Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ КАК ИНДИКАТОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА'

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ КАК ИНДИКАТОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
92
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Светлана Юрьевна, Шульга Марина Михайловна, Ягьяев Эмир Рамазанович

Политическая социализация представляет собой одну из основных функций государства - создание условий для формирования оптимального для общества в конкретный период его развития типа личности, интеграция и консолидация нации. Результатом политической социализации является гражданская позиция - оценочно-деятельностное отношение индивидов к обществу, государству, своему месту в них. Структурно она интегрирует в себе гражданскую грамотность, самосознание и активность. В статье представлен анализ результатов опроса студентов Северо-Кавказского федерального университета на предмет сформированности у них гражданской позиции, выступающей индикатором политической социализации молодежи. Отмечено, что участники исследования продемонстрировали высокий уровень осознания себя гражданами российского государства и принятия связанных с этим фактом прав и обязанностей. Подчеркивается, что в условиях информационной войны вопросы по формированию у молодежи гражданской позиции, предупреждению межнациональных конфликтов, противодействию идеологии терроризма и профилактике экстремизма должны постоянно находиться в центре молодежной политики субъектов РФ на территории Северного Кавказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Иванова Светлана Юрьевна, Шульга Марина Михайловна, Ягьяев Эмир Рамазанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIC POSITION AS AN INDICATOR OF POLITICAL SOCIALIZATION OF YOUTH IN THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

Political socialization is one of the main functions of the state - to create conditions for the formation of the optimal type of personality for society in a particular period of its development, the integration and consolidation of the civil nation. The result of political socialization is a civic position - the evaluative-activity attitude of individuals to society, the state, and their place in them. Structurally, it integrates civic literacy, self-awareness, and activism. The article examines the results of the survey of students of North Caucasus Federal University on the formation of their civic position, which is an indicator of political socialization of the youth. It is noted that the study participants demonstrated a high level of awareness of themselves as the citizens of the Russian state by accepting the rights and obligations associated with this fact. It is emphasized that in conditions of information war the questions of formation of civil position in youth, prevention of interethnic conflicts, counteraction to ideology of terrorism and prevention of extremism must constantly be in the center of youth policy of subjects of the Russian Federation in the North Caucasus.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ КАК ИНДИКАТОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА»

Общество: политика, экономика, право. 2023. № 5. С. 14-20. Society: Politics, Economics, Law. 2023. No. 5. P. 14-20.

Научная статья

УДК 323.22/.28-053.81(470.6)

https://doi.org/10.24158/pep.2023.5.1

Гражданская позиция как индикатор политической социализации молодежи Северо-Кавказского федерального округа

Светлана Юрьевна Иванова1, Марина Михайловна Шульга2, Эмир Рамазанович Ягьяев3

■^Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия 3Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации, Москва, Россия 1isu-socf@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2375-6348 2shulgamm@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4698-5197 3emir_yagyaev @mail.ru

Аннотация. Политическая социализация представляет собой одну из основных функций государства - создание условий для формирования оптимального для общества в конкретный период его развития типа личности, интеграция и консолидация нации. Результатом политической социализации является гражданская позиция - оценочно-деятельностное отношение индивидов к обществу, государству, своему месту в них. Структурно она интегрирует в себе гражданскую грамотность, самосознание и активность. В статье представлен анализ результатов опроса студентов Северо-Кавказского федерального университета на предмет сформированности у них гражданской позиции, выступающей индикатором политической социализации молодежи. Отмечено, что участники исследования продемонстрировали высокий уровень осознания себя гражданами российского государства и принятия связанных с этим фактом прав и обязанностей. Подчеркивается, что в условиях информационной войны вопросы по формированию у молодежи гражданской позиции, предупреждению межнациональных конфликтов, противодействию идеологии терроризма и профилактике экстремизма должны постоянно находиться в центре молодежной политики субъектов РФ на территории Северного Кавказа.

