Научная статья
УДК 159.9.072.43
https://dpi.Org/10.23947/2658-7165-2022-5-6-99-109
Представления о детерминантах успешной адаптации в условиях мобильности у лиц с разной самооценкой
Хава X. Тамасханова
Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация * [email protected]
Аннотация
Во Введении представлено обоснование актуальности исследования особенностей адаптации у лиц с разным уровнем самооценки в современных условиях мобильности. Представлены результаты теоретического анализа факторов, обуславливающих успешную адаптацию в современной реальности, а также описаны особенности влияния субъективных представлений, самооценки и отношения к себе как детерминант адаптации. Новизна исследования заключается в выявлении и описании содержания субъективных представлений о детерминации успешной адаптации в ситуации повышенной мобильности. В качестве Методов исследования выступили методики: «Факторы успешной адаптации» (Т. Н. Щербакова, X. X. Тамасханова), тест «Потребность в достижении» (Ю. М. Орлов, В. И. Шкуркин, Л. П. Орлова), и «Тест самооценки» (С. А. Будасси). Был проведен сопоставительный анализ особенностей самооценки, а также потребностей в достижении у лиц с разным уровнем самооценки. В разделе «Результаты» представлены данные, которые свидетельствуют о специфике субъективных представлений о детерминации успешной адаптации. В большинстве случаев для студентов с успешной адаптацией характерен высокий уровень самооценки (51,3%), менее выражен средний уровень (37,4%), еще меньше-пониженный (11,3%). Указываемые респондентами критерии успешной адаптации больше опираются на категории социального признания и продуктивности, и в меньшей степени - на содержание внутренних переживаний. В Обсуждении результатов представлено описание и интерпретация результатов исследования субъективных представлений о детерминации успешной адаптации в условиях мобильности у лиц с разной самооценкой. Данные эмпирического исследования показывают наличие индивидуальных ресурсов и рисков адаптации личности в ситуации мобильности. В Заключении подчеркивается роль субъективных факторов в успешной адаптации личности с разным уровнем самооценки в условиях мобильности. В разделе также представлен алгоритм психологического сопровождения успешной адаптации личности в современных условиях.
Ключевые слова
представление, адаптация, самооценка, мобильность, субъективные детерминанты, личность
Хава X. Тамасханова
Представления о детерминантах успешной адаптации...
Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология, 2022, Т. 5, № 6,99-109 КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Для цитирования
Тамасханова, X. X. (2022). Представления о детерминантах успешной адаптации в условиях мобильности у лиц с разной самооценкой. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 5(6), 99-109. https://d0i.0rg/10.23947/2658-7165-2022-5-6-99-109
Research article
UDC 159.9.072.43
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-6-99-109
Ideas about the determinants of successful adaptation in terms of mobility in people with various self-esteem level
Khava H. Tamaskhanova*
Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation * [email protected]
Abstract
The Introduction justifies the relevance of the study of adaptation features in people with different levels of self-esteem in terms of mobility. The results of the theoretical analysis of the factors that determine the successful adaptation of individuals in modern reality are presented. The features of subjective perceptions, self-esteem and self-attitude as determinants of adaptation are described. The characteristic of barriers to the adaptation of the individual arising in new conditions is described. The novelty of the research lies in the identification and description of the content of subjective ideas about the determination of successful adaptation in a situation of increased mobility. The following Methods were used: Factors of Successful Adaptation by T.N. Shcherbakova and H.H. Tamaskhanova, The Need for Achievement Test by Y.M. Orlov, V.I. Shurkin, and L.P. Orlova, and Self-Assessment Test by S.A. Budassi. A comparative analysis of the achievement needs of individuals with different levels of self-esteem was carried out. The Results section presents data that indicate the specifics of subjective ideas about the determination of successful adaptation. In most cases, students with successful adaptation are characterized by a high level of self-esteem (51.3%), a less pronounced average level (37.4%), and even less - lowered (11.3%). The criteria of successful adaptation indicated by the respondents are more based on the social recognition and productivity categories, and lesser on the content of internal experiences. In the Discussion section contains the description and interpretation of the results of the study of subjective ideas about the determination of successful adaptation in conditions of mobility in people with different levels of self-esteem are presented. The results of an empirical study show the presence of individual resources and the risks of personal adaptation in a situation of mobility. In Conclusion section the role of subjective factors in the success of personality adaptation in the conditions of mobility is
emphasized. The section also presents an algorithm for psychological support of personality adaptation in modern conditions.
