Научная статья на тему 'Правовой режим рекламной деятельностив области коммерческих отношений: исполнение и контроль'

Правовой режим рекламной деятельностив области коммерческих отношений: исполнение и контроль Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
442
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕКЛАМА / РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА / АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ADVERTISING / PROMOTIONAL ACTIVITIES / THE LEGAL REGIME OF THE ADVERTISING ACTIVITY / ADMINISTRATIVE LEGAL REGIME OF ADVERTISING ACTIVITY / THE FEDERAL ANTIMONOPOLY SERVICE / ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS / VIOLATIONS OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карягина Анжелика Владимировна

В статье отмечается, что сложившаяся законодательная база, регулирующая правоотношения в сфере рекламы и рекламной деятельности, опирается на органы, осуществляющие контроль ее исполнения. В рамках правового режима рекламной деятельности можно выделить режим административного судопроизводства, направленный на выявление и пресечение нарушений антимонопольного законодательства о рекламе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal regime of advertising in commercial relationships: execution and control

The article States that the current legislative base, regulating the relations in the sphere of advertising and promotional activities, provides for the bodies, carrying out control of its execution. In the framework of the legal regime of the advertising activity can be identified mode of the administrative proceedings, directed on revealing and suppression of violations of the antitrust legislation on advertising.

Текст научной работы на тему «Правовой режим рекламной деятельностив области коммерческих отношений: исполнение и контроль»

В настоящее время в Российской Федерации правовой режим рекламной деятельности осуществляется по двум направлениям - государственному и как саморегулирование в форме общественного контроля за соблюдением этических и правовых норм с целью защиты прав потребителей. Создавая правовую базу функционирования рыночной системы, государство обеспечивает законный статус частного предпринимательства, учреждений и организаций государственного и негосударственного секторов, связанных с рекламной деятельностью, тем самым создавая нормы правоотношений между ними. Законодательство предоставляет органам исполнительной власти всех уровней право быть арбитром в области коммерческих отношений, выявлять случаи преступной экономической деятельности и применять соответствующие санкции.

Сложившаяся законодательная база, регулирующая правоотношения в сфере рекламы и рекламной деятельности, предусматривает и органы, осуществляющие контроль ее исполнения. «Суть государственного регулирования рекламы, - считает А.Н. Мудров, - можно определить следующим образом: минимум государственного вмешательства в рекламную деятельность, за исключением прямых запретов на отдельные виды рекламы табачных изделий, алкоголя и ограничение по распространению рекламы, направленной на детей и с их участием» [1, с. 230].

Следует отметить, что усиление государственного контроля за содержанием рекламы и рекламной деятельностью связано как с динамикой общественных отношений, так и с появлением новых мультимедийных средств обмена информацией, что позволяет в некоторых случаях нарушать закон.

Продолжает оставаться сложным вопрос о консенсусе между бизнесом и государственной властью в сфере рекламной деятельности, т.к. большинство фирм старается не допустить вмешательства государства в свои рекламные кампании. «Как свидетельствует практика антимонопольных органов и судебная практика, - пишет Д.М. Гаврилова, - возбудить дела, привлечь виновных к ответственности и эффективно противодействовать возникновению новых правоотношений подобного рода по действующему законодательству весьма затруднительно» [2, с. 23]. По нашему мнению, эта трудность связана с тем, что в условиях конкуренции, с одной стороны, и конституционной свободы экономической деятельности, с другой, презюмируется свобода заключения договоров хозяйствующими субъектами. Но в случае нарушения закона такие договоры могут приводить к ограничению свободы экономической деятельности, что ущемляет интересы конкурирующих и неконкурирующих хозяйствующих субъектов, потребителей и становится тормозом развития рыночной экономики.

В целях защиты от недобросовестной конкуренции предприниматели вынуждены признать необходимость вмешательства государства, если нарушаются правовые, этические и другие нормы, регулирующие рекламу и рекламную деятельность. По мнению С.С. Алексеевой, «...юридическая ответственность за нарушение законодательства о рекламе, являясь по своей природе одним из средств правового регулирования и разновидностью юридической ответственности. согласно которому это установленная в особом процессуальном порядке обязанность субъекта, совершившего правонарушение, претерпевать адекватные лишения личного имущественного или организационного характера, предусмотренные санкцией юридической нормы» [3, с. 10]. Поэтому Федеральная антимонопольная служба РФ, будучи уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на рынке товаров, работ и услуг, а также рекламы в той части, которая установлена законодательством об антимонопольном органе.

Указом Президента РФ Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было переименовано в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС) [4], которая является основным исполнительным органом государственного регулирования в области рекламы посредством возбуждения административного судопроизводства. ФАС России осуществляет деятельность через свои территориальные органы во взаимодействии с другими органами центральной исполнительной власти, регионов и местного самоуправления. Антимонопольная служба имеет право вносить в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента, Правительства, издавать индивидуальные правовые акты по вопросам, относящимся к ее ведению в области рекламы (п.п. 6.8) [5]. В Законе «О рекламе» (ч. 2 ст. 33)

содержится перечень мер, которые реализуют ФАС России и ее территориальные органы по осуществлению своих полномочий:

- выдача субъектам рекламной деятельности обязательных для исполнения предписаний о прекращении нарушений законодательства РФ о рекламе;

- предъявление в суд или арбитражный суд исков о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламы);

- предъявление в суд или арбитражный суд исков о запрете распространения рекламы с нарушением законодательства о ней;

- выдача органам всех уровней исполнительной власти предписаний об обязательной отмене или изменении изданных ими нормативных правовых актов, противоречащих российскому законодательству.

