общая психология
general psychology
© ф
(I) Check for updates
Оригинальное эмпирическое исследование
УДК 159.9
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-74-83
Роль отношения к неопределенности в выборе адаптивных стратегий и их реализации: сравнительный анализ на выборке студентов и педагогов
EDN: OOKXJN
Хава X. Тамасханова1 , Татьяна Н. Щербакова2
'Ингушский государственный университет, г Магас, Российская Федерация 2Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
Аннотация
Введение. Данная статья посвящена исследованию связи отношения к неопределенности и характера адаптивности личности в условиях рисков современной ситуации жизнедеятельности. Актуальность данной темы обусловлена вероятностью выбора не только конструктивных, но и деструктивных схем адаптации в ситуации неопределенности, которые все чаще возникают в жизни современной молодежи. Анализ существующих исследований в данном предметном поле позволил выделить ряд субъективных предикторов успешной адаптации. Новизна исследования заключается в выявлении и описании влияния отношения к неопределенности на адаптацию личности в контексте современных рисков. В содержание статьи включён анализ различных профилей адаптации и их связи с отношением к неопределенности.
Цель. Изучить взаимосвязь отношения к толерантности и адаптации личности в контексте современных рисков. Материалы и методы. В рамках проведенного исследования был приведен следующий методический инструментарий: шкала толерантности к неопределённости МакЛейна; тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева); методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Даймонд); анкета «Отношение к неопределенности» (Т. Н. Щербакова). Статистическая обработка данных проводилась с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Результаты исследования. В данном разделе представлен структурированный анализ факторов, детерминирующих адаптивность студентов и педагогов разных регионов в условиях современных рисков. Обнаружены особенности выраженности показателей толерантности к неопределенности и жизнестойкости личности, а также их связь с адаптивностью - дезадативностью.
Обсуждение результатов. Результаты эмпирического исследования отражают значение отношения и толерантности личности к неопределенности для ее успешной адаптации. Впервые показана взаимосвязь компонентов жизнестойкости и толерантности к неопределённости с адаптивностью - дезадаптивностью личности студентов различных регионов в условиях информационных, социальных и образовательных рисков. Таким образом, можно говорить о наличии связи адаптивности личности студентов с их отношением к неопределенности, индикаторами толерантности к быстро меняющимся условиям, выраженностью параметров жизнестойкости. Уровень рефлексии особенностей проекций неопределенности позволяет на личностном уровне развивать жизнестойкость и повышать уровень адаптивности к актуальным условиям жизнедеятельности. Предложена модель программы психологического сопровождения повышения уровня адаптации студентов в условиях современных рисков неопределенности.
Ключевые слова: отношение к неопределенности, личность, субъективный контроль, социально-психологическая адаптация, личностные ресурсы, трансформация
Для цитирования. Тамасханова, Х. Х., и Щербакова, Т. Н. (2024). Роль отношения к неопределенности в выборе адаптивных стратегий и их реализации: сравнительный анализ на выборке студентов и педагогов. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 7(4), 74-83. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-74-83
© ТамасхановаХ.Х., Щербакова Т.Н., 2024
Original Empirical Research
The Role of Attitude to Uncertainty when choosing Adaptive strategies and Implementing them: a Comparative Analysis on a Sample of Students and Teachers
Khava Kh.Tamaskhanova' ED, Tatiana N. Shcherbakova2
'Ingush State University, Magas, Russian Federation 2Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation ' [email protected]
Abstract
Introduction. This article explores the relationship between the attitude towards uncertainty and the nature of personality adaptability in the context modern life situation's risks. The relevance of this topic lies in the possibility of choosing not only constructive, but also destructive adaptation schemes in situations of uncertainty, which are increasingly arising in the lives of young people today. The analysis of studies existing in this subject field made it possible to identify a number of subjective predictors of a successful adaptation. The novelty of this research is identifying and describing the influence of the attitude towards uncertainty on the adaptation of an individual in the context of modern risks. The contents of the article include analysis of various adaptation profiles and their link to the attitude towards uncertainty. Purpose. Studying the relationship between the attitude to tolerance and adaptation of an individual in the context of modern risks.
