Научная статья на тему 'РОЛЬ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ'

РОЛЬ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
236
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ / ОТКРЫТЫЕ ЗНАНИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / OPEN DATA / OPEN KNOWLEDGE / E-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гордеев М.О., Гришмановский П.В.

В статье рассмотрена концепция открытых данных и приведены результаты исследования открытости стран мира. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к повышению открытости государств и деятельности их правительств. Подлинный потенциал открытых данных заключается в возможности создания новых сервисов, которые способны улучшить качество жизни. Распространению открытых данных способствует комплекс существующих технических решений. Представленный анализ состояния и тенденций открытых данных был выполнен в рамках исследования потребности и актуальности публикации открытых данных Администрации города Сургута. Результаты анализа привели к положительному решению о разработке портала открытых данных Администрации города Сургута.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE OF OPEN DATA

The paper considers the concept of open data and the results of the countries openness study. Today there is a steady trend towards greater transparency of counties and their government’s activities. The true potential of open data is the ability to create new services that can improve the quality of life. The spread of open data contributes to a range of existing technical solutions. The presented analysis of the open data status and trends was performed within the study framework of needs and relevance publication of the Surgut city administration open data. The results of the analysis led to an approval to the open data portal of the Surgut city administration.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ»

УДК 351/354: 004.624

РОЛЬ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ

М. О. Гордеев, П. В. Гришмановский

Сургутский государственный университет, grishmanovsky@yandex. ru

В статье рассмотрена концепция открытых данных и приведены результаты исследования открытости стран мира. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к повышению открытости государств и деятельности их правительств. Подлинный потенциал открытых данных заключается в возможности создания новых сервисов, которые способны улучшить качество жизни. Распространению открытых данных способствует комплекс существующих технических решений.

Представленный анализ состояния и тенденций открытых данных был выполнен в рамках исследования потребности и актуальности публикации открытых данных Администрации города Сургута. Результаты анализа привели к положительному решению о разработке портала открытых данных Администрации города Сургута.

Ключевые слова: открытые данные, открытые знания, электронное правительство.

THE VALUE OF OPEN DATA

M. O. Gordeev, P. V. Grishmanovsky

Surgut State University, grishmanovsky@yandex. ru

The paper considers the concept of open data and the results of the countries openness study. Today there is a steady trend towards greater transparency of counties and their government's activities. The true potential of open data is the ability to create new services that can improve the quality of life. The spread of open data contributes to a range of existing technical solutions.

The presented analysis of the open data status and trends was performed within the study framework of needs and relevance publication of the Surgut city administration open data. The results of the analysis led to an approval to the open data portal of the Surgut city administration.

Keywords: open data, open knowledge, e-government.

Введение

На сегодняшний день во многих странах мира государственные органы власти имеют успешно функционирующие порталы открытых данных, которые востребованы гражданами. Были выработаны мировые стандарты, требования и рекомендации по раскрытию данных и их представлению в публичных ресурсах.

Концепция открытых данных

Открытые данные (ОД) - концепция, отражающая идею о том, что определенные данные должны быть свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля. Освободить данные от ограничений авторского права можно с помощью свободных лицензий, таких как лицензий Creative Commons. Если какой-либо набор данных не является общественным достоянием, либо не связан лицензией, дающей права на свободное повторное использование, то такой набор данных не считается открытым, даже если он выложен в машиночитаемом виде в Интернет [1].

Цели открытых данных: аналитика и исследования; разработка персональных проектов; общественный контроль государственной деятельности и ее улучшения.

Концепция ОД раскрывается через базовые принципы:

1. Полнота - информация должна быть предоставлена в полном объеме.

2. Первичность - данные публикуются «сырыми», «как есть», т. е. без фильтрации и обработки, которая может скрыть истинные значения.

3. Своевременность - моментальное открытие данных общественности, они должны быть актуальными, а не годовой и более давности.

4. Доступность - публикуемые данные доступны всем желающим без ограничений для ознакомления, сохранения и дальнейшего использования в виде обработки, визуализации и др.

5. Пригодность к машинной обработке - обязательное использование универсальных форматов, специально предназначенных для представления и машинной обработки любых данных, таких как xml, csv, rdf и json, и недопустимость применения документо- и проблемноориентированных форматов, таких как doc, pdf и т. п.

