Научная статья на тему 'РОЛЬ ПОЧВЕННО-РАСТИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В ИНДИКАЦИИ НАГРУЗКИ КСЕНОБИОТИКАМИ ОБЪЕКТОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ'

РОЛЬ ПОЧВЕННО-РАСТИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В ИНДИКАЦИИ НАГРУЗКИ КСЕНОБИОТИКАМИ ОБЪЕКТОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — А.А. Деканоидзе, Э.А. Кордыш, В.H. Литюк, С.Н. Бастракова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПОЧВЕННО-РАСТИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В ИНДИКАЦИИ НАГРУЗКИ КСЕНОБИОТИКАМИ ОБЪЕКТОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

достоверно ниже, чем у контрольных. Следовательно, можно предположить, что прибавка массы тела плодов обусловлена не усилением их роста, а, по-видимому, повышенной задержкой в их теле воды, т. е. определенной степенью отечности.

Число плодов на 1 самку у животных опытных групп хотя и не приобретало достоверных отличий от контроля (3-я и 5-я группы), но было пониженным до 6 при 8,6 у крыс контрольной группы. В то же время краниокаудаль-ные размеры эмбрионов у животных опытных групп были достоверно (Р<0,05) уменьшены по сравнению с контролем, что, вероятно, следует рассматривать как негативное проявление воздействия ЭМП.

Таким образом, проведенные исследования показали, что по действию на материнский организм белых крыс и на развитие их потомства определенное влияние оказывают ЭМП сверхвысокой частоты с ППЭ 100 мкВт/см2 и промышленной частоты напряженностью 20 кВ/м. Интенсивности электрополя 10 мкВт/см2 и 10 кВ/м, по данным наших исследований, можно рассматривать как недействующие.

Следовательно, нарушение функционального состояния

УДК 614.77-02-07

Почва не только формирует качество воды, но и оказывает огромное влияние на состав атмосферы Земли (3]. В процессе осаждения, сорбции, фильтрации в почве накапливается основная масса загрязнителей атмосферного воздуха и воды [4]. В связи с этим в последние годы нашли применение литохимические методы исследования с целью выявления характера и степени загрязнения почвы и установления санитарного состояния воздушного бассейна в данной местности [5—7].

При изучении вопросов охраны окружающей среды в масштабах региона нами было изучено содержание специфических компонентов промышленных выбросов и отходов в атмосферном воздухе, почве и воде водоемов.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в местах интенсивного поступления в атмосферный воздух углеводородов нефтяного происхождения и сернистых соединений отмечены н более высокие концентрации указанных веществ в почве. Эти данные позволили в последующих исследованиях ориентироваться на степень нагрузки почвы изучаемыми ингредиентами газовоздушных выбросов промышленных предприятий для суждения о чистоте воздушного бассейна в отношении изучаемых компонентов [1]. Зарегистрированное в почве количество загрязнителей сравнивали с соответствующими показателями в контрольных районах, которые не подвергались техногенному воздействию. Пробы почвы для лабораторного анализа брали с помощью разработанного нами прибора («для нанесения точек на местности при отборе проб почвы») по типу конверта или диагонали согласно общепринятым требованиям [2].

Для проведения сравнительного анализа мы изучали данное явление на одном и том же типе почв, при схожести метеофакторов, рельефа, почвенного покрова. Учитывалась также возможность поступления в грунт изучаемых антропогенных химических факторов неаэрогенным путем.

Целесообразность использования литохимического метода особенно оправдана при исследовании пространственного распределения загрязнителей в воздушной среде, так как существующий способ изучения — определение концентрации химических веществ в отбираемых пробах воздуха —

материнского организма и развития потомства находится в прямой зависимости от напряженности электрического поля, что необходимо учитывать при гигиеническом нормировании данного фактора окружающей среды.

Литература ^

1. Андриенко JI. Г. — Гиг. и сан., 1977, № 6, с. 22—25. ">

2. Бочарова Н. Н„ Карамышев В. Б., Максименко Н. /4.—' Научные труды Иркутск, мед. ин-та, 1972, вып. 10 с. 61—62.

3. Думинский Ю. Д., Андриенко Л. Г.— Гиг. и сан., 1982 № 7, с. 27-30.

4. Дышловой В. Д., Кочура В. С. Влияние электромагнит^ ных полей промышленной частоты на организм человека

и биологические аспекты. Киев, 1977.