Ключевые слова: политическая социализация, гражданская позиция, гражданская грамотность, гражданское самосознание, гражданская активность, молодежь Северного Кавказа

Для цитирования: Иванова С.Ю., Шульга М.М., Ягьяев Э.Р. Гражданская позиция как индикатор политической социализации молодежи Северо-Кавказского федерального округа // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 5. С. 14-20. https://doi.org/10.24158/pep.2023.5.1.

Original article

Civic Position as an Indicator of Political Socialization of Youth in the North Caucasus Federal District

Svetlana Yu. Ivanova1, Marina M. Shulga2, Emir R. Yagyaev3

12North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia

3Moscow State Institute of International Relations (University)

of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia

1isu-socf@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2375-6348

2shulgamm@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4698-5197

3emir_yagyaev @mail.ru

Abstract. Political socialization is one of the main functions of the state - to create conditions for the formation of the optimal type of personality for society in a particular period of its development, the integration and consolidation of the civil nation. The result of political socialization is a civic position - the evaluative-activity attitude of individuals to society, the state, and their place in them. Structurally, it integrates civic literacy, self-awareness, and activism. The article examines the results of the survey of students of North Caucasus Federal University on the formation of their civic position, which is an indicator of political socialization of the youth. It is noted that the study participants demonstrated a high level of awareness of themselves as the citizens of the Russian state by accepting the rights and obligations associated with this fact. It is emphasized that in conditions of information war the questions of formation of civil position in youth, prevention of interethnic conflicts, counteraction to ideology of terrorism and prevention of extremism must constantly be in the center of youth policy of subjects of the Russian Federation in the North Caucasus.

© Иванова С.Ю., Шульга М.М., Ягьяев Э.Р., 2023

Keywords: political socialization, civic position, civic literacy, civic consciousness, civic activism, youth in the North Caucasus

For citation: Ivanova, S.Yu., Shulga, M.M. & Yagyaev, E.R. (2023) Civic Position as an Indicator of Political Socialization of Youth in the North Caucasus Federal District. Society: Politics, Economics, Law. (5), 14-20. Available from: doi:10.24158/pep.2023.5.1 (In Russian).

Введение. В условиях смены международного порядка, противостояния России и интегрированного Запада активная гражданская позиция молодого поколения становится необходимым условием не только социальной стабильности в обществе, но и решения всех сложных перспективных задач, которые должны обеспечить экономическую, политическую и культурную независимость современного российского социума.

В классических работах политическая социализация рассматривается: 1) в институциональном аспекте как деятельность государства по созданию ценностно-нормативных основ консолидации социума и «научению» индивида «правилам игры» (Easton, Dennis, 1969; Алмонд, Верба, 1992; Парсонс, 2018) в политической сфере; 2) в субъектно-деятельностном аспекте как вхождение индивида и целого поколения в политическую систему путем изучения и интериоризации существующей политической культуры (Niemi et al., 2000; Owen, 2000; Greenstein, 1992; Бергер, Лукман, 1995).

Следует отметить, что в современном мире в целом и в России в частности «вхождение в политический мир требует больших усилий по ценностно-смысловому наполнению институтов, с которыми человек не сталкивается лицом к лицу в обыденной жизни» (Щербинин, 2019: 207). Снижение значимости таких институтов, как семья, образование, молодежные объединения и рост влияния неконтролируемых агентов социализации, прежде всего социальных сетей, ведет к кризису политического самосознания молодежи, необходимости поиска новых смыслов и моделей его формирования.

Данная социальная группа имеет ряд характерных особенностей, определяющих ее важное и неоднозначное место в обществе:

- молодое поколение чисто биологически выступает основной силой изменений в обществе, что определяет его важное место в социуме: от того, какая молодежь сегодня, во многом зависит, какое общество в России будет завтра;

- все социальные качества данной возрастной группы формируются только под воздействием внешней среды, т. е. самого общества, следовательно, все плюсы и минусы молодого поколения - отражение прорывов и проблем современного социума;

- основной психологической особенностью молодежи является готовность к быстрым и кардинальным переменам при отсутствии сложившейся системы ценностей, что делает ее группой риска для распространения различных девиантных форм поведения и легко мобилизируемой силой для социальных движений любой направленности, главное, чтобы была красиво преподнесена идея этого движения. В этом контексте весьма актуальным представляется утверждение С.И. Левиковой о том, что для любой молодежной субкультуры характерна оппозиция обществу, так как на данном этапе их развития молодые люди не могут получить от социума желаемое (Левикова, 2006: 158).

