Научная статья на тему 'Отдельные вопросы использования результатов творческого труда в составе сложных объектов интеллектуальных прав'

Отдельные вопросы использования результатов творческого труда в составе сложных объектов интеллектуальных прав Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1107
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЛОЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ / ОБЪЕКТЫ ДИЗАЙНА / РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / COMPLEX OBJECT OF INTELLECTUAL RIGHTS / OBJECTS OF DESIGN / RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гринь Елена Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы использования результатов творческого труда в составе сложных объектов интеллектуальных прав в сфере шоу-бизнеса, театрального искусства, дизайна и пр. Автор отмечает необходимость правовой регламентации отдельных объектов творческого труда, которые вошли составной частью в сложный объект. Указывается, что с учетом развития цифровых технологий, зарубежного опыта необходимо проанализировать отечественную практику правовой охраны объектов творческого труда, которые вошли составной частью в сложные объекты (объекты авторских прав и патентных прав), с целью совершенствования правовой охраны авторов, возможности успешной коммерциализации созданных ими результатов интеллектуальной деятельности. Автор статьи приходит к выводу, что в условиях острой конкуренции между производителями (как российскими, так и зарубежными) защита отечественных авторов, способных создавать оригинальные и творческие модели, от копирования и заимствований их работы должна быть приоритетным направлением в поддержке и развитии отрасли легкой промышленности. В статье рассматривается возможность введения дополнительной охраны для промышленных образцов и отмечается, что предложенные механизмы правовой охраны должны соответствовать международным обязательствам Российской Федерации и отвечать международным стандартам защиты подобных изделий. В заключение отмечается, что внимание к правовой охране результатов творческого труда (в частности, к результатам творческого труда в составе сложных объектов интеллектуальных прав) является важным и актуальным для развития отечественной легкой промышленности и коммерциализации результатов творческого труда авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTED ISSUES OF USING THE RESULTS OF CREATIVE ACTIVITY AS PART OF COMPLEX OBJECTS OF INTELLECTUAL RIGHTS

The article considers the issues of using the results of creative activity as part of complex objects of intellectual rights in the field of show business, theater, design, etc. The author highlights the need for legal regulation of specific objects of creative work that have become a constituent part of a complex object. It is noted that, taking into account the development of digital technologies and foreign experience, it is necessary to analyze the domestic practice of legal protection of objects of creative activity that have become constituent parts of complex objects (objects of copyright and patent rights) in order to improve legal protection of authors, and to provide them with the possibility of successful commercialization of their intellectual activity results. The author concludes that, under the conditions of intense competition between manufacturers (both Russian and foreign), protection of domestic authors capable of creating original and creative models against copying and illicit borrowing should become a priority in order to support and develop the consumer goods industry. The article considers the possibility of introducing ancillary protection for industrial designs and highlights that the proposed legal protection mechanisms must comply with the international obligations of the Russian Federation and meet international standards applied for the protection of such products. In conclusion, it is noted that attention should be drawn to the legal protection of the results of creative work (in particular, the results of creative work as part of complex objects of intellectual rights), as it is relevant for the development of the domestic consumer goods industry and commercialization of the results of authors' creative activity.

Текст научной работы на тему «Отдельные вопросы использования результатов творческого труда в составе сложных объектов интеллектуальных прав»

Е. С. Гринь*

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА В СОСТАВЕ СЛОЖНЫХ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ1