Materials and Methods. This study features the following methodological tools: the McLean Uncertainty Tolerance Scale; the S. Maddy Resilience Test (adapted by D. A. Leontiev); the methodology for diagnosing socio-psychological adaptation (K. Rogers and R. Diamond); the "Attitude to Uncertainty" questionnaire (T.N. Shcherbakova). Statistical data processing was carried out using the Spearman rank correlation coefficient.
Results. A structured analysis of the factors that determine the adaptability of students and teachers in different regions in the context of modern risks is presented in this section. The peculiarities of the severity of indicators of tolerance to uncertainty and resilience of an individual, as well as their relationship with adaptability - maladaptivity were found. Discussion. The results of the empirical study reflect the importance of the attitude and tolerance of an individual to uncertainty for their successful adaptation. For the first time, the interrelation of the components of resilience and tolerance to uncertainty with adaptability - maladaptiveness of students from different regions personalities in the context of information, social and educational risks are shown. Thus, it can be said that there is a connection between the adaptability of students' personalities and their attitude to uncertainty, indicators of tolerance to rapidly changing conditions, and the severity of the parameters of resilience. The level of reflection of the features of the projections of uncertainty allows to develop resilience and increase the level of adaptability to the relevant life conditions on a personal level. A model of a program of psychological support for increasing the level of adaptation of students in the context of modern risks of uncertainty is proposed.
Keywords: attitude to uncertainty, personality, subjective control, socio-psychological adaptation, personal resources, transformation
For Citation. Tamaskhanova, Kh. Kh., & Shcherbakova, T. N. (2024). The role of attitude to uncertainty in the choice of adaptive strategies and their implementation: a comparative analysis on a sample of students and teachers. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology, 7(4), 74-83. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-74-83
Введение
Современная реальность отличается неуклонно растущей сложной динамикой событий и инноваций, что ставит задачу развития готовности личности к успешной адаптации и функционированию в инновационном режиме с опорой на преобразовательную активность. Актуальным представляется формирование нового типа социальных установок относительно отношения к неопределенности, обеспечивающих эффективность адаптации личности в условиях современных рисков. В ситуации неопределенности субъект может выбирать как конструктивную схему адаптации, так и деструктивную, связанную с агрессией, девиациями и психологическими защитами. В психологии адаптивность в проблемных ситуациях и условиях неопределенности интерпретируется как критерий личностной зрелости, когда субъект способен эффективно действовать, используя свой потенциал и мобилизуя резервы, не нарушая значимые нормы социального контекста. Незрелая личность с недостаточным субъективным контролем и эмоциональной нестабильностью может обращаться к девиантным формам активности как к компенсаторной адаптации в социальной среде (Украинцева, 2021). В связи с этим возрастает актуальность и значимость как изучения предикторов адаптивных моделей поведения, так и создания программ психологического сопровождения адаптации молодежи в современных условиях.
В психологических исследованиях представлены различные типы адаптации, связанные со способностью субъекта трансформировать внешнюю среду, гармонизируя ее со значимыми личностными потребностями,
либо искать новую, обеспечивающую комфортное функционирование. Также данные типы адаптации связаны с результатом личностного роста, позволяющим человеку приспосабливаться к рискам неопределенности современного мира. Вступая во взаимодействие с миром субъект реализует свою концепцию отношения с внешней реальностью, в результате чего проявляются разные адаптивные тенденции: сотрудничество и мотивационные интенции или неконструктивные психологические защиты. В ходе адаптации, по мнению психологов, находят отражение альтернативные процессы: аккомодация, как модификация активности личности с учетом вызовов окружающей среды, и ассимиляция, как трансформация элементов действительности посредством включения субъектной позиции, их освоение и интеграция в модели индивидуального поведения. В существующих исследованиях описаны индивидуально-психологический и социально-психологический уровни адаптации. На индивидуальном уровне в процесс адаптации включены:
• личностные характеристики субъекта;
• психофизиологические актуальные состояния;
• характер мотивации;
• наличие и качество способностей;
• самооценка и уровень притязаний;
• система саморегуляции и самоконтроля (Ranran et э1., 2024).
Все это в комплексе поддерживает гомеостаз, давая ощущение стабильности (Улыбышева, 2023). Специфика субъективных предикторов задает характер адаптивных действий личности (Петровский, 2018).
