Научная статья на тему 'РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВОСПРИЯТИЯ ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЫ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ'

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВОСПРИЯТИЯ ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЫ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
113
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛИТИКА / ПРАВО / ИСТОРИЯ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / КУЛЬТУРА / ЭМОЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фадеев Павел Васильевич

Статья посвящена анализу текущего состояния российской государственно-гражданской идентичности в сравнении с другими макроидентичностями. На материалах ФНИСЦ РАН, ВЦИОМ, RLMS-HSE, глубинных и экспертных интервью и фокус-групп проанализированы текущее состояние российской идентичности и значимость компонентов её структуры в представлениях респондентов. Экспертами выступили учёные-гуманитарии, преподаватели вузов и школ, журналисты, общественные и этнические активисты разных городов России. В 2020 г. COVID-19 повлиял на настроения людей, и готовность ассоциировать себя с россиянами сильно снизилась, на что могла повлиять недостаточная поддержка со стороны государства, совмещённая с жёсткими ограничениями. Был произведён анализ массовых представлений россиян о роли гражданского, историко-культурного и эмоционального компонентов российской идентичности. Исследование показало, что базовым консолидатором российской идентичности остаётся общее государство, а за неполный год выросла доля россиян, считающих «историческое прошлое» и «родную землю» важными объединяющими компонентами. Память о военных победах, одержанных нашим народом, является на данный момент главным историческим консолидатором идентичности россиян. Пережитые вместе трагедии оказываются немного менее важны, хоть и полностью не забыты. Молодёжь и творческая интеллигенция в интервью высказывались о важности разностороннего подхода в преподавании истории: «надо изучать и взлеты, и падения». Культура по-прежнему является важным интегратором российского общества, однако речь идёт не о «высокой культуре», а скорее о массовой, повседневной. В «культуре» россиян в наибольшей степени объединяют общие праздники, общеизвестные песни, произведения литературы и кинофильмы. А вот гражданский компонент российской идентичности пока развит слабо - люди практически не ассоциируют с российским гражданством участие в выборах, референдумах, собраниях, митингах и волонтёрских движениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN STATE-CIVIL IDENTITY THROUGH THE PERCEPTION OF HISTORY, CULTURE AND SOCIO-POLITICAL LIFE

The article is devoted to the analysis of the current state of the Russian state-civil identity in comparison with other macro-identities. The current state of the Russian identity and the significance of the components of its structure in the views of respondents are analyzed on the materials of the Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, WCIOM, RLMS-HSE, in-depth and expert interviews and focus groups. The experts were humanities scientists, university and school teachers, journalists, public and ethnic activists from different cities of Russia. In 2020 COVID-19 has affected people’s moods, and the willingness to associate themselves with Russians has greatly decreased, which could be affected by insufficient support from the state, combined with strict restrictions. The analysis of mass perceptions of Russians about the role of civil, historical, cultural and emotional components of Russian identity was carried out. The study showed that the common state remains the basic consolidator of Russian identity, and in less than a year the share of Russians who consider the “historical past” and “native land” to be important unifying components has increased. The memory of the military victories won by our people is currently the main historical consolidator of the identity of Russians. The tragedies experienced together turn out to be a little less important, although they are not completely forgotten. Young people and creative intelligentsia in interviews spoke about the importance of a versatile approach in teaching history: “it is necessary to study both ups and downs.” Culture is still an important integrator of Russian society, but we are not talking about “high culture”, but rather about mass culture. In the “culture”, Russians are most united by common holidays, wellknown songs, works of literature and films. But the civil component of Russian identity is still poorly developed - people practically do not associate participation in elections, referendums, meetings, rallies and volunteer movements with Russian citizenship.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВОСПРИЯТИЯ ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЫ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ»

Б01 10.19181Ашр.2022.10.3.9198 ЕБК BXPPWR

российская

государственно-гражданская идентичность сквозь призму восприятия истории, культуры и общественно-политической жизни

П. В. Фадеев1

Для цитирования: Фадеев П. В. Российская государственно-гражданская идентичность сквозь призму восприятия истории, культуры и общественно-политической жизни // Социологическая наука и социальная практика. 2022. Т. 10, № 3. С. 78—95. Б01 10.19181/ snsp.2022.103.9198. ЕРК BXPPWR_

Аннотация: Статья посвящена анализу текущего состояния российской государственно-гражданской идентичности в сравнении с другими макроидентичностями. На материалах ФНИСЦ РАН, ВЦИОМ, RLMS-HSE, глубинных и экспертных интервью и фокус-групп проанализированы текущее состояние российской идентичности и значимость компонентов её структуры в представлениях респондентов. Экспертами выступили учёные-гуманитарии, преподаватели вузов и школ, журналисты, общественные и этнические активисты разных городов России. В 2020 г. С0УГО-19 повлиял на настроения людей, и готовность ассоциировать себя с россиянами сильно снизилась, на что могла повлиять недостаточная поддержка со стороны государства, совмещённая с жёсткими ограничениями. Был произведён анализ массовых представлений россиян о роли гражданского, историко-культурного и эмоционального компонентов российской идентичности. Исследование показало, что базовым консолидато-ром российской идентичности остаётся общее государство, а за неполный год выросла доля россиян, считающих «историческое прошлое» и «родную землю» важными объединяющими компонентами. Память о военных победах, одержанных нашим народом, является на данный момент главным историческим консолидатором идентичности россиян. Пережитые вместе трагедии оказываются немного менее важны, хоть и полностью не забыты. Молодёжь и творческая интеллигенция в интервью высказывались о важности разностороннего подхода в преподавании истории: «надо изучать и взлеты, и падения». Культура по-прежнему является важным интегратором российского общества, однако речь идёт не о «высокой культуре», а скорее о массовой, повседневной. В «культуре» россиян в наибольшей степени объединяют общие праздники, общеизвестные песни, произведения литературы и кинофильмы. А вот гражданский компонент российской идентичности пока развит слабо — люди практически не ассоциируют с российским гражданством участие в выборах, референдумах, собраниях, митингах и волонтёрских движениях.

Ключевые слова: российская идентичность; политика; право; история; историческая память; культура; эмоции

'Институт социологии ФНИСЦ РАН.