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования результатов творческого труда в составе сложных объектов интеллектуальных прав в сфере шоу-бизнеса, театрального искусства, дизайна и пр. Автор отмечает необходимость правовой регламентации отдельных объектов творческого труда, которые вошли составной частью в сложный объект. Указывается, что с учетом развития цифровых технологий, зарубежного опыта необходимо проанализировать отечественную практику правовой охраны объектов творческого труда, которые вошли составной частью в сложные объекты (объекты авторских прав и патентных прав), с целью совершенствования правовой охраны авторов, возможности успешной коммерциализации созданных ими результатов интеллектуальной деятельности. Автор статьи приходит к выводу, что в условиях острой конкуренции между производителями (как российскими, так и зарубежными) защита отечественных авторов, способных создавать оригинальные и творческие модели, от копирования и заимствований их работы должна быть приоритетным направлением в поддержке и развитии отрасли легкой промышленности. В статье рассматривается возможность введения дополнительной охраны для промышленных образцов и отмечается, что предложенные механизмы правовой охраны должны соответствовать международным обязательствам Российской Федерации и отвечать международным стандартам защиты подобных изделий. В заключение отмечается, что внимание к правовой охране результатов творческого труда (в частности, к результатам творческого труда в составе сложных объектов интеллектуальных прав) является важным и актуальным для развития отечественной легкой промышленности и коммерциализации результатов творческого труда авторов.

Ключевые слова: сложные объекты интеллектуальных прав, объекты дизайна, результаты интеллектуальной деятельности.

001: 10.17803/1729-5920.2018.143.10.050-057

В юридической литературе активно об- входящим в состав сложных объектов интел-

суждается вопрос совершенствования зако- лектуальных прав, используемых в сфере шоу-

нодательства в сфере интеллектуальных прав бизнеса, театрального искусства, дизайна и пр.

в отношении результатов творческого труда. В 2018 г. при Роспатенте был создал Кон-

Отдельное внимание уделяется результатам, сультативный совет по правовой охране дизай-

1 Исследование выполнено при поддержке гранта Президента РФ для молодых российских ученых — кандидатов наук МК-153.2017.6.

© Гринь Е. С., 2018

* Гринь Елена Сергеевна, кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой интеллектуальных прав Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) esgrin@msal.ru

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

на2 и Центр правовой поддержи дизайнеров, поэтому особое внимание было уделено совершенствованию законодательства в данной сфере, в том числе правовому режиму сложных объектов3.

К сложным объектам законодатель относит кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, базы данных (ст. 1240 ГК РФ).

Такие результаты, с одной стороны, представляют собой единое целое (единый объект), а с другой стороны, имеют сложный состав (структуру), образуемый из совокупности разнородных результатов интеллектуальной деятельности. К сложным объектам, которые могут быть созданы в сфере дизайна, относятся, например, аудиовизуальные произведения (п. 1 ст. 1263 ГК РФ). Разновидностями аудиовизуального произведения являются кинематографическое произведение, видеоролик, мультфильм и т.д. В судебной практике отмечается, что стоп-кадр (изображение кадра) из мультипликационного сериала является статичным визуальным воплощением творческого замысла автора произведения и сам по себе, в отрыве от произведения, не обладает признаками объекта авторских прав, в связи с чем не может быть признан самостоятельным результатом творческого труда4.

В сфере дизайна также могут использоваться мультимедийные продукты — выраженные в электронной (цифровой) форме объекты авторских прав, которые включают в себя несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (таких как программа для ЭВМ, произведения изобразительного искусства, музыкальные произведения и др.) и с помощью компьютерных устройств функционируют в процессе взаимодействия с пользователем5. Мультимедийными продуктами могут быть признаны компьютерные игры, виртуаль-

ные музеи, библиотеки, экскурсии, интернет-сайты и т. д. Интернет-сайты являются одними из самых распространенных объектов, используемых в сфере модной индустрии. Через них осуществляется распространение одежды, проводится реклама, видео-показы и пр.

Интернет-сайт — важный объект интеллектуальных прав, который также является результатом творческого труда, используемого в сфере модной индустрии. В настоящее время именно благодаря Интернету стали возможны продажи коллекций дизайнеров и прочей продукции в сфере модной индустрии по всему миру (см., например, интернет-сайты www.macys.com, aizel.ru и пр.).

