Научная статья на тему 'Роль политических элит в развитии институтов гражданского общества в условиях цифровизации'

Роль политических элит в развитии институтов гражданского общества в условиях цифровизации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
237
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / DIGITALIZATION / POLITICAL ELITES / CIVIL SOCIETY / DIGITAL TRANSFORMATION / DIGITAL TECHNOLOGY / DIGITAL SOCIETY / SOCIAL PROCESSES / INTELLECTUAL CAPACITY / PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попова Екатерина Александровна, Мартемьянова Златаслава Сергеевна

В статье раскрываются актуальные вопросы процесса внедрения цифровых технологий в государственное управление. Проанализирована роль политических элит в формировании институтов гражданского общества. Рассмотрены нормативно-правовые акты, регулирующие процессы цифровизации. Изучен положительный опыт зарубежных стран в сфере цифрового управления. Выявлены проблемы по формированию и развитию цифрового общества, обозначены пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF POLITICAL ELITES IN THE DEVELOPMENT OF CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS IN A DIGITAL ENVIRONMENT

The article reveals the pressing issues of the process of implementing digital technologies in public administration. The role of political elites in the formation of civil society institutions is analyzed. The regulatory legal acts governing the processes of digitalization are considered. The positive experience of foreign countries in the field of digital management is studied. The problems of the formation and development of a digital society are identified, solutions are identified.

Текст научной работы на тему «Роль политических элит в развитии институтов гражданского общества в условиях цифровизации»

УДК 32 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-4-177-180

РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ В РАЗВИТИИ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Попова доктор политических наук, доцент, декан факультета дополнительного

Екатерина профессионального образования, Южно-Российский институт управления -

Александровна филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: popova@uriu.ranepa.ru

аспирант кафедры политологии и этнополитики, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: 3lataslava@mail.ru Аннотация

В статье раскрываются актуальные вопросы процесса внедрения цифровых технологий в государственное управление. Проанализирована роль политических элит в формировании институтов гражданского общества. Рассмотрены нормативно-правовые акты, регулирующие процессы цифровизации. Изучен положительный опыт зарубежных стран в сфере цифрового управления. Выявлены проблемы по формированию и развитию цифрового общества, обозначены пути решения.

Ключевые слова: цифровизация, политические элиты, гражданское общество, цифровая трансформация, цифровые технологии, цифровое общество, общественные процессы, интеллектуальный потенциал, государственное управление.

Общемировая тенденция по внедрению цифровых технологий в государственное управление оказывает влияние как на развитие институтов гражданского общества, так и на деятельность политической элиты в целом. Политическая элита создает условия для перехода всех процессов жизнедеятельности на более качественный, быстрый и удобный формат, посредством использования цифровых технологий в управлении.

Массовая цифровая трансформация приводит к тому, что институты гражданского общества становятся элементом цифровой системы и постоянно взаимодействуют с автоматизированными интеллектуальными системами1. Таким образом, политическим элитам важно выстраивать механизм взаимодействия с гражданским обществом [1]. Для того, чтобы гражданское общество развивалось и функционировало перед политическими элитами стоит задача по созданию инструментов, отвечающих за развитие общественных процессов в условиях цифровизации.

Политически организованное общество понимается как взаимодействие политических акторов с институтами гражданского общества. Таким образом, перед политическими элитами стоит важная задача по формированию условий для адаптации гражданского общества к изменениям, вызванным тотальной цифровизацией. Процессы цифровой трансформации способствуют увеличению скорости управленческих решений, автоматизацию рутинных операций, поэтому важно отметить роль политических элит в формировании условий для развития интеллектуального потенциала у населения.

Институты гражданского общества как совокупность экономических, социальных, семейных, национальных, духовных и прочих отношений, способны развиваться в условиях политической и экономической стабильности государства, тем самым обуславливается их взаимосвязь [2]. Так как связь государства и общества все больше происходит посредством сети интернет, диджитал технологий, таким образом образуется цифровая матрица, где государство и общество являются главными участниками, а цифровые технологии в совокупности с соответствующей нормативно-правовой базой выступают связующими элементами.

