Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 1. С. 73-78 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2024, vol. 24, iss. 1, pp. 73-78
https://phpp.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-1-73-78, EDN: FUDPMN
Научная статья УДК 316.6
Генерализованная готовность как социально-психологическая установка личности
С. С. Гоголь
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83
Гоголь Светлана Сергеевна, аспирант кафедры психологии личности, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3138-9912
Аннотация. Введение. Социальные вызовы современности обусловливают необходимость адаптации личности к стремительно меняющимся условиям. В качестве социально-психологического конструкта, способствующего эффективности такой адаптации, предлагается понятие «генерализованная готовность личности». Теоретический анализ. В статье рассмотрены отечественные и зарубежные работы, описывающие феномен готовности, а также близкие по содержанию конструкты: жизнестойкость, резильентность, толерантность к неопределенности; проведен сравнительный анализ этих понятий. Предложено понятие «генерализованная готовность личности» как установка, предполагающая предрасположенность к определенному социальному поведению и включающая когнитивный, мотива-ционный, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты. Обоснована необходимость введения конструкта генерализованной готовности к широкому спектру социальных ситуаций, представляющего собой личностный ресурс, помогающий совладать с ситуацией социального вызова, неопределенности и сохранить самоэффективность в меняющихся условиях. Описаны основные содержательные характеристики генерализованной готовности личности. Заключение. Сформулировано определение генерализованной готовности личности как системы формируемых установок, ориентированных на эффективную жизнедеятельность в условиях неопределенности, проявляющихся в ситуации взаимодействия с Другими с учетом имеющегося опыта, самооценки, представлений о собственной компетентности и самоэффективности.
Ключевые слова: генерализованная готовность личности, неопределенность, социальные вызовы, установка, аттитюд Для цитирования: Гоголь С. С. Генерализованная готовность как социально-психологическая установка личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 1. С. 73-78. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-1-73-78, EDN: FUDPMN
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article
Generalized readiness as a socio-psychological attitude S. S. Gogol
Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia Svetlana S. Gogol, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3138-9912
Abstract. Introduction. Modern social challenges make it necessary to adapt the individual to rapidly changing conditions. The concept of generalized readiness of the individual is proposed as a socio-psychological construct that contributes to the effectiveness of such adaptation. Theoretical analysis. The article discusses domestic and foreign works describing the phenomenon of readiness, as well as constructs similar in content: vitality, resilience, tolerance to uncertainty. A comparative analysis of these concepts is carried out. The concept of generalized readiness is proposed as an attitude that presupposes a predisposition to certain social behavior and includes cognitive, motivational, emotional-volitional and behavioral components. The necessity of introducing the construct of generalized readiness for a wide range of social situations is substantiated, which represents a personal resource that helps to cope with situations of social challenge, uncertainty and maintain self-efficacy in changing conditions. The main content characteristics of a person's generalized readiness are described. Conclusion. The analysis made it possible to formulate a definition of generalized readiness as a system of formed attitudes focused on effective life activity in conditions of uncertainty, manifested in a situation of interaction with Others, taking into account existing experience, self-esteem, ideas about one's own competence and self-efficacy. Keywords: generalized personality readiness, uncertainty, social challenges, attitude
For citation: Gogol S. S. Generalized readiness as a socio-psychological attitude. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy,
2024, vol. 24, iss. 1, pp. 73-78 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-1-73-78, EDN: FUDPMN
This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)
Введение
Современная социальная ситуация характеризуется высокой степенью неопределенности и непредсказуемости. Социальные вызовы обусловливают необходимость актуализации внутренних ресурсов личности, способствующих ее адаптации к новым условиям. При этом важно не только приспосабливаться к меняющейся ситуации, но и преодолевать жизненные трудности, сохраняя психологическое равновесие, уверенность в себе, способность эффективно планировать будущее, достигать поставленных целей, добиваться успеха, поддерживать и развивать социальные контакты.
Глобальные вызовы современности - экологические проблемы, геополитическая неустойчивость, высокие темпы развития технологий, цифровизация всех сфер жизни, социальная нестабильность - привели к формированию кризисной ситуации, когда мир стал восприниматься ненадежным, непредсказуемым, неустойчивым, непонятным.
