УДК 316.2 Д-43
Дзякович Елена Владимировна
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры социальных коммуникаций
Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина [email protected]
Роль образовательных учреждений в формировании локальных
идентичностей (на примере высших учебных заведений Прихоперья)
Аннотация:
Статья посвящена роли образовательных учреждений как идентификообразующего фактора в формировании Прихоперской локальной идентичности. Автор обращает особое внимание на причины центростремительных тенденций внутри Прихоперской локальной идентичности.
Ключевые слова: локальная идентичность, идентификация, образовательные центры, Прихоперье, регион.
Проблема идентичности в современном гуманитарном знании является одной из ключевых. В данной статье мы остановимся на одном из идентификационнообразующих факторов при формировании местной идентичности Прихоперья. Таким фактором можно считать роль учебных (в первую очередь - высших) заведений. Местные вузы Прихоперья интересны тем, что они могут одновременно выполнять как конструирующую, так и деконструирующую для местной идентичности роль. Более того, они могут быть «проводниками» как «официальной», так и «низовой» идентичности - причем, эти их роли не являются постоянными, они трансформируются во времени в зависимости от целого ряда внешних обстоятельств. Обратимся к ведущим образовательным центрам Прихоперья. Здесь в первую очередь необходимо выделить два таких вуза, как Балашовский и Борисоглебский педагогические институты. Каждый из этих вузов имеет достаточно долгую и весьма интересную (как с фактографической, так и с идентификационнообразующей точек зрения) историю.
1 сентября 1919 г. в Балашове были открыты трехгодичные педагогические курсы. В 1921 г. они были преобразованы в Балашовский педагогический техникум. Он обслуживал 3 уезда: Балашовский, Сердобский и Камышинский. Фактически это было одно из первых учебных заведений, открытых советской властью. До 1929 г. в техникуме было 3 отделения: школьное, дошкольное и политико-просветительское. В 1929-1930 учебном году при техникуме открылись украинское отделение и краткосрочные курсы по подготовке учителей украинских школ I ступени. За 15 лет, с 1921 по 1936 г., Балашовский педтехникум подготовил 620 учителей начальной школы, 80 учителей средней школы и 125 работников дошкольных учреждений [1].
Обращает на себя внимание следующий момент: это учебное заведение изначально создавалось как образовательный центр именно Прихоперья, оно обслуживало не только Ба-лашовский, но и соседние уезды, а также вело подготовку будущих учителей для украинских школ. Таким образом, учебное заведение с момента своего создания было четко ориентировано на местную специфику и местные потребности. 1 сентября 1933 г. в Балашове на базе педагогического техникума открылся учительский институт с двухгодичным сроком обучения и с двумя отделениями: химико-биологическим и физико-математическим. В 1940-1941 учебном году был создан факультет русского языка и литературы, позднее историко-филологический факультет) [2].
На основании этой исторической справки также можно сделать ряд выводов относительно интересующей нас проблемы местной идентичности. Создание вуза (а учительский институт давал хоть и неоконченное, но именно высшее образование) способствовало укреплению города Балашова как одного из местных культурных центров, пусть не имеющего самостоятельного административного значения, а входящего тогда в состав Нижне-Волжского края. Для получения высшего образования, таким образом, не требовалось уезжать в областной центр или столицу. Наличие собственного вуза играло явно центростремительную роль для молодежи из более мелких окрестных населенных пунктов. А создание в 1944 г. при институте заочного отделения эту роль только усилило.
68
Важную роль для развития социокультурной сферы сыграло преобразование 1 сентября 1952 г. учительского института в Балашовский государственный педагогический институт с пятилетним сроком обучения [3]. До 1959-1960 учебного года институт имел два факультета -физико-математический и филологический и шесть кафедр: математики, физики, педагогики и психологии, русского языка, литературы, марксизма-ленинизма. В 1959-1960 учебном году в институте создали третий факультет - по подготовке учителей начальных классов.
Этот факт не мог не сыграть серьезной идентификационообразующей роли. Во-первых, наличие «полноценного», причем, разнопрофильного, вуза не в областном центре (а институт был открыт еще до образования Балашовской области) привело к созданию достаточно широкого и способного к «самовоспроизводству» слоя местной интеллигенции. Во-вторых, это повысило «конкурентоспособность» города по отношению к областному центру, что на уровне «низовой» идентичности и семантических примитивов [4, с. 11-15.] проявлялось в позиции «мы не хуже». В-третьих, деятельность пединститута находила регулярное отражение в местных СМИ, где рассказывалось о выпускниках вуза, научной работе, проводимых спортивных соревнованиях, конкурсах и олимпиадах.
