РОЛЬ ОТДЕЛА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УПРАВЛЕНИИ РИСКАМИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
И.Н. Губайдуллина, канд. экон. наук, доцент Уфимский юридический институт МВД (Россия, г. Уфа)
DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10470
Аннотация. В статье обоснован тезис, согласно которому в организационной структуре банка должен быть представлен отдел (департамент) экономической безопасности. Сформулированы цель и задачи функционирования отдела, определен состав функций, выполняемых отделом в целях предупреждения угроз и нейтрализации последствий их реализации. Представлены основные виды информационных рисков банка и роль отдела экономической безопасности по защите банковской тайны.
Ключевые слова: экономическая безопасность банка, угрозы экономической безопасности банка, управление банковскими рисками, отдел экономической безопасности банка, банковская тайна, информационные риски.
В условиях активизации процессов информатизации современного общества усиливаются угрозы безопасности банковских организаций, что обусловливает необходимость создания и (или) совершенствования деятельности отдельных структур, входящих в организационную структуру управления безопасностью. В этой связи возникает необходимость изучения роли подобных подразделений и выполняемых ими функций, что определило выбор темы данного исследования.
Термин «экономическая безопасность» имеет много значений, что определяет содержание инструментов управления рисками. В компетенцию отдела экономической безопасности банка (ОЭББ) входит принятие решений, направленных на нейтрализацию (предупреждение) отдельных рискообразующих факторов. Главной задачей отдела является защита экономических интересов банка от противоправных посягательств и недобросовестной конкуренции путем сбора, обобщения и предоставления информации руководству банка для принятия решений по минимизации банковских рисков. Работниками отдела при проведении кредитных операций проводятся мероприятия по предотвращению убытков банка и обеспечению доходности путем проведения проверок документов, кредитных и инвестиционных проектов, предоставленных заемщиками банка, ме-
роприятий по осуществлению контроля над обоснованностью выдачи, использования, а также своевременности возвращения средств, выданных для реализации этих проектов.
Риск понести убытки от мошенничества в сфере кредитования может быть значительно снижен путем осуществления совокупности мер предосторожности, которые осуществляют работники отдела экономической безопасности. Для реализации мер предосторожности работники банка выполняют следующие действия: проверяют подлинность сведений и документов, удостоверяющих право организации заключить договор займа в объеме и на условиях, предусмотренных проектом договора, а также подлинность документов, удостоверяющих личность руководителя или представителя организации, наличие у них соответствующих полномочий на получение кредита, правильность оформления доверенности и т.п. Работники банка получают сведения, подтверждающие реальное существование организации-заемщика путем изучения уставных документов, сведений из налоговых органов и других источников, устанавливают соответствие кредитуемой сделки законодательству и уставным документам заемщика. При выполнении указанных проверочных действий работники службы банковской безопасности не ограничиваются только изучением до-
кументов, а выполняют дополнительные мероприятия по сбору и анализу данных относительно заемщика.
Кроме того, работники службы банковской безопасности устанавливают наличие у заемщика способности заработать средства для погашения долга и возвратить кредит. С этой целью анализируются сведения о продолжительности присутствия фирмы на рынке товаров и услуг, о наличии положительных значений экономических показателей ее работы. Изучается кредитная история фирмы-заемщика: получал ли заемщик кредиты в других кредитных организациях, не допускал ли нарушений при их получении; как использовались деньги, полученные в качестве кредита; не было ли проблем с возвратом денег банку. Оценивается репутация фирмы-заемщика в деловом мире партнеров -контрагентов, кредиторов, банков [2; 3].
Работники службы банковской безопасности проверяют достаточность вложения собственного капитала заемщика в кредитуемое дело (проект). О значении этих показателей можно судить по данным балансовых ведомостей, расчетно-кассовых документов и другой документации первичного учета. Соответствующим подтверждением добросовестности намерений заемщика может служить наличие у него достаточных объемов реального товара или продукции.
Работники службы банковской безопасности проводят тщательную юридическую и фактическую оценку подлинности документов во вторичных источниках погашения долга - договорах о залоге, гарантиях, поручительствах, страховых свидетельствах. В частности, проверяют их точное соответствие нормам гражданского законодательства, наличие возможных признаков материального и интеллектуального подлога [4]. После заключения кредитного договора работники банковской безопасности контролируют ход его выполнения с целью своевременного выявления обстоятельств, которые могут препятствовать возврату кредита.
Предупреждение попыток проникновения в коллектив банка нежелательных лиц, а также возникновение неправомерных по-
сягательств на персонал банка является частным направлением деятельности отдела экономической безопасности, который связан с выявлением и устранением угроз безопасности банка. Это объясняется тем, что такие попытки, как правило, представляют собой подготовительный этап к совершению преступных посягательств на имущество банка, на информацию и другие охраняемые объекты права собственности банка.
