Научная статья на тему 'Роль педагогической деятельности в профилактике наркомании среди студентов и слушателей учебных заведений'

Роль педагогической деятельности в профилактике наркомании среди студентов и слушателей учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / ПЕДАГОГ / TEACHER / СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ / PREVENTION SYSTEM / НАРКОМАНИЯ / DRUG ADDICTION / НАРКОТИКИ / DRUGS / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / СТУДЕНТЫ / СЛУШАТЕЛИ / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрявцев Михаил Дмитриевич, Шеслер Виктор Александрович, Дорошенко Сергей Анатольевич, Турыгина Ольга Вячеславовна

Наркомания является очень опасным для современного общества заболеванием. Государственными и негосударственными организациями применяются различные меры для предупреждения употребления наркотиков. Существует целая система профилактических мероприятий, направленных на борьбу с данным явлением. В настоящей статье педагогическая деятельность рассмотрена как один из наиболее эффективных механизмов в общей системе профилактики наркомании среди слушателей и студентов учебных заведений. Отражены отдельные вопросы совершенствования педагогической деятельности. Разработана анкета по анонимному выявлению лиц, употребляющих наркотики и страдающих наркоманией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудрявцев Михаил Дмитриевич, Шеслер Виктор Александрович, Дорошенко Сергей Анатольевич, Турыгина Ольга Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of pedagogical activity in the prevention of drug addiction among students and students of educational institutions

Drug addiction is a very dangerous disease for modern society. State and non-state organizations have implemented various measures to prevent drug use. There is a whole system of preventive measures aimed at combating this phenomenon. In the present article pedagogical activity is considered as one of the most effective mechanisms in the General system of drug addiction prevention among students of educational institutions. Some questions of improvement of pedagogical activity are reflected. A questionnaire on anonymous identification of drug users and drug addicts has been developed.

Текст научной работы на тему «Роль педагогической деятельности в профилактике наркомании среди студентов и слушателей учебных заведений»

3. Бойко В.Н. Анализ результатов муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре / В.Н. Бойко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). С. 33-38.

4. Венгерова Н.Н. Интеграция физкультурно-оздоровительных технологий в учебный процесс по физической культуре начальной школы / Н.Н. Венгерова // Научный журнал «Культура физическая и здоровье». - Воронеж: ВГПУ, 2014. - №2(49). - С.94-96.

5. Гладильщикова Н.И. Зачем нужна Всероссийская олимпиада по физкультуре

http://www.rs.ru/2014/06/20/olimp-site.html

6. Ермолаев С. А. Спортизация физического воспитания в школе, в условиях реализации ФГОС, на примере МОБУ СОШ №21 г. Якутска / С.А. Ермолаев, Г.Б. Тытыгынаев // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 30. - С. 29-32.

7. Кудашова Л.Т. Некоторые аспекты преподавания гимнастики в школе / Л.Т. Кудашова // Физическая культура и здоровье детей: матер. 4-ой город. науч.-практ. конф. - СПб., 2001. - С. 47-48.

8. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для вузов / Л.П. Матвеев. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб.: изд-во «Лань», 2005. - 384 с.

9. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - М.: Советский спорт, 2005. - 820 с.

10. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе / П.К. Петров // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - №12-4. С. 568-569.

11. Приказ Минобрнауки России от 18.11.2013 N 1252 "Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников" [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/70575694/.

12. Синявский Н.И. Анализ результатов теоретико-методических олимпиадных заданий регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» в Хмао-Югре / Н.И. Синявский, В.В. Власов, Л.Г. Пащенко, А.В. Младенцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 242-246.

13. Чесноков Н.Н. Олимпиада по предмету «Физическая культура» / Н.Н. Чесноков, В.В. Кузин, А.А. Красников. - М.: Физическая культура, 2005. - 112 с.

