Д. А. СУФЯНОВА
51
Вестник Прикамского социального института. 2024. № 3 (99). С. 51–55.
Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2024. No. 3 (99). Pp. 51-55.
Научная статья
УДК 37.032
EDN: MGDJVM
РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАЗРЕШЕНИИ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО
КОНФЛИКТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Джулия Алмазовна Суфянова
Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, Пермь, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье раскрывается понятие внутриличностного конфликта, описываются различные подходы к определению данного термина. Для педагогов разработаны рекомендации по профилактике, диагностике и разрешению внутренних конфликтов обучающихся. Подчеркивается важ-ность эффективного взаимодействия педагога и обучающихся.
Ключевые слова: внутриличностный конфликт, педагог, обучающийся, разрешение, профилак-тика
Для цитирования: Суфянова Д. А. Роль педагога в разрешении внутриличностного конфликта
обучающегося // Вестник Прикамского социального института. 2024. № 3 (99). С. 51–55. EDN: MGDJVM.
Original article
THE ROLE OF THE TEACHER IN RESOLVING
THE STUDENT’S INTRAPERSONAL CONFLICT
Julia A. Sufyanova
Perm Institute of the FPS of Russia, Perm, Russia, [email protected] Abstract. The article explains the concept of intrapersonal conflict, describes various approaches to the definition of this term. Recommendations have been developed for teachers on the prevention, diagnosis and resolution of internal conflicts of students. The importance of effective interaction between the teacher and students is emphasized.
Keywords: intrapersonal conflict, teacher, student, resolution, prevention For citation: Sufyanova Ju. A. The role of the teacher in resolving the student’s intrapersonal conflict.
Bulletin of Prikamsky Social Institute, 2024, no. 3 (99), pp. 51-55. (In Russ.). EDN: MGDJVM.
В современном мире наблюдается тенденция к постоянному росту уровня неопреде-ленности жизни ввиду политических, экономических, идеологических и других причин. Эта
реалия не способствует формированию жизнестойкости и моральной устойчивости населе-ния, человек перестает находить в себе ресурсы для самостоятельного поиска и выбора жиз-ненной позиции и теряется в множестве вариантов, которые предоставляет современное об-щество, вследствие чего впадает в состояние внутриличностного конфликта. Разумеется, это
отнюдь не единственная причина возникновения внутриличностных конфликтов, но одна из
глобальных и актуальных.
© Суфянова Д. А., 2024
52
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
В рамках раскрытия темы представляется необходимым дать определение такому фено-мену, как внутриличностный конфликт. Это острое негативное переживание, вызванное затя-нувшейся борьбой структур внутреннего мира, которая отражает противоречивые связи с со-циальной средой, и задерживающее принятие решения [1, с. 84]. Данная дефиниция, на наш
взгляд, достаточно полно передает суть этого понятия с точки зрения общей психологии.
Следует отметить, что в современной отечественной и зарубежной психологии изуче-нию данного понятия посвящено немало научных трудов, разработано множество подходов
к определению этого термина. Например, приверженцы гуманистической психологии рас-сматривают внутриличностный конфликт как потребность человека в самоактулизации, которая по тем или иным причинам не реализовалась в жизни. Согласно психоаналитической
концепции З. Фрейда, внутриличностный конфликт является таким состоянием человека, когда он фанатично отстаивает одни желания, а другие отклоняет. Представители когнитив-ной психологии определяют внутриличностный конфликт через категорию когнитивного
диссонанса, то есть негативное состояние личности, которое возникает в случае несовпаде-ния своих представлений с действиями. Другая психологическая концепция (Ф. Е. Василюк, Т. М. Титаренко и др.) рассматривает внутриличностный конфликт как один из видов переживания критических жизненных ситуаций (наряду с фрустрацией, кризисом, стрессом).
Сторонники данной теории отмечают, что показателем внутриличностного конфликта является неуверенность в истинной ценности мотивов и принципов, которыми субъект руково-дствуется в жизни [2, с. 42].
Итак, несмотря на множество различных трактовок термина «внутриличностный конфликт», мы можем выделить основные признаки изучаемого понятия: 1) внутриличностный конфликт возникает в результате противоречия между элемента-ми внутренней структуры личности;
2) внутриличностный конфликт связан с негативными эмоциями; 3) стороны (части личности), участвующие во внутриличностном конфликте, имеют
одновременно в структуре личности различные и противоречивые интересы, цели, мотивы и
желания;
4) внутриличностные конфликты возникают только тогда, когда взаимоисключающие
силы, действующие на личность, равны. В противном случае человек просто выбирает
меньшее из двух зол, больший из двух интересов и предпочитает наказание награде; 5) невозможность удовлетворить каждое желание и одновременно избавиться от него.
