А. В. Безруков, И. В. Тепляшин
РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В УКРЕПЛЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОПОРЯДКА В РОССИИ
В статье исследуются вопросы укрепления правопорядка с участием общественных структур, в том числе посредством осуществления общественного контроля. Институт общественного контроля определяется как система правовых средств и мер наблюдения общественности за деятельностью органов публичной власти. Авторы подчеркивают необходимость понимания роли и значения общественного присутствия в организационно-управленческих отношениях.
Рассмотрены принципы и направления взаимодействия государственных и общественных структур в этой сфере. Перспективными видятся установление конституционно-правового статуса субъектов общественного контроля, определение их реальных правовых возможностей в укреплении правопорядка и формирование активной позиции общественности в защите прав и свобод человека и гражданина в современной России.
Ключевые слова: общественность, общественный контроль, конституционно-правовые средства, конституционный правопорядок, государственный механизм, демократия, правоохранительные органы, органы внутренних дел
В соответствии со ст. 3, 30, ч. 1 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации и их объединения имеют право участвовать в работе государственных органов, создавать общественные формирования, в том числе правоохранительной направленности, и принимать участие в их деятельности. В современных условиях укрепления правовой государственности, реализации принципов конституционного строя и развития новых форм взаимодействия общества и государства важным представляется исследование демократических правовых средств обеспечения конституционного правопорядка.
Системного рассмотрения требуют также общественный контроль, народная инициатива, гражданский долг и правопорядок.
В свою очередь, общественность следует рассматривать как совокупность негосударственных структур (общественные объединения, молодежное сообщество, трудовые коллективы, научное сообщество и пр.), которые реализуют свои инициативы, активно участвуют в решении общественных вопросов и в силу этого взаимодействуют с государственными органами и учреждениями. Под правопорядком понимается система общественных отношений, сложившаяся на основе соблюдения норм права. Данные категории выступают связующими элементами демократии и конституционализма. Представляется, что обеспечение правопорядка требует скоординированных усилий клю-
чевых государственных и негосударственных структур. Игнорирование ресурсов и полезных инициатив общественности снижает эффективность и системность мер по обеспечению правопорядка.
Справедливо отмечается, что власть не сможет стать сильнее, не укрепляя гражданское общество, не помогая ему сорганизоваться экономически и духовно [Кокотов 2004: 155]. На наш взгляд, система взаимодействия государства и гражданского общества основывается на модели взаимной ответственности и понимания интересов обеих сторон. Основной формой участия общественности в деятельности государства выступает общественный контроль. Он позволяет претворить в правовую жизнь возможности общественности, связанные с мониторингом деятельности государственных структур и нахождением просчетов и недостатков в работе органов управления в целом. Более того, общественный контроль способен выступить новой формой демократии, а также критерием эффективности государственного механизма, показателем доверия решениям, принимаемым государством. Институт общественного контроля может быть эффективно реализован для укрепления правопорядка в современном российском обществе.
В теории права правопорядок изначально определялся как результат реализации правовых норм. В современной доктрине существуют различные концепции его понимания и опреде-
ления [Черногор, Пашенцев 2017; Свинин 2017]. С позиций постклассической юриспруденции, в том числе принципов конструктивизма и антропоцентризма, правопорядок рассматривается как динамически развивающаяся модель, содержание которой определяется правосознанием и правовой традицией. Правопорядок понимается также как постоянная реализация субъектами права правовых норм, построенная на внешнем и внутреннем диалоге и ориентированная на представление социума о должной модели правового поведения.
Термин «правопорядок» используется в нормативных правовых актах, относящихся к разным отраслям российского права (см., например, ст. 167, 169, 181.5 ГК РФ, ст. 2 ГПК РФ, ст. 167 Семейного кодекса РФ, ст. 13.5 КоАП РФ, ч. 4 ст. 374 Налогового кодекса РФ). Однако нигде не содержится его законодательного определения.
В свою очередь конституционный правопорядок мы предлагаем рассматривать как необходимое условие и основу для развития правовой системы России, способствующее реализации принципов гарантированности конституционных прав и свобод человека и верховенства права, высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ [Безруков 2018: 78]. Конституционность правопорядка может легализоваться с участием всей системы государственных и общественных средств и форм публичного сопровождения.