В качестве самостоятельного высшего учебного заведения Балашовский государственный педагогический институт просуществовал сорок шесть лет. Затем, приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 17 апреля 1998 г. он был реорганизован в Балашовский филиал Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.
Этот факт не мог не ослабить позиции вуза и города в целом как определенной центростремительной силы. Юридический статус филиала придал учебному заведению некоторую - с формальной точки зрения - вторичность. Вместе с тем эта вторичность остается, подчеркиваем, лишь формальной. Местное население по-прежнему воспринимает филиал как отдельный, самостоятельный (и самодостаточный) вуз. Особенно наглядно это проявляется при сопоставлении восприятия Балашовского филиала СГУ с вновь открытыми в городе филиалами других вузов, например, РГСУ, ПАГС, СГСЭУ.
Приведем несколько примеров из проведенного опроса жителей Прихоперья. Коренной житель п.г.т. Романовка, мужчина, 27 лет, образование высшее, частный предприниматель: «После окончания школы я решил, что поступать буду в Балашовский филиал РГСУ, а вот многие девчонки из нашего класса пошли на разные факультеты Балашовского пединститута».
Коренной житель п.г.т. Самойловка, женщина, 46 лет, образование высшее, учитель: «Когда у меня дочь школу заканчивала четыре года назад, мы с мужем думали: куда же ей лучше поступать. То, что в Балашов, - это было понятно с самого начала (все-таки близко, удобно, сами там учились в свое время), но вот куда именно... И решили, что в пединститут надо - это старый вуз, известный, там хорошая подготовка. А вот филиалы - может, и неплохо, конечно, но они все недавно образованы, мы о них мало знаем».
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что в сознании коренного населения Прихоперья Балашов присутствует как один из возможных (а по ряду показателей и предпочтительных) центров получения высшего образования. При этом основой вузовского образования считается Балашовский филиал СГУ. Но, что характерно, этот номинант ни разу (!) не был отмечен в речи респондентов. Вместо него используется «старое» название - «Балашовский пединститут», которое употребляют студенты, преподаватели, выпускники вуза, а также прихо-перцы, не имеющие к институту не только прямого, но зачастую и косвенного отношения.
Однако официальный номинант активно тиражируется местными и региональными СМИ, он зафиксирован на билбордах и баннерах, в дипломах выпускников, начиная с 1998 г., в документации различного уровня.
Информация с сайта Центра изучения молодежи «ПОКОЛЕНИЯ.net» [5]: «Об итогах работы в сетевом проекте "Социальное программное обеспечение и новые формы коллективной сетевой деятельности" рассказывают его координатор Евгений Патаракин и те координаторы-тьюторы программы "Обучение для будущего", которые организовали сетевую работу с группами учителей и школьников:. К проекту в настоящий момент хотят присоединиться студенческие команды из Балашовского пединститута и Вольского педагогического колледжа. Так что, я надеюсь, постепенно мы охватим всю область».
Также сообщения подобной тематики можно встретить и на официальном сайте Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского [6]. «1 февраля на городском стадионе состоялось первенство Аркадака по лыжным гонкам среди представителей предприятий, учреждений, организаций города. ... Д.Н. Филатов: «Для меня, как для пятикурсника факультета физкультуры Балашовского пединститута, этот пробег - очередная тренировка, и она удалась».
69
Тем не менее «низовая» идентификация в настоящее время явно преобладает в массовом сознании коренного населения.
Чрезвычайно интересным нам представляется сопоставление Балашовского пединсти-тута/БФ СГУ с вузом-«двойником» - Борисоглебским государственным педагогическим институтом. История возникновения этих вузов в значительной мере сходна, многие ключевые для этих организаций моменты выглядят «зеркально», мы находим даже ряд совпадений (точных или приблизительных) по конкретным датам и фактам.
Учебное заведение, ставшее со временем Борисоглебским пединститутом, возникло всего на семь лет позже Балашовского - 7 ноября 1926 г. считается днем основания Борисоглебского педагогического техникума.
В 1937 г. на основании приказа комиссара народного просвещения РСФСР (№ 58 от 7 января 1937 г.) Борисоглебский педтехникум был переименован в Борисоглебское школьное педагогическое училище, призванное готовить учителей начальных классов.
Борисоглебский государственный педагогический институт был основан в 1940 г. как учительский институт на базе педагогического училища. Он начал свою работу с первого октября 1940 г. в составе двух отделений - физико-математического и филологического. На первый курс было зачислено 143 человека (из них 73 на физмат и 70 на филфак) [7].