109544, Россия, Москва, ул. Большая Андроньевская, д. 5, стр. 1

Введение

Наша страна пережила разные периоды истории, менялись границы и название, но всегда находилось нечто, что объединяет людей, живущих в ней. Прожитое совместно время позволило разным народам обрести общую российскую идентичность. «Российская идентичность — сложно сконструированное, эмоционально окрашенное представление и элементы готовности к действию. Она включает государственное, страновое, гражданское самосознание, представления о многонациональном народе, социальной, исторической общности. российская идентичность основывается на общих ценностях, целях развития общества и солидарности, является важным индикатором духовно-нравственного, политического и социального единства граждан России, российского народа (российской нации)» [8, с. 40]. В течение десятилетий после распада СССР она росла. «По данным опроса ВЦИОМ, в конце 2019 г. российская гражданская идентичность была у 91% респондентов. Существенно выросли показатели актуальной российской идентичности: в 2016 г. часто ощущали себя гражданами России 36%, в 2019 г. — 67% (рост на 31 процентный пункт)» [8, с. 42]. Только в 2020 г. СОУГО-19 повлиял на настроения людей и готовность ассоциировать себя с россиянами. Но на этом мы подробнее остановимся ниже в основной части статьи.

В обновлённом тексте Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утверждённом 6 декабря 2018 г., также присутствует цивилизационный подход, предполагающий, что Россия является не просто страной, а особой многонациональной цивилизацией: «Общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию ... в единый культурный (цивилизационный) код входит историческое и культурное наследие всех народов Российской Федерации, и вместе с общечеловеческими принципами лучшие достижения народов интегрированы в единую российскую культуру» [12].

В нашем понимании российская идентичность включает не только государственный компонент — лояльность государству, но и гражданский — участие, готовность проявлять патриотизм не только на словах, но и в конкретных делах на благо страны. Кроме того, опираясь на Стратегию, мы также смотрим на российскую идентичность шире, полагая, что структура и содержание российской идентичности включают в себя различные компоненты — представления о государстве и языке, политико-гражданственные установки, а также и историко-культурные представления [5, с. 108]. Историко-культурные представления для российской идентичности также очень важны, потому что россияне пережили травму слома государственности. Современная российская идентичность формировалась в условиях распавшегося государства (СССР) и рухнувшей социальной системы (советской) — «культурной травмы», по определению П. Штомпки.

В ситуации неопределённости, неуверенности у людей, как правило, усиливается потребность в идентификации с чем-то более близким, привычным. Российская идентичность прошла сложный путь, конкурируя с этнической, региональной и локальной идентичностями, вышедшими на первый план на фоне национальных движений и постконфликтных трудностей [6, с. 37].

«В российской социологической науке изучение общероссийской гражданской идентичности началось со статьи В. А. Тишкова "О новых подходах в теории и практике межнациональных отношений" 1989 г., после которой российская идентичность рассматривалась в этнополитическом фокусе, главным образом в соотношении с этнической идентичностью [13]. В середине 1990-х гг. социологи стали изучать общероссийскую гражданскую идентичность в ряду других коллективных макроидентичностей как индикатор состояния общества, солидарных тенденций в ней [2; 3]. В 2000-е гг. социологи ИС РАН сделали попытку показать российскую идентичность через раскрытие таких аспектов, как патриотичность, распространённость демократических ценностей, ориентация на рыночные отношения [11], а также изучили влияние гражданской идентичности на межэтнические (межнациональные) отношения [4] и соотношение гражданской, этнической и региональной идентичностей [1]. В то же время политологи разрабатывали понятия государственной, гражданской идентичности, показали, как формировались представления о гражданской идентичности в мировой политической науке, проанализировали её интерпретацию в разных странах [9; 10]» [7].

На современном историческом этапе власти уделяют особое внимание консолидации общества и формированию российской идентичности. Общие история и культура, как показывают массовые опросы, являются важными консолидато-рами российской нации. В связи с этим общая для всех народов история страны, а также общероссийская культура часто оказываются в центре внимания не только учёных, но и лидеров общественного мнения. Целью статьи является анализ как текущего состояния государственно-гражданской идентичности, так и компонентов, принимающих участие в её формировании. В первой половине статьи мы подробно остановимся на текущем состоянии российской идентичности, сравним его с более ранними опросами и оценим эмоциональное наполнение данного термина. Во второй половине статьи особое внимание будет уделено историко-культурным представлениям россиян. Там, где это возможно, мы сравнивали представления русских и людей других национальностей. Также нами использовался метод триангуляции — совмещение данных количественных опросов КЬМ8-Н8Е1, ФНИСЦ РАН (2020 г.), экспертного всероссийского опроса Центра исследования

1 «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» (КЬМ8-Н8Е), проводимый Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и ООО «Демоскоп» при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины в Чапел-Хилле и Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН. (Сайты обследования КЬМ8 ШЕ: http://www.hse.ru/rlms и https://rlms-hse.cpc.unc.edu).

межнациональных отношений ФНИСЦ РАН, а также глубинных интервью и фокус-групп в Кабардино-Балкарии среди разных социально-профессиональных групп (студентов, преподавателей, журналистов, бизнесменов и т. д.).

Общероссийский контекст.

Текущее состояние российской идентичности

Государственно-гражданскую идентичность чаще всего сравнивают с этнической и региональной. Несмотря на то, что они являются конкурирующими, данные идентичности чаще всего совмещаются в конкретном человеке, выходя на первый план в зависимости от ситуации.

Сравнение данных ФНИСЦ РАН за 2020 г. с данными ВЦИОМ за 2019 г. показывает резкое падение всех рассматриваемых идентичностей. В то время как в 2019 г. мы могли наблюдать практически паритет между российской, этнической и региональной идентичностями (91—94%), в постковидном 2020 г. показатели упали (см. табл. 1).

Таблица 1

Выраженность государственно-гражданской, этнической и региональной идентичностей у россиян, по данным опросов ВЦИОМ и ЯЬМ8-Б8Е, 2019—2020 гг., % от опрошенных

О ком Вы бы могли сказать: «Это - мы». Как часто Вы ощущаете близость, единство: ВЦИОМ (2019 г.) 29-я волна ЯЬМЗ-ШЕ (вторая половина 2020 г.)

