Научная статья на тему 'Роль общественных организаций в культурной жизни уездного города второй половины XIX начала XX веков (на примере г. Сарапула Вятской губернии)'

Роль общественных организаций в культурной жизни уездного города второй половины XIX начала XX веков (на примере г. Сарапула Вятской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
551
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / УЕЗДНЫЙ ГОРОД / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / ДОСУГ / КЛУБ / БЫТОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРОСВЕЩЕНИЕ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВЛЕЧЕНИЯ / PUBLIK ORGANIZATIONS / DISTRICT / SOCIAL LIFE / LEISURE / CLUB / CONDITIONS OF CULTURE / ENLIGHTENMENT / CHARITY / ENTERTAINMENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пюрияйнен Дарья Михайловна

На примере Сарапула сделана попытка рассмотреть деятельность наиболее выдающихся социальных объединений провинциального уездного города России второй половины XIX начала XX вв. Главное место отводится досуговым организациям и их клубам. Представлены также благотворительные, профессиональные, коммерческие и просветительские объединения горожан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PUBLIC ORGANIZATIONS' ROLE IN A DISTRICT'S CULTURAL LIFE OF THE SECOND PART OF XIX BEGINING OF XX C. (as an example Sarapula of Viation provincie)

In the article as an example of Sarapula made the attempt to consider more outslanding social unions' activity Russia's district of the second part XIX begining of XX c. The main place reject to leisures organizations and their clubs. Also presented charity, professional, commercial and aducational townsfolk' unions.

Текст научной работы на тему «Роль общественных организаций в культурной жизни уездного города второй половины XIX начала XX веков (на примере г. Сарапула Вятской губернии)»

Д.М. ПЮРИЯЙНЕН

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ УЕЗДНОГО ГОРОДА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ (на примере г. Сарапула Вятской губернии)

Ключевые слова: общественные организации, уездный город, общественная жизнь, досуг, клуб, бытовая культура, просвещение, благотворительность, развлечения.

На примере Сарапула сделана попытка рассмотреть деятельность наиболее выдающихся социальных объединений провинциального уездного города России второй половины XIX - начала XX вв. Главное место отводится досуговым организациям и их клубам. Представлены также благотворительные, профессиональные, коммерческие и просветительские объединения горожан.

DM PIURIAINEN

THE PUBLIC ORGANIZATIONS' ROLE IN A DISTRICT'S CULTURAL LIFE OF THE SECOND PART OF XIX - BEGINING OF XX C. (as an example Sarapula of Viation provincie)

Key words: publik organizations, district, social life, leisure, club, conditions of culture, enlightenment, charity, entertainments.

In the article as an example of Sarapula made the attempt to consider more outstanding social unions' activity Russia's district of the second part XIX- begining of XX c. The main place reject to leisures organizations and their clubs. Also presented charity, professional, commercial and aducational townsfolk' unions.

Общественные организации провинциального российского города яркое и многоплановое явление. Они включали как традиционные объединения (дворянские собрания, купеческие, мещанские и ремесленные общества), так и пришлые, заимствованные из европейской культуры. В данной статье на примере Сарапула сделана попытка рассмотреть деятельность наиболее выдающихся социально-культурных объединений уездного города второй половины XIX - начала XX вв. Деятельность обозначенных обществ носила разнообразный характер. Условно их можно разделить на благотворительные, профессиональные, коммерческие, просветительские и досуговые.

Основными источниками при написании данной работы стали документы фондов Государственного архива Кировской области (ГАКО) и архива администрации г. Сарапула (АОА), а также материалы Музея истории и культуры Среднего Прикамья. Данные источников помогают всесторонне представить этапы формирования и развития общественных организаций города. В основу статьи был положен хронологический принцип, позволяющий рассмотреть трансформацию общественного сознания горожан.

Возникновение общественных собраний и возникавших при них клубов относится к далекому XVIII в., когда впервые в 1770 г. в Петербурге был организован аристократический Английский клуб. В 1772 . его аналог появился в Москве. Уже в 1783 г. там же было открыто Благородное собрание, ставшее общедворянским клубом. Так волна общественных собраний захлестнула собой обе столицы, а вслед за ними и всю страну [10, с. 4-5]. В исследуемый нами период каждый российский городской центр имел один, а то и несколько клубов, в которых и кипела общественная жизнь горожан. В это время по всей империи активно действовали общественные организации различного направления, большинство которых носило сословный характер. Все они находились под строгим контролем министерства внутренних дел, поэтому не участвовали в активной политической жизни, тем не менее имели большое значение как культурные и досуговые центры.

