Since 1999
«-ISSN 2226-7417
Oi) liifo Setemlflu & Rdiiutiiiopul ''^¡^ А Элашрротшый научцо-оврпзоващельный
B ulletin I r>ccn?iiMK
r-\ мШШУЩЩ^ И
"Health & uJucuUcm) itfiliuiriiiuii)" С ^^^^M'to Зцоровье и образование в XXI ист;"
.....Л-....... Jf^'
2018, том 20 [12]
УДК 378.1
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-12-34-39
АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Кудашкина О.В., Липатова Е.Е., Нелюбина Е.В.
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет», г. Уфа, Российская Федерация
Аннотация. Целью исследования являлось изучение мнения обучающихся двух вузов технического и естественно-научного направлений и выявление их образовательных потребностей и предпочтений (стиль общения педагога с группой обучающихся, личностные качества преподавателя, зависимость понимания учебного материала от личностных качеств педагога, компетентностное направление содержания образования, выбор элективных курсов). Дизайн работы предполагал двухэтапное проведение исследования, состоящего из сплошного, рандомизированного и селективного анкетирования с последующим анализом результатов. Дескриптивный анализ при сравнении двух групп выявил ряд тенденций, связанных со взаимодействием педагогов и обучающихся, аспектами содержания и качества образования. В работе анализируется частота встречаемости разных стилей педагогического общения, рассматривается использование ряда составляющих педагогического воздействия на обучающихся. Анализируются результаты исследования по вопросам взаимодействия преподавателей вузов и обучающихся. Дается краткое описание некоторых образовательных потребностей студентов при формировании компетенций специалиста. Результаты исследования могут быть рассмотрены и применены профессорско-преподавательским составом для корректировки образовательного процесса, позволят рекомендовать преподавателям внести определенные коррективы в решение актуальных проблем качества образования, помогут находить верные ориентиры в осуществлении образовательного процесса и положительного влияния на психическое здоровье обучающихся._
ANALYSIS OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE EDUCATIONAL PROCESS AND THE NEEDS OF STUDENTS
Kudashkina O. V., Lipatova E.E., Nelyubina E. V.
Bashkir state medical university, Ufa, Russian Federation
Annotation. The aim of the research was to study the opinions of students of two universities - technical and natural sciences and to identify their educational needs and preferences (teacher's style of communication with a group of students, teacher's personal qualities, and dependence of understanding educational material on teacher's personal qualities, competence direction of educational content and choice of elective courses). The design of the work includes two staged research, consisting of a continuous, randomized and selective questionnaire, with subsequent analysis of the results. Descriptive analysis of comparing two groups revealed a number of trends related to the interaction of teachers and students, aspects of the content and quality of education. Research analyzes the frequency of occurrence of different styles ofpedagogical communication, discusses the use of a number of components of the pedagogical impact on students. It analyzes the results of research on the interaction of university's teachers and students. A brief description of some of the educational needs of students in the formation of specialist competencies is given. The results of the study can be reviewed and applied by the faculty to adjust the educational process, allow teachers to make certain adjustments to the solution of actual problems of the quality of education, to find the right guidelines in the implementation of the educational process and a positive impact on the mental health of students.
~ 34 ~
—--
Ключевые слова: образовательный процесс, педагогическое воздействие, образовательные потребности обучающихся, коммуникативная компетентность, личностные качества преподавателя, психическое здоровье._
Key words: educational process, pedagogical influence, educational needs of students, communicative competence, personal qualities of the teacher, mental health.
[1]
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
Амиров А.Ф. Использование технологии управляемого самообучения в контексте решения задач успешной профессиональной социализации будущих врачей // Вестник оренбургского государственного университета. - 2017. - №10 (210). - С. 9-13.
[2] Головные боли и тревога у учащейся молодежи и пациентов, обращающихся к неврологам / Л.Р. Ахмадеева, Е.Е. Липатова, Э.Н. Закирова, Л.Ф. Ганиева, Л.Ф. Мухаметдинова, А.Ф. Мухутди-нова, Д.Р. Терегулова // Российский журнал боли. Материалы XVII Российской научно-практической конференции с международным участием Болевые синдромы в медицинской практике. - Ростов-на-Дону, 2011 г. - № 2 (31). - С. 27.
[3] Кудашкина О.В., Липатова Е.Е. Влияние педагогического воздействия на психическое здоровье обучающихся. // Вестник Башкирского государственного медицинского университета. - Уфа, 2017. - №5. - С. 257-261.
