Научная статья на тему 'Роль образования в концепции «Обучающихся регионов»'

Роль образования в концепции «Обучающихся регионов» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЙСЯ РЕГИОН / ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИЯ / LEARNING REGION / EDUCATION / REGIONAL DEVELOPMENT / INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лунёва Н. А.

В развитых странах мира социально-экономическая значимость образования в последние десятилетия рассматривается как важнейший ресурс развития региона. В стратегиях регионального развития этих стран всё больше внимания уделяют образованию и обучению населения как основному фактору конкурентоспособности. В этих условиях широкое распространение получила концепция обучающихся регионов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n developed countries the socio-economic importance of education in recent decades is considered as an important resource for the development of the region. In the regional development strategies of these countries pay more and more attention to education and training of the population as the main factor of competitiveness. In these conditions, the widespread concept of learning regions.

Текст научной работы на тему «Роль образования в концепции «Обучающихся регионов»»

Лунёва Н. А.

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕПЦИИ «ОБУЧАЮЩИХСЯ

РЕГИОНОВ»

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: обучающийся регион, образование, региональное развитие, инновация.

Аннотация: В развитых странах мира социально-экономическая значимость образования в последние десятилетия рассматривается как важнейший ресурс развития региона. В стратегиях регионального развития этих стран всё больше внимания уделяют образованию и обучению населения как основному фактору конкурентоспособности. В этих условиях широкое распространение получила концепция обучающихся регионов.

Keywords: learning region, education, regional development, innovation.

Abstract: In developed countries the socio-economic importance of education in recent decades is considered as an important resource for the development of the region. In the regional development strategies of these countries pay more and more attention to education and training of the population as the main factor of competitiveness. In these conditions, the widespread concept of learning regions.

В настоящее время происходит переход к постиндустриальному обществу, который сопровождается трансформацией всех сфер жизни общества, в том числе и образования [1-2]. Образование является основой для этих изменений. Одним из ярких примеров этого является появление концепции «обучающихся регионов».

Обучающиеся регионы являются основой построения экономики знаний, к достижению которой в настоящее время стремятся все развитые страны мира. Успешное экономическое развитие Японии, Германии, Великобритании, Франции, Испании, Италии, Австралии и других стран основано на знаниях и использовании концепции «обучающихся регионов».

Концепция «обучающихся регионов» предполагает создание и развитие обучающегося сообщества на основе использования объединенного потенциала материальных, трудовых, финансовых и организационно-управленческих ресурсов региона с целью повышения конкурентоспособности сообщества, города, региона и страны в целом. Использование концепции обучающихся регионов основано на

простом постулате: конкурентоспособность любого региона в современном мире определена его способностью к обучению.

Понятие «обучающийся регион» неразрывно связано с понятиями «общество знаний», «экономика знаний» и является многоаспектным и междисциплинарным.

Отличительной особенностью «обучающегося региона» является сотрудничество различных субъектов: образовательных учреждений, научно-исследовательских центров, предприятий и правительственных и неправительственных организаций в выработке решений и получении новых знаний для решения местных проблем.

«Обучающийся регион» соединяет в себе многообразие политических, экономических, финансовых, социальных, экологических, культурных, образовательных и технологических факторов. Он предполагает разнообразие стилей жизни, амбиций, навыков, возможностей карьерного роста и разнообразия социальной и культурной жизни.

Понятие «обучающегося региона» рождается на пересечении трёх основных дисциплинарных областей: регионального обучения, кластеров и сетей и институтов инновации [3]. Обучающийся регион способствует формированию региональных образовательных кластеров [4].

Региональное образование является ядром данной концепции и занимается процессом обучения в пространственном измерении. Его основной целью является формирование нового человеческого капитала, выполняющего важнейшую функцию в инновационном развитии.

Основным отличием концепции «обучающихся регионов» является то, что она выходит за пределы обязанности обеспечивать образованием и профессиональной подготовкой только тех, кто в этом нуждается. Обучение всего населения региона становится её задачей. В результате создаётся культурная и экономическая среда, способствующая реализации человеческого потенциала всех граждан, а также среда для развития инноваций.

Образование выступает в местном сообществе в роли основного объединяющего фундамента, который связывает многократные и многоступенчатые процессы обучения в учреждениях образования, на рабочем месте и в семье в единое целое. Участие в любых образовательных программах, реализуемых в регионе, принимает характер социального взаимодействия и становится важной составляющей каждодневной деятельности сообщества. Это составляет суть понятия «образование на протяжении всей жизни» на

региональном уровне, которое способствует развитию и повышению конкурентоспособности региона, повышению качества жизни его жителей.

Концепция «обучающихся регионов» рассматривает все уровни образования, каждый из которых вносит свой вклад в решение поставленных задач.

Если высшее образование является чрезвычайно важным для инноваций, то среднее формирует навыки, имеющие решающее значение для новых промышленных технологий и обучения «на собственном опыте».

Сам по себе высокий уровень образования не способствует экономическому росту. Важнейшим становится возможность его приложения к производству товаров и услуг. В связи с этим подчёркивается практическая сторона обучения и поощрение креативности на всех уровнях образования. Тем не менее высокий уровень образования играет важнейшую роль в содействии инновационному процессу, а в результате формируются региональные инновационные системы [5-6].

В рамках концепции «обучающихся регионов» образование уже не является прерогативой административного управления, оно пронизывает все сферы регионального самоуправления и влияет на конкурентоспособность регионов, которая в настоящее время всё сильнее закрепляется в качестве базового условия их устойчивого функционирования.

Список литературы

1. Вербина Г.Г. Социально-психологическая регуляция эмоциональных состояний предпринимателей в изменяющихся условиях экономической деятельности // Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Чебоксары, 2001. -164 с.

2. Лунёва Н.А. Трансформация системы образования при переходе к постиндустриальному обществу // В сборнике: Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты Материалы II Международной научно-практической конференции. 2014. С. 130-133.

3. Найман Е. А. Становление концепции «обучающегося региона» в западной науке // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2013. №1 (9) . С. 81-91.

4. Кузьменко Н.И. Образовательные кластеры как составляющие

инновационного развития региона //

Тенденции науки и образования в современном мире. 2015. № 6 (6). С. 17-20.

5. Куксова И.В. Стратегия развития гостиничного рынка в Воронежской области // В сборнике: Проблемы и перспективы развития лёгкой промышленности и сферы услуг Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВПО "Омский государственный институт сервиса". 2015. С. 92.

6. Маркин В.В., Воронов В.В. Реформа высшего образования и аттестации научных кадров по болонскому процессу («опережающий» опыт Латвии и «уроки» для России) // Социология образования. 2014. № 6. С. 38-49.

Машин В.Н., Фиденко И.В.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина

Ключевые слова: учебная деятельность, мотивация, эффективность обучения.

Аннотация: В условиях модернизации современной системы военного образования построение модели развития мотивации учебной деятельности курсантов дает возможность создания в военном вузе условий для становления и развития профессиональной компетентности, нравственной культуры, исследовательских навыков курсантов, их творческой активности и индивидуальности.

Key words: educational activity, motivation, efficiency of training.

Abstract: In the context of modernizing the modern system of military education, the construction of a model for the development of the motivation of the cadets' educational activity makes it possible to create conditions for the formation and development of professional competence, moral culture, research skills of cadets, their creative activity and individuality in a military university.

Проблема формирования мотивации к конкретному виду учебной деятельности по праву считается в психологии одной из наиболее важных и малоизученных [1-2]. Исследования в области педагогической психологии свидетельствуют, что успешность обучения во многом определяется наличием мотивации на предстоящую профессиональную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.