НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
проблемы
а.в. безруков,
докторант кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД россии)
A.V. bezrükov, Doctoral Candidate, Department of State-Legal Subjects, Candidate of Law, Associate Professor (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
уДК 340.132
Архитектоника конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка органами публичной власти
Architectonic of constitutional-Legal Mechanism used by state authorities to maintain public order
В статье раскрывается социально-правовая природа и формируется архитектоника конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка органами публичной власти. Рассматриваются основные подходы к сущности категории «механизм», показаны его разновидности, соотношение конституционно-правового механизма со смежными категориями. Доказывается фундаментально-ценностное значение конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка, который интегрирует в себя государственно-правовые, институционально-функциональные и отраслевые черты публично-правового механизма обеспечения правопорядка в целом.
Архитектоника, механизм, конституционно-правовой механизм, обеспечение правопорядка, органы публичной власти.
The paper reveals the social-legal nature and architectonic of the constitutional-legal mechanism used by state authorities to maintain public order. The author considers the basic principles of the definition of the mechanism, shows its main types, interaction of the constitutional-legal mechanism with allied categories. Moreover, the author proves the fundamental value of the constitutional-legal mechanism used by state authorities to maintain public order. This mechanism includes state-legal, institutional-fundamental and branch features of the state-public mechanism aimed at maintaining public order as a whole.
Architectonic, mechanism, constitutional-legal mechanism, public order maintenance, state authorities.
Обеспечение правопорядка является важнейшей задачей государства, которую выполняют самостоятельно и во взаимодействии друг с другом различные органы публичной власти, функционируя в системе конституционно-
правового механизма обеспечения правопорядка. Предлагаемый механизм должен строиться в опоре как на общетеоретические, так и отраслевые, в первую очередь, конституционно-правовые разработки.
И <
ш о а С
и S bS
и и
У S
I—
о <
о ^
о н
и
0
1
< I
6
Исследование конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка необходимо осуществлять посредством системного подхода, рассматривая его в структуре публично-правового механизма обеспечения правопорядка во взаимосвязи с политической системой, правовой культурой, социально-экономическими отношениями, которые во многом предопределяют его содержание и структуру.
Конструируя архитектонику конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка, важно обратиться к сущности категории «механизм» и провести соотношение со смежными понятиями.
Механизм есть внутреннее устройство, совокупность состояний, процессов, из которых складывается явление. Любой механизм представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, находящихся в упорядоченной согласованности между собой и сохраняющих относительную автономность.
В юридической литературе категория «механизм» рассматривается с различных точек зрения. В опоре на фундаментальные разработки теории права учеными используются такие термины, как механизм правового регулирования, механизм правотворчества, механизм формирования правового поведения, механизм обеспечения прав и свобод личности, юридический механизм управления, общий механизм действия права, механизм действия правовой системы, механизм укрепления законности, механизм обеспечения правопорядка и др. [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9].
Иногда в доктрине категория «механизм» рассматривается как тождественная понятию «процесс». Действительно, сущность механизма выражается не только в статике, но и в динамике, когда речь идет о процессе воплощения правовых предписаний, закрепленных в конституционно-правовой модели должного поведения в реальное их осуществление в конкретных общественных отношениях. Иными словами, механизм нужен для того, чтобы обеспечить переход от должного к сущему, реальному, что возможно только в условиях эффективного и качественного обеспечения его функционирования. Следовательно, и в конструкции механизма должны присутствовать как статическая, так и динамическая составляющие.
Потому обоснованно мнение ученых о том, что положение о тождественности механизма и процесса не вполне верно, поскольку механизм может рассматриваться как статическая и как динамическая категория. При этом статическая сторона показывает внутреннее строение этого целостного механизма, его отдельные элементы, взятые в единстве. Динамическая сторона определяет взаимообусловленное взаимодействие
всех структурных элементов (организационно-правовых средств) [10].
В.Н. Бутылин, исследуя механизм государственно-правовой охраны прав и свобод человека и гражданина, раскрывает его через систему конституционно-правовых норм, структуру (субъекты, объекты, характер связей между ними), разнообразные политико-правовые, социально-экономические и социально-психологические факторы, формы и методы, способы, условия и средства осуществления конституционно-правовых норм в соответствии с установленными процедурами и принципами [8].
Продолжая разработку механизма обеспечения прав и свобод человека, Е.В. Киричёк определяет организационно-правовой механизм как сложную, целостную, многостороннюю и многоуровневую систему статических и динамических элементов (организационно-правовых средств), каждый их которых имеет свое функциональное предназначение, с помощью которых осуществляется целенаправленное, результативное воздействие на общественные отношения в сфере реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина посредством взаимообусловленного, сбалансированного их функционирования с целью создания оптимальных политических, экономических, социальных, духовных, правовых и иных условий для наиболее полного пользования человеком и гражданином социальными благами (эффективного обеспечения прав и свобод) [10].
