Научная статья на тему 'Развитие среднего профессионального образования в сфере обслуживания в контексте современных тенденций'

Развитие среднего профессионального образования в сфере обслуживания в контексте современных тенденций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАДИЦИИ / ИННОВАЦИИ / МОДУЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гостюхина Э. З.

В статье обозначены различия традиционной и инновационной систем среднего профессионального образования и на фоне этих различий освещены основные тенденции развития среднего профессионального образования в области сферы обслуживании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гостюхина Э. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author describes the differences in traditional and innovative systems of secondary professional education, including the major trends in the development of secondary professional education in the services sector.

Текст научной работы на тему «Развитие среднего профессионального образования в сфере обслуживания в контексте современных тенденций»

Литература

I.. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты. Науч. рук. А.Е. Карпухина. М: МАКС Пресс, 2006.

2. Всемирный доклад по мониторингу ОДВ. Юнеско, 2002.

3. Глобальный доклад по мониторингу образования для всех. ЮНЕСКО, 2005, 2006, 2007.

4. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. Т. L Социальноэкономические и правовые предпосылки развития образования взрослых/ Под ред. В.И. Подобеда, Н.П. Литвиновой. Кн. 2. Политика в области образования взрослых / Под ред. Н.П. Литвиновой. Спб.: ИОВ РАО, 2001.

5. Активное долголетие петербуржцев: многообразие досуговых и образовательных возможностей. СПб., 2007.

6. Towards an Open Learning Word. 50 Years UNESKO Institute for Education. UIE, Hamburg, 2002.

7. www.eaea.org

8. www.echr.ru

9. www.esrea.org

10. www.unesco.ru

II. www.worldbank.org.ru

УДК 331.5: 338.46

развитие среднего профессионального образования в сфере обслуживания в контексте современных тенденций

Э.З. Гостюхина, методист,

ФГОУВПО «Российский государственный университет сервиса», г. Москва

The author describes the differences in traditional and innovative systems of secondary professional education, including the major trends in the development of secondary professional education in the services sector.

В статье обозначены различия традиционной и инновационной систем среднего профессионального образования и на фоне этих различий освещены основные тенденции развития среднего профессионального образования в области сферы обслуживании.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, традиции, инновации, модульные программы.

Сегодня образование является одним из важнейших факторов развития ведущих стран мира, вступивших в эпоху постиндустриального общества с экономикой, основанной на знаниях. Выход Российской Федерации в Единое экономическое мировое пространство требует резкого повышения качества образовательных услуг.

Россия встретила XXI век с развитой системой профессионального образования, которая должна стать основой создания качественного кадрового потенциала страны и проводимых преобразований, фундаментом сильного и процветающего государства, ключевым условием развития конкурентоспособной экономики и повышения благосостояния.

50

научный журнал СЕРВИС PLUS 2008 I № 4

Система среднего профессионального образования в области сферы обслуживания должна адаптироваться к критериям Европейского Союза для формирования единого рынка и свободного перемещения рабочей силы. Российский рынок сферы обслуживания активно развивается: растет платежеспособный спрос населения, увеличивается число предприятий, организаций, компаний, оказывающих разнообразные услуги населению. Несмотря на общую положительную динамику развития сферы обслуживания, качество и культура обслуживания в ней остается на низком уровне. Недостаток квалифицированных специалистов является ключевой проблемой в этой области. Образование в России, в т.ч. среднее профессиональное образование, должно гибко реагировать на складывающуюся ситуацию в подготовке специалистов для сферы обслуживания.

В настоящее время деятельность специалистов среднего профессионального образования не только многогранна, но и весьма динамична. Цель среднего профессионального образования — заложить основу для осуществления работниками сферы обслуживания профессиональной деятельности, подготовить их к выполнению конкретных задач.

В профессиональной подготовке специалистов сферы обслуживания, кроме фактических знаний, предметами познания должны стать:

• человек с его потребностями в разнообразных услугах;

• психология этого человека в связи с взаимоотношениями в системе предлагаемых услуг;

• социология и экономика для улучшения жизни всего человеческого общества через развитие сферы услуг.