Внедрение новых технологий (таких как облачные вычисления, большие данные, технологии блокчейн, системы искусственного интеллекта, интернет-вещей и т.д.) в повседневную жизнь побуждает политические элиты находить более совершенные и эффективные способы и методы организации своей деятельности, основанные на новых формах общественного участия и отношений, далеко выходящих за рамки чисто государственных, частных или социальных сфер. Такая новая цифровая среда предлагает возможности для развития отношений, основанных на коллаборации и позволяющих соответствующим стэйкхолдерам (например, гражданам, деловым и неправительственным организациям) активно формировать политические приоритеты, сотрудничать в разработке дизайна публичных услуг и участвовать в их предоставлении для обеспечения более согласованных и комплексных решений сложных задач [3].

1 https://www.hse.ru/news/261722461.html

Мартемьянова

Златаслава

Сергеевна

Глобальный подход к всеобщей цифровизации предполагает развитие диджитал технологий и переход на новый уровень на благо общества. Для оценки уровня конкурентоспособности регулятора необходимо учитывать опыт стран активно развивающихся в этом направлении. Так, в Японии разработана стратегия «Общество 5.0», предполагающая интеграцию интернета вещей, искусственного интеллекта и иных технологий для улучшения жизни гражданского общества. В процессе реализации стратегии планируется собирать информацию в виде Big Data и анализировать ее с помощью искусственного интеллекта, тем самым находить верное управленческое решение. В перспективе технологический скачок приведет к развитию новых видов бизнеса и услуг, а значит, к росту экономики - например, в таких сферах, как интегрированная система социальной защиты или медицина. Для реализации технологического потенциала правительство Японии заключило договор о создании промышленного интернета с Германией и США, где странны планируют дополнять друг друга. Германия в качестве опытного промышленного производителя, США в качестве интернет поставщика. Однако, многие преобразования, связанные с реализацией стратегии «Общества 5.0» требуют законодательных дополнений1.

В рамках Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» реализуются мероприятия по Цифровой трансформации государственных услуг, которые включают в себя суперсервисы для решения текущих ситуаций, возникающих у граждан и бизнес структур, а также моносервисы, отвечающие за цифровую трансформацию государственных и муниципальных услуг. Информационно-телекоммуникационная сеть Интернет совместно с различными девайсами и гаджетами и иными цифровыми технологиями активно вошли в повседневную жизнь и на уровне государственного управления. Цифровая трансформация системы государственного управления создана политическими элитами благодаря относительно резкому скачку развития гражданского общества в этой сфере.

На заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.А. Акимова 28 марта 2019 г. была одобрена и утверждена дорожная карта оптимизации государственных и муниципальных услуг на основе расширенного использования информационных технологий, а также перечень оптимизируемых государственных услуг, суперсервисов, матрица оценки цифровой зрелости государственных и муниципальных услуг.

Перед политическими акторами стоят задачи по разработке и внедрению дорожных карт оптимизации и цифровой трансформации приоритетных услуг и суперсервисов, по обеспечению органов власти информационными системами, по подготовке необходимых нормативно-правовых актов, позволяющих оптимизировать цифровую трансформацию государственных услуг. Ответственным органом власти за реализацию мероприятий выступает департамент развития цифрового государства Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации2.

В современном обществе, где информация предоставляется достаточно быстро, почти мгновенно благодаря социальным сетям, Интернет становится важным средством политической социализации. Интернет, цифровые технологии в политическом процессе способствуют появлению большого количества общественных инициатив. Многочисленные дискуссии в интернет-пространстве не обязательно свидетельствуют о возрастающем стремлении действовать в реальном мире, однако волнения по различным критическим новостям жизни гражданского общества говорят о революционных потрясениях нового типа, в которых ключевую роль играет Интернет и цифровые технологии. Это объясняется тем, что интернет и цифровые технологии позволяют показывать происходящее без общей политической оценки, тем самым оказывая влияние на гражданское общество [2].

Цифровые технологии становятся неотъемлемой частью жизни, физическое и киберпро-странство находятся в тесной взаимосвязи для решения социальных проблем общества [4]. Задача цифровой трансформации состоит в упрощении рутинной работы, улучшения качества жизни, посредством освобождения гражданского общества от бессмысленной работы3.