Keywords
representation, adaptation, self-esteem, mobility, subjective determinants, personality For citation
Tamaskhanova, К. H. (2022). Ideas about the determinants of successful adaptation in terms of mobility in people with various self-esteem level. Innovative Science: psychology, pedagogy, defectology, 5(6), 99-109. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-6-99-109
Введение
Особенности современной социокультурной реальности требуют развития способностей личности к успешной адаптации и расширения концепций и сформированности индивидуальных представлений о детерминирующих ее факторах. Сегодня, в условиях повышенной мобильности, возрастает ценность содержания представлений о сущности адаптации к новым реалиям, позволяющей сохранять адекватность и устойчивость поведения (Hui, Yuen, Chen, 2018). В настоящее время востребована личность с активной жизненной позицией, высокой потребностью в достижениях, развитой самооценкой, способная к мобильным, своевременным и конструктивным трансформациям. Здесь важно исследование психологических ресурсов личности и внутренних механизмов, позволяющих адаптироваться к динамичному контексту жизнедеятельности, при этом важно учитывать и специфику условий формирования преа-даптивных способностей. Самооценка, как интегральное личностное образование, выступает в качестве внутреннего фактора регуляции адаптивной и преадаптивной активности, влияя на выбор векторов развития личности с ориентацией на будущее (Виндекер, Луканин, 2020; Непогодина, Ярушева, 2020).
Субъект, стремясь к достижениям, самосовершенствуется, создает свою индивидуальность, выстраивает оптимальную траекторию продвижения в контексте стремительно изменяющегося мира, поэтому в настоящих условиях важно формирование продуктивных гибких стратегий адаптации субъекта и выработка устойчивого поведения как способа совладания с рисками неопределенности (Украинцева, 2021). Достаточно перспективным является определение детерминант успешной адаптации в современном мире. К ним относятся выраженные способности принимать эффективные решения в ситуации неопределенности, реализовывать конструктивные копинг-стратегии и использовать продуктивный стиль удовлетворения потребности в достижении (Александров, 2018; Щербакова, Тамасханова, 2021).
Успешность жизнедеятельности субъекта во многом определяется содержанием мотивации активности, перспективностью жизненной стратегии, эмоциональной устойчивостью, продуктивностью регуляторных механизмов, развитием субъективного контроля (Анисимова, 2018). В контексте современных проблем адаптации человека актуализируются вопросы наличия у субъекта целесообразных технологий, способных обеспечивать конкурентоспособность и психологическое благополучие в перспективе, индивидуализации и персонализации в разноплановых ситуациях жизни (Леонтьев, 2020). В связи с этим важно формирование четких представлений молодых людей о механизмах и психологических предикторах успешности человека как субъекта адаптации к актуальному настоящему и будущему. Субъективные представления инициируют
Хава X. Тамасханова
Представления о детерминантах успешной адаптации...
Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология, 2022, Т. 5, № 6,99-109 КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
и корректируют аутопсихическую и внешнюю активность, направленную на ассимиляцию социального опыта. Успешная адаптация личности в инновационном жизненном пространстве сегодня определяется рядом позиций: адекватной и развернутой самооценкой, толерантностью к неопределенности, стрессоустойчивостью, критичностью мышления и ответственностью при принятии решений (Никоненко, 2018). Успешная адаптация становится залогом личностного самоопределения и формирования конструктивной модели жизнедеятельности личности. В общей системе адаптации, самооценка в процессе жизненного пути проявляется в оформлении образа достижений субъекта (Tarasova, Dukhina, Limonova, Kolesnikova, Makhova, 2017). На уровне индивидуального субъекта представления об успешной адаптации играют инициирующую, организующую и регулирующую функцию (Shcherbakova, Misirov, Hakobyan, Zhitnaya, 2019).