[4] Кудашкина О.В. Коммуникативная компетентность в контексте проблемы содержания профессионального образования // Актуальные проблемы современной педагогики: Материалы международной заочной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2010.
[5] Кудашкина О.В., Липатова Е.Е. К проблеме психолого-педагогической подготовки студентов медицинского вуза // Международная научно-практическая конференция. Современные проблемы развития фундаментальных и прикладных наук. - Прага, 2016. - С. 123-127._
REFERENCES
[1] Amirov A.F. IspoFzovanie texnologii upravlyae-mogo samoobucheniya v kontekste resheniya zadach uspeshnoj professional'noj socializacii bu-dushhix vrachej // Vestnik orenburgskogo gosudar-stvennogo universiteta. - 2017. - №10 (210). - p. 913.
[2] Golovny'e boli i trevoga u uchashhejsya molodezhi i pacientov, obrashhayushhixsya k nevrologam / L.R. Axmadeeva, E.E. Lipatova, E'.N. Zakirova, L.F. Ganieva, L.F. Muxametdinova, A.F. Muxutdi-nova, D.R. Teregulova // Rossijskij zhurnal boli. Materialy' XVII Rossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodny'm uchastiem Bolevy' e sindromy' v medicinskoj praktike. - Ros-tov-na-Donu, 2011 g. - № 2 (31). - p. 27.
[3] Kudashkina O.V., Lipatova E.E. Vliyanie pedagog-icheskogo vozdejstviya na psixicheskoe zdorov'e obuchayushhixsya. // Vestnik Bashkirskogo gosu-darstvennogo medicinskogo universiteta. - Ufa, 2017. - №5. - p. 257-261.
[4] Kudashkina O.V. Kommunikativnaya kompetent-nost' v kontekste problemy' soderzhaniya profes-sional'nogo obrazovaniya // Aktual'ny'e problemy' sovremennoj pedagogiki: Materialy' mezhdunarod-noj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -Novosibirsk, 2010.
[5] Kudashkina O.V., Lipatova E.E. K probleme psix-ologo-pedagogicheskoj podgotovki studentov medicinskogo vuza // Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Sovremenny'e problemy' razvitiya fundamental'ny'x i prikladny'x nauk. - Praga, 2016. - p. 123-127._
Российская система высшего образования третье тысячелетие отмечает очередной реформой -модернизацией образования. Ведущей задачей педагога является оптимизация педагогического процесса с целью адекватной информационной нагрузки на обучающихся, так как в XXI веке одной из угроз психическому здоровью является информационный стресс. На наш взгляд, на современном этапе развития педагогики для формирования оптимального педагогического процесса необходимо учитывать потребности и мнение обучающихся. Неоспоримым является тот факт,
что современному обучающемуся должны соответствовать современные педагогические технологии. Существенные изменения должны касаться и педагогической теории и практики образовательного процесса [1, с.9-13].
Мы считаем, что проблему качества высшего образования необходимо рассматривать как с позиции преподавателя (педагога, несущего знания, формирующего умения, навыки и компетенции), так и с позиции обучающегося. Прислушиваться к мнению студента призывала еще классическая педагогика, и современная педагогика также по-
~ 35 ~
—--
стулирует необходимость учитывать мнения, потребности обучающегося. Современный будущий специалист заинтересован и мотивирован на получение актуальной, научной, практически востребованной получаемой информации по избранной специальности. Однако психологическая комфортность обучающегося в осмыслении полученного научного (информационного) багажа зависит от носителя (транслятора) информации -педагога. Гипотеза нашего исследования заключается в том, что определенные качества личности преподавателя будут значимы для эффективного формирования у обучающихся знаний, умений, навыков и необходимых компетенций, а комфортное обучение будет способствовать сохранению и укреплению психического здоровья.
Психическое здоровье обучающихся в образовательных учреждениях является важнейшим аспектом их благополучия и условием эффективной подготовки к будущей профессиональной деятельности [2, с.27].
Дизайн исследования включал двухэтапное рандомное анкетирование двухсот шестидесяти обучающихся двух вузов (I-VI курс) с их последующим дескриптивным анализом.