В психологии успешность взаимодействия человека с социальной средой, основывается на ориентационной информации, помогающей субъекту выбирать адаптивную модель поведения, адекватную динамике происходящих событий. Сегодня продуктивность процесса адаптации во многом зависит от целесообразности информационного поведения личности, умения критически оценивать и анализировать информацию, использовать психологическую поддержку и ресурсы актуальной цифровой среды (Звездина и Комерова, 2024). Процесс социально-психологической адаптации характеризуется динамичностью, которая определяется задачей оптимальной интегрированности личности в ситуационный контекст, соответственно, в условиях глобальных преобразований динамичность повышается (Двойникова, 2017). Социально-психологический компонент адаптивного процесса отражает специфику взаимодействия «человек - мир», предоставляя возможность стабилизировать межличностное взаимодействие в социуме, делая его функциональным с точки зрения достижения социально-значимых и субъективных целей.
Либертас и Смирнова (2020) описывают специфические эффекты восприятия неопределенности на личностном уровне, которые затрудняют адаптацию:
• недостаточно четкие представления о будущем;
• неуверенность;
• дефициты доверия;
• ощущение потери контроля за происходящим;
• чувство одиночества в сложном и неоднозначном мире.
Современные исследователи подчеркивают, что внутренними предикторами формирования толерантности к неопределённости выступают:
• личностные ценности;
• мировозренческие убеждения;
• диспозиции;
• когнитивный стиль;
• образ мира;
• гибкость мышления;
• жизнестойкость;
• конструктивный копинг.
Большую роль также играет позитивное самоотношение как мотиватор дальнейшего роста и адаптационный ресурс (Джига, 2020).
Индивидуальный выбор схемы адаптации большое значение имеет в студенческом возрасте в условиях динамично меняющегося рынка труда, выдвижения новых профессий, как ориентиров для дальнейших выборов и развития, и неопределенности в сложных ситуациях профессионального и социального взаимодействия. Важно то, какую адаптивную стратегию выбирает личность на этом этапе жизненного пути, так как в будущем это становится закрепленной моделью активности личности, оказывающей влияние на успешность контакта с различными агентами окружающей среды (Амбарова и Зборовский, 2023). В психологии сегодня студенческому возрасту отводится особое место в контексте жизненного пути субъекта, так как этот период фокусируется на самоопределении, в ходе него вырабатывается индивидуальный стиль поведения, накапливается опыт самореализации в условиях неопределенности. Исследования психологов позволяют выделить факторы, детерминирующие характер и направление адаптивной активности:
• принимаемая или отвергаемая система взаимоотношений «человек - социум»;
• усвоенные жизненные сценарии;
• социальные установки и стереотипы;
• представление об успешной личности;
• осознание собственных возможностей и ограничений;
• готовность к позитивным трансформациям;
• наличие мотивации личностного роста;
• способность делать выбор;
• атрибуция ответственности себе как субъекту активности;
• мотивация успеха;
• оптимальный уровень перфекционизма (Соколович, 2020).
Успешность адаптации в современных условиях глобальной цифровизации обеспечивается также уровнем критического мышления, дающего возможность адекватно работать с двусмысленной информацией, и способностью управлять эмоциональными состояниями, спровоцированными неизвестностью и недостаточной прозрачностью предлагаемого контента. Сегодня акцентируется внимание на том, что отношение развивающейся личности к неопределенности проявляется в качестве и интенсивности индивидуальных реакций по типу «отвержение - влечение» на ранее незнакомые, очень сложные информационные стимулы, с большим диапазоном изменений, предполагающие определенно различные интерпретации их значений ^ЛегЬак^а et а1., 2023). С психологической точки зрения, условия неопределенности обладают позитивным потенциалом для развития личностной зрелости и преадаптивных способностей личности, что влияет на выбор стратегии построения взаимоотношений со своим будущим, как в личной и социальной, так и в профессиональной жизни (Горина и др., 2023).
