Научная статья на тему 'Роль оценки эффективности реализации муниципальных программ в стратегическом планировании'

Роль оценки эффективности реализации муниципальных программ в стратегическом планировании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / MUNICIPAL PROGRAM / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ / EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF MUNICIPAL PROGRAMS / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шапоренко Анастасия Олеговна

Статья посвящена вопросам совершенствования оценки эффективности реализации муниципальных программ. Раскрыта роль оценки эффективности реализации муниципальной программы в процессе управления муниципальным образованием для достижения целей стратегического планирования. Вопрос взаимосвязи показателей реализации муниципальной программы и их влияния на достижение целей стратегического планирования рассмотрен на примере муниципальной программы «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения города Челябинска на 2014 2017 годы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шапоренко Анастасия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Evaluating the Efficiency of Implementation of Municipal Programs in Strategic Planning

The article is devoted to the issues of improving the evaluation of the effectiveness of the implementation of municipal programs. The role of the assessment of the effectiveness of the implementation of the municipal program in the process of managing the municipal formation for achieving strategic planning objectives is identified. The issue of the relationship between the indicators of the implementation of the municipal program and their impact on the achievement of strategic planning objectives is examined using the example of the municipal program “Ensuring the safety of the livelihoods of the population of the city of Chelyabinsk for 2014 2017”.

Текст научной работы на тему «Роль оценки эффективности реализации муниципальных программ в стратегическом планировании»

УДК 331.1 ББК 65.050

РОЛЬ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ

А. О. Шапоренко

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Статья посвящена вопросам совершенствования оценки эффективности реализации муниципальных программ. Раскрыта роль оценки эффективности реализации муниципальной программы в процессе управления муниципальным образованием для достижения целей стратегического планирования. Вопрос взаимосвязи показателей реализации муниципальной программы и их влияния на достижение целей стратегического планирования рассмотрен на примере муниципальной программы «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения города Челябинска на 2014 — 2017 годы».

Ключевые слова: муниципальная программа, оценка эффективности реализации муниципальных программ, стратегическое планирование.

В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» стратегическое планирование на муниципальном уровне представляет собой деятельность участников стратегического планирования по целе-полаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития муниципальных образований, отраслей экономики и сфер муниципального управления, направленную на решение задач устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований. По сложившейся в России практике, как отмечают И. Д. Колмакова, Е. М. Колмакова, В. С. Силинцев, Р. И. Гарипов, главным документом развития населенных мест, вплоть до сегодняшнего дня выступает генеральный (стратегический) план [1].

Стратегический план — это прогнозный документ, интегрирующий в единое целое взаимообусловленные главные цели и задачи развития муниципального образования, его внутренние ресурсы, политику, определяющую поле деятельности и основные организационные шаги, направленные на достижение поставленных целей1.

Процесс достижения поставленных целей и задач стратегического планирования осуществляется посредством реализации целевых программ развития муниципального образования.

Муниципальная программа — это документ стратегического планирования, содержащий комплекс мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное дости-

1 Стратегия развития города Челябинска до 2020 года : утверждена решением Челябинской городской Думы от 26.11.2009 № 8/1.

жение целей и решение задач социально-экономического развития.

Анализ качества реализации муниципальных программ позволяет оперативно принимать управленческие решения, изменяя параметры реализации программы и объемы финансирования, корректировать показатели и добиваться наиболее эффективного достижения поставленных целей [2; 3].

Таким образом, для российских муниципальных образований все более актуальной становится задача совершенствования важнейшего инструмента управления — оценки муниципальных программ и проектов, проводимой на основе мониторинга их реализации.

Оценка — это экспертиза программ и проектов, направленная на анализ их качества, произведенного ими эффекта и сравнение этих результатов с определенными критериями [4; 5]. В задачи оценки программы входит не только суждение о программе, но и определение критериев суждения, по которым оцениваются достоинства, ценность, качество, эффективность, значение программы и ее применимость на практике. Как отмечают И. Д. Колмакова, Н. А. Дегтярева, Е. М. Колмако-ва, на практике все больший интерес возникает к статистическим методам, в частности к корреляционно-регрессионному анализу при оценке результатов реализации муниципальных программ в социальной сфере [6].

Предназначение оценки состоит в том, чтобы выяснить, насколько успешна оцениваемая программа. Критерии успешности программы зависят от того, кто заинтересован в проведении оценки, какие результаты хочет получить заказчик и как он будет их использовать. Таким образом, цели и задачи, которые ставятся перед оценщиками в каждом конкретном случае, тоже разные.

Общую же цель проведения оценки муниципальных программ можно определить как содействие эффективному социально-экономическому развитию муниципальных образований через совершенствование процедур планирования и управления процессами социально-экономического развития.