Содержание, психологические проекции, механизмы и способы достижения и критерии успеха могут успешно изучаться в связи с вопросами личностного роста. Успешная адаптация и преадаптация субъекта также тесно связана со способностью к личностному росту. В работах психологов эмпирически доказана связь успешности адаптации с уровнем самооценки, развитием социального интеллекта и стремлением к прогрессивным трансформациям (Асмолов, Шехтер, Черноризов, 2017). Профессиональный, социальный и личный успех сегодня являются неотъемлемой характеристикой конкурентоспособной, инициативной личности; самоэффективной проекцией индивидуальных ресурсов и реализацией потенциала; и результатом конструктивной адаптации и проявления способности к преадаптации. Сочетание адаптации и преадаптации гармонизирует поведение личности и делает его более продуктивным. На уровне личности это порождает позитивно эмоционально окрашенные переживания: ощущение психологического благополучия, доверие к себе, чувство самоэффективности, позитивное самоотношение. Особую роль для успешного приспособления к меняющимся условиям играет субъектная позиция, уровень субъективного контроля, устремленность к инновационному вектору развития (Зинченко, Дорожкин, Зеер, 2020).
Взаимосвязь представлений со стремлениями субъекта и характером его активности базируется на способности стремлений мобилизовать ресурсы для повышения степени силы предпринимаемых усилий по моделированию и реализации собственной жизни в условиях неопределенности. Сегодня успешная адаптация позволяет достигать высокого уровня компетентности на фоне оптимального использования личностного ресурса и, одновременно, она позволяет переходить на более качественный уровень функционирования, креативно ставить новые цели и стремиться к продуктивности в будущем.
С одной стороны, факторы самооценки личности может оказывать влияние на адаптацию (Monastyrskaya, Medvedeva, Katsura, 2019), а с другой - успешная адаптация в условиях современных рисков и готовность к преадаптации будут повышать самооценку субъекта (Асмолов, Шехтер, Черноризов, 2017). Вопросы детерминации успешной адаптации личности связаны с объективными результатами деятельности, эффективности, результативности, оптимальности активности в условиях современных рисков неопределенности. Исследование содержания представлений об успешной адаптации помогает создавать адекватные программы по ее усилению и развитию.
Методы
Целью настоящего исследования является изучение представлений о детерминантах успешной адаптации в условиях мобильности у лиц с разной самооценкой. Теоретическим
объектом исследования стала проблема адаптации и ее детерминанты, а предметом-субъективные представления об адаптации, зависящие от самооценки.
Исследование проводилось на базе Донского государственного технического университета, эмпирическим объектом выступили студенты-бакалавры факультета «Психология, педагогика и дефектология». Общее количество респондентов составило 145 человек.
Для решения поставленных исследовательских задач был использованы следующие методики: анкета «Факторы успешной адаптации» (Т. Н. Щербакова, X. X. Тамасханова); тест-опросник «Потребность в достижении» (Ю. М. Орлов, В. И. Шуркин, Л. П. Орлова); «Тест самооценки» С. А. Будасси.
Результаты
В результате анализа данных, полученных при помощи авторской анкеты «Факторы успешной адаптации» (Рис. 1), оказалось, что 46% респондентов выделяют в качестве приоритетных факторов успешной адаптации «самопознание», «готовность развиваться». Достаточно большое количество анкетируемых (28%) думают, что адаптация в современной реальности зависит от «способности работать в команде», «понимания требований». Определенный процент респондентов (15%) поддерживает идею о том, что достижение успеха в этом вопросе определяется наличием таких характеристик как: «желание иметь социальный статус», «стремление к признанию». В свою очередь, 11 % всех респондентов считают, что успех адаптации сегодня определяется «компетентностью», «умением действовать в цифровой среде».
Приоритетные факторы успешной адаптации
■ Самопознание, готовность развиваться
■ Способность работать в команде, понимание требований
■ Желание иметь социальный статус, стремление к признанию
■ Компетентность, умение действовать в цифровой среде»
Рисунок 1. Распределение респондентов на группы в связи с восприятием факторов успешной адаптации.
