Научная статья на тему 'РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
цифровая среда / образовательная среда / ИКТ / педагогические технологии / функциональная грамотность / digital environment / ICT / pedagogical technologies / functional literacy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерофеева М.А.

В данной статье рассматривается актуальная потребность в преобразовании классических педагогических технологий согласно требованиям и потребностям современной цифровой образовательной среды с целью развития функциональной грамотности учащихся. Рассматривается нормативно-стратегическая база развития функциональной грамотности (стратегии, программы и стандарты), возможности ее достижения с помощью педагогических технологий цифровой образовательной среды. Определяется роль цифровых коммуникативных технологий в системе современного образования, дается краткая характеристика актуальных потребностей современных школьников с позиции усваиваемой информации. Также в статье представлены наглядные примеры трансформации классических педагогических технологий в цифровые. Так, на примере игровых технологий и проектной деятельности иллюстрируются возможности цифрового обучения и применения на практике педагогических технологий, описываются принципы работы и методы подачи информации, привлекательной для современного школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерофеева М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN FORMATION DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

This article discusses the current need to transform classical pedagogical technologies in accordance with the requirements and needs of the modern digital educational environment in order to develop students' functional literacy. The normative and strategic framework for the development of functional literacy (strategies, programs and standards), and the possibilities of achieving it with the help of pedagogical technologies in the digital educational environment are considered. The role of digital communication technologies in the modern education system is determined, and a brief description of the current needs of modern schoolchildren is given from the perspective of assimilated information. The article also presents illustrative examples of the transformation of classical pedagogical technologies into digital ones. Thus, using the example of gaming technologies and project activities, the possibilities of digital learning and the practical application of pedagogical technologies are illustrated, the principles of operation and methods of presenting information that are attractive to modern schoolchildren are described.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

УДК 37

Ерофеева М.А.

магистрант

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

(г. Великий Новгород, Россия)

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация: в данной статье рассматривается актуальная потребность в преобразовании классических педагогических технологий согласно требованиям и потребностям современной цифровой образовательной среды с целью развития функциональной грамотности учащихся. Рассматривается нормативно-стратегическая база развития функциональной грамотности (стратегии, программы и стандарты), возможности ее достижения с помощью педагогических технологий цифровой образовательной среды. Определяется роль цифровых коммуникативных технологий в системе современного образования, дается краткая характеристика актуальных потребностей современных школьников с позиции усваиваемой информации. Также в статье представлены наглядные примеры трансформации классических педагогических технологий в цифровые. Так, на примере игровых технологий и проектной деятельности иллюстрируются возможности цифрового обучения и применения на практике педагогических технологий, описываются принципы работы и методы подачи информации, привлекательной для современного школьника.

Ключевые слова: цифровая среда, образовательная среда, ИКТ, педагогические технологии, функциональная грамотность.

Сегодня во всех сферах жизни человека значительное место занимают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В образовании ИКТ активно внедряется и уже вполне успешно выполняет свою роль. Активный толчок цифровой образовательной среды был дан в период пандемии. Люди все

больше стали задумываться о возможностях дистанционного цифрового обучения и о педагогических технологиях, способствующих более эффективному усвоению образовательной программы. Сегодня информационная образовательная среда активно расширяется и дополняется не только образовательными программами, цифровыми платформами и средствами коммуникационной связи учащихся и педагогов между собой, но и педагогическими технологиями, соответствующими современным запросам общества.

Нормативно-стратегической базой цифровой образовательной среды является «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.» [9]. Стратегия закладывает основы развития информационного общества, определяет направление национальной цифровой политики, экономики и национальных приоритетов. Данная стратегия положила основу для формирования программы «Цифровая экономика Российской Федерации», разработанной для повышения качества жизни и грамотности граждан [7].

Таким образом, Стратегия и Программа охватывают все сферы деятельности человека, где цифровое пространство активно развивается и набирает обороты для повышения качества жизни человека. В первую очередь, цифровизация направлена на сферу образования, так как определяет перспективные возможности обучения функционально грамотного современного человека, умеющего применять знания междисциплинарного характера на практике [3]. Образовательная информационная среда является, по сути, стратегическим государственным заказом, определяющим портрет выпускника школы и разного уровня учебных заведений.

В Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», основываясь на национальной цели: «Возможности для самореализации и развития талантов» прописывается стратегическое направление национального проекта «Образование: обеспечение глобальной конкурентоспособности

российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования» [1].

Также международные стандарты образования являются необходимыми показателями эффективности конкретной системы образования в мировом пространстве. В рамках данных стандартов именно функциональная грамотность обучающихся считается важнейшим фактором, который демонстрирует достижение высокого уровня образования школьников.

Функциональная грамотность сегодня рассматривается в качестве важнейшего показателя благополучия государства, поэтому функциональная грамотность школьников считается также важным показателем качества современного образования. Проявление функциональной грамотности наиболее четко проявляется в ситуациях, где требуется решать сложные задачи. Они выходят за рамки учебных заданий и предполагают самостоятельный анализ проблем, принятие взвешенных решений и применение навыков и опыта в новых ситуациях. Именно такие задачи помогают нам развивать и улучшать нашу функциональную грамотность, а в долгосрочной перспективе - качество образования в целом. В связи с этим, необходимо и уточнение, оптимизация педагогических технологий, объективно работающих при внедрении цифровой образовательной среды. Естественно, что подача готовой информации педагогом по видеоконференции с учащимися или просмотр видео-ролика дает не достаточный результат для формирования функционально грамотного учащегося. Поэтому современные педагоги все чаще задаются вопросом: как сделать цифровую образовательную среду для учащегося более живой и интересной? Какие методы и технологии стоит использовать для развития познавательного интереса и познавательной активности учащихся?

Для этого Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) [2] определяет направления для осуществления полноценной образовательной среды, включая информационно-коммуникативную среду и разнообразие необходимых педагогических технологий для формирования функциональной грамотности учащихся. Функциональная грамотность

находится в составе гарантий государства по качеству основного общего образования граждан. Поэтому ФГОС последнего поколения позиционирует функциональную грамотность в качестве способности разрешения учебных задач и жизненных ситуаций на базе предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Исходя их этого, обучающимся следует понимать, каким образом изучаемые в школе предметы могут помочь в жизни, определиться с профессией и занять достойное место в обществе.

Институтом стратегии развития образования РФ в 2019-2021 гг. был проведен мониторинг, выявляющий основные проблемы современного образования в России. К основным проблемам были отнесены: формализм знаний, иными словами, знания у учащихся есть, однако грамотно пользоваться ими они не умеют, дети учатся для школы, а не для жизни, ситуационность знаний: если знания не осознаны и не присвоены учащимися, они проявляются только в тех ситуациях, в которых формировались [6]. Данное исследование сразу же наталкивает на мысль: какие педагогически технологии необходимо применять для устранения данных проблем?

По последним исследованиям качественного уровня образования организацией PISA (Programme for International Student Assessment) выявлены новые перспективы для анализа функциональной грамотности обучающихся. В 2018 году организаторы PISA расширили содержательную структуру функциональной грамотности, предложив глобальную компетентность как объект проверки. Глобальная компетентность соотносится с умением обучающихся взаимодействовать с окружающим миром, включая цифровое пространство, отражая потребность в развитии навыков адаптации к различным социальным средам [8].

Одним из важных дополнений к функциональной грамотности стали финансовая и цифровая грамотности. В 2012 году они были включены в состав функциональной грамотности и признаны неотъемлемыми компонентами для полноценной адаптации к современным требованиям общества. В 2022 году креативность и критическое мышление также присоединились к формированию

функциональной грамотности, позволяя учащимся оказывать влияние на окружающий мир и развивать свои интеллектуальные способности [4].

Дальнейшее развитие функциональной грамотности стало невозможным без учета умений работы с информацией. В современном информационном обществе, где происходят быстрые социальные изменения, подготовка учащихся к эффективной ориентации и анализу информации становится все более актуальной. Это требует от нас формирования определенных навыков работы с информацией, которые позволят успешно адаптироваться к быстро меняющимся обстоятельствам и принимать обоснованные решения.