14. Чесноков Н.Н. Всероссийская олимпиада школьников по предмету «Физическая культура» -инновации в физическом воспитании / Н.Н. Чесноков, Д.А. Володькин // Известия Тульского государственного университета. - 2014. - № 4 (2). - С. 238-244.

15. Чесноков Н.Н. Исследование качества заданий теоретико-методического тура олимпиады по предмету «Физическая культура» / Н.Н. Чесноков, А.И. Замогильнов, Д.А. Володькин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 175-184.

Педагогика

УДК 796.894

доктор педагогических наук, доцент Кудрявцев Михаил Дмитриевич

Сибирский федеральный университет, Красноярский государственный педагогический университет

имени В. П. Астафьева, Сибирский государственный университет науки и технологий имени

академика М. Ф. Решетнева, Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск);

адъюнкт Шеслер Виктор Александрович

Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск);

кандидат педагогических наук, доцент Дорошенко Сергей Анатольевич

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск);

кандидат биологических наук, доцент Турыгина Ольга Вячеславовна

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск)

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Аннотация. Наркомания является очень опасным для современного общества заболеванием. Государственными и негосударственными организациями применяются различные меры для предупреждения употребления наркотиков. Существует целая система профилактических мероприятий, направленных на борьбу с данным явлением. В настоящей статье педагогическая деятельность рассмотрена как один из наиболее эффективных механизмов в общей системе профилактики наркомании среди слушателей и студентов учебных заведений. Отражены отдельные вопросы совершенствования педагогической деятельности. Разработана анкета по анонимному выявлению лиц, употребляющих наркотики и страдающих наркоманией.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, педагог, система профилактики, наркомания, наркотики, учебные заведения, студенты, слушатели.

Annotation. Drug addiction is a very dangerous disease for modern society. State and non-state organizations have implemented various measures to prevent drug use. There is a whole system of preventive measures aimed at combating this phenomenon. In the present article pedagogical activity is considered as one of the most effective mechanisms in the General system of drug addiction prevention among students of educational institutions. Some questions of improvement of pedagogical activity are reflected. A questionnaire on anonymous identification of drug users and drug addicts has been developed.

Keywords: pedagogical activity, teacher, prevention system, drug addiction, drugs, educational institutions, students.

Введение. Наркомания преследует человечество с древних времен и является колоссальной проблемой современности. Она уносит тысячи жизни, разрушает семьи, портит карьеры, порождает социально неактивное поколение. Несмотря на развитость медицинских технологий и методик, излечиться от наркотической зависимости практически невозможно.

Государством тратятся колоссальные ресурсы на борьбу с наркоманией и незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Дороговизна борьбы с наркоманией неоднократно озвучивалась исследователями и руководителями правоохранительных ведомств. Отечественные правоохранительные органы ежегодно привлекают к уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками, 140 тысяч человек. При этом затраты на то, чтобы найти этих людей, расследовать дела и назначать наказания, составляют 96 миллиардов рублей ежегодно. По подсчетам экспертов ООН: каждый доллар или рубль, вложенный в реабилитацию, позволяет экономить в 10-12 раз больше.

Профилактика наркомании является ключевым фактором в борьбе с этим явлениям. Предупредить употребление человеком наркотических средств либо психотропных веществ намного эффективнее, чем его впоследствии лечить от пагубной зависимости.

Система профилактики наркомании обширна и осуществляется различными органами и учреждениями. Существенное место в системе профилактики занимает педагогическая деятельность. Педагог тесно контактирует и общается с обучаемыми, наблюдает за их поведением, видит отношение к учебному процессу, уровень нравственного и морального развития, обладает информацией о семье обучаемого, в каких условиях он проживает. На протяжении процесса обучения, по средствам педагогической деятельности передаются сведения о вреде наркотиков и последствии их употребления. Педагог регулярно работает с аудиторией и может выявить лиц, употребляющих наркотики либо склонных к их употреблению, в том числе по их внешнему состоянию и принять незамедлительные меры по уведомлению родителей и соответствующих учреждений.

