Научная статья УДК 316.4.05
https://doi.org/10.24158/tipor.2023.12.3
Гражданская культура и социальная активность студенчества СКФО: по материалам социологического исследования
Залина Владимировна Канукова1, Анета Николаевна Гадиева2, Борис Александрович Синанов3, Елена Владимировна Федосова4
1,2,3,4Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований имени В.И. Абаева ВНЦ РАН, Владикавказ, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7353-4324 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1681-037X [email protected]
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-6599-5446
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования гражданской культуры среди студентов вузов Северо-Кавказского федерального округа. Анализ гражданской культуры в студенческой среде СКФО опирается на эмпирические данные, полученные в ходе проведенного авторами социологического исследования. В работе выделяются основные проблемы и факторы, влияющие на формирование гражданской культуры у студентов вузов СКФО. Устанавливается, что процесс формирования гражданских компетенций вузовской молодежи СКФО носит нелинейный характер, отражающий фрагментарность общественного сознания студенческой молодежи. Приведенные в статье эмпирические данные свидетельствуют о том, что гражданские установки молодежи СКФО имеют достаточно неопределенный характер. В дальнейшем процесс формирования гражданских и политических установок с равной вероятностью может пойти по разным направлениям.
Ключевые слова: молодежь Северного Кавказа, гражданская культура, политические установки, социальная активность, гражданские компетенции
Финансирование: исследование выполнено в рамках Программы научных исследований, связанных с изучением этнокультурного многообразия российского общества и направленных на укрепление общероссийской идентичности 2023-2025 гг. (руководитель - академик РАН В.А. Тишков), ГЗ СОИГСИ ВНЦ РАН № 123090800006-3.
Для цитирования: Канукова З.В., Гадиева А.Н., Синанов Б.А., Федосова Е.В. Гражданская культура и социальная активность студенчества СКФО: по материалам социологического исследования // Теория и практика общественного развития. 2023. № 12. С. 38-46. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.12.3.
Original article
Civic Culture and Social Activity of the North Caucasus Federal District Students: Based on the Materials of a Sociological Study
Zalina V. Kanukova1, Aneta N. Gadieva2, Boris A. Sinanov3, Elena V. Fedosova4
1'2'3'4V.I. Abaev North Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies of VSC RAS, Vladikavkaz, Russia
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-7353-4324 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1681-037X [email protected]
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-6599-5446
Abstract. The article deals with the issues of the formation of civic culture among university students of the North Caucasus Federal District. The analysis of civic culture in the student environment of the NCFD is based on empirical data obtained in the course of a sociological study conducted by the authors. The work highlights the main problems and factors affecting the formation of civic culture among students of NCFD universities. It is established that the process of formation of civil competencies of the university youth of the NCFD is nonlinear, reflecting the fragmentarity of the public consciousness of the student youth. The empirical data presented in the article indicate that the civic attitudes of the youth of the North Caucasus Federal District are rather vague. In the future, the process of forming civil and political attitudes is equally likely to go in different directions.
Keywords: youth of the North Caucasus, civic culture, political attitudes, social activity, civic competencies
© Канукова З.В., Гадиева А.Н., Синанов Б.А., Федосова Е.В., 2023
Funding: The research was carried out under the scientific research Program related to the study of the eth-nocultural diversity of Russian society and aimed at strengthening the all-Russian identity in 2023-2025 (headed by Academician of the Russian Academy of Sciences V.A. Tishkov), SS NOIHSS VSC RAS № 123090800006-3.
For citation: Kanukova, Z.V., Gadieva, A.N., Sinanov, B.A. & Fedosova, E.V. (2023) Civic Culture and Social Activity of the North Caucasus Federal District Students: Based on the Materials of a Sociological Study. Theory and Practice of Social Development. (12), 38-46. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.12.3 (In Russian).
Введение. Изучение уровня гражданской культуры и социальной активности в молодежной среде в условиях тотального переформатирования мирового пространства является одним из наиболее перспективных направлений социологических исследований. Молодежь, как наиболее активная социальная группа, которая в силу своего возраста находится в процессе формирования ценностей и идентичностей, а также в состоянии активного поиска своего места в окружающем социальном пространстве, представляет несомненный исследовательский интерес. В рамках российского научного дискурса молодежь неоднократно выступала и выступает основным объектом исследования как на федеральном, так и на региональных уровнях (Бинеева, Магра-нов, 2023; Дидковская, Вишневский, Попов, 2021; Осипова Н.Г., Елишев, 2020)1.
