Научная статья на тему 'Роль педагогических ценностей в формировании профессиональной культуры педагога'

Роль педагогических ценностей в формировании профессиональной культуры педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6749
549
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ЛИЧНОСТНАЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПЕДАГОГА / КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГА / TEACHER’S PROFESSIONAL CULTURE / PERSONAL SYSTEM OF THE TEACHER’S VALUES / PEDAGOGICAL VALUES / CLASSIFICATION OF VALUES / PEDAGOGICAL COMMUNICATION / CULTURE OF PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-DETERMINATION OF TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Набиуллин Ленар Габбасович

В статье на основе анализа научной литературы раскрываются педагогические ценности как условие формирования профессиональной культуры педагога, даётся классификация общественно-педагогических ценностей, анализируются ценности, образующие содержательную основу профессиональной культуры педагога

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Набиуллин Ленар Габбасович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of pedagogical values in developing the teacher’s professional culture

Based on the analysis of the scientific literature the author describes pedagogical values as a condition for developing the teacher’s professional culture, gives the classification of socio-pedagogical values, analyzes the values that form the contents basis of the teacher’s professional culture

Текст научной работы на тему «Роль педагогических ценностей в формировании профессиональной культуры педагога»

Л. Г. Набиуллин

(Санкт-Петербург)

Роль педагогических ценностей в формировании

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА

В статье на основе анализа научной литературы раскрываются педагогические ценности как условие формирования профессиональной культуры педагога, даётся классификация общественно-педагогических ценностей, анализируются ценности, образующие содержательную основу профессиональной культуры педагога

Основу профессиональной культуры педагога в аксиологическом аспекте составляют педагогические ценности, выступающие в качестве относительно устойчивых ориентиров, с которыми педагоги соотносят свою жизнь и педагогическую деятельность. Повышение значимости педагогических ценностей вызвано следующими обстоятельствами:

- во-первых, именно ценностный компонент творческого потенциала личности педа-гога-воспитателя во многом определяет его профессиональную культуру, пригодность к выбранной профессии, его профессиональную позицию, готовность и способность к проведению учебно-воспитательной работы. «Вплетение общечеловеческих ценностей -добра и красоты, справедливости и долга, равенства и чести - в палитру педагогических ценностей создает ту основу, на которой разрабатывается содержание педагогического образования» [4, с. 65];

- во-вторых, ситуация последних лет свидетельствует о том, что развитие ценностного компонента творческого потенциала личности педагогов, осмысление ими ценностной природы профессиональной культуры является очень сложным процессом. В большей степени это связано с тем, что вопрос о ценностях и идеалах в нашем обществе - самый спорный ввиду недостаточно чёткого представления о ценностях, что влечет за собой трудный поиск новых идеалов, смысловых ориентиров, ценностных ориентаций;

- в-третьих, «современная социокультурная и экономическая ситуация в стране, приведшая к снижению социальной престижности педагогического образования и педагогической профессии, системный кризис, оказывающий негативное влияние на мироощущение и менталитет современного педагога»,

превращают проблему формирования профессиональной культуры педагога в одну из актуальнейших проблем педагогического образования [7].

Надо признать, что учёные-исследователи в последнее время уделяли много внимания аксиологическим вопросам педагогического образования. Аксиологические приоритеты общего образования были раскрыты в работах Л. М. Архангельского, М. В. Богуславского, С. Г. Вершловского, В. З. Вульфова, И. Ф. Исаева, Б. Т. Лихачева, Н. Д. Никандрова, 3. И. Рав-кина, Г. И. Чижаковой, Е. Н. Шиянова и др. Исследования посвящены становлению и развитию отечественной педагогической аксиологии, которая представляет собой междисциплинарную область знания, рассматривающую образование, воспитание, обучение, педагогическую деятельность как основные человеческие ценности [4, с. 66].

В указанной работе приводятся различные подходы к классификации ценностей. Так, например 3. И. Равкин предлагает классификацию образовательных ценностей как оснований развития образования и деятельности его субъектов и выделяет четыре группы ценностей: социально-политические, интеллектуальные, нравственные и ценности профессиональной педагогической деятельности. Б. Т. Лихачев называет в качестве главных воспитательных ценностей: духовнокосмические, общенациональные, государственно-общественные, социально-адаптационные, нравственно-эстетические и экологические, индивидуально-личностные ценности. Г. И. Чижакова утверждает, что такие ценности являются образцами ориентации сознания и поведения личности и выделяет/ доминантные, нормативные, стимулирующие и сопутствующие ценности. С. Г. Вершлов-

ский в исследовании, посвященном вопросам профессионального образования студенческой молодежи, определил общие профессиональные ценности, к которым относит: содержание профессиональной деятельности и обусловленные им возможности самореализации личности; общественную значимость труда, определяемую его результатом и последствиями; оценку трудовой деятельности человека в зависимости от степени ее полезности для общества; оптимальные режим и условия труда (социально-экономические, морально-психологические и др.].

