Научная статья на тему 'Роль особых экономических зон в усилении занятости и снижении уровня безработицы'

Роль особых экономических зон в усилении занятости и снижении уровня безработицы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль особых экономических зон в усилении занятости и снижении уровня безработицы»

АЛИЕВ Ш.Т.

Роль особых экономических зон в усилении занятости и снижении уровня безработицы

УДК 331.5 : 331.56.57: 339.543.624

Анализы развития мирохозяйственной системы и социальноэкономических процессов показали, что вопросы занятости и снижения уровня безработицы во все времена оставались одними из основных социально-экономических проблем стран мира. Это объясняется следующими факторами:

- с экономическим развитием отдельных стран еще больше требуется уделять внимание социально-экономическим проблемам граждан;

- в ходе экономических реформ и в связи с повышением уровня научно-технических новшеств, элементов инновации требуется эффективное использование трудовых ресурсов той или иной страны;

- как правило, экономическое развитие стран не всегда охватывает пропорционально весь территориальный принцип страны, тем самым требуя принятие дополнительных мер по усилению занятости и снижению уровня безработицы на отстающих территориях (регионах) и с этой целью требуется дополнительные меры, в том числе применение новых экономических инструментов и т. д.

Кроме того, в следствие финансовых (экономических) кризисов, в качестве серьезных социальных проблем, в первую очередь, привлекают внимание проблемы безработицы и обеспечения занятости трудоспособной части населения. Так, только в следствие нынешнего финансового кризиса в мире ожидается, что число безработных вырастут на 20 млн. человек и, в целом, поднимется до 210 млн.человек. Практически ежедневно приходят сообщения об увольнении с работы 50-70 тысяч человек в мире. Более того, прогнозируется продолжение этих процессов минимум 1,5-2 года.

Стоит отметить, что трудовые ресурсы любой страны является ее национальным богатством, требуется системный анализ уровня трудовых ресурсов, определение основных факторов, влияющих на эффективное использование их в социально-экономических процессах, которые обуславливаются следующими факторами:

- необходимо регулярно анализировать состояние трудовых ресурсов и оценивать их;

- своевременно предпринимать превентивные и комплексные мероприятия по рациональному использованию существующих трудовых ресурсов с учетом эффективного использования этих ресурсов, прежде всего, в процессах экономического развития страны;

- изучение коэффициента полезности трудовых миграций, обеспечение оперативного реагирования для направления миграционных потоков в более эффективные русла, прежде всего для обеспечения высококвалифицированными кадрами и рабочим персоналом отдельных секторов экономики страны, тем самым стимулировать усиление занятости и снижение уровня безработицы;

- пропорционально развивать все регионы страны, не допускать сильное отставание отдельных регионов (территорий), чтобы не провоцировать непрогнозируемые потоки рабочей миграции, увеличение роста безработицы, проблемы по занятости и т.д.

Следует подчеркнуть, что вопросы безработицы и проблемы занятости долгие годы в мирохозяйственных процессах рассматривались как проблема рыночных отношений капиталистического режима. Однако с распадом социалистического лагеря и сформированием единой мирохозяйственной системы, проблемы занятости и безработицы стали проблемами всей цивилизации. В настоящее время в мире нет ни одной страны, где эти проблемы ликвидированы или успешно решены. Более того, в мире наблюдается обострение этих социальных проблем, в результате финансовых кризисов и экономического спада, в следствие чего прогнозируется увеличение уровня бедности во многих странах мира, если последствия этих кризисов не будут устранены в ближайшие годы.

Исследования показали, что проблемы безработицы и занятости, которые сильно осложнены в последствие финансового (экономического) кризиса в мире, еще долгие годы останутся одними из главных не решаемых вопросов всего человечества, прежде всего ведущих стран мира и с целью облегчения этих проблем предлагается учитывать реализации следующих приоритетных направлений:

- наряду с инновационной экономикой и применением научнотехнических новшеств (технологий), целесообразно усилить внимание на реальные сектора национальных экономик с целью увеличения возможности обеспечения занятости и снижению уровня безработицы;

- на основе научных исследований, необходимо на 20-30 летний период составить комплексные прогнозы с намечением приоритетных перспективных и стратегических мер по эффективному размещению трудовых ресурсов страны с учетом нарастающей части трудоспособного населения;

- умело воспользоваться применением новых экономических средств, особенно свободных (особых) экономических зон для решения социальноэкономических проблем отдельных регионов (территорий), снижение уровня безработицы, усиление занятости, стимулирование предпринима-

тельства, развитие малого и частного (семейного) бизнеса, индивидуальной занятости и т.д.