В целях установления взаимодействия между ФАС России и Федеральной службой по надзору за сохранением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультурой) заключено соглашение об информационном взаимодействии между указанными службами для выявления, предупреждения и пресечения нарушений законодательства о рекламе.

В рамках правового режима рекламной деятельности можно выделить режим административного судопроизводства, направленный на выявление и пресечение нарушений антимонопольного законодательства о рекламе, совершаемых физическими или юридическими лицами. Указанные дела, возбужденные по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассматриваются в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. № 508 [6], что является начальной стадией рассмотрения соответствующего административного спора. В общих положениях Правил п. 1.2 указываются факты, которые ведут к возбуждению дел ФАС России:

- распространение рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;

- принятие федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления актов, полностью или в части противоречащих законодательству о рекламе;

- заключение договоров на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы с нарушением требований законодательства о ней и т.д.

Следовательно, можно сделать вывод, что поводом к возбуждению административного производства становятся выявленные факты нарушения законодательства о рекламе.

Возбуждение дела о нарушении рекламного законодательства может производиться также и по представлению прокурора, в случае обращения органов власти, а также письменного заявления частных лиц с приложением документов, содержащих необходимую информацию. По итогам рассмотрения выносится письменное мотивированное решение о возбуждении дела или об отказе в нем, которое может быть обжаловано в судебном порядке. ФАС России в пределах своих полномочий вправе выдавать предписания (ст. 36) [7] о прекращении распространения ненадлежащей рекламы и его исполнению в установленный срок. В случае неисполнения предписаний ФАС России наступает ответственность, предусмотренная Кодексом об административных правонарушениях, которая может быть обжалована, оспорена в порядке, установленном законодательством РФ.

Нарушения законодательства о рекламе определяются не только ФАС России, но и арбитражным судом в каждом случае индивидуально, в зависимости от степени нарушения правил, необходимости их исполнения, как, например, запрещается прерывание детских и образовательных передач рекламой алкогольной продукции в целях защиты жизни и здоровья несовершеннолетних. Поэтому «.весьма важным является положение о том, - пишет Ф.И. Шарков, - что лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, а также могут выступать с публичным опровержением недобросовестной рекламы - дать контррекламу» [8, с. 17]. Такое опровержение по решению суда или арбитражного суда должно быть дано в установленные сроки, в определенном месте и соответствующей форме.

Важным моментом административного правового режима рекламной деятельности является то, что рекламодатель обязан предоставить, а рекламопроизводитель и рекламораспространитель вправе требовать от него документы, подтверждающие достоверность рекламной информации. К обязанностям сторон в рекламной деятельности отнесено хранение материалов или копий рекламы в течение шести месяцев со дня их последнего распространения, а также предоставление достоверных объяснений в устной или письменной формах, видео- и звукозаписей государственному органу управления, в компетенцию которого входят вопросы контроля соблюдения законодательства о рекламе.

В случае нарушения законодательства о рекламе участники рекламной деятельности несут юридическую ответственность. Так, при обнаружении нарушения виновный обязан осуществить контррекламу в срок, установленный исполнительным органом, в компетенцию которого входят вопросы контроля рекламной деятельности и право выносить соответствующие решения. При этом расходы по опровержению недобросовестной или ненадлежащей рекламы в полном объеме ложатся на нарушителя, а в случае несоблюдения установленного срока может быть принято решение о полном или частичном ее приостановлении до дня опровержения. Контрреклама должна осуществляться тем же способом, с использованием тех же характеристик, продолжительности, места и порядка, что и опровергаемая информация. Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в суд с исками, в том числе о возмещении материального и морального ущерба.

Некоторые вопросы рекламной деятельности до настоящего времени остаются вне сферы правового регулирования, что не позволяет полностью контролировать ситуацию на рынке рекламы. Данный пробел восполняет судебная практика, входящая в структуру правового режима рекламной деятельности.

Литература

1. Мудров А.Н. Основы рекламы. М., 2005.

2. Гаврилова Д.М. Правовое регулирование согласованных действий в антимонопольном законодательстве Российской Федерации и зарубежных стран // Реклама и право. 2011. № 1.

3. Алексеева С.С. Юридическая ответственность как средство регулирования правоотношений в сфере рекламы // Реклама и право. 2011. № 1.

4. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с посл. изм. от 22 июня 2010 г.) // Парламентская газета. 2004. 12 марта.

5. Постановление Правительства РФ от 30 ию- ня 2004 года № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» // Российская газета. 2004. 31 июля.

6. Постановление Правительства РФ от 17 августа 2006 года № 508 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» // Российская газета. 2006. 23 августа.

7. Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» // Российская газета. 2006. 15 марта.

8. Шарков Ф.И. Правовое регулирование коммуникативной деятельности: в рекламе, связях с общественностью, журналистике. М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.