Вопросы формирования гражданской культуры в молодежной среде являются междисциплинарной проблемой, что, с одной стороны, усложняет процесс решения исследовательских задач, а с другой - делает более многогранным научный дискурс, занимающийся изучением данной проблематики. Проблематика гражданской культуры в молодежной среде является одним из основных направлений научных исследований как в зарубежном, так и отечественном научных дискурсах.
Актуальность научных исследований гражданской культуры в молодежной среде во многом связана с тем фактом, что гражданская культура - это основа гражданской идентичности индивида. Гражданская культура задает основные векторы действий индивида в политической и иных сферах общественной жизни. Невысокий уровень или полное отсутствие гражданской культуры ведут к дезориентации молодых людей, не позволяет им соотносить свое видение будущего с целями и перспективами развития государства, что в итоге приводит к конфликту между молодежью и государственными институтами.
В структуре гражданской культуры выделяют три основных статуса или модальности:
- «когнитивная ориентация граждан», включающая в себя знание о политической системе, принципах ее функционирования, правах и обязанностях гражданина;
- так называемая «аффективная ориентация», формирующая отношение к политическим объектам и идеям, к которым относятся и политические институты, и формируемое к ним отношение;
- «оценочные суждения» в отношении прошлого и будущего (Черныш, 2015).
Основы изучения гражданской культуры были заложены представителями Чикагской политологической школы в 1920-1930 гг. ХХ в. при реализации конкретных социальных проектов «Гражданское обучение» и «Гражданский тренинг», направленных на формирование активных граждан (Merriam, 1934; Алмонд, Верба, 2014).
Фактически проект гражданской культуры в зарубежном научном дискурсе возник как попытка сформировать и смоделировать определенные паттерны поведения индивидов, позволяющие влиять на становление гражданского общества в заданных демократических константах (Федотова, 2015). Наиболее серьезный анализ эволюции гражданской культуры в научном дискурсе от узко-проектного понятия до глубокого теоретического осмысления был дан в исследовании Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах» (Алмонд, Верба, 2014).
Гражданская культура - это действия людей не только в рамках той или иной политической системы, но и позитивные, преобразующие действия как на макро-, так и на микроуровне. В основе подобных действий всегда лежат такие коннотации, как солидарность и доверие. Доверие, прежде всего, к основным институтам власти, а также к тем или иным политическим лидерам: чем выше или ниже уровень доверия к политическим лидерам и институтам, тем выше или ниже уровень гражданской культуры и наоборот. Кроме того, позитивный или негативный уровень
1 Осипова Н.Г., Елишев С.О., Прончев Г.Б. Представления студенческой молодёжи московских вузов о процессах, институтах социализации, социальном неравенстве и субъектах осуществления молодёжной политики в Российской Федерации : аналитический отчет по результатам социологического исследования. М., 2021. 63 с. ; Ценности молодежи [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. Новости. 2022. URL: https://clck.ru/335qR6 (дата обращения: 19.11.2023) ; Папулова А.А. Актуальность и приоритетность социальных проблем современной студенческой молодежи [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 10 URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/10/93652 (дата обращения: 15.11.2023).
гражданской культуры в отношении политических институтов влияет на уровень гражданской идентичности индивидов. Гражданская идентичность в контексте нашего исследования рассматривается как «"отождествление" себя с гражданами страны, в ее государственно-территориальном пространстве, представления о государстве, обществе, стране, "образ мы", чувство общности, солидарности, ответственности за ситуацию в государстве» (Дробижева, 2017).
Методология исследования. Основная цель предлагаемого исследования - анализ и интерпретация эмпирических данных, связанных с определением уровня гражданской культуры и политической активности студенческой молодежи в СКФО.
В июле 2023 г. Северо-Осетинским институтом гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН было проведено пилотажное социологическое исследование «Основные ценности и идентичности студенческой молодежи СКФО» в рамках Программы научных исследований, связанных с изучением этнокультурного многообразия российского общества и направленных на укрепление общероссийской идентичности 2023-2025 гг. В исследовании использована квотно-пропорциональная выборка с взаимозависимыми характеристиками генеральной совокупности: пола, возраста, места жительства, уровня получаемого образования и направлений подготовки высшего образования.
Опрос был проведен в национально-территориальных субъектах СКФО (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика). В пяти субъектах (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания) было опрошено 90 респондентов, в Чеченской Республике - 50.
