Научная статья на тему 'Роль органов местного самоуправления в регулировании аграрной экономики сельского муниципального района'

Роль органов местного самоуправления в регулировании аграрной экономики сельского муниципального района Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
627
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гриценко Галина Михайловна, Лукьянов Александр Николаевич

Показана структура экономики АПК Кулундинского района Алтайского края, на основе статистического и экономико-математического методов составлен рейтинг крупных сельхозпредприятий района, показаны структура малого сектора экономики района и задачи органов местного самоуправления по отношению к крупным и малым предприятиям различных отраслей экономики территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF LOCAL GOVERNMENT IN AGRICULTURAL ECONOMY OF A RURAL METROPOLITAN REGION REGULATION

Based on statistic and economic-mathematical methods the rate of large agricultural products producers in the Kulundinsky area of the Altai Region was created; the structure of agri-industrial complex and small branch of economy were described and the tasks of local government towards large and small enterprises of different branches of economy in the Region are revealed.

Текст научной работы на тему «Роль органов местного самоуправления в регулировании аграрной экономики сельского муниципального района»

ЭКОНОМИКА АПК

УДК 338.431:352(5715) Г.М. Гриценко,

А.Н. Лукьянов

РОЛЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕГУЛИРОВАНИИ АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ СЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определена обязанность органов местного самоуправления взаимодействовать с предпринимателями территории и способствовать развитию их бизнеса, ибо без этого практически невозможно пополнить ее бюджет, а значит, решать социальные проблемы. Важнейшими ее задачами являются поддержка производства как основы экономики территории и содержание и развитие инженерной инфраструктуры поселений, также направленное на развитие производства. А это, в свою очередь, влечет за собой возникновение новых функций (рис. 1).

Реализация этих функций в условиях рыночной экономики и многообразия форм собственности обусловлена тем, что у местной власти появилась воз-

можность самостоятельно принимать инвестиционные решения и использовать в этих целях как собственные, так и заемные ресурсы.

Экономику сельской территории составляет и крупный, и малый бизнес. Сегодня крупный бизнес Кулундинского района представлен 19 предприятиями промышленности (молочно-консервный комбинат, комбинат хлебопродуктов, крупоцех, завод сборного железобетона, завод по производству силикатного кирпича, цех по производству тротуарной плитки, цех валяльной обуви, швейный цех, предприятия лесопереработки, транспорта и связи) и 8 крупными и средними сельхозпредприятиями различных организационно-правовых форм. Именно эти предприятия формируют бюджет территории.

Рис. 1. Экономические функции местного самоуправления

Малый бизнес дает малоэнергоемкой продукции порой не меньше, чем крупный. В Кулундинском районе малым бизнесом занимается 26 предприятий и 486 предпринимателей. Их удельный вес в промышленности составляет 8%, в торговле — 80%, в общественном питании — 71%, в сельском хозяйстве — около 40%. Однако бюджетообразующая роль крупных предприятий всех отраслей повышается еще и в следствие того, что владельцы и руководители малых предприятий показывают фискальным органам не более 20% своей выручки. Именно поэтому у органов местного самоуправления сформировались разные задачи по отношению к каждой из названных категорий бизнеса.

По отношению к крупным предприятиям задачи состоят в следующем:

- максимальное использование их потенциала для социально-экономического развития тех территорий, где они оперируют;

- поддержка социально-ответственного бизнеса;

- внедрение в деятельность предприятий принципов социального партнерства;

- строгое соблюдение природоохранного законодательства;

- формирование нравственной культуры предпринимательской деятельности (табл. 1).

А так как финансовое состояние крупных сельхозпредприятий района разное (табл. 2), то разным будет и подход к регулированию их экономики.

Главной задачей, которую пришлось решать на протяжении последних двух лет в Кулундинском районе, являлось сохранение имущественного потенциала обанкротившихся сельхозпредприятий, позволяющее сохранить на селе рабочие места, а значит — целые населенные пункты. Главным инструментом в решении этой задачи стал подбор кадров руководителей из глав крупных фермерских хозяйств — жителей района и передача в их собственность имущества предприятий-банкротов. Это позволило повысить эффективность деятельности вновь зарегистрированных предприятий, а значит, повысить общую результативность отрасли и объем налогов, поступивших в бюджет территории. Кроме того, именно эти предприятия сегодня помогают решать социальные проблемы села: собирать детей в школу, транспортировать больных, обеспечивать школы и дошкольные учреждения питанием и частично — отоплением.

