Научная статья на тему 'Роль образовательных медийных программ в формировании мировоззрения молодежи'

Роль образовательных медийных программ в формировании мировоззрения молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
325
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЧАТНЫЕ СМИ / КОГНИТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРЕССЫ / МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МУЛЬТИМЕДИА / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ПРОЕКТ «ГАЗЕТА В ОБРАЗОВАНИИ» / EDUCATIONAL PROJECT «ANEWSPAPER IN EDUCATION» / PRINTED MASS MEDIA / COGNITIVE FUNCTION OF PRINTED PRESS / MEDIA CONSUMPTION / MEDIA EDUCATION / MULTIMEDIA / INTERACTIVITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пургин Юрий Петрович

Рассматривается инновационная технология образовательной программы «Газета в образовании», которую впервые разработал в России и внедрил в практическую деятельность Издательский дом «Алтапресс». На основе анализа опыта и полученных результатов, а также распространения проекта в России автор выдвигает и обосновывает гипотезу о возможности создания программы медиаобразования с участием российских издателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Educational Media Programs in Shaping World View of the Youth

The author investigates an innovative technology of the educational project «ANewspaper in Education» which was pioneered and practically implemented in Russia by the Publishing House ALTAPRESS. On the basis of analyzing experience and achieved results as well as of further development of the project in our country the author suggests and highlights a hypothesis about an opportunity to create the program of media education with the participation of Russian publishers.

Текст научной работы на тему «Роль образовательных медийных программ в формировании мировоззрения молодежи»

Роль образовательных медийных программ в формировании мировоззрения... ББК 76.02

Ю.П. Пургин

Роль образовательных медийных программ в формировании мировоззрения молодежи

Yu.P. Purgin

The Role of Educational Media Programs in Shaping World View of the Youth

Рассматривается инновационная технология образовательной программы «Газета в образовании», которую впервые разработал в России и внедрил в практическую деятельность Издательский дом «Алтапресс». На основе анализа опыта и полученных результатов, а также распространения проекта в России автор выдвигает и обосновывает гипотезу о возможности создания программы медиаобразования с участием российских издателей.

Ключевые слова: печатные СМИ, когнитивная функция прессы, медиапотребление, медиаобразование, мультимедиа, интерактивность, проект «Газета в образовании».

The author investigates an innovative technology of the educational project «A Newspaper in Education» which was pioneered and practically implemented in Russia by the Publishing House ALTAPRESS. On the basis of analyzing experience and achieved results as well as of further development of the project in our country the author suggests and highlights a hypothesis about an opportunity to create the program of media education with the participation of Russian publishers.

Key words: printed mass media, cognitive function of printed press, media consumption, media education, multimedia, interactivity, educational project «A Newspaper In Education».

Одна из наиболее актуальных проблем газетной индустрии, которую фиксируют практики и исследователи печати, - стремительное старение аудитории качественной прессы [1; 2, с. 8]. Вопрос, который наиболее остро стоит на повестке дня перед отраслью: каким путем приобщить к чтению молодую аудиторию сегодня, когда меняется характер медиапотребления и картину мира современного юного человека начинает формировать виртуальная реальность, в которой традиционным СМИ отводится меньше времени, внимания и места? Эта проблематика, наряду с прикладным, чисто утилитарным значением для издателей, которые сегодня думают о привлечении будущей потенциальной аудитории, имеет чрезвычайно важный социальный аспект. Пресса, как показывает мировой опыт, способствует воспитанию активных неравнодушных граждан своей страны, критически мыслящих, способных к самостоятельным решениям. Формирование такого поколения остро необходимо современной России, без чего говорить о каких бы то ни было новациях попросту невозможно. Качественная пресса на фоне иных типов изданий может реализовать эту задачу наиболее полно в силу своих общественных функций и редакционной политики.

Двойственная природа СМИ определяет функционирование медиапредприятий как специфичного вида социально ответственного бизнеса. С одной стороны, пресса зависит от своей аудитории и, следовательно, является частью института рыночной экономики,

производя необходимые для потребителей продукты (газеты, журналы, теле- и радиоканалы) и оказывая читателям, зрителям и рекламодателям услуги (информация, реклама, классифайд). С другой стороны, массмедиа, воздействуя на аудиторию, являются самостоятельным институтом, который формирует мировоззренческие позиции современного человека.

