Научная статья на тему 'РОЛЬ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РДА'

РОЛЬ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РДА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
10
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
песочная терапия / игра / ранний детский аутизм / методика / коммуникативная сфера / отгороженность / развитие / игровая деятельность / результаты / sand therapy / play / early childhood autism / methodology / communicative sphere / isolation / development / play activity / results

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цветкова Е.А.

В данной статье описана методика песочной терапии для детей с ранним детским аутизмом, активно используемой в настоящее время. Ее целью является развитие всех психических функций и установление прочных связей с родителями и педагогами. Кроме того, указаны особенности игр с песком для данной категории детей. Отмечены результаты применения данной методики в работе с детьми с РДА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Цветкова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF SAND THERAPY IN CORRECTIONAL WORKING WITH CHILDREN WITH EARLY CHILDHOOD AUTISM

This article describes the method of sand therapy for children with early childhood autism, which is currently actively used. Its goal is to develop all mental functions and establish strong ties with parents and teachers. In addition, the features of sand games for this category of children are indicated.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РДА»

УДК 159

Цветкова Е.А.

учитель-логопед Детский сад № 96 (г. Пермь, Россия)

РОЛЬ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РДА

Аннотация: в данной статье описана методика песочной терапии для детей с ранним детским аутизмом, активно используемой в настоящее время. Ее целью является развитие всех психических функций и установление прочных связей с родителями и педагогами. Кроме того, указаны особенности игр с песком для данной категории детей. Отмечены результаты применения данной методики в работе с детьми с РДА.

Ключевые слова: песочная терапия, игра, ранний детский аутизм, методика, коммуникативная сфера, отгороженность, развитие, игровая деятельность, результаты.

Игра с песком - одна из форм естественной деятельности ребенка, которая широко используется психологами и педагогами в коррекционной и развивающей в работе с детьми, имеющими различные отклонения и нарушения в развитии. Данная методика песочной терапии особенно полезна для детей с РДА.

Ранний детский аутизм - сложное нарушение развития, которое характеризуется искаженным протеканием всех психических процессов и возникновением трудностей в коммуникативной сфере. Нарушения связи с внешним миром могут проявляться и как отгороженность или отсутствие реакции на происходящее, и как парадоксальность в восприятии (пассивность, отсутствие интереса). Такие дети не редко испытывают дискомфорт и чувствуют опасность во всем. Как правило, их поведение стереотипно, однообразно и характеризуется повторением одних и тех же движений, звуков и слов [2, с 6-7].

В настоящее время уже известно, что многие дети с аутизмом показывают большую способность к наглядно-действенному и наглядно-образному мышлению по сравнению с вербальным [2, с 142]. Поэтому, ученые рекомендуют использовать в работе с дошкольниками с РДА те методики и виды деятельности, где ребенок может увидеть передаваемые ему знания и опыт на наглядных примерах. Одной из них является песочная терапия.

Игры с песком используются в работе с детьми уже с середины ХХ века, однако для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени не использовались. На данный момент существует целая система игр, которые направлены на развитие всех психических процессов и личности в целом [1, с 5]. Стоит отметить, что данная терапия подходит не всем детям с РДА. Все зависит от их специфических особенностей, которые стоит узнать еще перед началом коррекционной работы.

Песочная терапия, как правило, используется в различных целях: для мотивации сенсорного развития, для развития у ребенка понимания словесных инструкций, для преодоления аутистического барьера между родителями, педагогами и ребенком, а также для развития у такого дошкольника игровой деятельности, которая является ведущей в данный период развития ребенка.

Отличительной особенностью этой методики является то, что она может быть использована не только в специальных учреждениях, но и дома. Для этого необходим водонепроницаемый прямоугольный ящик светло-зеленого или голубого цвета, размер которого 50 х 70 х 8, что соответствует оптимальному полю зрительного восприятия. А также различные игрушки и формочки для организации игровой деятельности ребенка. Особое внимание уделяется качеству песка, который должен соответствовать специальным гигиеническим нормам [1, с 6].

Организацией игровой деятельности у детей с РДА занимается взрослый. Он придумывает различные сюжеты и задания (сначала простые, а затем дает пошаговые инструкции) для ребенка, что способствует развитию его внимания, памяти и самоконтроля. Стоит отметить, что через некоторое время дошкольник

уже самостоятельно без чьей-либо помощи может создавать игру [3, с 26-27]. Кроме того, помимо педагогов с ребенком взаимодействуют и родители, что позволяет им установить эмоциональный контакт и лучше понять его проблему.

В работе используют следующие игры:

1. Игра «Повар».

Цель: научить ребенка с РДА взаимодействовать с влажным песком.

Оборудование: специальный ящик с песком, вода.

Ход: взрослый учит ребенка взаимодействовать с песком. Вместе лепят «пирожки», «булочки».

2. Игра «Заборчики».

Цель: научить ребенка с РДА воздействовать на песок посторонними предметами, искать предметы в песке.

Оборудование: специальный ящик с песком, грабли, миниатюрная игрушка зайца.

Ход: взрослый учит ребенка рисовать «заборчик», проводя граблями по песку, а затем учит прятать игрушку за «заборчиком» и находить ее.

3. Игра «Прятки».

Цель: научить ребенка с РДА находить объемные геометрические фигуры в песке, а затем найти определенную по форме фигуру.

Оборудование: специальный ящик с песком, объемные геометрические фигуры.

Ход: взрослый учит ребенка тактильно находить фигуры руками в песке, затем ребенок ищет сам нужную фигуру.

Игры с песком по мере обучения им ребенка с РДА усложняются, спектр воздействия таких игр на развитие высших психических функций расширяется. Результатом такой коррекционной работы с помощью песочной терапии является:

1. Развитие представлений об окружающем мире. Ребенок с РДА в процессе игровой деятельности с песком использует различные предметы (игрушки): дома, деревья, зверей, геометрические фигуры и т.д., манипулирует

ими под контролем и направлением взрослого, тем самым он наглядно видит, как и для чего используются все это в повседневной жизни.

2. Установление эмоционального контакта с родителями и педагогами, что способствует дальнейшей социализации ребенка.

3. Развитие мелкой моторики.

Таким образом, методика песочной терапии играет важную роль в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с РДА.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. 69 с;

2. Никольская О.С, Баенская Е.Р., ЛиблингМ.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. М: Теревинф, 2005. 224 с;

3. О.С. Рудик. Коррекционная работа с аутичным ребенком. М.: Гуманитарный ВЛАДОС, 2015. 189 с

Tsvetkova E.A.

Kindergarten № 96 (Perm, Russia)

ROLE OF SAND THERAPY IN CORRECTIONAL WORKING WITH CHILDREN WITH EARLY CHILDHOOD AUTISM

Abstract: this article describes the method of sand therapy for children with early childhood autism, which is currently actively used. Its goal is to develop all mental functions and establish strong ties with parents and teachers. In addition, the features of sand games for this category of children are indicated.

Keywords: sand therapy, play, early childhood autism, methodology, communicative sphere, isolation, development, play activity, results.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.