По ФГОС НОО образовательная деятельность не только предполагает простую передачу знаний и навыков, но и, что более важно, развитие у обучающихся способностей самостоятельности в обучении, работе с различными видами источников информации, уметь определять объективность и качество полученной информации, формировать и высказывать личные суждения, иными словами, формировать компетентность информационного типа в качестве умения овладевать актуальными информационными средствами и технологиями, производить поиск информации, анализировать ее, производить синтез, преобразование, сравнение, а также хранить и передавать различного вида информацию.

Таким образом, мы видим, что цифровая образовательная среда, ставшая важной составной частью в формировании функционального грамотного человека, требует уточнения и разработки актуальных, эффективных и действительно работающих педагогических технологий!

Функциональная грамотность развивается только тогда, когда учащийся заинтересован, мотивирован получать знания в процессе активной личной деятельности: поисковой, исследовательской, опытно-экспериментальной, креативно-творческой, а значит, и педагогические технологии должны быть направлены на зарождения и развитие познавательной активности самого учащегося в современной информационной образовательной среде [5]. Как же сделать обучение современного школьника интересным и увлекательным для

него, когда вокруг цифровая среда набирает невиданные масштабы в области развлечений и игр? Как педагогу бороться за внимание учащегося к полезной информации, которая пригодится ему в жизни для работы и развития общего кругозора?

На наш взгляд, преобразование стандартных педагогических технологий, используемых на уроках и внеурочной деятельности для развития познавательной активности учащихся, согласно актуальным информационно-коммуникативным технологиям, позволит сформировать основу современных педагогических технологий в цифровой образовательной среде.

Так, по требования ФГОС общего образования на практике сегодня применяются следующие педагогические технологии:

- информационно-коммуникационная технология,

- технология развития критического мышления,

- проектная технология,

- технология развивающего обучения,

- здоровьесберегающие технологии,

- технология проблемного обучения,

- игровые технологии,

- модульная технология,

- технология мастерских,

- кейс-технология,

- технология интегрированного обучения,

- педагогика сотрудничества,

- технологии уровневой дифференциации и др. [10].

Все указанные выше педагогические технологии можно эффективно «переложить» на рельсы цифровой образовательной среды. И это буквально прослеживается во всем. К примеру, если ранее в игровых технологиях применялись настольные дидактически игры, то в современной цифровой среде возможно использование цифровых аналогов дидактических игр (прохождение игровых квестов, викторин, карт, лабиринтов и т.д.), преобразованных под

актуальные нужды и потребности дисциплины. Так, дидактическую игру на распознавание деревьев и мест их произрастания с использованием бумажных картинок или карточек, можно эффективно заменить на компьютерную версию: исследование карты местности, где можно с помощью вопросов открыть локацию, территорию произрастания того или иного дерева, более подробно узнать о характеристиках растений, почвах, климате. При невозможно использования продвинутых цифровых технологий, аналог игры может быть воплощён педагогом для коллективного или индивидуального обучения с помощью стандартной презентации в «Microsoft PowerPoint». Зачем это необходимо?

«Детская природа ясно требует наглядности» (К.Д. Ушинский). Сегодня школьники проводят свободное время со смартфоном или за компьютером, где все внимание сфокусировано на игровой основе, ярких образах, на принципе «кликни и узнаешь», в связи с этим, данный способ современного мышления замещает классические способы добычи информации с помощью книг, прослушивания лекций, записи информации в тетрадях и т.д. Учащимся сегодня более знакомо и близко то, что можно увидеть в коммуникативно-игровой и цифровой интерпретации. Поэтому информация, подаваемая с помощью цифровых технологий, также должна заинтересовывать учащегося. Иными словами, интереснее и быстрее информация усвоится, если ее ученик «добудет» с помощью алгоритма цифрового (игрового) исследования, а не из длинного текста на том же мониторе компьютера. К тому же, у цифровых технологий гораздо больше возможностей в сжатом виде передать как можно больше информации междисциплинарного характера исследования темы урока, что необходимо для эффективного развития функциональной грамотности учащегося.