В архитектуре северокавказского общества молодежь занимает значительное место. Доля ее в составе населения региона составляет 24-28 %, что выше, чем в других регионах (Современная молодежь Северного Кавказа: проблема выбора между традицией и новациями ..., 2017: 33). В силу социокультурных особенностей Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) данная социальная группа характеризуется сложной стратификационной структурой, формирующей риски конфликтной идентификации молодых людей. С одной стороны, они ориентированы на реализацию жизненных планов в поликультурном пространстве современного российского общества, не имеют негативных установок на межэтнические и межконфессиональные взаимодействия. С другой - государственная политика национального самоопределения в республиках предполагает приоритет этнической идентичности граждан. Это создает риски конфликтной идентификации молодых людей и быстрой этноконфессиональной мобилизации по любому поводу.

Латентными провоцирующими факторами, влияющими на социализацию молодежи Северного Кавказа, являются: слабость экономического положения субъектов РФ, дотационность бюджетов, неразвитость производственной сферы, узость свободного рынка рабочих мест, низкий уровень жизни большинства населения, отсутствие масштабных объединяющих производственных и общественно-значимых проектов, программ перемещения трудовых ресурсов. Согласно опросам, значительная часть трудоспособного молодого поколения имеет намерения покинуть регион проживания, надеясь реализовать свои жизненные и карьерные проекты в центральных и более экономически развитых регионах РФ1. Это может негативно повлиять на скорость и эффективность реализации «Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского

1 ВЦИОМ выяснил миграционные установки молодых россиян. 27.11.2023 [Электронный ресурс] // Рамблер. URL: https://clck.ru/34FUZm (дата обращения: 23.04.2023).

федерального округа на период до 2030 года», в которой запланированы крупные инфраструктурные проекты, требующие для реализации значительные трудовые ресурсы1. Рискогенной проблемой остается экстремистская и террористическая ситуация в Северо-Кавказском федеральном округе. Все это создает специфическое пространство для процессов самоидентификации современной региональной молодежи.

Методика исследования. Результатом политической социализации является гражданская позиция - оценочно-деятельностное отношение индивидов к обществу, государству, своему месту в них. Содержательно она лучше всего отражена в присяге, текст которой представлен в статье 11.1 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»: соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, права и свободы ее граждан; исполнять обязанности гражданина Российской Федерации на благо государства и общества; защищать свободу и независимость Российской Федерации; быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции2.

Структурно гражданская позиция интегрирует в себе гражданскую грамотность, гражданское самосознание и гражданскую активность.

Для анализа гражданской позиции молодежи СКФО использовались результаты опроса студентов Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ), проведенного в ноябре 2022 г. в рамках реализации государственного задания на тему «Организационно-методическое обеспечение деятельности координационного центра по формированию у молодежи гражданской позиции, предупреждения межнациональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма». Опрос проводился дистанционно - через Google forms. В нем приняли участие 2 596 студентов 1, 2 и 4 курсов всех специальностей университета.

В качестве показателей гражданской грамотности в анкету были включены вопросы об источниках социально-политической информации, дисциплинах, изучаемых в университете, и отношении к ним обучающихся; ведущих агентах социализации молодых людей, понимании отдельных событий и явлений. Показателями гражданского самосознания прежде всего признавались идентификационные установки молодых людей, уровень сформированности у них общероссийской гражданской идентичности. Участие в общественной жизни университета, молодежных организациях и объединениях расценивалось как показатель гражданской активности молодежи.