В качестве примера сложного объекта интеллектуальных прав в сфере дизайна могут рассматриваться театрально-зрелищные представления (ст. 1313 ГК РФ). К ним могут быть отнесены показы модных коллекций, если они отвечают признакам сложных объектов. Такими, например, можно признать показы дизайнера Игоря Гуляева, который в рамках Недели моды в Москве (Mercedes Bens Fashion Week Russsia) создает полноценное зрелищное представление при демонстрации новой коллекции (например, «Немое кино» и пр.)6.

В сфере дизайна также могут быть использованы часть произведения, его название, персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям об объективной форме выражения данного объекта (п. 7 ст. 1259 ГК РФ). Персонажи могут быть использованы при производстве модных коллекций (как, например, компанией Bosco используется персонаж Чебурашка для олимпийской символики)7.

Название произведения также может являться объектом самостоятельной охраны, если отвечает критериям охраноспособности (названия произведения могут быть использо-

2 URL: https://rupto.ru/ru/about/consult/ks_design (дата обращения: 01.06.2018).

3 Одним из научных мероприятий, в рамках которого была затронута тема охраны интеллектуальных прав, стал IV Международный IP-форум (URL: https://msal.ru/content/nauka/drugie-nauchnye-merapriyatiya/v-mezhdunarodnyy-IP-forum/v-mezhdunarodnyy-IP-forum/ (дата обращения: 01.06.2018)).

4 См.: постановление Суда по интеллектуальным правам от 7 апреля 2016 г. № С01-172/2016 по делу № А51-945/2015 // СПС «КонсультантПлюс».

5 См.: Котенко Е. С. Мультимедийный продукт как объект авторских прав : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 26 с.

6 См. сайт дизайнера Игоря Гуляева. URL: http://www.igorgulyaev.com (дата обращения: 01.06.2018).

7 См. также: Новоселова Л. А., Гринь Е. С., Ворожевич А. С. К вопросу об учете прав на олимпийскую символику // Теория и практика физической культуры. 2017. № 6. С. 88.

ваны дизайнерами при названии коллекций, определенной одежды, парфюма и пр.). Режим авторско-правовой охраны позволяет защищать права дизайнеров и без их регистрации. Однако в настоящее время возникает много вопросов по поводу доказывания авторства, творчества в созданном результате, поэтому все чаще не только российские, но и зарубежные юристы, которые специализируются на правовой охране дизайна, стали обращать внимание именно на патентно-правовую охрану и охрану товарных знаков в сфере индустрии моды как наиболее эффективные.

Помимо указанных, в состав сложных объектов могут быть включены и объекты патентных прав, например промышленные образцы.

В качестве промышленного образца охраняется решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства. Его отличают эстетические особенности внешнего вида изделия, в частности форма, конфигурация, орнамент, сочетание цветов, линий, контуры изделия, текстура или фактура материала изделия (п. 1 ст. 1352 ГК РФ). Юристами и дизайнерами активно обсуждаются поправки в ст. 1385, 1392 ГК РФ, которые касаются возникновения временной правовой охраны объектов патентных прав, поскольку очень часто в сфере дизайна создаются именно промышленные образцы.

Важным шагом в развитии правовой охраны данных объектов стала ратификация Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов 1999 г. (Федеральный закон от 03.04.2017 № 55-ФЗ), которым предусматривается процедура международной регистрации промышленного образца.

Более того, приказом Минпромторга России от 24.09.2009 № 853 «Об утверждении Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года и Плана мероприятий по ее реализации»8 утверждена Стратегия развития легкой промышленности России. Разработчики Стратегии развития легкой промышленности подчеркивают, что «в условиях ужесточения конкуренции все большее значение в занятии лидирующих позиций на миро-

вом рынке приобретает конкурентоспособность товаров (качество, дизайн, новые потребительские, медико-биологические и функциональные свойства и другие)».

