УДК 342.52 ББК 67.400.62
DOI 10.24412/2073-3313-2021-1-36-38
РОЛЬ ПАРЛАМЕНТА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Виктор Афанасьевич ШЕХОВЦОВ, кандидат юридических наук, Заслуженный юрист РФ, профессор кафедры конституционного и административного права Дальневосточного федерального университета [email protected]
Дмитрий Витальевич ПАРИН, студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета [email protected]
Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный
судебный процесс; муниципальное право
Аннотация. В статье анализируется усиление позиций палат Федерального Собрания — законодательного органа Российской Федерации в системе государственной власти после конституционной реформы 2020 года.
Делается вывод о том, что принятие поправок к Конституции РФ по итогам общероссийского голосования способствовало повышению роли современного парламента России. При этом авторы утверждают, что, несмотря на укрепление парламента в системе разделения властей, Россия не встала на путь построения парламентской республики. Историческое развитие страны свидетельствует о том, что Россия нуждается в сильной вертикали государственной власти. Конституционные новеллы, претворение в жизнь их предписаний станут началом совершенствования системы государственной власти и дальнейшего развития парламентаризма в Российской Федерации.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, конституционное право, парламентское право, парламент, бикамерализм, разделение властей, конституционно-правовой статус, компетенция, поправки к Конституции Российской Федерации.
Annotation. The authors analyze the role of the Federal Assembly — the legislative body of the Russian Federation in the system of state power after the constitutional reform of 2020.
It is concluded that the adoption of amendments to the Constitution of the Russian Federation based on the results of the all-Russian vote helped to increase the role of the modern Russian parliament. At the same time, the authors claim that despite the strengthening of the parliament in the system of state administration, Russia has not embarked on the path of building a parliamentary republic. The historical path of the country's development shows that Russia needs a strong vertical of state power. The adoption of these changes should only be the beginning of the reform of the state administration system of the Russian Federation for the further development of parliamentarism.
Keywords: Constitution of the Russian Federation, constitutional law, parliamentary law, parliament, bicameralism, separation of powers, constitutional and legal status, competence, amendments to the Constitution of the Russian Federation.
В результате многоэтапной, бурной пятилетки конституционных преобразований (01.12.1988 - 12.12.1993) в нашей стране всенародным голосованием была утверждена ныне действующая (с поправками) Конституция
Российской Федерации1. Почти тридцать лет Основной закон государства без значительной корректировки регулировал важнейшие общественные отношения. Однако разного рода процессы, новые реалии предопределили, детерми-
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2021
нировали новый этап — конституционную реформу 2020.
По образному выражению Т.Я. Хабриевой, «Конституция — это развивающаяся правовая материя, она поддается давлению обстоятельств и должна быть изменена, если этого требует сложившаяся ситуация»2.
Прошедшие за последние несколько месяцев в конституционно-правовой сфере Российской Федерации изменения мотивируют интерес к исследованиям роли современного парламента в системе государственной власти. Тенденция укрепления роли парламента требует глубокого осмысления.
Российский парламент — это законодательный и представительный орган государственной власти, состоящий из представителей народа и наделенный им властными полномочиями.
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. В соответствии со ст. 95 Конституции РФ парламент Российской Федерации состоит из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). Бикамеральная структура Федерального Собрания обусловлена его представительной ролью, которая закреплена в Конституции, одна из палат — Совет Федерации — осуществляет представительство субъектов Российской Федерации, другая — Государственная Дума — выступает представителем граждан Российской Федерации3.
Роль парламента, законодательного органа Российской Федерации, во многом обусловлена компетенцией его палат, закрепленной в тексте Конституции РФ.
До утверждения поправок в Конституцию РФ Государственная Дума давала свое согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства. Она имела возможность отклонить кандидатуру Председателя Правительства, однако в случае трехкратного отклонения кандидатуры нижняя палата парламента распускалась Президентом РФ. Такое положение объясняется тем, что Правительство РФ полностью формировалось главой государства, что, в частности, давало основание некоторым авторам называть высший орган исполнительной власти Правительством Президента4.
В обновленной Конституции России в соответствии со ст. 103, ч. 1, п. «а», Государственная Дума не просто дает свое согласие на назначение Председателя Правительства, она утверждает его кандидатуру на должность по представлению
главы государства, после чего и происходит его назначение Президентом РФ. В случае утверждения кандидатуры Президент не может отказать в его назначении на должность. Изменения предусматривают и новое полномочие нижней палаты парламента: утверждение по представлению Председателя Правительства Российской Федерации кандидатур заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Таким образом, значительно повышается роль Государственной Думы в процессе формирования Правительства РФ, теперь нижняя палата парламента практически полностью формирует его состав.
На первый взгляд поправки к Конституции не предусматривают каких-либо изменений в ст. 111, которая указывает на право Президента РФ распустить Государственную Думу в случае трехкратного отклонения кандидатур на должность Председателя Правительства. Но внимательное исследование позволяет заметить: в прежней редакции Конституции был закреплен императивный термин: Президент «распускает» Государственную Думу, в то время как в соответствии с новыми поправками действует диспози-тивная норма — Президент в названном случае «вправе распустить Государственную Думу» (ст. 111 ч. 4 Конституции РФ), но может оставить палату в прежнем составе.