Приобщение к употреблению наркотических средств происходит, как правило, в возрасте 14-24 лет, то есть в период обучения в образовательных учреждениях. По официальным данным Росстата на 2016 год в России на учете состоит 259 500 больных наркоманией [9]. Многие наркоманы являются лицами в возрасте 20-32 лет и страдают инфекционными заболеваниями, а продолжительность их жизни не превышает 7 лет. Именно на этапе обучения в образовательных учреждениях необходимо предотвратить приобщение человека к наркотикам, сформировать у него такие психологически качества, которые не позволили бы ему прикоснуться к наркотикам. Вот почему педагогическая деятельность так важна в общей системе профилактики наркомании.

Формулировка цели статьи. Целью настоящей статьи является рассмотрение педагогической деятельности как действенного механизма борьбы с наркоманией среди слушателей и студентов образовательных учреждений и повышение ее эффективности путем использования результатов исследования на основе разработанного опросника для выявления лиц, употребляющих наркотики.

Изложение основного материала статьи. Предупреждение, профилактика и перевоспитание несовершеннолетних и молодёжи призваны изменить отрицательные мотивационные установки, сломать сложившиеся у них динамические стереотипы, сформировать потребности в положительном поведении. Важна ранняя психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения у обучаемых [1].

Профилактика зависимости от наркотиков представляет собой стратегии, направленные либо на снижение факторов риска заболевания наркоманией, либо на усиление многих факторов, которые понижают восприимчивость к болезни [8]. Профилактика, включает комплекс социальных, образовательных психологических мероприятий, проводимых государством, общественными организациями, с целью предотвращения распространения и употребления наркотических средств или психотропных веществ, предупреждения развития наркомании.

Как было отмечено выше, система профилактики употребления наркотических средств или психотропных веществ многоаспектна. Профилактика осуществляется различными субъектами государственных органов и общественных учреждений - это педагоги, инспекторы комиссий по делам несовершеннолетних, инспекторы по делам несовершеннолетних (в составе органов внутренних дел), участковые уполномоченные полиции, сотрудники антинаркотических комиссий, члены общественных организаций и движений и др. Профилактика осуществляется путем проведения занятий, лекций, опросов, семинаров, раздачи информационных листовок, акций, специальных репортажей, выступлений в СМИ и пр.

Специфика профилактики проводимой правоохранительными органами преимущественно заключается в выявлении лиц употребляющих наркотики и привлечения их к ответственности, то есть носит карательный характер. Привлечения к уголовной либо административной ответственности виновных лиц является предупредительной мерой. Наказание носит как общий, так и частный превентивный характер. Адресатом общей превенции является лицо, подвергнутое наказанию. Общая превенция заключается в страхе совершать какие-либо действия с наркотиками у других лиц под угрозой наказания.

Особенность педагогической деятельности по профилактике наркомании иная, она носит более информативный характер, заключающийся в передаче информации обучающимся о вреде наркотиков и последствиях их употребления. Педагогическая деятельность осуществляется учителями, преподавателями, классными руководителями, наставниками, инспекторами специальных служб. Педагог более плотно работает с аудиторией и знает психологические особенности своих обучающихся, в связи с чем, ему проще на них воздействовать, донести необходимую информацию.

Педагогическая деятельность представляет собой специфический вид человеческой деятельности, её предназначение заключается в развитии и воспитании нового поколения для последующего нормального существования общества. В процессе педагогической деятельности происходит развитие личности, обретение ее моральных, нравственных качеств, получение знаний об окружающем мире и адаптации человека к условиям современного существования человека. Очевидно, что лица, страдающие наркоманией, сопровождающейся деструктивным поведением не могут стать полезными для социумы. Напротив, таким людям нужен особый уход, лечение, их нужно контролировать, что требует определенных затрат.