В сентябре 1952 г. учительский институт, дававший выпускникам неоконченное высшее образование, был реорганизован в педагогический институт, призванный готовить кадры для средних школ с высшим образованием. В 1958 г. был открыт историко-филологический факультет, а в 1959 г. - факультет начальных классов.
Богатая и многообразная жизнь педагогического коллектива плодотворно сказывалась и на итогах научно-исследовательской работы. К 1965 г. институтом было выпущено 9 томов «Ученых записок», опубликовано 10 монографий и пособий. Особенно продуктивными в научном отношении были 1964-1965 годы: 6 книг, 8 брошюр и более 100 статей. В 1956-1965 гг. одиннадцать преподавателей института защитили кандидатские диссертации.
Свое дальнейшее развитие институт получил во второй половине 80-х гг. В 1985 г. был объявлен прием студентов на специальность «Педагогика и психология (дошкольная)». В сентябре 1987 г. был открыт факультет дошкольного воспитания, создана кафедра дошкольной педагогики.
В 1989 г. открыт факультет дополнительных педагогических профессий. В сентябре 2004 г. открылся факультет биологии [8].
Эти сведения не случайно в достаточно большом объеме взяты нами с официального сайта вуза - именно таким образом Борисоглебский пединститут позиционируется во внешнюю среду, именно эта информация и такая форма ее подачи находится в свободном доступе для широкой общественности. Однако обращает на себя внимание значительно меньшая, по сравнению с Балашовским, представленность Борисоглебского пединститута в сети Интернет.
Многие годы оба вуза и по уровню профессиональной подготовки студентов, и по направлениям этой подготовки были практически идентичными. На этот факт - даже с некоторой досадой, как на некую избыточность - обращает внимание В. Каганский [9]. Для местного населения (и не только в период существования Балашовской области) эти учебные заведения были рядоположными, выбор в пользу того или иного института делался на основании субъективных факторов.
Приведем один пример из эмпирического исследования. Уроженка п.г.т. Романовка, 71 год, выпускница Борисоглебского пединститута 1959 г., ныне пенсионерка, жительница г. Новосибирска с 1962 г.: «Я поехала поступать в Борисоглебск на физико-математический факультет, потому что мне так было удобнее - в этом городе у меня жила тетка».
Как видим, причины выбора города для получения высшего образования носит сугубо личный, не профессиональный и даже не территориальный характер. Факт отсутствия именно территориальных предпочтений в рассматриваемом нами случае можно считать еще одним из подтверждений существования местной идентичности Прихоперья, восприятия всего пространственного образования как некоего единства. Причем, это единство может существовать как на «официальном», подкрепленном административными и массово-информационными ресурсами, уровне, так и на уровне глубинного массового самосознания, «низовой» идентичности. В настоящее время исторические судьбы Балашовского и Борисоглебского пединститутов не только не совпадают, но и приобретают два прямо противоположных вектора развития.
Сейчас ГОУ ВПО «Борисоглебский государственный педагогический институт» - единственное государственное высшее учебное заведение в Воронежской области, находящееся в районом центре. В связи со своим географическим положением (границы 4-х областей) БГПИ призван обеспечивать высшим педагогическим образованием не только Восточноэкономический округ Воронежской области, но и ряд районов Волгоградской, Тамбовской, Саратовской областей [10].
70
Мы не случайно вновь обращаемся к официальному сайту Борисоглебского педагогического института. В приведенном выше абзаце можно отметить четкое позиционирование вуза как межрегиональной образовательной структуры. Более того, приведенный перечень соседних областей полностью совпадает с границами бывшей Балашовской области и в значительной степень является отражением прихоперской местной идентичности. Сам же Борисоглебский пединститут может, таким образом, претендовать на идентификационнообразующую, консолидирующую роль в Прихоперье.
На официальном сайте вуза мы находим также информацию, подтверждающую потенциальную возможность для выполнения такой роли. Важным событием стала презентация альманаха «Истоки». В 2005 г. положено начало созданию музея «История образования г. Бори-соглебска» с экспозицией о вузе. На музейных площадках этнографического характера организуются экскурсии для школьников города и района [11]. Однако именно ограниченность мероприятий рамками Борисоглебского района значительно снижают интерес к ним со стороны жителей соседних районов даже Воронежской (не говоря уже о других регионах) области.
И хотя во внешнюю среду вуз позиционируется как межрегиональный культурнообразовательный центр, на том же официальном сайте мы видим информацию о том, что в институте на данный момент обучается 3 468 человек (приблизительно 2/3 из них - это студенты, проживающие в Борисоглебском районном округе) [12]. Следовательно, такое позиционирование во многом декларативно.