В научной литературе подчеркивается значимость взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями для эффективного осуществления ими своих функций в сфере обеспечения правопорядка [Киричёк 2015; Ястребова 2016]. Причем создание общественных объединений правоохранительной направленности, активное привлечение граждан к охране общественного порядка (добровольные народные дружины, казачество и др.) и успешное взаимодействие полиции с общественными формированиями способствуют как повышению профилактики преступности, так и сокращению количества правонарушений в целом.
На наш взгляд, можно назвать следующие направления взаимодействия органов внутренних дел с общественными структурами в сфере обеспечения правопорядка:
регулярный обмен сведениями о состоянии правопорядка и динамике правонарушений в конкретном регионе (районе, территории) и совместный анализ этих сведений;
участие в экспертизе информационно-аналитических обзоров и иных правовых актов;
разработка и реализация совместных мероприятий (семинаров, конференций, круглых сто-
лов и пр.) по значимым вопросам в сфере обеспечения правопорядка и профилактики правонарушений;
специальное обучение членов общественных структур эффективному применению средств и методов обеспечения правового порядка, использованию информационно-идеологических способов воздействия на правонарушителя;
мониторинг мнения общественности о деятельности органов внутренних дел;
информирование общественности о результатах деятельности правоохранительных органов в сфере обеспечения законности и борьбы с преступностью;
системное и последовательное осуществление правовой, информационно-воспитательной и профилактической работы с населением;
рекрутирование новых членов для добровольных народных дружин и их подготовка;
профессиональная ориентационная работа с молодежью, подготовка к участию в охране общественного порядка и общественной социализации в целом;
разработка и реализация поощрительных мероприятий для общественных объединений и граждан, которые отличились в охране общественного порядка и др.
С учетом разнообразия направлений взаимодействия органов внутренних дел и общественности определить четкий алгоритм их сотрудничества сложно. Но это не лишает нас возможности конструирования различных форм и моделей такого сотрудничества.
Выделим направления осуществления общественного контроля в сфере укрепления правопорядка.
1. Формирование общественных советов при органах государственной власти. В современный период основным общественным институтом в этом плане является Общественная палата Российской Федерации, которая, по мнению видных специалистов, выступает главным институтом гражданского общества и претворяет в правовую жизнь реальные интересы граждан [Гриб 2010: 6-7]. В рамках формирования общественных советов при органах государственной власти нередко создаются экспертные советы. Также органы власти привлекают независимых экспертов, представителей образовательных учреждений, общественных объединений, научно-исследовательских организаций и других заинтересованных субъектов для осуществления разного рода аналитической деятельности, выработки соответствующих рекомендаций. В целом институт общественных советов при органах государственной власти, в том числе правоохранительных органах, является относительно новым и нуждается в развитии.
2. Участие граждан в охране общественного порядка. Данная возможность закреплена в Федеральном законе от 2 апреля 2014 г. «Об участии граждан в охране общественного порядка» и активно реализуется во многих регионах России. Основная форма такого участия - деятельность народных дружин. При этом в специальной литературе указывается на необходимость конкретизации основ правового статуса народной дружины, народного дружинника, общественных объединений правоохранительной направленности [Новиков 2015: 121]. Но несмотря на перспективность данной формы, здесь пока не сложились стройная система правоприменения и юридическая практика.
3. Нештатное сотрудничество граждан с правоохранительными органами. Это направление включения граждан в правоохранительную деятельность представляется вполне эффективным, однако нуждается в качественно новом нормативном оформлении.
Характер участия институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля и укреплении правопорядка может служить показателем правовой зрелости российской общественности
4. Активное привлечение средств массовой информации к популяризации особой роли общественности в укреплении правопорядка, развитию у различных общественных структур интереса к работе государственных органов.
5. Участие научного сообщества в работе правоохранительных органов. Очень важно определить статус научно-консультативных общественных структур (советов, бюро), задействованных в обеспечении правопорядка.
6. Вовлечение молодежного сообщества в антикоррупционную политику и развитие соответствующих общественных институтов, способствующих укреплению конституционного правопорядка (например, посредством создания молодежных парламентов, молодежных правительств и т. д.).