Такое решение проблемы представляется правильным: сохраняется сильная власть главы государства и в определенной степени укрепляются позиции Федерального Собрания — парламента во взаимоотношениях с Правительством в системе разделения властей.
Помимо этого, в обновленном тексте Конституции устанавливается новое основание для роспуска нижней палаты парламента. В соответствии со ст. 112, ч. 4, Президент вправе распустить Государственную Дума и назначить новые выборы в случае трехкратного отклонения кандидатур заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, если более одной трети должностей членов Правительства (за исключением должностей федеральных министров, указанных в п. «д.1» ст. 83 Конституции РФ) остаются вакантными. Основной закон и в этих обстоятельствах не обязывает Президента распустить Государственную Думу, а оставляет возможность палате по решению главы государства продолжить законодательную деятельность.
В новой редакции Конституции регулируется более подробно, с указанием сроков рассмот-
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2021
рения на отдельных этапах вопрос о доверии Правительству, который его Председатель вправе поставить перед Государственной Думой. До принятия конституционных поправок в случае отказа в доверии Президент принимал решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и проведении новых выборов. В настоящее время согласно ст. 117, ч. 4, Конституции в данной ситуации Президент вправе отправить в отставку Правительство или распустить Государственную Думу.
Следовательно, глава государства может позволить парламенту и правительству продолжить свою деятельность. Но если в течение трех месяцев повторно Государственная Дума отказывает в доверии Правительству, глава государства принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске нижней палаты парламенты и назначении выборов депутатов. Таким образом, более взвешенно, цивилизованно могут разрешаться противоречия, конфликты, порой возникающие в системе разделения властей.
Компетенция Совета Федерации в результате утверждения конституционных поправок в значительной степени изменилась5. Если до реформы 2020 к ведению верхней палаты российского парламента было отнесено отрешение от должности главы государства, то теперь добавили лишение неприкосновенности Президента, прекратившего исполнение полномочий.
Прежде Совет Федерации назначал судей Конституционного Суда и Верховного Суда на должность, в настоящее время уполномочен по представлению Президента Российской Федерации назначать на должность Председателя, его заместителя и судей Конституционного Суда и Верховного Суда.
К новеллам, которые предполагают необходимость толкования норм Конституционным Судом, по нашему мнению, относятся проведение консультаций по предложенным Президентам кандидатурам на посты Генерального прокурора страны, его заместителей, прокуроров субъектов Российской Федерации (ст. 102, ч. 1, п. «з», Конституции РФ).
Как известно, подготовка и принятие законов — основная, важнейшая функция парламента. Поправки к Конституции России внесли изменения в законодательный процесс. Наряду с правом вето, возможностью не подписывать принятый парламентом федеральный закон у главы государства появилось право обращения в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности федерального закона.
В прежней редакции Конституции РФ не предусматривалось вмешательство Президента в процесс принятия федерального конституционного закона. До реформы 2020 принятый платами Федерального Собрания федеральный конституционный закон подлежал подписанию Президента в течение 14 дней и обнародованию.
В настоящее время согласно ст. 108, ч. 2, Конституции Президент вправе обратиться с запросом о проверке конституционности федерального конституционного закона в Конституционный Суд, что, по нашему мнению, укрепляет статус главы государства — гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80, ч. 2, Конституции РФ). Названные конституционные новеллы в значительной мере повысили роль Президента нашей страны в законодательном процессе.
В результате внесенных изменений в Основной закон не только укрепились позиции парламента, но и увеличилась ответственность его палат, депутатов Государственной Думы за свою деятельность, а также итоги работы сформированного ими Правительства. Сделаны шаги по пути создания необходимых условий для эффективного взаимодействия, конкуренции и сотрудничества парламента и Правительства в системе разделения властей.
1 Шеховцов В.А. Этапы создания действующей Конституции России // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 4. С. 70—72.
2 Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире: Монография. М., 2019. С. 8.
3 Парламентское право: Монография / Под ред. Т.Я. Хаб-риевой. М.: Изд. Гос. Думы, 2013. С. 55.
4 Авакъян С.А. Конституционное право России. М., 2020. С. 343.
5 Конституция РФ (с изм., принятыми в 2020 г.) Новосибирск: Норматика, 2020. С. 31—32.
Библиографический список
1. Конституция РФ (с изм., принятыми в 2020 г.) Новосибирск: Норматика, 2020.
2. Авакъян С.А. Конституционное право России. Т. 2. М.: Норма: ИНФРА-М, 2020. 928 с.
3. Парламентское право России: Монография / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: Изд. Гос. Думы, 2013. 400 с.
4. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире: Монография. М., 2019. 308 с.
5. Шеховцов В.А. Этапы создания действующей Конституции России // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 4. С. 70—72.
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2021