"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"
УДК 378.1
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-10-5-10
РОЛЬ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОГО НАВЫКА КАК ИНСТРУМЕНТА КЛИНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Кудашкина О.В., Липатова Е.Е., Нелюбима Е.В.
ФГБОУ ВО Башкирский государственный медицинский университет МЗ РФ,
г. Уфа, Российская Федерация
ROLE OF THE TRAINING ENVIRONMENT AND INTERACTIVE METHODS OF TRAINING IN FORMING OF COMMUNICATIVE SKILL AS INSTRUMENT OF CLINICAL COMMUNICATION
Kudashkina O. V., Lipatova E.E., Nelyubina E. V.
Bashkir State Medical University, Ufa, Russian Federation
Аннотация: В статье рассматриваются педагогические аспекты формирования коммуникативного навыка как инструмента клинического общения, диагностика его сформированности, при этом особый акцент делается на практико-ори-ентированные интерактивные методы обучения; приводятся педагогические условия для формирования коммуникативного навыка и развития коммуникативной компетентности в целом; раскрываются действия преподавателя и обучающегося при использовании интерактивных методов обучения на проблемных лекциях и практических занятиях, индивидуальная траектория развития обучающегося в рамках самостоятельной работы.
Цель исследования заключалась в разработке и реализации модели применения интерактивных методов обучения для формирования коммуникативного навыка, входящего в профессиональные компетенции врача.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по формированию компетенций обучающихся в
Annotation: In article pedagogical aspects of forming of communicative skill as instrument of clinical communication, diagnostics of its formation are considered, at the same time the special attention is paid to practice oriented interactive methods of training; pedagogical conditions for forming of communicative skill and development of communicative competence in general are given; activities of the teacher and student when using interactive methods of training at problem lectures and a practical training, an individual trajectory of development of the student within independent work are revealed.
The research objective consisted in development and realization of model of use of interactive methods of training for forming of the communicative skill entering professional competences of the doctor. The practical importance of a research consists in development of methodical recommendations about forming of competences of students of the system of the higher and additional medical education through the practice-oriented tasks, a task case and the coach technology.
The model of forming of communicative skill offered by us as instrument of the clinical communication entering into structure of competences of the specialist of
системе высшего и дополнительного медицинского образования через практико-ориентирован-ные задания, кейс-задачи и коуч-технологии. Предложенная нами модель формирования коммуникативного навыка как инструмента клинического общения, входящего в структуру компетенций специалиста системы здравоохранения может быть полезна преподавателям профессиональных образовательных учреждений в поиске оптимальных подходов по организации процесса обучения смежных профессий и специальностей. Эффективность ее реализации обеспечивается созданием обучающейся среды и внедрением активных, интерактивных методов обучения, специально созданных педагогических условий позволяющих формировать и диагностировать (защита обучающимся проектной работы, решение кейса, взаимодействие с симулированным пациентом) коммуникативный навык, как инструмент клинического общения, входящий в коммуникативную компетентность и профессиональные компетенции врача.
Ключевые слова: коммуникативный навык, аккредитация, обучающая среда, интерактивные методы обучения, стандартизированный симулированный пациент.
a health care system can be useful to teachers of professional educational institutions in search of optimum approaches on the organization of process of training of communicating professions and specialties. The efficiency of its realization is provided with creation the student of the environment and introduction of active, interactive methods of training, specially created pedagogical conditions allowing to form and diagnose (protection of project work by the student, the solution of a case, interaction with the simulated patient) communicative skill as the instrument of clinical communication entering communicative competence and professional competences of the doctor.
Keywords: the communicative skill, accreditation, the training environment, interactive methods of training, standardized the simulated patient.
REFERENCES
[1] Amirov A.F. Ispol'zovanie tehnologii uprav-ljaemogo samoobuchenija v kontekste reshenija zadach uspeshnoj professional'noj socializacii budushhih vrachej // Vestnik orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2017. - №10 (210). - S. 9-13.
[2] Gosudarstvennoj programma Rossijskoj Feder-acii «Razvitie zdravoohranenija» na 2018 - 2025 [Jelektronnyj resurs] / Rezhim dostupa http://government.ru/programs/201/events//
[3] Kudashkina O.V., Lipatova E.E. K probleme psi-hologo-pedagogicheskoj podgotovki studentov medicinskogo vuza // Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija. Sov-remennye problemy razvitija fundamental'nyh i prikladnyh nauk. - Praga, 2016. - S. 123-127.