Поэтому правовое регулирование охраны сложных объектов, в том числе различных результатов интеллектуальной деятельности, которые могут включаться в их состав (как, например, в сфере дизайна), приобретает большое значение: благоприятный режим охраны позволит стимулировать творческую активность российских дизайнеров, упростит выход на рынок молодых специалистов.

Изменения, которые планируется внести в ч. IV ГК РФ, объясняются необходимостью правовой охраны результатов творческого труда авторов, поскольку существующие механизмы патентно-правовой охраны дизайнерских решений, отвечающих требованиям, установленным к промышленным образцам, неприменимы к дизайну одежды, обуви и аксессуаров ввиду достаточно длительных сроков регистрации промышленных образцов. Согласно Административному регламенту предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации промышленного образца и выдаче патента на промышленный образец, его дубликата, срок государственной регистрации промышленного образца и выдачи патента составляет 20 месяцев и 2 недели9.

На решение указанной задачи направлен предлагаемый механизм временной правовой охраны промышленных образцов. Рассмотрим, в чем заключается данная правовая охрана.

Предлагается промышленному образцу, на который подана заявка в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент), со дня публикации сведений о заявке (п. 4 ст. 1385 ГК РФ) до даты публикации сведений о выдаче патента (ст. 1394 ГК РФ) предоставлять временную правовую охрану в объеме совокупности существенных признаков промышленного образца, нашедших отражение на изображениях внешнего вида изделия, содержащихся в опубликованной заявке на промышленный образец, но

8 СПС «КонсультантПлюс».

9 Приказ Минэкономразвития России от 30.09.2015 № 696 (ред. от 07.06.2017) «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации промышленного образца и выдаче патента на промышленный образец, его дубликата» (зарегистрировано в Минюсте России от 25.12.2015 № 40238) // СПС «КонсультантПлюс».

не более чем в объеме существенных признаков, нашедших отражение на изображениях внешнего вида изделия, содержащихся в решении указанного федерального органа о выдаче патента на промышленный образец.

Вместе с тем Роспатент по ходатайству заявителя публикует в официальном бюллетене сведения о заявке на промышленный образец, прошедшей формальную экспертизу с положительным результатом. Состав публикуемых сведений определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности. Так, автор промышленного образца вправе отказаться быть упомянутым в качестве такового в публикуемых сведениях о заявке на промышленный образец.

Но публикация не производится, если заявка на промышленный образец была отозвана или признана отозванной либо на ее основании состоялась регистрация промышленного образца.

Любое лицо после публикации сведений о заявке на промышленный образец вправе ознакомиться с документами заявки. Порядок ознакомления с документами заявки и выдачи их копий устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

Поэтому предлагается решить вопрос о временной правовой охране промышленных образцов с момента публикации сведений о заявке в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатента) (по аналогии с изобретениями), причем такая публикация осуществляется лишь по ходатайству заявителя.

Можно отметить, что правовая охрана дизайна продукции легкой промышленности механизмами авторского права не вполне эффективна. Известно, что авторское право защищает форму произведения, но не его содержание. По этой причине в случаях, когда происходит не полное, а частичное заимствование объекта авторских прав, доказать нарушение исключительного права достаточно сложно.

Применительно к сфере легкой промышленности необходимо отметить, что заимствование общей концепции дизайна с изменением

несущественных деталей делает применение механизмов авторско-правовой охраны затруднительным. Возникающее в силу факта создания, не требующее какой-либо регистрации исключительное право на произведения(объекты авторских прав) достаточно сложно защищается в судебном порядке. Помимо факта нарушения, автору необходимо также доказывать, что именно он является автором и правообладателем конкретного произведения. Совокупность указанных обстоятельств делает процесс защиты прав на произведение долгим, затратным и неэффективным. Данные случаи не раз обсуждались именно с дизайнерами, чьи права были нарушены10.

