Научная статья на тему 'Роль обычая и делового обыкновения в регулировании корпоративных отношений'

Роль обычая и делового обыкновения в регулировании корпоративных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2309
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ / LEGAL CUSTOM / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / ДЕЛОВОЙ ОБОРОТ / BUSINESS INTERCOURSE / КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО / CORPORATE LAW / ОБЫЧАИ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА / CUSTOMS OF CORPORATE LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цуканова Е. Ю., Берестнев Р. Е.

Рассмотрены понятия обычая и традиции в правовой сфере жизни, проанализированы их достоинства и недостатки. Сделаны сравнения между правовым обычаем и корпоративным обычаем. Приведены примеры применения таких обычаев на практике, на их основании были выделены его полезные свойства и подчеркнута огромная роль в качества источника в уставах различных корпоративных организаций. Сделан вывод относительно недостаточного внимания к этому явлению со стороны законодателя и как следствие, дефицита его в различных нормативно-правовых актах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF A CUSTOM AND NORMAL AND BUSINESS TRADITION IN REGULATION OF CORPORATE RELATIONS

The article studies the concepts of custom and tradition in legal life. Their advantages and disadvantages are analyzed. Comparisons are made between a legal custom and corporate custom. The paper contains examples of the customs application, useful properties were singled out and the huge role in the quality of the source in the charters of various corporate organizations was emphasized. A conclusion is drawn regarding insufficient attention to this phenomenon on the part of legislators and, as a consequence, its deficiency in various regulatory legal acts.

Текст научной работы на тему «Роль обычая и делового обыкновения в регулировании корпоративных отношений»

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.60.104 Цуканова Е.Ю.1, Берестнев Р.Е.2

1ORCID: 0000-0003-4072-8218, кандидат юридических наук, Белгородский университет потребительской кооперации, ФГАОУ ВО "Белгородский государственный

национальный исследовательский университет" 2ORCID: 0000-0002-6173-9496, студент первого курса магистратуры Юридического института ФГАОУ ВО "Белгородский государственный национальный исследовательский университет" РОЛЬ ОБЫЧАЯ И ДЕЛОВОГО ОБЫКНОВЕНИЯ В РЕГУЛИРОВАНИИ КОРПОРАТИВНЫХ

ОТНОШЕНИЙ

Аннотация

Рассмотрены понятия обычая и традиции в правовой сфере жизни, проанализированы их достоинства и недостатки. Сделаны сравнения между правовым обычаем и корпоративным обычаем. Приведены примеры применения таких обычаев на практике, на их основании были выделены его полезные свойства и подчеркнута огромная роль в качества источника в уставах различных корпоративных организаций. Сделан вывод относительно недостаточного внимания к этому явлению со стороны законодателя и как следствие, дефицита его в различных нормативно-правовых актах.

Ключевые слова: правовой обычай, традиция, деловой оборот, корпоративное право, обычаи корпоративного права.

Tsukanova E.Yu.1, Berestnev R.E.2

1ORCID: 0000-0003-4072-8218, PhD in Jurisprudence, Belgorod University of Consumer Cooperatives, FSAEI "Belgorod State National Research University" 2ORCID: 0000-0002-6173-9496, First-year Student of the Master's Degree Program of the Law Institute FSAEI "Belgorod State National Research University" ROLE OF A CUSTOM AND NORMAL AND BUSINESS TRADITION IN REGULATION OF CORPORATE

RELATIONS

Abstract

The article studies the concepts of custom and tradition in legal life. Their advantages and disadvantages are analyzed. Comparisons are made between a legal custom and corporate custom. The paper contains examples of the customs application, useful properties were singled out and the huge role in the quality of the source in the charters of various corporate organizations was emphasized. A conclusion is drawn regarding insufficient attention to this phenomenon on the part of legislators and, as a consequence, its deficiency in various regulatory legal acts.

Keywords: legal custom, tradition, business intercourse, corporate law, customs of corporate law.

Обычаи и традиции начали формироваться с образования самого первого общества и, постепенно совершенствуясь, продолжают свое развитие и по настоящее время. В современном законодательстве они являются источником и способом закрепления правовых актов наравне с законами и указами. В нормативных документах так же присутствуют обычаи (например, в статье 99 Конституции говорится, что «первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат», хотя само слово «обычай» в этой статье не употребляется) и законодатель с каждым годом все активнее воздействует на них. Но продвижение и развитие такого института как правовой обычай происходит достаточно медленно и неравномерно[1, C. 129].

