ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
РОЛЬ ОВД В БОРЬБЕ С НАРУШЕНИЯМИ РЕКЛАМНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В.А. ЕГУПОВ,
соискатель Московского университета МВД России
Аннотация. Основная идея статьи — показать роль милиции в борьбе с нарушениями рекламного законодательства, определить виды и основные функции подразделений, занимающихся борьбой с рекламными правонарушениями, указать на проблемы, связанные с распространением ненадлежащей рекламы, и предложить пути их решения подразделениями ОВД.
Ключевые слова: милиция, рекламные правонарушения, виды подразделений, основные функции, распространение, реклама.
THE ROLE OF THE MILITIA TO FIGHT AGAINST ADVERTISE VIOLATES
V.A. EGUPOV,
the competitor of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
The summary. The main idea of this article is to show the role of the militia to fight against advertise violates, to define kind of subdivisions, which work with advertise violates and its main functions. Also we want to show real life problems, which connect with dissemination of irregular advertisement and we want to propose means to decide it.
Key words: militia, advertise violates, fight, kind of subdivisions, main functions, connect, dissemination, irregular, propose, decide, advertisement.
Непосредственным субъектом, рассматривающим дела, связанные с нарушением законодательства о рекламе, и привлекающим виновных лиц к административной ответственности, являются федеральный антимонопольный орган и его территориальные подразделения. Роль милиции сводится к оказанию содействия антимонопольному органу и судебным приставам-исполнителям в привлечении участников рекламной деятельности к юридической ответственности за нарушение последними законодательства о рекламе. Речь здесь идет не только об административной ответственности, но и о гражданско-правовой ответственности, налагаемой в своих решениях судами общей юрисдикции и арбитражными судами за нарушение условий договоров либо за причинение вреда правам и законным интересам потребителей рекламы.
Содействие осуществляется в форме не только силовой помощи сотрудникам антимонопольных органов и судебным приставам-исполнителям, но и подачи жалоб и заявлений в уполномоченный орган в случае выявления нарушения законодательства о рекламе, а также пресечения активных действий, связанных с ненадлежащей рекламой (например, недобросовестная или недостоверная устная реклама на потребительском рынке). Силовая помощь реализуется в виде сопровождения представителей антимонопольного органа либо судебных приставов-исполнителей при их работе с нарушителями рекламного законодательства и привлечении их к ответственности.
Подача жалоб в федеральный антимонопольный орган либо в его территориальные подразделения чаще всего осуществляется подразделениями ГИБДД МВД России, так как нередки случаи распространения вдоль шоссейный дорог и автомагистралей рекламы, имеющей схожесть с дорожными знаками либо содержащей изображения с использованием ярких, отвлекающих цветов или имеющих эротический характер. Такая реклама часто становится причиной множества дорожно-транспортных происшествий, даже если в ее содержании и форме соблюдены общие и специальные требования, предъявляемые Федеральным законом «О рекламе», но размещаться она должна в ином месте, чтобы не отвлекать участников дорожного движения от исполнения ими соответствующих правил дорожного движения и мер безопасности на дорогах. Сотрудники ГИБДД должны не только выявлять подобные случаи, но и не допускать самого факта размещения такой рекламы, а в идеальном варианте — проводить экспертизу рекламного полотна и перетяжек на предмет наличия или отсутствия оснований, создающих угрозу безопасности транспортному потоку.
Неслучайно в соответствии с п.м15. ст. 19 Федерального закона «О рекламе» одним из оснований отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции является нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта. К сожалению, на практике такое основание не всегда учитывается, а между тем оно самое важное, и
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
последствия его игнорирования могут быть катастрофическими (например, заглядевшийся на рекламный щит водитель автобуса или маршрутного такси выехал на обочину или столкнулся с другим транспортным средством, в результате чего пострадали не только водитель, но и пассажиры).
