Научная статья на тему 'Роль осуществления прокурорского надзора за освобождением от наказания в связи с болезнью'

Роль осуществления прокурорского надзора за освобождением от наказания в связи с болезнью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
351
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прокурорский надзор / органы прокуратуры / функции прокуратуры / институт освобождения от наказания / освобождение от наказания в связи с болезнью / осужденные. / public prosecutor’s supervision / prosecutor’s / functions of the prosecutor’s office / institute of exemption from punishment / exemption from punishment due to illness / convict.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ефремова Ирина Алексеевна

Введение: существование в УК РФ ст. 81 «Освобождение от наказания в связи с болезнью» свидетельствует о гуманной направленности действующего законодательства, а также о том, что приоритет прав и свобод человека и гражданина имеет две составляющих в отношении обычных граждан, а также лиц совершивших преступление. Провозглашение прав и свобод может стать формальной декларацией, если их осуществление не будет обеспечено правовыми гарантиями. Одной из таких гарантий выступает прокурорский надзор. Цель: выработать предложения по совершенствованию действующего уголовного законодательства РФ, в части освобождения от наказания в связи с болезнью. Методологическая основа: диалектический метод, метод дедукции и индукции, а также логический, системный, сравнительный. Результаты: выявлены проблемы законодательной регламентации освобождения от наказания в связи с болезнью, затрудняющие осуществление прокурорского надзора в данной области. Вывод: освобождение от наказания в связи с болезнью основано на нейтрализации общественной опасности осужденного возникшим заболеванием, объективно купирующим возможность совершения данным лицом нового преступления. Необходимо на законодательном уровне в ч. 1, ч. 2 ст. 81 УК РФ, закрепить от какого вида (основного или дополнительного) наказания или его дальнейшего отбывания освобождается лицо. Перечень наказаний, на которые распространяется освобождение военнослужащих в связи с болезнью, дополнить наказанием в виде ограничения по военной службе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PROSECUTORIAL SUPERVISION OF EXEMPTION FROM PUNISHMENT DUE TO ILLNESS

Background: existence in the Criminal Code of the Russian Federation of art. 81 “Exemption from Punishment due to Illness” indicates the humane orientation of the current legislation, as well as the fact that the priority of human and civil rights and freedoms has two components with respect to ordinary citizens and those who have committed a crime. The proclamation of rights and freedoms may become a formal declaration if their implementation is not guaranteed by legal guarantees. One such guarantee is prosecutorial supervision. Objective: to develop proposals for improving the current criminal legislation of the Russian Federation, regarding exemption from punishment in connection with the disease. Methodology: in doing the research the following methods were used: dialectical method, method of deduction and induction, logical methods, systematic and comparative methods. Results: problems of legislative regulation of exemption from punishment due to the disease, which impede the implementation of prosecutorial supervision in this area were identified. Conclusions: exemption from punishment due to illness is based on the neutralization of the public danger of the convicted person by the disease that has arisen, which objectively stops the possibility of this person to commit a new crime. It is necessary at the legislative level in part 1, part 2 of article 81 of the Criminal Code of the Russian Federation, to fix from what type (main or additional) of punishment or its further serving the person is released. The list of punishments that are subject to the release of military personnel due to illness should be supplemented with a punishment in the form of restrictions on military service.

Текст научной работы на тему «Роль осуществления прокурорского надзора за освобождением от наказания в связи с болезнью»

DOI 10/24411/2227-7315-2020-1017 УДК 347.963

И.А. Ефремова

РОЛЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕМ ОТ НАКАЗАНИЯ В СВЯЗИ С БОЛЕЗНЬЮ

Введение: существование в УК РФ ст. 81 «Освобождение от наказания в связи с болезнью» свидетельствует о гуманной направленности действующего законодательства, а также о том, что приоритет прав и свобод человека и гражданина имеет две составляющих в отношении обычных граждан, а также лиц совершивших преступление. Провозглашение прав и свобод может стать формальной декларацией, если их осуществление не будет обеспечено правовыми гарантиями. Одной из таких гарантий выступает прокурорский надзор. Цель: выработать предложения по совершенствованию действующего уголовного законодательства РФ, в части освобождения от наказания в связи с болезнью. Методологическая основа: диалектический метод, метод дедукции и индукции, а также логический, системный, сравнительный. Результаты: выявлены проблемы законодательной регламентации освобождения от наказания в связи с болезнью, затрудняющие осуществление прокурорского надзора в данной области. Вывод: освобождение от наказания в связи с болезнью основано на нейтрализации общественной опасности осужденного возникшим заболеванием, объективно купирующим возможность совершения данным лицом нового преступления. Необходимо на законодательном уровне в ч. 1, ч. 2 ст. 81 УК РФ, закрепить от какого вида (основного или дополнительного) наказания или его дальнейшего отбывания освобождается лицо. Перечень наказаний, на которые распространяется освобождение военнослужащих в связи с болезнью, дополнить наказанием в виде ограничения по военной службе.