Для укомплектования банка персоналом кадровые подразделения банков используют специально разработанные методики. Такие методики включают: набор требований к деловым и личным характеристикам работников; описание процедур отбора и приема кандидатов на работу; рекомендации по планированию мероприятий по обучению, расстановке и воспитанию сотрудников; рекомендации и методику оценки профессиональных и личных качеств сотрудников; рекомендации по другим кадровым действиям.
Современный рынок банковских услуг характеризуется наличием многих его участников, интересы которых могут не совпадать и приводить к возможности противодействия, что порождает риск возникновения убытков. Кроме того, непредсказуемость развития рыночной ситуации является дополнительным источником риска. Поэтому рискованными оказывается большинство операций банка. Так как все управленческие решения банка и его конкурентов принимаются на основе конкретной информации, именно информационные риски являются одним из возможных источников возникновения убытков в деятельности банка.
Из опыта работы российских банков по обеспечению их информационной безопасности установлено наличие четырех основных видов информационных рисков банка [4]: риск утечки и (или) разрушения необходимой для функционирования банка информации, в том числе такой информации, которая содержит государственную тайну или сведения конфиденциального характера; риск использования в деятельности банка информации, явно не соответствующей действительности; риск отсут-
ствия у руководства банка объективной информации; риск распространения кем-либо во внешней среде информации, порочащей деловую репутацию банка или опасной для банка. Количественная оценка типового соотношения информационных рисков позволяет утверждать, что риск утечки информации и риск распространения информации, невыгодной для банка, в сумме составляют более 50%. Следовательно, основные мероприятия защиты информации должны быть направлены на снижение именно этих видов информационных рисков банка. Однако наибольшие потери в деятельности банка могут возникать при реализации риска утечки сведений, составляющих банковскую или коммерческую тайну [5].
Особенностью банковской тайны является то, что в соответствии с законодательством обязанность охраны конфиденциальных сведений клиентов банка возложена на сам банк в связи со спецификой его деятельности. Из опыта работы банка по защите банковской тайны от противоправных посягательств следует, что в зависимости от субъекта посягательства могут быть внешними и внутренними. Внешние посягательства осуществляются конкурирующими банками, криминальными эле-
ментами и другими заинтересованными в этом лицами, внутренние посягательства реализуются работниками банка, его акционерами и клиентами. По имеющимся данным, удачными являются более половины посягательств на закрытую банковскую информацию со стороны конкурентов и криминальных элементов, т.е. эффективность существующей системы защиты банковской тайны не превышает 50%. При этом практически все попытки получения информации, составляющей банковскую тайну, выполняются с привлечением работников банков [1].
Таким образом, в условиях усиления угроз для системы безопасности банковских организаций возникает необходимость создания специального подразделения в организационной структуре управления банком, наделенного полномочиями по выявлению и своевременному предупреждению источников угроз. Деятельность данного отдела направлена на защиту интересов банка и предупреждение противоправных посягательств и недобросовестной конкуренции на основании выявления, аккумулирования и систематизации информации, которая используется топ-менеджментом банка для принятия решений по управлению рисками.
Библиографический список
1. Гамза В.А., Гкачук И.Б. Безопасность коммерческого банка - М. Изд-ль Шумилова И.И., 2002. - 251 с.
2. Меры по обеспечению экономической безопасности, направленные на противодействие незаконной банковской деятельности, связанной с оборотом наличных денежных средств: методические рекомендации / О.Г. Шмелева, Г.Н. Хадиуллина. - Казань: КЮИ МВД России, 2017.
3. Обеспечение экономической безопасности в банковской сфере при использовании инструментов электронного банкинга: Монография / Н.Р. Шевко, О.Г. Шмелева, Г.Н. Хадиуллина. - Казань: КЮИ МВД России, 2017.
4. Побережный С.Н. Модели и методы обеспечения банковской безопасности: Монография // С.Н. Побережный, Б.А. Дадашев, А.Л. Пластун. - Сумы, ГВУЗ «УАБД НБУ», 2010. - 239 с.
5. Экмалян А.М. Банковская система и вопросы национальной безопасности Российской Федерации // Труды Института государства и права РАН. 2017. Том 12. № 5. С. 127-148.
THE ROLE OF THE ECONOMIC SECURITY DEPARTMENT IN THE RISK MANAGEMENT OF THE FUNCTIONING OF CREDIT ORGANIZATIONS
I.N. Gubaidullina, candidate economic sciences, associate professor Ufa law institute of the Ministry of Internal Affairs (Russia, Ufa)
Abstract. The article substantiates the thesis that a division (department) of economic security should be represented in the organizational structure of a bank. The purpose and tasks of the functioning of the department are formulated, the composition of the functions performed by the department in order to prevent threats and neutralize the consequences of their implementation is defined. The main types of information risks of the bank and the role of the economic security department for the protection of bank secrets are presented.
Keywords: economic security of the bank, threats to the economic security of the bank, bank risk management, department of economic security of the bank, bank secrecy, information risks.