Психологи развивают идею о том, что толерантность к неопределенности как интегральная характеристика способствует адаптивности личности, реализации гибких моделей поведения в различных жизненных ситуациях. Проявляя толерантность к условиям неопределенности субъект способен мобилизовать дополнительные психические ресурсы в ситуации мультифакторного стресса, связанного с современными рисками. Феномен «толерантность к неопределенности» трактуется психологами как особая способность субъекта адекватно воспринимать амбивалентность, противоречивость информации, непредсказуемость событий жизни и повышенную динамику контекстных условий жизнедеятельности. Психологически неопределенность воспринимается субъектом как неоднозначность направленности трансформаций, что вызывает чувство тревоги и эмоциональную нестабильность. В структуре толерантности к неопределенности психологи выделяют эмоциональный, интеллектуальный и конативный компоненты (Takyi Mensah et а1., 2024). Ощущение нестабильности и неустойчивости привычных условий индивидуального общественного бытия требует когнитивных и личностных ресурсов необходимых для адаптивного и конструктивного стиля поведения в актуальных ситуациях (Корнилова, 2018). Сегодня адаптация рассматривается как механизм достижения оптимального соответствия потребностей личности и возможностей окружающего разнопланового контекста в результате предпринимаемой активности. Именно поэтому в современных условиях толерантность к неопределенности, критическое осмысление ее рисков и ресурсов, жизнестойкость личности могут рассматриваться в качестве значимых предикторов успешной адаптации субъекта. Таким образом, целью данного исследования стало изучение связи отношения к толерантности и адаптации личности в контексте современных рисков (на примере студентов разного профиля обучения и педагогов).
Материалы и методы
Для диагностики изучаемых характеристик применялись следующие методики:
• Шкала толерантности к неопределённости маклейна (Осин, 2010);
• Тест жизнестойкости (С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева) (Леонтьев и Рассказова, 2006);
• Методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Даймонд) (Осницкий, 2004);
• Анкета «Отношение к неопределенности» (Т. Н. Щербакова).
Для математической обработки данных применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Исследование проводилось в Ингушском государственном университете, г. Назрань, Южном Федеральном университете, г. Ростов-на-Дону, а также школах Ростовской области. В качестве респондентов выступили студенты разного профиля обучения и педагоги общеобразовательных школ.
Результаты исследования
Анализ результатов анкетирования позволил выделить основные позиции, характеризующие отношение к неопределенности у респондентов, среди них:
• «новизна вызывает интерес»;
• «требует проявления креативности»;
• «подразумевает готовность к переменам»;
• «актуализирует стремление к саморазвитию»;
• «вызывает тревогу и беспокойство»;
• «порождает ощущение беспомощности»;
• «вызываем сомнение в самоэффективности»;
• «не позволяет строить долгосрочные планы»;
• «вызывает стресс»;
• «сопровождается негативными эмоциями».
В ответах респондентов четко прослеживаются две альтернативные тенденции в отношении к неопределенности: рассмотрение возможных ресурсов и акцент на рисках. Необходимо отметить, что рефлексия рисков и понимание ресурсов ситуации жизнедеятельности в контексте неопределённости способствует использованию конструктивных моделей адаптации в актуальном социальном контексте. Данные изучения толерантности к неопределенности представлены на рисунке 1.
Рисунок 1
Показатели толерантности к неопределенности (по шкале толерантности к неопределённости Мак Лейна)
100 % 90 % 80 % 70 % 60 % 50 % 40 % 30 % 20 % 10 % 0 %
0,73
11,10
12,63
>
б4
28,6
29,55
27,71
№
/
б4
£
Средние значения
35,33
36,71
33,37
/
О
/
4«?
40,33
38,77
39,26
.о
Ж
/ /
34,40
38,58
34,46
.¿¡Г
.о
ЛО
74,73
77,35
73,71
О
#
■ Студенты ИнгГУ ■ Студенты ЮФУ ■ Педагоги РО
Исследование выраженности показателей толерантности к неопределенности у разных групп респондентов дало следующую картину: по общему индексу толерантности к неопределённости более высокие показатели у студентов ЮФУ (77,35 %), ниже у педагогов (74,73 %) и студентов из Ингушетии (73,71 %). При этом интересно, что студенты Ингушского университета демонстрируют более положительное отношение к новизне и неопределенности. Вместе с тем студенты ЮФУ обладают более высокими баллами по шкалам «отношение к сложным задачам», «отношение к неопределенным ситуациям» и «толерантность к неопределенности». Очевидно, эти данные в определенном смысле отражают социокультурный контекст жизни в разных регионах. Группа педагогов была включена в исследование для сравнения изучаемых показателей в разных возрастных группах. Оказалось, что на фоне более низких значений практически по всем шкалам по сравнению со студентами, они демонстрируют более высокие показатели по параметру «предпочтение неопределенности». Это может расцениваться как проекция психологических защит и установки педагогов на социально-одобряемые ответы.