Изначально идея создания общественных организаций в Сарапуле овладела умами наиболее прогрессивной части провинциального общества - ку-

печеством и чиновниками. В 1864 г. в городе появилась первая организация -«Сарапульское Общественное собрание», главной достопримечательностью которой стал мужской клуб. Собрание создавалось по типу «Дворянских общественных собраний», действовавших в данный период во многих городах империи уже около ста лет. Создать полную аналогию благородных столичных клубов не было возможности, так как в Сарапуле, как и в других городах Вятской губернии, число дворян было крайне мало (таблица). К тому же в большинстве своём они происходили из обедневших семей, являлись отставными военными или чиновниками. Их авторитет и влияние на общественную жизнь города были минимальными. Основой устава сарапульского клуба стал устав одного из благородных собраний. Но, учитывая перечисленные выше местные особенности, собрание приобрёло собственные черты, отличительные от столичных собраний. В провозглашённых правилах клуб, как центр организации, формально являлся демократическим объединением, но фактически дискриминация проходила по половому, имущественному и национальному признакам. Согласно уставу на собрания допускались все мужчины города «без различия сословий, исключая домашней прислуги» [3, л. 22]. Преследуемая цель: «представить обществу возможные по местным средствам развлечения, заключающиеся в чтении, взаимном обмене мыслями, дозволенных играх, танцах и т.п.» [3, л. 22]. Но в действительности это было замкнутое элитарное объединение, для вступления в которое необходимо было письменное предложение двух членов, при невозражении остального собрания. И самое главное - высокий ежегодный взнос: членами по 20 руб. серебром и кандидатами по 10 руб. серебром. Кроме того, посетители оплачивали игральные карты, бильярд, продаваемые напитки, кушанья и прочее. Клуб открывался «ежедневно с 6 ЛА вечера до 1 ЛА по полуночи, исключая страстной недели, субботы и канун годовых праздников в эти же дни он работал только для чтения и всего до 10 ч. вечера» [3, л. 25.]. Заведение располагалось в хорошем помещении, имевшем читальню, буфет, комнату для курения. Пытаясь соответствовать высокому статусу, правила клуба строго запрещали грубое обращение с прислугой, требовали соблюдение очерёдности при игре на бильярде и других рамок приличия. Столь однообразное и благопристойное существование быстро наскучило клубной общественности, основу которой составляли азартные и любящие риск купцы. Официально все столичные клубы запрещали азартные игры, но фактически со второго десятилетия XIX в. они стали негласными игорными домами.

В 1871 г. в губернскую канцелярию г. Вятки было сообщено, что в «Сара-пульском Общественном собрании» проходят запрещенные азартные карточные игры «стукалка» и «штос». Необходимо отметить, что эти игры, основанные не на умении игроков, а на везении, пользовались в Сарапуле особой популярностью. Сарапульский уездный исправник Пётр Волкович в секретном донесении ответил губернатору, что «при клубе сарапульском есть нумера для приезжающих с особым ходом в оные. Нумера эти не для приезжающих назначены, а собственно для игры в стукалку, так как в стукалку нельзя играть в клубе. Любители стукалки, приезжая в клуб, отправляются в эту комнату и здесь идёт у них игра по целым ночам. Я хотел бы это как-нибудь прекратить, но говорят, что, во-первых, я этим всё общество вооружу против себя, так как любителей стукалки много и во главе их первое сарапульское купечество; второе, что клуб тогда не может существовать, так как поминаемые нумера дают главный доход, - карты из клуба для стукалки отпускают по три рубля за пару, а для преферанса только по два рубля и для преферанса не много требуется карт, а стукальщики постоянно меняют карты» [4, л. 3.].

Изменение социального состава населения г. Сарапула во второй половине XIX в.