[4] Lipatova E.E., Kudashkina O.V., Neljubina E.V. Formirovanie i razvitie kommunikativnoj kom-
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1] Амиров А.Ф. Использование технологии управляемого самообучения в контексте решения задач успешной профессиональной социализации будущих врачей // Вестник оренбургского государственного университета. -2017. - №10 (210). - С. 9-13.
[2] Государственной программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» на 2018 - 2025 [Электронный ресурс] / Режим доступа http://government.ru/programs/201/events//
[3] Кудашкина О.В., Липатова Е.Е. К проблеме психолого-педагогической подготовки студентов медицинского вуза // Международная научно-практическая конференция. Современные проблемы развития фундаментальных и прикладных наук. - Прага, 2016. - С. 123-127.
petentnosti obuchajushhihsja medicinskogo uni-versiteta // Jelektronnyj nauchno-obrazovatel'nyj Vestnik «Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke» -2018. - T.20. №-12. - S.40-45.
[4] Липатова Е.Е., Кудашкина О.В., Нелюбина Е.В. Формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся медицинского университета // Электронный научно-образовательный Вестник «Здоровье и образование в XXI веке» - 2018. - Т.20. №12. - С.40-45.
Одной из ведущих задач медицинского образования является подготовка конкурентоспособного специалиста. При этом особый акцент ставится на обновление содержания образования с учетом анализа и обобщения отечественного и зарубежного опыта; внедрение инновационных педагогических методик и технологий на основе компетентностного подхода; разработку и внедрение образовательных программ практической направленности или практико-ориентированное обучение, оценивание практических навыков в симулированных условиях [1,2].
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что применение интерактивных методов обучения позволит улучшить эффективность формирования профессиональных компетенций, если:
• выявить сущностные характеристики интерактивного обучения в системе высшего и дополнительного медицинского образования;
• исследовать возможности реализации методов и технологий интерактивного обучения в современном медицинском образовании;
• разработать и реализовать модель применения интерактивных методов обучения для формирования коммуникативного навыка входящего в профессиональные компетенции врача.
Организационно-исследовательская работа осуществлялась в течение 2017-2019 г. г. на базе кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» в процессе проведения лекций, практических занятий, тренингов, мастер-классов. Анализ результатов работы проводился после прохождения обучающимися станций в рамках пилотного проекта за 2018 -2019 гг. «Сбор жалоб и анамнеза на первичном амбулаторном приеме врача» и первичной специализированной аккредитации по станции «Сбор жалоб и анамнеза на первичном приеме врача» 2019 г.
Различными видами экспериментальной работы были охвачены 800 обучающихся: обучающиеся с 5-го по 6-й курс, ординаторы и обучающиеся (врачи различных специальностей) в системе дополнительного профессионального образования.
Для формирования коммуникативного навыка, как инструмента клинического общения была разработана модель применения интерактивных методов обучения, представленная на рисунке 1.
В качестве педагогических условий развития коммуникативной компетентности и формирования коммуникативного навыка, как инструмента клинического общения мы предлагаем внедрение в образовательный процесс вуза соответствующего элективного модульного курса [3]; направленность образовательного процесса на установление личностно-ориентиро-ванного взаимодействия и пациенто-центрированный подход; создание фасилитационной
среды, способствующей формированию компетенций специалиста в системе высшего и дополнительного медицинского образования; внедрение в образовательный процесс интерактивных методов обучения; мониторинг профессионально-личностного развития обучающегося для проектирования его индивидуальной образовательной траектории.
Рпе.1. Модель применения интерактивных методов обучения
На наш взгляд, коммуникативный навык формируется наиболее эффективно при многокомпонентной интеракции в процессе обучения. Мы это представили в графическом виде на рисунке 2.
о бучаюпщнся
обучающихся
Рнс.2 Многокомпонентная ннтеракшш в формировании коммуникативного навыка как инструмента клинического общения
Также в исследовании мы уделяли большое внимание действиям педагога и обучающегося на разных видах интерактивных учебных занятиях [4], они в кратком виде представлены в таблице 2.
