Научная статья на тему 'Роль общественных объединений в формировании этно-конфессиональной идентичности горских евреев'

Роль общественных объединений в формировании этно-конфессиональной идентичности горских евреев Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
121
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Горские евреи / этноконтакты / интеграция / взаимодействие / межэтнические установки / национальные движения / национальнокультурная автономия / культура / идентичность / mountain Jews / ethnocontact / integration / interaction / inter-ethnic setup of the nation- al movement / the national-cultural autono- my / culture / identity

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лысенко Юлия Михайловна, Мамараев Руслан Магомедсаламович

В статье рассматривается процесс создания различных общественных организаций и объединений горских евреев в 90-е гг. ХХ в. по настоящее время. Целью статьи является систематизация сведений об общественных организациях горских евреев и их деятельности, а также анализ их деятельности. Охарактеризованы основные аспекты их деятельности, направленные в том числе на сохранение этнической идентичности, изучению истории, культуры, языка и т.д. аннотацию. Дан краткий анализ миграционной активности горских евреев в рассматриваемый период, отмечены причины, вызвавшие отток горских евреев с Кавказа в другие регионы страны и Израиль. Очерчены основные проблемы, связанные с сохранением этнической идентичности и способы их решения общественными организациями. Перечислены основные общественные объединения евреев, проживающих на Северном Кавказе и методы их работы в местах компактного проживания горских евреев в новейшее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Лысенко Юлия Михайловна, Мамараев Руслан Магомедсаламович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The public Association of the mountain Jews of the post-soviet period as a way of preserving Ethnic identity

The paper deals with the process of creation of various public organizations and associations of mountain Jews in the 90s of the twentieth century. The purpose of the article is to systematize information about public organizations of mountain Jews and their activities, as well as the analysis of their activities. The main aspects of their activities, aimed in particular at preserving ethnic identity, history, culture, language, etc. annotation. A brief analysis of the migration activity of mountain Jews in the period under review, noted the reasons that caused the outflow of mountain Jews from the Caucasus to other regions of the country and Israel. The main problems connected with preservation of ethnic identity and ways of their solution by public organizations are outlined. The main public associations of Jews living in the North Caucasus and methods of their work in places of compact residence of mountain Jews.

Текст научной работы на тему «Роль общественных объединений в формировании этно-конфессиональной идентичности горских евреев»

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНО-КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ идентичности горских евреев

Лысенко Юлия Михайловна к.и.н., ученый секретарь

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН, Махачкала, РФ. ljuma78@mail.ru

Мамараев Руслан Магомедсаламович м.н.с.

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН, Махачкала, РФ.

Аннотация:

В статье рассматривается процесс создания различных общественных организаций и объединений горских евреев в 90-е гг. ХХ в. по настоящее время. Целью статьи является систематизация сведений об общественных организациях горских евреев и их деятельности, а также анализ их деятельности. Охарактеризованы основные аспекты их деятельности, направленные в том числе на сохранение этнической идентичности, изучению истории, культуры, языка и т.д. аннотацию. Дан краткий анализ миграционной активности горских евреев в рассматриваемый период, отмечены причины, вызвавшие отток горских евреев с Кавказа в другие регионы страны и Израиль. Очерчены основные проблемы, связанные с сохранением этнической идентичности и способы их решения общественными организациями. Перечислены основные общественные объединения евреев, проживающих на Северном Кавказе и методы их работы в местах компактного проживания горских евреев в новейшее время. Ключевые слова:

Горские евреи, этноконтакты, интеграция, взаимодействие, межэтнические установки, национальные движения, национально-культурная автономия, культура, идентичность.