«И по объему свободного времени, затрачиваемому на потребление СМИ, и по воздействию, производимому ими на поведение аудитории в политических процессах, на ежедневное потребление, на актуализацию вопросов повестки дня, на социализацию людей массмедиа сегодня превратились в один из центральных институтов общества», - утверждает профессор Елена Вартанова [3, с. 64]. О возрастающей роли СМИ в формировании гражданского общества, усилении «медиакратичности» современных обществ пишут сегодня многие теоретики печати, в том числе отечественные (Е.П. Прохоров [4], И.М. Дзялошинский [5]). Этим обстоятельством объясняется выдвигаемый нами тезис о возможности вовлечения качественных СМИ в образовательный процесс, где пресса может успешно выполнять когнитивную и воспитательную функции. Мы полагаем, что издателям сегодня необходимо активно формировать будущую аудиторию, реализовывая не определенную теоретиками, но важную, с нашей точки зрения, функцию социального лидерства. Безусловно признавая имеющиеся классификации функций таких исследователей, как Е.П. Прохо-

ров, С.Г. Корконосенко, Я.Н. Засурский и другие, мы считаем, что функция социального лидерства прессы сегодня реально проявляется в работе лучших отечественных медиакомпаний, редакций региональных и местных СМИ. Они влияют на местное сообщество не только своими продуктами, но и посредством организации различных социальных проектов.

В основу нашего исследования положен анализ материалов и результатов первого в России проекта «Газета в образовании» ИД «Алтапресс», в реализации которого принял непосредственное участие автор.

Диалог газеты со школой

Проведя предварительные исследования в 9-10-х классах, в котором приняли участие ученики 15 барнаульских школ, социологи компании увидели, что подростки не могут сконцентрироваться на чтении даже не очень большого материала и вычленить после первого прочтения его суть. У них отсутствовали навыки чтения и анализа публикаций. Старшеклассники совершенно не ориентировались в реалиях местной жизни, не понимали, как строятся политические и экономические отношения в регионе, имели слабое представление о том, какие события происходят в крае, какие проблемы волнуют горожан. Интерес был проявлен только к миру «звезд».

Проектная группа приступила к отбору учителей, которые в ходе предварительных переговоров проявили интерес к предложению поработать с газетой на уроках, использовать ее непосредственно в образовательном процессе. На основе изучения мировых тенденций и опыта, накопленного в этой области Всемирной газетной ассоциацией (World Association of Newspaper), было принято решение научить школьников чтению газет с помощью педагогов-новаторов. Старту предшествовало приглашение в компанию ведущей аргентинской журналистки Роксаны Морду-хович, которая занимается у себя в стране программой «Газета в образовании». Программа имеет статус общенациональной, ее курирует Министерство образования республики. Аргентинские школьники, которые участвовали в программе, быстрее сверстников адаптировались во взрослой жизни, проявляли интерес к политической жизни страны, открыто выражали и аргументированно отстаивали свое мнение. Этого позволило добиться использование качественных газет непосредственно в учебном процессе.

Создавая отечественный вариант программы, ИД «Алтапресс» поставил перед собой следующие цели: развить интерес и привить школьникам культуру чтения качественной прессы; научить их искать информацию самостоятельно и понимать ее; сформировать у старшеклассников понимание роли СМИ в обществе.

Свои цели публично декларировали и педагоги, и ученики. Преподаватели рассчитывали на то, что с помощью редакции они получат обновление учеб-

ного материала, например, по таким предметам, как история, краеведение, обществоведение. Им было интересно воспитывать учеников, приобщая их к общественно значимым проблемам. Стимулирующим фактором для учителей послужила возможность упрочить свою репутацию новаторов в профессиональных коллективах. Ученики в качестве стимулов участия в проекте отметили желание почитать газету, больше узнать о жизни своего города и региона, учиться нестандартно.

По нашему мнению, редакциям в подобных проектах, если они намерены получить эффект, необходимо найти способы мотивации партнеров. Далеко не всегда она (мотивация) должна быть материальной. Особую роль в проекте «Алтапресса» сыграло персональное внимание редакции к каждому из педагогов: все они обеспечены подпиской на газету «Свободный курс»; не реже раза в квартал для них - участников проекта -в конференц-зале компании проходят учебные практические семинары с привлечением школьников. По окончании учебного года педагоги получают дипломы, подписанные главным редактором газеты «Свободный курс». К поощрению педагогов редакция привлекла региональную власть. Преподаватели, участвуя в проекте, автоматически повышают свою квалификацию, а значит, претендуют на более высокую категорию, присвоение которой влечет за собой повышение оплаты труда.

Редакция стремится дополнительно поддерживать интерес к проекту у школьников. Для всех классов наши специалисты проводят экскурсии по редакции и типографии, редакторы и журналисты компании встречаются с детьми в школах. Для участников проекта регулярно объявляются конкурсы.