Результаты изучения жизнестойкости у респондентов разных групп, составивших выборку, объединились в следующую картину: по общему индексу жизнестойкости на первом месте педагоги (78,80 %), далее студенты ЮФУ (77,74 %) и студенты Ингушского университета (68,17 %) (рисунок 2).
Такие результаты могут быть отражением особенностей рисков региона проживания и проекцией специфики профессии, связанной с обилием стрессовых ситуаций. На фоне других групп респондентов студенты ЮФУ по параметрам «вовлеченность» (32,35 %), «контроль» (28,35 %) и «принятие риска» (17,03 %) демонстрируют
более высокие показатели. Очевидно, это связано прежде всего с уровнем вовлеченности студентов в добровольческую деятельность, связанным со спецификой Ростовского региона.
Рисунок 2
Показатели жизнестойкости в группах респондентов
Средние значения
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
77 74 78,80
35,47
25,46
28,35 28,53
17,03 ■
1 13,77 14,80 Н
Вовлеченность
Контроль Принятие риска
Студенты ИнгГУ ■ Студенты ЮФУ ■ Педагоги РО
Жизнестойкость
Корреляционный анализ данных, полученных по всей выборке респондентов, был проведен с применением коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Он показал, что адаптивность положительно коррелирует с такими переменными как «отношение к новизне», «отношение к неопределенным ситуациям», «предпочтение неопределенности», а также имеет прямую выраженную корреляцию с «доминированием», «внутренним контролем», «принятием себя» и «принятием других». Необходимо отметить, что выраженность внутреннего контроля и показателей по шкале лживости могут говорить в пользу наличия тенденции к социально одобряемым ответам.
Рисунок 3
Взаимосвязь адаптивности с показателями жизнестойкости и толерантности к неопределенности
Интерес представляет корреляционный анализ дезадаптивности с некоторыми субъективными факторами, де-теминирующими этот процесс (рисунок 4).
Рисунок 4
Взаимосвязь дезадаптивности с отношением к неопределенности
Дезадаптивность личности имеет средне выраженную обратную корреляционную связь с отношением к сложным задачам (-0,344*), предпочтением неопределенности (-0,360*) и общим индексом толерантности к неопределенности (-0,366*). Кроме того, дезадаптивность личности связана с негативной оценкой своего прошлого, отрицательным прошлым опытом и наличием фаталистических тенденций по отношению к своему настоящему.
Обсуждение результатов
В современных исследованиях психологов толерантность к неопределенности трактуется как компонент пре-адаптации, обеспечивающий успех в контексте перспектив будущего. Продуктивность адаптивных моделей поведения субъекта во многом определяется адекватными эмоциональными переживаниями, связанными с инновациями и изменениями в разных сферах жизни. Вместе с тем важно осознание ресурсов и рисков мобильности и неопределенности, так как владение соответствующей информацией повышает уровень адаптации и создает индивидуальную базу для преадаптации личности (Асмолов и др., 2017; Кухтерина и др., 2021). В условиях повышенной мобильности и образовательной миграции большое значение имеет развитие психологических предпосылок успешной адаптации. На уровне реализации моделей адаптивного поведения важно то, насколько студент владеет практическими умениями и навыками саморегуляции и самоконтроля активности в специфических ситуациях неопределенности (Клименко и др., 2023; Quinn-Ni1as et а1., 2022). Успешность адаптации личности с высокими показателями толерантности к неопределенности связана с готовностью проявлять плюрализм, принимать и критически анализировать различные точки зрения, что открывает новые возможности в поиске решения сложных проблемных ситуаций. Кроме того, она связана со способностью конструировать продуктивные субъективные образы будущего. В анализе проблемы адаптации студентов в условиях неопределенности на передний план выступают разные аспекты их субъективного отношения к будущему в диапазоне от «уверен в будущем», до «будущее вызывает тревогу и не определено».