5. Соколова И. П.. Никонова К. В. — Гиг. и сан., 1983, № 4 с. 70-71.

6. Knave В., Gamderale F.. Berrgslrom S. — Scand. J. Work Environm. Hltli, 1979, vol. 5, p. 115—125.

Поступила 02.04.85

4

является чрезвычайно трудоемким. Для достаточно корректной оценки загрязненности воздушного бассейна только в одном пункте необходимо отбирать в течение месяца не менее 20 разовых и 5 среднесуточных проб на каждый ингредиент. Решение этой задачи с помощью стационарного пункта, обеспеченного автоматическим устройством, в настоящее время практически неосуществимо, особенн<9 при изучении распространения выбросов от промышленных источников (множество радиусов) с учетом метеорологических факторов.

Правомерность подобного методического подхода подтверждена данными изучения санитарно-бытовых условий жизни и здоровья населения, проживающего в обследуемом регионе. Среди причинных факторов выявленных (методами опроса, направленного отбора контингента, а также при анализе заболеваемости) отклонений изучаемых показателей приоритетность принадлежит изменению качественных характеристик атмосферного воздуха [1].

Применение геохимических методов, несомненно, весьм|| перспективно при индикации дальнего переноса загрязнителей в тех случаях, когда в составе локальных газовоздушных промышленных выбросов эти соединения отсутствуют.

Общеизвестны трудности, возникающие при регистрации вертикальной диффузии аэрозагрязнителей, в связи с необходимостью отбора проб воздуха на разной высоте. Исходя из этого, мы сочли возможным учесть фактор осаждения воздушных загрязнителей на один из элементов поч-венно-растительного комплекса — деревья, причем наиболее устойчивые к воздействию вредных примесей атмосферы, т. е. обладающие максимальной способностью задерживать на поверхности своего зеленого покрова различные компо^ ненты воздушной среды и минимальной сорбционной активностью. В литературе имеется лишь одна работа [7], касающаяся подобного косвенного показателя миграции газов. Автор ее предлагает использовать кору деревьев, растущих на различных рельефных уровнях, в качестве индикатора вертикальной диффузии сернистых соединений — приоритетных загрязнителей атмосферного воздуха населенных мест. Однако этот метод не позволяет изучить степень

А. А. Деканоидзе, Э. А. Кордыш, В. И. Литюк, С. Н. Бастракова

роль почвенно-растительного комплекса в индикации нагрузки ксенобиотиками объектов окружающей среды

Львовский НИИ эпидемиологии и микробиологии Минздрава УССР

распределения вещества по вертикали в любом пункте, независимо от уровня местности. Кроме того, объективность информации может быть обеспечена лишь при сборе коры с деревьев одного вида в разных местах, что далеко не всегда осуществимо. Недостатком метода является также то, что обнаруженные автором сернистые соединення включают также и органическую серу самой древесины, со-дфжание которой зависит от возраста дерева, места его а произрастания и других факторов. Более того, возраст деревьев будет обусловливать и степень накопления загрязнителей в коре. Разработанный нами метод предусматривает смыв загрязнителей с поверхности зеленого покрова на разной высоте дерева 2—3 раза в месяц в сухую погоду при устойчивом и неустойчивом состоянии атмосферы с последующим количественным определением концентрации химических веществ методами анализа в воде. Установленные количественные параметры находятся в тесной корреляционной зависимости с уровнем загрязнения воздуха на разных высотах в конкретном районе.

В условиях регистрируемого нами ухудшения санитарного состояния водоемов (в результате систематического сброса плохо очищенных промышленных стоков) одновременно фиксировалось также загрязнение прибрежной почвы, степень которого коррелировала с уровнем определяемых соединений в воде.

Особенно велика роль изучения индикационной способности почвы при необходимости выявления часто имеющих лесто нарушений — аварийных сбросов промышленных сточных вод и поступления поверхностного стока в водоемы. В результате проведенных натурных исследований установлено, что в прибрежной почве в отличие от воды водоема в указанной ситуации постоянно фиксируется высокий уровень специфических загрязнителей, характерных для данного техногенного источника. Лабораторный контроль воды водоема выявил высокий уровень загрязнения лишь сразу после поступления стоков, в отдаленные же сроки после аварийного спуска количественный анализ воды практически не позволил обнаружить влияние залпового сброса. Как показали углубленные исследования, фиксирование стойкого загрязнения литосферы было обусловлено хорошей сорбционной способностью почвы и медленным процессом самоочищения. Установленная закономерность в за-

грязненности прибрежной полосы приоритетными компонентами промышленных стоков, попадающими в воду водоема, может служить существенным аргументом для подтверждения того, что индустриальный источник загрязнения все-таки осуществляет неорганизованный сброс стоков, который трудно зафиксировать инспектирующей службе. Это обстоятельство дает основание для включения в арсенал методов санитарной практики определение загрязнителей в прибрежной полосе для получения экспресс-информации о состоянии водоисточника.