Таблица 1

Направления деятельности органов местного самоуправления по взаимодействию с предприятиями, являющимися основой экономики территории

Направления деятельности Механизмы и возможные результаты

Мониторинг и анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий Выявление тенденций развития предприятий, выявление предприятий, способных в результате оздоровления дать наибольший эффект для местной экономики, а также предприятий, подлежащих банкротству, при реализации мер по социальной защите их работников

Разработка предложений по ориентации предприятий на местный рынок Наличие незагруженных мощностей на многих предприятиях позволяет рассчитывать на осуществление такой переориентации при небольших затратах. Администрация должна обеспечить предприятия информацией о потребностях территории в определенной продукции и услугах

Предотвращение необоснованного банкротства предприятий Вхождение руководителей района и поселений в состав комитетов кредиторов селообразующих предприятий-должников местных бюджетов

Привлечение предприятий к участию в развитии территории Разработка комплексных программ развития с определением роли отдельных предприятий в их реализации, совместное финансирование программ

Таблица 2

Рейтинговая оценка сельхозпредприятий Кулундинского района по методике Сбербанка РФ за 2005 г.

Рейтинг предприятия по финансовому состоянию Коэф-т абсолютной ликвидно- сти Коэф-т критиче- ской оценки Коэф-т текущей ликвид- ности Коэф-т соотношения собственных и заемных средств Рента- бельность основной деятель- ности Сумма баллов

1. ООО «Сергеевское» 0,9123 1,5301 15,7593 3,4305 -0,16 7,48

2. ООО «Виноградовка» 0,0069 0,0899 1,5378 0,8503 0,21 0,87

3. ОАО «Мелиоратор» 0,0000 0,0157 0,3491 2,4812 0,00 0,67

4. ОАО «Валерия» 0,0059 0,0821 1,5236 0,0122 -0,07 0,63

5. ОАО «Сергеевское» 0,0000 0,0033 1,2299 -0,0344 0,31 0,57

6. ЗАО «Ананьевское» 0,0000 0,3163 0,5759 0,7921 0,19 0,46

7. ООО «Смирненское» 0,0000 0,0318 0,9869 0,2399 -0,07 0,45

8. СПК 0,0000 0,0000 0,6392 -0,1079 0,23 0,29

9. ОАО «Родина» 0,0017 0,0532 0,2692 0,0225 0,28 0,18

10. Гос. унит. с.-х. опытная станция 0,0000 0,0000 0,0000 -0,9047 0,33 -0,12

Малый бизнес в сельской местности дифференцирован по видам деятельности. Прежде всего, потому что отраслевая специфика предполагает различные подходы к выбору форм и методов муниципальной поддержки. Например, для предпринимателей, занимающихся бытовым обслуживанием, торговлей, переработкой и т.п. основными проблемами является нехватка квалифицированных кадров и крайне низкий уровень менеджмента и маркетинга, поэтому для них актуальны поддержка и создание конкурентной среды в оказании муниципальных услуг (рис. 2).

В Кулундинском районе малое предпринимательство развито, прежде всего, в сфере торговли. Здесь зарегистрировано 23% от общего числа малых предприятий и предпринимателей без образования юридического лица. Во многом это объясняется отсутствием просветительской работы со стороны союза предпринимателей территории и муниципальных программ поддержки того или иного вида бизнеса.

Относительно сельского хозяйства речь идет прежде всего о домашних, или, как принято их называть — личных подсобных и семейных крестьянских фермерских хозяйствах. Для их развития в Кулундинском районе действует программа поддержки, часть средств на реализацию которой идет из регионального бюджета.

Но здесь следует выделить две проблемы, решение которых входит в ком-

петенцию органов местного самоуправления, касающихся ЛПХ и семейных КФХ как потребителей материальнотехнических и финансовых ресурсов и услуг по сбыту продукции: не будучи юридическими лицами, они не могут рассчитывать на серьезную поддержку, а будучи разрозненными, а значит, нестабильными поставщиками продукции, не могут рассчитывать на благоприятные условия закупа их продукции.

Для того, чтобы решить эти проблемы, усилия органов местного самоуправления в районе направляются на создание кооперативов ЛПХ и КФХ, что сделает данный сектор экономики предсказуемым и регулируемым; поставки продукции из района — более стабильными; расширит налогооблагаемую базу территории.

Другая проблема сельскохозяйственных индивидуальных предпринимателей связана с отсутствием у них достаточного объема земли для ведения своего хозяйства и невозможностью оформить в собственность земельные участки из-за высокой стоимости данной процедуры. Причинами тому являются:

- непоследовательность законодательных актов в сфере регулирования земельных отношений;

- разобщенность деятельности и, как следствие — дублирование функций государственных органов управления земельными отношениями в районе (земельный комитет — кадастровая палата

— регистрационная палата);

- выполнение ряда функций только на региональном уровне;

- высокая стоимость и затяжной характер процедуры оформления земельных участков в собственность.

