Научная статья на тему 'Роль пленэрной практики в формировании эмоциональной устойчивости студентов творческих специальностей: художников, дизайнеров, архитекторов'

Роль пленэрной практики в формировании эмоциональной устойчивости студентов творческих специальностей: художников, дизайнеров, архитекторов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЙЗАЖ / ХУДОЖНИК / АРХИТЕКТОР / СТУДЕНТЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / РАЗДРАЖИТЕЛЬ / ПЛЕНЭР / LANDSCAPE / ARTIST / STUDENTS / EMOTIONAL STABILITY / IRRITANT / PLEIN AIR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколинский Владимир Михайлович, Кузнецов Егор Фёдорович, Кузнецов Максим Егорович

В статье рассматривается проблема эмоционального отношения будущих специалистов творческих специальностей при работе в жанре пейзажа. Личностные мысли и идеи художника, его отношение к миру в значительной степени проявляются именно в пейзажной живописи. Такая особенность жанра делает проблему эмоциональной устойчивости студентов творческих специальностей актуальной и достойной эксперимента. Целью работы является обозначение роли и выявление значимости пленэрной практики в формировании эмоциональной устойчивости студентов творческих специальностей. В ходе работы решаются следующие задачи: во-первых, анализируется литература объясняющая психологические процессы во время работы над пейзажем, во-вторых, приводятся результаты экспериментального исследования эмоционального состояния студентов на различных этапах выполнения задания во время пленэрной практики.The article deals with the problem of emotional attitude of future specialists of creative specialties when working in the landscape genre. Personal thoughts and ideas of the artist, his attitude to the world are largely manifested in landscape painting. This feature of the genre makes the problem of emotional stability of students of creative specialties relevant and worthy of experiment. The purpose of the work is to identify the role and significance of plein air practice in the formation of emotional stability of students of creative specialties. In the course of the work, the following tasks are solved: first, the literature explaining the psychological processes while working on the landscape is analyzed, and second, the results of an experimental study of the emotional state of students at various stages of the task during plein-air practice are presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль пленэрной практики в формировании эмоциональной устойчивости студентов творческих специальностей: художников, дизайнеров, архитекторов»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Роль пленэрной практики в формировании эмоциональной устойчивости студентов творческих специальностей: художников, дизайнеров, архитекторов

Соколинский Владимир Михайлович,

д-р пед. наук, профессор, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» E-mail: sokollokos2020@gmail.com

Кузнецов Егор Фёдорович,

д-р пед наук, проф. кафедры архитектуры, градостроительства и графики, ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» E-mail: efkuznezov@gmail.com

Кузнецов Максим Егорович,

канд. пед. наук, доцент, кафедра архитектуры, градостроительства и графики, ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» E-mail: yanalalykina@yandex.ru

В статье рассматривается проблема эмоционального отношения будущих специалистов творческих специальностей при работе в жанре пейзажа. Личностные мысли и идеи художника, его отношение к миру в значительной степени проявляются именно в пейзажной живописи. Такая особенность жанра делает проблему эмоциональной устойчивости студентов творческих специальностей актуальной и достойной эксперимента. Целью работы является обозначение роли и выявление значимости пленэрной практики в формировании эмоциональной устойчивости студентов творческих специальностей. В ходе работы решаются следующие задачи: во-первых, анализируется литература объясняющая психологические процессы во время работы над пейзажем, во-вторых, приводятся результаты экспериментального исследования эмоционального состояния студентов на различных этапах выполнения задания во время пленэрной практики.

Ключевые слова: пейзаж, художник, архитектор, студенты, эмоциональная устойчивость, раздражитель, пленэр.

о с

CJ

см л

Жанр пейзажа - один из самых поэтических и эмоциональных жанров изобразительного искусства. Не случайно Л.С. Выготский подчеркивал, что «искусство есть работа мысли, но совершенно особенного эмоционального мышления» [1, с. 70].

