Научная статья на тему 'Роль отделения Федерального казначейства Российской Федерации в исполнении федерального бюджета'

Роль отделения Федерального казначейства Российской Федерации в исполнении федерального бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Говорушина Т. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль отделения Федерального казначейства Российской Федерации в исполнении федерального бюджета»

Реформа пенсионной системы необходима для сокращения дефицита Пенсионного фонда, который в прошлом году достиг 924 млрд р. и был покрыт из федерального бюджета.

Программа государственного софинансирования пенсий будет отменена с 1 октября 2013 г. Эта программа начала действовать 1 января 2009 г. Ее суть в том, что россиянам, добровольно делающим дополнительные взносы (помимо тех, которые делают за них работодатель) от 2 до 12 тыс. р., государство увеличивает пенсионные накопления на ту же сумму. Согласно данным Пенсионного фонда за четыре года работы программы ее участники внесли на накопительную часть пенсии более 12 млрд р., а число ее участников достигло 9,4 млн человек. Но часть из них потом вышла из программы, поэтому участвующих в ней на регулярной основе меньше (их менее 1 млн чел.).

Таким образом, пенсионная система должна стать комплексной, для групп с разными доходами. Необходимо радикально повысить прозрачность системы: граждане должны получать понятную информацию об инвестиционных стратегиях и результатах инвестиционных компаний и негосударственных пенсионных фондов.

Т. К. Говорушина

Роль отделения Федерального казначейства Российской Федерации в исполнении федерального бюджета

Сложность ведения публичного хозяйства, имеющего своей целью в основном удовлетворение социальных потребностей общества, поставило правительство России перед необходимостью перехода от кассового исполнения бюджета государства к исполнению бюджетов всех уровней бюджетной системы посредством казначейства. По указу Президента в 1992 г. была создана Федеральная казначейская система с целью повышения эффективности исполнения бюджетов и по доходам, и по расходам. Актуальность перехода на казначейскую систему исполнения бюджетов была обусловлена тем, что действовавший ранее механизм использования государственных финансовых ресурсов не обеспечивал прозрачность наполнения доходной части и исполнения расходной части бюджетов, характеризовался низкой оперативностью и раздробленностью, допускал возможность нецелевого использования бюджетных средств.

Исполнение бюджета - важнейший этап бюджетного процесса, когда претворяются в жизнь намеченные прогнозы, пла-

56

ны. Реализация программы борьбы с бедностью, повышение благосостояния общества, успешное выполнение государством своих функций - все это во многом зависит от организации деятельности Федерального казначейства, развития казначейской системы исполнения бюджетов территорий и местных бюджетов.

В целях сокращения срока прохождения бюджетных средств до получателя, их сохранности, обеспечения централизованного учета поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ и получения оперативной информации о ходе исполнения бюджетов возникла необходимость оптимизации движения потоков денежных средств бюджета, а также сосредоточения их на едином счете казначейства.

Функционирование единого счета Федерального казначейства по учету доходов и расходования средств бюджета стало одной из главных целей формирования системы казначейского исполнения бюджета.

Структура органов казначейства представляет собой единую централизованную систему, построенную по принципу многоуровневой и иерархической организации. Федеральное казначейство насчитывает три уровня, каждый из которых имеет свои задачи, права и обязанности. Ближе всего к исполнителям по доходам и непосредственным получателям бюджетных средств находятся отделения Федерального казначейства по муниципальным образованиям управлений Федерального казначейства по субъектам РФ.

Отделение осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, территориальными учреждениями Банка России, общественными объединениями и иными организациями.

Отделение является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ни один уровень казначейства не имеет собственных средств, а лишь организовывает денежные потоки бюджетных средств по получателям. Финансирование расходов на содержание самого отделения осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Создание, реорганизация и ликвидация отделения производится по решению Федерального казначейства.

В состав отделения входят, как правило, три структурные подразделения: руководитель отделения, отдел учета и отчетности, отдел расходов.

57

Основная деятельность отделения направлена на кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета на соответствующей территории в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и с соответствующими соглашениями, заключенными отделениями с органами местного самоуправления.

Вышестоящий уровень, т. е. Управление федерального казначейства, определяет пределы компетенции отделения в вопросах исполнения бюджета, а следовательно, и перечень выполняемых отделением функций, например:

• открывает и ведет лицевые счета для учета операций со средствами федерального бюджета, со средствами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, обслуживаемым отделением распорядителям и получателям средств федерального бюджета;

• доводит до обслуживаемых отделением распорядителей и получателей средств федерального бюджета распределенные главными распорядителями средств федерального бюджета, распорядителями средств федерального бюджета лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования, и их изменения;

• ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета на соответствующей территории и другие, позволяющие эффективно исполнять бюджеты всех уровней бюджетной системы.