Таблица 2
Действия преподавателя и обучающегося при использовании активных и интерактивных методах обучения
Вид Цель Действия Действия СРО после
контактного преподавателя обучающегося контактного занятия
занятия
Проблемная Основные задачи Информирует о новом Воспринимает Обобщает
лекция преподавателя материале, фактах, информацию, усвоенный
1. Показать объясняет их обнаруживает материал.
обучающимся сущность. первичное понимание. Составляет
проблему, задачу Организует Осмысливает, индивидуальную
и способы их осмысливание углубляет понимание траекторию с
разрешения. информации. изучаемого учетом «первичных
2. Мотивировать Организует обобщение материала. позиций»
обучающегося на материала. Совместно с Прорабатывает
создание и Объясняет преподавателем изучаемый
реализацию (организует) алгоритм следует по алгоритму материал на
индивидуальной действия возможного решения рекомендованных
образовательной закрепления озвученной проблемы информационных
траектории. осваиваемого (задачи). ресурсах.
Цель: совместная материала. Акцентирует Закрепляет
деятельность - в Объясняет индивидуальные изученное
сотрудничестве с (организует) «первичные позиции» посредством
преподавателем составление -элементы изучаемого повторения или
обучающиеся обучающимися материала, требующие учебных действий.
«открывают» индивидуальной более углубленной Применяет
новые знания и траектории проработки. изученное в
пути их применения знаний в «Первичная позиция» упражнениях,
достижения, действиях и - начальная точка заданиях, кейс-
постигают рекомендует индивидуальной технологиях и пр.
теоретические информационные траектории
особенности ресурсы образовательного
изучаемой процесса.
дисциплины.
Основной
дидактический
прием -
активизация
мышления
обучающихся.
Формирование
компетенции
происходит путем
создания
проблемной
ситуации, которая
имеет форму
познавательной
задачи.
практическое/ Главные Основная функция Основная функция Обобщает
семинарское приоритеты: преподавателя обучающегося— усвоенный
занятие деятельность, формирование и позиция субъекта материал.
общение, диалог, диагностика деятельности, Составляет
возможность компетенций исследователя индивидуальную
самовыражения и необходимых для предлагаемых проблем, траекторию с учетом «первичных
самореализация профессиональной самостоятельное позиций» и путей
обучающихся. деятельности. приобретение знаний, решения
Усложняющаяся Создание создание программы поставленных
структура фасилитационной своего развития во задач.
каждого среды. взаимодействии с Реализует
следующего этапа Организация преподавателем поставленные
развития. взаимодействия или/другой задачи и переходит
Основные задачи обучающихся в обучающей средой, на вторичную и/
Преподавателя: процессе изучения соответствующей или завершающую
1. Создания материала, нормам и стандартам позицию
благоприятной создание условий ФГОС. индивидуальной
атмосферы, развития Осознает траектории.
организация субъектности. противоречия в Прорабатывает
коммуникации. Научение изучаемом явлении. изучаемый
2. Организация самостоятельности в Формулирует материал на
обмена обучающей проблему. рекомендованных
деятельностями и деятельности. Выдвигает гипотезы, информационных
оценки, и Создание проблемной объясняющие явления. ресурсах.
самооценки ситуации. Проверяет гипотезы в Закрепляет
деятельности. Организация эксперименте, изученное
3. Организация размышления над решении задач, посредством
мысле- проблемой и ее анализе и т.д. повторения и иных
деятельности; формулировкой. Анализирует учебных действий.
Смысло- Организация поиска результаты, делает Применяет
творчества. гипотезы - выводы, применяет изученное в
4. Организации предположительного полученные знания и упражнениях,
рефлексивной объяснения компетенции. заданиях, кейс-
деятельности. обнаруженных Защищает свою и технологиях и
противоречий. анализирует защиты подготавливает
Организация проверки проектных работ проектную работу,
гипотезы. других обучающихся. прорабатывает
Организация Оценивает аспекты защиты
обобщения формирование проектной работы.
результатов и компетенций у себя и
применение у других
полученных знаний и обучающихся.
компетенций в
реальной или
имитированной
деятельности.
Оценивает
формирование
компетенций у
обучающихся.
Таким образом, активные, интерактивные методы обучения, инновационные методики, специально созданные педагогические условия позволяют формировать и диагностировать (защита обучающимся проектной работы, решение кейса, взаимодействие с симулированным пациентом) коммуникативный навык, как инструмент клинического общения входящий в коммуникативную компетентность и профессиональные компетенций врача.