Личность в ситуации неопределенности, социальных изменений и вызовов в последние годы становится центром внимания психологии. В качестве конструктов, способствующих эффективной ее адаптации в новой социальной ситуации, предлагаются толерантность к неопределенности, жизнестойкость, резильентность, готовность.
На наш взгляд, таким конструктом может выступить генерализованная готовность как более широкое понятие, охватывающее значительный спектр личностных ресурсов и способствующее сохранению и развитию личностной эффективности в ситуации социального взаимодействия в условиях нестабильности и неопределенности внешнего мира.
Цель статьи - обосновать содержание понятия «генерализованная готовность» как социально-психологическая установка личности.
Исследование проводилось с использованием метода теоретического анализа отечественных и зарубежных источников.
Теоретический анализ
Феномен психологической готовности понимается по-разному: как установка на выполнение какого-либо действия; настройка на предстоящую деятельность; особое эмоционально-волевое состояние, характеризующееся сосредоточенностью и активностью; предрасположенность к определенной форме реаги-
рования. В работах некоторых отечественных авторов психологическая готовность изучается в контексте конкретной деятельности как готовность в спорте, к учебной или профессиональной деятельности, к выбору профессии и решению задач определенного типа, к браку и родитель-ству. Р. Д. Санжаева отмечает, что готовность рассматривается либо как состояние, либо как устойчивая характеристика личности. Во втором случае говорят также о подготовленности или заблаговременной готовности - эта структура, будучи ранее сформированной, становится постоянным, неотъемлемым качеством личности и выступает как важная предпосылка успешной деятельности [1].
Среди сравнительно новых направлений исследования готовности можно выделить готовность к риску, к самоопределению, адаптационную готовность. Появление этих категорий обусловлено особенностями современной социальной ситуации. Говоря о готовности в современных реалиях, необходимо учитывать социально-психологический аспект. Именно совокупность социальных качеств и навыков предопределяет адаптацию и эффективное развитие личности в ситуации неопределенности и непредсказуемости.
В социальной психологии под ресурсами совладания с субъективной неопределенностью понимаются процессы категоризации образа социального мира и идентификации с группой. Взаимодействие с социальной группой, идентификация с ней позволяют личности определить, как реагировать на происходящие изменения и выстраивать свое поведение в тех или иных социальных ситуациях (теория неопределенности - идентичности М. Хогга) [2].
Т. А. Нестик рассматривает групповые механизмы совладания с неопределенностью, основным из которых он считает групповую проспективную рефлексию - обсуждение членами группы их представлений о прошлом, настоящем и будущем, что позволяет преодолеть ситуацию неопределенности относительно грядущего. Кроме того, автор отмечает важность таких качеств, как уверенность группы в своих силах, доверие к интуиции, групповую креативность, способность к импровизации и наличие совместных договоренностей [3]. Эти механизмы, безусловно, являются важными ресурсами со-владания с ситуацией социального вызова и на личностном уровне.
Зарубежные исследователи (Бергер, Брэ-дак) считают неопределенность элементом межличностного общения, а межличностную
коммуникацию - основным механизмом снижения неопределенности [4]. Г. У. Солдатова и Л. А. Шайгерова, говоря о неопределенности в межкультурном контексте, называют одним из способов ее снижения развитие межкультурной компетентности [5]. М. В. Григорьева обращает внимание на особенности социальной активности личности в ситуации неопределенности [6].
Социально-психологические аспекты адаптационной готовности иностранных студентов изучаются Е. В. Рягузовой [7], В. В. Константиновым и С. А. Иванчиным [8]. Р. М. Шамионов подчеркивает значимость социально-психологического компонента адаптационной готовности, рассматривая процесс ее формирования в контексте взаимодействия с Другими [9].
Соглашаясь с названными авторами в вопросах важности социального контекста, предлагаем определить генерализованную готовность как социально-психологический конструкт, а именно как установку личности. Традиционно установка понимается как предрасположенность личности к определенному социальному поведению. В ее структуру принято включать когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Стоит отметить, что связь когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов в контексте преодоления ситуации неопределенности подчеркивают ряд исследователей (А .В. Лаврик, А. А. Зубрихина, Д. Брашерс, М. Фристон. Г. М. Андреева и др.).