Одним из этапов исследования явилось составление селективной анкеты. В основу анкеты был положен анализ скрининга потребностей обучающихся, касающихся образовательного процесса,
Доминирующий стиль взаимоотно
комфортности получения информации и общения с преподавателями. Так, для выявления степени удовлетворенности обучающимися образовательным процессом студентам БГМУ нами была предложена анкета. Вопросы, включенные в анкету, касались пяти крупных блоков, таких как: стиль взаимоотношения преподавателей с обучающимися, влияние личности преподавателя на эмоционально-волевую сферу обучающихся, степень зависимости понимания учебного материала от личностных качеств и индивидуально-психологических особенностей педагога; выбор элементов индивидуальной траектории образования - элективные курсы / мастер-классы / вариативные дисциплины, значимые, по мнению обучающихся, оптимальность изложения и, как следствие, усвоение учебного материала.
Анализ результатов исследования показал следующие результаты. Среди респондентов 51,5% отмечают преобладание демократического стиля общения преподавателя с ними [3, с.257-261]. На наш взгляд, внимания заслуживает тот факт, что 44% анкетируемых указывают на авторитарный стиль во взаимодействии педагога с обучающимися. Лишь 4,5% участников исследования указали на существование либерального стиля в педагогическом общении (Таблица 1).
Таблица 1
ений «преподаватель-обучающийся»
демократический стиль 51,5%
авторитарный стиль 44%
либеральный стиль 4,5%
Образовательный процесс 21 века включает обязательное присутствие обратной связи в тандеме преподаватель - обучающийся, а альянс преподавателя и обучающихся строится и на мнении потребителей образовательных услуг. Данная закономерность является составляющей частью повышения качества образования. В связи с этим в анкету были включены вопросы, касающиеся содержания образования.
На наш взгляд, необходимо отметить, что в соответствующем вопросе анкеты о курсах по выбору 95% респондентов указали на электив «Коммуникативное мастерство медицинского работника», посвященный углубленному изучению вопросов психологии общения [4]. Психолого-педагогические составляющие данного курса представлены в таблице 2.
~ 36 ~
—--—
Таблица 2
Психолого-педагогические составляющие элективного курса «Коммуникативное мастерство
медицинского работника»
Содержание элективного курса Формируемые качества, умения, навыки Условия эффективности обучения
деловые познавательные игры, социально-психологический тренинг, психологическое тестирование, решение проблемных ситуаций, упражнения, направленные на развитие коммуникативной компетентности, учебные дискуссии, проектные работы профессиональная адаптивность, системность мышления, толерантность, стрессоустойчи-вость, лидерство, навыки публичного выступления, готовность к аргументированному анализу, способность к сотрудничеству, умение управлять конфликтами, умение грамотно вести дискуссию поэтапный подход, многообразие методов обучения и деятельности(методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля)
Реализация компетентностного подхода в обучении студентов, на данном элективном курсе, наиболее продуктивна при включении в программу обучения деловых игр и коммуникативного тренинга «алгоритма действия» [5, с.123-127].
С целью дифференциальности технической и естественно-научной направленности в исследо-
Личностные к<
вание были включены студенты I-VI курсов вечернего факультета У Г АТУ при ОАО УМПО. Так, студентам было предложено выбрать в порядке значимости три личностных качества, которые, на их взгляд, наиболее необходимы каждому преподавателю. Варианты ответов предлагали следующие качества (Таблица 3).
Таблица 3
;ства педагога
коммуникабельность остроумие
доброжелательность эмпатия
профессиональная компетентность справедливость
снисходительность иной вариант
Результаты исследования показывают, что причем, максимальное количество респондентов, наиболее необходимым качеством преподава- указавших данную категорию, обучались на II и V теля, студенты всех курсов обоих университетов курсах. Результаты по отдельным курсам предуказали его профессиональную компетентность, ставлены в таблице 4.
Таблица 4
Значимость профессиональной компетентности педагога
II к. вечернего факультета УГАТУ 76,3%
V к. БГМУ 100%
~ 37 ~
—--
Рейтинг желаемых личностных качеств преподавателя (по мнению обучающихся) показал, что справедливость педагога безоговорочно занимает
второе место как у обучающихся технического, так и гуманитарного вузов. Результаты представлены в таблице 5.
Таблица 5
Рейтинг качества «справедливость преподавателя»
УГАТУ БГМУ
I к. 67,5% I к. 69%
II к. 49% (3 место) II к. 50%
III к. 59% III к. 48,5%
IV к. 71% IV к. 74%
V к. 61% V к. 65%
V I к. 78% V I к. 81%
Следует отметить, что обучающиеся технической направленности (II курс УГАТУ- 56,3%) и обучающиеся естественно-научной направленности (III курс БГМУ- 54%) отдают предпочтение такому качеству как коммуникабельность. Мы считаем, что это связано с освоением элективного курса, посвященного изучению психологии общения.