Со всеми гражданами России 91,0 72,0

С людьми вашей национальности 94,0 87,1

С жителями вашего края, республики, области 91,0 77,6

Причём если по этнической идентичности падение за два года оказалось не столь значительным (7 п.п.), то готовность идентифицировать себя с гражданами России просела на 19 п.п. Это говорит о том, что в трудные времена, когда социальные установки, а вместе с ними и отношения ухудшаются и в целом слабеет связь с важными идентичностями, люди обращаются к традиционным и проверенным паттерном прошлого, одним из которых является этничность. Также на снижение российской идентичности могла повлиять недостаточная поддержка со стороны государства, совмещённая с жёсткими ограничениями. Социальных выплат оказалось недостаточно, чтобы поддержать население в сложной экономической ситуации, когда многие потеряли работу и не имели средств к существованию. Отсутствие такой поддержки, вероятно, повлияло на веру человека в государство и, соответственно, идентификацию с россиянами.

Теперь подробнее остановимся на силе связи по ключевым идентичностям. Индикатором стали ответы на вопрос: «О ком Вы бы могли сказать: "Это — мы"? (см табл. 2).

Таблица 2

Сила связи у россиян по государственно-гражданской, этнической и региональной идентичностям, по данным опроса RLMS-HSE, 2020 г., % от опрошенных

О ком Вы бы могли сказать: «Это - мы». Как часто Вы ощущаете близость, единство: Часто Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

Со всеми гражданами России 19,2 52,8 18,6 9,4

С людьми вашей национальности 37,6 49,5 7,5 5,4

С жителями вашего края, республики, области 21,9 55,7 14,7 7,7

Картина, которую мы наблюдали в 2020 г. по выраженности идентичности (позиция «часто»), не отличается от предыдущих лет исследований. Более слабая связь ощущается людьми на уровне гражданской идентичности (19%) по сравнению с этнической (38%) и региональной (22%).

Объяснение такой стабильности в не самой сильной связи по российской идентичности дают интервью, собранные нами в Кабардино-Балкарии. Нам объясняли, что сложно «всё время чувствовать себя россиянином», а часть респондентов даже не задумываются над этим:

«Вот залетело и вылетело. И, может быть, там 5% задумается, а остальные вот... Если честно, даже я вот над этим вопросом, для меня сейчас сложно, потому что я как-то не задумывалась» (кабардинка, психолог).

«Честно говоря, так глубоко я не думала. Я думаю, эта мысль возникает только в критических ситуациях. В спокойном состоянии нет. Это как болезнь — если у тебя что-то болит, ты не думаешь о том, что здоров» (русская, бизнесвумен).

Сравнение степени выраженности российской идентичности у русских и людей других национальностей показывает, что первые немного чаще стоят на крайних позициях — ассоциируют себя «часто» (20% против 16%) или «никогда» (19% против 15%). Люди других национальностей чаще выбирали позицию «иногда» (различие с русскими в 10 п.п.). Мы связываем это различие с эмоциональным компонентом идентичности. Русские чаще, чем люди других национальностей, испытывают крайние эмоции по отношению к Родине, такие как любовь, обида и возмущение. По другим идентичностям (этнической и региональной) тенденция на выбор пункта «иногда» людьми других национальностей сохраняется (см. табл. 3).

Позитивные эмоции (любовь, гордость, уважение) в оценке отношения к сегодняшней России на данный момент преобладают, но доля людей с такой оценкой чуть больше половины. В качестве примера проявления позитивных эмоций можно привести выдержки из интервью:

«Восхищение, любовь есть к стране, потому что если ты не будешь проявлять эту любовь, то тяжело будет как-то человеку. Эмоционально необходимо любить свою родину, но любовь эта должна проявляться в том, чтобы ты старался делать лучше» (русская, руководитель НКО).

«Негативные чувства никогда не влияют положительно ни на что... Явсе-та-ки за позитивные эмоции, но при этом, даже при всём при этом, то, что сегодня есть — это заслуга и достояние и предыдущих, и живущих поколений. Считаю, что нам есть, чем гордиться» (женщина, филолог).

Таблица 3

Сила связи у людей разной национальности по государственно-гражданской, этнической и региональной идентичностям, по данным опроса ЯЬМ8-Б8Е, 2020 г., % от опрошенных

О ком Вы бы могли сказать: «Это - мы». Как часто Вы ощущаете близость, единство: Часто Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

Со всеми гражданами России Русские 19,7 51,5 19,2 9,6

Люди других национальностей 15,7 61,7 14,9 7,8

С людьми вашей национальности Русские 38,0 48,5 7,9 5,6

Люди других национальностей 34,1 56,6 5,4 3,8

С жителями вашего края, республики, области Русские 22,1 55,0 15,1 7,8

Люди других национальностей 21,2 60,6 12,3 5,9

Примечание. Значимость различий по х2 Пирсона р < 0,05.

Однако во взятых нами интервью чаще упоминались негативные эмоции (обида, стыд, возмущение), которые характерны для 28% россиян (см. табл. 4). Причём несколько чаще в негативных эмоциях признавались русские — различие в 4—6 п.п. по сравнению с людьми других национальностей. Также среди русских оказалось чуть меньше испытывающих уважение к Родине (разница в 10 п.п.).

Таблица 4

Эмоции россиян разной национальности, выражающие отношение к сегодняшней России, по данным опроса ЯЬМв-БвЕ, 2020 г., % от опрошенных

Назовите главное чувство, которое выражает Ваше личное отношение к сегодняшней России Россияне в целом Русские Люди других национальностей

Любовь 10,5 10,8 8,3

Гордость 16,4 16,2 18,1

Уважение 28,0 26,8 36,2

Равнодушие 8,9 8,7 10,1

Обида, стыд 15,4 16,2 9,6

Возмущение 12,5 13,0 8,9

Затрудняюсь ответить 8,4 8,3 8,8

Негативные эмоции, выражающиеся в претензиях к действующей власти, в интервью чаще всего высказывали студенты и представители творческой интеллигенции:

«Патриотизм только негативным должен быть, потому что только осознав, что ты сделал, какие ужасные вещи, необходимо думать о том, как их не допустить, как сделать столько добра, чтобы как-либо искупить свою вину, то есть такое русское мессианство, покаяние» (студенты гуманитарных факультетов, фокус-группа).