В традиционной системе среднего профессионального образования в центре внимания находится учебно-воспитательный процесс, в котором отношения между участниками построены как субъективно-объективные, где субъект — преподаватель — находится в ограниченных условиях: его деятельностью управляет учебный план и программа, жестко задающие рамки отношений. Объект — учащийся — должен быть «наполнен» определенным объемом знаний, и роль его — пассивное усвоение информации. Целью обучения является усвоение предметных знаний, преобладает репродуктивный характер организации учебно-

познавательной деятельности с действиями по образцу, что способствует овладению исполнительной стороной деятельности [2]. В отличие от других областей, где исполнительность во многих случаях приветствуется (или приветствовалась прежде), сфера обслуживания как наиболее коммуникативная менее всего нуждалась и нуждается в простых исполнителях, без инициативы, коммуникабельности, личного обаяния, доброжелательности, умения вести диалог, обладания быстротой реакции и т.д. Одних предметных знаний в данной области совершенно недостаточно. Зачастую выпускник образовательного учреждения среднего профессионального образования доучивается «непредметным» знаниям, умениям и навыкам уже на месте своей постоянной работы в сфере обслуживания. Следовательно, традиционный обучающе-воспитательный процесс не способствует самообразованию личности. Центр тяжести следует перенести на выявление и развитие индивидуальности каждого учащегося; профессиональную подготовку обучающихся следует ориентировать, прежде всего, на развитие личности.

В современных условиях инновационная активность среднего профессионального образования в области сферы обслуживания связана с концептуальной разработкой содержательного и организационно-структурного направления его преобразования:

• выявления особенностей профессиональных функций и компетенций работников сферы обслуживания;

• анализа изменений структуры профессионально-квалификационной подготовки кадров для сферы обслуживания;

• исследований по новым профессиям в сфере обслуживания;

• разработки методологии формирования компетентностной модели специалиста среднего профессионального образования в сфере обслуживания;

• разработки основных профессиональных образовательных программ нового поколения на основе модульно-компетентностного подхода;

• создания системы контроля качества среднего профессионального образования в области сферы обслуживания;

• разработки концепции подготовки кадров для сферы обслуживания;

• согласования образовательных программ среднего профессионального образования нового поколения с работодателями.

Реализация концепции развития среднего профессионального образования в области сферы обслуживания должна преследовать следующие цели:

• повышение позитивного имиджа профессий сферы обслуживания у молодежи;

• использование новых вариантов познания, внедрения в образовательный процесс учреждений среднего профессионального образования инновационных методов обучения;

• предоставление возможности для личностного развития индивида;

• развития интереса обучающегося к получению фундаментальных знаний;

• развитие у обучающегося способности к философскому мышлению, чтобы полученное образование стало способом самопознания и самовыражения формирующейся личности.

Таким образом, содержание среднего профессионального образования в области сферы обслуживания серьезно изменится в сторону гуманизации, гуманитаризации, фунда-ментализации, информатизации, модульно-компетентностного подхода.

Гуманизация профессионального образования означает, что на первый план выдвигается задача удовлетворения запросов каждого индивида на образовательные услуги определенного объема, содержания и качества. Инновационные методы обучения требуют предельной концентрации внимания учащихся, мобилизации их памяти и способностей для выполнения задания, предложенного преподавателем, который в этот момент является наблюдателем процесса познания. Функции преподавателя и учащегося почти приравниваются: учащемуся предоставляется свобода в рамках полученного задания или игры. Уважение к личности обучаемого становится одним из самых важных моментов процесса обучения. Новое практико-ориентированное обучение позволит сформировать мобильного, компетентного, свободно владеющего своей профессией, готового к постоянному профессиональному росту, личностно развитого работника сферы обслуживания.

Гуманитаризация профессионального образования не предусматривает преобладание гуманитарных дисциплин над общепрофессиональными и специальными, но их обяза-

тельное присутствие в качестве личностновоспитательного фактора.

Инновации в образовании не исключают фундаментальности получаемых знаний, и даже, напротив, способствуют их закреплению посредством не тривиальных способов запоминаний и повторений, а через использование полученных знаний в ситуациях, максимально приближенных к рабочим процессам на предприятиях сферы обслуживания.