Таким образом, для перевода должного (установленного правом) в конкретные упорядоченные правоотношения (правопорядок) как результат действия права необходимо сконструировать целостный конституционно-правовой механизм обеспечения правопорядка.
Государство в лице его органов, прежде всего правоохранительных, является основным субъектом обеспечения правопорядка. Организация и деятельность государственных органов по обеспечению правопорядка должны строиться на основе конституционных принципов законности, разделения властей и единства государственной власти, федерализма, приоритета прав и свобод человека и гражданина, дифференциации мер воздействия к нарушителям правопорядка, неотвратимости ответственности.
Что касается непосредственно понятия «обеспечение правопорядка», которое положено в основу механизма его обеспечения, то под ним понимается деятельность по созданию необходимых условий для существования правопорядка, его охраны и защиты от противоправных посягательств, восстановления путем приведения фактических отношений в нормативно установленное состояние [11].
С учетом изложенного деятельность по обеспечению правопорядка позволяет рассмотреть ее в разрезе четырех составляющих: через установление, охрану, защиту и восстановление правопорядка.
Установление правопорядка выступает как деятельность государства, направленная на качественное и полноценное правовое регулирование общественных отношений, предупреждение правонарушений; устранение причин и условий, способствующих их совершению; создание благоприятных условий для качественного установления и созидания правопорядка участниками общественных отношений, эффективной реализации и защите прав и свобод граждан.
Охрана правопорядка заключается в контрольно-надзорной деятельности компетентных субъектов за надлежащей реализацией правовых предписаний участниками общественных отношений, обеспечением прав, свобод и обязанностей человека.
Защита правопорядка представляет собой деятельность по пресечению нарушения правовых предписаний, посягательств на установленный правопорядок, применение различных средств конституционно-правового реагирования и принуждения за нарушения правопорядка.
Восстановление правопорядка образует деятельность государства по привлечению к конституционно-правовой и иной юридической ответственности лиц, виновных в нарушении правопорядка, восстановлению нарушенного состояния общественных отношений, возмещению вреда пострадавшим от правонарушений. Следовательно, эта деятельность нацелена на минимизацию негативных последствий и обеспечение прав и законных интересов участников общественных отношений, в той или иной мере пострадавших от нарушений правопорядка.
Таким образом, непосредственное и надлежащее обеспечение правопорядка органами публичной власти посредством установления, охраны, защиты и восстановления правопорядка является необходимым условием эффективного функционирования публично-правового механизма его обеспечения в целом. В центре публично-правового механизма обеспечения правопорядка, в системе которого работают различные видовые (государственно-правовой, институционально-функциональный) и отраслевые механизмы (административный, уголовно-правовой, гражданско-правовой и др.), находится именно конституционно-правовой механизм обеспечения правопорядка.
Предложенный механизм цементирует и консолидирует находящиеся во взаимодействии статические и динамические видовые и отраслевые элементы публично-правового механизма обеспечения правопорядка, придает упорядо-
ченность процессу конституционно-правового воздействия на состояние правопорядка, повышает его качественные характеристики, имеет магистрально-ориентирующее содержание для формирования механизма обеспечения правопорядка в целом. Следовательно, конституционно-правовой механизм является фундаментальной составляющей публично-правового механизма обеспечения правопорядка.
Рассматривая архитектонику конституционно-правового механизма, определим его содержание. В целом конституционно-правовой механизм обеспечения правопорядка представляет собой комплексный институт конституционно-правовой деятельности, регламентируемый системой конституционно-правовых и иных норм, содержащихся в федеральных, региональных и муниципальных правовых актах, определяющих предназначение, цели и задачи функционирования уполномоченных субъектов (государственных и муниципальных органов, граждан и их объединений) по обеспечению правопорядка.
Структура такого механизма обусловлена динамической и статической его составляющими. Статическая сторона показывает внутреннее строение рассматриваемого механизма, характеристику его элементов; динамическая сторона определяет взаимообусловленное функционирование всех конструктивных элементов, имеющих свое функциональное предназначение, в целях формирования политико-правовых, организационных, социально-экономических и иных условий для эффективного обеспечения правопорядка.
Статические и динамические составляющие системно образуют следующие его элементы: объект (отношения, формирующие конституционный правопорядок), субъекты его обеспечения (органы публичной власти, негосударственные объединения, граждане), содержание (деятельность субъектов по обеспечению правопорядка и ее результат) и конституционно-правовые основа и средства (инструменты) обеспечения правопорядка, которые реализуют уполномоченные субъекты.