Проблема внутриличностного конфликта особенно актуальна для обучающихся обра-зовательных организаций высшего образования, поскольку студенческий возраст (18–
25 лет), по мнению многих психологов, является сензитивным периодом развития общест-венных моделей поведения человека. За годы, посвященные получению высшего профессио-нального образования, обучающиеся формируются как личности, развиваются их основные
волевые, коммуникативные качества, определяются и корректируются их морально-нравственные ценности. И здесь одной из задач педагога становится оказание психологической помощи обучающимся на всех этапах получения образования [3, с. 131], потому что внутриличностный конфликт может иметь серьезные негативные последствия, угрожающие как са-мому человеку, так и людям из его окружения. К негативным последствиям для самой личности можно отнести такие явления, как неуверенность в себе, переменчивое настроение и
поведение, неспособность к достижению целей обучения, что препятствует развитию психологической зрелости обучающегося.
Разрешение внутриличностного конфликта следует понимать как восстановление це-лостности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты
противоречий в жизненных отношениях, приход в норму. Единого рецепта решения внутреннего конфликта личности нет, поскольку каждый обладает индивидуальными качествами
Д. А. СУФЯНОВА
53
и выбирает собственные стратегии поведения в конфликтных ситуациях, как внешних, так и
внутренних. Однако когда речь идет об обучающихся, компетентный педагог способен помочь выбрать конструктивные формы разрешения внутриличностного конфликта. Приведем
в пример несколько приемов, которые может использовать педагог во взаимодействии с обучающимися с целью профилактики возникновения внутренних конфликтов, а в случаях, когда они все-таки имеют место, – для их преодоления.
Ранняя диагностика внутриличностного конфликта обучающегося. Существует ряд
детерминантов, которые могут помочь педагогу идентифицировать наличие или назревание
внутреннего конфликта личности обучающегося. Так, основными проявлениями конфликто-генного поведения являются следующие факторы: перебивание говорящего, открытое недо-верие, принижение значимости роли собеседника, устойчивое нежелание признавать свои
ошибки и правоту других, постоянное навязывание своей точки зрения, неумение слушать и
многие другие характеристики, которые воспринимаются негативно остальными членами
коллектива [4, с. 249]. Данные проявления можно отследить, обратив внимание на наличие в
речи обучающегося фраз, отражающих излишнюю подозрительность («Я вам не верю», «Вы
меня обманываете»), издевки (очкарик, мямля, коротышка), негативную оценку («Ты мне
не нравишься», «Ты мне противен»), претензии и осуждение («Ты все испортил», «Ты во
всем виноват») и др.
Создание дружелюбной и уважительной атмосферы на занятиях. Не перебивать, не вставлять реплики, когда обучающийся начинает говорить о своих чувствах, открываться, не позволять насмехаться над мнением других, в обсуждениях оценивать не саму личность, а
только поступки и действия.
Обучение персонификации высказываний обучающихся. Предполагает умение выра-жаться «я-сообщениями». Зачастую обучающиеся скрывают свои искренние чувства, намерения, мнения под таким фразами, как: «Большинство думает, что…», «В современном мире
принято считать, что…», поэтому необходимо «возвращать их к себе» и учить выражать свое
персональное мнение с помощью фраз: «Я считаю, что…», «По моему мнению…», «Я не со-гласен, что…» и т. д.
Однако стоит отметить, что каждый обучающийся обладает своими личностными осо-бенностями, в связи с чем будет выбирать собственный стиль разрешения внутриличностного конфликта. Помимо помощи педагогов и психологов, на успешное конструктивное разрешение внутренних конфликтов влияет множество факторов. Очень важным из них является
тип темперамента, который обуславливает развитие и разрешение внутреннего конфликта, влияет, в частности, на темп переживания, его устойчивость, степень напряженности, внеш-ние и внутренние проявления. Не менее важны морально-нравственные ценности личности, степень развития волевых качеств, уровень самооценки (завышенная, заниженная или адек-ватная), индивидуальное восприятие окружающей действительности, представление о спо-собах решения конфликтов, социальное, семейное положение, половозрастные особенности
и др. [5, с. 11; 6, с. 53]. Но даже самое благоприятное сочетание всех этих факторов не гаран-тирует личности абсолютное отсутствие внутренних противоречий и конфликтов, избежать
их полностью невозможно.
В связи с изложенным предлагаем педагогам помогать обучающимся диагностировать
наличие каких-либо противоречий внутри или вовне своей личности при помощи инструк-ции – карточки психологической самопомощи, в которой приведены вопросы, касающиеся
эмоционального состояния. Ответив на них, обучающийся получает возможность исследо-вать свой внутренний мир с целью предотвращения конфликтов.
Перечень вопросов:
1. Чувствую ли я постоянное напряжение, страх?
2. Есть ли люди, при встрече с которыми я испытываю ненависть?
54
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
3. Склонен ли я чрезмерно критиковать окружающих людей и их поступки?
4. Говорю ли я открыто о том, что мне не нравится, или стараюсь скрывать это?