Натюрморт или иная постановка в стенах мастерской не имеют должной эмоциональной окрашенности, которая присуща пейзажу. В процессе выполнения студентами этюдов окружающая природная среда способствует образованию благоприятного эмоционального фона для творческой деятельности, который положительно влияет на формирование личности художника в целом.

Наибольший интерес в этом отношении представляют психические свойства, относящиеся к эмоционально-интеллектуальной структуре личности. Деятельность, лишенную эмоций, нельзя назвать творческой, поскольку работа в этом случае выполняется машинально.

При освоении тематической программы по живописи пейзажа периодически происходит снижение творческой активности обучаемых. Студенты уже приобрели определенный теоретический и практический опыт: усвоена базовая теория композиции, выработаны элементарные навыки и умения владения живописной грамотой, но опыта, полученного в мастерской, недостаточно для работы в условиях пленэра. Студентам необходимо практиковать адаптацию к условиям работы на пленэре, приспосабливаться к другому пространству, освещению. Это позволит получить определенный жизненный опыт художника-пейзажиста, позволяющий регулировать собственную психическую деятельность и поведение.

В процессе выполнения заданий на пленэре перед учащимися возникает ряд проблем не только художественного, но и психологического характера, что порождает кризисные, тупиковые ситуации, преодоление которых самостоятельно студентами затрудняется. Наличие таких ситуаций наиболее характерно для периодов подъема («вдохновения») и спада («эмоционального сгорания»).

Такие явления негативно отражаются на качестве работ и связаны с проявлениями не только физической, но и умственной, психологической усталости, то есть напрямую зависят от эмоциональной устойчивости психики художника.

Актуальность проблемы формирования эмоциональной устойчивости психики специалистов творческих специальностей в процессе обучения неоспорима. Решение поставленной задачи во многом определяет уровень осмысленности, самостоятельности и плодотворности творчества будущих дизайнеров и архитекторов. Им необходим особый настрой, позволяющий сохранять спокойствие и продолжать работу при любых условиях.

Внешние раздражители

Под внешними раздражителями подразумеваются различные факторы: порывы ветра, моросящий дождь, неудачно подобранный грунт, засохшая кисть, застывшая в тюбике краска и т.п.

В процессе непосредственной работы в условиях пленэра, даже в течение одного кратковременного сеанса, постоянно меняется состояние натуры, внешний вид мотива, эмоциональное состояние пейзажиста. Художник не всегда успевает за стремительными изменениями в природе. Для человека непосвященного приведенные примеры могут показаться незначительными, но без учета этих «мелочей» художник не сможет создать высокохудожественное произведение в условиях пленэра.

Наряду с перечисленными выше факторами, существует особая категория раздражителей -толпа любопытных наблюдателей.

Известно, что общение художника со зрителем происходит не только на выставках, но и во время работы, написания пейзажа в людном месте. В большинстве случаев для начинающих художников это общение становится стрессом, так как они боятся прилюдно ошибиться или быть непонятыми на стадии подмалёвка, поэтому они стараются писать украдкой в безлюдных местах. Этот страх перед чужим взглядом необходимо искоренять и учиться работать без оглядки на зрителей, их реакцию и комментарии в адрес выполняемой работы. Еще К.Д. Ушинский обратил внимание на пристрастие русского народа к картине как на его ментальную особенность: «... наш простой народ любит смотреть на картины и изъяснять себе впрямь и вкось то, что на них нарисовано» [3, с. 75].

С целью накопления опыта работы в людных местах поначалу следует выбирать мотивы пейзажа в тихих безлюдных местах: можно писать из окна, на крышах, на балконах зданий, за оградой сада или двора, в этих случаях доступ к работающему художнику затрудняется. В каждом отдельном случае необходимо проявлять изобретательность и находчивость.