Корпоративный обычай, с точки зрения права несет в себе много положительных черт:

1) истоки его основываются в коллективе и несут в себе волю работников, обычай зарождается не "сверху", а "снизу";

2) обычай отражает особенности условий работы в коллективе, он более объективен, и лучше «приживается» у работников. Например: традиция после окончания своей смены дождаться напарника в течение 15 мин, и при его отсутствии извещать об этом руководителя.

3) обычай передается в устной форме, что легче и доступнее письменного нормативно-правового акта для коллектива;

4) обычай выполняется добровольно, чем обеспечивает его исполнение среди работников;

5) обычай несет в себе совокупность многолетнего коллективного опыта, облегчает взаимопонимание работников.

Но наряду с положительными чертами корпоративного обычая, имеются и отрицательные черты:

1) укоренившийся в сознании людей обычай характеризуются неподвижность, и меняется очень медленно.

2) обычай часто несет в себе условия неравенства, как пережиток прошлого;

3) обычай не имеет четкой определенности, содержание обычая субъективно и во многом зависит от личности человека;

4) обычай письменно не подтвержден.

Корпоративные обычаи рассматривают с двух позиций: первая - обычаи являются источником корпоративных норм, вторая - руководство корпорации вправе реагировать на корпоративные обычаи, утверждая их своим правовым актом.

В гражданском праве применяется два вида обычаев:

1) правовой или деловой обычай. Согласно статье 5 ГК РФ, правовой обычай - «сложившееся и широко применяемое в какой-либо области правоприменительной деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе». В случае если работодатель узаконит обычай, он становится корпоративной нормой.

2) общегражданский обычай являет собой укоренившиеся привычки и традиции, заимствованные из культурного наследия народа. Руководители организаций и сообществ, относится к неправовым обычаям нейтрально или считает их нежелательными.

Правовой обычай имеет отличие от корпоративного - его действие распространяется на одну корпорацию и влияет на устои и привычки одной корпорации. Данное отличие помогает различать правовой обычай от корпоративного[2, C. 128].

Белкин А.А. в своей работе подчеркивает, что корпоративный обычай имеет две стороны: с одной - он является источником, из которого заимствуются разные знания о корпоративных нормах, с другой стороны - руководство корпорации имеет возможность оказывать влияние на поведение работников в данной организации, делая выбор, поощрить данного субъекта или наказать[3, C.158].

Доктор юридических наук, профессор Московской государственной юридической академии Кашанина Т.В. в своих научных трудах выделяет, что «в корпоративном праве обычаи и традиции делового оборота необходимо отличать от обычая, который представляет собой моральную норму, то есть от общегражданских обычаев». Как разъяснение она приводит формулировку корпоративного обычая - «это обычай, применение которого обеспечивается мерами воздействия со стороны корпорации, а именно либо мерами поощрения, либо санкциями»[4, C. 10].

Наряду с корпоративным обычаем, в гражданском праве применяется термин корпоративные деловые обыкновения. Это определенные правила поведения, складывающиеся при производственной деятельности организаций и предприятий. Иначе, деловые обыкновения можно рассматривать, как привычную практику в данной корпорации, не являющеюся источником гражданского права. Например, в японских трудовых коллективах рабочий день начинается с физической зарядки. Иногда руководство письменно закрепляет корпоративное деловое обыкновение, например, в Правилах учебного распорядка многих обучающих заведений прописана обязанность учащихся встречать преподавателя стоя. В Японии заведено приподнимать рабочее место руководителя, в России начальник имеет свой кабинет.

Многие ученые связывают деловую обыкновенность и обычай. Например, С.И. Вильнянский называет деловое обыкновение «обычаем оборота», который восполняет проблемы между обычаями и локальными нормативными актами.[5, C. 68] Д.Г. Грязнов, в свою очередь, считает, что обыкновение является тем, из чего впоследствии различных общественных отношений путем многократного применения в сходных ситуациях создается обычаи[6, C. 39].