Руководитель отделения, назначается на должность и освобождается от должности руководителем управления. Если штатным расписанием предусмотрено, то руководитель может иметь заместителя. Все сотрудники отделения несут установленную законодательством ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на них должностных обязанностей по организации исполнения федерального бюджета.

Полномочия сотрудников отделения определяются их должностными регламентами, утверждаемыми в порядке, установленном приказом руководителя отделения.

Предельная штатная численность структура работников отделения утверждается управлением. Структура работников разнообразна, среди них имеются специалисты, занимающие государственные должности, а также работники, занимающие должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы. Статус государственных служащих определен Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

58

Повышение эффективности исполнения бюджета обеспечивается посредством ведения единого лицевого счёта. Лицевые счета открываются клиентам в органах Федерального казначейства по месту нахождения клиента. Открытие (закрытие), переоформление и ведение лицевых счетов утверждено приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 г. № 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами».

При открытии лицевых счетов им присваиваются номер, состоящий из одиннадцати разрядов.

I и 2 разряды - код лицевого счета;

3 и 4 разряды - первые два разряда кода Федерального казначейства или органа Федерального казначейства, присваиваемого Федеральным казначейством в установленном порядке (далее - код по КОФК);

5 разряд - код типа бюджета;

с 6 по 10 разряд - учетный номер;

II разряд - контрольный разряд.

Лицевой счет получателя бюджетных средств предназначен для учета операций по исполнению бюджета по финансированию кассовых расходов получателя бюджетных средств.

Например, в Лодейнопольском отделении Ленинградской области по состоянию на 1 января 2012 г. получателям средств всех уровней бюджета было открыто 46 лицевых счетов, из них наибольшее количество открыто в отделении на балансовом счете № 40204 «Средства местного бюджета», который составляет 76 % от общего количества открытых лицевых счетов. Балансовый счет № 40105 «Средства федерального бюджета» составляет 17 % от общего количества открытых лицевых счетов в отделении, а количество лицевых счетов, открытых на балансовом счете № 40201 «Средства бюджетов субъектов РФ» - 7 %.

Все бюджетополучатели отделения заключили договоры об электронном документообороте и подключены к ППО «СЭД». Применение электронного документооборота - одно из важнейших направлений развития информационных технологий с такими очевидными преимуществами, как:

• оперативное получение информации получателями средств;

• ускорение обработки документов получателей средств и проведение операции на открытых лицевых счетах;

• снижение материальных затрат по обработке документов;

• возможность автоматической обработки документов получателей средств.

Согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2008 г. № 87н специалисты отдела расходов санк-

59

ционируют платежи только при предъявлении бюджетополучателями всех необходимых документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств по оплате услуг, товаров и работ (договор, счет-фактура (счет), накладная или акт выполненных работ).

За 2011 г. при кассовом обслуживании исполнения бюджетов в Лодейнопольском отделении было обработано всего 28176 шт. платежных документов, из них по счету № 40105 - 4440 заявок на кассовый расход, по счету № 40503 - 3084 заявок, по счету № 40302 -18372 заявок, по счету № 40201 - 2280 заявок.

С 1 января 2009 г. доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств осуществляется в соответствии с введенным в действие порядком, утвержденным приказом Минфина России от 30.09.2008 № 104н, согласно которому доведение до получателей средств бюджета осуществляется на основании расходных расписаний. Бюджетные данные, указанные в них, учитываются на соответствующих лицевых счетах с начала текущего финансового года.

После получения расходного расписания от УФК, специалист отдела расходов отделения регистрирует расходное расписание и уведомляет клиента по телефону, после чего на по ППО «СЭД» клиенту направляется выписка.

Неиспользованные или нераспределенные бюджетные данные с начала текущего финансового года могут быть отозваны. Для осуществления данной операции оформляется отдельное «отрицательное» расходное расписание с указанием уменьшенных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, а также предельных объемов финансирования.

Отделение осуществляет функции получателя средств федерального бюджета. Отделом бюджетного учета и отчетности составляется и представляется в управление достоверная оперативная, месячная, квартальная и годовая отчетность о кассовом обслуживании исполнения федерального бюджета.

Г. Г. Зайцев

О процедуре решения задач, возникающих на начальных этапах деловой карьеры

Исходным этапом планирования деловой карьеры является выбор профессии и того, как человек планирует ее освоить. Для того, чтобы эта работа завершилась успешно, необходимо придерживаться определенной последовательности действий. При этом следует помнить, что пропуск и неправильные результаты отдельных элементов такой процедуры с высокой степенью вероятности

60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.