В настоящее время в Российской Федерации правовой режим рекламной деятельности осуществляется по двум направлениям - государственному и как саморегулирование в форме общественного контроля за соблюдением этических и правовых норм с целью защиты прав потребителей. Создавая правовую базу функционирования рыночной системы, государство обеспечивает законный статус частного предпринимательства, учреждений и организаций государственного и негосударственного секторов, связанных с рекламной деятельностью, тем самым создавая нормы правоотношений между ними. Законодательство предоставляет органам исполнительной власти всех уровней право быть арбитром в области коммерческих отношений, выявлять случаи преступной экономической деятельности и применять соответствующие санкции.
Сложившаяся законодательная база, регулирующая правоотношения в сфере рекламы и рекламной деятельности, предусматривает и органы, осуществляющие контроль ее исполнения. «Суть государственного регулирования рекламы, - считает А.Н. Мудров, - можно определить следующим образом: минимум государственного вмешательства в рекламную деятельность, за исключением прямых запретов на отдельные виды рекламы табачных изделий, алкоголя и ограничение по распространению рекламы, направленной на детей и с их участием» [1, с. 230].
Следует отметить, что усиление государственного контроля за содержанием рекламы и рекламной деятельностью связано как с динамикой общественных отношений, так и с появлением новых мультимедийных средств обмена информацией, что позволяет в некоторых случаях нарушать закон.
Продолжает оставаться сложным вопрос о консенсусе между бизнесом и государственной властью в сфере рекламной деятельности, т.к. большинство фирм старается не допустить вмешательства государства в свои рекламные кампании. «Как свидетельствует практика антимонопольных органов и судебная практика, - пишет Д.М. Гаврилова, - возбудить дела, привлечь виновных к ответственности и эффективно противодействовать возникновению новых правоотношений подобного рода по действующему законодательству весьма затруднительно» [2, с. 23]. По нашему мнению, эта трудность связана с тем, что в условиях конкуренции, с одной стороны, и конституционной свободы экономической деятельности, с другой, презюмируется свобода заключения договоров хозяйствующими субъектами. Но в случае нарушения закона такие договоры могут приводить к ограничению свободы экономической деятельности, что ущемляет интересы конкурирующих и неконкурирующих хозяйствующих субъектов, потребителей и становится тормозом развития рыночной экономики.
В целях защиты от недобросовестной конкуренции предприниматели вынуждены признать необходимость вмешательства государства, если нарушаются правовые, этические и другие нормы, регулирующие рекламу и рекламную деятельность. По мнению С.С. Алексеевой, «...юридическая ответственность за нарушение законодательства о рекламе, являясь по своей природе одним из средств правового регулирования и разновидностью юридической ответственности. согласно которому это установленная в особом процессуальном порядке обязанность субъекта, совершившего правонарушение, претерпевать адекватные лишения личного имущественного или организационного характера, предусмотренные санкцией юридической нормы» [3, с. 10]. Поэтому Федеральная антимонопольная служба РФ, будучи уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на рынке товаров, работ и услуг, а также рекламы в той части, которая установлена законодательством об антимонопольном органе.
Указом Президента РФ Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было переименовано в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС) [4], которая является основным исполнительным органом государственного регулирования в области рекламы посредством возбуждения административного судопроизводства. ФАС России осуществляет деятельность через свои территориальные органы во взаимодействии с другими органами центральной исполнительной власти, регионов и местного самоуправления. Антимонопольная служба имеет право вносить в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента, Правительства, издавать индивидуальные правовые акты по вопросам, относящимся к ее ведению в области рекламы (п.п. 6.8) [5]. В Законе «О рекламе» (ч. 2 ст. 33)
содержится перечень мер, которые реализуют ФАС России и ее территориальные органы по осуществлению своих полномочий:
- выдача субъектам рекламной деятельности обязательных для исполнения предписаний о прекращении нарушений законодательства РФ о рекламе;
- предъявление в суд или арбитражный суд исков о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламы);
- предъявление в суд или арбитражный суд исков о запрете распространения рекламы с нарушением законодательства о ней;
- выдача органам всех уровней исполнительной власти предписаний об обязательной отмене или изменении изданных ими нормативных правовых актов, противоречащих российскому законодательству.
В целях установления взаимодействия между ФАС России и Федеральной службой по надзору за сохранением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультурой) заключено соглашение об информационном взаимодействии между указанными службами для выявления, предупреждения и пресечения нарушений законодательства о рекламе.