Т. В. Черноусова, описывая стратегии проживания ситуации неопределенности, включает в их структуру когнитивный, конативный, эмоциональный и мотивационный компоненты, определяя сами стратегии как обобщенный способ реагирования на ситуацию, воспринимаемую как неопределенная, основанный на оценке своих ресурсов и возможностей, особенностей ситуации, мотивах и целях [10].
С учетом вышесказанного предлагаем конструкт генерализованной готовности, представляющий собой систему установок или личностных аттитюдов, затрагивающую когнитивный, мотивацинный, эмоционально-волевой, поведенческий компоненты, адаптированную к широкому диапазону социальных ситуаций, проявляющуюся в ситуации взаимодействия с Другими с учетом имеющегося опыта, самооценки, представлений о собственной компетентности и самоэффективности. Такого рода установка, основываясь на предыдущем опыте и полученных знаниях, способствует успешности деятельности, достижению целей, саморазвитию, характеризуется уверенностью в себе, верой в
свои возможности, позитивной самооценкой, стрессоустойчивостью. В социальном взаимодействии генерализованная готовность предполагает умение регулировать свое поведение и нести за него ответственность, выстраивать эффективные отношения с Другими, основанные на самоуважении и уважении к ним.
Таким образом, можно выделить следующие специфические характеристики генерализованной готовности:
позитивное восприятие собственной эффективности, предполагающее веру в себя, в успех своей деятельности;
способность быть уверенным и продуктивным в ситуациях социального взаимодействия;
наличие опыта положительного решения тех или иных задач, связанных с проживанием ситуации социального вызова и сопровождающей его неопределенности;
умение управлять своим поведением в ситуации социального взаимодействия;
способность к психологической мобилизации и самоконтролю;
наличие мотивации к определенной деятельности;
гибкость и критичность мышления; стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.
Стоит отметить, что существуют и другие категории, объясняющие процесс адаптации личности к изменениям. Так, А. Г. Асмолов и соавторы предлагают конструкт преадаптации к неопределенности, обозначающий готовность к тому, что может быть, но еще не произошло, нацеленность на непредсказуемость и новизну [11]. Похожий феномен - неявной или оценочной готовности - описывают зарубежные исследователи. Это некая готовность к достижению неосознаваемой цели, не требующая ее обдумывания или осознания, а также неосознаваемая готовность к решению определенных задач, с которыми ранее не приходилось сталкиваться [12, 13].
Схожее понятие толерантности к неопределенности в разных подходах понимается как черта личности, установка, навык или когнитивный процесс [14]. М. Фристон рассматривает толерантность (интолерантность) к неопределенности как фактор, опосредующий восприятие ситуации, а также предопределяющий поведение и реакции человека [15]. В модели М. Хиллен толерантность к неопределенности понимается, с одной стороны, как устойчивая личностная черта, а с другой - состояние, зависящее от конкретной ситуации [16].
В качестве ресурса совладания с ситуацией неопределенности или социального вызова выступает и жизнестойкость. С. Мадди рассматривал жизнестойкость как совокупность установок, позволяющих легче справляться с тревогой [17]. Ее основные характеристики - это активное участие в социальной жизни, готовность делать выбор, открытость новому опыту. Важные условия жизнестойкости - многообразие социальных отношений, способность интегрироваться в общество и успешно взаимодействовать с людьми. Именно социум становится ресурсом жизнестойкости и способствует успешному преодолению вызовов [18].
В данном контексте обращает на себя внимание и феномен резильентности, который в зарубежных исследованиях понимается как способность человека поддерживать психологическое равновесие в неблагоприятных жизненных ситуациях, иногда связанных с риском или представляющих угрозу. Отечественные ученые трактуют резильентность как конструкт, близкий по содержанию к жизнестойкости, жизнеспособности. Это способность к саморегуляции в стрессовой ситуации, умение преодолевать вызовы. Некоторые исследователи рассматривают резильентность как синоним жизнестойкости. И. А. Хоменко называет ее системообразующим фактором жизнестойкости и основным средством ее развития [19]. О. А. Селиванова и соавторы определяют резильентность как врожденное, развивающееся под влиянием внешних, в частности социальных, факторов, свойство личности, выражающееся в способности преодолевать неблагоприятные жизненные обстоятельства [20].