Изучение представлений респондентов о личностных характеристиках, способствующих адаптации в условиях рисков современного социума, позволило выделить кластер наиболее
Хава X. Тамасханова
Представления о детерминантах успешной адаптации...
Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология, 2022, Т. 5, № 6,99-109 КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
значимых ответов в исследуемой группе. Среди них, прежде всего, называют «коммуникабельность» и «мобильность» (37% всех респондентов), далее выделяется «целеустремленность» (29%), «адекватная самооценка» (18%); «креативность» (16%). Становясь активным участником социальных контактов в реальной и виртуальной среде, создавая свои группы поддержки, выдвигая собственные инициативы реализации адаптивных стратегий, личность получает возможность самопрезентации, реализации своих индивидуальных достижений в разноплановых ситуациях взаимодействия.
Анализ представлений о критериях успешной адаптации продемонстрировал следующую картину. В качестве наиболее значимых респонденты выделили ряд факторов: «успешность в деятельности», «удовлетворенность», «качество жизни», «готовность быстро реагировать на перемены», «конструктивное решение проблем», «ощущение своей компетентности», «эффективное общение в разных ситуациях», «свободная ориентация в цифровой среде», «чувство уверенности», «самопрезентация».
В качестве критериев успешной адаптации в ходе анкетирования респонденты называют также такие факторы, как «рост достижений», «социальное подтверждение состоятельности со стороны значимых других», «объективные результаты», «высокие притязания», «желание саморазвития», «чувство безопасности и благополучия». Анализ полученных в результате анкетирования данных показал, что большинство респондентов, называя критерии успешной адаптации, делают акцент на социальном признании и продуктивности, и в меньшей степени - на внутренних переживаниях.
В целом, успешная адаптация человека в условиях современной мобильности у большинства ассоциируется с умением решать проблемы, современным имиджем, презентабельностью, демонстрацией успеха, умением добиваться цели, принимая во внимание новые обстоятельства, готовностью чувствовать ситуацию и видеть вектор движения. Прослеживается недостаточность рефлексии о связи адаптации с внутренними переживаниями и личностными трансформациями. Вместе с тем, адекватность и содержательность, полнота и четкость представлений субъекта во многом определяют саму адаптивную и преадаптивную активность, ее характер и результативность.
В исследовании были выделены психологические барьеры, препятствующие адаптации человека в условиях современной мобильности, обусловленные, по мнению респондентов, дефицитами самопознания своих ресурсов и рисков, неадекватной самооценкой, недостаточным уровнем развития гибкости и креативности мышления и рефлексии, несформиро-ванностью установок на конструктивное преодоление препятствий. Среди факторов, оказывающих влияние на успешность адаптивной и преадаптивной активности личности, важной является потребность достижений. Сформированность у личности ценностного отношения и потребности в достижении способствует, с одной стороны, преодолению препятствий, возникающих на пути к достижению поставленных целей, а, с другой, стимулирует активность поиска способов адаптации к актуальным условиям, или преадаптации. Степень успешности студентов в условиях социальной и образовательной мобильности оценивалась по показателям академической успеваемости и результативности социальной активности.
Согласно полученным результатам, группа успешных в адаптации студентов продемонстрировала в большинстве случаев высокий уровень самооценки (51,3%), немного меньше -средний уровень (37,4%), и только 11,3% всех респондентов показали наличие пониженной самооценки. Эта картина более благополучная, чем в группе студентов с проблемами адаптации,
менее успешных. Аналогично проявляется и потребность в достижении. У успешных в адаптации респондентов высокий уровень потребности достижений показали 47,8% опрошенных, средний - 37,8%, и только у 13,4% студентов степень выраженности потребности достижений низкая. Такое соотношение обеспечивает наличие внутренней ресурсной платформы для достижения успешной адаптации в условиях современной мобильности.
Обсуждение результатов
Анализируя результаты исследования и сравнивая их с результатами, полученными другими исследователями, можно сказать, что в настоящее время успешная адаптация и преадаптация трактуются как особые формы самореализации и самоактуализации субъекта, обеспечивающие его психологическое благополучие, позитивное самоотношение и подтверждающие отношение внешних экспертов (Петровский, 2018).