Juliya M. Lysenko PhD (In History), Scientific Secretary, The Institute of History, Archeology and Ethnography of the Daghestan Federal Scientific Centre of RAS, Makhachkala, Russian Federation ljuma78@mail.ru

Ruslan M. Mamaraev Junior Researcher, The Institute of History, Archeology and Ethnography of the Daghestan Federal Scientific Centre of RAS, Makhachkala, Russian Federation

Annotation:

The paper deals with the process of creation of various public organizations and associations of mountain Jews in the 90s of the twentieth century. The purpose of the article is to systematize information about public organizations of mountain Jews and their activities, as well as the analysis of their activities. The main aspects of their activities, aimed in particular at preserving ethnic identity, history, culture, language, etc. annotation. A brief analysis of the migration activity of mountain Jews in the period under review, noted the reasons that caused the outflow of mountain Jews from the Caucasus to other regions of the country and Israel. The main problems connected with preservation of ethnic identity and ways of their solution by public organizations are outlined. The main public associations of Jews living in the North Caucasus and methods of their work in places of compact residence of mountain Jews.

Keywords:

mountain Jews, ethnocontact, integration, interaction, inter-ethnic setup of the national movement, the national-cultural autonomy, culture, identity.

DOI:https://doi.Qrg/l0.2441l/26.8-3836-2019-10007

* © Лысенко Юлия Михайловна © Мамараев Руслан Магомедсаламович © РОО « Ассоциация педагогов Республики Дагестан

Creative Commons «Attribution» 4.0 Inter national Licens 55

В конце 80-х гг. ХХ в. новым элементом социально-политической жизни страны стала организация и деятельность национальных движений. Следующее десятилетие стало периодом расцвета национальных объединений по всей территории бывшего Советского союза, в том числе и в субъектах Российской Федерации на Кавказе. Так в Республике Дагестан общественные объединения были созданы практически всеми крупными национальностями.

Наибольшую активность в общественно-политической жизни республики в 90-е годы XX в. проявляли именно эти организации Национальные движения стали важным фактором политической жизни и заполнили ниши, которые должны в принципе, должны были быть заняты организациями гражданского общества и политическими партиями. Их функционирование вызывало многочисленные вопросы, приводило к определенному недовольству значительной части общества, способствовало возникновению опасности радикализации т.п.[1].

Государству требовалось выработать определенный механизм, позволяющий вывести деятельность национальных объединений на новый уровень, так как межнациональный мир и согласие для общества нашей страны, имели и имеют большое значение. А они, как известно, во многом зависят от взаимодействия общества и органов исполнительной власти, их деятельности по сохранению культурной и национальной самобытности народов Российской Федерации.

Одной из форм государственной национальной политики стала возможность национальной самореализации посредством экстерриториального самоопределения народов, в частности, создание и деятельность национально-культурной автономии. Национально-культурные автономии оказывают социальную и правовую помощь соотечественникам, прибывшим на постоянное или временное проживание из других регионов или стран, содействуют в трудоустройстве, поиске жилья, уделяют значительное внимание развитию национальной культуры и языку и др.

В Российской Федерации национально-культурные автономии действуют на основании Федерального закона № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», принятом 17 июня 1996 г. Закон определяет национально-культурную автономию (далее НКА), как форму национально-культурного самоопределения, объединяющей российских граждан, находящихся в ситуации национального меньшинства на определенной территории на основе их добровольной самоорганизации, для решения вопросов сохранения национальной самобытности, развития образования, языка, культуры. С 1997 г. в разных субъектах РФ стали создаваться местные и региональные национально культурные автономии, а с 1998 г. - федеральные. [2].

В России на данный момент уже создано несколько десятков национально-культурных автономий различного статуса: городские, региональные, федеральные. Объединяют они представителей белорусов, цыган, казахов, чувашей татар, российских немцев, корейцев, курдов и других народов. Еврейские национально-культурные автономии, объединяют евреев отдельных городов, краев, областей, республик. Создана в Российской Федерации и «Федеральная еврейская национально-культурная автономия» (далее ФЕНКА).

Еврейская национально-культурная автономия призвана содействовать формированию толерантности и гражданского общества в России путем эффективного взаимодействия с государством, развития межнационального диалога и укрепления еврейской общины. ОО «ФЕНКА» ставит своей целью сохранение национальной самобытности, развитие еврейского языка, образования, национальной культуры.

