Научная статья на тему 'Роль оценочных суждений и феномена оценки в философском и педагогическом контексте'

Роль оценочных суждений и феномена оценки в философском и педагогическом контексте Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
589
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оценка / ценностное суждение / оценочное суждение / высказывание. / evaluation / value judgment / evaluation judgment / statement.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Новикова Елена Олеговна

Дается философское осмысление категории «оценка»; сравниваются понятия «оценочные суждения», «ценностные суждения»; поясняется необходимость в их растождествлении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF VALUE JUDGMENTS AND OF THE PHENOMENON OF EVALUATION IN THE PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL CONTEXT

This article shows a philosophical understanding of the category of evaluation; the notions of «value judgments» and «value judgments» are compared; explains the need to separate them from each other.

Текст научной работы на тему «Роль оценочных суждений и феномена оценки в философском и педагогическом контексте»

УДК 37.01:161.2

DOI: 10.24411/2308-7226-2019-10008

Новикова Елена Олеговна

аспирант кафедры высшей математики и методики обучения математике

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», г. Пермь, Россия 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24, (342)238-64-64 e-mail: ElenaOlegovna88@mail. ru

РОЛЬ ОЦЕНОЧНЫХ СУЖДЕНИЙ И ФЕНОМЕНА ОЦЕНКИ В ФИЛОСОФСКОМ И ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

Elena О. Novikova

Postgraduate Student, Department of Higher Mathematics and Mathematics Teaching

Methodology

Federal State-Financed Educational Institution of Higher Educational "Perm State

Humanitarian-Pedagogical University " 614990, 24, Sibirskaya str., Perm, Russia, e-mail: ElenaOlegovna88@mail.ru

THE ROLE OF VALUE JUDGMENTS AND OF THE PHENOMENON OF EVALUATION IN THE PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL

CONTEXT

Аннотация. Дается философское осмысление категории «оценка»; сравниваются понятия «оценочные суждения», «ценностные суждения»; поясняется необходимость в их растождествлении.

Ключевые слова: оценка, ценностное суждение, оценочное суждение, высказывание.

Abstract. This article shows a philosophical understanding of the category of evaluation; the notions of «value judgments» and «value judgments» are compared; explains the need to separate them from each other.

Key words: evaluation, value judgment, evaluation judgment, statement.

С понятием «оценка» связаны разнообразные сферы деятельности человека. Оцениванием занимаются ученые в физике, психологии, философии,

© Новикова Е.О., 2019

социологии, медицине, педагогике и других областях науки. Не существует отдельной науки, посвященной изучению данного универсального понятия. Как следствие этого, можно отметить неоднозначность в осмыслении понятия «оценка» исследователями из разных областей познания.

В данной статье покажем философское осмысление категории «оценка»; сравним понятия «оценочные суждения», «ценностные суждения», поясним необходимость в дифференцировании их друг от друга.

Данным вопросам также посвящены работы таких исследователей, как А.А. Ивин, В.В. Сутужко, М.Г. Грачев, Л.Г. Титова[1; 2; 3; 4; 5; 6; 7].

Оценка - это процесс, который имеет определенную структуру: субъект оценивания, объект оценивания, основание и сам результат (оценка) [6]. В зависимости от выбранного основания можно говорить о разных видах оценки.

Рассуждая языком диалектической логики, философское знание можно разделить на пять областей: онтологию, гносеологию, аксиологию, праксиологию, логику. Если сопоставить оценку с каждым из этих разделов, то можно говорить об онтооценке, гносеологической оценке, ценностной оценке, прагматической оценке, логической оценке [1]. Оценка также может выражаться с помощью одного из видов высказываний: оценка, суждение, вопросы, императивы. Можно заключить, что оценка - самостоятельная категория в философии. Также для подтверждения данного тезиса рассмотрим исторические аспекты становления оценки как самостоятельной категории философского знания.