Объем общей выборочной совокупности в СКФО - 500 респондентов. Основу выборочной совокупности составили студенты ведущих региональных вузов, преимущественно это республиканские университеты, 1-3 курсы. Формирование выборочной совокупности опиралось на убеждение, что именно в начальный период обучения в вузе у студентов 1-3 курсов формируются основы гражданской культуры, которые в итоге влияют на структуру гражданской идентичности молодых людей.
Результаты исследования. В современном научном дискурсе существует утверждение, что у людей с высшим образованием более высокий уровень гражданской культуры, чем у тех, кто его не имеет. Однако результаты проведенного нами исследования среди студентов вузов СКФО демонстрируют достаточно противоречивую картину, анализ которой позволяет сделать определенные выводы относительно развитости компонентов гражданской культуры в студенческой среде. Опираясь на концепцию Г. Алмонда и С. Вербы, гражданскую культуру студентов вузов целесообразно рассматривать с точки зрения концептов подданичество-гражданство (Алмонд, Верба, 2014).
В ходе исследования, высказывая своё мнение о политической системе российского государства, большая часть опрошенных студентов ответили, что их или «полностью устраивает политическая система» (21 %), или «в политической системе нашего общества много недостатков, но их можно устранить» (32 %). Полностью не устраивает существующая политическая система всего 9 % опрошенных. Однако достаточно высокий процент затруднившихся ответить (39 %) является показателем гражданской незрелости респондентов, имеющих низкий уровень гражданской культуры.
Следующим маркером развитости гражданской культуры является отношение респондентов к политическим и общественным институтам. Доверие к политическим институтам - это важный маркер развитой гражданской культуры и, как показывают данные нашего исследования (рис. 1), студенческая молодежь СКФО явно демонстрирует подданническую модель гражданской культуры.
Как видно из представленных данных, уровень доверия к политическим институтам достаточно высок, на общем фоне выделяется соответствующий уровень доверия: Президенту РФ -59 %, армии - 44 %, Правительству РФ - 43 %, руководителю региона доверяют 42 % опрошенных. Наиболее критично респонденты настроены к политическим партиям и движениям - 30 %.
На первый взгляд, полученные данные опровергают тезис о том, что «образование способствует более критичному отношению к власти» (Трофимова, 2015), но более углубленный анализ показывает достаточно сложное и противоречивое отношение к власти у студенческой молодежи вузов СКФО, что подтверждается ответами студентов относительно их политических взглядов.
Так, 44 % респондентов затруднились определить свои политические предпочтения, а 31 % ответили, что придерживаются демократических взглядов (табл. 1).
33
Руководителю своего региона Политическим партиям, движениям Армии
Полиции, суду, прокуратуре Совету Безопасности Администрации Президента РФ Государственной Думе Совету Федерации РФ Правительству РФ
Президенту РФ
0 10 20 30 40
■ Затрудняюсь ответить Не доверяю ■ Доверяю Рисунок 1 - Доверие к политическим институтам, % Figure 1 - Trust in Political Institutions, %
Таблица 1 - Политические взгляды студенческой молодежи, %
Table 1 - Political Views of Student Youth, %_
50
59 60
70
Демократические 31
Коммунистические 4
Либеральные 3
Социалистические 4
Консервативные 5
Социал-демократические 5
Националистические 2
Зелёная политика 2
Затрудняюсь ответить 44
Для респондентов было сложно определить, сторонниками какой политической партии они являются. Так, большая часть респондентов (60 %) ответили, что не являются сторонниками какой-либо партии, а 28 % - что они являются сторонниками правящей партии «Единая Россия» (табл. 2).
Таблица 2 - Отношение к политическим партиям, %
Table 2 - Attitude towards Political Parties, %_
Единая Россия 28
КПРФ 2
ЛДПР 4
Справедливая Россия - Патриоты - За правду 1
Яблоко 1
Партия «Зелёная альтернатива» 2
Другая партия, движение 2
Не являюсь сторонником какой-либо партии или политического движения 60
Позицию «Насколько государство выполняет свои обязательства по отношению к гражданам в реализации их прав и свобод?» респонденты в большинстве своем оценили негативно и считают, что российское государство не выполняет свои обязанности по гарантии прав и свобод граждан (рис. 2).
