ДЖЕНДУБАЕВА Самира Азаматовна,
Аспирант ФГОБУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации" e-mail: [email protected]
Научный руководитель: СВИРИДОВА Е.А.,
кандидат юридических наук, доцент, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности
ФГОБУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"
РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И СООБЩЕСТВ В ЗАЩИТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ НА ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДИЗАЙНА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Аннотация. Правовая защита произведений дизайна в настоящее время является одной из наиболее неразработанных проблематик в рамках интеллектуального права за рубежом и в России. Учитывая специфику создания этих произведений, можно говорить о несоответствии современного законодательства постоянно развивающейся практике и объективной действительности. Совокупность прецедентов правонарушений в рамках креативной деятельности недостаточна для выработки единого подхода к защите произ-ве-дений, поскольку далеко не все авторы осознают свои интеллектуальные права и свя-зан-ные с ними обязанности, следовательно, у законодателей недостаточно сведений для адаптации или разработки новых норм права в данной области. Сообщества авторов про-изведений дизайна в сети Интернет представляются в настоящее время единственными автономно созданными структурами, в которых обязательства по защите интересов авто-ров независимо от их гражданства и места создания работы берут на себя организаторы таких общественных объединений.
Ключевые слова: интеллектуальные права, произведение, новизна, оригинальность, творческий вклад, автор, объединения авторов, права авторов в сети Интернет.
DZHENDUBAEVA Samira Azamatovna,
post-graduate student,
Financial University under the Government of the Russian Federation
Scientific supervisor:
SVIRIDOVA E.A.,
PhD in Law, associate Professor associate Professor of Financial University under the Government of the Russian Federation
THE ROLE OF PUBLIC ASSOCIATIONS AND COMMUNITIES IN THE PROTECTION OF INTELLECTUAL RIGHTS OF DESIGN WORKS ON THE INTERNET
Annotation. Legal protection of design works is currently one of the most undeveloped is-sues in the framework of intellectual property law abroad and in Russia. Given the specifics of the creation of these works, we can talk about the inconsistency of modern legislation with con-stantly developing practice and objective reality. The set of offenses precedents in the framework of creative activity is not enough to develop a unified approach to the protection of design works, since not all authors are aware of their intellectual rights and associated duties, and, therefore, legislators do not have enough information to adapt or develop new rules of law in this area. Communities of authors of creative works on the Internet are currently the only autonomously created structures in which the obligation to protect the interests of authors, regardless of their citizenship and place of creation of the work is
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018
assumed by the organizers of such public associations.
Key words: intellectual property rights, work, novelty, originality, creative contribution, author, Association of authors, authors ' rights on the Internet.
Участвуя в рыночных отношениях, профессионалы определенной
спе-циализации обладают определенными взглядами на жизнь и общество и зачастую ограничены личностно и профессионально, поскольку обладают знаниями лишь в своей профессии. При этом данные знания представляют собой наработанный с годами опыт в экономических и профессиональных отношениях, подвергающихся переменам с большим трудом или в рамках их эволюционного развития их трудовой деятельности. Соответственно, опыт такой работы является благоприятным источником права и позволяет относительно оперативно адаптировать нормы права под складывающиеся практические отношения между субъектами. Более того, с учетом эволюционного характера большинства профессиональных отношений их можно предугадать и заранее ограничить определенными нормами права, направленными на предупреждение правонарушений.
В сфере интеллектуального права данная схема практически нереализуема, поэтому в настоящее время защита интеллектуальных прав - одна из наиболее серьезных проблем современного правового общества. Особенно остро данная проблема стоит в отношении произведений дизайна и авторов данных произведений, поскольку именно в рамках творческой деятельности весьма сложно говорить о постепенной адаптации норм права к объективной действительности.
Исторически сложившаяся правовая культура в сфере художественного творчества до сих пор имеет свое влияние на современных авторов и тех, кто пользуется их работами. Наиболее субъективная в плане определения заимствований проблема копирования появилась еще в древности и дошла до наших дней, развиваясь наравне с технологиями в рамках процесса подготовки к профессиональной деятельности. Иными словами, копирование было и до сих пор остается неотъемлемой частью процесса обучения искусству и дизайну. Данное явление представляет интерес с правовой точки зрения и особенно хорошо просматривается в период Возрождения, поскольку именно в этот период копирование уже созданного становится обязательным в профес-сиональной среде художников.