Институт промышленного образца предусмотрен законодательством непосредственно для охраны внешнего вида (дизайна) изделий, в том числе дизайна изделий легкой промышленности. Предусматривая специальную патентно-правовую охрану для внешнего вида изделий, законодатель исходил из необходимости охраны содержания объекта, а не его формы. В этом смысле именно патентно-правовая охрана с использованием средств защиты, предусмотренных для промышленных образцов, отвечает требованиям защиты прав авторов (дизайнеров).

При этом предложенный механизм патентно-правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности в сфере дизайна не исключает возможности охраны произведений как объектов авторских прав (если такие результаты отвечают критериям охраноспособности объектов авторских прав).

Важность вопроса правовой охраны объектов дизайна и промышленных образцов обуславливается еще и внешнеэкономическими факторами, важнейшим из которых является вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, что, несомненно, приводит к снижению таможенных тарифов и, как следствие, к снижению стоимости импортных товаров на российском рынке. Это, в свою очередь, ослабляет позиции российских производителей и заставляет их снижать стоимость товара, что может негативно сказаться на отрасли легкой промышленности в целом.

Специальное регулирование в отношении охраны текстильных образцов предусмотрено в Соглашении по торговым аспектам прав ин-

10 См., например, сайт Госдумы России, раздел «Новости». URL: http://www.duma-er.ru/news (дата обращения: 01.06.2018).

теллектуальной собственности (ТРИПС)11 (вступило в силу для России 22 августа 2012 г.). В нем указано, что государство гарантирует, чтобы условия обеспечения охраны текстильных образцов, в частности применительно к любым расходам, экспертизе или публикации, не препятствовали неоправданным образом возможности добиваться предоставления такой охраны и ее получения. Государства свободны соблюдать это обязательство посредством законодательства о промышленных образцах или об авторском праве (п. 2 ст. 25).

Следует отметить, что механизм временной правовой охраны промышленных образцов был предусмотрен ранее действовавшим Патентным законом РФ от 23.09.1992 № 3517-112, однако его применение было связано с уведомлением, которое должно было направляться заявителем использующему промышленный образец лицу.

Согласно п. 4. ст. 22 «Временная правовая охрана» Патентного закона РФ положения п. 3 названной статьи распространяются на изобретения, полезные модели и промышленные образцы с даты уведомления заявителем использующего их лица о поданной заявке на выдачу патента, если в отношении изобретений эта дата наступила ранее даты публикации сведений о заявке, а в отношении полезных моделей и промышленных образцов — ранее даты публикации сведений о выдаче патента.

Если обратиться к зарубежному опыту, то можно отметить, что основная особенность системы защиты промышленных образцов в странах Европейского Союза состоит в том, что Директива ЕС 98/71/EC от 13.10.1998 о правовой охране промышленнных образцов13, а также принятое в ее развитие Положение ЕС о промышленных образцах от 05.01.2002 № 6/2002 (European Council Regulation No. 6/2002/EC) закрепили ее разделение на две подсистемы. Одна регулирует отношения, возникающие по поводу защиты зарегистрированных промышленных образцов, другая — незарегистрированных.

Вторая система была создана специально для тех промышленных образцов, которые

пользуются спросом довольно ограниченный период времени (быстро устаревающие морально, коммерческая жизнь которых достаточно коротка). С этой целью незарегистрированным промышленным образцам, ставшим общедоступными на территории ЕС, предоставляется правовая охрана без выполнения каких-либо формальностей, а также без уплаты пошлин одновременно на территории всех 15 стран ЕС. При этом первое раскрытие информации о промышленном образце должно произойти в пределах территории Европейского Союза.

Французский правопорядок не предоставляет охрану незарегистрированным промышленным образцам, однако предусматривает альтернативный путь для упрощенной регистрации дизайна, схожий с подачей предварительной заявки при регистрации изобретений в США.