Обобщая сказанное, можно заключить, что толерантность к неопределенности - это способность эффективно действовать в условиях неполной или противоречивой информации; жизнестойкость - система установок, направленных на уменьшение тревожности и способствующих адаптации к меняющимся условиям; резильент-ность - способность к саморегуляции, совлада-нию с трудными жизненными ситуациями.
Как и перечисленные выше феномены, генерализованная готовность представляет собой личностный ресурс, помогающий совладать с ситуацией социального вызова, неопределенности и сохранить самоэффективность в меняющихся условиях. Как и жизнестойкость, генерализованная готовность представляет собой систему формируемых личностных установок, предрасположенность к определенному типу социального поведения и взаимодействия с Другими в
ситуации вызова, направленную на сохранение и реализацию личной эффективности в условиях неопределенности. Категории социального поведения и социальной активности сближают понятие «генерализованная готовность» с толерантностью к неопределенности. Как и резильентность, генерализованная готовность предполагает способность к саморегуляции и сохранению равновесия в ситуации стресса.
Тем не менее понятие «генерализованная готовность» представляется более многогранным. С учетом широкого смыслового содержания именно этот феномен, но трактуемый как социально-психологическая категория в контексте взаимодействия с Другими, на наш взгляд, может трактоваться как основополагающий личностный ресурс в ситуации глобальных изменений и социальных вызовов.
Таким образом, генерализованную готовность личности можно рассматривать применительно к широкому диапазону социальных ситуаций, в том числе таких, которые невозможно предвидеть или предсказать.
Заключение
В статье предложено понятие «генерализованная готовность» личности к широкому спектру социальных ситуаций.
Сформулировано определение генерализованной готовности личности как системы формируемых установок, ориентированных на эффективную жизнедеятельность в условиях неопределенности, социальных вызовов и постоянных изменений, проявляющуюся в ситуации взаимодействия с Другими с учетом имеющегося опыта, самооценки, представлений о собственной компетентности и самоэффективности.
В настоящее время проводится апробация методики диагностики генерализованной готовности.
Список литературы
1. Санжаева Р. Д. Готовность и ее психологические механизмы // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2016. № 2. С.6-16.
2. Belavadi S., Hogg M. A. Social categorization and identity process in uncertainty management: The role of intra-group communication // Thye S. R., Lawler E. J., eds. Advances in group processes. Bingley : Emerald, 2019. Р. 61-77.
3. Нестик Т. А., Журавлев А. Л. Психологические проблемы управления совместной деятельностью в условиях неопределенности // Mobilis in mobili:
личность в эпоху перемен / под общ. ред. А. Г. Ас-молова. М. : ЯСК, 2018. С. 226-244.
4. Berger C. R., Bradac J. J. Language and social knowledge: Uncertainty in interpersonal relations. London : Edward Arnold, 1982. 151 p.
5. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. Рефлексия множественности выбора в психологии межкультурных коммуникаций // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. URL: https://psystudy.ru/ index.php/num/article/view/561/299 (дата обращения: 17.09.2023). https://doi.org/10.54359/ps.v8i40.561
6. Григорьева М. В. Компоненты социальной активности личности в ситуациях неопределенности и риска // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/52PSMN419. pdf (дата обращения: 17.09.2023).