Обучение в цеховых начиналось с юного возраста и обеспечивалось силой юридического договора, заключаемого между отцом будущего
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018
художника и мастером. В этом договоре расписывались взаимные обязанности сторон и стоимость обучения. Сам процесс обучения представлял собой несколько обязательных этапов, основанных на копировании - копирование произведений мастеров, рисование со статуй и слепков, а позже и с натуры.
Изначально создавая свои произведения, художники пользовались деревянными дощечками, прототипами которых были древнеримские вощеные таблички. Рисовали на них металлическим грифелем или штифом. Такие дощечки нередко соединяли в альбомы, связывая их ремешками или бечевками, после чего их использовали как образцы, переходящие из одной мастерской в другую, - так называемые «подлинники».
Известные на тот момент художественные инструменты также повлияли на творческую деятельность, характер которой прослеживается и в наше время - воспроизведение и копирование становятся нормой благодаря ксилографии, тональной гравюре, акватинте и прочим новшествам на грани искусства и дизайна вплоть до настоящего времени, обусловленного уже современными способами копирования, реализуемого с помощью средств Интернета.
Учитывая, что эпоха Возрождения - это период расцвета художественной культуры, можно сказать о том, что именно в этот период уже имеющиеся во времена античности и средние века тенденции к плагиату вошли в профессиональную среду художников, архитекторов и дизайнеров как естественный ход развития искусства и дизайн-индустрии и укрепились еще сильнее впоследствии с развитием технологий.
Из этого можно сделать вывод, что и современное искусство, и дизайн развиваются во многом за счет копирования, границы которого постепенно стираются из-за возможностей новых технических средств для работы художников и дизайнеров. Современные программы позволяют не только делать работы по аналогии, но и полностью подменять авторство за счет создания дизайн-объектов, очень близких по своему общему виду к прототипам, но в то же время, в том числе и в силу неэффективного законодательства, по идентифицирующим индивидуальным признакам не считающимся плагиатом.
Данная проблема постоянно рассматривается экспертами в области дизайна, в частности в Союзе дизайнеров России, но решения экспер-
тов обусловлены критериями, возникшими непосредственно в профессиональной среде, и во многом не способствуют решению правовых вопросов, возникающих между спорящими за авторство сторонами. Более того, далеко не все вопросы плагиата можно решить в рамках одной юрисдикции - с учетом широкого использования авторами дизайн-произведений в сети Интернет правонарушения давно приобрели международный характер и потому выходят за пределы законодательства одного государства.
Стремительное развитие дизайна, креативный характер произведений, инструменты, позволяющие эффективно и быстро создавать объекты дизайна, международный характер возникающих правовых отношений - все эти факторы не позволяют законодателю оперативно реагировать на общественные запросы в регулировании интеллектуальных прав на дизайн-произведения. Таким образом, формирование автономных сообществ и организаций авторов по защите своих прав явилось следствием выше перечисленных проблем и, с нашей точки зрения, является основополагающим для решения проблемы защиты авторских прав на произведения дизайна в будущем.
Сама профессия дизайнера требует внимательного изучения с точки зрения интеллектуального права, поскольку является одной из наиболее идеалистических и разноплановых в своей основе. Так как дизайнер - профессия творческого характера, чаще всего дизайнер - это человек с богатым, образным мышлением. Его задачей является создание новых объектов дизайна в различных областях деятельности: от этикеток на продукт до целых направлений в дизайн-индустрии моды. В рамках своей деятельности, названной одним лишь словом «дизайн», специалисты могут работать в самых широких областях, таких как средовой дизайн, промышленный, костюмный или графический.
При этом с учетом новейших графических инструментов ЭВМ и других технических средств воспроизведения можно утверждать, что независимо от первоначального характера работы (материального или нематериального) объект может преобразоваться из одного вида произведения в другой (например, из графического произведения в промышленный образец). Данным свойством активно пользуются правонарушители, поскольку переходный характер произведений дизайна - еще один правовой пробел в интеллектуальном праве.
Информации о случаях нарушений авторских прав дизайнеров в сети Интернет мало, несмотря на масштабность проблемы. Причина
информационного вакуума заключается в размахе краж дизайн-проектов и в круге лиц, занимающихся подобными нарушениями авторских прав.