Третье место проранжированных личностных качеств обучающиеся отводят доброжелательности преподавателя - 54,2% респондентов отмечают данное качество в числе наиболее необходимых.
Таким образом, можно отметить, что будущие специалисты технической и естественно-научной областей проявили единодушие в предпочтениях выбора.
Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что выбор профессиональной компетентности педагога занимает ведущее место, что говорит о высокой практикоориентированности будущих специалистов в обеих сферах деятельности. На второе и третье место обучающиеся поставили такие вечные ценности, как справедливость и доброжелательность, которые никто и никогда не
Степень удовлетворенности обуч;
сможет изменить и отменить. Из века в век передается напутствие педагогу, формирующему будущего специалиста, - передача профессиональных знаний сопровождается передачей частички его души.
Промежуточное положение заняли такие качества, как снисходительность преподавателя - 18% и его остроумие - 16,9%. Иной вариант наиболее необходимых качеств предложил небольшой процент респондентов (2,4%).
Весьма неожиданным явился тот факт, что в меньшей степени респонденты предпочитают видеть в педагоге эмпатию, причем, это отмечают будущие медицинские работники, уже имеющие среднее специальное медицинское образование, однако следует отметить, что на III курсе осознание необходимости данного качества существенно возрастает до 64%.
С целью получения обратной связи об образовательном процессе в анкету нами был также помещён блок вопросов, посвященных содержанию образования, выявлению мнений обучающихся о нём. Ответы обучающихся на вопрос - устраивает ли вас содержание получаемого образования распределились следующим образом (Таблица 6).
Таблица 6
>щихся содержанием образования
Варианты ответов Процентные показатели
Да, устраивает 49%
Скорее да, чем нет 36,5%
Скорее нет, чем да 12,6%
Нет, не устраивает 1,9%
~ 38 ~
—--—
Следует отметить, что ответ «не устраивает предлагаемое содержание образования», преобладал у обучающихся младших курсов, которые во многом лишь начинают овладевать выбранной специальностью и предпочитают получать информацию с использованием информационных технологий.
Степень сложности восприятия у
Также, мы считаем, что необходимо затронуть такой аспект, как степень сложности восприятия учебного материала обучающимися. На вопрос анкеты - насколько трудным для восприятия Вами является уровень изложения материала, всего лишь 10,8% респондентов ответили, что они легко воспринимают учебный материал. Результаты представлены в таблице 7.
Таблица 7
¡бного материала обучающимися
Варианты ответов Процентные показатели
трудное восприятие 6,5%
оптимальное восприятие 58,4%
скорее трудно, чем легко 21,6%
с легкостью 10,8%
иной вариант 2,7%
Примечателен тот факт, что, чем старше учебный курс, тем больше обучавшиеся выбирали ответ «оптимальное восприятие».
На наш взгляд, интересным является тот факт, что 86% опрошенных указывают на зависимость понимания учебной дисциплины от личности конкретного преподавателя. Исходя из этого, можно считать, что уровень изложения материала преподавателями является в целом оптимальным. Определенную трудность в восприятии испытывает менее трети опрошенных.
В качестве дополнения к данному вопросу и своеобразной проверки достоверности ответов высветился аспект о степени понимания учебного предмета в зависимости от личности преподавателя. Здесь ответы распределились следующим образом: «зависит» и «скорее зависит, чем не зависит» - 87% респондентов; «не зависит» и «скорее не зависит, чем зависит» - 7,7% анкетируемых. 5,3% затруднились ответить.
Исходя из вышесказанного, результаты исследования показывают, что комфортными для обучающихся являются следующие качества личности педагога: профессиональная компетентность,
справедливость, коммуникабельность и доброжелательность. Следует отметить, что преобладающее большинство обучающихся (86% респондентов) связывают перечисленные качества педагога с успешным, а значит, менее стрессогенным усвоением изучаемого материала. Практические выводы: проведенный анализ может позволить педагогам, организаторам системы образования внести определенные изменения в решение проблем качества образования, найти верные ориентиры в осуществлении процесса образования для обеспечения психического здоровья обучающихся.
Таким образом, обучающиеся удовлетворены образовательным процессом, взаимодействием с педагогами, нацелены на активное использование полученных знаний и сформированных компетенций в будущей профессиональной деятельности. Вместе с тем полученные результаты позволяют рекомендовать преподавателям внести определенные коррективы в решение актуальных проблем качества образования, находить верные ориентиры в осуществлении образовательного процесса и положительного влияния на психическое здоровье обучающихся.
~ 39 ~