№ Социальные группы горожан Численность

1856* 1862** 1887*** 1894**** 1897*****

1 Дворяне потомственные и личные — 212 (2,7%) 231 (1,86%) 297 (1,8%) 905 (4,2%)

2 Духовенство — 223 (2,8%) 106 (0,85%) 137 (0,8%) 283 (1,3%)

3 Монахи — — 73 (0,6%) 11 (0,06%) —

4 Почётные граждане 6 (0,07%) 19 (0,24%) 146 (1,1%) 292 (1,7%) 215 (1%)

5 Купцы 390 (5%) 459 (5,8%) 422 (3,4%) 413 (2,5%) 305 (1,4%)

6 Мещане 5090 (66,4%) 5370 (68,5%) 10014 (80,7%) 13177 (78,4%) 8806 (41%)

7 Крестьяне — 683 (0,86%) 953 (7,7%) 1631 (9,7%) 10754 (50%)

8 Военнослужащие — 158 (2%) 150 (1,2%) 161 (0,95%) 7 (0,03%)

9 Полиция и пожарные — 37 (0,3%) 45 (0,3%) —

10 Запас нижних чинов 35 (0,4%) 89 (0,7%) 426 (в т.ч. ж.п.) (2,5%)

11 Солдатские жёны и дети — 104 (1,3%) 178 (1,4%) 121 (0,7%) —

12 Лица, не указавшие социальную группу — 55 (0,7%) 14 (0,1%) — 511 (2,4%)

13 Прочие 162 (2,1%) — — 95 (0,6%) 348 (1,6%)

14 ВСЕХ 7663 7839 12413 16807 21398

Таблица составлена по данным:

* Памятная книжка Вятской губернии на 1857 г. Вятка, 1857. С. 178.

** Статистический очерк / Из материалов за 1862 г. Вятские губернские ведомости. 1866.

№ 2. С. 9-10.

*** Блинов Н.Н. Историко-статистическое описание Сарапульского уезда, города Сарапула, Воткинского и Ижевского заводов / Современное состояние. Сарапул, 1887. С. 20.

**** ГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Д. 96. С. 173-174.

***** Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.: Вятская губерния. СПб., 1904. Т. 10.

Периодически «Общественное собрание» устраивало дамские вечера, маскарады, на которые дамы пропускались бесплатно, а время проведения праздников не ограничивалось. Именно здесь впервые был организован показ кинофильмов для членов клуба. Проводились также и торжественные праздничные обеды.

В начале нового XX в. благородное собрание теряет свою популярность среди горожан. Необходимо отметить, что такая же участь постигла и его столичных собратьев. В 1910 г. известный краевед Н.Н. Блинов писал: «Общественное собрание в некотором роде "благородный" клуб еле существует. Членов мало, вечера проходят вяло. С года на год ожидают, что оно прекратит своё существование» [2, с. 21]. Несмотря на нарушение правил и высокие взносы, клуб оказался городским долгожителем и, судя по данным Бузилова Т.А., просуществовал до 1917 г. В июне 1881 г. его устав был изменён, но элитарный статус сохранился. Несмотря на то, что клуб не проводил просветительской или благо-

творительной работы, а проходившие в нем развлечения часто сопровождались кутежами и пьянством, это была первая общественная организация в городе, ставшая примером для создания других объединений.

Во время создания Общественного собрания среди сарапульского купечества возникает идея об организации профессионального собрания, которое способствовало бы развитию торговли и промышленности среди горожан. В 60-70-е годы XIX в. сарапульское купечество только набирает свою силу. Оно еще не столь образованно, не имеет особняков и тесных связей с губернскими властями. Родственные корни многих связаны со староверами и праздное время препровождение их не увлекает, да и не каждый может попасть в элитарный клуб. Основная их цель - преумножение собственных капиталов. В 1867 г. местный купец 2-й гильдии и видный общественный деятель Александр Александрович Старков обращается к губернским властям с просьбой устроить в городе «Коммерческий Зал»: «я недостатком к этому нахожу только то, что в Сарапуле до сих пор не открыто учреждение, в котором бы люди, занимающиеся коммерцией и промышленностью могли мирно и покойно обмениваться мыслями и сведениями, каждый по своей отрасли производительности и тем самым ещё способствовать к развитию торговли. Недостаток учреждения сознают и сами торгующие лица ... в том, что они ежедневно ... собираются на рынке, где и рассуждают о торговле» [5, л. 2]. Для консолидации промышленного и торгового потенциала города необходимо усилить личные контакты между приезжими и местными предпринимателями. В данном заведении «могут каждый из них делать поторжки, продажи, покупки и делать расчеты, так же обмениваться и торговыми мыслями и, кроме того, получать сведения торговые, известия внутренние и иностранные и ... из имеющихся получаться в Коммерческую Залу газет Биржевых московских и губернских» [5, л. 3].