Технология работы на первом этапе раньше выглядела следующим образом. Проект поддерживался содержанием газеты. Сначала редакция готовила отдельные полосы, потом ставила специальные знаки на публикации, которые, по мнению редакции, заслуживали внимания подростков. Впоследствии эти знаки пришлось убрать, поскольку школьники обвинили редакцию в «дискриминации», объяснив, что им интересно все содержание газеты. К номеру прилагались методические рекомендации по проведению занятий, например:

- организовать написание сочинения, эссе по мотивам публикации в газете и отправить лучшие, по мнению школьников, в редакцию;

- провести диспут по теме, поднятой газетой, и пригласить на него журналистов;

- собрать с детей экспертные оценки по теме;

- подготовить вопросы, которые можно было бы задать той или иной персоне на прямой линии;

- провести классный час с использованием газеты (профориентация, здоровье, психология, образование, безопасность, знаменательные даты).

На проводимых газетой ежеквартальных конференциях педагоги предлагали все новые и новые оригинальные способы использования газеты на уроке:

- мини-исследование по изучению читательских предпочтений в семье;

- изучение новости в развитии (мониторинг освещения определенной темы в газете);

- «Что они пишут о нас?» - анализ публикаций о проблемах молодежи;

- составление календаря жизни человека на основе просмотра рекламных сообщений;

- создание сюжета для пьесы по публикации.

Очередным этапом в программе стала реализация проекта «Правовое просвещение школьников», который был осуществлен совместно с Институтом развития прессы - Сибирь (ИРП-Сибирь, Новосибирск) с целью разработки методики по применению программы в конкретной области обучения - правовой тематике. В ходе него были проведены семинары: «Качественная пресса как институт гражданского общества», «Пишем о правах человека», «Методы использования газет в рамках школьной программы». Итоговая конференция «Права человека на страницах газеты и в школьных уроках» прошла в форме деловой игры. Команды учителей и школьников дискутировали о реализации прав подростков в семье и в школе: первые доказывали свое право на воспитание детей, а старшие школьники - право на невмешательство в личную жизнь, затем стороны менялись позициями и ролями. По итогам проекта «Алтапресс» выпустил брошюру для подростков «Ты и твои права» [6].

Особенность совместной проектной деятельности заключается в том, что его участники развивают не только себя, но и редакционные продукты. По итогам обсуждений на учительских конференциях газета «Свободный курс» подготовила серию специальных научно-популярных вкладок «Достояние цивилизации», которые рассказывают о вкладе Алтая в развитие человечества, которые выйдут в свет в 2011 г.

Интернет как важный атрибут проекта

Необходимо учитывать, что в восприятии молодого поколения позиция традиционных средств массовой информации, увы, отнюдь не заглавная. В проекте «Газета в образовании» с этими тенденциями не борются, их используют. Сверхзадача заключается в том, чтобы показать школьникам, что новые технологии и созданные с их помощью средства коммуникации успешно работают в редакции газеты. Газета и Интернет - вещи не просто совместимые, они взаимно дополняют друг друга.

В ходе обмена мнениями с педагогами, которые первыми начали использовать газету на уроках, нам стало ясно, что молодым читателям хочется быть активными участниками, а не пассивными потребителями текстовой информации. Исходя из этого,

компания создала технологию игры, в которой каждый юный участник должен проявить себя как автор, эксперт, интервьюер и аналитик. В мультимедийном мире необходимо уметь ориентироваться в информационных потоках, уметь вычленять важное, расставлять приоритеты, компоновать собранный материал, доносить нужное для аудитории. Игра моделирует такое поведение у подростков, поэтому учитель легко диагностирует уровень информационной грамотности учеников. Одновременно происходит процесс самодиагностики, взаимообучения в среде сверстников без участия взрослых.

Известно, что школьные уроки физкультуры постепенно изживают себя, они не интересны детям, а между тем проблема здоровья для юных жителей мегаполисов является чуть ли не основной. В рамках проекта было разработано и проведено интернет-реалити-шоу «Подъем переворотом». Проект увязал в единое целое серьезную тему - интерактивную журналистику и игру.