Таким образом, рассматриваемый механизм представляет собой комплексный институт конституционно-правового функционирования, включающий систему конституционно-правовых и иных правовых норм, определяющих предназначение, цели и задачи функционирования уполномоченных субъектов по обеспечению правопорядка посредством применения различных конституционно-правовых средств и методов.
С учетом изложенного, определяя архитектонику конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка, представим ее в виде трех основных блоков:
и <
ш о а С
и S bS
и и
У S
I—
о <
о ^
о н
и
о X
< X
7
И <
ш о а С
и S bS
и и
У S
I—
о <
о ^
о н
и
0
1
< I
8
— ценностно-нормативныи, преимущественно определяющий мотивацию и состоящий из конституционно-правовых норм, которые стимулируют уполномоченных субъектов на правомерное поведение и эффективное обеспечение правопорядка;
— институциональный, представленный в виде субъектов обеспечения правопорядка, в число которых входят органы публичной власти (государственные и муниципальные органы), негосударственные формирования (общественные объединения, советы и др.) и граждане, если немного раздвинуть рамки предложенного механизма, рассуждая о нем в целостном ключе;
— инструментально-функциональный, заключающийся в установлении на нормативной основе полномочий субъектов обеспечения правопорядка, каждый из которых выполняет возложенные на него задачи и функции во взаимодействии с другими субъектами, также выполняет согласованно принятые с ними решения в различных формах, используя те или иные конституционно-правовые средства обеспечения правопорядка, и формировании связей между ними. Соответственно, этот блок включает в себя взаимосвязи между указанными субъектами по поводу объекта, представляющего собой систему общественных отношений, направленных на качественное установление правопорядка.
Анализируемый конституционно-правовой механизм функционирует в системной работе его статических и динамических элементов, в условиях действия конституционных принципов правового демократического федеративного государства, разделения властей и единства государственной власти, централизации и децентрализации власти. Рассматриваемый механизм должен быть способен оперативно реагировать на угрозы правопорядку и факты
Список литературы:
1.
2.
3.
4.
Аврутин Ю.Е., Зубов И.Н. Органы внутренних дел в государственном механизме Российской Федерации. М., 2000. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. Алексеев С.С. Теория права. М., 1995. Алексеев С.Н. Эффективность институционально-правового механизма обеспечения правопорядка: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2011. Алиуллов Р.Р. Механизм управления органами внутренних дел (вопросы теории, методологии и практики): дис. ... докт. юрид. наук. М., 2004.
нарушения правопорядка (правонарушения) с целью достижения результата — установления качественного правопорядка.
Таким образом, предлагаемая конструкция конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка позволяет уяснить его теоретико-правовую сущность и может быть положена в основу теоретико-методологического исследования целостного публично-правового механизма обеспечения правопорядка органами публичной власти с участием общественности.
Между тем конституционно-правовой механизм следует отличать от смежных аналогичных категорий (публично-правовой, организационно-правовой, государственно-правовой, институционально-функциональный). Представляется, что конституционно-правовой механизм обеспечения правопорядка является интеграционным, комплексным явлением, объединяющим указанные виды (и иные возможные виды) механизмов обеспечения правопорядка, вбирает в себя государственно-правовые, институционально-функциональные и отраслевые черты публично-правового механизма обеспечения правопорядка при ведущей роли конституционно-правового регулирования.
Резюмируя, подчеркнем, что в современных условиях вырисовывается потребность разработки архитектоники конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка органами публичной власти. На основе предложенной конструкции следует разработать теоретическую концепцию обозначенного механизма, при необходимости принять новые и внести соответствующие коррективы в нормативные правовые акты, регламентирующие основания и порядок обеспечения правопорядка, руководствуясь которыми организовать эффективную правоприменительную деятельность субъектов, участвующих в установлении и обеспечении правопорядка.
6. Анохин Ю.В. Государственно-правовое обеспечение прав и свобод личности (теоретический аспект): монография. Барнаул, 2004.
7. Бугель Н.В. Органы внутренних дел в правовом механизме Российского государства. СПб., 2000.
8. Бутылин В.Н. Государственно-правовой механизм охраны конституционных прав и свобод граждан: монография. М., 2001.
9. Тасанов К.К. Конституционный механизм защиты основных прав человека: монография. М., 2004.
10. Киричёк Е.В. Организационно-правовой механизм обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в условиях взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации: дис. ... докт. юрид. наук. М., 2014.
11. Кунаков П.А. Участие субъектов гражданского общества в обеспечении правопорядка как форма проявления социально-правовой активности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2007.
E-mail: [email protected]
и <
ш о а С
и S bS
и и
У S
I—
о <
о ^
о н
и
о X
< I
9