Свобода политического выбора
Право на свободу собраний
Право на защиту прав и свобод гражданина
Свобода слова
Равентство перед законом
18
18
29
24
20
29
14
18
29
39
53
58
51
47
53
0 10 20 30 40 50 60
■ скорее выполняется "скорее не выполняется не выполняется
Рисунок 2 - Реализация прав и свобод граждан, % Figure 2 - Realization of Citizens' Rights and Freedoms, %
70
Данные результаты интересны в сопоставлении с уровнем солидарности и доверия респондентов к политическим институтам. Высокий уровень доверия к политическим институтам и низкая оценка реализации политических прав и свобод свидетельствует о конфликте и инертности общественного сознания молодежи СКФО.
При этом для защиты своих интересов только 4 % респондентов готовы подписать обращение к власти; 3 % обратятся к общественности через интернет; 2 % - через СМИ. Более активные действия в защиту своих интересов (участие в митингах, забастовках, акциях гражданского неповиновения) готовы предпринять всего 2 % студентов, 16 % ответили, что ничего предпринимать не будут (табл. 3).
Таблица 3 - Действия в защиту своих интересов, %
Table 3 - Actions in Defense of Their Interests, %_
Мои интересы достаточно защищены 30
Подпишу обращение к властям 4
Выйду на митинг, демонстрацию 1
Буду участвовать в забастовках, акциях протеста 2
Приму участие в акциях гражданского неповиновения 1
Обращусь к общественности через СМИ 2
Обращусь к общественности через интернет 3
Ничего из перечисленного не буду делать 16
Затруднились ответить 41
Противоречивость в ответах респондентов, на наш взгляд, обусловлена также тем фактом, что общественное сознание современных молодых людей находится в состоянии размытости и фрагментарности. Для современного общества характерна мозаичная структура сознания, которая демонстрирует «причудливое сочетание оценок-комбинаций: размытость, неопределенность, фрагментарность и переменчивость ценностных ориентаций, установок, социального настроения, общественных и личных интересов» (Тощенко, 2015).
Кроме того, результаты исследования демонстрируют, что структура гражданской культуры у молодежи имеет не статичный, а подвижный характер. На уровень развития гражданской культуры
у студенческой молодежи оказывает влияние как отсутствие гражданского опыта, так и его недостаточность. Гражданская культура в России находится в процессе становления и определенного поиска, поэтому государство является пока еще доминирующим во взаимодействии с гражданским обществом, соответственно, и уровень гражданской активности оставляет желать лучшего.
Поэтому мы бы не стали однозначно негативно относиться к фрагментарности молодежного сознания, так как в силу своего возраста у них еще недостаточно развиты гражданские компетенции, от которых, собственно, и зависит уровень гражданской культуры. Гражданские компетенции состоят из знаний, навыков, ценностей, «которые позволяют людям действовать успешно в гражданском обществе, в условиях репрезентативной демократии и повседневной жизни, основанной на демократических ценностях» (Трофимова, 2015). Естественно, что в молодежной среде гражданские компетенции находятся в стадии формирования.
Помимо этого необходимо учитывать и тот факт, что на уровень гражданской активности молодежи влияют и региональные особенности. Исследовательской группой «Циркон» были выделены несколько региональных «индексных» переменных, влияющих на гражданскую активность и уровень гражданской культуры в обществе:
1) уровень жизни населения региона, который включает в себя: коэффициент младенческой смертности, ожидаемую продолжительность жизни, отношение среднедушевого денежного дохода к прожиточному минимуму;
2) уровень развития экономики региона, включающий в себя: ВРП на душу населения, численность безработных, % от экономически активного населения, оборот розничной торговли на душу населения и инвестиции в основной капитал на душу населения;
3) потенциал гражданской активности: удельный вес городского населения в общей численности населения, численность студентов на тыс. чел., выпуск газет на 1 тыс. чел. населения, число общественных организаций на 1 тыс. чел., число малых предприятий;
4) декларируемый уровень институциональной общественной активности1.
Естественно, что «индексные» переменные регионов Северного Кавказа чаще всего отличаются от многих общероссийских переменных по многим параметрам и, к сожалению, не в лучшую сторону. Поэтому и уровень гражданской активности в молодежной среде остается достаточно низким.
Тем не менее, несмотря на невысокий уровень молодежной политической активности социальная активность студентов СКФО значительно выше гражданской. Так, волонтерской деятельностью регулярно занимаются 11 % респондентов, иногда - 28 %; никогда - 48 %. В благотворительных акциях регулярно участвуют 11 % респондентов, иногда - 35 %, никогда - 54 %. Более подробно структура социальной активности молодежи СКФО представлена на рис. 3.