«Только позитивно быть не может, конечно. Но по большей части я осознаю, что я в России, что я россиянка. Я люблю свою страну, но если смотреть в общем и целом, я понимаю, что моя жизнь могла сложиться лучше и совсем по-другому, если бы я была гражданкой другой страны, особенно как журналиста» (балкарка, молодая девушка).

Резюмируя полученные в интервью результаты, можно сказать, что причиной негативных эмоций чаще всего являлось положение в разных сферах жизни страны. Респонденты сходились в том, что патриотизм не должен превращаться в слепое восхваление родины, а также должен включать в себя критику и работу над недостатками.

В связи с отмеченной критикой важно рассмотреть, как, по мнению россиян, надо действовать, к каким целям стремиться, чтобы улучшить ситуацию. В качестве индикатора использовался вопрос «Как Вы считаете, какая идея сегодня могла бы вдохновить людей, сплотить их во имя общих целей?». Социологи дали для выбора целый набор идей, актуальных на дату проведения опроса. Сравнение данных опросов 2020 и 2014 гг. показывает смещение повестки — в ковидный период самой востребованной темой стало «предотвращение войн, эпидемий, экологических катастроф» (46%) (см. табл. 5). Переживаемая эпидемия изменила не только привычки, но и жизненные установки.

Таблица 5

Как за 6 лет менялись представления об идеях, способных объединить россиян (5 самых популярных позиций), по данным опросов ФНИСЦ РАН, 2014 г.1 и RLMS-HSE, 2020 г., % от опрошенных

2014 2020

Идея единения народов России в целях её возрождения как великой державы - 42,4 Предотвращение войн, эпидемий, экологических катастроф - 45,5

Идея укрепления России как правового государства - 37,8 Равенство всех перед законом - 33,1

Идея объединения народов для решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, - 25,6 Укрепление единства страны - 31,9

Возвращение к социалистическим идеалам и ценностям - 20,8 Возрождение России как великой державы -30,6

Затруднились ответить - 18,1 Укрепление обороноспособности страны -28,9

По данным первой волны Всероссийского опроса ФНИСЦ РАН «Динамика социальной трансформации современной России в социально-экономическом, политическом, социокультурном и этнорелигиозном контекстах», 2014 г., под руководством М. К. Горшкова, п = 4000.

В 2020 г. идеи правового государства, в котором все равны перед законом, сохранили свою актуальность. А тема социальной справедливости не теряет своей актуальности на протяжении всего постсоветского периода истории России. Самая популярная в 2014 г. идея «возрождения России как великой державы» несколько потеряла в популярности, как и идея возврата к социалистическим ценностям. Зато в пятерку самых популярных идей вошло «укрепление обороноспособности» (29%). Повестка федеральных СМИ, посвященная поиску внешнего врага, возможно, сказывается на восприятии россиян. При этом нужно понимать, что всё разнообразие мнений сложно вместить в рамки количественного опроса, жизнь многогранна и разнообразна. В связи с этим хотелось бы привести высказывание преподавателя истории, поставившего на первое место человека:

«Сплотить как общество россиян, наверное, мог бы какой-то совместный социальный успех, именно вот социальный успех, то есть обратить внимание на маленького человека, на маленького россиянина, который должен стать самой большой ценностью. Именно человек — не амбиции, не базы, не Сирия, не Украина, не возрождение империи, не Рейкьявик там — встреча с Джо Байденом и так далее, то, чем сейчас Путин в основном мыслит, на мой взгляд, так, а именно — обратить внимание на образование, на здравоохранение, на культуру, на детей, чтобы они чувствовали, что эта страна их любит. В нашей стране большая часть населения не ощущает, что страна их любит» (преподаватель истории и обще-ствознания, Нальчик).

Различия в восприятии у русских и людей других национальностей идей, способных объединить россиян, сводится к тому, что для русских важнее «предотвращение войн, эпидемий, экологических катастроф», «возрождение России как великой державы», «укрепление обороноспособности страны» и «обеспечение благосостояния народа». Для людей другой национальности на первый план выходят «равенство всех перед законом», «укрепление единства страны» и «равные возможности для всех людей независимо от национальности, языка» (см. табл. 6). Эти тенденции можно связать с наличием у части русских «имперского сознания», включающего в себя величие страны и защиту родных рубежей. Мы не говорим, что это полностью отсутствует у людей других национальностей, но у них чаще на первый план выходят другие проблемы: равенство прав и обеспечение этнокультурных потребностей. То есть даже в вопросе про российскую идентичность разговор заходит о сохранении своей этнокультурной идентичности, в том числе языка.

Является ли гражданская принадлежность в глазах россиян простой формальностью — наличием паспорта — или же это целый комплекс прав и обязанностей, включая деятельностный патриотизм? Индикатором являлся вопрос: «Что для Вас лично значит быть гражданином Российской Федерации?». При этом нужно понимать, что данный вопрос заточен именно на изучение социально-политической сферы жизни. В интервью разброс ответов был значительно шире закодированных вариантов.

Таблица 6

Восприятие идей, способных объединить россиян, русскими и людьми других национальностей, по данным опроса RLMS-HSE, 2020 г., % от опрошенных

Как Вы думаете, какие общие цели могли бы объединить российское общество? (выберите не более 3 вариантов ответа) Русские Люди других национальностей

Укрепление единства страны 31,1 37,7

Равенство всех перед законом 31,5 43,8

Предотвращение войн, эпидемий, экологических катастроф 46,6 38,4

Возрождение России как великой державы 31,6 24,0

Укрепление обороноспособности страны 30,0 20,9

Обеспечение справедливости в обществе 25,8 21,5

Равные возможности для всех людей независимо от национальности, языка 8,8 22,0

Обеспечение благосостояния народа 25,2 19,1

Ничего из этого не объединяет 12,2 8,0

Оказалось, что российский паспорт хоть и является важным документальным маркером российской идентичности (для 71% россиян), однако отнюдь не единственным: «то, что делает меня россиянином, это, во-первых, то, что у меня есть паспорт и я имею способность участвовать в государственном аппарате, на выборах голосовать, я знаю государственный язык — русский» (студенты гуманитарных факультетов, фокус-группа).