На этапе профессионального обучения в вузе субъект получает возможность отработать модели адаптации в группах разного плана, что становится важным фактором будущей успешности работы в команде. В этом плане среда вуза обладает мощным развивающим ресурсом, позволяющим личности мобилизовать свои силы для пре-адаптации к профессиональной деятельности (Горина и др., 2023). В психологических исследованиях доказано, что интолерантность к неопределенности связана с нечетким образом будущего, неопределенностью планов, высокой тревожностью, свернутостью временной перспективы, опасением перемен схематичностью и поверхностностью представлений о конструктивных моделях поведения в сверхдинамичной среде. В контексте понимания факторов стратегии успешной адаптации студентов важное место занимает «личностная готовность к событию», основанная на понимании необходимости поиска новых возможностей, желании приобрести новый опыт, получить эмоциональную насыщенность (Неяскина и Пронькина, 2017).
Заключение. Большую актуальность и значимость имеет изучение ресурсов и рисков адаптации студентов и построения программ психологического сопровождения, ориентированных на снижение их уязвимости в условиях неопределенности. Сегодня в условиях образовательной миграции молодежи важно предусмотреть систему мероприятий, ориентированную на развитие жизнестойкости, толерантности к неопределенности и оптимизацию адаптивных стратегий активности в проблемных ситуациях. Особо следует выделить кластер субъективных факторов, определяющих успешность адаптации студентов в цифровой среде с высоким индексом информаци-
онной неопределенности. В совокупность таких факторов правомерно включить следующие характеристики: готовность воспринимать новое, способность конструктивно действовать в условиях повышенной мобильности, а также аналитические, оценочные, рефлексивные и прогностические умения. Высокий уровень развития этих качеств позволяет личности не только адекватно адаптироваться в актуальной ситуации неопределённости, но и способствует преадаптации к будущим условиям жизнедеятельности.
Полученные эмпирические результаты могут лечь в основу разработки разноуровневых программ психологического сопровождения повышения адаптивных возможностей студентов разных регионов в ситуации неопределенности средового контекста. В содержание таких программ целесообразно включить следующие блоки:
• диагностика психологических ресурсов и рисков субъекта в плане обеспечения успешной адаптации в актуальных условиях;
• освоение конструктивных адаптивных стратегий и техник;
• моделирование индивидуальной траектории преадаптации в контексте нарастающей мобильности. список литературы
Амбарова, П. А., и Зборовский, Г. Е. (2023). Профессиональная адаптация вузовских студентов в меняющемся мире профессий. Образование и наука, 25(2), 191-223. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-2-191-223
Асмолов, А. Г., Шехтер, Е. Д., и Черноризов, А. М. (2017). Предаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции. Вопросы психологии, 4, 3-15.
Двойникова, Е. Ю. (2017). Социально-психологическая адаптация личности в период глобальных политических и экономических преобразований общества. Интернет-журнал «Мир науки», 5(3).
Джига, Н. Д. (2020). Взаимосвязь самоотношения студентов с мотивацией достижения успеха. Вестник Бара-новичского государственного университета. Серия: Педагогические науки, Психологические науки, Филологические науки (литературоведение), 8, 78-83.
Горина, Е. Н. Гринина, Е. С., и Рудзинская, Т. Ф. (2023). Проблема вхождения в профессию и профессиональной преадаптации в высшем педагогическом образовании. Мир науки. Педагогика и психология, 11(3).
Звездина, Г. П., и Комерова, Н. Е. (2024). Восприятие времени и ситуации неопределенности студентами с различными стратегиями информационного поведения. Российский психологический журнал, 21(1), 283-301. https://doi.Org/10.21702/rpj.2024.1.15
Клименко, В. А., Гришина, А. В., и Проненко, Е. А. (2023). Роль психологических ресурсов в преодолении сложных жизненных ситуаций у образовательных мигрантов. Российский психологический журнал, 20(4), 6-25. https://doi.Org/10.21702/rpj.2023.4.1
Корнилова, Т. В. (2018). Психология неопределенности: когнитивная и личностная регуляция предвосхищений, выбора и риска. В А. Г. Асмолов (ред.) Mobilis in mobile: Личность в эпоху перемен (С. 54-75). Издательский Дом ЯСК.