Губернатор запросил сведения о Старкове и приговор купеческого общества о необходимости «Коммерческого Зала». 10 января 1868 г. уездному исправнику А.А. Старков «заявил, что, ныне занявшись другими делами открывать зала, он не желает» [5, л. 7]. Вероятно, причиной отказа Старкова от своей идеи стало ухудшение его отношений с тем же исправником. Сама идея А.А. Старкова о создании коммерческого профессионального объединения не была нова. Первый Купеческий клуб появился в Петербурге 1785 г. это было деловое сообщество, именно такое, о котором мечтал Старков. Организация делового собрания в городе могла принести не только пользу коммерсантам города, но и хороший доход своему основателю.

С 90-х годов XIX в. наметилась активизация клубной жизни в провинции. В Петербурге и Москве мещанские клубы появились почти одновременно с элитарными. В глубинке империи мещанские досуговые организации появились лишь спустя полтора столетия. Столь значительное опоздание можно объяснить общим отставанием культурного развития от центра периферии страны. Первым, вероятно по инициативе Земства, в Сарапуле появилось «Общество улучшения народного труда в память Царя Освободителя Александра II». Оно занималось разведением и селекцией лучших сортов растений и пород скота. С этой целью в 1891 г. в Сарапуле были организованы образцовый пчельник, сад и огород [6, л. 82]. О его клубной жизни ничего не известно.

И именно в этот период 7 мая 1893 г. возникает одно из самых популярных объединений Сарапула - «Общество трезвости». Главная цель организации - «противодействовать употреблению спиртных напитков среди населения г. Сарапула и для сего помогать нуждающимся членам советами, материальными средствами и приисканием занятий» [6, л. 82]. Учредители считали, что для отвлечения от пьянства необходимо просвещать население, а также организовывать его досуг. Сарапульское общество было одним из многих по-

добных, возникших на просторах России. Необходимо отметить, что сара-пульчане организовали его одними из первых в Империи. Проблема пьянства была крайне остра. В городе, где почти полностью отсутствовали развлечения для низших слоёв общества, выпивка становилась любимым занятием, особенно в низших слоях общества. Идея организации «Общества трезвости» принадлежала нескольким представителям местной интеллигенции и мещанам. Из 31 члена-организатора 26 составляли сапожники, 5 - чиновники и их жёны. Присутствие среди учредителей интеллигенции - было главным условием властей. Это первая действительно народная организация Сарапула. Третий пункт её устава гласил: «Общество состоит из членов обоего пола, всех вероисповеданий, званий и сословий; не допускаются только в члены Общества владельцы винокуренных заводов и лица, занимающиеся продажей спиртных напитков» [9, л. 2зб]. Лица, поступавшие в ряды трезвенников, подписывали заявление об отказе употребления спиртных напитков. В случае нарушения письменного обязательства нерадивые члены исключались из рядов Общества.

С момента создания общество столкнулось с проблемой финансирования. Оно было рассчитано на средние и низшие слои города, которые не могли делать взносы из-за отсутствия средств. Так, купцов среди членов общества было 3%, чиновников - 13%, не указавших сословие - 37% и мещан - 39% [12, с. 7]. Поэтому организаторам приходилась изыскивать различные способы финансирования общества: концерты, благотворительные вечера и т.д. Имущие слои населения помощи не оказывали. В первый же год силами кружка любителей драматического искусства были устроены 9 спектаклей. Организатором первого являлась потомственная дворянка, жена помощника управляющего сарапульского Удельного округа Мария Дмитриевна Бычкова. Именно театральные представления стали основным доходом Общества, число которых варьировалось от 9 до 18 в год. Также устраивались благотворительные базары и лотереи. «Для разумного» времяпрепровождения была создана чайная, где члены общества могли собираться для общения и чтения газет. Позднее были созданы читальня, хор, оркестр, драматическая труппа, кружок кройки и шитья, организована игра в бильярд, шахматы и шашки. В 1895 г. в летнем саду была организована чайная-столовая, здесь же проходили танцевальные вечера, популярные среди молодёжи. Общество организовывало также детские праздники, ёлки, семейные вечера, пасхальные и рождественские поздравления для взрослых.