Ключевые слова: прокурорский надзор, органы прокуратуры, функции прокуратуры, институт освобождения от наказания, освобождение от наказания в связи с болезнью, осужденные.

I.A. Efremova

THE ROLE OF PROSECUTORIAL SUPERVISION OF EXEMPTION FROM PUNISHMENT DUE TO ILLNESS

Background: existence in the Criminal Code of the Russian Federation of art. 81 "Exemption from Punishment due to Illness" indicates the humane orientation of the current legislation, as well as the fact that the priority of human and civil rights and freedoms has two components with respect to ordinary citizens and those who have committed a crime. The proclamation of rights and freedoms may become a formal declaration if their implementation is not guaranteed by legal guarantees. One such guarantee is prosecutorial supervision. Objective: to develop proposals for improving the current criminal legislation

© Ефремова Ирина Алексеевна, 2020

Доктор юридических наук, профессор кафедры прокурорского надзора и криминологии (Саратовская государственная юридическая академия): e-mail: efremova005@yandex.ru © Efremova Irina Alekseevna, 2020

Doctor of law, Professor, Professor, Public Prosecutor's Supervision and Criminology department (Saratov 156 State Law Academy)

of the Russian Federation, regarding exemption from punishment in connection with the disease. Methodology: in doing the research the following methods were used: dialectical method, method of deduction and induction, logical methods, systematic and comparative methods. Results: problems of legislative regulation of exemption from punishment due to the disease, which impede the implementation of prosecutorial supervision in this area were identified. Conclusions: exemption from punishment due to illness is based on the neutralization of the public danger of the convicted person by the disease that has arisen, which objectively stops the possibility of this person to commit a new crime. It is necessary at the legislative level in part 1, part 2 of article 81 of the Criminal Code of the Russian Federation, to fix from what type (main or additional) of punishment or its further serving the person is released. The list of punishments that are subject to the release of military personnel due to illness should be supplemented with a punishment in the form of restrictions on military service.

Key-words: public prosecutor's supervision, prosecutor's, functions of the prosecutor's office, institute of exemption from punishment, exemption from punishment due to illness, convict.

Осуществление надзора за исполнением законов, в частности администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, выступает одним важнейших направлений деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, поскольку обеспечивает соблюдение прав и свобод осужденных. В процессе реализации данного направления, органы прокуратуры Российской Федерации проверяют исполнение требований закона при освобождении от наказания в связи с болезнью. ш

Согласно статистическим данным Генеральной прокуратуры Российской н Федерации, всего за 2017-2019 год, было освобождено от наказания в связи с р

а

болезнью 6 883 лица. В Саратовской области данный показатель за 2017-2019 гг. о составил 124 человека. к

о

Статья 81 УК РФ «Освобождение от наказания в связи с болезнью» по сути, о' включает в себя три самостоятельных вида освобождения от наказания. Данные | виды освобождения от наказания отличаются от иных видов освобождения от в

наказания, которые закреплены действующим законодательством Российской нн

о

Федерации, тем, что в их основе заложено последующее заболевание лиц, кото- ю рые совершили преступление. д

и

Основанием освобождения от наказания по ч. 1 ст. 81 УК РФ лицо, которое с

к

совершило преступление, выступает возникновение у него психического рас- й

а

стройства, которое лишает его возможности осознавать общественную опасность Д

е

и фактический характер своих деяний либо руководить последними. Отметим, и что в данной норме права подлежит учету только наступившее после соверше- № ния преступления психическое расстройство лица, которое и совершило данное 1 преступление. )

Согласно позиции российского законодателя лицам, которые были освобожде- 22 ны от наказания в связи с возникновением у него, после совершения преступления психического расстройства, которое лишает лицо осознавать общественную опасность и фактический характер своих деяний либо руководить последними, могут быть назначены принудительные меры медицинского характера. Согласно ч. 2 ст. 97 УК РФ данные меры могут быть применены в отношении данных лиц, исключительно в случаях, когда психические расстройства сопряжены с 157

возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или окружающих.