Исследование особенностей содержания представлений студентов о факторах успешной адаптации в условиях мобильности позволило выявить определенные семантические линии: характер самооценки и самоотношения; компетентность и цифровая грамотность; учет требований и рефлексия; коммуникабельность и работа в команде; готовность и способность к трансформациям (Насонова, 2018; Петровский, 2018). С уверенностью можно говорить о том, что на успешность адаптации личности в современных условиях мобильности влияет как научение продуктивным адаптивным стратегиям, так и овладение преадаптивным ресурсом. Результаты исследования позволяют говорить о наличии влияния на эффективность конструктивной адаптации в контексте повышенной мобильности таких индивидуально-психологических особенностей личности, как самооценка, гибкость и креативность, выраженность потребности в достижении, целеустремленность и компетентность (Соколович, 2020).
Обобщая результаты исследования относительно содержания представлений личности о детерминантах успешной адаптации в условиях мобильности, можно классифицировать детерминирующие факторы:
1. Понимание особенностей современных сред;
2. Рефлексия ресурсов и рисков условий мобильности для своего развития;
3. Способность преодоления и самотрансформации;
4. Реализация потенциала в контексте динамики внешних требований;
5. Мобильность и, одновременно, устойчивость поведения.
Особенности переживания успеха адаптации личностью приводят к осознанию наличия фундамента для дальнейшего продвижения и достижения благополучия в условиях мобильности, формирования позитивной Я-концепции. Это становится еще более важным, в связи с наличием на сегодняшний день необходимости строить индивидуальные модели преадап-тации в ситуации неопределенности.
Адекватная самооценка и высокий уровень потребности в достижении порождают настойчивость в достижении выдвигаемых личностью целей. В свою очередь, ответственность за результат, желание добиться большего побуждает проявлять инициативу. Самооценка и потребность в достижении, подкрепленные адекватностью субъективных представлений, позволяют личности браться за новые задачи адаптации, ориентируясь на специфику мобильности современной социальной ситуации развития. В студенческом возрасте успешность адаптации личности проявляется в высоких академических показателях и ощущении легкости учения, уверенности в правильности профессионального выбора, активности, удовлетворенности.
Хава X. Тамасханова
Представления о детерминантах успешной адаптации...
Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология, 2022, Т. 5, № 6,99-109 КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Заключение
Изучение представлений о детерминантах успешной адаптации в условиях мобильности улиц с разной самооценкой позволяет обозначить и индивидуально-психологические особенности, которые могут препятствовать достижению результата. Можно выделить среди них следующие позиции:
1. Риски неадекватной самооценки ресурсов адаптации;
2. Дефициты коммуникативной компетентности, связанные со взаимоотношениями;
3. Несоответствие уровня толерантности к неопределённости и готовности к трансформациям требованиям среды;
4. Личные негативные «психологические шлейфы» социализации;
5. Особенности самоотношения;
6. Субъективная неудовлетворенность совершенным профессиональным выбором.
В период адаптации важна рефлексия, ориентированная на установление внешних и внутренних границ своей личности и активность по преобразованию себя, направленная на самосовершенствование, желание быть успешным.
В обобщенном виде, можно выделить комплекс определенных факторов, способствующих достижению успеха личности в адаптации: развитие; необходимые компетенции; продуктивная репрезентация; гармоничное личностное и профессиональное самоопределение; коммуникативная компетентность; многообразие контактов; развитость внутреннего мира; эго-идентичности; преобладание конструктивных стратегий активности; развитая аутопсихи-ческая деятельность. Интегрированное действие совокупности этих субъективных факторов позволяет адекватно адаптироваться и выработать свой индивидуальный стиль успешного устойчивого поведения в мобильных ситуациях.
Таким образом, алгоритм психологического сопровождения успешной адаптации личности в современных условиях мобильности можно представить в виде поэтапной интервенции. Первым ее этапом выступает диагностика субъективных ресурсов, на основе результатов которой станет возможным создание субъективной платформы развития. Далее, через работу по преодолению барьеров и отработку эффективных стратегий, станет возможной выработка индивидуальных критериев адаптации, и, следовательно, конструирование пространства для самопрезентации.