Все чаще заимствованиями занимаются не другие авторы произведений, а крупные фирмы, обладающие связями и влиянием как в СМИ, так и в государственных структурах, с которыми независимым дизайнерам тяжело противостоять в суде.
В странах, где защита авторских прав закреплена специальным законодательством, сложилась практика судебных прецедентов, по итогам которых введено негласное правило о неразглашении информации: в большинстве случаев дизайнеры, чьи работы были украдены крупными фирмами, не имеют права разглашать информацию о случившемся правонарушении, если желают получить какую-то материальную компенсацию за нанесенный им ущерб.
Очевидно, что под вопросом будет и судебная компенсация, ведь для ее получения необходимо выиграть судебный процесс, что требует как юридической поддержки, так и моральной готовности к серьезным тратам на издержки по подаче иска и отстаиванию своих прав в суде.
В случаях правонарушений, возникающих в отношениях между двумя физическими лицами, ситуация осложняется из-за критериев оригинальности произведений, которые являются сугубо субъективными и должны рассматриваться третьей незаинтересованной, но обладающей достаточными знаниями стороной -экспертами, правовое положение которых в интеллектуальном праве также не закреплено.
Если же данные отношения осложняются иностранным элементом, возникает проблема предъявления претензии к правонарушителю, и процесс доказывания авторства становится обременительным настолько, что сторона, чьи права нарушены, скорее предпочтет их не защищать вовсе, поскольку не имеет правовой поддержки и не обладает достаточными знаниями для защиты своих прав самостоятельно. Однако в настоящее время наблюдается тенденция для образования коллективов, в которых защита интеллектуальных прав и особая правовая культура воспитываются в сети Интернет для добросовестных дизайнеров.
Коллективность как подход к развитию правовой культуры уже реализуется в профессиональной среде авторов дизайн-произведений посредством объединения в открытые виртуальные международные сообщества, такие как Art Station, Behance, Deviant Art, MESH01, Dribble и Oneclaude.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018
Каждое из перечисленных сообществ имеет свои правила пользования или предоставления услуг, в которых прописаны отношения между сообществом, авторами контента и правонарушителями.
Сообщество «Behance» представляет особый интерес, поскольку данная виртуальная платформа была создана разработчиками продукции Adobe, специализирующейся на дизайне и маркетинге. Именно программы для ЭВМ компании Adobe в настоящее время являются основными инструментами работы современных дизайнеров. Данные инструменты постоянно совершенствуются, предоставляя все необходимые возможности для авторов произведений дизайна создавать новые объекты в любом направлении дизайна быстро и эффективно. Однако эти же инструменты позволяют легко и также эффективно создавать нелегальные копии дизайн-объектов. Более того, сами данные инструменты, являясь программами ЭВМ, также относятся к числу объектов, защищаемых интеллектуальным правом, и постоянно подвергаются правонарушениям со стороны недобросовестных пользователей.
Факт того, что разработчики инструментария для работы дизайнеров организовали для своих пользователей сообщество, где они могут размещать свои работы, говорит о том, что компания пытается влиять на своих добросовестных клиентов и помогать им в размещении и продвижении их произведений через сеть Интернет.
В правовых рекомендациях сообщества «Behance» прописано, что платформа ориентирована на достойный и уважительный уровень общения между пользователями, а в случае нарушения правовых рекомендаций они имею право обратиться в специальную службу, рассматривающую каждый случай в индивидуальном порядке, в том числе и случаи нарушения прав на интеллектуальную собственность. Согласно п. 3 пользователи не должны размещать чужие работы как свои или преувеличивать свою роль в создании какой-то работы, также не рекомендуется использовать торговые знаки других лиц без разрешения [1].
В случае, если пользователи не уверены в легальности контента, реко-мендуется изучить соответствующие материалы на сайтах правовых ве-домств США - Copyright Office и Patent&Trademark Office, а также проверить базу данных Lumen, разработанную Berkman Klein Center for Internet & Society для Гарвардского университета.
В случае, если правонарушение предполагается со стороны пользователя Behance в отношении произведений дизайна лица, не являю-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018
щегося членом сообщества, сайт сообщества предоставляет опцию прямой связи со своими членами для урегулирования конфликта.