На территории города Челябинска в настоящее время действует «Стратегия развития города Челябинска до 2020 года», утвержденная решением Челябинской городской Думы от 26.11.2009 № 8/1. Ниже предпринята попытка проведения оценки ее эффективности.

Стратегия развития Челябинска до 2020 г. направлена:

1) на повышение качества жизни населения города;

2) формирование городской социальной среды, обеспечивающей развитие человека, рост человеческого капитала города;

3) создание условий для развития городской экономики и повышения ее конкурентоспо-собности1.

В соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» и «Стратегией социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года» конечной целью Стратегии города Челябинска является рост благосостояния и качества жизни населения за счет устойчивого развития и повышения конкурентоспособности экономики города.

Целевые ориентиры стратегии развития города Челябинска представлены в табл. 1.

В рамках выполнения «Стратегии развития города Челябинска до 2020 года» в настоящее время в городе Челябинске реализуется муниципальная программа «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения города Челябинска на

2014 — 2017 годы».

Цель Программы: повышение безопасности жизнедеятельности населения города Челябинска при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера2 [8].

Задачи Программы:

1. Содержание в постоянной готовности системы оповещения города и обеспечение 100-процентного охвата оповещением населения города в случае угрозы или возникновения чрезвычайных

1 Стратегия развития города Челябинска до 2020 года...

2 Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения города Челябинска на 2014 — 2017 годы» : распоряжение Администрации города Челябинска от 7 апреля

2015 года № 3563.

ситуаций.

2. Снижение гибели людей и материальных потерь на территории и акваториях города, обеспечение всего комплекса услуг физическим и юридическим лицам на территории муниципального образования «город Челябинск» по предупреждению чрезвычайных ситуаций и оказанию своевременной помощи.

3. Увеличение количества населения, обученного в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, особенно неработающего населения, за счет расширения сети учебно-консультационных пунктов, улучшения их оснащенности.

4. Обеспечение координации сил и средств Челябинского городского звена Челябинской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, готовности к осуществлению мероприятий по гражданской обороне.

5. Снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций:

1) обеспечение готовности к осуществлению мероприятий по защите населения и территории города Челябинска (Ленинский район) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подтопление);

2) снижение вероятности заражения населения города Челябинска клещевыми инфекциями;

3) обеспечение организации пропаганды в области пожарной безопасности на территории города Челябинска.

Целевые индикаторы и показатели:

1. Количество поступивших звонков, сообщений от населения и организаций города Челябинска (единиц).

2. Количество выездов (единиц).

3. Количество лиц, которым была оказана помощь (человек).

4. Количество лиц, получивших дополнительное профессиональное образование (человек).

5. Количество лиц, получивших основное профессиональное образование (человек).

6. Количество разработанных нормативных правовых актов в сфере гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (штук).

7. Количество проверок подведомственных учреждений (единиц).

Таблица 1

Индикаторы качества жизни

Среднегодовая численность населения Численность населения Человек

Повышение благосостояния населения • Доля экономически активного населения. • Рост реальных располагаемых доходов населения. • Уровень безработицы. • Уровень бедности • Процент к общей численности населения. • Процент прироста к предыдущему году. • Процент к общей численности экономически активного населения. • Процент населения, живущего за чертой бедности

Доступность и качество образования • Доля лиц с законченным высшим образованием. • Доля молодежи с образованием не выше среднего. • Объем расходов на образование • Процент к общей численности населения. • Процент от численности населения в возрасте до 25 лет. • Тыс. руб. на 1 учащегося

Доступность медицинской помощи и улучшение здоровья • Ожидаемая продолжительность жизни при рождении. • Объем финансирования здравоохранения на душу населения. • Индекс цен на важнейшие лекарства. • Прием пациентов на одного врача • Лет. • Тысяч рублей. • Процент прироста к предыдущему году. • Человек

Доступность жилья и улучшение качества жилищных условий • Доступность приобретения жилья. • Доля населения, проживающего в ветхом жилье. • Доля жилья, приобретенного по ипотеке • Лет, стоимость нормативной среднедушевой жилплощади на одного человека, отнесенная к уровню годовых реальных доходов населения. • Процент к общей площади жилого фонда. • Процент от общего объема приобретения жилья

Благополучие социальной среды • Число тяжких и особо тяжких преступлений. • Число самоубийств. • Число разводов. • Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу • Количество на 10 000 человек. • Количество на 10 000 человек. • Количество на 1000 человек. • Тысяч тонн на кв. километр площади города

8. Количество юридически значимых действий (единиц).

9. Содержание и обслуживание насосных станций (месяцев).

10. Акарицидная обработка территории площадью (га).

11. Изготовление листовок на противопожарную тематику (штук).

12. Установка аншлагов (штук).

13. Выполнение работ по демонтажу столба, переносу питающей линии 0,4 кВ, расположенных по адресу: г. Челябинск, Ленинский район, пос. Плановый, Эстонские болота (штук).