Условием освобождения лица от наказания в соответствии с ч. 2 ст. 81 УК РФ является возникновение у лица, которое совершило преступление иной тяжелой болезни. Отметим, что иная тяжелая болезнь должна обязательно служить препятствием для отбывания наказания такого лица. Таким образом, законодатель указывает на два обязательных условия, при которых возможно освободить от наказания: тяжелая болезнь и препятствие отбыванию наказания.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении № 8 от 21 апреля 2009 г. «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания» (в ред. от 17 ноября 2015 г.) указывает, что важное значение, при решении судом вопроса об освобождении лица от наказания, имеет установление судом наличия у осужденного тяжелой болезни, препятствующей отбыванию им назначенного наказания1.

Суд, рассматривая ходатайство осужденного об освобождении его от отбывания наказания, в данном случае должен оценить медицинское заключение специальной медицинской комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы с учетом Перечня заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, а также принимает во внимание иные обстоятельства. В настоящий момент наличествуют следующие заболевания, которые препятствуют лицу отбывать назначенное судом наказание: туберкулез почек, все формы острого лейкоза, туберкулез в тяжелых формах, различные виды злокачественных новообразований IV стадии и иные заболевания.

В ч. 2 ст. 81 УК РФ наличествует широкое усмотрение суда, поскольку данная норма права не закрепляет какие-либо иные критерии индивидуализации осужденных. В этой связи В.В. Мальцев предлагает на законодательном уровне сформулировать и закрепить иные критерии, основываясь на которых судом принимались решения об освобождении от наказания [1, с. 46]. Полагаем, что с данной позицией нельзя согласиться.

Приведем примеры из правоприменительной практики. Так, суд освободил Т. от отбывания наказания, поскольку у Т. ухудшилось состояние здоровья, что в суд он был доставлен на носилках и вследствие ухудшения своего здоровья не мог дальше отбывать назначенное судом наказание2! Осужденный П. находясь в лечебно-исправительном центре также был освобожден судом от отбывания наказания, поскольку в лечебно-исправительном центре находился в лежачем состоянии3.

При решении судом вопроса об освобождении осужденного играет важную роль уверенность суда в том, лицо в силу своего заболевания не сможет в дальнейшем совершать преступления.

Отметим, что в доктрине уголовного права неоднозначно решается вопрос о том, что возможно ли повторно освободить виновное лицо от отбывания наказания, в связи с возникновением у него тяжелой болезни, если ранее по данному основанию лицо уже подлежало освобождению. О.А. Алфимова отмечает, что лица, которые ранее были освобождены в связи с тяжелой болезнью лица и вновь

1 См.: Российская газета. 2009 29 апр.; 2015. 30 нояб.

2 См.: Архив Дзержинского районного суда г. Волгограда за 2015 г. Дело № 4/3-14/2015.

3 См.: Архив Дзержинского районного суда г. Волгограда за 2014 г. Дело № 4/3-18/2014.

совершившие в течение срока погашения судимости за ранее совершенные преступления, тяжкие либо особо тяжкие преступления, не могут быть повторно освобождены в связи с тяжелой болезнью лица [2, с. 6].

Иной позиции придерживается С.Н. Сабанин, который полагает, что запрет на повторное освобождение лица от наказания в связи с возникновением у него тяжелой болезни накладывать нельзя. Свою позицию данный автор обуславливает тем, что у лица, после второго раза привлечения его судом к уголовной ответственности, может возникнуть болезнь, которая в дальнейшем выступит препятствием для совершения им преступления [3, с. 150].

Совершение лицом, которое уже ранее освобождалось судом от наказания, демонстрирует, что данное лицо не утратило степень общественной опасности, что в дальнейшем может породить совершение еще нового преступления. Однако полагаем, что возникновение тяжкой болезни способно повторно нейтрализовать общественную опасность лица, которое совершило преступление. Исходя из этого, нельзя запрещать повторное освобождение лица, которое совершило преступление от наказания, в связи с возникновением у него тяжелой болезни.

Третий самостоятельный вид освобождения от наказания в связи с болезнью регламентируется ч. 3 ст. 81 УК РФ. Данный вид освобождения от наказания обладает рядом отличительных особенностей. Так, анализируемый вид освобождения от наказания может быть применен исключительно только в отношении военнослужащих. Во-вторых военнослужащие освобождаются только от дальнейшего отбывания наказания. Можно констатировать, что он является специфическим видом досрочного освобождения. В-третьих, на законодательном уровне не конкретизирует какое именно заболевание приводит негодным е к военной службе военнослужащего: тяжелое соматическое заболевание либо и психическое расстройство. В-четвертых законодатель закрепляет только огра- а ниченный перечень наказаний, когда военнослужащие могут быть освобождены о от дальнейшего отбывания наказания. Так, к данным наказаниям относятся: К содержание в дисциплинарной воинской части, арест. Отметим, что ч. 3 ст. 81 о