Важнее, чем российский паспорт, оказались те права и обязанности, которые по законодательству положены его обладателю: «пользоваться правами на труд, образование, медицинское и пенсионное обеспечение» — 76%, «соблюдать законы и обязанности» — 67% (см. табл. 7). Достаточно объёмный набор маркеров на эту тему представила студентка-юрист: «Сроссиянами меня объединяет как раз гражданство, объединяет общая правовая система, валюта и язык. Если мы берём новейшую историю, то объединяет образование Российской Федерации, принятие конституции Российской Федерации. Если ретроспективу, то, наверно, просто знание истории» (студентка-юрист).

Проявлением гражданского общества является готовность активно участвовать в общественно-политической жизни, в том числе приносить пользу обществу. Хоть какой-то деятельностный патриотизм проявляется у пятой части населения — в отождествлении гражданства и поддержания чистоты в своём месте жительства. Отражением того, что в России не развито гражданское общество, являются три самые непопулярные позиции выбора: «участвовать в выборах, референдумах, общественных объединениях» (13%), «пользоваться правами на участие в собраниях и митингах» (7%), «помогать людям, участвовать в волонтёрских движениях» (4%). У значительной части людей отсутствует гражданская

позиция, понимание, что они своим выбором влияют на жизнь в стране. Также одной из проблем является неразвитость волонтёрского движения, хотя энтузиасты, безусловно, присутствуют: «Приносить пользу обществу, делать так, чтоб наш мир становился всё лучше и лучше, потому что много, конечно, есть ситуаций, где, возможно, говорят: молодёжь поступает не так, неправильно, но мы стараемся вот именно и объединить людей всех, и показать, что мы можем больше. Мы можем и помочь всем, помочь каждому, этим... тем самым акция "Мы вместе", я могу сказать, что доказала это, что... нужно приносить пользу этому миру. В любом случае, уже ты имеешь не только паспорт, но и ответственность» (русская, руководитель НКО). Важно отметить, что значимых различий в представлениях людей разной национальности не было выявлено (см. табл. 7).

Таблица 7

Политико-правовые маркеры российской идентичности у россиян разной национальности, по данным опроса ЯЬМв-БвЕ, 2020 г., % от опрошенных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что для Вас лично значит быть гражданином Российской Федерации? (можно выбрать любое количество вариантов ответов) Россияне в целом Русские Люди других национальностей

Пользоваться правами на труд, образование, медицинское и пенсионное обеспечение 76,0 76,4 73,7

Иметь российский паспорт 71,4 71,7 70,0

Соблюдать законы и обязанности 67,1 67,3 66,0

Поддерживать чистоту, порядок в месте, где Вы живете (в городе, селе, на улице, в парках, дворах) 19,8 20,1 16,5

Участвовать в выборах, референдумах, общественных объединениях 12,6 12,7 11,5

Пользоваться правами на участие в собраниях и митингах 7,4 6,9 10,7

Помогать людям, участвовать в волонтёрских движениях 4,2 4,3 3,5

Историко-культурный компонент

Политико-правовые аспекты неизбежно пересекаются с другими компонентами российской идентичности. ФНИСЦ РАН и НИУ ВШЭ (КЬМ8-ШБ) в первой и второй половине 2020 г. задавали один и тот же вопрос про консолидаторы российской идентичности: «Что из перечисленного больше всего объединяет Вас со всеми гражданами Российской Федерации, со всеми россиянами?». В целом результаты получились схожие, но мы зафиксировали важные различия. Если в первой половине 2020 г. в большей степени, чем «история», россиян объединяли «общее государство», «родная земля, территория, природа» и «русский

язык», то во второй половине 2020 г. роль истории выросла. До конца неясно, связано это с особенностями опросов и с различиями в выборке или с изменившимися за достаточно недолгий период установками россиян.

Базовым консолидатором, по последним данным, остаётся общее государство (63%, рост на 5 п.п.) (см. табл. 8):

Таблица 8

Консолидаторы российской нации, по данным опросов ФНИСЦ РАН и RLMS-HSE, 2020 г., % от опрошенных

А что из перечисленного больше всего объединяет Вас со всеми гражданами Российской Федерации, со всеми россиянами? (возможно не более 3 ответов) Первая половина 2020 г.1 Вторая половина 2020 г.2

Общее государство / общая государственность 58,2 62,7

Ответственность за судьбу страны 22,4 19,3

Историческое прошлое 31,5 48,8

Родная земля, территория, природа 43,5 49,5

Русский язык 43,4 42,0

Культура, обычаи, праздники 29,3 30,2

Общие символы (флаг, герб) 14,7 11,2

Ничего не объединяет 3,0 1,7

«Гражданство, скорее, это какая-то такая общая связь с государством, связь каждого индивида, в нём находящегося. Общие правила взаимодействия с государством» (мужчина, Нальчик).

«В первую очередь, осознание того, что мы живём на одной территории, объединённые социальными, культурными, историческими связями, примерно одним образом жизни, реалиями, которые нас окружают, наверное, вот это какая-то общность именно мышления, менталитета, образа жизни» (женщина, кабардинка).

За неполный год заметно выросла доля россиян, считающих «историческое прошлое» (на 17 п.п.) и «родную землю» (6 п.п.) важными объединяющими компонентами. Общее историческое прошлое упоминалось практически в каждом интервью как русскими (49%), так и людьми других национальностей (46%):

«Историю этой страны, во всём её многообразии, я воспринимаю как свою историю. Культуру воспринимаю как свою. Эта сопричастность как историку — памятник тысячелетия России для меня некий символ, что уже 1000лет отмотано, как государственность только» (женщина, историк, русская).

1 Опрос проведён в рамках проекта «Общероссийская идентичность и межэтнические отношения: социальная практика, публичный дискурс и управленческие решения» по программе научных исследований РАН. Опрос проводился методом интервьюирования лицом к лицу (face to face). Выборка объёмом 2000 респондентов репрезентирует всё население РФ от 18 лет по полу и возрасту. Ошибка выборки — 1,6%.

2 По данным 29-й волны RLMS-HSE. Выборка объёмом 14 007 респондентов репрезентирует всё население РФ от 18 лет по полу и возрасту. Ошибка выборки — 0,8%.

«Объединяет многовековое совместное проживание ... самый сильный такой пласт, цементирующий, конечно, это Великая Отечественная война. У нас в каждой семье были фронтовики» (преподаватель истории и обществознания, Нальчик).