Кодекс интеллектуальной собственности Франции14 закрепляет деление режимов охраны промышленных образцов на полную и упрощенную. Согласно ст. L.513-1 Кодекса интеллектуальной собственности полная охрана предоставляется на срок, равный 5 годам, исчисляемый с даты подачи заявки с возможностью его продления от 5 до 25 лет. На основании ст. Ь.512-2 данного Кодекса в упрощенном режиме промышленный образец охраняется в течение 3 лет посредством отсрочки его публикации в официальном бюллетене промышленной собственности. Если заявитель желает получить полную общепринятую охрану, он сообщает о своем желании опубликования за 6 месяцев до истечения 3-летнего срока.

Позитивный момент данного законодательного решения состоит в том, что заявителю по истечении указанного 3-летнего срока предоставляется возможность решить вопрос о необходимости последующей правовой защиты. Нельзя не подчеркнуть, что такой режим соответствует сезонному характеру сферы модной индустрии.

Необходимо отметить, что в большинстве зарубежных стран действует специальный режим охраны изделий дизайна, о чем свидетельствует прежде всего опыт Франции как первой стра-

11 См.: Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС/TRIPS) [рус., англ.] (заключено в г. Марракеше 15.04.1994) (с изм. от 06.12.2005) // СПС «КонсультантПлюс».

12 СПС «КонсультантПлюс».

13 Directive 98/71/EC of the European Parliament and of the Council of 13 October 1998 on the legal protection of designs // URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/dir/1998/71/oj (дата обращения: 01.06.2018).

14 См.: URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=5563 (дата обращения: 01.06.2018).

ны, предоставившей модельерам специальную защиту их прав.

В Китае защита дизайна возможна как в рамках авторского права, так и посредством регистрации в качестве промышленного образца. Несмотря на то что авторское право возникает с момента создания произведения, законодательство Китая также предусматривает возможности регистрации авторского права. Такая регистрация необязательна, но при возникновении спора такая регистрация поможет отстоять свою позицию в суде.

Согласно ст. 23 Закона Китайской Народной Республики «О патентах» от 12 марта 1984 г.15 для получения правовой охраны результат интеллектуальной деятельности должен существенно отличаться от ранее зарегистрированных дизайнов. Данное положение позволяет говорить также о наличии условия, сходного с условием «оригинальность», которое состоит в необходимости сравнения внешнего впечатления. Кроме того, указанный критерий свидетельствует о нацеленности законодателя на исключение охраны результата имитации в качестве промышленного образца, что очень важно для дизайна одежды.

Срок действия патента на промышленный образец составляет 10 лет с даты подачи заявки. Сама процедура получения патента достаточно длительна: заявка на получение патента предполагает длительную публикацию, экспертиза, по существу, является отсроченной и проводится по ходатайству заявителя, представленному после подачи заявления на получение патента.

К странам, в которых развита система защиты дизайна одежды, также относится Япония.

В Японии дизайн одежды защищается Законом «О промышленных образцах» — Design Act (Act No. 125 of 1959)16. Регистрацией прав на ИС занимается Патентное ведомство Японии. Иностранные лица, желающие зарегистрировать свои права на интеллектуальную собственность, подают заявления в Патентное ведомство через поверенного с постоянным местопребыванием в Японии.

В ходе экспертизы проверяются следующие критерии:

— дизайн промышленного образца (какое эстетическое впечатление вызывает сочетания формы, текстуры, цветов);

— не противоречит ли дизайн общественному порядку и морали;

— какое его промышленное применение;

— промышленный образец должен быть инновационным и в его конструкции/характеристиках должна быть новизна. В Японии достаточно высокие требования к новизне промышленных образцов — необходимо доказать, что «данный наряд никогда прежде не существовал, что он уникален». Поэтому процесс выдачи патентов в данной

области крайне затруднен, т.к. мода — это, как правило, повторение. Права на промышленные образцы защищаются в течение 20 лет. Этот срок продлению не подлежит. Могут защищаться и незарегистрированные образцы — согласно Закону Японии «О предотвращении недобросовестной конкуренции» — в течение 3 лет с даты первой продажи продукта в Японии.