с

УК РФ закрепляет, что военнослужащие, имеющие заболевания могут быть не а только освобождены от дальнейшего отбывания наказания, но им может быть в

е

неотбытая часть заменена более мягким видом наказания. Однако в ч. 3 ст. 81 о УК РФ отсутствует такое наказание как ограничение по военной службе, хотя ю

Т5

заболевание полученное военнослужащим, может препятствовать дальнейшему |

отбыванию судом наказания. К

Анализ действующего законодательства Российской Федерации показывает, а

что ч. 1 ст. 174 УИК РФ практически идентична содержанию ч. 3 ст. 81 УК РФ, |

за тем исключением, что ч. 1 ст. 174 УИК предусматривает такое наказание как и

ограничение по военной службе. №

Кроме того, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постанов- 11

лении № 8 от 21 апреля 2009 г. «О судебной практике условно-досрочного осво- )

бождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более 0 мягким видом наказания» предусматривает, что освобождению от наказания в связи с болезнью подлежат военнослужащие, которые отбывают наказание в виде ограничения по военной службе либо которые содержатся в дисциплинарной воинской части. Исходя из вышеизложенного, следует констатировать, что в настоящее время в уголовном законодательстве наличествует пробел, в связи

с чем, назрела необходимость внесения изменений. 159

Военнослужащие, которые совершили преступления по сравнению с иными категориями осужденных, имеют приоритетное положение, поскольку действующее уголовное законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности возвращения военнослужащего к отбыванию наказания после выздоровления. Это обуславливается тем, что уволенные с военной службы военнослужащие не обладают уже статусом военнослужащего и перестают быть субъектами преступлений против военной службы, поскольку в преступлениях против военной службы наличествует специальный субъект — военнослужащий, исходя из чего данные лица не могут быть возвращены к дальнейшему отбыванию наказанию, которое предусмотрено исключительно только для военнослужащих. Таким образом, полагаем наиболее верным освободить окончательно военнослужащих от дальнейшего отбывания наказания [4, с. 24].

Отметим, что данная позиция нарушает такие уголовно-правовые принципы как принцип справедливости и принцип равенства граждан перед законом. Однако замена военнослужащему назначенного судом наказания более мягким наказанием отчасти компенсирует данное нарушение некоторых принципов уголовного права. При этом исходя из того, что военнослужащий увольняется и теряет свой специальный правовой статус, то назначенное ему судом наказание, возможно заменить любым иным видом наказания, которое предусмотрено ст. 44 УК РФ [5, с. 26].

Исходя из вышеизложенного, следует констатировать, что в отношении осужденных, не обладающих статусом военнослужащих, УК РФ предусматривает средства удержания от совершения нового преступления после освобождения о от отбывания наказания. Так, к данным осужденным могут быть применены

0

? принудительные меры медицинского характера, а также осужденные, которые

а выздоровели, могут быть возвращены к дальнейшему отбыванию назначенного

2 судом наказания, что предполагает различные формы контроля за постпреступ-

1 ным поведением освобожденных лиц. Однако такой механизм контроля, в отно-| шении военнослужащих, которые совершили преступления и были освобождены ! от дальнейшего отбывания наказания, не предусмотрен законодателем. Полага-

§ ем, что отсутствие такого механизма контроля за постпреступным поведением

ф

| военнослужащих, которые были освобождены от дальнейшего отбывания на-| казания в связи с болезнью, может угрожать безопасности граждан, поскольку Ч наличие данного военнослужащего заболевания не дает никаких гарантий, что | он не совершит новое преступление.

| В этой связи отдельные ученые полагают установить для лиц, которые осво-

бождаются от наказания в связи с болезнью, наряду с принудительными мерами медицинского характера и обязательные меры безопасности. Полагаем, что ё данное предложение является верным, однако ученными не уточняется, что § должно относиться к обязательным мерам безопасности.

| При расчете периода испытательного срока в отношении лиц, которые были

| освобождены от наказания, за основу берется период расчета испытательного срока при условном осуждении лиц, которые совершили преступления. Однако освобождение от наказания в связи с болезнью, по сравнению с условным осуждением не конкретизирует ни срок фактического отбытого наказания, ни степень тяжести совершенного преступления, исходя из чего, полагаем, что в данном случае суду необходимо руководствоваться минимальным и максимальным 160 сроком наказания.