Проводя цифровую реформу, политические элиты должны учитывать наличие поддержки со стороны населения, доверия, чтобы избежать различных угроз, волнений. Процесс формирования цифрового общества должен быть открытым, вовлекающим население для оперативной обратной реакции.

На сегодняшний день уже существует ряд проблем по формированию и развитию цифрового общества:

• отсутствие корректной и актуальной нормативно-правовой базы;

• поэтапное внедрение цифровых технологий в государственное управление;

1 https://www.mitsubishielectric.ru [Электронный ресурс]

2 https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/854/

3 http://bit.samag.ru/archive/article/1954

• наличие компетентных экспертов в области информационных технологий;

• цифровая адаптация населения.

Процессы цифровизации в различных сферах гражданского общества развиваются неравномерно, так как происходит совершенствование законодательной базы [5]. При формировании нормативно-правовой базы цифровых процессов важно:

• обеспечивать интересы всех участников;

• определить зону правовой ответственности каждого участника процесса;

• учитывать международный опыт в сфере разработки законодательной базы по регулированию отношений в условиях цифровых изменений.

Проблема адаптации населения к цифровым изменениям является необходимым условием для внедрения технологий в повседневность во все сферы жизнедеятельности [6]. Цифровая адаптация - это сложный процесс, который должен включать в себя ряд мероприятий, направленных на:

• Возможность своевременного обучения цифровым знаниям и навыкам;

• Формирование специальных цифровых компетенций;

• Повсеместный доступ к сети Интернет;

• Оперативную консультацию специалистов в области использования диджитал технологий в повседневности.

Поэтапное внедрение технологий невозможно без обучения цифровой грамотности всех участников гражданского общества. Модернизация бизнес-процессов, государственного управления и повседневности повлекла за собой необходимость в получении дополнительного образования в сфере цифровой трансформации по отраслям.

В Российской Федерации рынок образовательных технологий становится одним из самых перспективных, что сказывается на увеличение спроса в этой сфере и на повышение конкуренции образовательных организаций. Во всем мире общий размер рынка образовательных услуг каждый год составляет 6000 млрд. долл. США. Сегмент образовательных услуг в режиме онлайн растет с каждым днем, и к 2020 году 54% этого рынка будет благодаря предоставлению услуг активно развивающимися странами. В России этот рынок находится в стадии формирования, и важно отметить что регулирование этого процесса политическими элитами становится ключевым фактором его развития. На сегодняшний день 47% сделок в области образовательных технологий осуществлены благодаря государственным инициативам. В рамках Федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" создан венчурный фонд для поддержки перспективных образовательных технологий цифровой экономики, который предполагает определение его деятельности, направленной также на развитие системы независимой оценки качества компетенций цифровой экономики, а также на отбор и поддержку образовательных стартапов1.

Вопрос о формировании необходимых цифровых знаний и навыков, получении дополнительного образования по изучению процессов цифровизации и построения отношений, с учетом использования различных информационных технологий, в этой сфере, обуславливает необходимость создания единого агрегатора по получению цифровых компетенций для понимания структуры и модели обучения, а также для учета специфики отрасли использования данных компетенций.

В условиях использования интернет технологий в институтах гражданского общества, создание агрегатора, как единой образовательной платформы по изучению основных вопросов в рамках развития цифровых отношений становится необходимостью, поскольку существует множество направлений по обучению в сфере цифровизации процессов.

«Умные» технологии постепенно появляются во всех сферах, таким образом инновации могут повлиять на некоторые отрасли, заменяя человеческий труд технологически [7]. Становится ясно, что возникнут новые типы профессий, которые повлекут за собой необходимость получения новых знаний, навыков, компетенций. И так как данный кардинально новый формат общественного строя будет функционировать в ближайшем будущем, готовить основу и специалистов для будущих профессий, и пользователей «умных» технологий политическим элитам необходимо уже сегодня. Общество выступает ключевым звеном в новой цифровой экономической системе.

Для устойчивого развития необходимы консенсус, солидарная ответственность политической элиты и гражданского общества, государственных органов и общественных объединений, создание со стороны политической элиты широкой технологической инфраструктуры, которая позволит гражданскому обществу адаптироваться к новым условиям цифровой реальности в физическом и киберпространстве.