«Я представитель кабардинской национальности. Если просмотреть историю взаимоотношений Кабарды и России, там на самом деле всё проходило очень в духе дружелюбия вначале... Понимаешь, что Россия такая большая, но ты её часть. Далёкая Кабарда и средневековая Москва смогли соединиться. Эти связи, которые ещё в XVI веке зародились, этот путь мы идём бок о бок. Это ощущение даёт понять, что нас многое объединяет» (женщина, кабардинка).

Различия в оценках русских и людей других национальностей проявились по таким объединяющим компонентам, как русский язык и ответственность за судьбу страны. У людей разных национальностей есть понимание важности русского языка: «русский язык открыл нам не только русскую культуру, но и общемировую культуру. Что началось с библиотек, кстати. Библиотеки, театры были построены в 30-е годы. Переводческая деятельность развивалась. С русского языка переводили произведения Лермонтова, Пушкина и других поэтов и писателей» (преподаватель университета, балкарка). Однако, как показывают результаты опроса КЬМ8-Н8Б, русские чаще считают русский язык объединяющим, по сравнению с людьми других национальностей (разница в 19 п.п.). Возможно, это связано с наличием у других этнических групп своего языка, которому в некоторых жизненных ситуациях отдаётся предпочтение. А по мнению одного из преподавателей, участвовавших в фокус-группе, это связано с динамичностью российской идентичности, большим включением молодёжи в общемировое (зачастую англоязычное) пространство: «у молодых людей я не знаю, насколько у них выражен этот культурный контекст, единство, единение. Мне кажется, напротив, сейчас больше отчуждение есть, это отчуждение не столько негативное как бы, сколько у молодых людей гораздо больше сфер для идентификации. Идентичность — это же динамичное явление, она ситуативная, и для них российская культура, Россия вообще — это часть скорее какого-то глобального пространства, которое, может, ближе, может, чуть дальше и так далее» (преподаватели, фокус-группа).

Большинство опрошенных сходились во мнении, что российская культура представляет лоскутное одеяло из культур разных народов с ядром в виде русской культуры. В качестве примера приведём отрывок из интервью: «российская культура — это такое взаимопроникновение и взаимодействие происходит, это ядро объединяющее. Особенность русского менталитета, которая позволила российскую идентичность сформировать, это лёгкое приятие чего-то другого и такое оживление его внутри себя. Например, Северный Кавказ, где очень тесно русская культура с национальными культурами соприкасается. На Пасху у меня куча поздравлений, и из них как минимум половина от людей мусульманской веры... Следом в этом году Ураза-Байрам, значит — поздравляю людей с их праздником» (женщина, филолог). Доля людей, называющих культуру важным компонентом российской идентичности, составляет около трети, по данным опроса 2020 г., причём она не зависит от национальности (28—30% по разным этническим группам) (см. табл. 9).

Таблица 9

Представления русских и людей других национальностей о консолидаторах российской нации, по данным опроса ЯЬМв-БвЕ, 2020 г., % от опрошенных

А что из перечисленного больше всего объединяет Вас со всеми гражданами Российской Федерации, со всеми россиянами? (возможно не более 3 ответов) Русские Люди других национальностей

Общее государство / общая государственность 62,5 65,2

Ответственность за судьбу страны 18,6 24,0

Историческое прошлое 49,3 45,5

Родная земля, территория, природа 50,2 44,1

Русский язык 44,2 25,7

Культура, обычаи, праздники 30,3 27,7

Общие символы (флаг, герб) 11,0 12,3

Ничего не объединяет 1,6 2,2

Углубляясь в роль исторического компонента в формировании российской идентичности, мы задали респондентам вопрос: «Что в нашей истории объединяет нас как граждан России?». Смысл вопроса, закладываемый при его разработке, сводился к тому: объединяет россиян героическая история (победы, завоевания) или же коллективные трагедии сильнее оказываются запечатлены в народной памяти. Также важным представлялось сравнение позиций русских и нерусских респондентов, учитывая, что одно и то же историческое событие может восприниматься по-разному сквозь призму этничности.

Оказалось, что однозначного ответа на эти вопросы дать не получится. В коллективной памяти сохраняются и победы, и поражения. И то, и другое важно. Если же пытаться выстроить иерархию, то окажется, что «память о военных победах, одержанных нашим народом», является главным историческим кон-солидатором идентичности для 77% россиян (см. табл. 10). Это можно связать с повышением чувства собственной значимости у человека, ассоциирующего себя с народом-победителем, ростом патриотизма. Половина жителей России считают, что нас объединяют «пережитые трагедии, потери и поражении нашего народа». Трагедии оказываются менее важны, так как это «тяжёлые» страницы истории, часть жителей России не хотели бы в принципе о них вспоминать. В оценках данных событий нет значимых различий между людьми разных национальностей.

Таблица 10

Представления русских и людей других национальностей

об объединяющих эпизодах российской истории, по данным опроса RLMS-HSE, 2020 г., % от опрошенных

Что в нашей истории объединяет нас как граждан России? (выберите три наиболее близких Вам варианта) Россияне в целом Русские Люди других национальностей

Память о военных победах, одержанных нашим народом 77,1 77,2 77,6

Память о пережитых трагедиях, потерях и поражениях нашего народа 50,1 50,7 46,9

Исторически сложившиеся общие ценности, представления 42,9 43,6 36,7

Пережитые социальные и экономические кризисы, трудности 38,5 38,3 39,9

Успехи в научно-технической сфере 19,1 18,7 20,9

Достижения в культуре, литературе, искусстве 18,8 19,4 13,9

Ничего из перечисленного не объединяет 3,4 3,4 3,7

В интервью мы спросили у преподавателей и студентов, как надо преподавать российскую историю: акцентировать внимание только на победах или же «со всех сторон». Распространённым оказалось представление о важности разностороннего подхода в преподавании истории: «надорассматривать и взлеты, и падения. И именно трагические тоже... истории, как люди погибали, как они вот лечили всех... если рассказывать об этих трагических моментах, то внутри каждого человека должно быть сопереживание . что те люди за тебя боролись, боролись за то, чтоб ты жил хорошо» (русская, руководитель НКО). О том, что идеологически правильно давать обучающимся только «героику», не высказался ни один респондент.