14. Количество лиц, получивших дополнительное общеобразовательное общеразвивающее образование (человек).

Таким образом, при сравнительном анализе целей Стратегии развития города Челябинска и представленной муниципальной программы выявлено отсутствие возможности определить четкую взаимосвязь между показателями реализации муниципальной программы и их влиянием на достижение целей стратегического планирования.

Следовательно, оценка эффективности реализации данной муниципальной программы не позволяет определить степень достижения целей стратегического планирования в силу отсутствия взаимосвязанных целевых показателей и индикаторов.

Оценка эффективности реализации муниципальной программы должна служить индикатором достижения целей стратегии развития

муниципального образования. Должен соблюдаться принцип сопоставимости аналитической информации для сравнения.

Построение правильной системы оценки эффективности реализации муниципальных про-

грамм играет очень важную роль в реализации стратегии развития муниципального образования, поскольку ее результаты напрямую связаны с достижением целевых показателей стратегического планирования.

Список литературы

1. Территориальное планирование сбалансированного социо-эколого-экономического развития / И. Д. Колмакова, Е. М. Колмакова, В. С. Силинцев, Р. И. Гарипов // Управление сбалансированным развитием территориальных систем: вопросы теории и практики. — Челябинск, 2016. — С. 250—291.

2. Колмакова, И. Д. Планирование уровня жизни населения республики Казахстан / И. Д. Колмакова, Е. И. Байкова // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 4-1 (69-1). — С. 401—403.

3. Колмакова, И. Д. Государственное регулирование экономики : учеб. пособие / И. Д. Колмакова — Челябинск, 2012.

4. Визгалов, Д. В. Методы оценки муниципальных программ / Д. В. Визгалов. — М. : Ин-т экономики города, 2004. — 108 с.

5. Научно-методические основы обеспечения самодостаточности малых городов / Н. А. Берг, Т. А. Верещагина, Е. А. Колесник и др. — Екатерибург, 2009.

6. Колмакова, И. Д. К вопросу о применении эконометрических методов исследования в социальных процессах / И. Д. Колмакова, Н. А. Дегтярева, Е. М. Колмакова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2016. — № 14 (396). — С. 51—57.

Сведения об авторе

Шапоренко Анастасия Олеговна — магистрант факультета управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected].

THE ROLE OF EVALUATING THE EFFICIENCY OF IMPLEMENTATION OF MUNICIPAL PROGRAMS IN STRATEGIC PLANNING

A.O. Shaporenko

The Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]

The article is devoted to the issues of improving the evaluation of the effectiveness of the implementation of municipal programs. The role of the assessment of the effectiveness of the implementation of the municipal program in the process of managing the municipal formation for achieving strategic planning objectives is identified. The issue of the relationship between the indicators of the implementation of the municipal program and their impact on the achievement of strategic planning objectives is examined using the example of the municipal program "Ensuring the safety of the livelihoods of the population of the city of Chelyabinsk for 2014 — 2017".

Keywords: municipal program, evaluation of the effectiveness of municipal programs, strategic planning.

References

1. Kolmakova I.D. Territorial'noe planirovanie sbalansirovannogo socio-ehkologo-ehkonomicheskogo razvitiya [Land use planning and balanced socio-ecological-economic development]. Upravlenie sbalansi-rovannym razvitiem territorial'nyh sistem: voprosy teorii i praktiki [Management of balanced development of territorial systems: theory and practice]. Chelyabinsk, 2016. Pp. 250—291. (In Russ.).

2. Kolmakova I.D. Planirovanie urovnya zhizni naseleniya respubliki Kazahstan [Planning the standard of living of the population of the Republic of Kazakhstan]. Ehkonomika ipredprinimatel'stvo [Economics and entrepreneurship], 2016, no. 4-1 (69-1), pp. 401—403. (In Russ.).

3. Kolmakova I.D. Gosudarstvennoe regulirovanie ehkonomiki [Government regulation of the economy]. Chelyabinsk, 2012. (In Russ.).

4. Vizgalov D.V. Metody ocenki municipal'nyh program [Methods of evaluation of municipal programs]. Moscow, The Urban Institute Publ, 2004. 108 p. (In Russ.).

6. Berg N.A., Vereshchagina T.A., Kolesnik E.A., Kolmakova I.D. Nauchno-metodicheskie osnovy obe-specheniya samodostatochnosti malyh gorodov [Scientific framework for ensuring self-sufficiency of small towns]. Ekateriburg, 2009. (In Russ.).

7. Kolmakova I.D., Degtyareva N.A., Kolmakova E.M. K voprosu o primenenii ehkonometricheskih metodov issledovaniya v social'nyh processah [To the question of the application of econometric methods for research in social processes]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2016, no. 14 (396), pp. 51—57. (In Russ.).

Статья прошла рецензирование и допущена к публикации 24.05.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.