Жамалова Г. Г., к. пол. н.
доцент
Ташкентский государственный экономический университет Айматова Ф.Х. старший преподаватель Ташкентский государственный экономический университет
РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ В ДУХЕ ПАТРИОТИЗМА
Аннотация: В статье поясняется роль социально-гуманитарных наук в создании основ духовно-нравственного наследия, которое служит залогом формирования гармоничного развитого поколения в современном обществе. Поясняется суть социально-гуманитарного образования, а также определяются основные проблемы и перспективы развития гуманитарных наук.
Ключевые слова: социально -экономические условия, гармонично-развитое поколение, духовность молодежи, общественные развития, социально-гуманитарное образование, гуманитарные знания, фактор деформации, гуманитарные науки.
Djamalova G. G., candidate of sciences
associate professor Tashkent State University of Economics
Aymatova F.Kh. senior lecturer Tashkent State University of Economics
THE ROLE OF SOCIAL AND HUMANITARIAN SCIENCES IN
EDUCATION OF YOUTH IN THE SPIRIT OF PATRIOTISM
Annotation: The article explains the role of the social sciences and humanities in creating the foundations of the spiritual and moral heritage, which is the key to the formation of a harmonious developed generation in modern society. The essence of social and humanitarian education is explained, as well as the main problems and prospects for the development of the humanities.
Key words: socio-economic conditions, harmoniously developed generation, spirituality of youth, social development, social and humanitarian education, humanitarian knowledge, deformation factor, humanities.
Стабильность нашей национальной независимости и ускорение нашего общественного развития невозможно представить без культурных, духовных людей, уважающих свою нацию и свой народ, прекрасно владеющих секретами науки и профессии, оставленными их предками. Воспитание гармонично развитого поколения, которое является основой развития нашего общества, означает создание основы для благополучной жизни. Представление о благополучной жизни сегодня - это суть нашей национальной идеи, вместе с представлениями о благополучии народа, процветании Родины и мире страны, самых заветных и священных для нас ценностях.
Благодаря независимости Узбекистан определил уникальный и правильный путь развития, и в этом направлении основное внимание уделяется обеспечению прав и интересов человека, повышению уровня жизни, созданию достойных социально -экономических условий и принятию соответствующих важных программ. Гармоничное воспитание нашей молодежи, являющееся основой нашего будущего, поднялось до уровня государственной политики. Развитие нашего общества невозможно представить без духовности, которая вдохновляет нашу будущую молодежь на выполнение великих задач.
Для достижения славных целей нашей страны важно воспитать гармонично - развитое поколение в каждом возрасте новый образ мышления - здравый смысл, высокую духовность и культуру.
Ведь духовность молодежи, ее духовно-нравственная зрелость определяет будущее нашей страны. Роль и место семьи в этом уникальны. Семья - колыбель духовной зрелости. Семья - это стержень и основа общества. Это священное место, сохраняющее преемственность каждого народа, обеспечивающее развитие национальных ценностей, воспитывающее духовно зрелое, нравственно чистое, психически здоровое и физически гармоничное поколение.
Мы должны признать, что семья является источником вечности жизни, преемственности поколений, источником священных традиций, а также источником образования, непосредственно влияющим на будущие поколения.
Если посмотреть на историю нашего народа, то ценнейшие традиции: честность, правдивость, честь, скромность, доброта, трудолюбие формируются прежде всего в семье. Мы видим эти человеческие качества в Коране и хадисах, в трудах Фараби, Абу Али ибн Сино, Абу Райхана Беруни, а также в «Кошмаре» Кайковуса, «Махбуб-уль-Кулуб» Алишера Навои и ряде дидактических материалов. работает в нашей классической литературе.
В связи с обретением независимости Узбекистан уделяется особое внимание развитию в семье гармонично развитого поколения людей. Конституция, являющаяся Основным законом независимой Республики
Узбекистан, определяет человеческие обязанности и ответственность детей перед обществом, семьей и родителями на основе основных идей и правил наших национальных ценностей. В частности, статьи 63 -66 главы XIV Конституции Республики Узбекистан посвящены семейным отношениям., Было определено как. Статья 66 гласит, что трудоспособные дети обязаны заботиться о своих родителях. Следует отметить, что в Узбекистане все семьи и их дети, независимо от расы, национальности или социального происхождения, имеют одинаковый правовой статус перед законом и пользуются равными льготами. Это гарантируется Конституцией Узбекистана и другими законами.
Поскольку мы воспитываем новое поколение, учителя, который работает во всех учебных заведениях каждый день, на каждом уроке или собрании, чтобы воспитать зрелых людей, которые верят в свои силы и интеллект и в то же время видят свои личные интересы в соответствии с интересы народа и Родины - Это возлагает на тренеров большую ответственность.