В рамках нашего исследования при анализе социальной активности молодежи мы опирались на определение Г.Е. Зборовского, рассматривающего социальную активность молодежи как «целенаправленную деятельность, направленную на качественные изменения социальной ре-альности»2.
Социальная активность молодежи проявляется как в рамках институционально устоявшихся форм социальной деятельности (например, волонтерство, донорство крови и др.), так и в формах самостоятельной групповой интеграции (например, общественные работы по месту жительства или учебы).
Заключение. Гражданская культура - это один из важнейших инструментов взаимодействия общества и политических институтов. Высокий уровень гражданской культуры в обществе способствует саморегуляции гражданской сферы, обеспечивая ее стабильное функционирование. Полученные нами данные коррелируются и с результатами других общероссийских социологических исследований (Ильичева, 2023; Комаровский, 2021), в которых также формулируется мысль о том, что основным институтом формирования гражданской культуры должно стать образование.
Результаты проведенного исследования демонстрируют тот факт, что на некоторые элементы гражданской культуры не только можно, но и нужно влиять, прежде всего, посредством образования. Институт образования - это ключевое направление в развитии гражданского общества. Высшая школа как раз является той площадкой, которая могла бы способствовать формированию у молодежи не только профессиональных навыков, но и навыков овладения элементами гражданской культуры, без которой невозможно позитивное развитие гражданского общества.
1 Классификация российских регионов по потенциалу развития гражданского общества : краткий отчет по итогам анализам данных [Электронный ресурс] // Циркон. 2011. URL: https://clck.ru/36rcjL (дата обращения: 21.11.2023).
2 Зборовский Г.Е. Общая социология : учебник. 3-е изд., испр. и доп. М., 2004. С. 468-469.
Экологические акции
67
Городские проекты, конкурсы, премии
75
Участие в самоуправлении домом, подъездом
74
Общественные работы по месту жительства
22
52
Публичные слушания, отчеты власти
79
Донорство крови
10
76
Ликвидация последствий стихийных бедствий
Проведение массовых мероприятий
Благотворительные акции(включая денежные пожертвования нуждающимся)
Публичное обсуждение общественно-значимых проблем
Подписание обращений и петиций в органы власти
Волонтерская работа
9 9
10
56
50
54
76
75
81
20 30 40 один раз "никогда
50
60
70
82
81
80 90
Территориальное общественное самоуправление
Деятельность некоммерческой (общественной) организации
0 10 ■ регулярно ■ иногда ■ Рисунок 3 - Формы гражданской активности, % Figure 3 - Forms of Civic Engagement, %
Список источников:
Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах / пер. с англ. Е. Генделя. М., 2014. 500 с.
Бинеева Н.К., Магранов А.С. Восприятие студенческой молодёжью Юга России социально-экономической и политической ситуации в стране (на материалах региональных исследований) // Социологическая наука и социальная практика. 2023. Т. 11, № 3. С. 87-115. https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.3.5.
Дидковская Я.В., Вишневский Ю.Р., Попов Е.С. Будущее для молодежи и молодежь о будущем: опыт социологического исследования студентов Екатеринбурга // Koinon. 2021. Т. 2, № 2. С. 142-155. https://doi.org/10.15826/ koinon.2021.02.2.019.
Дробижева Л.М. Гражданская идентичность как условие ослабления этнического негативизма // Мир России. 2017. № 1.С. 7-31.
Ильичева М.В. Образ будущего страны в представлениях студенческой молодежи: трансформация в условиях перемен и кризисных потрясений // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2023. № 3. С. 39-56. https://doi/org/10.24412/2071-6141-2023-3-39-56.
6
7
5
9
9
6
7
8
8
Комаровский В.С. Видение будущего страны российской молодежью: надежды и опасения // Власть. 2021. Т. 29, № 5. С. 187-194. https://doi.org/10.31171/vlast.v29i5.8556.
Осипова Н.Г., Елишев С.О. Социальное неравенство и молодежь; ключевые тренды 2020 г. // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2021. Т. 27, № 2. С. 7-22. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-2-7-25.
Современное состояние и перспективы развития гражданской культуры в российском обществе / отв. ред. М.Ф. Черныш. М., 2015. 160 с.
Тощенко Ж.Т. Фантомы российского общества. М., 2015. 668 с.
Трофимова И.Н. Гражданская компетенция: государственная политика или возможности для гражданина // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / отв. ред. М.К. Горшков. М., 2015. С. 91-112.