Выводы. 1. Почва как естественный сорбент и накопитель химических веществ может быть отнесена к надежным индикаторам загрязнения атмосферного воздуха.

2. Техногенные аномалии на зеленом покрове деревьев на разной высоте ствола могут служить основой для исследования вертикальной диффузии газовых выбросов.

3. Степень чистоты прибрежной почвы следует рассматривать как один из критериев оценки воздействия «берега» на качество воды водоемов.

Литература

1. Безкопыльный И. Н. — Гнг. и сан., 1984, № 11, с. 24— 27.

2. Безкопыльный И. Н., Деканоидзе А. А., Шишка Г. В. Прибор для нанесения точек на местности при отборе проб почвы. Информ. письмо. Киев, 1983.

3. Гончарук Е. И. Санитарная охрана почвы от загрязнения химическими веществами. Киев, 1977.

4. Перелыгин В. М. — Гиг. и сан., 1975, № 1, с. 29—30.

5. Ревич. Б. А., Жилка В. А., Тростина В. И. Геохимия ландшафтов при поисках месторождений полезных ископаемых и охране окружающей среды. Б.м., 1982, с. 146— 148.

6. Хворостянский Н. Ф., Алексеенко В. А., Черкашин В. А. Геохимия ландшафтов при поисках месторождений полезных ископаемых н охрана окружающей среды. Б.м., 1982, с. 145—146.

7. Härtel О.—Mitt, forstl. Bund. Vers. Anst. Wien, 1980, № 131, S. 189-194.

Поступила 27.02.86

УДК 613.632.4:546.16]-07:616.в32.16-074

Е. Е. Розенберг, С. В. Щербаков, В. Н. Лобарев. И. И. Голуб, Г. Б. Галь-

перин

к использованию показателей экскреции фтора для оценки эффективности средств индивидуальной защиты органов дыхания

и Свердловский НИИ гигиены труда и профзаболеваний; Институт биофизики Мннздра-

™ ва СССР, Москва

Постоянный интерес к проблеме токсикокинетикн фтора обусловлен стремлением не только получить новые сведения о патогенезе фтористой интоксикации, но и в значительной мере определить надежность показателей экскреции фтора для прогнозирования потенциального риска флюороза.

Известны многочисленные попытки лимитировать не только содержание фтора в воздушной среде производственных помещений, но и концентрации его в моче работающих. В качестве таких допустимых уровней фтора пред-лагались 2—5 мг/л в досменной [4, 5 и др.] и 3—8 мг/л — фв послесменной [3, 5, 6 и др.] порциях мочи.

Тесная связь между концентрациями фтористых соединений в воздухе рабочей зоны и количеством фтора, выделенного после рабочей смены или в суточном объеме мочи, подтверждена математической обработкой. Статистический анализ показал, что коэффициент парной корреляции для этих двух показателен достигает 0,86—0,97 [2, 4]. Известно, что содержание фтора в до- и послесменных порциях

мочи отражает два различных процесса его кинетики. До-сменные концентрации являются показателями накопления его в костном депо, тогда как послесменные характеризуют интенсивность токсической нагрузки в день экспозиции. Прекращение производственного контакта на время выходных дней приводит к освобождению костного депо от легко-обменивающегося фтора, в результате досменная экскреция его перед первым днем наступающей рабочей недели бывает более низкой, чем в остальные дни [3]. Равновесие между поступлением и послесменным выделением фтора с мочой наступает после 3-го дня рабочей недели, в связи с чем рекомендуется исследование экскреции фтора не ранее 3-го дня рабочей недели [5, 6]. Приведенные данные литературы, доказывающие тесную связь концентраций фтора в моче работающих и его содержания в воздухе рабочей зоны являются основанием для использования показателя выведения фтора не только в качестве экспозиционного теста, но и для оценки эффективности гнгиени-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.