельствуют о неоднородности политической культуры в современной России. Дифференциация политических культур вплоть до их поляризации вытекает из социальных, национальных, региональных, общекультурных и других различий участников политических процессов. Поляризованные политические культуры отличаются несовпадением базовых ценностей и ориентиров политической деятельности, отсутствием согласия относительно целей общественного развития. Анализ социологической информации показал, что в российском обществе возросло разнообразие политических ориентаций и политических убеждений. Современная российская политическая культура имеет сложносоставной, гетерогенный характер. Для нее характерно наличие различных политических ценностей: державнических, авторитарных, консервативных, либерально-демократических, социалистических, коммунистических, националистических и др. Наряду с доминирующей и официальной политической культурой в современной России имеется множество субкультур: этно-нацио-нальных, региональных, местно-территориальных, социальных, половозрастных (например, молодежных субкультур).
Понимание общей гражданской идентичности
В Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 г. с внесенными в нее изменениями (в 2018 г.) общероссийская гражданская идентичность понимается как осознание гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, приверженность базовым ценностям российского общества.
Общегражданская идентичность должна включать в себя представления о многонациональном характере российского населения, социальной и исторической общности входящих в него народов. Общегражданская идентичность выступает основой группового самосознания, объединяет население страны и является важным фактором обеспечения общественной стабильности и патриотизма, выражающегося в готовности работать на благо своей страны и отстаивать ее интересы.
В августе 2023 г. ВЦИОМ провел всероссийское исследование общественного мнения, как россияне относятся к России, данные
которого отражают их гражданскую идентификацию с ней4. Для этого гражданам России задавалось несколько вопросов. В частности, считают ли они Россию лучше других стран. С этим утверждением сейчас согласны шесть из десяти россиян (57%), за пять лет показатель вырос на 5%. (2018 г. - 52%). Не согласны с этим треть опрошенных сограждан (32%, уменьшение на 8% к 2018 г.), каждый десятый не ответил на этот вопрос (10%, +5% к 2018 г.).
Как можно охарактеризовать россиянина, который согласен с тем, что Россия лучше других стран? Это чаще всего женщина (59% опрошенных в сравнении с 53% среди мужчин), старше 60 лет (74%), с хорошим материальным положением (66%), проживающая в селе (66%), предпочитающая смотреть телевизор (78%). Иными характеристиками обладает россиянин, который не согласен с тем, что Россия лучше других стран. Это чаще всего мужчина (35% респондентов по сравнению с 30% среди женщин), до 25 лет (57%) или 35-44 лет (44%), с незаконченным высшим или высшим образованием (41%), с плохим материальным положением (43%), житель Москвы или Санкт-Петербурга (45%), активный пользователь Интернета (47%).
Второй вопрос касался поддержки России. Больше половины россиян сегодня согласны с тем, что патриоты всегда должны поддерживать Россию, даже если она не права - 55%, не согласен с этим утверждением каждый третий - 36%. В 2018 г. мнения разделялись практически также: 54% поддержали тезис, 40% не поддержали.
Основные различия в ответах на эти вопросы носят поколен-ческий характер. Чем старше россияне, тем чаще они соглашаются с этими утверждениями. В старших возрастных когортах согласие выражают 67% опрошенных, что в три раза выше, чем у молодежи до 25 лет (21%).
Таким образом, можно предположить, что общегражданская идентичность по-разному проявляет себя в различных возрастных группах россиян. Например, каждый третий в старшей когорте (60+) соглашается с тезисами о России как лучшей стране и о патриотизме - 36% (для сравнения, всего лишь 21% среди всех россиян и 9% в группе 18-24 лет), а среди молодежи до 25 лет каждый третий не согласился ни с одним из этих высказываний - 34% (по сравнению с 20% несогласных среди всех россиян и 10% в группе 60+).
Возрастным водоразделом между уровнями самоидентичности с Россией и изменением взглядов на нее предположительно
4 ВЦИОМ 2023. Аналитический обзор: Россияне - о России. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossijane-o-rossii (дата обращения 2 октября 2023).
является возраст 45 лет. Эти поколенческие различия, возможно, связаны с тем, что становление граждан моложе 45 лет проходило уже в постсоветский период, а политическая социализация граждан старше 45 лет осуществлялась в советское время. Поэтому и гражданскую идентичность они оценивают по-своему.
