Л. Г. Набиуллин
(Санкт-Петербург)
Роль педагогических ценностей в формировании
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА
В статье на основе анализа научной литературы раскрываются педагогические ценности как условие формирования профессиональной культуры педагога, даётся классификация общественно-педагогических ценностей, анализируются ценности, образующие содержательную основу профессиональной культуры педагога
Основу профессиональной культуры педагога в аксиологическом аспекте составляют педагогические ценности, выступающие в качестве относительно устойчивых ориентиров, с которыми педагоги соотносят свою жизнь и педагогическую деятельность. Повышение значимости педагогических ценностей вызвано следующими обстоятельствами:
- во-первых, именно ценностный компонент творческого потенциала личности педа-гога-воспитателя во многом определяет его профессиональную культуру, пригодность к выбранной профессии, его профессиональную позицию, готовность и способность к проведению учебно-воспитательной работы. «Вплетение общечеловеческих ценностей -добра и красоты, справедливости и долга, равенства и чести - в палитру педагогических ценностей создает ту основу, на которой разрабатывается содержание педагогического образования» [4, с. 65];
- во-вторых, ситуация последних лет свидетельствует о том, что развитие ценностного компонента творческого потенциала личности педагогов, осмысление ими ценностной природы профессиональной культуры является очень сложным процессом. В большей степени это связано с тем, что вопрос о ценностях и идеалах в нашем обществе - самый спорный ввиду недостаточно чёткого представления о ценностях, что влечет за собой трудный поиск новых идеалов, смысловых ориентиров, ценностных ориентаций;
- в-третьих, «современная социокультурная и экономическая ситуация в стране, приведшая к снижению социальной престижности педагогического образования и педагогической профессии, системный кризис, оказывающий негативное влияние на мироощущение и менталитет современного педагога»,
превращают проблему формирования профессиональной культуры педагога в одну из актуальнейших проблем педагогического образования [7].
Надо признать, что учёные-исследователи в последнее время уделяли много внимания аксиологическим вопросам педагогического образования. Аксиологические приоритеты общего образования были раскрыты в работах Л. М. Архангельского, М. В. Богуславского, С. Г. Вершловского, В. З. Вульфова, И. Ф. Исаева, Б. Т. Лихачева, Н. Д. Никандрова, 3. И. Рав-кина, Г. И. Чижаковой, Е. Н. Шиянова и др. Исследования посвящены становлению и развитию отечественной педагогической аксиологии, которая представляет собой междисциплинарную область знания, рассматривающую образование, воспитание, обучение, педагогическую деятельность как основные человеческие ценности [4, с. 66].
В указанной работе приводятся различные подходы к классификации ценностей. Так, например 3. И. Равкин предлагает классификацию образовательных ценностей как оснований развития образования и деятельности его субъектов и выделяет четыре группы ценностей: социально-политические, интеллектуальные, нравственные и ценности профессиональной педагогической деятельности. Б. Т. Лихачев называет в качестве главных воспитательных ценностей: духовнокосмические, общенациональные, государственно-общественные, социально-адаптационные, нравственно-эстетические и экологические, индивидуально-личностные ценности. Г. И. Чижакова утверждает, что такие ценности являются образцами ориентации сознания и поведения личности и выделяет/ доминантные, нормативные, стимулирующие и сопутствующие ценности. С. Г. Вершлов-
ский в исследовании, посвященном вопросам профессионального образования студенческой молодежи, определил общие профессиональные ценности, к которым относит: содержание профессиональной деятельности и обусловленные им возможности самореализации личности; общественную значимость труда, определяемую его результатом и последствиями; оценку трудовой деятельности человека в зависимости от степени ее полезности для общества; оптимальные режим и условия труда (социально-экономические, морально-психологические и др.].
Говоря о значении ценностей в современной научно-педагогической деятельности, вице-президент РАО, академик РАО Д. И. Фельдштейн подчеркнул: «Организуя сегодня исследования, направленные на создание концептуальных основ стратегии опережающего развития образования на новых ...принципах, нужно, ориентируясь на вызовы завтрашнего дня, особое внимание уделять установлению нравственных ориентиров и ценностей, росту духовного потенциала растущих людей» [10, с. 8].