Кухтерина, Г. В. Семеновских, Т. В., Соловьева, Е. А., и Федина, Л. В. (2021). Преадаптивность личности студента в «эпоху неопределенности»: поиск индикаторов. ЦИТИСЭ, 1 (27), 381-392. https://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.L34 Леонтьев, Д. А., и Рассказова, Е. И. (2006). Тест жизнестойкости. Методическое руководство по новой методике психологической диагностики личности с широкой областью применения. Предназначается для профессиональных психологов-исследователей и практиков. Смысл.
Либертас, Р. Н., и Смирнова, С. В. (2020). Переживания чувства одиночества в структуре адаптационного потенциала личности. МНИЖ, 5-3. https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.95.5.121
Неяскина, Ю. Ю., и Пронькина, В. О. (2017). Особенности конструирования будущего при разных уровнях толерантности к неопределенности (на примере юношеского возраста). Вестник Кемеровского государственного университета, 3 (71), 143-152. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-3-143-152
Осин, Е. Н. (2010). Факторная структура версии шкалы общей толерантности к неопределённости Д. МакЛейна. Психологическая диагностика, 2, 65-86.
Осницкий, А. К. (2004). Определение характеристик социальной. Психология и школа, 1, 43-56. Петровский, В. А. (2018). Импликативная модель целеполагания: константы адаптивного действия. В А. Г. Асмолов (ред.) Mobilis in mobile: Личность в эпоху перемен (С. 331-362). Издательский Дом ЯСК.
Соколович, Е. А. (2020). Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач у индивидов с разными уровнями и видами перфекционизма в период ранней взрослости. Право. Экономика. Психология, 3 (19), 105-109.
Украинцева, Т. И. (2021). Психологическая устойчивость как механизм адаптации в жизненных кризисах. Молодой ученый, 1 (343), 150-154.
Улыбышева, И. Н. (2023). Взаимосвязь адаптации к группе и к деятельности с личностными характеристиками будущих педагогов. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 6(6), 63-69. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-6-63-69
Quinn-Nilas, C., Kennett, D. J., & Maki, K. (2022). Predictors of University Adaptation and Grades for Direct Entry and Transfer Students. Canadian Journal of Higher Education/La Revue Canadienne d'enseignement supérieur, 52(1), 1-17. https://doi.org/10.47678/cjhe.vi0.189079
Ranran, H., Peiyu, H., Rongrong, G., & Yajun, Z. (2024). The relationship between self-control and social adaptation in university students: chain-mediated effects of positive core schema and stress perception. Transactions on Social Science, Education and Humanities Research, 11, 815-824. https://doi.org/10.62051/kab1nf52
Scherbakova T., Misirov D., Loseva I., Gshiyants R., & Tamaskhanova K. (2023). Adaptation of students to interaction in the digital environment as a factor of sustainable educational and professional behavior. E3S Web of Conferences, 371, 01066. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202337101066
Takyi Mensah, E., Chen, M., Ntim, S. Y., Shen, T., Asanga, A. A., Aboagye, M. O., & Gabrah, A. Y. B. (2024). International students' intercultural sensitivity and academic adaptation in Chinese universities: The mediating role of general health. Psychology in the Schools, 61, 4005-4025. https://doi.org/10.1002/pits.23268
References
Ambarova, P. A., and Zborovsky, G. E. (2023). Professional adaptation of university students in the changing world of professions. Education and Science, 25(2), 191-223. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-2-191-223 (In Russ.)
Asmolov, A. G., Shekhter, E. D., & Chernorizov, A. M. (2017). Pre-adaptation to uncertainty as a navigation strategy for developing systems: routes of evolution. Questions of psychology, 4, 3-15. (In Russ.)
Dvoinikova, E. Yu. (2017). Socio-psychological adaptation of the individual in the period of global political and economic transformations of society. Internet Journal "World of Science", 5(3). (In Russ.)
Gorina, E. N. Grinina, E. S., and Rudzinskaya, T. F. (2023). The problem of entering the profession and professional preadaptation in higher pedagogical education. The world of science. (In Russ.)