Пресечение устной ненадлежащей рекламы на потребительском рынке осуществляется подразделениями милиции общественной безопасности горрай-органов внутренних дел и специально созданными в 1999 г. отделами по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства. Они должны пресекать ненадлежащую рекламу и рекламные кампании, проводящиеся как на продовольственных рынках, так и в магазинах, супермаркетах и торговых центрах. Такая реклама может содержать как не соответствующие действительности сведения в отношении предлагаемых товаров, работ и (или) услуг, так и содержать некорректные сравнения с товарами (работами, услугами) других производителей-конкурентов, т.е. являться формой недобросовестной конкуренции.
Основные функции подразделений, ведущих борьбу с рекламными правонарушениями: ® проведение в установленном порядке совместно с другими подразделениями ОВД комплексных мероприятий по предупреждению, выявлению, пресечению административных правонарушений в сфере рекламы, установление лиц, их совершивших;
выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений в сфере рекламы, участие в работе по их устранению;
оказание помощи сотрудникам антимонопольных органов при проведении ими оперативно-профилактических мероприятий;
формирование банка данных о лицах, привлекаемых к административной и гражданско-правовой ответственности за правонарушения в сфере рекламы; ® рассмотрение жалоб и заявлений физических и юридических лиц по фактам распространения ненадлежащей рекламы и направления их по подведомственности.
Нередко ненадлежащая реклама может являться формой недобросовестной конкуренции на рынке товаров и услуг. Речь идет о коммерческой рекламе, т.е. рекламодателем является предприниматель (юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель). Огромную роль в предупреждении, раскрытии и расследовании этого состава преступления играют подразделения по борьбе с экономическими преступлениями МВД России.
Недопущение, ограничение или устранение конкуренции возникает не только вследствие размещения наружной рекламы, рекламы на транспортных средствах, распространения ее в средствах массовой информации, но и в результате устной рекламы на потребительских рынках. Нельзя не указать на важную
роль в пресечении таких незаконных действий подразделений патрульно-постовой службы милиции и подразделений по борьбе с нарушениями в сфере потребительского рынка и административного законодательства. Примеров ограничения конкуренции путем рекламы множество, начиная от некорректных сравнений характеристик объекта рекламирования с аналогичными объектами конкурентов и заканчивая не соответствующими действительности сведениями в отношении цены, качества, полезности и превосходства рекламируемого товара перед товарами других производителей-конкурентов.
В настоящее время распространена торговля в электропоездах, где продают обычные либо некачественные товары по якобы заниженным ценам, сопровождая их красочной недостоверной устной рекламой, где товар преподносится как уникальный и незаменимый. К сожалению, такая реклама и торговля формально запрещены уголовным законом и подпадают под действие ст. 171 УК, квалифицируются как незаконное предпринимательство, но фактически ненаказуема, поэтому торговля в электропоездах получает все большое распространение, и все больше потребителей страдают от такой продукции.
Такую рекламу и торговлю обязаны выявлять и пресекать подразделения милиции по сопровождению электропоездов и взыскивать штрафы с виновных лиц. Ведь в электропоездах продают не только прессу, лекарственные средства и средства гигиены, медицинское оборудование, но, что вызывает опасения, продукты питания, овощи и фрукты, которые не прошли надлежащий санитарно-эпидемиологический контроль, в результате чего потребитель рискует быть отравленным реализуемым продуктом.
Таким образом, роль ОВД в борьбе с нарушениями рекламного законодательства сводится не только к оказанию содействия антимонопольным органам в привлечении к юридической ответственности субъектов рекламной деятельности, виновных в создании и распространении ненадлежащей рекламы, но и в пресечении самих фактов устного распространения такой рекламы, а также в выявлении и привлечении к административной и уголовной ответственности нарушителей рекламного и антимонопольного законодательства. Потребителям и конкурентам, пострадавшим от такой рекламы либо от деятельности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которая рекламировалась, ОВД должны разъяснить возможность и порядок обращения в суд или арбитражный суд для привлечения виновных лиц к гражданско-правовой ответственности перед потерпевшими субъектами. Состоявшееся привлечение к административной и (или) уголовной ответственности не освобождает правонарушителей от гражданско-правовой ответственности, как договорной, так и вне-договорной, перед пострадавшими от такой рекламы или деятельности законопослушными лицами.