5. Есть ли у меня страхи, опасения?
6. Часто ли я болею?
7. Пребываю ли я чаще в состоянии тоски и грусти, чем радости?
8. Как часто я выражаю отрицательные и мрачные мысли?
9. Склонен ли я к негативным оценкам и суждениям?
10. Испытываю ли я необоснованное чувство вины?
11. Бывают ли такие ситуации, которые раздражают настолько сильно, что я сразу вы-хожу из себя?
12. Скрываю ли я свои истинные чувства, переживания, намерения от окружающих и
даже близких людей?
В зависимости от особенностей учебной группы педагог может вносить коррективы в
формулировку вопросов. Данная карточка психологической самопомощи может стать неза-менимым инструментом для эффективного взаимодействия педагога с обучающимися.
Таким образом, роль педагога в профилактике и разрешении внутриличностных конфликтов обучающихся является одной из ведущих, поскольку педагог находится в непрерыв-ной коммуникации с обучающимися. Для того чтобы она была эффективной и успешной, необходимо систематически отслеживать эмоциональное состояние обучающегося, используя
разработанную психологическую карточку самопомощи.
Список источников
1. Уткин Э. А. Конфликтология. Теория и практика. М. : Экмос, 2008. 256 с.
2. Воробьева М. В. Изучение внутриличностных конфликтов студентов, обучающихся на раз-ных факультетах и курсах // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Физиоло-гия, психология и медицина. 2015. № 2 (36). С. 41–44.
3. Лимонова О. О., Грицкив М. А. Особенности конфликтов в педагогической сфере // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика : тр.
Междунар. науч.-практ. конф. (г. Дедовск Московской области, 6–7 сент. 2016 г.). М. : Моск. гос. обл.
ун-т, 2016. С. 130–134.
4. Юрьева О. Н. Внутриличностные конфликты и способы их разрешения // Социальная поли-тика и социология. 2010. № 1 (55). С. 245–258.
5. Буртовая Н. Б. Психологические факторы внутриличностного конфликта магистрантов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» // Научно-педагогическое обо-зрение. Pedagogical Review. 2018. № 1 (19). С. 9–22.
6. Лобанова Н. Е. Психологическая характеристика внутриличностного конфликта // Вестник
Мордовского университета. 2011. Т. 21, № 2. С. 51–53.
References
1. Utkin E. A. Konfliktologiya. Teoriya i praktika [Conflictology. Theory and practice]. Moscow, Ek-mos, 2008, 256 p. (In Russ.).
2. Vorobyova M. V. Izuchenie vnutrilichnostnykh konfliktov studentov, obuchayushchikhsya na raznykh fakul’tetakh i kursakh [Examining intrapersonal conflicts in the students studying at different de-partments and of different years]. Vestnik Kurganskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya: Fiziologiya, psikhologiya i meditsina, 2015, no. 2 (36), pp. 41-44. (In Russ.).
3. Limonova O. O., Gritskiv M. A. Osobennosti konfliktov v pedagogicheskoy sfere [Features of conflicts in the pedagogical sphere]. Sotsial’no-ekonomicheskie issledovaniya, gumanitarnye nauki i yurispru-dentsiya: teoriya i praktika. Trudy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Moscow, Mosk-ovskiy gosudarstvennyy oblastnoy universitet, 2016, pp. 130-134. (In Russ.).
Д. А. СУФЯНОВА
55
4. Yuryeva O. N. Vnutrilichnostnye konflikty i sposoby ikh razresheniya [Intrapersonal conflicts and ways to resolve them]. Social’naya politika i sociologiya [Social Policy and Sociology], 2010, no. 1 (55), pp. 245-258. (In Russ.).
5. Burtovaya N. B. Psikhologicheskie faktory vnutrilichnostnogo konflikta magistrantov, obuchayushchikhsya po napravleniyu podgotovki “Pedagogicheskoe obrazovanie” [Psychological factors of intrapersonal conflict of the post-graduate students studying “Pedagogical education”]. Pedagogical Review, 2018, no. 1 (19), pp. 9-22. (In Russ.).
6. Lobanova N. E. Psikhologicheskaya kharakteristika vnutrilichnostnogo konflikta [Psychological characteristics of intrapersonal conflict]. Mordovia University Bulletin, 2011, vol. 21, no. 2, pp. 51-53.
(In Russ.).
Информация об авторе
Д. А. Суфянова – преподаватель кафедры гуманитарных
и социально-экономических дисциплин Пермского института
Федеральной службы исполнения наказаний, капитан внутренней службы.
Information about the author
Ju. A. Sufyanova – Lecturer at the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, Perm Institute of the FPS of Russia, Captain of the Internal Service.
Статья поступила в редакцию 13.11.2024; одобрена после рецензирования 28.11.2024; принята к публикации 29.11.2024.
The article was submitted 13.11.2024; approved after reviewing 28.11.2024; accepted for publication 29.11.2024.