Сегодня проблема воспитания нашей молодежи в духе веры в наши национальные ценности приобретает особое значение. Ведь стремление к вершинам науки, стремление к просвещению, культуре и нравственности является национальной ценностью узбекского народа и играет важную роль в духовной жизни общества. При решении этих задач необходимо проводить среди студентов широкий спектр теоретических и практических работ.
Гармонично развитое поколение - основа и будущее развития Узбекистана. Чтобы Родина была велика, люди, живущие на этой земле, должны быть здоровы психически и физически. Воспитание духовно и физически гармонично развитого поколения является не только национальной потребностью, но и делом государственной важности, что является благородной целью для всех братских народов, родившихся и выросших на нашей многонациональной Родине.
Проведение опросов для определения духовно-идеологического мировоззрения, культурно-технического уровня молодежи, роли государства, негосударственных и общественных организаций в укреплении их духовной веры в Родину, свой народ и нацию, безразличия, зависимости через прессу, радио, телевидение и другие средства пропаганды - долг каждого из нас - оказывать практическую помощь в деле воспитания в духе борьбы с настроением.
Чтобы не создавать брешь в духовном мире нашей молодежи, нам нужно с детства прививать в их сердцах и умах здоровый образ жизни, чувство уважения к национальным и национальным ценностям. Сохранение сердец и умов нашего молодого поколения, воспитание их в духе национальных и общечеловеческих ценностей должно быть главным
условием и критерием нашей просветительской и духовно -просветительской работы.
В настоящее время под социально - гуманитарным образованием часто понимается просто высшее образование, которое мы получаем в учебных заведениях, но на самом деле гуманитарное образование является целой системой в области наук, таких как гуманитарные, социальные и др. социально - гуманитарное образование играет огромную роль в развитии молодёжи, в их умственном, идейно-политическом, нравственном воспитании. Существует несколько смыслов этого понятия, но если речь идет о социально - гуманитарном образовании как науке, то под гуманитарным образованием мы понимаем совокупность теоретических знаний в области общественных наук и практические умения и навыки, связанные с ними. В число общественных наук входят философия, филология, история права, экономика, история, искусствоведение и другие науки. Конечно же, как и все другие понятия, гуманитарное образование не однотипно и не одностороннее. Исходя из сказанного, выделяют два основных вида социально - гуманитарного образования - общее и профессиональное. Как и другое образование, гуманитарное образование мы получаем в общеобразовательных учебных заведениях. На более высоком уровне его получают эти знания студенты вузов независимо от выбранной специальности в процессе изучения социально-экономических и общественных наук. Расширению и углублению знаний учащихся в этой области способствуют дополнительные и факультативные занятия, организуемые в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях, вузах. Профессиональное гуманитарное образование существует в области философских, исторических, естественных, юридических, педагогических наук. Осуществляется оно в основном университетами, отраслевыми вузами, средними специальными учебными заведениями. С приходом научно-технического прогресса все глубже проникают в социально - гуманитарные науки методы технических и социальных наук, поэтому развитие техники и естествознания, в свою очередь, требует от специалистов все более углубленной методологической подготовки и знания социальных и общественных наук. Считается, что социально - гуманитарное образование и знания вносят значительный вклад во всеобщую систему наук, а раз так, значит, они всегда занимали особое положение в общественной жизни. Они необходимы для того, чтобы дать человеку и обществу опору в жизни, ориентиры и уверенность в будущем. Но, как известно, гуманитарное образование не всегда выполняло свою роль. Связано это с несколькими отрицательными факторами. Главный фактор - деформация самой внутренней системы. Это происходит из-за того, что вся система гуманитарного образования и знания очень сложна и обширна и включает в себя весьма сложную науку - науку об обществе. На самом деле наука об обществе неполна, так как существует множество
факторов, которые влияют на жизнь общества. Все факторы, невозможно перечесть, поэтому присутствуют искажения знаний и самого гуманитарного образования. Вторым по значению фактором выступает политический режим и политическая система того государства, в котором вопрос о гуманитарном образовании является актуальным.
Использованные источники: 1.Закон Республики Узбекистан об Образовании. Т.: «Узбекистан», 1997.С. 36.
2.Национальная программа по подготовке кадров. Т.: «Узбекистан», 1997.
3. Послание Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева Олий Мажлису от 28.12.2018 г.
4. Обращение Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева к молодежи; Молодежный форум, 25 декабря 2020 г.
5.Ходжакулова. Д.И. Реформы в сфере образования - основной фактор в воспитании гармонично развитого поколения. -Т., 2019. № 2 (41). - С. 8081.
6.Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании мировоззрения и профессиональной культуры будущего специалиста Эл. материалов межвузовской студенческой научно-практической конф. Брест, 15.11.2018 г.
7. Намазова Ш.А. Роль социально-гуманитарных наук в формировании гармонично-развитого поколения. Гуманитарный научный вестник. 2020. №2