Задачами объединения является сохранение национальной культуры евреев и создание условий для ее развития; развитие национального образования, народного творчества, искусства, исследования в области иудаики; сохранение национальных традиций евреев; содействие широкому доступу граждан России всех национальностей к культурному наследию евреев; сохранение евреев в качестве национального и культурного целого; поддержка проектов, направленных на укрепление еврейской общины; ресурсная поддержка этнокультурных организаций и др.

Появились такого рода НКА и на Северном Кавказе, объединяя, в том числе и немногочисленные общины горских евреев. Малочисленность этих общин связана с тем, что число горских евреев заметно уменьшилось в 90-е гг. ХХ в., когда из-за участившихся межнациональных конфликтов на Кавказе и не совсем благополучной политической ситуации в северокавказском регионе многие эмигрировали в Израиль, в США, в европейские страны или же переселились в другие города Российской Федерации. По наиболее жесткому сценарию, приведшему к полному исчезновению горско-еврейской общины, развивались события в Чечне.[з]. Согласно переписям 2002 и 2010 годов горских евреев в Дагестане насчитывалось 1066 человек1 и 196 соответственно2. По всей стране их согласно переписи 2010 г. насчитывалось всего 762 человека. Причем большая их часть - 694 человека проживала в городах, а в сельской местности - 68.

В Дагестане горские евреи в подавляющем большинстве (98%) живут в гг. Дербенте и Махачкале. Сельские жители до 1970-х годов проживали небольшими группами в местах традиционного обитания в Дербентском, Кайтагском, Магарам-кентском и Хасавюртовском районах республики. Кроме того, горские евреи проживают в Азербайджане (гг. Баку, Куба, Шемаха, Огуз (бывший Варташен), поселок Красная Слобода, с. Мюджи), в Кабардино-Балкарии (г. Нальчик), в Северной Осетии-Алании (гг. Владикавказ, Моздок), а также в Москве, Санкт-Петербурге, Пятигорске и других городах. Миграционный поток горских евреев складывается из трех составляющих: миграции в регионы России, эмиграции в страны СНГ и Балтии и эмиграции в страны дальнего зарубежья.

Поток эмигрантов, выезжающих на постоянное местожительство в страны дальнего зарубежья (США, Израиль, Канаду, Германию, страны Ближнего Востока и др.), стал формироваться со второй половины 80-х годов ХХ в. С самого начала ое приобрел отрицательное сальдо для регионов России: - минус 9,9 тыс. человек за 1990-2001 гг. (в т. ч. Израиль - минус 8090 человек, США - 263, Германию -169). За 1990-2001 гг. из Дагестана в страны дальнего зарубежья выехали в общей сложности около 13 тыс. человек. Этот поток эмиграции носит ярко выраженный этнический характер, поскольку выезжали главным образом евреи, горские евреи и таты. Свыше 90% выехавших избрали постоянным местом жительства Израиль.[4]. Пик активности этой категории миграции наблюдался в 1991 и 1994-1995 гг. К концу ХХ в. воз-

никла реальная угроза исчезновения горских евреев с этнической карты Дагестана, Кавказа.

Горские евреи пытаются привлечь внимание общественности и властей к своим проблемам. Организуются и проводятся научно-практические конференции, ведется исследовательская работа. Имели место обращения их представителей в Министерство по делам национальностей Дагестана с просьбой создать комиссию по проблемам горскоеврейского населения по аналогии с созданной комиссией по проблемам русскоязычного населения. С 1992 г. в Махачкале также действует Региональный еврейский фонд милосердия хэседов и культурно-общинных организаций «Горский дом», который возглавлял К. Гуршумов. В 2003 г. фонд был переименован в Дагестанский татско-еврейский культурно-благотворительный фонд «Имид»з.