У известных художников к решению подобных проблем был индивидуальный подход. К. Юон особенно любил городские многолюдные пейзажи, и ему приходилось работать в самой гуще прохожих. Для облегчения работы среди людей он ограждал свое место колышками с натянутой между ними веревкой, которые всегда носил с собой. Безусловно, присутствие наблюдателей мешает

сосредоточенной, спокойной и непринужденной работе, но следует отметить, что в непосредственном общении со зрителями, окружающими художника, очень много взаимной пользы. Именно при работе на пленэре в гуще людей происходит приобщение зрителя к искусству, проявление интереса к профессии художника, его творчеству и живописи в целом. Работа на пленэре является поводом необычных знакомств, интересных встреч, порождает множество анекдотичных эпизодов и ситуаций.

Находясь в условиях пленэрного освещения, учащийся подвергается колоссальному воздействию света и цвета природы. Н.П. Крымов считал, что «главной задачей живописи является передача общего тона картины, то есть потемнение или посветление светосилы. Только то произведение можно назвать живописным, где угадана светосила» [4]. Характер и спектральный состав освещения активно влияют на органы чувств художника, его психофизическое и эмоциональное состояние. Так как сетчатка глаза утомляется, способность различать цвета натуры притупляется. Поэтому в процессе работы над мотивом проявляется не столько физическая усталость, сколько усталость психологическая, связанная с длительным возбуждением глаз ярким солнечным светом, что и влечёт снижение эмоциональной реакции на цвет.

По степени возбуждения и характеру эмоциональной реакции на цвет можно выделить тёплые цвета, которые возбуждают и тем самым утомляют глаз художника, и холодные цвета, которые успокаивают и привлекают к себе внимание. Например, зеленый цвет («цвет физического равновесия») действует успокаивающе, а красный, напротив, возбуждает. Наиболее утомляют глаз сине-фиолетовые цвета, а наименее - зеленые. Вопрос эмоционального воздействия цвета на зрителя интересовал многих теоретиков и практиков изобразительного искусства.

Эмоциональная составляющая проблемы воздействия света и цвета на человека изучалась ещё со времён Леонардо да Винчи и его последователей. В частности, немецкий поэт и ученый И.В. Гете в своей работе «Учение о цвете» выделял два вида воздействий - физиологическое (на организм человека) и психологическое (на духовный мир человека), причем главную роль отводил «эмоционально-нравственному воздействию цвета». Гете называл цвет «продуктом, вызывающим эмоции».

Свет, цвет и эмоции являются звеньями одной цепи. Работа над пейзажем - это процесс эмоционального подъема, концентрации эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных качеств личности художника, процесс, в котором существует только мотив (свет, цвет) и только художник (эмоции). И никакой реакции на окружающие помехи. Художник должен сохранять самоконтроль, уметь настроить себя на устойчивую работу над этюдом. Для этого необходимо управлять

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

личностными переживаниями, регулировать силу проявления и выражения эмоций, абстрагируясь от посторонних раздражителей.

При выборе задания обучающимися преподаватель должен учитывать уровень подготовки студентов, курс, наличие определённых умений и навыков, чтобы вести процесс обучения последовательно и доступно. Для помощи молодому художнику педагог должен обозначить ряд основных задач, на решение которых будет ориентирована дальнейшая творческая работа:

- содействие развитию целостного мировоззрения учащегося (развитие мотивации достижения успехов при формировании положительных качеств личности учащегося);

- стимулирование стремления к самопознанию учащихся и познанию ими окружающего мира (владение способами, приемами и методами работы над пейзажем, необходимыми знаниями, навыками, умениями, процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.);

- обучение учащихся приемам регуляции своих эмоциональных состояний и поведения (знания и представления об особенностях и условиях работы над пейзажем, знание требований к личностным качествам художника, необходимым для работы на пленэре);

- развитие умения контролировать себя, свои эмоциональные состояния (противодействовать синдрому эмоционального сгорания, выработать стратегию своего поведения, препятствующую его появлению);

- развитие собственной стратегии защиты от неблагоприятных условий погоды, посторонних раздражителей, сторонних наблюдателей (выработать собственный стиль доброжелательного общения со «зрителями»);

- развитие сплоченности и эмоциональной близости групп, подгрупп студентов (повышение эффективности взаимодействия слабых и сильных учеников);

- формирование ответственности за сделанную работу, повышение уровня самооценки учащихся (оценка своей подготовленности в области живописи пейзажа и ее соответствия классическим образцам).