Известным в городе людям редакция предложила провести публичные уроки физкультуры так, чтобы они вдохновили школьников. Помимо публикаций в газете, был создан специальный сайт проекта, где каждый участник рассказывал о себе, предлагал свой план занятий и обсуждал его со школьниками. Уроки записывались на видео и выставлялись в сеть. Параллельно наши корреспонденты собирали мнения родителей, чиновников, тренеров, спортсменов, директоров школ, педагогов, политиков, известных бизнесменов о том, почему здоровый образ жизни не является ценностью для детей и что необходимо предпринять, чтобы ситуация изменилась. Финал шоу состоялся в эфире радиостанции «Алтапресс», а за лучший урок школьники голосовали в Интернете. Там же они выражали свое отношение к физической культуре [7].

По итогам шоу редакцией газеты был организован круглый стол, где корреспонденты сообщили всем заинтересованным сторонам полученные результаты. После бурного обсуждения представители бизнеса выразили желание профинансировать поездки лучших педагогов и журналистов в Европу для ознакомления с опытом проведения массовых оздоровительных спортивных мероприятий и преподавания физической культуры, а на главном информационном портале «Алтапресса» появился постоянный раздел о здоровом образе жизни «Быть лучше! Сообщество здоровых людей».

К серьезным интерактивным мероприятиям относятся проводимые в рамках проекта онлайн/офлайн дискуссии о социальных проблемах в России. Одна из таких дискуссий со школьниками была посвящена взаимоотношениям национальностей и проблемам толерантности. Газетные публикации по теме были совмещены по времени с выставлением на сайте мнений

блогеров, правозащитников, чиновников, учителей, а для школьников и студентов открыт специальный форум. На семинар приглашались семьи разных национальностей из школ - участниц проекта. Журналисты моделировали разные ситуации, основанные на реальных историях бытовых межнациональных споров, а члены семей, взрослые и дети, сообща решали, как бы они в заданных условиях поступили. Отчет о мероприятии опубликован на сайте [8].

Эффективность и результаты

Каковы результаты деятельности редакции, направленной на завоевание юных читателей? За пять лет число юных участников проекта выросло с 500 до 3000. Число школ, которые вошли в проект «Газета в образовании», увеличилось с 13 до 52. Если вначале «Свободный курс» опирался на 26 педагогов, сегодня в программе их более 200. За реализацию проекта группа сотрудников ИД «Алтапресс», в том числе и автор данной статьи, получила звание лауреатов премии Правительства РФ в области печатных средств массовой информации.

Редакция добилась качественного изменения ситуации. Во-первых, школьники улучшили технику чтения. Во-вторых, они стали применять газетные публикации для подтверждения своих суждений. В-третьих, они куда более, чем их сверстники, оказались осведомлены о том, что происходило в крае. Им нравилось выступать «экспертами» в своей среде. В-четвертых, интерес у участников проекта к газете «Свободный курс» стал устойчивым. Школьники узнавали наших корреспондентов, с нетерпением ждали нового номера. И, наконец, в-пятых, был зафиксирован интерес к чтению газеты в семье.

Отдел маркетинговых и социологических исследований компании провел опрос школьников по промежуточным итогам проекта и получил следующие данные:

- основным источником информации о событиях в крае, наряду с телевидением, для старшеклассников стала пресса;

- наблюдается устойчивый рост интереса к газетам общего содержания и снижение интереса к развлекательным изданиям и телегидам;

- каждый номер по своему выбору читают теперь 64% участников проекта, для остальных 36% чтение газеты связано только с заданием учителя;

- в 87% случаев газеты, которые получают в школе ученики, читают родители, а в 29% случаев - братья, сестры;

- 83,5% подростков отметили, что им понравилось участвовать в проекте.

Полученные результаты коррелируют с международной статистикой проектов «Газета в образовании» (Newspaper In Education), которые действуют в разных странах. Так, исследования по гражданским ценностям в различных странах (Канада, Аргентина,

США) показывают рост демократических настроений и осознание этих ценностей у детей после использования газеты в учебном процессе [9]. Социологи также отмечают значительное улучшение успеваемости у школьников, которые участвуют в программе «Газета в образовании». Исследования Университета Миннесота в США, проведенные в 2003 г., показали разницу до 10% в стандартизированных тестах у детей, у которых на уроках используются газеты, в сравнении с классами, где газетные материалы не привлекаются [10]. В 2006 г. в Финляндии у подростков, читающих в школе газеты, были лучшие результаты по международному тесту по чтению и по другим оценкам в целом [11].

Аналогичные данные были получены в комплексной оценке способностей старшеклассников читать, писать, общаться, графически представлять информацию, которую провела Корейская газетная ассоциация в 2009-2010 гг. Разница между выпускниками школ из Сеула, Линчеона и Г ионги - участниками и неучаст-никами программы - доходила до 20% [12].