Результаты исследования. В настоящее время в университете изучение общественных дисциплин чаще всего ограничивается двумя - тремя курсами по выбору. Среди них: «Основы российской цивилизации», «История государственных символов России», «Современный российский патриотизм», «Правовая культура», «Этнология Юга России», «Основы профилактики идеологии экстремизма и терроризма», «Международный терроризм как глобальная проблема современности», «Северный Кавказ в истории России», «Теория и практика совершенствования межнациональных отношений на Северном Кавказе», «Этноконфликтология», «Технологии противодействия терроризму в молодежной среде», «Культура межнационального общения», «Основы социокультурной адаптации и интеграции». Студенты, участвовавшие в опросе, отмечали важность этих дисциплин для формирования их мировоззрения. Большинство из них согласны с тем, что, прослушав эти курсы, они лучше стали понимать закономерности развития современного общества, особенности социокультурной среды региона; приобрели навыки анализа современных социальных процессов, стали более ответственными за свои действия по отношению к другим людям, приобрели более высокий уровень гражданственности и патриотизма. Такие варианты оценки результатов курсов по выбору репрезентировали более 70 % участников опроса.

Однако дисциплины в вузе являются важным источником информации по общественно-политической ситуации в мире и России лишь для 2,8 % участников опроса. В основном молодые люди пользуются социальными сетями (28,6 %) и новостными сайтами (22,7 %). В современных условиях гибридной войны против России содержание и влияние данных источников представляется неоднозначным. Это объективно повышает важность изучения социально-гуманитарных дисциплин в вузе, в рамках которых можно контролировать настроения молодых людей, понимание ими текущей ситуации, формировать навыки критического анализа информации.

Весьма показательными в этом отношении являются ответы студентов на вопросы о терроризме - большинство участников опроса (76,4 %) считают, что данная проблема очень актуальна для современного российского общества, молодые люди эмоционально и интуитивно оценивают это явление негативно, однако отсутствует понимание сущности и, соответственно, рисков распространения идеологии терроризма в современном мире, российском обществе и конкретном регионе.

1 Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Кодекс. URL: https://docs.cntd.ru/document/350317169?marker=65A0IQ (дата обращения: 07.04.2023).

2 О гражданстве Российской Федерации : Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 28.12.2022) [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

Участникам опроса было предложено дать определение понятия «терроризм». Большинство сформулированных ими дефиниций было основано на эмоционально-негативных коннотациях («плохо», «жестокое убийство невинных людей», «отвратительная вещь, которая губит жизни невинных людей», «угроза человечеству», «болезнь общества», «грех», «бацилла общества», «бессмысленный ужас», «все худшее, что есть на свете», «жестоко и грязно», «деградация общества», «зло, ужас, страх, кошмар», «смерть и разрушения», «страх, насилие, убийства», «то, чего не должно быть», «фашистские действия, связанные с зарождением хаоса» и т. п.). Доля таких определений - около 50 %, оставшиеся условно можно разделить на 4 приблизительно равные группы:

1) акцентирующие насилие и устрашение в качестве ключевых признаков терроризма;

2) характеризующие его как преступление;

3) акцентирующие политическую природу данного социального явления;

4) фиксирующие глобальный характер терроризма.

Можно также выделить 2 группы ответов, свидетельствующие о необходимости активной просветительской работы среди молодежи в данной сфере. Первая из них воспроизводит стереотипы общественного сознания, например, «террорист = ненормальный» («сумасшествие», «группа умственно неполноценных людей, которыми управляют более сообразительные», «группа людей с больной психикой», «человек обманутый пропагандой или с психическими проблемами»). Вторая группа ответов иллюстрирует искаженное понимание или полное непонимание респондентами такого опасного феномена современного мира, как терроризм: «другие взгляды на правительство и их правление», «люди, которые утратили надежду или же приобрели новую надежду на будущее "во благо" своих родных», «несанкционированные митинги», «протест обществу», «самовыражение», «тот выбор, который осуществляет каждый человек», «чеченские войны и войны в Афганистане». Участники исследования, которые дали ответы такого рода, очевидно находятся в группе риска по распространению экстремистских идей, так как они не фиксируют негатива в понятии «терроризм».