Также стоит отметить, что по данному вопросу статистически значимые различия между людьми разных национальностей проявились в третьей по популярности позиции «объединяют исторически сложившиеся общие ценности, представления» — у русских 44%, у людей других национальностей — 37%. Это можно связать с различиями в быте и определённых жизненных установках у разных этносов. А что оказалось наименее значимым для респондентов, так это позиции «успехи в научно-технической сфере», «достижения в культуре, литературе, искусстве» — по 19%.

Выводы

Российская идентичность основывается на общих ценностях, целях развития общества и солидарности, является важным индикатором духовно-нравственного, политического и социального единства граждан России, российского народа. В течение десятилетий после распада СССР она росла, доходя до 91%. Только в 2020 г. СОУГО-19 повлиял на настроения людей и готовность ассоциировать себя с россиянами. Готовность идентифицировать себя с гражданами России сильно просела,

на что могла повлиять недостаточная поддержка со стороны государства, совмещённая с жёсткими ограничениями. Люди стали чаще обращаться к традиционным паттернам прошлого, одним из которых является этничность.

Сравнение данных опросов 2020 и 2014 гг. показало смещение повестки в общих целях развития общества. В ковидный период самой значимой темой стало единение россиян перед лицом «войн, эпидемий, экологических катастроф». Переживаемая эпидемия изменила не только привычки, но и жизненные установки. В то же время идеи правового государства, социальной справедливости не потеряли своей актуальности для россиян всех национальностей.

Оказалось, что российский паспорт хоть и является важным признаком гражданства, однако отнюдь не единственным. Важнее, чем российский паспорт, оказались те права и обязанности, которые по законодательству положены его обладателю. Отражением того, что в России не развито гражданское общество, является то, что люди практически не ассоциируют с российским гражданством участие в выборах, референдумах, собраниях, митингах и волонтёрских движениях.

Базовым консолидатором российской идентичности остаётся общее государство. При этом за прошлый год выросла доля россиян, считающих «историческое прошлое» и «родную землю» важными объединяющими компонентами. Память о военных победах, одержанных нашим народом, на данный момент является главным историческим консолидатором идентичности россиян. Пережитые вместе трагедии оказываются менее важны. Молодёжь и творческая интеллигенция в интервью высказывались о важности разностороннего подхода в преподавании истории: «надо рассматривать и взлеты, и падения». Доля людей, называющих культуру важным компонентом российской идентичности, составляет около трети. Большинство опрошенных сходились во мнении, что она представляет «лоскутное одеяло» из культур разных народов с ядром в виде русской культуры. При этом объединяет в большей степени бытовая культура, праздники, общеизвестные песни, произведения литературы и кинофильмы.

Позитивные эмоции (любовь, гордость, уважение) в оценке отношения к сегодняшней России на данный момент преобладают, но доля людей с такой оценкой чуть больше половины. Негативные эмоции характерны для примерно трети россиян. Причиной негативных эмоций чаще всего являлось недовольство положением в разных сферах жизни страны. Респонденты сходились в том, что патриотизм не должен превращаться в слепое восхваление родины, а должен включать в себя критику и работу над недостатками.

Список литературы

1. Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / Л. М. Дробижева, Е. М. Арутюнова, А. Д. Бравин [и др.] ; рук. проекта и отв. ред. Л. М. Дробижева. М. : РОССПЭН, 2013. 485 с. ЕБК КУБЬРН.

2. Гудков Л. Д. Негативная идентичность. Статьи 1997—2002 годов. М. : Новое литературное обозрение: ВЦИОМ-А, 2004. 816 с. ЕБК РОСУОН.

3. Данилова Е. Н. Изменения в социальных идентификациях россиян // Социологический журнал. 2000. № 3-4. C. 76-86. EDN PZQMNN.

4. Дробижева Л. М. Национально-гражданская и этническая идентичность: проблемы позитивной совместимости // Россия реформирующаяся : ежегодник. Вып. 7. / Отв. ред. М. К. Горшков. М. : Институт социологии РАН, 2008. С. 214-228. EDN PBVCFZ.

5. Дробижева Л. М. Российская идентичность: дискуссии в политическом пространстве и динамика массового сознания // Полис. Политические исследования. 2018. № 5. С. 100-115. DOI 10.17976/jpps/2018.05.09. EDN YAEHZR.

6. Дробижева Л. М. Российская идентичность: поиски определения и динамика распространения // Социологические исследования. 2020. № 8. C. 37-50. DOI 10.31857/ S013216250009460-9// EDN IZTYSH.

7. Дробижева Л. М. Смыслы общероссийской гражданской идентичности в массовом сознании россиян // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 4 (158). С. 480-498. DOI 10.14515/monitoring.2020.4.1261. EDN HAAHUW.

8. Дробижева Л. М. Общероссийская идентичность в социологическом измерении / Л. М. Дробижева, С. В. Рыжова // Вестник российской нации. 2021. № 1-2 (77-78). С. 39-52. EDN HAGVQK.

9. Перегудов С. П. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии / С. П. Перегудов, И. С. Семененко. М. : Прогресс-Традиция, 2008. 448 с. EDN SUPJHZ.

10. Паин Э. А. Нация и демократия: перспективы управления культурным разнообразием / Э. А. Паин, С. Ю. Федюнин. М. : Мысль, 2017. 266 c. EDN TZDODV.

11. Российская идентичность в условиях трансформации : опыт социологического анализа / М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова, А. Л. Андреев [и др.]. М. : Издательство «Наука», 2005. 396 с. EDN SDCPER.

12. Указ Президента Российской Федерации: «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 № 703. URL: http://pravo.gov.ru/proxv/ip-s/?docbody=&nd=102161949 (дата обращения: 21.11.2021).

13. Тишков В. А. О новых подходах в теории и практике межнациональных отношений // Советская этнография. 1989. № 5. С. 3-15. EDN QGJKOW.

Сведения об авторе

Фадеев Павел Васильевич - кандидат социологических наук, научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия. E-mail: erving45@gmail.com AuthorlD РИНЦ: 799093

Дата поступления в редакцию: 10.06.2022. Принято к печати: 05.08.2022. DOI 10.19181/snsp.2022.10.3.9198

Russian State-Civil Identity Through the Perception of History, Culture and Socio-Political Life

Pavel V. Fadeev1

1Institute of Sociology of FCTAS RAS.