Для того чтобы понять, с чем это связано, необходимо выделить недостатки этого явления. Во-первых, в основе обычая и делового обыкновения всегда лежат образцы одного конкретного поведения, либо же практической деятельности, из-за чего они становятся трудно отделимыми от иных общественных взаимоотношений. Во-вторых, обычаи не имеют письменного подтверждения и не регистрируются. И в-третьих, невозможность полного запрета привычных обычаев. Законодатель, в целях бережного отношения к исторической культуре разнообразных народов старается снисходительно обращаться к подобным рода обычаям. Например, выкуп и похищение невесты. Это действие считается правонарушением, но оно является важной составляющей культуры определенного народа, в связи с этим, он не вытесняется, а редактируется (выкуп и похищение невесты проходит непосредственно с ее согласия)[7, С. 23].

Обычаи рассматривают в качестве диспозитивной нормы права, поэтому стороны могут от него отступить, в отличие от нормативно-правовых норм. Наиболее часто обычаи применяются в ситуациях, где в этой области в законодательстве имеется пробел, не согласованный сторонами. Существуют негласный порядок применения обычаев:

1) правила обычая должны быть постоянными,

2) должны быть узконаправленными и определенными,

3) применяться на практике длительное время,

4) использоваться часто и в большом диапазоне.

Однако, корпоративные обычаи по своей юридической силе, уступают нормативным актам.

Значительное количество корпораций в своих уставах устанавливают их в качестве источника права наравне с обычаями, хотя они не считаются источниками. Связанно это с тем, что обыкновения диктуются не национальными традициями, а административной рациональностью, которая различна для каждого предприятия. Еще одно отличие обыкновения от обычая - в необходимости их письменного закрепления в качестве соглашений или отчета.

В заключение следует отметить, что в большинстве корпораций применяется на практике огромное количество деловых обычаев и обыкновений. Участники корпоративных отношений, настолько привыкли к ним, что редко замечают их в своей деятельности. Органам управления необходимо, однако, замечать эти маленькие детали для того, чтобы создать прочный и продуктивный коллектив.

Список литературы / References

1. Вопросы разграничения права и обычая были рассмотрены С.И. Вильнянским и И.С. Зыкиным. См.: Вильнянский С.И. Ученые записки Харьковского юридического института. - Харьков, 1954. - Вып.5. - С.3-24;

2. Кирилловых А.А. Корпоративное право. Курс лекций. - М.: Юстицинформ, 2009. — 192 с.

3. Белкин А.А. Обычаи и обыкновения в государственном праве // Правоведение. - 1998. - №1. - С.38.

4. Кашанина Т. В. Корпоративное право - М.: НОРМА-ИНФРА • М, 1999. С. 233

5. Вильнянский С.И. Обычаи и правила социалистического общежития. - С.13.

6. Грязнов Д.Г. Соотношение категорий обычного права и правового обычая в юридической науке. - М., 2003. -С. 72.

7. Бушев А.Ю. Корпоративное право: проблемы науки и практики / А.Ю. Бушев, В.Ф. Попондопуло // Арбитражные споры. 2005. N 3.

7. Зыкин И.С. Обычай в правовой доктрине // Государство и право. - 2004. - №3. - С.127-131.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Voprosy razgranichenija prava i obychaja byli rassmotreny S.I. Vil'njanskim i I.S. Zykinym. Sm.: Vil'njanskij S.I. Uchenye zapiski Har'kovskogo juridicheskogo instituta. [Questions of differentiation of the right and custom were considered by S. I. Vilnyansky and I. S. Zykin. See: Vilnyansky S. I. Scientific notes of the Kharkiv legal institute.] - Har'kov, 1954. -V.5. - P.3-24; Zykin I.S. Obychaj v pravovoj doktrine [Custom in the legal doctrine ] // Gosudarstvo i pravo. [ State and right] -2004. - №3. - S.127-131. [in Russian]

2. Kirillovyh A.A. Korporativnoe pravo. Kurs lekcij. [Corporate law. Course of lectures] - M.: Justicinform, [jusinforum] 2009. — 192 P. [in Russian]

3. Belkin A.A. Obychai i obyknovenija v gosudarstvennom prave [Customs and usage in state law] // Pravovedenie. [Jurisprudence] - 1998. - №1. - P.38. [in Russian]