Наше рассмотрение начнем с философов античных времен, таких как Демокрит, Сократ, Платон и др. Демокрит высказывал идеи о том, что каждому живому организму соответствует состояние - удовольствие, к чему и стремятся люди. Но на практике для достижения этого состояния люди теряют такие качества, как добродетель, справедливость и подчиняют себя своим желаниям. Ученый использует такие категории, как «гармония», «золотая середина», «мера», выделяет два вида познания: «темное» (основывающееся на мнении)

и «светлое» (основывающееся на знании). Сократ исследовал нормы морали. В категорию идеальных человеческих ценностей он поместил оценочные понятия «хорошее», «доброе», «прекрасное». Платон продолжал идею своего учителя и считал, что высшее благо - ценность. Его заслуга в том, что он разделил знание на истинное знание и мнение. Аристотель создал основы научной логики. В его идеях прослеживается соотнесение ценности с целеполаганием. Можно заметить, что в античности оценки зачастую уравнивались с понятием «ценность». Затем взгляды философов меняют направленность, совокупность добродетелей сменяется правилами и нормами. Ф. Бэкон высказывал мнение о том, что научная истина не зависит от религии, ценностей и социальных оценок. Б. Спиноза выражал негативное отношение к применению ценностно-оценочных понятий. И. Кант высказывал идею о том, что эстетическая оценка находится вне области нравственности и познания. Прекрасное субъективно и не нуждается в оценках, более того, оно и не может быть доказано, однако эстетическое суждение имеет для всех необходимое знание.

Во второй половине XIX в. понятия «ценность», «ценностный мир», «оценка», «оценочные суждения» подверглись переосмыслению. Так, например, Ф. Ницше выражал идею о «переоценке всех ценностей».

В XX в. философы попытались соотнести научное познание и ценности -эта проблема лежит в основе идей того времени. Философы пытались отделить ценностное от фактов. Л. Витгенштейн исследовал научные высказывания и проверял их на соответствие объективным событиям, а ценностные высказывания проверял на соответствие идеалам. В данный период ввели термин «аксиология», понятие «оценка». Ценностные же суждения считали перформативными [5].

Можно сказать, что аксиологическая оценка выражается в ценностных высказываниях. Ценностные же высказывания основываются на мировоззрении, нормах поведения, идеях, политических, религиозных взглядах субъекта оценивания. В связи с этим ценностное высказывание является

субъективным. Нельзя говорить об истинности и ложности ценностного высказывания, и, соответственно, его нельзя доказать или опровергнуть. Особое место данный вид оценки занимает в культурологии, так как именно в этой области рассматривается система человеческих ценностей.

Оценка - это самостоятельная форма мысли. Можно также заметить, что оценка есть некое отношение мысли к действительности. Оценка, как отмечено ранее, выражается в высказываниях, которые, в свою очередь, могут быть представлены в виде оценок и суждений. Рассмотрим общую структуру высказывания: субъект - связка - предикат.

Согласно этой структуре, оценкой будет считаться высказывание, в состав которого входит предикат без субъекта (так сказать, безличное предложение). Суждение же имеет полную структуру высказывания. Поэтому «оценочное суждение» - это одна из форм высказывания, относительно которой мы можем заключить, истинно это высказывание или ложно, чего нельзя сказать о других формах высказывания. Соответственно этому, оценка не может быть истинной или ложной. Суждение направлено на объект, поэтому оно объектно. Оценка объектно-метаобъектна, так как она производится над предметом, высказыванием, объектом.

Вопросы, связанные с одной из самостоятельных категорий философии -оценкой, актуальны и для педагогики, так как требования в государственном стандарте (для основной школы), предъявляемые к результатам обучения, включают развитие универсальных учебных действий, в составе которых выделяется действие - оценка.

Список литературы

1. ГрачевМ.Г. Диалектическая логика в живом журнале. - URL: https://dia logic. Hvejournal. com

2. Ивин А.А. Оценка в процессах коммуникации // Философия науки и техники. - М. : Изд-во Ин-та филос. РАН, 2012. - Т. 14. № 1. - С. 203-213.

3. Ивин А.А. Современная философия науки. - М., 2005. - С. 129.

4. Ивин А.А. Ценности и целевое обоснование // Мысль и искусство аргументации. - М., 2003, С. 43-57.

5. Сутужко В.В. Историко-философский анализ проблемы оценки // Изв. Саратов. ун-та, 2009. - Т. 9. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. -Вып. 1. - С. 49-55.

6. Сутужко В.В. Общенаучные аспекты теории оценки // Вестник Волгоград. гос. ун-та. Сер. 7: Философия. Социология и социальные технологии. - Волгоград: Изд-во Волгоград. ун-та, 2009. - № 1(9). - С. 42-46.

7. Титова Л.Г. Оценка как ценность и инструмент // Актуальные проблемы психологии развития. - Ярославль: Изд-во Ярослав. пед. ун-та , 2017. -С. 71-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.