В совместной работе отечественных и американских ученых по проблеме ценностных ориентаций педагогов предложена следующая классификация узкопрофессиональных педагогических ценностей: «ценности, раскрывающие профессиональный статус педагога; ценности, показывающие степень вовлеченности личности в педагогическую профессию; ценности, отражающие цели педагогической деятельности» [4, с. 67].
На основе данной классификации Е. Н. Шиянов выделяет следующие ценности: ценности, связанные с утверждением в обществе, ближайшей окружающей среде; ценности, связанные с удовлетворением потребности в общении; ценности, связанные с самосовершенствованием; ценности, связанные с самовыражением; ценности, связанные с утилитарно-прагматическими запросами [12, с. 87-88].
Он также распределяет ценности, выражающие гуманистический смысл деятельности педагога, на целевые и инструментальные. С учетом того, что педагогические ценности являются условием и результатом соответствующей деятельности, имея при этом разные уровни существования, он разделяет их на следующие группы: общественно-педагогические, профессионально-групповые, индивидуально-личностные.
В зависимости от основания существующих классификаций, определяются различные группы ценностей:
а] ценности-предметы как объекты наших оценок и ценности-значения, которые являются сами критериями, эталонами оценок [3, с. 44];
б] ценности материальные, социальные и духовные (познавательные, научные, эстетические, художественные, моральные и т.д.] [1, с. 6];
в] по характеру участия в регуляции поведения - ценности-цели, ценности-нормы, ценности-идеалы, ценности-средства [8, с. 48];
г] в зависимости от вида деятельности человека ценности подразделяются на профессиональные, политические, ценности досуга и т.д.
Итак, исходя из анализа классификации общих и профессиональных педагогических ценностей, можно выделить следующие группы педагогических ценностей в структуре профессионально-педагогической культуры [4, с. 69]:
1-я группа - ценности, раскрывающие значение и смысл целей профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы (ценности-цели];
2-я группа - ценности, раскрывающие значение способов и средств осуществления профессионально-педагогической деятельности (ценности-средства];
3-я группа - ценности, раскрывающие значение и смысл отношений как основного механизма функционирования целостной педагогической деятельности (ценности - отношения];
4-я группа - ценности, раскрывающие значение и смысл психолого-педагогических знаний в процессе осуществления педагогической деятельности (ценности-знания): теоретико-методологические знания о формировании личности и деятельности, знания ведущих идей и закономерностей педагогического процесса в высшей школе, знание психологии студенчества и др.;
5-я группа - ценности, раскрывающие значение и смысл качеств личности преподавателя (ценности-качества]. Представленные группы педагогических ценностей образуют систему как содержательную основу, стержень профессионально-педагогической культуры.
Следовательно, можно утверждать, что совокупность педагогических ценностей как норм, регламентирующих профессиональнопедагогическую деятельность педагога, носит целостный характер и выступает как познавательно-действующая система, определяющая отношения между его сложившимися взглядами на проблемы профессионального образования и профессионально-педагогической деятельностью [4, с. 64].
Раскроем вкратце содержание особенностей влияния педагогических ценностей на процесс формирования профессиональной культуры педагога. Формирование профессионально-ценностного отношения к личности учащегося и своей педагогической деятельности может осуществляться только на основе глубокого осмысления ценности человеческой личности вообще, ее духовной сущности, реальных и потенциальных возможностей. Высокий гуманистический характер педагогической деятельности делает недопустимым профессиональную узость в подготовке педагога, требует взаимопроникновения общечеловеческих и профессиональных ценностей в структуре его ценностных ориентаций (Н. Н. Никитина].