4. Kashanina T. V. Korporativnoe pravo [Corporate law] - M.: NORMA-INFRA • M, 1999. P. 233. [in Russian]

5. Vil'njanskij S.I. Obychai i pravila socialisticheskogo obshhezhitija. [Customs and rules of the dormitory] - P.13. [in Russian]

6. Grjaznov D.G. Sootnoshenie kategorij obychnogo prava i pravovogo obychaja v juridicheskoj nauke. [Ratio of categories of a customary law and legal custom in jurisprudence] - M., 2003. - P. 72. [in Russian]

7. Bushev A.Ju. Korporativnoe pravo: problemy nauki i praktiki [Corporate law: problems of science and practice] / A.Ju. Bushev, V.F. Popondopulo // Arbitrazhnye spory. [Arbitration disputes] 2005. N 3. [in Russian]

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ / POLITOLOGY

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.60.041 Гриценко Р. А.1, Прокопчук Д. Д. 2, Нечай Е. Е. 3

1ÜRCID:0000-000I-9440-4396, студент направления подготовки Политология, 2ORCID:0000-000I-574I-8932, студент направления подготовки Политология, 3ORCID: 0000-0002-8509-5728, кандидат политических наук, Дальневосточный федеральный университет СТРАТЕГИЯ ВЕДЕНИЯ АККАУНТА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА (НА ПРИМЕРЕ ПРОФИЛЕЙ ЛИДЕРОВ ПАРЛАМЕНТСКИХ ПАРТИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ

«ВКОНТАКТЕ»)

Аннотация

Социальные сети в наше время способны собирать аудиторию сопоставимую с аудиторией традиционных медиа, поэтому пренебрегать этим каналом коммуникации политическому лидеру нельзя. Многие политические силы используют социальные сети с целью агитационного и информационного воздействия на население. В качестве понятия, описывающего количественные и качественные характеристики, а также направление развития аккаунта политического деятеля авторы предлагают термин «стратегия ведения аккаунта». В работе рассмотрены стратегии ведения аккаунтов лидеров четырёх парламентских партий РФ Дмитрия Медведева, Геннадия Зюганова, Владимира Жириновского, Сергея Миронова в социальной сети «ВКонтакте» и проводят сравнительный анализ этих аккаунтов по таким критериям как содержание контента, охват и вовлеченность аудитории. Целью работы является поиск оптимальной стратегии ведения аккаунта политического лидера в социальной сети «ВКонтакте».

Ключевые слова: социальная сеть, лидеры партий, Дмитрий Медведев, Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский, Сергей Миронов, аккаунт политического деятеля, стратегия ведения аккаунта политического лидера.

Gritcenko R.A.1, Prokopchuk D.D.2, Nechay E.E.3

1 ÜRCID: 0000-0001-9440-4396, bachelor of Political Science,

2 ÜRCID: 0000-0001-5741-8932, bachelor of Political Science

3 ÜRCID: 0000-0002-8509-5728, PhD in Political Science,

Far Eastern Federal University (FEFU) STRATEGY OF KEEPING POLITICAL LEADER'S ACCOUNT (ON THE EXAMPLE OF PROFILES OF PARLIAMENTARY PARTIES LEADERS IN SOCIAL NETWORK "VKONTAKTE")

Abstract

Nowadays social networks are able to gather an audience comparable to the audience of the traditional media. That is why it is impossible to neglect this channel of communication for a political leader. Many political forces use social networks for the purpose of propaganda and informational influence on the population. As a concept that describes quantitative and qualitative characteristics and the direction of the development of a politician's account, the authors offer to use the term "account management strategy." The paper discusses the strategies for keeping the accounts of the leaders of the four parliamentary parties of the Russian Federation and namely Dmitry Medvedev, Gennady Zyuganov, Vladimir Zhirinovsky, Sergei Mironov in the social network "VKontakte. " We conducted comparative analysis of these accounts on such criteria as content, audience coverage and involvement. The aim of the work is to find the most efficient strategy for keeping an account of a political leader in the social network "Vkontakte. "

Keywords: social network, party leaders, Dmitry Medvedev, Gennady Zyuganov, Vladimir Zhirinovsky, Sergei Mironov, an account of a politician, strategy of keeping a political leader's account.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.