6. Анонимность доступа - данные доступны для всех пользователей, без каких-либо требования о регистрации и аутентификации.

7. Отказ отпроприетарных форматов - обязательное использование только открытых форматов представления информации.

8. Лицензионная чистота - процесс получения данных должен быть юридически чист.

Мировой опыт. Идеология ОД поддерживается крупнейшими государствами мира и

международными организациями [2].

Во многих странах созданы интернет-ресурсы, содержащие единые базы данных органов государственной власти. Например, в Норвегии data.norge.no содержит реестр приложений для мобильных устройств, а также систему новостных оповещений и рассылок. Канадский ресурс open.gc.ca располагает консультационной и дискуссионной платформами, а также методическими рекомендациями по его использованию для повышения открытости госорганов. Британский data.gov.uk включает наряду с базами данных раздел блогов и идей для голосования. Индийский india.gov.in структурирован в зависимости от аудитории (госорганы, общество, туристы, бизнес) и содержит информацию по проводимым государством тендерам. Ресурс data.gov в США включает интерактивные базы данных, классификацию баз по штатам, городам, госорганам, а также международные базы (ООН, ОЭСР и др.).

Международно признанными проектами - лидерами в области ОД являются:

- проект по открытию картографических данных и систем позиционирования в Австралии;

- государственные расходы, рынок труда и недвижимости в Великобритании;

- данные финансового, страхового, а также строительного секторов в Дании;

- кенийские сервисы, в том числе мобильные, для фермеров: информация о бесплатной медицинской помощи, источниках питьевой воды и др.;

- географические и метеорологические данные, а также стимулирование некоммерческих инициатив в области ОД в США.

Среди международных организаций и ассоциаций, наиболее вовлеченных в процесс ОД и их последующего использования, следовало бы выделить Open Government Partnership, International Budget Partnership, W3C, Всемирный банк, ОЭСР, Open Knowledge Foundation.

В 2013 г. страны-участники саммита G8 («Большой восьмерки») приняли «Хартию открытых данных», предусматривающую публичное раскрытие информации государственных органов в интернете. «Сегодня люди ожидают, что будут иметь возможность доступа к информации, когда и как они хотят. Все чаще это касается правительственных данных. Мы пришли к переломному моменту - пора объявить новую эру», - гласит текст Хартии. А в итоговом коммюнике саммита говорится:

«Транспарентность открывает людям возможность контроля за деятельностью правительств и компаний. Мы согласовали основополагающую Хартию по открытым данным в целях предоставления общественности доступа к сведениям о бюджете, а также иной правительственной информации в легкодоступной форме» [3].

Исследование открытости стран мира. Было проведено исследование открытости стран мира. Исследование проходило на основании пригодности и доступности информации в десяти ключевых областях, в числе которых государственные затраты, результаты выборов, расписание движения транспорта и данные по уровню загрязнения [4].

Тайвань и Австралия возглавили рейтинг, получив в общей сложности 79-процентный балл. Австралия в свою очередь поднялась с 5-го места в прошлом году. За ней с небольшим отрывом следуют Великобритания, опустившись на 1-е место, и Франция, которая поднялась с 10-го места. Канада находится на 5-м месте. Россия занимает 35-е место с процентом открытости 43.

Мьянма, Барбадос, Антигуа и Барбуда заняли самые низкие позиции из всех стран, прошедших экспертизу. Однако есть и много стран, где правительства еще менее открытые, но их невозможно было оценить либо из-за недостаточной открытости, либо из-за недостаточной вовлеченности гражданского общества.

В целом, хотя в численности наборов открытых данных наблюдается значительное улучшение (общее число возросло с 87 до 104), процент открытых наборов данных по всем странам, прошедшим экспертизу, остается на низком уровне - всего 9 %.

Даже у лидеров по открытости государственных данных остается пространство для совершенствования: США и Германия, например, не открыли пока консолидированный сводный открытый реестр корпораций. Также разочаровывает низкая степень открытости вокруг подробностей по государственным расходам в большинстве стран: информация либо отсутствует полностью, либо сильно ограничивают доступ к ней. Только две страны из 97 (Британия и Греция) получили в этой категории высший балл. Между тем это заслуживает внимания, так как во время медленного экономического роста и продолжающегося во многих странах режима жесткой экономии обеспечение бизнесу свободного и открытого доступа к такого рода данным представляется эффективным подспорьем для экономии и повышения правительственной эффективности.