Формированию общих ценностей и целей развития российского общества может способствовать современная политическая культура. Политические ориентации, ценности и установки, являясь важной частью политической культуры, стимулируют людей к конкретным действиям по защите интересов страны. Важно, чтобы информация о таких действиях регулярно и адекватно освещалась в средствах массовой информации.
Участие в таких действиях характеризует не только уровень развития общегражданской идентичности, но и осмысленности, глубины понимания и практического воплощения политической культуры. В конечном счете общегражданская идентичность проявляется через участие людей в реализации политических решений, как на федеральном и региональном уровнях, так и в органах местного самоуправления. Неслучайно академик В.А. Тишков писал об общей для граждан нашей страны идентичности как о «государственно-территориальной, политико-правовой общности на основе комплекса политических, историко-культурных и морально-нравственных характеристик» [Тишков 2009, с. 108]. Российские социологи, проводящие исследования общегражданской идентичности, чаще всего под ней понимают комплекс разделяемых представлений, образов, конструируемых в процессе социализации институтами общества, государства, семьей, сферой образования, СМИ, интернет-ресурсами [Дробижева, Рыжова 2021, с. 42].
По результатам эмпирических исследований были выделены факторы, которые, по мнению российских респондентов, в наибольшей степени обеспечивают общегражданскую идентичность. Их иногда называют консолидаторами. В ходе опросов, проведенных Институтом социологии ФНИСЦ РАН и вЦиОМ с 2018 по 2022 г., респондентов просили назвать, что их больше всего объединяет со всеми гражданами России. Полученные результаты дали основания выделить пять основных консолидирующих факторов, набравших наибольший процент ответов. К ним были отнесены прежде всего общее государство - 56%, русский язык - 46%, родная земля (общая территория проживания) - 40%, историческое прошлое - 38%, культура - 34%. В интервью с экспертами в регионах присутствовали такие нарративы, обосновывающие ведущую роль государства:
...это признание себя равноправными гражданами (специалист в сфере межэтнических отношений, г. Москва);
Государство люди видят объединяющим потому, что они живут по законам этого государства (специалист-эксперт в области права, г. Москва) [Дробижева, Рыжова 2021, с. 46].
Осознание и гарантии реализации политических прав и свобод создали основу для участия широких масс людей в развитии и функционировании политических отношений. И какой бы важной ни была роль политического руководителя любого ранга, без активного включения других людей в осуществление его масштабных замыслов и программ они не будут реализованы. Этот вывод особенно актуален в настоящее время быстрых перемен и технологических инноваций во всех сферах жизнедеятельности общества. Для активного участия граждан в определении настоящего и политического будущего своей страны и мира необходимо осознание ими своих прав, обязанностей и возможностей личного участия в политических процессах. Иногда отдельные представители властных органов под лозунгом обеспечения политической стабилизации предпринимают попытки ограничить политическую деятельность людей или направить ее в аполитичное русло. Однако такое отстранение людей от участия в политической жизни чревато серьезными последствиями возрастания недоверия к институтам политической системы и ее представителям.
Вторым по значимости консолидатором общегражданской идентичности оказался, по данным указанных выше опросов, русский язык, который назвали 46% респондентов. Русский язык в пилотажных исследованиях выделился самостоятельным фактором. Это во многом объясняется тем, что в нашей стране общение людей разной национальности на русском стало повседневной практикой.
Формирование общегражданской идентичности человека зависит от многих факторов: а) макросреды - государства, нации, международных отношений, политической культуры, социального статуса, средств массовой информации и т. п.; б) микросреды -семьи, школы, социальных связей и т. п.; в) индивидуальных особенностей человека. В настоящее время возрастающее влияние на этот процесс оказывают средства массовой информации (особенно электронные, такие как Интернет). При этом с развитием глобальных процессов политическая идентификация, особенно молодежи, активно пользующейся Интернетом, проходит под сильным воздействием международной среды. Активное распространение Интернета, увеличение контактов с представителями других стран, расширение спектра зарубежных фильмов в кинотеатрах и другие
тенденции увеличили роль внешних факторов в процессе политической идентификации российской молодежи. Влияние этих процессов, начавшихся в 90-е гг., на формирование общегражданской идентичности требует особого осмысления социологов.