В свете последнего обстоятельства актуальным является вопрос об агентах политической социализации молодых людей. По результатам ответов на вопрос «Кто больше всего повлиял на формирование Ваших жизненных принципов?» было установлено, что ведущим агентом социализации молодых людей в современном обществе является семья - вариант «семья, родственники» выбрали 83,3 % респондентов; на втором месте стоит система образования (51,9 %) - варианты ответов «учителя, классный руководитель», «спортивный тренер», «вузовские преподаватели, куратор» отметили соответственно 29,2 %, 14,1 и 8,6 % участников опроса. Третье место традиционно заняли ответы, отражающие отрицание молодыми людьми влияния кого-либо на формирование их жизненных принципов - вариант «я сам себе авторитет» выбрали 28,2 % респондентов.

Приоритетной идентификационной группой для студентов СКФУ, по результатам опроса, является социальная общность «граждане России» (табл. 1).

Таблица 1 - Матрица идентичностей студентов СКФУ

(данные приведены в % от числа ответивших на вопрос)

О какой из перечисленных групп Вы можете прежде всего сказать: «Это - мы»? (отметьте не более трех вариантов ответов) %

Граждане России 81,1

Жители Северного Кавказа 47,8

Жители моего края, республики 44,7

Люди той же национальности 23,6

Люди схожего социального положения 16,5

Люди схожих политических взглядов 15,7

Люди того же вероисповедания 14,1

Затрудняюсь ответить 9,4

Однако в полиэтничном и многоконфессиональном регионе важен не только уровень сформированное™ общероссийской гражданской идентичности сам по себе, но и ее соотношение с региональной, этнической и конфессиональной.

Второе и третье место в иерархии идентичностей социальных общностей «житель Северного Кавказа» и «житель моего края, республики» свидетельствуют о формировании у респондентов региональной идентичности как основы развития общероссийской гражданской идентичности. Традиционно значимой остается этническая идентичность, что характерно в целом для молодежи Северного Кавказа.

Результаты других региональных исследований подтверждают, что российская идентичность сформировалась у большинства респондентов молодого возраста независимо от национальности. Однако региональная, этническая и религиозная идентичности гораздо значимее для

представителей народов Кавказа, чем для русской молодежи. Эти различия могут стать триггером противостояния и способствовать трансформации конфликтов интересов в конфликты иден-тичностей (Авдеев, Воробьев, 2021). В этом отношении интересны результаты исследования, проведенного в Дагестане (Джабраилов, 2021: 211), обнаружившие, что общероссийская гражданская идентичность является наименее важной для молодежи республики (табл. 2).

Таблица 2 - Гражданская идентификация студенческой молодежи Дагестана

(данные приведены в % от общего количества опрошенных)

«В какой степени Вы ощущаете близость В значительной степени В некоторой степени Не ощущаю близость Затрудняюсь ответить

с нижеперечисленными группами?»

С гражданами России 26,2 38,2 14,0 21,7

С людьми моей национальности 52,5 26,0 4,8 16,8

С людьми моей религии 60,2 18,9 6,9 14,0

С жителями моей республики 44,6 33,1 5,5 16,8

Весьма показательным в этом контексте является мнение исследователей проблематики молодежи Северного Кавказа о том, что именно этническая идентичность является доминантной в идентификационных процессах региона: «Формирование гражданской идентичности - это обретение знаний, умений, навыков. Говоря о знаниях, мы прежде всего имеем в виду правовые и политические знания, осведомленность о социальной и экономической сферах общества, культурных и исторических достижениях народов России и мировой цивилизации, истории и культуры своего народа и страны в целом. Умения и навыки необходимы, чтобы критически мыслить, анализировать информацию, брать на себя ответственность, отстаивать свое мнение. Но знания, умения и навыки останутся мертвым грузом в сознании молодежи, если не будут задействованы этнокультурные ценности. Таким образом, во взаимосвязи идентичностей - гражданской и этнической, доминантой выступает этническая. Ведь злу, эгоизму, жестокости должны противостоять гуманность, взаимопомощь и взаимоподдержка, терпеливость и взаимопонимание, ценности, заложенные в культурном коде этносов» (Нанаева, Сулейманова, 2021: 226).

Результаты опроса студентов СКФУ позволяют делать вывод о распространенности среди молодежи региона позитивных установок на межнациональные взаимодействия, об отсутствии ксенофобии. Относительное большинство опрошенных (47,7 %) считают, что национальные традиции сплачивают людей, обеспечивают социальный мир и согласие.