Рейтинг открытости составлялся по следующим критериям: наличие данных; доступность; первичность; своевременность; открытый формат; лицензионная чистота; машиночитаемое представление данных.

Для лучшего результата необходимо, чтобы наборы данных соответствовали всем 7 критериям, представленным выше. Статистика открытости по странам мира представлена в таблице и в графическом виде - на рис. 1. На странице группы Global Open Data Index [4] также доступна актуальная информация об открытости данных государств в других формах, пригодных для анализа.

Статистика открытости по странам мира

Место Страна Количество выполненных критериев по областям деятельности Общий процент открытости

Бюджет государства Результаты выборов Данные по уровню загрязнения Государстве нные расходы Расписание движения транспорта

1 Австралия 7 6 4 6 5 79 %

1 Тайвань 6 7 5 5 5 79 %

3 Великобритания 6 5 4 4 7 73 %

3 Франция 6 6 3 4 7 73 %

5 Канада 6 5 4 4 5 69 %

Окончание таблицы

Место Страна Количество выполненных критериев по областям деятельности Общий процент открытости

Бюджет государства Результаты выборов Данные по уровню загрязнения Государстве нные расходы Расписание движения транспорта

33 Нидерланды 4 2 2 3 5 44 %

33 Чехия 3 2 2 3 6 44 %

35 Россия 4 3 0 4 4 43 %

35 Хорватия 4 3 2 2 4 43 %

Ц - 50-59 % Ц - 60-74 % Ц - 75-100 %

Рис. 1. Статистика открытости по странам мира

Тенденция к распространению открытых данных и повышению открытости государств поддерживается комплексом существующих технических решений [2], включающих обязательные и альтернативные способы публикации. Обязательные способы публикации открытых данных включают в себя правила адресации данных в сети интернет, публикации реестров и наборов открытых данных, представления любых данных при помощи непроприетарных открытых форматов. Эти решения лежат в основе технологических платформ с открытым исходным кодом, таких как CKAN (Comprehensive Knowledge Archive Network) и DKAN (Drupal Knowledge Archive Network), предоставляющих также необходимый инструментарий как для разработчиков, так и клиентам - потребителям данных.

Заключение. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к повышению открытости государств, деятельности правительств, но медлительность процесса раскрытия грозит утратой больших возможностей.

Чтобы подлинный потенциал открытых данных был реализован, правительства государств, государственные структуры, общественные и коммерческие организации должны сделать гораздо больше, чем просто опубликовать несколько таблиц с показателями

на странице в сети интернет. Нужно, чтобы информацию можно было легко найти и понять, а также чтобы каждый мог ее свободно использовать, перерабатывать и распространять где угодно и с любыми целями.

Основным достоинством ОД является потенциал для реализации идей в виде новых социально значимых сервисов. Люди могут использовать открытые данные, чтобы генерировать идеи и создавать качественно новые сервисы в различных областях человеческой деятельности, которые будут делать мир лучше, повышая гибкость и эффективность экономики, улучшая качество жизни и благосостояние граждан.

Литература

1. Сукиасян А. А. Инновационная наука: междунар. науч. журн. Уфа. : Аэтерна, 2015.

187 с.

2. The Open Definition [Электронный ресурс]. URL: http://opendefinition.org/.

3. Хартия открытых данных [Электронный ресурс]. М. : Минэкономразвития России, 2017. URL: http://data.gov.ru/tags/hartiya-otkrytyh-dannyh/.

4. Global Open Data Index. PlaceOverview [Электронный ресурс]. URL: https://index.okfn. org/place/.

5. Портал открытых данных города Сургут [Электронный ресурс]. URL: http://data. admsurgut.ru/.

6. Бегтин И. В. Проблема открытых данных в России // Земля из космоса. 2011. Вып. 11. С. 23-24.

7. Радченко И. А. Использование открытых данных в научных исследованиях // Информ. об-во. 2013. Вып. 1-2. С. 93-101.

8. Открытые данные Российской Федерации: второй всерос. конкурс : сайт [Электронный ресурс]. URL: http://opendatacontest.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.