Вскоре слава о сарапульском Обществе трезвости облетела всю Вятскую губернию. По словам корреспондента «Волжского вестника» оно отличалось некоторыми оригинальными чертами от других учреждений подобного рода. «Несмотря на то, - пишет корреспондент, - что членами Общества состоят, главным образом местные ремесленники, организация этого общества почти не оставляет желать лучшего. Вместо обычного при учреждении таких обществ "зарока не пить", сарапульское Общество взглянуло на дело несколько шире, задавшись, главным образом, целью дать своим членам разумное развлечение, как самое верное средство, отвлекающее от пьянства и посещения трактирных заведений» [13, с. 32]. Общество имело хорошее помещение, расположенное на центральной улице города, где устраивались семейные вечера, концерты, спектакли, танцы. Большое внимание уделялось просвещению. В обществе действовала читальня, где члены общества могли бесплатно получать газеты и книги. Организаторы общества считали, что финансовое благополучие тесно связано с нравственностью человека, поэтому делали всё для его улучшения. В помещении Общества трезвости всегда действовали буфет и столовая, где продукция продавалась по сниженным ценам, а также предполагалось создание сберегательной кассы. В помещении была организована небольшая сцена с несколькими переменными декорациями, имелись

свой хор и оркестр. «Нужно лично побывать в этом "трезвом клубе", чтобы ценить всё его благодетельное значение для рабочего населения города, давно нуждавшегося именно в таком прекрасном учреждении, где даётся здоровая пища уму и сердцу». Общество насчитывает уже около 400 членов, «и есть надежда, что к концу года число их удвоиться» [13, с. 32].

В конце XIX в. по уровню организации мероприятий обществу трезвости не было равных в Сарапуле. В это время оно приобрёло характер клуба для людей со средним достатком, а малообеспеченные горожане постепенно оттеснялись от участия. Но эта ситуация длилась недолго, после создания «Соединенного собрания» обеспеченная публика посещала мероприятия всё реже.

Общество трезвости, развернув бурную деятельность, получило популярность среди горожан. В 1894 г. число членов выросло в 10 раз и составило 426 чел. (1893 г. - 45 чел.), 74,4% из них являлись грамотными. Большинство его состава (46%) представляли ремесленники. Общество имело тесные связи с церковью. Его почётными членами были Иоанн Кронштадский и епископ Сарапульский Алексей. По всей России подобные организации возникали под покровительством церкви, но её участие в сарапульском обществе было минимальным. Так, среди прочих лекторов комиссия при Вознесенском братстве (мужской монастырь) устраивала религиозно-нравственные лекции. Чтения были необходимой и важной составляющей в деятельности общества, но в начале деятельности проводились крайне нерегулярно. Подобных прецедентов в городе не было, и слушателей было немного. Для привлечения на лекции публики в 1901 г. Общество покупает «Волшебный фонарь» - своеобразный фильмоскоп для демонстрации слайдов. В 1902 г. доктор Ильинский прочёл несколько лекций по медицине, которые оказались популярными и посещались не только членами общества. В 1903 г. проходит ряд тематических чтений по мироведению. Именно Общество трезвости привило в городе моду на просветительские лекции. В праздничные дни два или три общественных объединения устраивали чтения, которые массово посещались горожанами. Потребность в просвещении среди населения возрастала.

Вклад «Общества трезвости» в культурное развитие города трудно переоценить. Занимаясь просветительской работой и организацией досуга, оно впервые сумело организовать свободное время широких слоёв горожан. Своей деятельностью оно способствовало не только ликвидации алкоголизма, но и бедности, стимулировало интерес к образованию. Это была первая общественная организация, не требующая платы взносов и стремящаяся к повышению нравственного уровня своих членов. Театральный кружок, возникший на её базе, был одним из лучших в городе. «Общество трезвости» впервые показало, что деятельность клуба это не только досуг, но и возможность получать достаточно хорошую прибыль. В дальнейшем все остальные сообщества города во многом использовали его опыт.