Конфессиональная идентичность является наименее значимой для студентов университета. Так, считают себя верующими 67,2 % участников проведенного нами опроса (48,7 % исповедуют христианство, 16,4 % - ислам, 2,1 % - другие религии); 21,1 % респондентов идентифицируют себя как неверующих, 11,7 % опрошенных студентов не смогли определиться, являются они верующими или нет.

Несмотря на высокий ранг гражданской идентичности в матрице идентичностей студентов, она остается, скорее, формальной. По мнению опрошенных, быть россиянином означает «иметь российское гражданство» (49,2 %); «чувствовать гордость за российские победы (в спорте, культуре и т. д.)» (44,0 %); «жить на территории России» (41,9 %); «ощущать свою причастность к судьбе России» (41,0 %); «ощущать Россию как страну, объединяющую вокруг себя многие народы» (40,8 %); «чувствовать свое отличие от представителей других стран» (10,9 %); «воспринимать Россию как правопреемницу СССР» (4,2 %). Основными поводами для гордости за Россию, по ответам респондентов, остаются «историческое прошлое» и «культурное наследие».

Большинство (91,9 %) опрошенных согласны с тем, что патриотизм - это «любовь к своей Родине, чувство принадлежности к российскому народу, гордость ее достижениями и культурными особенностями»; 76,4 % респондентов считают, что за данным термином стоит «любовь к большой или малой родине и готовность пожертвовать своими интересами ради нее»; 74,8 % опрошенных трактуют патриотизм как «любовь к своему этносу (народу), привязанность к месту своего рождения, к месту жительства»; 70,6 % - как «преданность государству». Согласны с негативными коннотациями патриотизма 25,1 % респондентов («патриотизм - это национализм, который в эпоху глобализации становится причиной социальной напряженности» - 17,3 %; «патриотизм - это для меня пустой звук» - 7,8 %).

Уровень гражданской активности участников опроса является невысоким. По результатам опроса, в среднем каждый пятый опрошенный студент не принимал и не собирается принимать участие в мероприятиях этнокультурной и антитеррористической направленности, а каждый десятый - имеет такой опыт, но повторять его не хочет.

Формирование активной гражданской позиции требует наличия навыков решения социальных проблем. Основным ресурсом для их формирования является участие студентов в общественной жизни университета и в деятельности молодежных организаций региона. Однако исследование показало, что респонденты мало что о них знают. Так, о существовании подобных

структур известно лишь 22,9 % участникам опроса. Причем каждый пятый респондент не смог назвать конкретно ни одну молодежную организацию. Остальные упомянули в качестве таковых Российский союз молодежи, Юнармию, Российское движение школьников, профсоюз. Около трети ответов респондентов содержали названия движений или проектов, ориентированных на молодежь (например, «Улицы России», «Рука помощи», «Россия - страна возможностей», «Мы - вместе», «На высоте» и т. п.). Поступило также много ответов, в которых вместо молодежных общественных организаций были упомянуты политические партии. В единичных случаях названы региональные молодежные организации.

На вопрос о непосредственном личном участии в деятельности молодежных общественных организаций дали ответы только 15,6 % респондентов. Большинство из них (58,2 %) сообщили, что не имеют такого опыта. В перечне молодежных общественных организаций, полученном в результате анализа остальных ответов респондентов, преобладают названия конкретных мероприятий или проектов, а не молодежных организаций. При этом относительное большинство опрошенных определили форму своего участия как «разовое» (35,8 %), 15,7 % респондентов отметили, что активно включены в деятельность подобных структур, 14,8 % - «от случая к случаю», 33,7 % опрошенных затруднились оценить свою форму участия в деятельности молодежных организаций.

Неоднозначными в контексте рассматриваемой проблемы представляются ответы участников опроса на вопрос об их отношении к несанкционированным формам проявления гражданской активности: относительное большинство молодых людей (40,0 %) охарактеризовали его как «нейтральное», 27,5 % респондентов - как «отрицательное», 6,4 % - как «положительное»; каждый четвертый студент (26,4 %) затруднился с ответом.