Все вышеперечисленные педагогические технологии можно представить в более современно цифровом формате. Например, проектная деятельность, предполагающая практическое применение знаний, может быть также реализована в цифровом формате. При этом результат проекта может быть

воплощён как в цифровом формате, так и живом, в зависимости от потребности. К примеру, педагог выдал задание найти устаревшие новгородские слова и на их основе подготовить проект (рассказ с использованием данных слов, сочинить стихотворение, взять интервью, подготовить доклад и пр.). В процессе подготовки «продукта» проектной деятельности учащиеся могут вести исследование и анализ как в классическом формате (живой носитель информации, книги, газеты и пр.), так и основываться в своем исследовании на информации и данных из интернет-источников, применять цифровые алгоритмы для поиска и обработки необходимой информации. Также и результат проекта выдавать в классическом или цифровом формате.

Таким образом, педагогические технологии, которые давно были знакомы современным педагогам целесообразно «перекладывать» на новый информационно-цифровой формат для обеспечения продуктивного, интересного, мотивированного обучения, ведь чем интереснее и увлекательнее учеба, тем больше внимания ей будет уделяться учащимися, тем активнее усваиваться информация и формироваться функциональная грамотность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Указ Президента России от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012(дата обращения: 06.06.2024);

2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (Новая редакция) / М-во образования и науки Российской Федерации. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2023;

3. Канянина Т.И., Степанова С.Ю. Развитие цифровой образовательной среды как фактор становления цифровой школы /Нижегородское образование. - 2019. - С. 12-18;

4. Ковалёва Г. С., Логинова О. Б. Успешная школа и эффективная система образования: какие факторы помогают приблизиться к идеалу? (По данным исследования PISA-2015) // Педагогические измерения. - 2017. - № 2. - С. 6980;

5. Метапредметные результаты обучения как важнейший компонент реализации ФГОС НОО грамотности. - URL: https: //znanio. ru/media/statyametapredmetnye_rezultaty_obucheniya_kak_vazhnej shi ]_котропеп1_геаЛ7а18п_1геЬоуапу_:Г§08-196313(дата обращения: 06.06.2024);

6. Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся. -URL: https://web.archive.org/web/20211128031004 /https://www.instrao.ru/index.php/component/banners/click/42(дата обращения: 06.06.2024);

7. Программа «Цифровая экономика РФ». - URL: https: //digital. gov.ru/ru/activity/directions/858/(дата обращения: 06.06.2024);

8. Составляющие естественно-научной грамотности заданий PISA. - URL: https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/sostavl yayushchie-estestvennonauchnoy (дата обращения: 06.06.2024);

9. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.: утв. Указом Президента РФ от 09.05.2017 // Собр. законодательства Рос. Федерации. -2017. № 20. - 290 с;

10. Ялалова Г.Ф. Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе. - URL: https://www.art-talant.org/publikacii/52217-sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-i-ih-roly-v-obrazovatelynom-processe(дата обращения: 06.06.2024)

Erofeeva M.A.

Novgorod State University named after Yaroslav the Wise (Veliky Novgorod, Russia)

ROLE OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN FORMATION DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Abstract: this article discusses the current need to transform classical pedagogical technologies in accordance with the requirements and needs of the modern digital educational environment in order to develop students' functional literacy. The normative and strategic framework for the development offunctional literacy (strategies, programs and standards), and the possibilities of achieving it with the help of pedagogical technologies in the digital educational environment are considered. The role of digital communication technologies in the modern education system is determined, and a brief description of the current needs of modern schoolchildren is given from the perspective of assimilated information. The article also presents illustrative examples of the transformation of classical pedagogical technologies into digital ones. Thus, using the example of gaming technologies and project activities, the possibilities of digital learning and the practical application of pedagogical technologies are illustrated, the principles of operation and methods of presenting information that are attractive to modern schoolchildren are described.

Keywords: digital environment, ICT, pedagogical technologies, functional literacy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.