Говоря о значении ценностей в современной научно-педагогической деятельности, вице-президент РАО, академик РАО Д. И. Фельдштейн подчеркнул: «Организуя сегодня исследования, направленные на создание концептуальных основ стратегии опережающего развития образования на новых ...принципах, нужно, ориентируясь на вызовы завтрашнего дня, особое внимание уделять установлению нравственных ориентиров и ценностей, росту духовного потенциала растущих людей» [10, с. 8].

В совместной работе отечественных и американских ученых по проблеме ценностных ориентаций педагогов предложена следующая классификация узкопрофессиональных педагогических ценностей: «ценности, раскрывающие профессиональный статус педагога; ценности, показывающие степень вовлеченности личности в педагогическую профессию; ценности, отражающие цели педагогической деятельности» [4, с. 67].

На основе данной классификации Е. Н. Шиянов выделяет следующие ценности: ценности, связанные с утверждением в обществе, ближайшей окружающей среде; ценности, связанные с удовлетворением потребности в общении; ценности, связанные с самосовершенствованием; ценности, связанные с самовыражением; ценности, связанные с утилитарно-прагматическими запросами [12, с. 87-88].

Он также распределяет ценности, выражающие гуманистический смысл деятельности педагога, на целевые и инструментальные. С учетом того, что педагогические ценности являются условием и результатом соответствующей деятельности, имея при этом разные уровни существования, он разделяет их на следующие группы: общественно-педагогические, профессионально-групповые, индивидуально-личностные.

В зависимости от основания существующих классификаций, определяются различные группы ценностей:

а] ценности-предметы как объекты наших оценок и ценности-значения, которые являются сами критериями, эталонами оценок [3, с. 44];

б] ценности материальные, социальные и духовные (познавательные, научные, эстетические, художественные, моральные и т.д.] [1, с. 6];

в] по характеру участия в регуляции поведения - ценности-цели, ценности-нормы, ценности-идеалы, ценности-средства [8, с. 48];

г] в зависимости от вида деятельности человека ценности подразделяются на профессиональные, политические, ценности досуга и т.д.

Итак, исходя из анализа классификации общих и профессиональных педагогических ценностей, можно выделить следующие группы педагогических ценностей в структуре профессионально-педагогической культуры [4, с. 69]:

1-я группа - ценности, раскрывающие значение и смысл целей профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы (ценности-цели];

2-я группа - ценности, раскрывающие значение способов и средств осуществления профессионально-педагогической деятельности (ценности-средства];

3-я группа - ценности, раскрывающие значение и смысл отношений как основного механизма функционирования целостной педагогической деятельности (ценности - отношения];

4-я группа - ценности, раскрывающие значение и смысл психолого-педагогических знаний в процессе осуществления педагогической деятельности (ценности-знания): теоретико-методологические знания о формировании личности и деятельности, знания ведущих идей и закономерностей педагогического процесса в высшей школе, знание психологии студенчества и др.;

5-я группа - ценности, раскрывающие значение и смысл качеств личности преподавателя (ценности-качества]. Представленные группы педагогических ценностей образуют систему как содержательную основу, стержень профессионально-педагогической культуры.

Следовательно, можно утверждать, что совокупность педагогических ценностей как норм, регламентирующих профессиональнопедагогическую деятельность педагога, носит целостный характер и выступает как познавательно-действующая система, определяющая отношения между его сложившимися взглядами на проблемы профессионального образования и профессионально-педагогической деятельностью [4, с. 64].

Раскроем вкратце содержание особенностей влияния педагогических ценностей на процесс формирования профессиональной культуры педагога. Формирование профессионально-ценностного отношения к личности учащегося и своей педагогической деятельности может осуществляться только на основе глубокого осмысления ценности человеческой личности вообще, ее духовной сущности, реальных и потенциальных возможностей. Высокий гуманистический характер педагогической деятельности делает недопустимым профессиональную узость в подготовке педагога, требует взаимопроникновения общечеловеческих и профессиональных ценностей в структуре его ценностных ориентаций (Н. Н. Никитина].