Jiga, N. D. (2020). The relationship of students' self-relationship with the motivation for achieving success. Bulletin of Baranovichi State University. Series: Pedagogical Sciences, Psychological Sciences, Philological Sciences (Literary Studies), 8, 78-83. (In Russ.)
Klimenko, V. A., Grishina, A. V, and Pronenko, E. A. (2023). The role of psychological resources in overcoming difficult life situations in educational migrants. Russian Journal of Psychology, 20(4), 6-25. https://doi.org/10.21702/rpj.2023.4.1 (In Russ.)
Kornilova, T. V (2018). The Psychology of Uncertainty: Cognitive and Personal Regulation of Anticipation, Choice, and Risk. V A. G. Asmolov (ed.) Mobilis in mobile: Personality in an era of change (pp. 54-75). Publishing house LSC (In Russ.)
Kukhterina, G. V. Semenovskikh, T. V., Solovieva, E. A., and Fedina, L. V (2021). Pre-adaptability of the student's personality in the "era of uncertainty": the search for indicators. CITISE, 1 (27), 381-392. https://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.L34 (In Russ.)
Leontiev, D. A., & Rasskazova, E. I. (2006). Resilience test. A methodological guide to a new method ofpsychological diagnosis ofpersonality with a wide range of applications. It is intended for professional psychologists-researchers and practitioners. Meaning. (In Russ.)
Libertas, R. N., & Smirnova, S. V (2020). Experiences of loneliness in the structure of the adaptive potential of the individual. INIM, 5-3. https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.95.5.121 (In Russ.)
Neyaskina, Yu. Yu., and Pronkina, V. O. (2017). Features of constructing the future at different levels of tolerance for uncertainty (on the example of adolescence). Bulletin of Kemerovo State University, 3 (71), 143-152. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-3-143-152 (In Russ.)
Osin, E. N. (2010). Factor structure of the version of the General Tolerance to Uncertainty Scale by D. McLean. Psychological diagnostics, 2, 65-86. (In Russ.)
Osnitsky, A. K. (2004). Characterization. Psychology and School, 1, 43-56. (In Russ.)
Petrovsky, V A. (2018). The implicate model of goal-setting: constants of adaptive action. V. A. G. Asmolov (ed.) Mobilis in mobile: Personality in an era of change (pp. 331-362). Publishing house LSC (In Russ.)
Sokolovich, E. A. (2020). Motivation to achieve success and motivation to avoid failure in individuals with different levels and types of perfectionism during early adulthood. Right. Economics. Psychology, 3 (19), 105-109. (In Russ.)
Ukraintseva, T. I. (2021). Psychological stability as a mechanism of adaptation in life crises. Young Scientist, 1 (343), 150-154. (In Russ.)
Ulybysheva, I. N. (2023). The relationship of adaptation to the group and to the activity with the personal characteristics of future teachers. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology, 6(6), 63-69. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-6-63-69 (In Russ.)
Zvezdina, G. P., and Komerova, N. E. (2024). Perception of time and uncertainty by students with different strategies of information behavior. Russian Journal of Psychology, 21(1), 283-301. https://doi.org/10.21702/rpj.2024.L15 (In Russ.)
Об авторах:
Хава Хаматхановна Тамасханова, преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования, Ингушский государственный университет (Российская Федерация, 386001, г. Магас, пр. Идриса Зязикова, 7), ORCID, khava.tamaskhanova@ mail.ru
Татьяна Николаевна Щербакова, доктор психологических наук. профессор, профессор кафедры общей и консультативной психологии, Донской государственный технический университет (Российская Федерация, 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), ORCID, tatiananik@ list.ru
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interest: the authors do not have any conflict of interest.
About the Authors:
Khava Khamatkhanovna Tamaskhanova, lecturer of the Department of Pedagogy and Methodology of Primary Education, Ingush State University (7, Idrisa Zyazikova, Magas, 386001, Russian Federation), ORCID, [email protected]
Tatyana Nikolaevna Shcherbakova, Dr. Sc. (Psychology), professor of the Department of General and Consultative Psychology, Don State Technical University (1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, Russian Federation), ORCID, [email protected]
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
The authors have read and approved the final manuscript.
Поступила в редакцию / Received 24.03.2024
Поступила после рецензирования / Revised 17.07.2024
Принята к публикации / Accepted 18.07.2024