Соответственно, идентификационнообразующий, консолидирующий Прихоперье потенциал этого, во многом уникального для настоящего времени вуза используется далеко не в полную силу. Не в полной мере представлена деятельность Борисоглебского педагогического института и в СМИ Прихоперья. Если с момента основания института в 1940 году по 70-е гг. информация об участии студентов в городских и областных спортивных соревнованиях, в научных мероприятиях достаточно активно поступала в местные СМИ, то в 90-е - 2000-е гг. подобная информация практически отсутствует.
Контент-анализ печатных СМИ («Балашовская правда», «Борисоглебский вестник», «Урюпинская правда») в период с июня по декабрь 2008 г., а также сайтов органов местного самоуправления городов Прихоперья (Урюпинск, Борисоглебск, Балашов, Новохоперск, Пово-рино), показал, что информационное поле вокруг БГПИ на данный момент крайне слабо.
Аналогичную картину дает также анализ других информационных ресурсов, распространяемых на территории Прихоперья. В то же время наличие местных вузов всегда играло явно центростремительную, консолидирующую роль для жителей более мелких прихоперских населенных пунктов. Относительно недавно (особенно по сравнению с Балашовом и Борисоглебском) в число вузовских городов вошел и Урюпинск. Там в 1994 г. был открыт Урюпинский филиал Волгоградского государственного университета. Это учебное заведение представляет немалый интерес и с позиций местной идентичности Прихоперья, и как культурнообразовательный факт, и с точки зрения способов самопрезентации во внешнюю среду.
Если обратиться к официальному сайту этого учебного заведения, то обращает на себя внимания оригинальность первой же фразы: «Город Урюпинск Волгоградской области уже давно считается центром российской провинции, так как находится на расстоянии 350 км от крупных областных центров. Теперь Урюпинск можно назвать уникальным образовательным центром, так как здесь располагается Урюпинский филиал Волгоградского государственного университета» [13]. Таким образом, посетителю сайта в первую очередь предоставляются сведения не о вузе, а о городе, где он расположен. В целом же информация представлена не достаточно полно, фрагментарно, но с обилием иллюстраций и достаточно длительной и сложной регистрацией на входе.
Показательно же другое. Это учебное заведение с формально-правовой точки зрения является, как уже отмечалось, филиалом Волгоградского университета. Как известно, нагрузка в филиалах распределяется таким образом, что часть дисциплин ведется штатными, «местными» преподавателями, часть - представителями головного вуза. В Урюпинском же филиале за время его существования сложилась традиция, что в роли «представителей головного вуза» выступают доценты и профессора Балашовского педагогического института (сейчас БФ СГУ). В обиходной речи жителей обоих городов, а также районных центров Прихоперья активно используется номинант «Урюпинский филиал Балашовского пединститута».
Этот парадокс является еще одним убедительным доказательством реального существования местной прихоперской идентичности. Причем здесь мы сталкиваемся как с «низовыми» (на уровне бытовой номинации), так и с «формальными» ее проявлениями. Последние отражаются в том, что как Волгоградский университет фактически «не претендует» на Урюпинский филиал, так и Саратовский университет «не препятствует» сотрудникам своего Балашовского филиала работать в Урюпинске.
71
Перефразируя известную поговорку, можно сказать, что мы сталкиваемся с проявлениями принципа «до центра (Волгограда или Саратова) далеко», а здесь, в Прихоперье, «мы и сами разберемся». Во всяком случае, контакты различного уровня между этими филиалами значительно более тесные, чем между каждым из филиалов и «своим» головным вузом. Следовательно, наличие собственных образовательных центров (изначально - самостоятельных вузов, а также целого ряда средних специальных учебных заведений, ведущих подготовку в области медицины, музыки, сельского хозяйства и других отраслях) не могло не сыграть своей весьма важной роли в становлении Прихоперской идентичности. И даже современный официальный статус филиала (прежде всего речь идет о Балашовском пединституте - мы сознательно употребляем здесь его местное самоназвание) по-прежнему оставляет это учебное заведение в числе значимых центростремительных (в масштабах Прихоперья) факторов.
Ссылки:
1. и^: <http://ru.wikipedia.org/wiki/Балашовский институт СГУ им. Н.Г>. Чернышевского
2. Там же.
3. Там же.
4. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М., 1999.
5. ийи www.regioncentre.ru/generation/net
6. иР1: www.sgu.ru
7. ийи http://www.bgpi.ru/page.php74
8. Там же.
9. и^: Каганский В. http//www.strana-oz.ru/7numid=32&article=1351
10. ийи http://www.bgpi.ru/page.php74
11. Там же.
12. Там же.
13. иР1: www.volsu.moy.su
72