Отношение к профессиональной деятельности чаще всего рассматривают как ориентацию на ценности профессии, выражающие значимость трудовой деятельности для личности, характеризующие ее потребности и мотивы участия в ней. Каждая профессия имеет свою совокупность ценностей, включающую как общие, так и специфичные только для данной деятельности. На основании многочисленных исследований выделены и рассмотрены общие для представителей различных профессий ценности, к числу которых относятся: содержание профессиональной деятельности и обусловленные им возможности самореализации личности (соответствие интересам и способностям, творчество в труде, возможность самосовершенствования]; общественная значимость труда, определяемая его результатами и последствиями (полезность людям и обществу]; общественная оценка трудовой деятельности человека, социальный статус профессии (уважение окружающих, общественное признание]; ценностное отношение к режиму и условиям труда: социально-экономическим (характер труда, оплата и другие виды вознаграждения за труд], морально-психологическим (воз-

можности межличностного общения, достижения успехов, профессиональный рост] и т.д. [9, с. 102-104].

Решающая роль ориентаций на профессиональные ценности в системе ценностных ориентаций педагога подтверждена в целом ряде исследований, в которых изучена специфика некоторых профессионально значимых ценностных ориентаций студентов педвуза и намечены возможные пути и способы их формирования. Наиболее полная система ценностей, образующих содержательную основу профессиональной культуры педагога, выделена И. Ф. Исаевым, который включает в нее две плоскости их существования: горизонтальную (ценности-цели, ценности-средства, ценности-знания, ценности-отношения и ценности-качества] и вертикальную (общественно-педагогические, профессиональногрупповые и индивидуально личностные ценности], отмечая их синкретический характер, обусловленный их взаимодействием и взаимопересечением в процессе функционирования системы ценностей [5, с. 64-65]. Поэтому любое разделение профессиональных ценностей достаточно условно, так как только в процессе целостного их присвоения осуществляется становление профессиональных ценностных ориентаций как системного личностного образования.

Цели педагогического образования определяются мотивами, в которых конкретизируются потребности, занимающие доминирующее положение в иерархии потребностей данной деятельности и составляющие «ядро» личности педагога как мастера-профессионала. К ним мы относим потребности самоопределения, саморазвития, самореализации и развития других.

Педагогическая деятельность, как и любая другая, целенаправленна, а «целевая детерминация человеческой деятельности - это ценностная детерминация. Цели могут воздействовать на человеческую деятельность... как идеальные ценности, реализацию которых человек считает своей насущной потребностью» [11, с. 8].

Таким образом, объективные ценности-цели, отражая запросы общества и состояние педагогической науки (педагогики высшей школы], субъективируясь, определяют выбор педагогом ценностей-средств, формирование ценностей-отношений, ценностей-качеств и ценностей-знаний.

«Система ценности-средства включает в себя три взаимосвязанные подсистемы:

1] подсистему действий, направленных на решение профессионально-образовательных, воспитательных и личностно-развивающих задач (технология обучения и воспитания];

2] подсистему коммуникативных действий, которые связаны с созданием психологической атмосферы, необходимой для решения личностно и профессионально ориентированных задач (технология общения]; 3] подсистему действий, раскрывающих субъектную по отношению к профессиональной деятельности и педагогическому общению позицию преподавателя» [4, с. 72].

Основу взаимодействия педагога и студентов, составляет педагогическое общение. Учёные рассматривают общение как «субъект-субъектные» отношения, которые определяют диалогические формы учебного процесса, придавая ему гуманистическую направленность.

В реальном процессе общения педагог может занимать либо субъект-субъектную, либо субъект-объектную позицию, и формирование педагогической культуры педагога высшей школы предполагает овладение технологией педагогического общения, а успешная реализация ценностей-средств невозможна вне концепции собственной деятельности, в основе которой лежит осознание значимости ее объективных целей, а также психолого-пе-дагогических знаний.

Смысл профессиональной деятельности педагога определяется соотношением присвоения (субъективации] и отдачи, создания (объективации] ценностей-целей и связанных с ними ценностей-средств и ценностей-знаний. Мера этого соотношения зависит от системы ценностей-отношений педагога к себе, своей деятельности, студентам, коллегам, то есть от его профессиональной позиции.