Многие исследователи рассматривают педагогическую деятельность как профессиональную и непрофессиональную. Непрофессиональной является та педагогическая деятельность, которой занимается большинство людей в своей повседневной жизни, необязательно имеющих специальное педагогическое образование и педагогическую квалификацию (воспитание родителями детей, обучение неспециалистом игре в шахматы) [5].

Профессиональная педагогическая деятельность, направленная на предупреждение употребления наркотиков более эффективна, чем непрофессиональная, так как педагоги, имеют специальную подготовку, обладают знаниями о наркотиках и о пагубных последствиях, которые наркотики могут нанести

человеческому организму. Кроме того, педагоги знают методику обучения, владеют навыками передачи информации, в связи с чем, знания лучше воспринимаются, усваиваются и сохраняются обучаемыми.

Вместе с тем, проводить любые мероприятия необходимо с разумной периодичностью. Они не должны вызывать у обучающихся чувство бесполезности и ненужности. Кроме того, передаваемая информация ни в коем случае не должна вызывать у обучающихся интерес к наркотикам, желание их попробовать. Весь предупредительный механизм должен работать на формирование крайне негативного отношения к наркотикам. Подбираемый материал для обучаемых должен быть корректным и адекватным. Считаем, что показ фильмов про Голландию, где частично разрешен легальный оборот наркотических средств, со сценой, как курят марихуану, не будет уместным, так как напротив сформирует образ приемлемости наркотиков.

Педагогические просчеты в воспитании человека определяют вероятность его становления на путь наркозависимости не меньше, чем неблагополучная семейная обстановка. В частности, наркозависимость стимулирует нарастающее отчуждение между педагогами и воспитанниками, рост насилия в образовательных учреждениях, снижение авторитета педагогов. Все эти тенденции сегодня имеют место [7].

Педагогическая деятельность, направленная на профилактику употребления обучаемыми наркотических средств или психотропных веществ осуществляется в двух формах: передача информации о наркотиках и выявление лиц употребляющих наркотики.

Информационную поддержку и антинаркотическую пропаганду в учебных заведениях необходимо проводить регулярно и целенаправленно, с целью формирования правильных убеждений у обучающихся относительно наркотиков. В образовательных учреждениях необходимо разработать план антинаркотической пропаганды, включающий лекции, беседы с учащимися и их родителями, тематические викторины, конкурсы антирекламы наркотиков, посещение кинотеатров, оформление рабочих панелей холлов (рисунки, плакаты), использование локальных средств массовой информации, раздачу буклетов, наклеек, значков, календарей, упаковочных материалов с антинаркотической тематикой.

Для организации внеаудиторных мероприятий необходимо привлекать положительных лидеров класса или группы, поскольку они лучше знают волнующие их одноклассников проблемы, ориентируются в том, какой именно элемент антинаркотической пропаганды будет более действенным в конкретной ситуации. К лекционной работе следует привлекать специально подготовленных к работе с данным контингентом учащихся психиатров-наркологов, врачей-специалистов по гигиеническому воспитанию, психологов, педагогов, сотрудников антинаркотических комиссий и правоохранительных органов. Недопустимо, чтобы лекции и беседы проводились лицами, не обладающими специальными познаниями.

Большое значение в учебно-воспитательном и учебно-тренировочном процессе, направленном на профилактику приема наркотических средств или психотропных веществ, отводится коррекции психоэмоционального состояния детей и подростков [6]. Эффективным средством предупреждения наркомании является и приобщение их к занятиям физической культурой и спортом. Программа профилактики наркомании состоит из трех взаимосвязанных блоков: психолого-педагогической диагностики особенностей личности, средств и методов формирования интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом; блока дифференцированного применения физической культуры и спорта для коррекции психоэмоционального состояния; повышения уровня двигательных особенностей и функционального состояния организма.