Эмоциональная устойчивость и её компоненты

Понятие «эмоциональная устойчивость» определяется как сложное психологическое образование, позволяющее быстро адаптироваться к условиям работы на пленэре, правильно использовать знания, умения, опыт работы, полученный в процессе обучения в условиях мастерской, сохранять самоконтроль и перестраиваться при неблагоприятном воздействии внешних факторов. 5 Эмоциональная устойчивость характеризу-5 ется единством ряда компонентов психической еЗ деятельности человека, которые обеспечивают ~ успешное достижение цели в сложной обстановке ав обучения пленэру.

Волевой компонент - это проявление способности осуществлять поставленные перед собой цели, сознательное стремление к устойчивому самоконтролю, управлению действиями, из которых складывается работа над картиной.

Интеллектуальный компонент - показатель высокой познавательной активности учащегося. В работе над пейзажем у студентов развиваются способности к объемно-пространственному восприятию изображаемых мотивов, совершенствуется наблюдательность, внимание, развивается креативность мышления и зрительная память, то есть повышается общее развитие обучаемых, стимулирующее познавательную способность.

Мотивационный компонент характеризуется устойчивой мотивацией достижения успеха (увлечённость живописью пейзажа, интерес, склонность к творчеству и другие устойчивые профессиональные мотивы).

Для обеспечения достаточного уровня эмоциональной устойчивости, следует направить усилия на воспитание качеств личности, которые руководят поведением художника в процессе работы, его отношением к людям и окружающей действительности. Это такие составляющие эмоционального компонента психической деятельности, как эстетическое отношение к изображаемому мотиву, эстетическая культура, общая культура художника, от которой (культуры видения, культуры восприятия, культуры исполнения, эстетической культуры, эмоциональной культуры и т.д.) зависит уровень мастерства и профессионального роста художника-пейзажиста. Уровень развития эстетической культуры пейзажиста определяют разносторонние знания и интересы, развитый эстетический вкус, позволяющий сформировать собственный взгляд на искусство пейзажа и на свое место в этом искусстве.

Проблема биологических ритмов

Проблема биологических ритмов в практике преподавания живописи и в формировании личности художника зачастую не учитывается, однако взаимосвязь ритмов природы и ритма человеческого организма неоспоримо влияет на творчество. Ритмические процессы, выражающие закономерные изменения в природе ритма природы (утро - полдень - вечер, день - ночь - день - ночь, весна - лето - осень - зима), имеют место в ритме творческой деятельности художника, что позволяет выделить два типа художников-пейзажистов: одни работают над пейзажами долго и упорно, на протяжении многих лет, другие создают свои произведения на одном дыхании.

Также следует отметить, что кто-то предпочитает монохромную живопись, работает только в серые, ненастные дни (работы строятся на эффекте нюанса) и создаёт пейзажи только с неярким рассеянным освещением, а кто-то отдаёт предпочтение полихромной живописи, работая только в солнечные, строя свои работы на эффекте контраста.

Экспериментальное исследование, направленное на повышение уровня эмоциональной устойчивости психики студентов, позволяет нам сделать некоторые выводы и обобщения, высказать ряд замечаний и дать необходимые рекомендации по эффективности ее формирования.

1. В процессе формирования эмоциональной устойчивости обучающихся в условиях пленэра главную роль играет руководитель практики, преподаватель-пейзажист, как самый компетентный в этой области специалист. Именно он должен способствовать развитию всех компонентов эмоциональной устойчивости, выявлять уровень сформированности той или иной характеристики личности художника и проводить психокоррекционные установки, направленные на купирование развития синдрома эмоционального сгорания. Для его ликвидации необходима смена обстановки: выходы на этюды, выездные пленэрные практики и т.д. Познание нового мира посредством путешествий - это неиссякаемый источник вдохновляющих образов. Для более удачной творческой деятельности учащихся педагогу необходимо не только вооружить студентов знаниями художественной техники, но и сохранить непосредственность и эмоциональность восприятия мира.