Казалось, что столь полезная и популярная организация, не имеющая аналогов в Сарапуле, будет существовать достаточно долго. 1 февраля 1905 г. состоялось отчетное собрание за минувший 1904 г. Подогреваемые политическими событиями, захватившими всю страну, ряд членов Общества слишком резко высказались о существующей государственной системе. Ход заседания был зафиксирован уездным исправником и в дальнейшем приложен к судебному делу. Так, первым затронул щекотливый вопрос заведующий внешкольным образованием при сарапульской Земской управе П.А. Полетаев, который произнёс: «Господа, в минувший 1904 год Комитет более всего старался сокращением в помещении общества пьянства, а о просветительности не позаботился, в Обществе очень мало производится чтений и слишком мало име-

ется книг. В это время его перебивает сидящий рядом с ним врач Земской больницы Стрельцов и произносит: "Господа, в России слишком всё сжато, много научных и полезных для рабочего люда книг, цензурою не дозволено, а чуть только где либо появиться полезная, но задирающая правительство статейка, сейчас же её прекращают, так например Вятским Губернатором Хому-товым, имеющим неограниченную власть, прекращена Вятская газета и воспрещено её иметь в школах и народных читальнях, хотя она ничего вредного не принесла, надо Господа соединиться и позаботиться о просвещении родной страны, для чего надо силы и силы, везде гнёт и гнёт, пора его уничтожить, между тем у нас он властью усиливается, так недавно например учреждена должность Петербуржского Генерал-губернатора, власть которому дана свыше всяких ожиданий, а для чего - для того, что бы пуще сжать страну; во избежание чего необходимо Обществу сейчас же присоединиться к нам и ходатайствовать о просвещении родной страны, дав её полную свободу"» [7, л. 1]. 22 ноября 1906 г. «Общество трезвости» было закрыто «за вредную противоправительственную деятельность» [7, л. 1]. Его бывшие члены пытались ходатайствовать в его защиту, но безуспешно. В дореволюционный период подобной организации в Сарапуле более не будет.

В 1901 г. появилось ещё одно, уже упомянутое выше социальное объединение Сарапула «Общественное Соединённое Собрание», переименованное позднее в «Общественное Соединённое Собрание 1812 года». Это была досуговая организация, имеющая «целью доставить своим членам и их семействам возможность проводить свободное от занятий время с удобством, приятностью и пользою» [8, л. 17]. Принцип организации был похож на описанное ранее благородное собрание. Это была своеобразная обновленная копия. Но в отличие от своего собрата Собрание было рассчитано на более широкую публику, средние слои городского населения. Отбор членов проводился не за счет высокого взноса, а выборностью вновь пришедших большинством голосов. Учредителями являлись представители выдающихся купеческих семей города Л.Ф. Пешехонов, П.А. Башенин, П.Н. Смагин, В.К. Леденцов, И.Л. Кол-чин, И.П. Корешов и т.д., а также крупные чиновники. Общество предлагало довольно широкий круг мероприятий: «... балы, маскарады, танцевальные, музыкальные и литературные вечера и драматические представления, различные игры, как то: в карты, домино, шашки, шахматы, на бильярде, биксе и т.п., выписывает книги, газеты и другие периодические издания» [8, л. 17]. В 1910-е годы, оно, следуя городской моде, организовало лекции по различной тематике. Это время расцвета «Соединёнки». Вот как описывает летнее времяпрепровождение в её клубе Н.Н. Блинов: «Небольшой сад с полудесятком дорожек. Посередине неважный цветник перед летним "помещением" клуба. В саду гуляют барышни или одни или с кавалерами. Скамьи заняты парочками. Оркестр музыки играет сносно» [2, с. 17]. Клуб, был нацелен на свою популяризацию и извлечение максимально возможных прибылей. Молодёжь привлекали танцы и хорошо организованный оркестр. Главным развлечением обеспеченной публики, особенно зимними вечерами, становятся запрещенные карточные игры: стукалка и макао. 1 января 1905 г. сарапульский купец Яков Яковлевич Шамов в адрес прокурора написал даже не прошение, а мольбу о помощи: «Меня сегодня обыграли. У меня есть семья и дети, потому г-н прокурор я Вас покорнейше прошу оградить от этой гибели» [19, л. 3]. Проведённое дознание показало, что играли часто, каждый раз, когда работал клуб. Игра иногда продолжалась с вечера до вечера следующего дня. Примечательно, что все указанные Шамовым игроки от предъявленных обвинений отреклись, несмотря на наличие свидетелей. Более того, и сам Шамов на следствии столь горячо уже не выступал и предъявленные обвинения смягчил. Но-