В начале 1990-х гг. существовала горско-еврейская община в г. Буйнакске (лидеры - Н. Нафталиев, Р.Пашаев), работала еврейская школа. Но к 2012 г. в Бунакске осталось 25 человек, синагога с конца 2000-х гг. была закрыта. Действовали общественные объединения в гг. Кизляр, Хасавюрт.

Горскими евреями, проживающие в Дагестане была создана Дагестанская региональная общественная организация «Еврейский Общинный культурно-образовательный центр» действовавшая с 13 мая 2004 г. по 2018 г. 5 мая 2005 г. была зарегистрирована Общественная организация «Дагестанская региональная еврейская национально - культурная автономия». Общественный деятель Игорь Юш-ваевич Пинхасов руководит еврейской автономией Дагестана с 2005 г., также он был избран депутатом городского собрания города Дербента. С начала 2016 г. в Дербенте стала выходить в свет ежемесячная газета «Зэхьметкеш» («Труженик») (учредитель и главный редактор - Б.Нувахов). Газета выходит на русском языке и на языке горских евреев - джуури. Она смогла завоевать определенную популярность, ее читатели проживают как в России, так и за ее рубежом.

Горско-еврейская община пользуется поддержкой властей Дагестана. С 2009 г. в Махачкале и Дербенте отмечается республиканский праздник татской культуры «Шори-ники», посвященный иудейскому празднику Песах. Праздник организовывался Комитетом по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями РД, Советом иудейских общин республики, Министерством культуры РД, Министерством образования и науки РД, Министерством труда и социального развития РД, Республиканским домом народного творчества Министерства культуры РД. [5]. На крупных праздничных концертах в Дагестане, уличных «майданах» представлены горские евреи.

В г. Дербенте в рамках празднования 2000-летия города в сентябре 2015 г. состоялся фестиваль еврейской культуры «Шалом, Дербент». Дагестанская региональная еврейская национально-культурная автономия выиграла грант в конкурсе, объявленном общественной организацией ФЕНКА. Фестиваль был посвящен музыкальному творчеству горских евреев, театральному искусству, с выступлениями театров Дербента и Дербентского района, работников театров Махачкалы; художникам -горским евреям. Также была организована презентация фотовыставки «Еврейская община Дагестана в лицах, уходящая вглубь веков» и литературное чтение «Шалом, Дербент» и т.д. Дербентская еврейская община на грант от ФЕНКА провела детский

межнациональный лагерь «Единство наций», в рамках которого дети различных религий изучали культуру евреев.

Мероприятия, представляющие культуру и традиции евреев, направленные на гармонизацию общества и снижение уровня ксенофобии среди населения, на сохранение еврейского наследия и знакомство широкого круга лиц с живой историей еврейского народа, способствуют укреплению духовной общности народов, проживающих в Дагестане, имели и имеют большое значение для самочувствия и сохранения культурной и этнической идентичности горские евреев4.

Схожие проблемы и пути сохранения этнической идентичности у горских евреев, проживающих в Кабардино-Балкарии. В конце 1980-х гг. оформилась еврейская этнокультурная общественная организации «Товуши» (позднее национально-культурный центр). В начале 1990-х гг. среди представителей горско-еврейской общины активизировались иммиграционные настроения также, как и в Республике Дагестан, вызванные ухудшением экономической, этнополитической и криминогенной ситуации.

В этот период по отношению к евреям в северокавказских республиках возросли угроз и шантаж со стороны различного рода преступных группировок с целью экономического вытеснения евреев из их сфер деятельности, а также с целью отъема их жилья и накоплений.

Не менее важную роль в отъезде евреев занимала политика Израиля и желание евреев жить на земле обетованной. Те, кто остался в Кабардино-Балкарии, активно сотрудничали в культурном центре «Товуши». Центр активно занимался этнокультурными проблемами, поддержкой языка, традиций, религиозных обрядов и вопросами социальной поддержки еврейского населения Кабардино-Балкарии. При культурном центре «Товуши» был создан детский творческий коллектив, творческий коллектив который активно выступает на международных и всероссийских фестивалях, пропагандируя культуру не только еврейского, но и других народов КБР.[6].