В условиях пользования от компании Adobe относительно подобного контента прописан п. 4.4, в котором утверждается, что пользователи несут ответственность за размещение своих произведений [2]. Компания, тем не менее, берет на себя ответственность за исполнение услуг по предоставле-нию выбранного пользователем уровня доступа к контенту, который определяет сам пользователь. Согласно п. 6 «Поведение пользователя» нарушение авторских, патентных и прочих интеллектуальных прав рассматривается как «неправильное использование» услуг компании.
Отдельным п. 20 в условиях выделено, что компания уважает права интеллектуальной собственности, утвержденные Digital Millennium Copyright Act [2], согласно которому разработана «Политика удаления интеллектуальной собственности» [3], по которой специалист по авторскому праву компании будет рассматривать заявления о правонарушениях в сообществе Behance.
Помимо этого компания предоставляет четкие требования и правила по использованию их собственного товарного знака, иконок и web-логотипов в работах пользователей, использованию встроенных или доступных изображений и фотографий в рамках программного обеспечения Adobe.
Вторым и не менее крупным сообществом является сообщество «Deviant Art». Стоит обратить внимание на подход организаторов сообщества к воспитанию участников в вопросах профессиональной этики, так как этому аспекту организации сообщества уделено целое положение об этикете, которые являются общеобязательными при регистрации. Вопрос о защите интеллектуальных прав поднимается в пункте касательно взаимного уважения между создателями произведений. Трактовка положения однозначная - Deviant Art требует от своих членов исполнения обязательства, что они используют для публикации лишь свои собственные произведения и советуют обращаться к ним в случае обнаружения правонарушений.
Третьим по масштабности является сообщество Art Station, предназначенное для профессиональных дизайнеров в области графического дизайна и 3D моделирования. Согласно правилам пользования п. 18, 19 и 20, сообщество рассчитывает на то, что пользователь размещает лишь свой контент или обладая на него лицензией [4]. Не беря на себя ответственность за размещенный на сайте контент, тем не менее, сооб-
щество берет на себя обязательства рассматривать заявки пользователей, в случае если они обнаружили правонарушение относительно своих произведений по п. 22, в котором расписано, что именно необходимо предоставить в заявке о нарушении прав.
С учетом всего выше сказанного представляется целесообразным под-ход к полной реализации всех прав авторов, а именно - личных неимущественных и исключительного права на произведение, для предупреждения правонарушений: использование Интернета для полномасштабного применения своих прав, где имя автора известно, его произведения имеют уже знакомый стиль и могут быть выделены из череды аналогичных по индивидуальным характеристикам. что позволит автору иметь необходимые доказательства авторства в случае возникновения правонарушения.
Список литературы:
[1] Правовые нормы сообщества Behance. Вэб-сайт платформы Behance [Электрон-ный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www. behance.net/misc/community (дата обра-щения: 07.12.2018).
[2] Общие условия пользования услугами Adobe. Adobe: решения для творчества, маркетинга и работы с документами [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www. adobe.com/legal/terms.html (дата обращения: 07.12.2018).
[3] Политика удаления интеллектуальной собственности. Adobe: решения для творчества, маркетинга и работы с документами [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https:// www.adobe.com/ru/legal/dmca.html (дата обращения: 07.12.2018).
[4] Условия пользования. Вэб-сайт ArtStation [Электронный ресурс] - Режим до-ступа: URL: https://www.artstation.com/tos (дата обращения: 07.12.2018).
Spisok literatury:
[1] Pravovye normy soobshchestva Behance. Veb-sajt platformy Behance [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://www.behance. net/misc/community (data obrashcheniya: 07.12.2018).
[2] Obshchie usloviya pol'zovaniya uslugami Adobe. Adobe: resheniya dlya tvor-chestva, mar-ketinga i raboty s dokumentami [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://www. adobe.com/legal/terms.html (data obrashcheniya: 07.12.2018).
[3] Politika udaleniya intellektual'noj sobst-vennosti. Adobe: resheniya dlya tvorchestva, mar-ketinga i raboty s dokumentami [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://www. adobe.com/ru/legal/dmca.html (data obrash-cheniya: 07.12.2018).
[4] Usloviya pol'zovaniya. Veb-sajt ArtStation [Elektronnyj resurs] - Rezhim do-stupa: URL: https://www.artstation.com/tos (data obrash-cheniya: 07.12.2018).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018