2. Высокий уровень эмоциональной устойчивости приводит к активности мыслительной деятельности учащегося. Уже на этапах выбора мотива, в процессе его аналитического разбора и при дальнейшей работе над ним необходимо его более полное эмоциональное восприятие - многогранное постижение мотива, которое позволяет художнику заметить в пейзаже то, что сознанию еще предстоит осмыслить. Слабый уровень развития устойчивости приводит к пассивному восприятию натуры: от внимания художника ускользают существенные композиционные, тональные и колористические особенности, выпадают важные нюансы пропорциональных, тональных и цветовых отношений мотива и его элементов.

3. Эмоции будущего живописца - это та почва, на которой прочнее всего закрепляются убеждения и привычки. Если выбранный природный образ и его мотив не затронул чувств художника в процессе работы теряется вдохновение. В этом случае не удается избежать эмоционального спада в работе и появления быстрой утомляемости. Для поддержания эмоционально-устойчивого активного целенаправленного внимания в процессе работы над пейзажем необходимо, чтобы художественно-творческая деятельность была значима для учащегося и совпадала с направлением его потребностей и интересов, а главное, оценивалась как значимая в его будущей профессиональной деятельности.

4. Наиболее углубленный, ответственный и определяющий этап работы художника - это этап работы цветом. Главнейшая роль в передаче эмоций принадлежит живописным средствам -цветовым отношениям, градациям света и тени -

колориту в целом. Именно на данном этапе формируется взаимодействие в ощущениях, представлениях, соединяются эмоции и практические операции, интеллектуальные и физические силы и действия. Поэтому, исполняя даже простейший этюд, необходимо продумывать эмоционально-пластическое звучание пейзажного мотива, сочетать эмоциональные и рациональные моменты в процессе его восприятия и оценки.

5. Художественная информация и её объем должны соответствовать конкретным целям обучения. Информация должна быть связанна с потребностью студента и направлена на повышение мыслительной активности и познавательных интересов учащихся. Она легко воспринимается и запоминается, если установки преподавателя направлены на осознание студентами её значимости и необходимости в будущей профессии.

6. Высокий уровень развития эмоциональной устойчивости достигается повышенным вниманием к начальному этапу подготовки творческой молодёжи. Чем моложе возраст учащегося, тем больше потребность в разнообразии предлагаемых упражнений и тем выше необходимость изучения студентами закономерностей природы, понимания её «изнутри», выработки навыка «вести любовные беседы с натурой», о котором говорил М.А. Врубель [6, с. 37]. Удовлетворению данной потребности способствуют краткосрочные наброски, зарисовки, этюды. И только после этого следует переходить к работе над длительными заданиями, или чередованию краткосрочных и длительных заданий.

7. Стабильно-серые пасмурные дни - это стабильность в обучении живописи пейзажа. Для процессов обучения живописи пейзажа (особенно на начальных этапах) наиболее эффективными и плодотворными являются занятия в пасмурные дни с малонасыщенным рассеянным светом, обеспечивающие меньшую степень раздражительности и утомляемости учащихся и стабильны в эмоциональном отношении, что позволяет легче управлять уровнем развития эмоциональной устойчивости учащегося и подготовить его к изменению условий эмоциональных процессов в период работы в солнечный день.

8. «Вдохновение - это награда за каторжный труд» (И.Е. Репин) [7]. В минуты высочайшего подъема, концентрации физических и духовных сил художник способен создать высокохудожественное произведение, но при этом учитывается весь жизненный, теоретический и практический опыт художника, предшествующий минутам вдохновения. Использовать период «вдохновения» для более активного развития способностей начинающих пейзажистов можно похвалив или открыто восхитившись работой ученика - значит продлить продуктивный период, сохранить позитивный эмоциональный фон жизни ученика.