Стоит подчеркнуть, что в ходе применения особых экономических зон (ОЭЗ) во многих странах мира в результате функционирования подобных зон создались сотни тысяч рабочих мест и эти зоны стимулировали развитие целых территорий (регионов), отдельных секторов экономики (отраслей), особенно перерабатывающей промышленности. Так, в Польше в период 1995-2001 годах в свободные зоны привлечено инвестиций до 3х миллиардов долларов США и число созданных рабочих мест составило до 40 тысяч. В другой стране, Венгрии, 1997-2000 годах в функционирующих в 112 свободных промышленных парках работой обеспечено 100 тысяча человек и объем инвестиции в эти зоны составил больше 1,5 миллиарда долларов США. В Китае целых 14 городов страны открыты для внешней торговли, то есть действуют в условиях свободных зон, где обеспечена работой львиная доля трудоспособного населения провинций. Более того, выработанные продукции находящихся на предприятиях в ОЭЗ, в большинстве случаев экспортируется и, в целом, в Китае 20-25 процентов внешнеторгового оборота падают на долю китайских ОЭЗ. Следует отметить эффективность и продуктивность ОЭЗ в решении социальноэкономических проблем многих странах мира, которые и в настоящее время успешно функционируют (Турция, Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Южная Корея, Сингапур и т.д.). Только в Сингапуре в крупной промышленной свободной зоне Чуронге трудится более 100 тысяч работников [1].

К большому сожалению, страны СНГ еще не добились эффективного использования новых экономических инструментов, особенно с ОЭЗ. Правда, вопросы создания ОЭЗ в странах СНГ периодически рассматривались начиная с 1994 года, однако серьезных успехов в этих направлениях постсоветские республики не добились. Это объясняется, в основном, следующими причинами:

- отсутствие сбалансированной законодательной базы;

- непоследовательность принимаемых решений по созданию и функционированию ОЭЗ;

- малоизучение мирового опыта эффективного управления подобными зонами и т. д.

Однако, следует отметить, что в последние годы наметились положительные сдвиги рационального использования ОЭЗ как нового экономического инструмента в усилении экономического развития отдельных регионов, отраслей. В России сумма инвестиций в подобные зоны составила около 600 млн. долларов США, где создано 5 тысяч рабочих мест и 2011 году ожидается их увеличение до 14 тысяч и вложением инвестиции более

2-х миллиардов долларов США. В Беларуси успешно действует 6 свободно-экономических зон. А в Казахстане плодотворно реализован проект «Астана - новый город». Намечены положительные тенденции для развития ОЭЗ и в других странах СНГ, где прогнозируется усиление работы по созданию и функционированию подобных зон уже в ближайшие годы [2].

Азербайджан, как и другие республики бывшего СССР, после приобретения независимости предпринял меры по применению новых экономических инструментов, в том числе ОЭЗ. Однако, долгие годы экономическая политика по этому вопросу не была последовательна, и поэтому, на сегодняшний день, в Азербайджане отсутствует закон об ОЭЗ.

Следует отметить, что ситуация поменялась в корне, только после Указа Президента Азербайджана «О создании в Азербайджанской Республике особых экономических зон» от 6 марта 2007 года, в котором предусматривается создание и функционирование ОЭЗ дня усиления решений социально-экономических проблем, применения достижений научнотехнических новшеств, активного использования ОЭЗ по усилению развития реальных секторов экономики страны. Кстати, уже в 2009 году ожидается принятие соответствующего закона о создании и функционировании ОЭЗ в Парламенте страны и проекте данного Закона учтен опыт ряда стран мира, в том числе, стран СНГ.