7. Рягузова Е. В. Адаптационный сценарий иностранных студентов, обучающихся в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 1. С. 63-73. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2018-18-1-63-73
8. Иванчин С. А., Константинов В. В. Особенности адаптационной готовности к учебной деятельности иностранных студентов в условиях вузовского образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 4 (84). URL: https://disk.yandex. ru/i/_ueWzMb6RImlAw (дата обращения: 17.09.2023). https://doi.org/10.24158/spp.202L4.13
9. Шамионов Р. М. Адаптационная готовность личности - субъекта социального взаимодействия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 4. С. 106-112. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2015-15-4-106-112
10. Черноусова Т. В. Стратегии проживания ситуации неопределенности как предмет социально-психо-логическго анализа // Психология человека в образовании. 2022. Т. 4, № 4. С. 421-434. https://doi. org/10.33910/2686-9527-2022-4-4-421-434
11. Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Пре-адаптация к неопределенности: непредсказуемые маршруты эволюции. М. : Акрополь, 2018. 212 с.
12. Ferguson M. J. On becoming ready to pursue a goal you don't know you have: Effects of nonconscious goals on evaluative readiness // Journal of personality and social psychology. 2008. Vol. 95, № 6. Р. 12-68.
13. Ferguson M. J., Wojnowicz M. T. The when and how of evaluative readiness: A social cognitive neuroscience perspective // Social and Personality Psychology Compass. 2011. Vol. 5, № 12. P. 1018-1038.
14. Леонов И. Н. Толерантность к неопределенности как психологический феномен: история становления конструкта // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2014. № 4. С. 43-52.
15. Freeston M. H., Tiplady A., Mawn L., Bottesi G., Thwaites S. Towards a model of uncertainty distress in the context of Coronavirus (COVID-19) // The Cogni-
tive Behaviour Therapist. 2020. Vol. 13, article E31. https://doi.org/10.1017/s1754470x2000029x
16. Hillen M. A., Caitlin M. G, Strout T. D, Smets E. M. A., Han P. K. J. Tolerance of uncertainty: Conceptual analysis, integrative model, and implications for healthcare // Social Science & Medicine. 2017. Vol. 180. P. 62-75. https://doi.org/10.1016/isocscimed2017.03.024
17. Maddi S. R. On hardiness and other pathways to resilience // American Psychologist. 2005. Vol. 60, № 3. P. 261-262.
18. Ненашева М. В. Феномен жизнестойкости в контексте глобальных вызовов современности // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2022. № 5. С. 69-76. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V209
19. Хоменко И. А. К вопросу о формировании рези-лентности у детей в условиях общеобразовательной практики // Вестник Герценовского университета. 2011. № 9. С. 30-35.
20. Селиванова О. А., Быстрова Н. В., Дереча И. И., Мамонтова Т. С., Панфилова О. В. Изучение феномена резильентности: проблемы и перспективы // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/04PSMN320.pdf (дата обращения: 17.10.2023).
References
1. Sanzhaeva R. D. Readiness and its psychological mechanisms. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo univer-siteta. Obrazovanie. Lichnost. Obshchestvo [Buryat State University Bulletin. Education. Personality. Society], 2016, no. 2, pp. 6-16 (in Russian).
2. Belavadi S., Hogg M. A. Social categorization and identity process in uncertainty management: The role of intragroup communication. In: Thye S. R., Lawler E. J., eds. Advances in group processes. Bingley, Emerald, 2019, рр. 61-77.
3. Nestik T. A., Zhuravlev A. L. Psychological problems of joint activity regulation under uncertainty. In: Mobilis in mobili: lichnost v epokhuperemen [Asmolov A. G., ed. Mobilis in mobili: The psychology of changes]. Moscow, YaSK, 2018, pp. 226-244 (in Russian).
4. Berger C. R., Bradac J. J. Language and social knowledge: Uncertainty in interpersonal relations. London, Edward Arnold, 1982. 151 p.
5. Soldatova G. U., Shaigerova L. A. Reflection upon multiplicity of choice in psychology of intercultural communication. Psikhologicheskie issledovaniya (Psychological studies), 2015, vol. 8, no. 40. Available at: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/561/299 (accessed 17 September 2023) (in Russian). https://doi. org/10.54359/ps.v8i40.561
6. Grigoryeva М. V. Components of a person's social activity in situations of uncertainty and risk. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya (World of Science. Pedagogy and Psychology), 2019, vol. 7, no. 4. Available at: https:// mir-nauki.com/PDF/52PSMN419.pdf (accessed 17 September 2023) (in Russian).