Отношение к профессиональной деятельности чаще всего рассматривают как ориентацию на ценности профессии, выражающие значимость трудовой деятельности для личности, характеризующие ее потребности и мотивы участия в ней. Каждая профессия имеет свою совокупность ценностей, включающую как общие, так и специфичные только для данной деятельности. На основании многочисленных исследований выделены и рассмотрены общие для представителей различных профессий ценности, к числу которых относятся: содержание профессиональной деятельности и обусловленные им возможности самореализации личности (соответствие интересам и способностям, творчество в труде, возможность самосовершенствования]; общественная значимость труда, определяемая его результатами и последствиями (полезность людям и обществу]; общественная оценка трудовой деятельности человека, социальный статус профессии (уважение окружающих, общественное признание]; ценностное отношение к режиму и условиям труда: социально-экономическим (характер труда, оплата и другие виды вознаграждения за труд], морально-психологическим (воз-
можности межличностного общения, достижения успехов, профессиональный рост] и т.д. [9, с. 102-104].
Решающая роль ориентаций на профессиональные ценности в системе ценностных ориентаций педагога подтверждена в целом ряде исследований, в которых изучена специфика некоторых профессионально значимых ценностных ориентаций студентов педвуза и намечены возможные пути и способы их формирования. Наиболее полная система ценностей, образующих содержательную основу профессиональной культуры педагога, выделена И. Ф. Исаевым, который включает в нее две плоскости их существования: горизонтальную (ценности-цели, ценности-средства, ценности-знания, ценности-отношения и ценности-качества] и вертикальную (общественно-педагогические, профессиональногрупповые и индивидуально личностные ценности], отмечая их синкретический характер, обусловленный их взаимодействием и взаимопересечением в процессе функционирования системы ценностей [5, с. 64-65]. Поэтому любое разделение профессиональных ценностей достаточно условно, так как только в процессе целостного их присвоения осуществляется становление профессиональных ценностных ориентаций как системного личностного образования.
Цели педагогического образования определяются мотивами, в которых конкретизируются потребности, занимающие доминирующее положение в иерархии потребностей данной деятельности и составляющие «ядро» личности педагога как мастера-профессионала. К ним мы относим потребности самоопределения, саморазвития, самореализации и развития других.
Педагогическая деятельность, как и любая другая, целенаправленна, а «целевая детерминация человеческой деятельности - это ценностная детерминация. Цели могут воздействовать на человеческую деятельность... как идеальные ценности, реализацию которых человек считает своей насущной потребностью» [11, с. 8].
Таким образом, объективные ценности-цели, отражая запросы общества и состояние педагогической науки (педагогики высшей школы], субъективируясь, определяют выбор педагогом ценностей-средств, формирование ценностей-отношений, ценностей-качеств и ценностей-знаний.
«Система ценности-средства включает в себя три взаимосвязанные подсистемы:
1] подсистему действий, направленных на решение профессионально-образовательных, воспитательных и личностно-развивающих задач (технология обучения и воспитания];
2] подсистему коммуникативных действий, которые связаны с созданием психологической атмосферы, необходимой для решения личностно и профессионально ориентированных задач (технология общения]; 3] подсистему действий, раскрывающих субъектную по отношению к профессиональной деятельности и педагогическому общению позицию преподавателя» [4, с. 72].
Основу взаимодействия педагога и студентов, составляет педагогическое общение. Учёные рассматривают общение как «субъект-субъектные» отношения, которые определяют диалогические формы учебного процесса, придавая ему гуманистическую направленность.
В реальном процессе общения педагог может занимать либо субъект-субъектную, либо субъект-объектную позицию, и формирование педагогической культуры педагога высшей школы предполагает овладение технологией педагогического общения, а успешная реализация ценностей-средств невозможна вне концепции собственной деятельности, в основе которой лежит осознание значимости ее объективных целей, а также психолого-пе-дагогических знаний.
Смысл профессиональной деятельности педагога определяется соотношением присвоения (субъективации] и отдачи, создания (объективации] ценностей-целей и связанных с ними ценностей-средств и ценностей-знаний. Мера этого соотношения зависит от системы ценностей-отношений педагога к себе, своей деятельности, студентам, коллегам, то есть от его профессиональной позиции.