Согласно ч. III разд. 35 Кодекса Соединенных Штатов Америки (далее — U.S.C.)17 промышленные образцы в США охраняются в течение 15 лет «патентами на дизайн» (design patent), для регистрации которых необходимо подать основную заявку (nonprovision application). При этом предусмотрен формальный, длительный и детализированный порядок регистрации (35 U.S.C. Part III).

Однако в законодательстве США имеется механизм, предоставляющий защиту другим объектам интеллектуальной собственности (изобретениям), в отношении которых патент не зарегистрирован. 35 U.S.C. § 111 предусматривает положения о предварительной заявке (provision application), после подачи которой у конкурентов заявителя отсутствует возможность регистрации аналогичных объекта, технологии. Такой режим устанавливает дату приоритета и действует в течение года с момента подачи заявки. После окончания срока дей-

15 Закон Китайской Народной Республики «О патентах» (с поправками, внесенными Решением от 27.12.2008 «О пересмотре Закона Китайской Народной Республики "О патентах"») // URL: http://www. wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=5484 (дата обращения: 01.06.2018).

16 Закон «О промышленных образцах» (Закон № 125 от 13.04.1959 с последними изменениями, внесенными Законом № 16 от 18.04.2008) // URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=6938 (дата обращения: 01.06.2018).

17 См.: URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/profile.jsp?code=US (дата обращения: 01.06.2018).

ствия временной заявки ее можно преобразовать в основную.

При патентовании промышленных образцов данный механизм не применяется. Главной целью его закрепления является предоставление заявителю 12 месяцев, чтобы доработать основную заявку или прийти к выводу об отказе от патентования.

К особенностям подачи предварительной заявки, отличным от подачи основной, можно отнести сравнительно невысокие требования к оформлению заявки, обеспечение приоритета в патентовании, отсутствие детальной экспертизы, а также отсутствие необходимости публикации.

Преимущество такого подхода состоит в том, что защита промышленных образцов хотя бы на этот непродолжительный период времени дает значительные возможности и большие преимущества их обладателям. Такая правовая охрана будет действовать в течение трех лет, начиная с того дня, когда промышленный образец стал общедоступным.

Необходимо отметить следующие особенности охраны незарегистрированных промышленных образцов:

— они защищены только от преднамеренного копирования, в то время как зарегистрированные образцы защищаются также и от непреднамеренного копирования;

— для получения защиты объект должен обладать новизной и индивидуальными признаками, которые создают принципиально новое представление о данном предмете одежды, отличное от ранее созданных аналогичных объектов, индивидуальные признаки могут быть воплощены в линиях, контурах, цвете, форме, текстуре. Учитывая вышеизложенное, можно сделать

вывод, что в странах, которые являются родоначальниками высокой моды, детально проработаны механизмы правовой защиты дизайна одежды как на национальном (Франция), так и на международном уровне (директивы ЕС). В странах, в которых процветает индустрия fast fashion, а также заимствования дизайна и изготовления контрафактной продукции и для которых защита дизайна одежды является эко-

номически невыгодной, механизмы защиты дизайна одежды либо недостаточно проработаны (Китай), либо настолько сложны, что охрана дизайна одежды становится невозможной (Япония). Кроме того, необходимость защиты дизайна одежды подчеркивается на международном уровне, в частности в ТРИПС. Членство Российской Федерации в ВТО влечет необходимость учета содержания вышеуказанного соглашения при решении вопроса о реформировании правового регулирования. Возможной моделью правового регулирования с учетом содержания ТРИПС предстает введение механизмов, связанных с предварительной заявкой на получение патента, или механизмов, связанных с защитой незарегистрированных промышленных образцов. Однако оптимальной моделью правового регулирования представляется введение охраны незарегистрированных промышленных образцов, поскольку она предполагает предоставление правовой охраны без введения дополнительных административных процедур.