Выводы. В настоящее время вопросы, связанные с гражданским воспитанием молодежи, формированием нравственных и ценностных ориентиров, укреплением общероссийской гражданской идентичности, широко включены в повестку целого ряда органов власти, но в первую очередь - Федерального агентства по делам молодежи, Федерального агентства по делам национальностей, Министерства высшего образования и науки Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации. Очевидно, что при разработке системы мер по работе с молодым поколением необходимо не только ориентироваться на желаемый образ активной, успешной, патриотически настроенной социальной группы, но и отталкиваться от существующего положения дел, то есть понимать, что представляет собой современная российская молодежь, каковы ее чаяния и нужды и каким образом возможно создать наиболее приемлемые условия для ее всестороннего развития (Высоцкая, 2021).

Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что молодежь СКФО имеет достаточно сформированную гражданскую позицию, позитивные установки на межнациональные взаимодействия и неприятие террористической идеологии. Однако в условиях информационной войны положение может резко и неконтролируемо измениться в результате внешнего воздействия на сознание представителей молодого поколения, идентификационные убеждения которых находятся в состоянии колебания. Поэтому чрезвычайно важно вопросы по формированию у молодежи устойчивой и осознанной гражданской позиции, предупреждению межнациональных конфликтов, по противодействию идеологии терроризма и профилактике экстремизма делать ключевыми в молодежной политике субъектов РФ, в том числе на территории Северного Кавказа.

Оптимизация данного направления работы требует совершенствования системы целенаправленной политической социализации, включающей в себя: 1) обязательное изучение всеми обучающимися определенного набора общественных дисциплин, позволяющих понимать текущие тенденции и легче адаптироваться к трансформационным процессам современного мира; 2) переход в воспитательной работе от акционизма и ориентированности на развлекательный контент к регулярной общественной деятельности в различных молодежных организациях, способной сформировать такие качества гражданственности, как коллективизм, ответственность, инициативность и т. п.; 3) патриотическое воспитание с опорой не только на историческую память, но и на современность; важной является и активность обучающихся в процессе патриотического воспитания.

Список источников:

Авдеев Е.А., Воробьев С.М. Риски конфликта групповых идентичностей полиэтничной молодежи Северного Кавказа // Гуманитарий Юга России. 2021. Т. 10, № 4. С. 104-123. https://doi.Org/10.18522/2227-8656.2021.4.8.

Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. Политические исследования. 1992. № 4. С. 122-134.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. 323 с.

Высоцкая З.Р. Актуализация идентичностей в молодежной среде. Часть 1: постановка проблемы и методика исследования // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. № 86. С. 24-41. https://doi.org/10.24412/2070-1381-2021-86-24-41.

Джабраилов Ю.Д. Проблема этнокультурных неравенств глазами дагестанской молодежи: социологический анализ // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 4. С. 208-213. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2021-1-4-208-213

Левикова С.И. О готах, готике и больном российском обществе // Общественные науки и современность. 2006. № 4. С. 155-165.

Нанаева Б.Б., Сулейманова Р.Р. Духовно-нравственная безопасность молодежи в контексте формирования гражданской идентичности (социально-философский анализ) // Гуманитарное знание и духовная безопасность. Махачкала, 2021. С. 222-230.

Парсонс Т. Социальная система. М., 2018. 529 с.

Современная молодежь Северного Кавказа: проблема выбора между традицией и новациями / С.С. Апажева [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2017. № 4 (209). С. 32-42.

Щербинин А.И. Особенности политической социализации молодежи в университетском городе // Вестник Томского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Политология. 2019. № 51. С. 205-214. https://doi.org/10.17223/1998863X/51 /21.

Easton D., Dennis J. Children in the Political System. N. Y., 1969. 440 p.

Greenstein F.I. Can the Personality Be Studied Systematically? // Political Psychology. 1992. Vol. 13, iss. 1. P. 105-128. https://doi.org/10.2307/3791427.