В рамках правового режима рекламной деятельности можно выделить режим административного судопроизводства, направленный на выявление и пресечение нарушений антимонопольного законодательства о рекламе, совершаемых физическими или юридическими лицами. Указанные дела, возбужденные по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассматриваются в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. № 508 [6], что является начальной стадией рассмотрения соответствующего административного спора. В общих положениях Правил п. 1.2 указываются факты, которые ведут к возбуждению дел ФАС России:
- распространение рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
- принятие федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления актов, полностью или в части противоречащих законодательству о рекламе;
- заключение договоров на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы с нарушением требований законодательства о ней и т.д.
Следовательно, можно сделать вывод, что поводом к возбуждению административного производства становятся выявленные факты нарушения законодательства о рекламе.
Возбуждение дела о нарушении рекламного законодательства может производиться также и по представлению прокурора, в случае обращения органов власти, а также письменного заявления частных лиц с приложением документов, содержащих необходимую информацию. По итогам рассмотрения выносится письменное мотивированное решение о возбуждении дела или об отказе в нем, которое может быть обжаловано в судебном порядке. ФАС России в пределах своих полномочий вправе выдавать предписания (ст. 36) [7] о прекращении распространения ненадлежащей рекламы и его исполнению в установленный срок. В случае неисполнения предписаний ФАС России наступает ответственность, предусмотренная Кодексом об административных правонарушениях, которая может быть обжалована, оспорена в порядке, установленном законодательством РФ.
Нарушения законодательства о рекламе определяются не только ФАС России, но и арбитражным судом в каждом случае индивидуально, в зависимости от степени нарушения правил, необходимости их исполнения, как, например, запрещается прерывание детских и образовательных передач рекламой алкогольной продукции в целях защиты жизни и здоровья несовершеннолетних. Поэтому «.весьма важным является положение о том, - пишет Ф.И. Шарков, - что лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, а также могут выступать с публичным опровержением недобросовестной рекламы - дать контррекламу» [8, с. 17]. Такое опровержение по решению суда или арбитражного суда должно быть дано в установленные сроки, в определенном месте и соответствующей форме.
Важным моментом административного правового режима рекламной деятельности является то, что рекламодатель обязан предоставить, а рекламопроизводитель и рекламораспространитель вправе требовать от него документы, подтверждающие достоверность рекламной информации. К обязанностям сторон в рекламной деятельности отнесено хранение материалов или копий рекламы в течение шести месяцев со дня их последнего распространения, а также предоставление достоверных объяснений в устной или письменной формах, видео- и звукозаписей государственному органу управления, в компетенцию которого входят вопросы контроля соблюдения законодательства о рекламе.
В случае нарушения законодательства о рекламе участники рекламной деятельности несут юридическую ответственность. Так, при обнаружении нарушения виновный обязан осуществить контррекламу в срок, установленный исполнительным органом, в компетенцию которого входят вопросы контроля рекламной деятельности и право выносить соответствующие решения. При этом расходы по опровержению недобросовестной или ненадлежащей рекламы в полном объеме ложатся на нарушителя, а в случае несоблюдения установленного срока может быть принято решение о полном или частичном ее приостановлении до дня опровержения. Контрреклама должна осуществляться тем же способом, с использованием тех же характеристик, продолжительности, места и порядка, что и опровергаемая информация. Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в суд с исками, в том числе о возмещении материального и морального ущерба.
Некоторые вопросы рекламной деятельности до настоящего времени остаются вне сферы правового регулирования, что не позволяет полностью контролировать ситуацию на рынке рекламы. Данный пробел восполняет судебная практика, входящая в структуру правового режима рекламной деятельности.
Литература
1. Мудров А.Н. Основы рекламы. М., 2005.
2. Гаврилова Д.М. Правовое регулирование согласованных действий в антимонопольном законодательстве Российской Федерации и зарубежных стран // Реклама и право. 2011. № 1.
3. Алексеева С.С. Юридическая ответственность как средство регулирования правоотношений в сфере рекламы // Реклама и право. 2011. № 1.
4. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с посл. изм. от 22 июня 2010 г.) // Парламентская газета. 2004. 12 марта.
5. Постановление Правительства РФ от 30 ию- ня 2004 года № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» // Российская газета. 2004. 31 июля.
6. Постановление Правительства РФ от 17 августа 2006 года № 508 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» // Российская газета. 2006. 23 августа.
7. Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» // Российская газета. 2006. 15 марта.
8. Шарков Ф.И. Правовое регулирование коммуникативной деятельности: в рекламе, связях с общественностью, журналистике. М., 2008.