Еще два года назад стоимость этой процедуры в целом по России оценивалась в 3,5 млрд руб. И все эти затраты государство сегодня возложило на плечи самих потенциальных собственников, среди которых не более 10% имеют доход более 2,5 тыс. руб. в месяц. Кроме того, процедура оформления предполагает обращение в 4 организации и не по одному разу, и все они находятся в районных центрах, что увеличивает материальные и временные затраты, а большинство претендентов, как правило, не имеет достаточного уровня знаний для грамотного оформления документов. При такой ситуации большая часть земельных участков в перспективе неизбежно будет сосредоточена в руках не тех, кто работает на земле, а тех, кто способен решать эти вопросы без особых проблем.

На наш взгляд, было бы более рациональным землеустроительные работы осуществлять за счет средств федерального бюджета, что могло бы снизить затраты на оформление земли в собственность.

Было бы логичным упростить процедуру возврата в собственность муниципалитетов невостребованных земельных долей, упростить и удешевить процедуру передачи земельных участков желающим владельцам.

Что касается эффективности использования земельных участков их владельцами и пользователями, то практике сложилось два отрицательных прецедента:

1) часть земельных долей осталась невостребованной в силу того, что их владельцы умерли, уехали за пределы не только муниципального образования, но и государства и т.п.;

2) владельцы крестьянского хозяйства, взяв в пользование земли, не обрабатывают их.

На федеральном уровне следует внести изменения в законодательство, в соответствии с которыми органам местного самоуправления следует предоставить право:

- в первом случае начинать процедуру перевода невостребованных земель в муниципальный фонд не позже чем через два года после объявления;

- во втором — привлекать к ответственности пользователей не позже чем через три года после заключения ими сделки.

Сегодня правительство ставит задачу прогнозно-планового ведения экономики территории. Представляется, что структура планирования должна состоять из нескольких основополагающих документов и замыкаться на проекте бюджета территории, а не начинаться с него (рис. 3).

Решать эту задачу без достаточной проработанной методики анализа и планирования при отсутствии подготовленных специалистов достаточно проблематично. Кроме того, реализацию функции планирования органами местного самоуправления в полной мере сдерживает хозяйственная самостоятельность предпринимательства. Выходом из создавшейся ситуации, на наш взгляд, может стать один из альтернативных вариантов:

- заключение на уровне муниципального района договоров между муниципалитетом и каждым хозяйствующим субъектом территории, который позволит хотя бы отчасти скоординировать социально-экономическую политику последних;

- создание районных объединений товаропроизводителей по выполнению определенных функций (сбыта, внедрения энергоемких технологий и т.п.) с ведущей долей муниципалитета в его уставном фонде.

Это позволит влиять на экономическое поведение участников. А главное — осуществлять стратегическое планирование относительно территории в целом и привлекать инвесторов.

Стратегическое планирование, в основе которого лежит знание о конъюнктуре товарных рынков, может эффективно осуществляться только при условии работы на этих рынках крупными партиями товара. Ни одно сельхозпредприятие, а тем более личное подсобное хозяйство, такими партиями не располагает. Значит, нужна единая районная маркетинговая служба, которая будет вести два направления:

Рис. 2. Основные формы поддержки малого предпринимательства на местном уровне

Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования

Прогноз развития АПК сельского муниципального района

Концепция развития АПК сельского муниципального района

Стратегический план развития АПК сельского района

Программы развития отраслей экономики

- сельского хозяйства;

- перерабатывающих отраслей;

- агросервисных организаций;

- торговли;

- малого бизнеса и т.п.

Целевые муниципальные программы развития

Корма

Мелиорация

Зерно

Молоко

Овцеводство и т.п.

Комплексный план развития экономики АПК муниципального района долгосрочный план на срок полномочий __________не менее 2 созывов органов представительной власти_________

среднесрочный план на период действия полномочий ____________представительного органа МО____________

краткосрочный (годовой) план, совпадающий по срокам _________________с бюджетным годом________

Прогноз развития экономики на последу ющие два года

Проект бюджета на очередной финансовый год

Финансовый план на два последующих года

Рис. 3. Структура перспективного планирования экономики сельского муниципального района

- сбыт продукции товаропроизводителей территории;

- территориальный маркетинг, к основным компонентам которого относятся:

• маркетинговый продукт: инвестиционный потенциал муниципального района;

• цена маркетингового продукта: условия размещения инвестиционного проекта (транспортные расходы; расходы, связанные с выбором и подготовкой

площадки; стоимость местных строительных материалов; стоимость и время оформления необходимых документов; доступность и своевременность получения достоверной информации), т.е. усилия муниципальной власти по снижению расходов возможных инвесторов, связанных с использованием территории;

• позиционирование маркетингового продукта: информация для инвесторов о потребительском рынке и уровне

производства, которая будет формировать интерес к территории;

• продвижение маркетингового продукта: проведение эффективной рек-

ламной кампании, определение каналов продвижения информации, разработка форм и объемов доносимой информации, определение степени ее воздействия на инвесторов и внесение в свои действия своевременных изменений.