На протяжении 1990-х гг. еврейская община республики получала существенную поддержку от государства Израиль. При финансовом содействии Израиля было организовано преподавание в школе № 10 г. столицы КБР языка иврит, учитель языка был прислан из Иерусалима. В 1997 г. институционально была оформлена национально-культурная автономия. Стоит отметить, что первой НКА на Северном Кавказе стала еврейская, которая была образована в 1997 г. в Кабардино-Балкарии и объединила евреев, (горских и европейских, проживающих в Кабардино-Балкарии). В ее состав вошли культурный центр «Товуши» и еврейский благотворительный фонд милосердия «Хэсэд Имид». Исполнительным директором НКА с 1999 до 2006 г. являлся Абрамов М.Б., затем - Шаулова С.В. и Палагаев М.А.

ЕНКА КБР входила по 2017 г. в Федеральную еврейскую национально-культурную автономию. Тесно сотрудничали ЕНКА КБР и религиозная организация «Горско-еврейская религиозная община города Нальчика». В конце 1980-х гг. руководство г. Нальчик передало для возведения синагоги участок земли, а в 1993 г. состоялось её открытие. Построена она была на деньги членов общины и средства, выделенные властями Кабардино-Балкарии.

Целью еврейской национально-культурной автономии являлось возрождение еврейской общины, развитие культуры, образования, истории, традиций. Среди задач автономии отмечались: удовлетворение национальных и культурных потребностей, возрождение и развитие национальных традиций, культуры, развитие и укрепление межнациональных связей. Еврейская НКА КБР организовывали праздники Рош-а-Шана, Ханука, Пурим, Песах, чтение лекций по истории и традициям еврейского народа. При ЕНКА собирался семейный клуб, молодежный клуб «Имид», библиотека и воскресная школа для интенсивного обучения иврита.

Федеральной еврейской национально-культурной автономией также, как и в Дагестане, финансировались некоторые культурные мероприятия ЕНКА КБР. Так, Еврейская национально-культурная автономия в 1999-2007 г. издавала газету «Евреи Северного Кавказа», с 2008 г. - «Шори». С момента возникновения еврейская национально-культурная автономия играла важную роль в сохранении культуры и языка, формировании этнической идентичности, сохранении межэтнического мира в Кабардино-Балкарской республике.[7].

Большую работу по сохранению этнической идентичности и истории, популяризации еврейской культуры проводит Международный благотворительный фонд -СТМЭГИ, созданный в 2001 г. семьей Захарьяевых как Региональный общественный благотворительный фонд горских евреев. Фонд стал крупнейшей организацией горских евреев в России, с филиалами в Израиле, Азербайджане, США.[12]. СТМЭГИ выпускает и распространяет диски о культуре горских евреев, издаёт газеты, календари, является учредителем социально-новостного портала STMEGI.com и ТВ канала, финансово поддерживает проведение национальных и религиозных праздников, оказывает помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, вдовам, сиротам, поставляет мацу евреям, проживающим в Республике Азербайджан. По инициативе президента Фонда Германа Захарьяева на «Радио РЭКА» в Израиле выходит в эфир цикл передач, посвященных общине выходцев с Кавказа в Израиле и т.д.

В 2011 г. были созданы общественная организация «Местная еврейская национально-культурная автономия города Пятигорска» (руководитель - Шалумов Г.С.) и «Местная еврейская национально-культурная автономия города Кисловодска», во главе с В.М. Лановой. На 2010 г. в Пятигорске проживало 27 горских евреев, 804 еврея, 67 татов. ОО «МЕНКА г. Пятигорска» является формой национально -культурного самоопределения евреев, на основе их добровольной самоорганизации и принятым Уставом.