Распространение и потребление наркотиков имеет явную и скрытую формы. Анализ ситуации, связанной с употреблением подростками и молодежью наркотических средств, свидетельствует, что их явная часть (количество состоящих под диспансерным наблюдением) составляет в лучшем случае четверть от общего числа злоупотребляющих. Истинное число приобщающихся к употреблению наркотических средств или больных наркоманией известно лишь в самых общих чертах и с определенной степенью вероятности [2].

Одним из эффективных способов выявления лиц, употребляющих наркотические средства или психотропные веществ, является анкетирование. Анкета должна быть простой и не занимать много времени. Такой характер анкеты позволит проводить опросы регулярно вплоть до 2-х раз в месяц. Компактность анкеты не будет отрывать обучающихся от образовательного процесса и опрос можно проводить на переменах, либо после окончания занятий.

Анкета обязательно должна быть анонимной. Анонимность позволит без опасения сообщить достоверную информацию. Кроме того, в анкете не должно быть граф, в которые вписываются слова. Ответ только «+» (что означает положительный ответ на вопрос) либо минус (отрицательный ответ). Данная форма позволит избежать идентификации опрашиваемого и, как следствие, будет отражать истинную картину.

Анкета для выявления лиц, употребляющих наркотики

№ Вопрос Ответ

1 Знаете ли Вы что такое наркотики?

2 Известно ли Вам о вреде наркотиков?

3 Стали ли бы Вы пробовать наркотики?

4 Кто либо из Вашей учебной группы употребляет наркотики?

5 Видели ли Вы Ваших знакомых в состоянии наркотического опьянения?

6 Сообщили ли бы Вы о факте употребления наркотиков Вашими знакомыми?

7 Знаете ли Вы, куда сообщить о лицах, употребляющих наркотики?

Пояснение: при ответе на вопрос в данной анкете ставится + (да), либо - (нет).

Выводы. Педагогическая деятельность является эффективным механизмом в общей системе профилактики наркомании среди слушателей и студентов учебных заведений. Именно в процессе обучения, через педагога, человек обретает знания, воспитываются моральные и нравственные качества личности, которые впоследствии способствуют выработке крайне негативной позиции в отношении наркотиков и соответственно риск их употребления подрастающим поколением сводится к минимуму.

Очень важно и эффективно использовать в системе физического воспитания студентов нетрадиционные средства оздоровительной физической культуры [3]. Профилактические меры против распространения наркомании среди слушателей и студентов учебных заведений могут быть напрямую взаимосвязаны с физическим воспитанием студентов, которое в свою очередь оказывает положительное влияние при обучении студентов в вузе на другие вредные привычки молодых людей, в том числе на снижение распространенности и силы компьютерной игромании у студентов [4].

Педагогическая деятельность, направленная на профилактику употребления обучаемыми наркотических средств или психотропных веществ осуществляется в двух формах: передача информации о наркотиках и выявление лиц употребляющих наркотики. Передаваемая информация должна адекватно раскрывать опасность наркотиков, а не вызывать к ним интерес и желание их употребить. Одним из действенных способов выявления лиц, употребляющих наркотики, является проведение регулярного анкетирования и соответствующая дальнейшая профилактическая педагогическая деятельность исходя из результатов исследования.

Литература:

1. Алексеев С.Л. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. / Педагогическая подготовка курсантов вузов сухопутных войск МО РФ к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих внутренних войск МВД России. Алексеев С.Л. Казань. - 2014. - С. 4-5.

2. Баршай В.М., Белявкина М.В., Чернов Е.А. /Профилактика наркомании среди молодежи: приоритетные инновационные образовательные проекты и их реализация сборнике: Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. ФГКОУ ВО "Ростовский юридический институт" МВД России. 2016. - С. 16-24.