Положительные эмоции позволяют эффективно учиться и работать над пейзажем. В самом процессе учения можно найти простые приемы их вы-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

работки: смену методов работы, эмоциональность

подачи, новые материалы, интересные примеры,

остроумные замечания и т.д.

Литература

1. Выготский Л.С. Психология искусства. - Минск: Современное слово - 1968. - С. 70.

2. Рабилова З.Ж., Головачева Н.П. Специфика творческой деятельности в пленэрной живописи // ОНВ. 2015. № 1 (135). [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ spetsifika-tvorcheskoy-deyatelnosti-v-plenernoy-zhivopisi (дата обращения: 31.10.2019).

3. Ушинский К.Д. Воскресные школы (Письмо в провинцию) // Журн. М-ва нар. Просвещения, 1861. Ч. CIX. Январь. - С. 75.

4. Крымов Н.П. Художник и педагог. Статьи, воспоминания / Н.П. Крымов. - М.: Искусство, 1989. - С. 19.

5. Головачёва Н.П., Рабилова З.Ж. Пленэрная практика в системе художественного образования // ОНВ. 2015. № 2 (136). [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/plenernaya-praktika-v-sisteme-hu dozhestvennogo-obrazovaniya (дата обращения: 31.10.2019).

6. Врубель М.А. Переписка. Воспоминания о художнике. - Л.: Искусство, 1976. - С. 37.

7. Виды творчества и их особенности [Электронный ресурс]. - URL: http://www.psychologiainfo. ru/logics-719-2.html

THE ROLE OF PLEIN-AIR PRACTICE IN THE FORMATION OF EMOTIONAL STABILITY OF STUDENTS OF CREATIVE SPECIALTIES: ARTISTS, DESIGNERS, ARCHITECTS

Sokolinsky V.M., Kuznetsov E.F., Kuznetsov M.E.

Kursk State University Kursk, Southwest State University

The article deals with the problem of emotional attitude of future specialists of creative specialties when working in the landscape genre. Personal thoughts and ideas of the artist, his attitude to the world are largely manifested in landscape painting. This feature of the genre makes the problem of emotional stability of students of creative specialties relevant and worthy of experiment. The purpose of the work is to identify the role and significance of plein air practice in the formation of emotional stability of students of creative specialties.

In the course of the work, the following tasks are solved: first, the literature explaining the psychological processes while working on the landscape is analyzed, and second, the results of an experimental study of the emotional state of students at various stages of the task during plein-air practice are presented.

Keywords: landscape, artist, students, emotional stability, irritant, plein air.

References

1. Vygotsky L.S. Psychology of art. - Minsk: The modern word -1968. - P. 70.

2. Rabilova Z. Zh., Golovacheva N.P. The specifics of creative activity in plein air painting // ONV. 2015. No1 (135). [Electronic resource]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-tvorcheskoy-deyatelnosti-v-plenernoy-zhivopisi (accessed: 10.31.2019).

3. Ushinsky K.D. Sunday Schools (Letter to the Province) // Zh. M-v. Nar. Enlightenment, 1861. C. CIX. January. - S. 75.

4. Krymov N.P. Artist and teacher. Articles, memoirs / N.P. Kry-mov. - M.: Art, 1989. - P. 19.

5. Golovacheva NP, Rabilova Z. Zh. Plein air practice in the system of art education // ONV. 2015. No2 (136). [Electronic resource]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/plenernaya-praktika-v-sisteme-hu dozhestvennogo-obrazovaniya (accessed: 10.31.2019).

6. Vrubel M.A. Correspondence. Memories of the artist. - L.: Art, 1976. - P. 37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Types of creativity and their features [Electronic resource]. -URL: http://www.psychologiainfo.ru/logics-719-2.html

о с

u

см л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.