В эпоху глобального использования информационных технологий профессиональное образование уже сейчас не обходится без использования в учреждениях профессионального образования компьютерной техники, аудио- и видеозаписи, электронной почты и Интернета. Дальнейшее развитие информатизации профессионального обучения в большей степени будет заключаться в формировании оптимального информационного обеспечения, которое в процессе учебных занятий будет применяться максимально продуктивно.

Использование модульных программ, основанных на компетенциях, в системе среднего профессионального образования обусловлено требованиями экономического развития страны и другими вызовами времени, указанными выше. Данный подход обладает следующими преимуществами:

1) предполагается наичие постоянной обратной связи с позицией работодателей в определении требований к знаниям, умениям и навыкам работников;

2) в пределах одного модуля осуществляется комплексное освоение знаний, умений и навыков в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение конкретной трудовой функции, в отличие от традиционного подхода, когда изучался один предмет (модуль), без взаимосвязи с другими знаниями, умениями, навыками;

3) обучающийся имеет возможность осуществлять непрерывное образование, приучается брать на себя ответственность за собственное обучение, а в дальнейшем — за собственный профессиональный рост и карьеру;

4) интегрируются теоретическая и практическая составляющие обучения: обеспечивается переосмысление места и роли теоретических знаний в процессе освоения компетенций, их упорядочивание и систематизация, что в конечном счете приводит к повышению мотивации обучающихся в их освоении;

52

научный журнал СЕРВИС PLUS 2008 / № 4

5) имеется возможность оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований к специалисту вследствие изменений в технологиях и организации труда, обеспечивая качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне;

6) имеется возможность применять одни и те же модули в нескольких учебных программах (техника безопасности, эффективное общение и т.д.);

7) имеется возможность индивидуализировать обучение для каждого обучающегося исходя из его уровня знаний и умений и предыдущего обучения путем комбинирования необходимых модулей;

Литература

1. Байденко В.И. Болонский процесс. М.:Логос, 2004. 207с.

2. Клименко Т.К. Традиции и инновации в педагогическом образовании /Инновации в образовании. 2007, № 3. С. 13-20.

3. Трунин В.Е. Реформирование системы профессионального образования в современных условиях /Среднее профессиональное образование. 2007, № 7. С. 2—5.

4. Колесников В.А. Образование нового века: от переосмысления опыта к новому концептуальному видению /Среднее профессиональное образование. 2008, № 2. С. 2—4.

5. Мацкайлова О.А. Гуманитаризация СПО: ошибки и уроки /Среднее профессиональное образование. 2008, № 1. С. 2—4.

6. Тихонова Н.Р. Аспекты практико-ориентированного обучения безработных граждан в учреждениях СПО / Среднее профессиональное образование. 2008, № 2. С. 17—19.

7. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коновалова Ю. В., Сартакова Е.В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях. М.: Альфа-М, 2005. С. 11—18.

8. http://www.eidos.ru

8) контроль качества полученного образования заключается не только в оценке уровня освоения дисциплин, но и в оценке компетенций обучающихся [7].

Таким образом, меняется взгляд на образование, и это не может не сказаться на среднем профессиональном образовании в области сферы обслуживания. Ясно, что только новая гибкая мобильная система профессионального обучения позволит эффективно осуществить кадровую поддержку инновационных процессов развития рыночной экономики в России, в которой сфера обслуживания занимает не последнее место.

УДК 331.5: 338.46

проблемы и значение подготовки кадров среднего звена для индустрии туризма и гостеприимства в современных условиях

И.Р. Минасян, ст. преподаватель,

ФГОУВПО «Российский государственный университет сервиса», г. Москва

The tourism and hospitality industry requires experienced middle level personnel. The paper defines the role of tourism as a major services sector, which strengthens the economic potential, solves social problems and improves the international status of a country.

В статье обозначены различия традиционной и инновационной систем среднего профессионального образования и на фоне этих различий освещены основные тенденции развития среднего профессионального образования в области сферы обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.