вый скандал с запрещёнными играми грозил закрытием клуба, а природный азарт сарапульчан требовал выхода. В 1910-е годы организуется новая невинная, но очень азартная забава. Она принесла клубу «Соединёнки» небывалую популярность. Это - лото. Н.Н. Блинов будучи очевидцем, описывал: «. До меня доносились размеренные выкрикивания чисел: 27, 73, 15 и др. Оказалось, что сарай, исполняющий роль залы, был битком набит "лотошниками". Мужчины и больше дамы, барышни, всего человек 200 сидели за столами, иные даже стояли и упорно смотрели на таблички, имевшиеся перед ними. Многие сильно волновались, руки дрожали. Некоторые поднимали глаза вверх, вероятно призывали мысленно на помощь святых. Потом я узнал, что "Соединёнка" от лото зарабатывает значительные деньги, 500-600 р. в месяц. Страсть к игре так велика, что игроки заполняют залу почти насильно, и лишают барышень и молодых людей возможности танцевать, или, вообще, провести время, как в других клубах. Выписали "Бикс", плату за партию назначили 3 копейки. Желающих играть так много, что клуб выручает на нём по 60 р. в месяц» [2, с. 19]. Постепенно игры вытеснили остальные мероприятия клуба: «У "Соединёнки" до сих пор нет даже собственного рояля или пианино, перебиваются на прокат . заброшена библиотека, нет библиотекаря, и существует она скорее для очистки совести. В "Соединёнке" когда-то ставились спектакли. Репертуар составляли серьёзные художественные пьесы. Теперь этот репертуар выкинут из "Соединёнки". Чуть не каждый день идут теперь боевые фарсы» [1, с. 3]. Газеты часто ругали «Соединёнку» за чрезмерное увлечение азартными играми: «В общем, получается впечатление, что "Соединённое собрание" не клуб, а игорный дом в лото, где для разнообразия и передышки преподносят ещё какой-нибудь "боевой" фарс» [1, с. 3]. Несмотря на резкие выпады, клуб оставался любимым местом посещения горожан. Росту популярности также способствовал собственный кинотеатр.

Собрание продолжило и развило филантропический опыт «Общества трезвости». Получая достаточно большую прибыль от целой индустрии развлечений, общество выделяло суммы из своих доходов на благотворительность.

Новую веху в социальной жизни города внесла Первая русская революция. Высочайшим манифестом от 17 октября 1905 г. была провозглашена свобода союзов и собраний. Закон от 4 марта 1906 г. «Временные правила об обществах и союзах» санкционировал профессионально трудовые организации и значительно упростил процесс создания любого объединения. «И с этого самого момента по всей России - чуть не в каждом городе - чуть не в каждом городе и местечке - трудовой элемент, и главным образом рабочие и приказчики, поспешили организоваться в союзы, общества или кооперативы», -сообщалось в Отчёте профессионального общества [11, с. 1].

В Сарапуле небольшая группа приказчиков принимала решение организовать «Профессиональное общество служащих торгово-промышленных предприятий». 12 июля 1906 г. состоялось первое заседание, на котором присутствовало 35 человек. Собрание решает: «Хлеба и света - вот краткая формулировка нужд трудового элемента» [11, с. 4.]. Основная цель общества -всесторонняя поддержка торгово-служащего населения города: экономическая защита, материальная помощь, культурно-просветительская деятельность. Для облегчения своей задачи правление общества обратилось к родственному, но уже распущенному «Обществу трезвости» с просьбой о возможности использовать книги библиотеки, а также помочь в постановке театральных спектаклей. Члены профессионального общества могли получать бесплатную медицинскую и юридическую помощь, покупать товары в ряде складов со скидкой. Помещение изначально было арендовано у «Соединённого Ссобрания», где и был обустроен клуб. Зимой здесь три раза в неделю прово-

дились общедоступные семейно-танцевальные и костюмированные вечера, детские елки. С мая в саду играла музыка. Всего в Обществе состояло около 100-120 человек, из них около десяти женщин.

После организации «Соединёнкой» игры в лото количество публики профессионального общества резко убавилось. Чтобы вернуть себе популярность, Общество также открыло зал для игры в лото. Одно из первых Общество построило павильон со сценой, где был расположен кинотеатр. А с 1913 г. организовывало курсы бухгалтеров. В 1914 г. в городе было сильнейшее наводнение. Общество служащих выделило для своих членов материальную помощь: 100 рублей и для прочих лиц 50 руб. А также 25 руб. были перечислены Обществу любителей охоты и рыболовства, возникшего в этом же году, на обустройство купальни. В годы войны им оказывалась помощь солдатам и семьям мобилизованных.