Исходя из вышеизложенного, следует, что ч. 4 ст. 81 УК РФ гласит, что лицо, которое было освобождено от наказания в связи с болезнью может быть подлежать уголовной ответственности только в случае его выздоровления. В этой связи полагаем верным в гл. 11 УК РФ «Освобождение от уголовной ответственности» переместить в виде обособленной и самостоятельной статьи норму права, которая регламентирует, что лица, которые были освобождены от наказания в связи с болезнью, могут подлежать уголовной ответственности после того, как они выздоровеют.

По мнению О.В. Жданова необходимо данную норму права включить в гл. 4 УК РФ «Лица, подлежащие уголовной ответственности» в виде ст. 21 УК РФ «Наступление психического расстройства после совершения преступления». Полагаем, что данная позиция содержит ряд недостатков. Так, во-первых, необходимо вести речь не только о психическом заболевании, но и о другом соматическом заболевании. Во-вторых, данная статья приближает данный вид освобождения к состоянию невменяемости во время совершения преступления, что исключает лицо из категории субъектов преступления.

О необходимости дополнения гл. 11 УК РФ ст. 75 высказывались такие ученные, как М.А. Магулаев и А.Ю. Морозов [6, с. 87]. Однако данные ученые также ограничивались освобождением от уголовной ответственности, в связи с наступлением у лица психического расстройства, упуская из вида другие тяжелые болезни.

Анализ действующего уголовного законодательства показывает, что законодателем не устанавливается, от какого наказания или его отбывания освобождается лицо. Исходя из такой законодательной неопределенности, наличествует широкое усмотрение суда, в связи с чем, полагаем на законодательном уровне определить о каких видах уголовных наказаний в ст. 81 УК РФ идет речь.

Полагаем, что психическое заболевание, предусмотренное ч. 1 ст. 81 УК РФ, однозначно будет препятствовать отбыванию и основного, и дополнительного наказания, а наличие соматического тяжелого заболевания не всегда может делать невозможным отбывание дополнительного вида наказания, что будет зависеть от конкретных обстоятельств.

На основании изложенного следует констатировать, что в настоящее время наличествуют недостатки законодательной регламентации освобождения от наказания в связи с болезнью, что затрудняет осуществление прокурорского надзора в данной области. В этой связи, во-первых, необходимо на законодательном уровне в ч. 1, ч. 2 ст. 81 УК РФ, закрепить от какого вида (основного или дополнительного) наказания или его дальнейшего отбывания освобождается лицо. Во-вторых, перечень наказаний, на которые распространяется освобождение военнослужащих в связи с болезнью, дополнить наказанием в виде ограничения по военной службе. В-третьих, из ч. 4 ст. 81 УК РФ необходимо исключить положения, касающиеся привлечения к уголовной ответственности.

Библиографический список

1. Мальцев В.В. Освобождение от наказания в связи с иной тяжелой болезнью // Законность. 2005. № 4. С. 44-47.

2. Алфимова ОА. Освобождение от наказания в связи с болезнью: уголовно-правовой и уголовно-исполнительный аспекты. Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2011. 172 с.

3. Сабанин С.Н. Реализация принципа справедливости в институте освобождения от уголовного наказания: дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1993. 262 с.

4. Яковлева Л.В. Институт освобождения от наказания в российском праве: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003. 393 с.

5. Скиба А.П. Исполнение уголовных наказаний в отношении больных осужденных: теоретико-прикладное исследование: дис. . д-ра юрид. наук. Рязань, 2013. 521 с.

6. Магулаев МА., Морозов А.Ю. Освобождение от наказания в связи с болезнью. Ставрополь, 2002. 125 с.

References

1. Maltsev V.V. The Release from Punishment on the Grounds of Other Serious disease. Zakonnost, 2005. No. 4. Р. 39-42.

2. Alfimov O.A. Exemption from Punishment due to the Illness: Criminal-legal and Criminal-executive Aspects. Novokuznetsk: FKOU HPE Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2011. 172 p.

3. Sabanin S.N. Implementation of the Principle of Justice in the Institute of Exemption from Criminal Punishment: dis. ... doct. of law. Ekaterinburg, 1993. 262 p.

4. Yakovleva L.V. Institute of Exemption from Punishment in Russian Law: dis. ... doct. of law. M., 2003. 393 p.

5. SkibaA.P. The Execution of Criminal Penalties against Persons Convicted: Theoretical-applied Research: dis. ... doct. of law. Ryazan, 2013. 521 p.

6. Magomaev M.A., Morozov A.Yu. Exemption from Punishment in Connection of Illness. Stavropol, 2002. 125 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.