К бесспорным позитивным результатам можно отнести и тот факт, что программа нашла последователей в России. В 2009 г при поддержке Всемирной газетной ассоциации ИД «Алтапресс» разработал специальный сайт для Альянса независимых региональных издателей, который объединяет издательские дома и газеты России, - www.edupaper.ru, информирующий о проекте и технологиях работы со школьниками. На базе нашего издательского дома прошла Всероссийская конференция «Газета в образовании». С опытом компании ознакомились редакторы и издатели из разных регионов страны. Таким образом, теперь в России у «Алтапресса» появились последователи. Среди них издательские дома с Урала, с юга России, из Сибири и Санкт-Петербурга. Автор надеется, что число поддерживающих проект издателей, выпускающих качественную прессу, будет со временем возрастать. Опробовать ноу-хау компании в Барнауле в 2011 г. решила редакция федерального журнала «Русский репортер».

Мы убеждены, что сегодня подобные образовательные медийные проекты как никогда необходимы современной России, стране, пытающейся перейти на рельсы модернизации, поскольку они воспитывают людей с активной гражданской позицией, готовят квалифицированных и требовательных пользователей. Такие проекты открывают юному поколению новый, неизведанный ими доселе, увлекательный взрослый мир, знакомят с реальными политическими и экономическими процессами, побуждают аргументированно высказываться и действовать.

Говоря о полученных результатах, приведем еще две, на наш взгляд, взгляд практика-издателя, знаковые цифры: аудитория продуктов компании за это время (напомним, что с момента запуска проекта прошло

всего пять лет) выросла в 1,9 раза; 36% этого прироста составляет молодежь в возрасте до 27 лет.

Таким образом, на основе анализа мировой практики, пятилетнего опыта реализации собственной программы «Газета в образовании», проведенных в ходе проекта исследований среди старших школьников, результатов, полученных нашими последователями - региональными российскими издателями, мы можем со всей определенностью утверждать, что качественная журналистика служит эффективным инструментом формирования мировоззрения молодежи. Использование медийных продуктов непосредственно на уроках позволяет подросткам изучать реальную жизнь, находить в ней свои интересы, помогает школьникам становиться активными гражданами своей страны, формирует навыки медиа-

потребления. Работа медиакомпаний с социальными проектами, связанными со школой, оказывает положительное влияние и на редакционные коллективы, помогает почувствовать среду, заглянуть в будущее, не отставать от технологического прогресса и веяний времени.

На наш взгляд, подобные коммуникационные проекты с участием медиакомпаний могут стать отличной составной частью общенациональной программы медиаобразования в России. К ее реализации необходимо подключить высшую школу, профильные отраслевые объединения, лучшие редакционные коллективы столичных, региональных и местных СМИ. В основу разработки такой программы и написания методик может лечь опыт российского проекта «Газета в образовании», созданного ИД «Алтапресс».

Библиографический список

1. Засурский Я. Мировые СМИ в 2005: наступление конвергенции [Электронный ресурс]. - иКЪ: http://mediascope. ru/node/65.

2. Болдинг Т. Приезжайте на конгресс // Журналист. -2006. - №5.

3. Вартанова Е. Теория СМИ: Актуальные вопросы. -М., 2009.

4. Прохоров Е. Демократия и журналистика. - М., 2000.

5. Дзялошинский И. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезным людям. - М., 2006.

6. Проект «Газета в образовании» на Алтае / сост. В.А. Овчинников. - Барнаул, 2006.

7. Подъем переворотом. Первое на Алтае интернет-реали-ти-шоу [Электронный ресурс]. - Г®Г: http://altapress.ru/urok.

8. 3D-сообщество. Серия онлайн и офлайн дискуссий о социальных проблемах в России [Электронный ресурс]. -ШГ: http://altapress.ru/3D.

9. Morduchowicz R., Galperin H. Education for Democracy in Argentina: Effects of Newspaper in School Program // International Journal of Public Opinion Research. - 1997. -№9(4)

10. Newspaper Association of America Foundation. Measuring Success! The Positive Impact of Newspaper in Education Programs on Student Achievement (2003) - USA test [Электронный ресурс]. - URL: http://wan-press.org/nie/ articles.php?id=432.

11. Read the Paper and Learn [Электронный ресурс]. -URL: http://finland.org/public/default.aspx?contentid=149564 &nodeid=40956&contentian=2&culture=en-us.

12. Презентация доклада Альянса независимых региональных издателей о программе «Газета в образовании» [Электронный ресурс]. - URL: http://anri.org.ru/private/files/ nie_moscow2010/anri-nie.ppt.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.