Однако реализация указанных функций потребует наличия двух главных составляющих: грамотных специалистов и относительно сложившейся региональной рыночной инфраструктуры. Практически мы не располагаем сегодня ни тем, ни другим.

Конечная цель территориального маркетинга — привлечение инвестиций на свою территорию. Однако для того чтобы достичь этой цели, необходимо соблюсти ряд объективных и субъективных условий.

Объективные предпосылки формируются на основе рекреационных возможностей территории и емкости ее потребительского рынка (рис. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К субъективным следует отнести:

- наличие плана стратегического развития территории;

- наличие эффективных методов регулирования экономики со стороны органов муниципального самоуправления;

- включение инвестиционных проектов в федеральные и региональные инвестиционные программы;

- прямое участие органов муниципального самоуправления в инвестиционной деятельности;

- желание органов муниципального самоуправления и возможность организации муниципальных займов.

И если объективные факторы в наличии у многих территорий есть, то субъективные — практически отсутствуют.

Эффективное взаимодействие власти и бизнеса может быть достигнуто только в результате совместных усилий органов местного самоуправления и органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях (табл. 3).

Таким образом, органы местного самоуправления призваны поддерживать все виды бизнеса, развивающегося на вверенной им территории, что поможет решать ее социально-экономические проблемы. По отношению к крупному бизнесу в задачи власти должны войти максимальное использование его потенциала для социально-экономического развития тех территорий, поддержка социально-ответственного бизнеса, внедрение в деятельность предприятий принципов социального партнерства, строгое соблюдение природоохранного законодательства, формирование нравственной культуры предпринимательской деятельности; по отношению к малому, и прежде всего, — сельскохозяйственному — развитие сбытовой кооперации, совершенствование земельных отношений. Развитию и крупного, и малого бизнеса будут способствовать совершенствование стратегического планирования экономии территории и реализация функций территориального маркетинга, т.е. все то, что поможет сбыту произведенной на территории продукции. Конечно, показанные здесь формы не окончательны, их перечень гораздо шире и зависит от специфики территории, поэтому проблема требует дальнейших исследований.

Выгодное географическое положение Транспортная доступность Наличие достаточных и эффективных природных ресурсов

Состояние окружающей среды Инвестиционный потенциал территории Наличие квалифицированных кадров

Научно-техническая, проектная, образовательная база

Цена рабочей силы

Уровень качества жизни населения Емкость потребительского рынка Другие факторы

Рис. 4. Объективные предпосылки размещения инвестиций в экономику сельского муниципального района

Таблица 3

Оперативные формы взаимодействия власти и бизнеса на поселковом, районном, региональном и федеральном уровнях управления

Уровень власти Организационные формы взаимодействия с бизнесом Формы организации бизнеса Организационные формы поддержки бизнеса Экономические методы регулирования бизнеса

Органы местного самоуправ- ления поселений Заключение договоров сотрудничества с каждым из местных хозяйствующих субъектов Кооперативы ЛПХ и К(Ф)Х Конкурсы бизнес-планов малых и средних предприятий

Органы местного самоуправления му-ниципально-го района Сообщество предпринимателей района; консультационный совет предпринимателей при главе района; отдел по взаимодействию с хозяйствующими субъектами района при муниципалитете Создание районного объединения товаропро- изводителей Конкурсы бизнес-планов малых и средних предприятий; учебноконсультационные центры; планирование стратегического развития территории Фонд поддержки малого предпринимательства; оплата стоимости высшего образования специалистам, необходимым району для реализации задач по регулированию экономики муниципального района; прямое участие органов МСУ в инвестиционных программах; программы развития; муниципальные займы; налоги; тарифы

Региональные исполнительные органы Содействие формированию рыночной инфраструктуры; включение инвестиционных проектов районов в федеральные и региональные программы

Федеральные законодательные органы Передача в ведение районных органов управления: - проведение части землеустроительных работ; - контроль за расчетом смет сторонних землеустроительных организаций

+ + +

УДК 339.13:338.436.33 (571.15) М.И. Бубликова,

В.Б. Бубликов

РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ ЗЕРНОПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного предпринимательского

сектора. Поэтому и развитие экономики России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики. Экономическая маневренность, гибкость принятия решений,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.