Литература
Александров, И. А. (2018). Понятие адаптации с точки зрения психологии. Молодой ученый, 22(208), 283-285.
Анисимова, И. А. (2018). Представления о жизненном и профессиональном успехе как основа конкурентоспособности студентов в условиях инновационной экономики. В: Шестая международная научно-практическая конференция «Философия и культура информационного общества»: тезисы докладов (С. 243-246). СПб.: ГУАП. Асмолов, А. Г., Шехтер, Е. Д., Черноризов, А. М. (2017). Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции. Вопросы психологии, 4, 3-26.
Виндекер, О. С., Луканин, M. Е. (2020). Исследование структуры мотивации достижения у студентов в контексте их представлений об интеллекте и целях обучения. Известия
Уральского федерального университета. Серия 7. Проблемы образования, науки и культуры, 26(2(197)), 146-157.
Зинченко, Ю. П., Дорожкин, Е. М., Зеер, Э. Ф. (2020). Психолого-педагогические основания прогнозирования будущего профессионального образования: векторы развития. Образование и наука, 22(3), 11-35. doi: https://www.doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-11-35
Леонтьев, Д. А. (2020). Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 7(155), 14-37.
Насонова, Д. К. (2018). Поколение Z как отражение трансформации представлений о счастье и успехе в современном обществе. Аллея науки, 77(27), 776-779.
Непогодина, А. В., Ярушева, С. А. (2020). Уровень самооценки как фактор успеха профессиональной деятельности. В: Управление, экономика и общество-2020: проблемы и пути развития. Сборник статей участников Международной научно-практической конференции (С. 118-120). Челябинск: ЧГУ.
Никоненко, Н. В. (2018). Взаимосвязь эго-состояния личности и мотивации успеха. Мир педагогики и психологии, 7(18), 107-112.
Петровский, В. А. (2018). Импликативная модель целеполагания: константы адаптивного действия. Москва: Издательский Дом ЯСК.
Соколович, Е. А. (2020). Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач у индивидов с разными уровнями и видами перфекционизма в период ранней взрослости. Право. Экономика. Психология, 3(19), 105-109.
Украинцева, Т. И. (2021). Психологическая устойчивость как механизм адаптации в жизненных кризисах. Молодой ученый, 7(343), 150-154.
Щербакова, Т. Н., Тамасханова, X. X. (2021). Адаптация как фактор повышения успешности студентов в условиях социокультурных и образовательных рисков. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 4(1), 51-61.
Hui, Т., Yuen, М., Chen, G. (2018). Career adaptability, self-esteem, and social support among Hong Kong University students. The Career Development Quarterly, 66(2), 94-106. doi: https:// doi.org/10.1002/cdq.12118
Monastyrskaya, Т. I., Medvedeva, N. P., Katsura, A. V. (2019). Retrospective Assessment and Proposals for the Adaptation of the First Year Students. In: Humanities and Social Sciences: Novations, Problems, Prospects" (HSSNPP 2019). Proceedings of the Internation Conference on "Humanities and Social Sciences: Novations, Problems, Prospects" (HSSNPP 2019), 333 (pp. 477-482). Dordrecht: Atlantis Press.
Shcherbakova, Т., Misirov, D., Hakobyan, M., Zhitnaya, I. (2019). Psychological aspects of security culture development for modern students. SHS Web of Conferences, 72, 03010. doi: https:// doi.org/10.1051/shsconf/20197203010
Tarasova, S. I., Dukhina, T. N., Limonova, О. O., Kolesnikova, Т. V., Makhova, I. N. (2017). Socio-Psychological Adaptation of First-Year University Students. ESPACIOS, 38(56), 35.
References
Alexandrov, I. A. (2018). The concept of adaptation in psychology view. Young scientist, 22(208), 283-285. (in Russ.).
Anisimova, I. A. (2018). Representations on life and professional success as a competitiveness
Хава X. Тамасханова
Представления о детерминантах успешной адаптации...
Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология, 2022, Т. 5, № 6,99-109 КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
basis for students in the conditions of innovative economy. B: Philosophy and Culture of the Information Society: Abstracts of the IV International Scientific and Practical Conference (pp. 243-246). Saint Petersburg: Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, (in Russ.).
Asmolov, A. G., Shekter, E. D., Chernorizov, A. M. (2017). Preadaptation to uncertainty as a strategy of developing systems navigation: the ways of evolution. Voprosy Psychologii, 4, 3-26. (in Russ.).
Vindeker, O. S., Lukanin, M. E. (2020). Study of students' achievement motivation in the context of implicit theories of intelligence and educational goals. Izvestia ural federal universityjournal. Series 7. Issues in education, science and culture, 26(2(197)), 146-157.
Zinchenko, Yu. P., Dorozhkin, E. M., Zeer, E. F. (2020). Psychological and Pedagogical Bases for Determining the Future of Vocational Education: Vectors of Development. The Education and science journal, 22(3), 11-35. doi: https://www.doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-11-35 (in Russ.).
Leont'ev, D. A. (2020). Happiness and well-being: toward the construction of the conceptual field. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal, 7(155), 14-37.
Nasonova, D. K. (2018). Generation Z as a reflection of the transformation of ideas about happiness and success in modern society. Alley of science, 77(27), 776-779. (in Russ.).
Nepogodina, A.V., Yarusheva, S.A. (2020). Self-assessment level as factor of success in professional activity. In: Management, Economy and Society 2020: problems and ways of development. Collection of articles by participants of the International Scientific and Practical Conference (P. 118-120). Chelyabinsk: Chelyabinsk State University publishing house, (in Russ.).
Nikonenko, N. V. (2018). Interrelation of the individual's ego state and motivation. The world of pedagogy and psychology, 7(18), 107-112. (in Russ.).
Petrovsky, V. A. (2018). Implicative goal-setting model: constants of adaptive action. Moscow: Languages of Slavic Culture Publishing House, (in Russ.).
Sokolovich, E. A. (2020). Individuals' with different levels and types of perfectionism motivation for success and failure avoiding in early adulthood. Law. Economics. Psychology, 3(19), 105-109. (in Russ.).
Ukraintseva, T. I. (2021). Psychological stability as a mechanism of adaptation to life crises. Young Scientist, 7(343), 150-154. (in Russ.).
Shcherbakova, T. N., Tamaskhanova, H. H. (2021). Adaptation as a factor of increasing the success of students in the context of socio-cultural and educational risks. Innovative Science: psychology, pedagogy, defectology, 4(1), 51-61. doi: https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-1-51-61 (in Russ.).
Hui, T., Yuen, M., Chen, G. (2018). Career adaptability, self-esteem, and social support among Hong Kong University students. The Career Development Quarterly, 66(2), 94-106. doi: https:// doi.org/10.1002/cdq.12118
Monastyrskaya, T. I., Medvedeva, N. P., Katsura, A. V. (2019). Retrospective Assessment and Proposals for the Adaptation of the First Year Students. In: Humanities and Social Sciences: Novations, Problems, Prospects" (HSSNPP 2019). Proceedings of the Internation Conference on "Humanities and Social Sciences: Novations, Problems, Prospects" (HSSNPP 2019), 333 (pp. 477-482). Dordrecht: Atlantis Press.
Shcherbakova, T., Misirov, D., Hakobyan, M., Zhitnaya, I. (2019). Psychological aspects of security culture development for modern students. SHS Web of Conferences, 72, 03010. doi: https:// doi.org/10.1051/shsconf/20197203010
Tarasova, S. I., Dukhina, T. N., Limonova, О. O., Kolesnikova, T. V., Makhova, I. N. (2017). Socio-Psychological Adaptation of First-Year University Students. ESPACIOS, 3S(56), 35.
Информация об авторах Хава Хаматхановна Тамасханова - аспирант, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация. E-mail: [email protected]: ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0Q92-4548
Author Information
Khava Hamatkhanovna Tamaskhanova - post-graduate student, Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation. E-mail: [email protected]: ORCID: https://orcid. org/0000-0003-0092-4548
Информация о конфликте интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.