7. Ryaguzova E. V. The Script Adaptation of Foreign Students in Russia. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2018, vol. 18, iss. 1, pp. 63-73 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2018-18-1-63-73
8. Ivanchin S. A., Konstantinov V. V. Features of adaptive readiness for educational activities of foreign students in the framework of higher education. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika (Society: Sociology, Psychology, Pedagogy), 2021, no. 4 (84). Available at: https://disk.yandex.ru/iZ_ueWzMb6RImlAw (accessed 17 September 2023) (in Russian). https://doi. org/10.24158/spp.2021.4.13
9. Shamionov R. M. Adaptation Readiness of the Personality as a Subject of Social Interaction. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2015, vol. 15, iss. 4, pp. 106-112 (in Russian). https:// doi.org/10.18500/1819-7671-2015-15-4-106-112
10. Chernousova T. V. Strategies of responding to uncertainty as a subject of socio-psychological analysis. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii [Psychology in Education], 2022, vol. 4, no. 4, pp. 421-434 (in Russian). https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-4-421-434
11. Asmolov A. G., Shehter E. D., Chernorizov A. M. Preadaptatsiya k neopredelennosti: nepredskazuemye marshruty evoljutsii [Pre-Adaptation to Uncertainty: Unpredictable Evolutionary Routes]. Moscow, Akropol, 2018. 212 p. (in Russian).
12. Ferguson M. J. On becoming ready to pursue a goal you don't know you have: Effects of nonconscious goals on evaluative readiness. Journal of Personality and Social Psychology, 2008, vol. 95, no. 6, pp. 12-68.
13. Ferguson M. J., Wojnowicz M. T. The when and how of evaluative readiness: A social cognitive neuroscience perspective. Social and Personality Psychology Compass, 2011, vol. 5, no. 12, pp. 1018-1038.
14. Leonov I. N. Tolerance for ambiguity as a psychological phenomenon: The history of a construct. Vestnik Ud-murtskogo universiteta. Seriya Filosofija. Psikhologiya. Pedagogika [Bulletin of Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy], 2014, no. 4, pp. 43-52 (in Russian).
15. Freeston M. H., Tiplady A., Mawn L. Bottesi G., Thwaites S. Towards a model of uncertainty distress in the context of Coronavirus (COVID-19). The Cognitive Behaviour Therapist, 2020, vol. 13, article E31. https:// doi.org/10.1017/s1754470x2000029x
16. Hillen M. A., Caitlin M. G., Strout T. D. Smets E. M. A., Han P. K. J. Tolerance of uncertainty: Conceptual analysis, integrative model, and implications for healthcare. Social Science & Medicine, 2017, vol. 180, pp. 62-75. https://doi.org/10.1016/isocscimed2017.03.024
17. Maddi S.R. On hardiness and other pathways to resilience. American Psychologist, 2005, vol. 60, no. 3, pp. 261-262.
18. Nenasheva M. V. The Phenomenon of Resilience in the Context of Contemporary Global Challenges. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsialnye nauki [Vestnik of Northern (Arctic) Federal University. Series Humanitarian and Social Sciences], 2022, vol. 22, no. 5, pp. 69-77 (in Russian). https://doi.org/10.37482/2687-1505-V209
19. Homenko I. A. On the issue of the formation of resistance in children in general educational practice. Vestnik Gertsenovskogo universiteta [Bulletin of the Herzen University], 2011, no. 9, pp. 30-35 (in Russian).
20. Selivanova O. A., Bystrova N. V., Derecha I. I., Mamon-tova T. S., Panfilova O. V. Studying the phenomenon of resilience: Problems and prospects. Mir nauki. Peda-gogika i psikhologiya (World of Science. Pedagogy and Psychology), 2020, no. 3. Available at: https://mir-nauki. com/PDF/04PSMN320.pdf (accessed 17 October 2023) (in Russian).
Поступила в редакцию 03.12.2023; одобрена после рецензирования 11.12.2023; принята к публикации 12.01.2024 The article was submitted 03.12.2023; approved after reviewing 11.12.2023; accepted for publication 12.01.2024