Как известно, после распада СССР во всех странах СНГ, в том числе и в Азербайджане, рынок труда и квалифицированные части трудовых ресурсов подверглись трансформациям, где происходили сокращения рабочих мест, падение роста производств, остановки крупных предприятий, заводов и фабрик. В целом, переход от системы полной занятости к системе регулируемого рынка происходил в сложных условиях, когда государство отказалось от предоставления гарантированного права на труд. В результате такого рода социально-экономической трансформации происходили, как было отмечено, ликвидацией большого числа рабочих мест и в то же время число вновь создаваемых рабочих мест не позволяло всем уволенных работникам трудоустроиться [3]. Эти изменения в трудовой сфере продолжалось в течении 8-10 лет, то есть практически до 2000-ых годов. Однако, начиная с этого момента, в Азербайджане стал формироваться рынок труда уже в новом качестве полноценного условиях рыночных отношений и с участием разных субъектов трудовых отношений, преимущественно представителей частных секторов. В середине 2000-ых годов Азербайджан вступил в более активный этап своего социальноэкономического развития, в котором одним из главных критериев стало эффективное использование трудовых ресурсов. В стране принят закон «О занятости» (2001 г.), утверждена Стратегия Занятости Азербайджанской Республики (2006-2015 гг.) и «Программа по осуществлению стратегии

занятости» (2007-2010 гг.). Следует подчеркнуть, что в Азербайджане доля населения трудоспособного возраста составляет 5.5 млн. человек, или почти 65.0% всего населения страны. Из них, около 4.0 млн. человек, или же около 73% относятся к экономически активной категории населения

[4].

Стоит подчеркнуть, что вопросы занятости и снижения уровня безработицы в Азербайджане в 2003-2008 годах стали одними из приоритетных направлений в деятельности высшего руководства страны и правительства. Только по официальным данным за этот период в Азербайджане создано 766 тысяч рабочих мест, преимущественно в разных регионах страны. Проведены масштабные работы по развитию инфраструктуры и решению социально-экономических проблем граждан страны, где уровень бедности от 49% снизился до 13.2%. По макроэкономическим показателям и особенно по ВВП в 2005-2008 годы Азербайджан занимал лидирующие позиции среди стран СНГ и в мире.

Однако, по мнению многих экспертов, и в их числе лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглитз, Азербайджан следует предостеречь от последствий «Голландсоко синдрома» и принять более ускоренные меры для диверсификации доходных частей бюджета и реальных секторов экономики страны, тем самым снизить зависимость от нефтяного сектора. Кроме того, в связи с падением цены на нефть и финансового кризиса в мире, прослеживается необходимость увеличения ассортимента конкурентоспособной продукции ненефтяных секторов с целью обеспечения потребности внутреннего рынка и увеличение экспортного потенциала страны [5].

Исследования показали, что в случае последовательного проведения намеченных мероприятий в социально-экономических процессах Азербайджана и удачного применения в этих процессах новых экономических средств, в том числе ОЭЗ, прогнозируется рациональное использование доминантных преимущественных факторов для усиления экономического развития страны и эффективного использования трудовых ресурсов, активизации участия в международном разделении труда и, наконец, обеспечении усиления занятости, снижению уровня безработицы.

Литература

1. Алиев Ш.Т. «Перспективы развития и проблемы организации свободных экономических зон» (монография). Издательство «Наука», Баку-2008, 252 с.;

2. Алиев Ш.Т. Перспективы развития свободных экономических зон в странах СНГ в контексте опыта Турции. Журнал «7агиЬе|уе», Стамбул, Турция, январь 2009;

3. Азизова Г.А. «Рынок труда Азербайджана», Баку, «Эльм», 2005г., 303с.;

4. Национальная стратегия занятости Азербайджанской Республики. Сборник, Баку - 2007, 148 с.; 5. Алиев Ш.Т. Влияние финансового кризиса мира на

экономические процессы Азербайджанской Республики, «Финансы и кредит», № 8 (2009), февраль, г.Москва, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.