Сходную деятельность проводило общество «Союз труда», возникшее 9 ноября 1906 г. Оно провозгласило целью создания: «Содействие в удовлетворении духовных и образовательных потребностей трудового люда города Сарапула» [14, с. 1]. Помимо всего прочего оно оказывало значительную материальную поддержку своим членам: взаимопомощь в случае смерти, потери трудоспособности и т.п.; организовало ссудо-сберегательное товарищество для помощи своим членам в развитии их хозяйственной жизни, активно отстаивало экономические права рабочих [14, с. 1].

Активно обустраивались организации по интересам: «Вольное пожарное общество», «Общество любителей охоты и рыболовства», «Отделение императорского русского музыкального общества», «Общество любителей рысистого бега», организовавшее в городе ипподром.

Таким образом, рассмотрев наиболее крупные общественные организации, можно выделить два периода в их создании. Первый период - элитарный (60-80-е годы XIX в.) - инициатива создания сообществ и главная роль в них принадлежит дворянско-буржуазной верхушке горожан. Второй период - массовый (конец XIX - начало XX вв.) - в связи с ростом образования и складыванием городской культуры появляется необходимость в создании народных клубов, которые после 1906 г. становятся в среде горожан все популярней. Сарапуль-ские общественные организации сыграли важную роль в создании городской культуры. С одной стороны, они носили подражательный характер. Небольшой уездный, активно развивающийся город копировал культурную среду столиц, привнося в объединения свои собственные, уникальные черты. Именно благодаря клубам, возникавшим на базе обществ, и их деятельности широкие массы купечества, мещан и ремесленников усваивали городской образ жизни, а традиционный уклад всё больше уходил на второй план. Именно в клубной жизни начинает зарождаться индустрия развлечений, целью которой было получение прибыли, позднее она станет одним из факторов массовой культуры. Но сам принцип создания организаций явно указывает на сохранение корпоративности в сознании людей, он постепенно разрушается в начале нового столетия. Казалось бы, общества помогают преодолеть разнообразие городской культуры, но в то же время способствуют сохранению её сословной замкнутости. Нельзя переоценить и культурно-просветительскую и благотворительную деятельность обществ. Несмотря на подчинение организаций министерству внутренних дел и строгий всесторонний контроль с его стороны, в клубах наблюдалась и политическая работа. В них шло обсуждение политических ситуаций в стране и регионе, формировались убеждения и взгляды провинции. Городские общественные организации данного периода представляли собой центры социально-культурной жизни, влиявшие на процессы урбанизации и модернизации.

Литература и источники

1. А-н. Сарапул // Вятская речь. 1911. № 152. С. 3.

2. Блинов Н.Н. Город Сарапул. Обозрение города. Общественная жизнь. Адрес-календарь на 1911 г. / Н.Н. Блинов. Сарапул: Типолитография Е. Колчина, 1911. 119 с.

3. ГАКО. Ф. 582. Оп. 30. Д. 4.

4. ГАКО. Ф. 582. Оп. 130а. Д. 286.

5. ГАКО. Ф. 582 Оп. 130. Д. 192.

6. ГАКО. Ф. 582. Оп. 99. Д. 14.

7. ГАКО. Ф. 582. Оп. 146. Д. 65а.

8. ГАКО. Ф. 582. Оп. 146. Д. 17.

9. ГАКО. Ф. 582. Оп. 146. Д. 138.

10. Завьялова Л.В. Петербургский Английский клуб, 1770-1918. Очерки истории / Л.В. Завьялова. СПб.: Эра, 2004. 263 с.

11. Отчёт развития профессионального общества служащих в торгово-промышленных предприятиях города Сарапула Вятской губернии с 2 февраля 1907 г. по 2 февраля 1913. Сарапул: типолитография Е. Колчина, 1913.

12. Сарапульское общество трезвости. Краткий отчёт десятилетней деятельности (18931903). Сарапул: Типолитография Е. Колчина, 1904. 12 с.

13. Сарапульское общество трезвости // Мир Божий, 1894. № 10. С. 32.

14. Устав сарапульского общества «Союз труда». Сарапул: Типолитография А. Пойлова, 1907. 14 с.

ПЮРИЯЙНЕН ДАРЬЯ МИХАЙЛОВНА родилась в 1980 г. Окончила Глазовский государственный педагогический институт. Аспирант Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН. Область научных интересов - социально-культурные изменения среди городского населения во второй половине XIX - начале XX в. Автор 5 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.