Специальными принципами взаимодействия государства и институтов гражданского общества могут выступить следующие:
1. Социально-правовая и организационно-управленческая взаимозависимость гражданского общества и государства. Если под гражданским обществом понимать качественную ступень развития общества [Никитина 2017: 36], то характер участия институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля и укреплении правопорядка может слу-
жить показателем правовой зрелости российской общественности.
2. Недопустимость необоснованного и неправомерного вмешательства субъектов общественного контроля в деятельность органов государственной власти. При формировании целей и задач общественных структур (общественных советов, групп народного контроля, народных дружин и пр.) важно установить пределы их воздействия на государственную власть.
3. Презумпция добросовестности деятельности органов публичной власти, за деятельностью которых осуществляется общественный контроль. Предполагается, что деятельность органов государственной и муниципальной власти, должностных лиц, а также иных представителей государства осуществляется исключительно в соответствии с Конституцией РФ и российским законодательством и направлена на укрепление основ правового государства и демократии.
4. Формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания субъектов общественного контроля в сфере укрепления конституционного правопорядка.
5. Эффективность и оперативность общественного контроля в сфере укрепления правопорядка. Важно установить систему критериев действенности общественного контроля при претворении в социальную и правовую жизнь идей правопорядка и законности. Можно предложить следующие критерии: уровень преступности и динамика правонарушений в соответствующем регионе, количество и качество принятых и реализованных решений общественных советов при органах публичной власти, периодичность и эффективность участия граждан в охране правопорядка.
Своевременность законодательного закрепления института общественного контроля в сфере укрепления конституционного правопорядка. Продуктивным представляется формирование и развитие процессуального регулирования деятельности органов исполнительной власти [Лукьянова 2016: 12].
Таким образом, общественные структуры и государственный аппарат способны образовать единую систему обеспечения конституционного правопорядка. В связи с этим важно продолжить законодательную работу по установлению конституционно-правового статуса субъектов общественного контроля, определению их правовых возможностей в укреплении конституционного правопорядка. Значительную роль здесь могут играть органы внутренних дел, которые самостоятельно и в сотрудничестве с общественностью непосредственно обеспечивают общественную безопасность и конституционный правопорядок на всей территории Российской Федерации.
Список литературы
Безруков А. В. Конституционно-правовой механизм обеспечения правопорядка органами публичной власти в России: моногр. М.: Юстицинформ, 2018. 326 с.
Гриб В. В. Общественная палата Российской Федерации как элемент политико-правовой инсти-туциализации гражданского общества. М.: Юрист, 2010. 184 с.
Киричёк Е. В. Взаимодействие полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2015. № 7. С. 28-33.
Кокотов А. Н. Доверие. Недоверие. Право. М.: Юристъ, 2004. 192 с.
Лукьянова Е. Г. Правовая система России: современные тенденции развития // Труды Института государства и права Российской Академии наук. 2016. № 6. С. 6-23.
Никитина Е. Е. Институциализация гражданского общества в России: историко-теоретический аспект // Журнал российского права. 2017. № 2. С. 30-41.
Новиков Д. О. Анализ и практика применения Федерального закона № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» от 02.04.2014 г. // Проблемы права. 2015. № 2. С. 120-123.
Свинин Е. В. Правопорядок как воплощение идей законности и необходимости // Журнал российского права. 2017. № 9. С. 24-33.
Черногор Н. Н., Пашенцев Д. А. Правовой порядок: доктринальные подходы, методы и актуальные направления исследования // Журнал российского права. 2017. № 8. С. 5-16.
Ястребова А. И. К вопросу о взаимодействии общественных организаций и органов полиции в сфере охраны общественного порядка в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 3. С. 91-95.
Андрей Викторович Безруков - доктор юридических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Сибирского юридического института МВД России (Красноярск). 660131, Российская Федерация, Красноярск, ул. Рокоссовского, 20. E-mail: [email protected].
Иван Владимирович Тепляшин - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного и муниципального права юридического института Сибирского федерального университета (Красноярск). 660075, Российская Федерация, Красноярск, ул. Маерчака, 6. E-mail: [email protected].