Таким образом, возникновение цифрового общества должно быть под контролем у представителей политической элиты, а также необходим открытый диалог между властью и гражданским обществом для корректировки процессов цифровой трансформации.

1 https://files.data-economy.ru/Docs/Pass_EduHR.pdf «Паспорт федерального проекта "Кадры для цифровой экономики".

Литература

1. Духина Т.Н., Шевчук В.А. Политическая элита и ее роль в обществе // Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XV Международной научно-практической конференции : в 2 ч. 2018. С. 208 - 210.

2. Азнагулова Г.М., Заманов А.Р. Влияние интернет-технологий на развитие гражданского общества в современной России // Аллея науки. 2019. Т. 1. № 5 (32). С. 596-600.

3. Панкратов И.Ю., Свертилова Н.В., Лидэ Е.Н. Цифровое государство: новая матрица компетенций для цифровой трансформации // Государственная служба. 2018. № 1 (111). С. 38 - 43.

4. Леонтьева О.В. Взаимное влияние политической элиты и институтов гражданского общества в Приднестровье // Вестник Приднестровского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 1 (58). С. 114 - 119.

5. Плотников А.В. Проблемы правового регулирования цифровои экономики // Московскии экономический журнал. 2019. № 7. С. 217 - 224.

6. Любицкая В.А. Региональные проблемы цифровизации экономики // Вопросы региональной экономики. 2019. № 1 (38). С. 80 - 86.

7. Земцов С., Баринова В., Семёнова Р. Риски цифровизации и адаптация региональных рынков труда в России // Журнал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» «Форсайт». Выпуск 13. № 2. С. 84 - 96.

Popova Ekaterina Aleksandrovna, doctor of political sciences, associate professor, dean of faculty of additional professional education, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: popova@uriu.ranepa.ru

Martemyanova Zlataslava Sergeevna, specialist of the second category of faculty of additional professional education, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: 3lataslava@mail.ru

THE ROLE OF POLITICAL ELITES IN THE DEVELOPMENT OF CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS

IN A DIGITAL ENVIRONMENT Abstract

The article reveals the pressing issues of the process of implementing digital technologies in public administration. The role of political elites in the formation of civil society institutions is analyzed. The regulatory legal acts governing the processes ofdigitalization are considered. The positive experience of foreign countries in the field of digital management is studied. The problems of the formation and development of a digital society are identified, solutions are identified.

Keywords: digitalization, political elites, civil society, digital transformation, digital technology, digital society, social processes, intellectual capacity, public administration.

References

1. Duhina T.N., SHevchuk V.A. Politicheskaya elita i ee rol' v obshchestve / / Sovremennye tekhnologii: aktual'nye

voprosy, dostizheniya i innovacii sbornik statej XV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii : v 2 ch. 2018. S. 208 - 210.

2. Aznagulova G.M., Zamanov A.R. Vliyanie internet-tekhnologij na razvitie grazhdanskogo obshchestva v sov-

remennoj Rossii // Alleya nauki. 2019. T. 1. № 5 (32). S. 596-600.

3. Pankratov I.YU., Svertilova N.V., Lide E.N. Cifrovoe gosudarstvo: novaya matrica kompetencij dlya cifrovoj transformacii // Gosudarstvennaya sluzhba. 2018. № 1 (111). S. 38 - 43.

4. Leont'eva O.V. Vzaimnoe vliyanie politicheskoj elity i institutov grazhdanskogo obshchestva v Pridnestrov'e / /

Vestnik Pridnestrovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2018. № 1 (58). S. 114 - 119.

5. Plotnikov A.V. Problemy pravovogo regulirovaniya cifrovoi ekonomiki / / Moskovskij ekonomicheskij zhurnal.

2019. № 7. S. 217 - 224.

6. Lyubickaya V.A. Regional'nye problemy cifrovizacii ekonomiki // Voprosy regional'noj ekonomiki. 2019. № 1

(38). S. 80 - 86.

7. Zemcov S., Barinova V., Semyonova R. Riski cifrovizacii i adaptaciya regional'nyh rynkov truda v Rossii // ZHurnal Nacional'nogo issledovatel'skogo universiteta «Vysshaya shkola ekonomiki» «Forsajt». Vypusk 13. № 2. S. 84 - 96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.