Способность обеспечивать целостность, устойчивость личности, обогащать ее сознание и регулировать поведение связана с особым характером отношений человека, который В. Н. Мясищев называет интегральным: относится человек не каким-то одним своим органом, «относится к чему-либо человек как личность, как субъект в целом» [6, с. 143]. В. Н. Мясищев подчеркивает сознательность отношений, их смыслообразующий характер. Отношение предполагает осознание личностью определенных явлений как ценных или

не ценных, выработку определенных представлений о них, а следовательно, проникновение в смысл, в сущность этих явлений. Общественные нормы, требования, идеалы, ценности культуры воспринимаются и принимаются человеком как личностно значимые индивидуально и избирательно и не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Собственно задача образования и состоит в том, чтобы в процессе самоопределения в культуре человек на основе соотнесения своей системы ценностей с общечеловеческими, профессиональными и другими ценностными системами осуществил осознанный выбор и сформировал устойчивую и непротиворечивую систему ценностных ориентаций, способную обеспечить саморегуляцию и самоопределение личности, гармонизацию ее отношений с миром и с самим собой. Восприятие и интериоризация личности, перевод во «внутренний план» социальных ценностей и выработка собственных ценностных ориентаций невозможны только на уровне осознания (когнитивном] и предполагают активную роль эмоций в данном процессе. Одно из ведущих мест в системе ценностных ориентаций личности занимают ориентации на профессиональные ценности, формирование которых исследователи считают важнейшим условием не только профессионального самоопределения, но и становления личности молодого человека в целом.

Таким образом, культуру профессионально-личностного самоопределения педагога можно представить как некоторое ценностно-смысловое поле личности, ядро которого составляют смысложизненные ориентации, определяющие его профессионально-ценностные ориентации и ценностно-смысловое содержание конкретных ситуаций профессионально и личностно значимой деятельности. Поэтому, с одной стороны, нельзя недооценивать влияние социальных и реальных образовательных факторов, влияющих на становление педагога, не учитывать ту сложную атмосферу бездуховности и утраты социальных и профессиональных гуманистических ценностей, которая его окружает. С другой стороны, задача педагогического образования и заключается в расширении сфер влияния педагогической культуры общества, превращении ее в основное пространство профессионально-личностного самоопределения педагога [7].

«Особое место в системе ценностей занимают ценности-качества, раскрывающие личностный потенциал преподавателя вуза, его сущностные и профессиональные силы. В связи с этим возникает необходимость обращения к личности педагога, анализу его профессиональных качеств.... При рассмотрении особенностей существования и развития профессионально значимых качеств личности педагога как аксиологической функции мы исходим из природы и сущности личности и профессиональной деятельности, специфики

их взаимоотношения и условий существования» [4, с. 77].

Система объективно существующих ценностей (целей, средств, отношений, качеств и знаний] порождает в сознании педагога личностную систему ценностных ориентаций и формирует его профессиональную культуру. Важно, чтобы она существовала не только в сознании и мыслях, но и в реальных профессионально ориентированных действиях и поступках.

Литература

1. Архангельский Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. - М. : Знание, 1978. - 64 с.

2. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. - М. : Политиздат, 1978.

- 272 с.

3. Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов: Проблема ценности и марксистская философия. - М. : Политиздат, 1967. - 351 с.

4. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. - М. : Академия, 2002. - 206 с. - То же // Единое окно доступа к образовательным ресурсам : информац. система [Электронный ресурс]. - URL: http://window.edu.ru/resource/ 446/56446/files/aist0з.pdf

5. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы.

- М. ; Белгород, 1993.

6. Мясищев В. Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. - 1957. - № 5. - С. 142-155.

7. Никитина Н. Н. Становление культуры профессиональноличностного самоопределения учителя : автореф. ... дис. д-ра пед. наук : 13.00.08. - Ульяновск, 2003. - 50 с.

8. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В. А. Ядова. - Л. : Наука, 1979. - 264 с.

9. Титма М. Жизненная ориентация как феномен сознания // Формирование молодежного сознания : сб. ст. - Таллин : Изд-во АН ЭССР, 1978. - С. 35-58.

10. Фельдштейн Д. И. Задачи психолого-педагогической науки как ресурса развития современного социума // История и педагогика естествознания. - 2012. - № 2. - С. 3-12.

11. Чавчавадзе Н. З. Культура и ценности. - Тбилиси : Мецние-реба, 1984. - 171 с.

12. Шиянов Е. Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. - М. ; Ставрополь : СГПИ, 1991. - 205 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.