Способность обеспечивать целостность, устойчивость личности, обогащать ее сознание и регулировать поведение связана с особым характером отношений человека, который В. Н. Мясищев называет интегральным: относится человек не каким-то одним своим органом, «относится к чему-либо человек как личность, как субъект в целом» [6, с. 143]. В. Н. Мясищев подчеркивает сознательность отношений, их смыслообразующий характер. Отношение предполагает осознание личностью определенных явлений как ценных или
не ценных, выработку определенных представлений о них, а следовательно, проникновение в смысл, в сущность этих явлений. Общественные нормы, требования, идеалы, ценности культуры воспринимаются и принимаются человеком как личностно значимые индивидуально и избирательно и не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Собственно задача образования и состоит в том, чтобы в процессе самоопределения в культуре человек на основе соотнесения своей системы ценностей с общечеловеческими, профессиональными и другими ценностными системами осуществил осознанный выбор и сформировал устойчивую и непротиворечивую систему ценностных ориентаций, способную обеспечить саморегуляцию и самоопределение личности, гармонизацию ее отношений с миром и с самим собой. Восприятие и интериоризация личности, перевод во «внутренний план» социальных ценностей и выработка собственных ценностных ориентаций невозможны только на уровне осознания (когнитивном] и предполагают активную роль эмоций в данном процессе. Одно из ведущих мест в системе ценностных ориентаций личности занимают ориентации на профессиональные ценности, формирование которых исследователи считают важнейшим условием не только профессионального самоопределения, но и становления личности молодого человека в целом.
Таким образом, культуру профессионально-личностного самоопределения педагога можно представить как некоторое ценностно-смысловое поле личности, ядро которого составляют смысложизненные ориентации, определяющие его профессионально-ценностные ориентации и ценностно-смысловое содержание конкретных ситуаций профессионально и личностно значимой деятельности. Поэтому, с одной стороны, нельзя недооценивать влияние социальных и реальных образовательных факторов, влияющих на становление педагога, не учитывать ту сложную атмосферу бездуховности и утраты социальных и профессиональных гуманистических ценностей, которая его окружает. С другой стороны, задача педагогического образования и заключается в расширении сфер влияния педагогической культуры общества, превращении ее в основное пространство профессионально-личностного самоопределения педагога [7].
«Особое место в системе ценностей занимают ценности-качества, раскрывающие личностный потенциал преподавателя вуза, его сущностные и профессиональные силы. В связи с этим возникает необходимость обращения к личности педагога, анализу его профессиональных качеств.... При рассмотрении особенностей существования и развития профессионально значимых качеств личности педагога как аксиологической функции мы исходим из природы и сущности личности и профессиональной деятельности, специфики
их взаимоотношения и условий существования» [4, с. 77].
Система объективно существующих ценностей (целей, средств, отношений, качеств и знаний] порождает в сознании педагога личностную систему ценностных ориентаций и формирует его профессиональную культуру. Важно, чтобы она существовала не только в сознании и мыслях, но и в реальных профессионально ориентированных действиях и поступках.
Литература
1. Архангельский Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. - М. : Знание, 1978. - 64 с.
2. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. - М. : Политиздат, 1978.
- 272 с.
3. Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов: Проблема ценности и марксистская философия. - М. : Политиздат, 1967. - 351 с.
4. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. - М. : Академия, 2002. - 206 с. - То же // Единое окно доступа к образовательным ресурсам : информац. система [Электронный ресурс]. - URL: http://window.edu.ru/resource/ 446/56446/files/aist0з.pdf
5. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы.
- М. ; Белгород, 1993.
6. Мясищев В. Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. - 1957. - № 5. - С. 142-155.
7. Никитина Н. Н. Становление культуры профессиональноличностного самоопределения учителя : автореф. ... дис. д-ра пед. наук : 13.00.08. - Ульяновск, 2003. - 50 с.
8. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В. А. Ядова. - Л. : Наука, 1979. - 264 с.
9. Титма М. Жизненная ориентация как феномен сознания // Формирование молодежного сознания : сб. ст. - Таллин : Изд-во АН ЭССР, 1978. - С. 35-58.
10. Фельдштейн Д. И. Задачи психолого-педагогической науки как ресурса развития современного социума // История и педагогика естествознания. - 2012. - № 2. - С. 3-12.
11. Чавчавадзе Н. З. Культура и ценности. - Тбилиси : Мецние-реба, 1984. - 171 с.
12. Шиянов Е. Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. - М. ; Ставрополь : СГПИ, 1991. - 205 с.