Основная цель культурной автономии евреев Кисловодска, где на момент переписи 20010 г. проживало 11 горских евреев, 329 евреев и 32 тата, также, как и других общественных объединений евреев - содействие сохранению самобытности языка еврейского народа, удовлетворение национальных и культурных потребностей, возрождение и развитие национальных традиций и культуры, развитие и укрепление межнациональных связей и дружбы между всеми народами, проживающими на территории города Кисловодска.

На прошедшем в конце мая 2016 г. в Москве VII Съезде Конгресса еврейских религиозных организаций и еврейских объединений в РФ главный раввин Россий-

ской Федерации Адольф Шаевич вручил официальному председателю Ставропольской краевой еврейской религиозной общины ортодоксального иудаизма «Геула» Арону Мардахаеву декларацию о присвоении городу Пятигорск статуса «Столица горских евреев России и Закавказья». Эта декларация была принята руководством Российского еврейского конгресса, КЕРООР, общиной «Геула» и благотворительным фондом горских евреев СТМЭГИ. Таким образом, центр общественной жизни горских евреев переместился из Махачкалы, Нальчика и Дербента в Ставропольский край, и, собственно, Пятигорск.

Несмотря на проблемы в деятельности различных общественных организаций горских евреев, национально-культурных автономий различного уровня они сыграли свою роль в общественно-политической жизни региона, в отстаивании национальных интересов своей общины, поддержании связей с землячествами в субъектах РФ и диаспорами за рубежом. В сложных социально-экономических и политических условиях 90-х годов прошлого столетия, именно, общественные национальные объединения, а затем национально-культурные автономии, благотворительные фонды помогали сохранять культурную, языковую, религиозную идентичность, способствовали сплочению членов общин горских евреев, проживающих в разных политических субъектах на Кавказе.

Приложение:

1 Всероссийская перепись населения 2002 года // URL: http://www.perepis2002.ru/index.html?id=ii (Дата обращения 02.04.2019).

2 Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года в отношении демографических и социально-экономических характеристик отдельных национальностей / / URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/perepis20io/croc/ results2.html (Дата обращения 02.04.2019).

3 Справочник организаций // URL: http://www.b2b-project.ru/profile/9652993 (Дата обращения 02.04.2019).

4 Салаватов А. «Шалом, Дербент» - фестиваль еврейской культуры // URL: https://stmegi.com/posts/4943/shalom-derbent-/ (Дата обращения 02.04.2019).

5 Еврейский информационный портал// URL: https://stmegi.com/ (Дата обращения 02.04.2019).

Список литературы:

1. Осмаев А.Д., Лысенко Ю.М., Халилова А.С. Национальные партии и движения в социально-политическом развитии Дагестана. 1989-1992 гг. // Фундаментальные исследования.

2015. № 2-27. С. 6110-6114.

2. Лысенко Ю.М., Халилова А.С., Гебеков Г.Ф. Федеральные национально-культурные автономии ногайцев и лезгин: опыт создания и деятельности // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 2. № 8. С. 43-46.

3. Елизаров М. Община горских евреев Чечни. Израиль: ИД Мирворю, 2012.

4. Газиева Л.Г. Миграционные процессы в республике Дагестан // Актуальные проблемы социально-трудовых отношений. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию образования Дагестанского государственного университета (Махачкала, 08 апреля 2016 г.). Махачкала: ООО Апробация,

2016. С. 97-99.

5. Горские евреи. Отв. ред.: Семенов И.Г., Назарова Е.М. М.: Издательство: ГБПринт, 2018.

6. Аккиева С.И., Щербина Е.А. Роль общественных объединений Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии в сохранении этнической идентичности населения региона // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2015. № 4. С.121-128.

7. Аккиева С.И., Сампиев И.М. Еврейская национально-культурная автономии в Кабардино-Балкарии // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23227 (дата обращения: 08.08.2018).

Благодарности: Статья выполнена в рамках проекта РФФИ 18-011-00367 «Этническая и религиозная идентичности горских евреев Северного Кавказа: состояние и тенденции».

Статья поступила: 15.04.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.