На данный момент в условиях острой конкуренции между производителями (как российскими, так и зарубежными) защита отечественных дизайнеров, способных создавать оригинальные и творческие модели, от копирований и заимствований их работы должна являться приоритетным направлением в поддержке и развитии отрасли легкой промышленности.

В отсутствие предлагаемого механизма временной правовой охраны, а также с учетом характера результатов интеллектуальной деятельности, которые могут войти в состав сложных объектов интеллектуальных прав (в том числе в сфере дизайна), данная сфера остается без должной правовой защиты. Представляется необходимым, чтобы предложенные механизмы правовой охраны (временной правовой охраны и пр.) соответствовали международным обязательствам Российский Федерации и отвечали международным стандартам защиты подобных изделий. Внимание к правовой охране результатов творческого труда является важным и актуальным для развития отечественной легкой промышленности и коммерциализации результатов творческого труда авторов.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Гринь Е. С. Объекты авторских прав в индустрии моды // Интеллектуальная собственность. Авторские и смежные права. — 2018. — № 6.

2. Котенко Е. С. Мультимедийный продукт как объект авторских прав : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2012. — 26 с.

3. Новоселова Л. А, Гринь Е. С., Ворожевич А. С. К вопросу об учете прав на олимпийскую символику // Теория и практика физической культуры. — 2017. — № 6.

Материал поступил в редакцию 30 июня 2018 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SELECTED ISSUES OF USING THE RESULTS OF CREATIVE ACTIVITY AS PART OF COMPLEX OBJECTS OF INTELLECTUAL RIGHTS

GRIN Elena Sergeevna — PhD in Law, Associate Professor, Deputy Head of the Department of

Intellectual Rights of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

esgrin@msal.ru

125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9

Abstract. The article considers the issues of using the results of creative activity as part of complex objects of intellectual rights in the field of show business, theater, design, etc. The author highlights the need for legal regulation of specific objects of creative work that have become a constituent part of a complex object. It is noted that, taking into account the development of digital technologies and foreign experience, it is necessary to analyze the domestic practice of legal protection of objects of creative activity that have become constituent parts of complex objects (objects of copyright and patent rights) in order to improve legal protection of authors, and to provide them with the possibility of successful commercialization of their intellectual activity results. The author concludes that, under the conditions of intense competition between manufacturers (both Russian and foreign), protection of domestic authors capable of creating original and creative models against copying and illicit borrowing should become a priority in order to support and develop the consumer goods industry. The article considers the possibility of introducing ancillary protection for industrial designs and highlights that the proposed legal protection mechanisms must comply with the international obligations of the Russian Federation and meet international standards applied for the protection of such products. In conclusion, it is noted that attention should be drawn to the legal protection of the results of creative work (in particular, the results of creative work as part of complex objects of intellectual rights), as it is relevant for the development of the domestic consumer goods industry and commercialization of the results of authors' creative activity.

Keywords: Complex object of intellectual rights, objects of design, results of intellectual activity.

REFERENCES

1. Grin E. S. Objekty avtorskikh prav v industrii mody [Copyright objects in the fashion industry]. Intellektualnaya sobstvennost. Avtorskie i smezhnye prava [Intellectual property. Copyright and Related Rights]. 2018. No. 6. (In Russian).

2. Kotenko E. S. Multimediynyy produkt kak obekt avtorskikh prav : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Multimedia product as an object of copyright: Abstract of the PhD Thesis] Moscow, 2012. 26 p. (In Russian).

3. Novoselova L. A. , Grin E. S. , Vorozhevich A. S. K voprosu ob uchete prav na olimpiyskuyu simvoliku [ The issue of rights for Olympic symbols]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury [Theory and Practice of Physical Culture]. 2017. No. 6. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.