Важным фактором формирования общегражданской идентичности остается территория, на которой проживает человек. Поэтому неслучайно на третьем месте среди консолидирующих факторов общегражданской идентичности, по частоте выбора респондентов, идут: «территория, родная земля, природа» - 40%. Часто территория распространяется на всю страну, в которой проживает опрашиваемый: «Я россиянин... гражданин страны, я же живу на территории России» (журналист, г. Москва); «Я идентифицирую себя со своей страной в ее границах, с ее природой» (преподаватель вуза, г. Казань). Однако в последнее время респонденты все чаще под родной землей понимают регион (область), город или поселок, где они родились или проживают.
На четвертом месте среди консолидаторов общегражданской идентичности высказываются представления об историческом прошлом - 38%, а также чуть меньше процентов, но в этой же группе консолидаторов указываются культура и обычаи.
Вместе с тем два из семи предложенных консолидаторов общегражданской идентичности не получили высоких процентов. Только 27% респондентов отметили фактор ответственности за дела в стране и еще меньше - символы государственной власти -флаг и герб.
Таким образом, формирование общероссийской гражданской идентичности - это сложный, многоступенчатый и многогранный процесс, не получивший пока глубокого социологического анализа и определения своего места в исследовании интеграционных тенденций во взаимоотношениях россиян с обществом и государством.
Нужно отметить, что социологические исследования значимости основных консолидаторов общегражданской идентичности несколько различаются у русских и представителей других национальностей, о чем свидетельствуют приведенные ниже данные опроса ВЦИОМ 2019 г. [Дробижева, Рыжова 2021, с. 46].
Данный опрос был общероссийским. В опросах с выборкой 2 тыс. человек были репрезентативно представлены русские граждане. А граждане других национальностей рассматривались в объединенном виде. Интересно, что общая государственность для нерусских граждан была оценена несколько выше (62%), чем для русских (55%). В национальных республиках Российской Федерации общее государство оценивалось важным индикатором российской идентичности.
В современной России неразработанность постоянно действующего механизма укрепления общегражданской идентичности мешает формированию устойчивых политических ориентаций, способствует эрозии исторической памяти и ответственности за дела в стране, а также приводит к другим негативным последствиям. После некоторого оживления интереса к политике у части молодых людей наблюдается отрешенность от происходящего на политической сцене и снижение интереса к политическим событиям. Оживление политической активности в начале 90-х гг. и в первом десятилетии XXI в. сменилось падением числа активных участников политической жизни, так как их эмоциональные порывы и желания проявить себя в политической жизни для многих не были реализованы.
Опросы общественного мнения, проводимые ВЦИОМ и другими социологическими центрами в режиме мониторинга, показывают, что условия и стимулы для активизации политической активности сохраняются, но при этом идет значительное размежевание в политических предпочтениях. Этот тренд в определенной степени можно объяснить современной ситуацией в России. В основе размежевания политических позиций, особенно в ходе предвыборных кампаний, скорее проявляются конъюнктурные факторы. Поэтому нужно более активно развивать политическую культуру для стимулирования процесса формирования общероссийской гражданской идентичности.
Литература
Алмонд, Верба 1992 - Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность
демократии // Полис. Политические исследования. 1992. № 4. С. 122. Дробижева, Рыжова 2021 - Дробижева Л.М., Рыжова С. Общероссийская идентичность в социологическом измерении // Вестник российской нации. 2021. № 1-2. С. 39-52.
Тишков 2009 - Тишков В.А. Национальная идентичность (о смысле дебатов) // Вестник Российской нации. 2009. № 1. С. 107-117.
References
Almond, G.A. and Verba, S. (1992), "Civil culture and stability of democracy", Polis.
Political studies, no. 4, p. 122. Drobizheva, L. and Ryzhova, S. (2021), "All-Russian identity in the sociological dimension", Bulletin of Russian nation, no. 1-2, pp. 39-52. Tishkov, V.A. (2009), "National Identity (About Meaning of Debates)", Bulletin of Russian nation, no. 1 (3), pp. 107-117.
Информация об авторе
Лариса Н. Вдовиченко, доктор социологических наук, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; [email protected]
Information about the author
Larisa N. Vdovichenko, Dr. of Sci. (Sociology), Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125047; [email protected]