The Role of the Public in Strengthening the Constitutional Order in Russia
The article examines the issues of strengthening the rule of law with the participation of public structures, including through the implementation of public control. Public control is defined as a system of legal means and measures of public monitoring and control over the decisions and activities of public authorities. The authors emphasize the need to understand the role and importance of public presence in organizational and management relations. The principles and directions of interaction of state and public structures in this field are considered.
The establishment of a valid constitutional and legal status of the subjects of public control, the definition of real legal opportunities in strengthening the rule of law and formation of an active public position in protecting the rights and freedoms of man and citizen in modern Russia are seen as promising.
Keywords: community, social control, constitutional remedies, constitutional legal order, government mechanism, democracy, law enforcement bodies, bodies of internal affairs
References
Bezrukov A. V. Konstitutsionno-pravovoi mekhanizm obespecheniya pravoporyadka organami publichnoi vlasti v Rossii [The Constitutional-Law Mechanism of Guaranteeing Legal Order by Public Authorities in Russia], Moscow, Yustitsinform, 2018, 326 p.
Chernogor N. N., Pashentsev D. A. Pravovoi poryadok: doktrinal'nye podkhody, metody i aktual'nye napravleniya issledovaniya [The Legal Order: Doctrinal Approaches, Methods and Current Directions of the Research], Journal of Russian Law, 2017, no. 8, pp. 5-16.
Grib V. V. Obshchestvennaya palata Rossiiskoi Federatsii kak element politiko-pravovoi insti-tutsializatsii grazhdanskogo obshchestva [Civic Chamber of the Russian Federation as an Element of Political and Legal Institutionalization of Civil Society], Moscow, Yurist, 2010, 184 p.
Kirichek E. V. Vzaimodeistvie politsii i institutov grazhdanskogo obshchestva v Rossiiskoi Federatsii [Interrelation between Police and Institutions of Civil Society in the Russian Federation], Administrativnoe pravo i protsess, 2015, no. 7, pp. 28-33.
Kokotov A. N. Doverie. Nedoverie. Pravo [Trust. Mistrust, Law], Moscow, Yurist", 2004, 192 p.
Luk'yanova E. G. Pravovaya sistema Rossii: sovremennye tendentsii razvitiya [The Russian Legal System: Modern Tendencies of Development], Trudy Instituta gosudarstva i prava Rossiiskoi Akademii nauk, 2016, no. 6, pp. 6-23.
Nikitina E. E. Institutsializatsiya grazhdanskogo obshchestva v Rossii: istoriko-teoreticheskii aspect [Institutionalization of Civil Society in Russia: Historical and Theoretical Aspects], Journal of Russian Law, 2017, no. 2, pp. 30-41.
Novikov D. O. Analiz i praktika primeneniya Federal'nogo zakona № 44-FZ «Ob uchastii grazhdan v okhrane obshchestvennogo poryadka» ot 02.04.2014 g. [Analysis and Practice of Implementation of the Federal Law No. 44-FZ of 2nd April 2014 «On Participation of Citizens in Protection of Public Order»], Problemy prava, 2015, no. 2, pp. 120-123.
Svinin E. V. Pravoporyadok kak voploshchenie idei zakonnosti i neobkhodimosti [Law and Order as an Embodiment of the Ideas of Legality and Necessity], Journal of Russian Law, 2017, no. 9, pp. 24-33.
Yastrebova A. I. K voprosu o vzaimodeistvii obshchestvennykh organizatsii i organov politsii v sfere okhrany obshchestvennogo poryadka v Rossiiskoi Federatsii [To the Question of Cooperation Between Public Organizations and the Police Authorities in the Field of Public Order Protection in the Russian Federation], Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii, 2016, no. 3, pp. 91-95.
Andrey Bezrukov - doctor of juridical sciences, professor of Department of state-law disciplines, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Krasnoyarsk). 660131, Russia, Krasnoyarsk, Rokossovsky str., 20. E-mail: [email protected].
Ivan Teplyashin - candidate of juridical sciences, associate professor of Department of constitutional, administrative and municipal law of the Law institute, Siberian Federal University (Krasnoyarsk). 660075, Russian Federation, Krasnoyarsk, Mierchak str., 6. E-mail: [email protected].
Дата поступления в редакцию / Received: 06.05.2018
Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 25.06.2018