Федотова В.Г. Гражданская культура: концепция для обществ, вступивших в демократию // Вопросы социальной теории. 2015. Т. 7. С. 178-199.
Merriam C. Civic Training in the United States. Chicago, 1934. P. 18.
References:
Almond, G.A. & Verba, S. (2014) The civil culture Newbury Parc etc : Sage publications. Moscow. 500 p. (In Russian).
Bineeva, N.K. & Magranov, A.S. (2023) Perception of socio-economic and political situation in Russia by student youth of the southern region. Sociological Science and Social Practice. 11 (3), 87-115. Available from: doi:10.19181/snsp.2023.11.3.5. (In Russian).
Chernysh, M.F. (ed.) (2015) Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya grazhdanskoy kul'tury v rossiyskom ob-shchestve [The current state and prospects of the development of civic culture in Russian society]. Moscow. 160 p. (In Russian).
Didkovskaya, Ya.V., Vishnevsky, Yu.R. & Popov, E.S. (2021) The future for youth and youth about the future: the experience of sociological research of Yekaterinburg students. Koinon. 2 (2), 142-155. Available from: doi:10.15826/ koinon.2021.02.2.019. (In Russian).
Drobizheva, L.M. (2017) National identity as a means of reducing ethnic negativism. MirRossii. (1), 7-31. (In Russian).
Fedotova, V.G. (2015) Grazhdanskaya kul'tura: kontseptsiya dlya obshchestv, vstupivshikh v demokratiyu [Civic culture: a concept for societies that have entered democracy]. Voprosy sotsial'noy teorii. 7, 178-199. (In Russian).
Ilyicheva, M.V. (2023) The image of the country's future in the views of Russian students: transformation in the face of changes and crisis shocks. Izvestiya Tula State University. (3), 39-56. Available from: 10.24412/2071-6141-2023-3-39-56. (In Russian).
Komarovsky, V.S. (2021) Vision of the future of the country by Russian youth: hopes and fears. Vlast'. 29 (5), 187-194. Available from: doi:10.31171/vlast.v29i5.8556. (In Russian).
Merriam, C. (1934) Civic Training in the United States. Chicago, p.18.
Osipova, N.G. & Elishev, S.O. (2021) Social inequality and youth: key trends 2020. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 27 (2), 7-22. Available from: doi:10.24290/1029-3736-2021-27-2-7-25. (In Russian).
Toshchenko, Zh.T. (2015) Fantomy rossiyskogo obshchestva [Phantoms of the Russian society]. Moscow. 668 p. (In Russian).
Trofimova, I.N. (2015) Grazhdanskaya kompetentsiya: gosudarstvennaya politika ili vozmozhnosti dlya grazhdanina [Civil competence: state policy or opportunities for a citizen]. In: Rossiya reformiruyushchayasya [Russia reforming]; Gorshkov, M.K. (ed.). Moscow, (13), 91-112. (In Russian).
Информация об авторах
З.В. Канукова - доктор исторических наук, директор Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований имени В.И. Абаева ВНЦ РАН, Владикавказ, Россия.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=337031
А.Н. Гадиева - кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Северо-Осе-тинского института гуманитарных и социальных исследований имени В.И. Абаева ВНЦ РАН, Владикавказ, Россия.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=293263
Б.А. Синанов - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Северо-Осетин-ского института гуманитарных и социальных исследований имени В.И. Абаева ВНЦ РАН, Владикавказ, Россия.
Е.В. Федосова - кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Северо-Осе-тинского института гуманитарных и социальных исследований имени В.И. Абаева ВНЦ РАН, Владикавказ, Россия.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=460534
Вклад авторов:
все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:
авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors
Z.V. Kanukova - D.Phil. in History, Director of V.I. Abaev North Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies of VSC RAS, Vladikavkaz, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=337031
A.N. Gadieva - PhD in Sociology, Senior Research Fellow of V.I. Abaev North Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies of VSC RAS, Vladikavkaz, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=293263
B.A. Sinanov - PhD in History, Senior Research Fellow of V.I. Abaev North Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies of VSC RAS, Vladikavkaz, Russia.
E.V. Fedosova - PhD in Sociology, Senior Research Fellow of V.I. Abaev North Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies of VSC RAS, Vladikavkaz, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=460534
Contribution of the authors:
The authors contributed equally to this article.
Conflicts of interests:
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 25.10.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 22.11.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 26.12.2023.
Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.