Niemi R. G., Hepburn M. A., Chapman Ch. Community Service by High School Students: a Cure for Civic Ills? // Political Behavior. 2000. Vol. 22, iss. 1. P. 45-69. https://doi.org/10.1023/a:1006690417623.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Owen D. Service Learning and Political Socialization // Political Science and Politics. 2000. Vol. 33, iss. 3. P. 639-640. https://doi.org/10.2307/420871.

References:

Almond, G. & Verba, S. (1992) Civil Culture and Stability of Democracy. Polis. Political Studies. (4), 122-134. (In Russian).

Apazheva, S. S., Unezhev, K. Kh., Zumakulov, B. M. & Mamsirov, A. Kh. (2017) Modern North Caucasian Youth: the Choice Problem between Tradition and Innovations. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sociologiya, yurisprudenciya, politologiya, kul'turologiya. (4 (209)), 32-42. (In Russian).

Avdeev, E. A. & Vorobyov, S. M. (2021) Risks of Conflict of Group Identities of the Multiethnic North Caucasus Youth. Humanities of the South of Russia. 10 (4), 104-123. Available from: doi:10.18522/2227-8656.2021.4.8. (In Russian).

Berger, P. & Lukman, T. (1995) Social'noe konstruirovanie real'nosti. Traktat po sociologii znaniya [Social Construction of Reality. A Treatise on the Sociology of Knowledge]. Moscow. 323 p. (In Russian).

Dzhabrailov, Yu. D. (2021) The Problem of Ethno-Cultural Inequalities through the Eyes of Dagestan Youth: a Sociological Analysis. State and Municipal Management. Scholar Notes. (4), 208-213. Available from: doi:10.22394/2079-1690-2021-1-4-208-213. (In Russian).

Easton, D. & Dennis, J. (1969) Children in the Political System. New York. 440 p.

Greenstein, F. I. (1992) Can the Personality Be Studied Systematically? Political Psychology. 13 (1), 105-128. Available from: doi: 10.2307/3791427.

Levikova, S. I. (2006) On Goth, Gothic Culture and Sick Russian Society. Social Sciences and Contemporary World. (4), 155-165. (In Russian).

Nanaeva, B. B. & Suleymanova, R. R. (2021) Spiritual and Moral Safety of Youth in the Context of Civil Identity Formation (Socio-Philosophical Analysis). In: Gumanitamoe znanie i duhovnaya bezopasnost'. Mahachkala, рр. 222-230. (In Russian).

Niemi, R. G., Hepburn, M. A. & Chapman, Ch. (2000) Community Service by High School Students: a Cure for Civic Ills? Political Behavior. 22 (1), 45-69. Available from: doi:10.1023/a:1006690417623.

Owen, D. (2020) Service Learning and Political Socialization. Political Science and Politics. 33 (3), 639-640. Available from: doi: 10.2307/420871.

Parsons, T. (2018) Social'naya sistema [Social System] Moscow. 529 p. (In Russian).

Shcherbinin, A. I. (2019) Features of Political Socialization of Youth in a University City. Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. (51), 205-214. Available from: doi:10.17223/1998863X/51/21. (In Russian).

Vysotskaya, Z. R. (2021) Actualization of Identities among the Youth. Part 1: Problem Statement and Research Methodology. E-Journal Public Administration. (86), 24-41. Available from: doi:10.24412/2070-1381-2021-86-24-41. (In Russian).

Информация об авторах

С.Ю. Иванова - доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой социальной философии и этнологии Северо-Кавказского федерального университета, Ставрополь, Россия.

М.М. Шульга - доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии Северо-Кавказского федерального университета, Ставрополь, Россия.

Э.Р. Ягьяев - студент 4 курса факультета международных отношений Московского государственного института международных отношений (университета) МИД Российской Федерации, Москва, Россия.

Information about the authors

S.Yu. Ivanova - D.Phil., Professor, Head of the Department of Social Philosophy and Ethnology, North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia.

M.M. Shulga - D.Phil. in Sociology, Professor, Professor at the Department of Sociology, North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia.

E.R. Yagyaev - 4th year Student, Department of International Relations, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 27.03.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 17.04.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 23.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.