5, b.1, Bol'shaja Andron'evskaja str., Moscow, Russia, 109544

For citation: Fadeev P. V. (2022). Russian state-civil identity through the perception of history, culture and socio-political life. Sociologicheskaja nauka Isocial'najapraktika. Vol. 10, № 3. P. 78—95. DOI 10.19181/snsp.2022.10.3.9198.

Abstract. The article is devoted to the analysis of the current state of the Russian state-civil identity in comparison with other macro-identities. The current state of the Russian identity and the significance of the components of its structure in the views of respondents are analyzed on the materials of the Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, WCIOM, RLMS-HSE, in-depth and expert interviews and focus groups. The experts were humanities scientists, university and school teachers, journalists, public and ethnic activists from different cities of Russia. In 2020 COVID-19 has affected people's moods, and the willingness to associate themselves with Russians has greatly decreased, which could be affected by insufficient support from the state, combined with strict restrictions. The analysis of mass perceptions of Russians about the role of civil, historical, cultural and emotional components of Russian identity was carried out. The study showed that the common state remains the basic consolidator of Russian identity, and in less than a year the share of Russians who consider the "historical past" and "native land" to be important unifying components has increased. The memory of the military victories won by our people is currently the main historical consolidator of the identity of Russians. The tragedies experienced together turn out to be a little less important, although they are not completely forgotten. Young people and creative intelligentsia in interviews spoke about the importance of a versatile approach in teaching history: "it is necessary to study both ups and downs." Culture is still an important integrator of Russian society, but we are not talking about "high culture", but rather about mass culture. In the "culture", Russians are most united by common holidays, well-known songs, works of literature and films. But the civil component of Russian identity is still poorly developed - people practically do not associate participation in elections, referendums, meetings, rallies and volunteer movements with Russian citizenship.

Keywords: Russian identity; politics; law; history; historical memory; culture; emotions. References

1. Grazhdanskaja, etnicheskaja i regional'naja identichnost': vchera, segodnja, zavtra. (2013). [Civil, ethnic and regional identity: yesterday, today, tomorrow]. Ed. by L. M. Drobizheva. M.: ROSSPEN publ. 485 p. (In Russ.).

2. Gudkov L. D. (2004). Negativnaja identichnost'. Stat'i 1997—2002godov. [Negative identity. Articles of 1997-2002.] M.: New Literary Review: WTSIOM publ. 816 p. (In Russ.).

3. Danilova E. N. (2000). Izmenenija v social'nyh identifikacijah rossijan. [Changes in social identifications of Russians]. Sociologicheskii Journal. № 3-4. P. 76-86. (In Russ.).

4. Drobizheva L. M. (2008). Natsional'no-grazhdanskaja i etnicheskaja identichnost': problemy pozitivnoj sovmestimosti. [National-civil and ethnic identity: problems of positive compatibility]. Rossija reformirujishjasiia. Ezhegodnik. Ed. by M. K. Gorshkov. M.: IS RAS publ. Is. 7. P. 214-228. (In Russ.).

5. Drobizheva L. M. (2018) Rossijskaja identichnost': diskussii v politicheskom prostranstve i dinamika massovogo soznanija. [Russian Identity: Discussions in the political space and the dynamics of mass consciousness]. Polis. Politicheskie issledovanija. 2018. № 5. P. 100-115. DOI 10.17976/ jpps/2018.05.09 (In Russ.).

6. Drobizheva L. M. (2020). Rossijskaja identichnost': poiski opredelenija i dinamika raspros-tranenija. [Russian identity: the search for definition and dynamics of distribution]. Sotsiologicheskie issledovaniya. № 8. P. 37-50. DOI 10.31857/S013216250009460-9 (In Russ.).

7. Drobizheva L. M. (2020). Smysly obshherossijskoj grazhdanskoj identichnosti v massovom soznanii rossijan. [The meanings of the All-Russian civic identity in the mass consciousness of Russians]. Monitoringobshhestvennogo mnenija: ekonomicheskie isocial'nyeperemeny. № 4. P. 480—498. DOI 10.14515/monitoring.2020.4.1261 (In Russ.).

8. Drobizheva L. M., Ryzhova S. V. (2021). Obshherossijskaja identichnost' v sociologicheskom izmerenii. [All-Russian identity in the sociological dimension]. Vestnikrossijskojnacii. № 1-2 (77-78). P. 39-52. dated 06.12.2018 No. 703. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102161949 (accessed: 11/21/2021). (In Russ.).

9. Peregudov S. P., Semenenko I. S. (2008). Korporativnoegrazhdanstvo: kontseptsii, mirovaja praktika i rossijskie realii. [Corporate citizenship: concepts, world practice and Russian realities]. M.: Progress-Tradition publ. 448 p. (In Russ.).

10. Pain E. A., Fedyunin S. Yu. (2017). Natsija i demokratija: perspektivy upravlenija kul'turnym raznoobraziem. [Nation and democracy: perspectives of cultural diversity management]. Moscow: Mysl publ. 266 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Rossijskaja identichnost' v uslovijah transformatsii: Opyt sociologicheskogo analiza. (2005). [Russian identity in the conditions of transformation: The experience of sociological analysis]. Ed. M. K. Gorshkov, N. E. Tikhonova, M.: Nauka publ. 396 p. (In Russ.).

12. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii: «O Strategiigosudarstvennoj nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025goda» Vredakcii Ukaza Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 06.12.2018 № 703. (2018) [Decree of the President of the Russian Federation: "On the Strategy of the State national policy of the Russian Federation for the period up to 2025". As amended by Decree of the President of the Russian Federation № 703 dated 06.12.2018.] URL: http://pravo. gov.ru/proxy/ips/?doc-body=&nd=102161949 (accessed: 11/21/2021). (In Russ.)

13. Tishkov V. A. (1989). O novyh podhodah v teorii i praktike mezhnacional'nyh otnoshenij. [New approaches in the theory and practice of interethnic relations]. Sovetskaja etnografija. № 5. P. 3-15. (In Russ.).

Information about the authors

Fadeev Pavel Vasilievich, Candidate of Sociology, Researcher, Institute of Sociology of FCTAS RAS,

Moscow, Russia.

E-mail: erving45@gmail.com

ORCID ID: 0000-0001-5767-0329

ResearcherId: AAF-6975-2019

The article was submitted on June 10, 2022. Accepted on August 05, 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.