3. Галимов Г. Я., Кудрявцев М., Д. Кузьмин В. А., Копылов Ю. А., Гаськов А. В. Эффективность использования в системе физического воспитания студентов нетрадиционных средств на примере хатха -йоги / Вестник Бурятского государственного университета, 2014. 13 - 1. - С. 41 - 44

4. Кудрявцев М. Д., Крамида И. Е., Кузьмин В. А., Ермаков С. С., Цеслицка М., Станкевич Б. Влияние обучения в вузе на распространенность и силу компьютерной игромании у студентов / Физическое воспитание студентов. - 2016. - № 3. - С. 13-22.

5. Кудрявцев М.Д., Панов Е.В., Шеслер В.А. / Понятие и сущность педагогической деятельности / Научный журнал «Дискурс» - 2018 - 1 (15) Педагогические науки. - С. 68-73.

6. Кабачков В.А., Куренцов В.А., Петров В.К., Чебураев В.С., Евстратова Т.В., Перова Е.И., Бурова А.М. / Физкультурно-оздоровительные технологии и модели профилактики наркомании среди несовершеннолетних / Вестник спортивной науки. 2008. № 4. - С. 105-108.

7. Путинцев А.В. / Сущность и специфика социально-культурной деятельности волонтерских объединений по профилактике наркозависимости подростков / Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 8 (136). - С. 92-99.

8. Профилактика наркомании в образовательном учреждении: Методический сборник для преподавателей образовательных учреждений. - Уфа, 2009. - С. 8

9. Статистическая информация Росстата: Url:http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/healthcare/.

Педагогика

УДК: 373.1

сотрудник военной части 84841 Куко (Широкова) Светлана Сергеевна

Военная часть 84841 (г.-к. Анапа)

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕДКОНЦЕРТНОГО ВОЛНЕНИЯ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ

ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Статья посвящена проблеме предконцертного волнения будущих эстрадных вокалистов. В ней представлены взгляды ведущих музыкантов-педагогов, театральных деятелей, психологов, рассматриваются стадии предконцертного состояния исполнителей, изучаются адаптивные особенности музыкантов, их связь с личностными структурами.

Ключевые слова: предконцертное волнение, эстрадный вокалист, репертуар, саморегуляция, художественный образ.

Annotation. Article is devoted to a problem of preconcert nervousness of future variety vocalists. It presents the views of the leading musicians-educators, theatrical figures, psychologists, the stages of the pre-concert state of performers are studied, adaptive features of musicians, their connection with personal structures are examined.

Keywords: preconcert excitement, pop singer, repertoire, self-regulation, artistic image.

Введение. Публичное выступление позволяет вокалисту воплотить в своем творчестве высокие художественные задачи, проявить свое исполнительское мастерство. «Кто настоящий эстрадный певец, -говорил Л. О. Утесов. - Тот, кто хочет песней чему-то научить, поделиться сокровенным, разделить радость... Об эстраде вроде бы и пишут, но чаще всего так же поверхностно и легкомысленно, какой нередко бывает сама эстрада. Научно-аналитической литературы почти нет» [1, с. 127]. Действительно, в работах педагогов-вокалистов основное место занимает правильная постановка голоса исполнителя, и недостаточное внимание уделяется формированию его готовности к концертной деятельности. Вместе с тем, эстрадный вокалист, как и любой артист, подвержен сильному предконцертному волнению. И, несмотря на то, что в последние годы появилось много работ, посвященных подготовке музыканта, и в частности вокалиста, к концертному выступлению, проблема эстрадного волнения по-прежнему остается актуальной. Для изучения этой проблемы важно привлекать не только психологов, педагогов-музыкантов, но и актеров, режиссеров, театральных деятелей. В плане совершенствования готовности музыканта-исполнителя к концертному выступлению особое значение приобретают работы А. Д. Алексеева, Л. А. Баренбойма, Д. Д. Благого, А. Л. Готсдинера, Л. Б. Дмитриева, Г. Г. Нейгауза, В. И. Петрушина, К. С. Станиславского, Г. М. Цыпина, Ю. А. Цагарелли, В. Г. Мозгота и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.