Научная статья на тему 'Роль образов родной природы в этнофункциональной коррекции делинквентного поведения у осужденных за насильственные преступления'

Роль образов родной природы в этнофункциональной коррекции делинквентного поведения у осужденных за насильственные преступления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
112
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ РОДНОЙ ПРИРОДЫ / ЭТНОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / IMAGE OF THE NATIVE NATURE / ETHNOFUNCTIONAL CORRECTION / DELINQUENT BEHAVIOUR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чулисова Анна Павловна

В статье представлены результаты исследования роли образов родной природы в этнофункциональной коррекции делинквентного поведения у осужденных за насильственные преступления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чулисова Анна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Images of the Native Nature in Ethnofunctional Correction of Delinqent Behaviour at Condemned for Violent Crimes

In article results of research of a role of images of the native nature in ethnofunctional correction delinquent behaviour at condemned for violent crimes are submitted

Текст научной работы на тему «Роль образов родной природы в этнофункциональной коррекции делинквентного поведения у осужденных за насильственные преступления»

стратегии поведения, настроены на сотрудничество, взаимопонимание, готовы идти на компромисс. Однако внешне профессиональное и эффективное взаимодействие с окружающими не приводит к удовлетворению личных потребностей, что выражается в общей негативной коммуникативной установке.

Считаем необходимым подчеркнуть, что продуктивная профессиональная психологическая деятельность не ограничивается процессами социальной перцепции и коммуникации, а предполагает активную и целенаправленную работу субъекта по преобразованию своей Я-концепции и развитию личностных качеств. И высшее образование может способствовать развитию личности студентов-психологов, формированию их профессиональных качеств.

При массовом переходе на многоуровневую структуру обучения в вузе для достижения высокого уровня научно-практической подготовки студентов необходимо решить две главные проблемы:

- обеспечить возможность получения студентами глубоких фундаментальных знаний;

- изменить подходы к организации учебной деятельности с тем, чтобы повысить качество обучения, развить творческие и профессиональные способности студентов, их стремление к непрерывному приобретению новых знаний, а также учесть их интересы в самоопределении и профессиональной самореализации3.

Важнейшим при решении второй проблемы является комплексный подход в изучении способностей студентов. При организации и совершенствовании системы непрерывного образования необходимо опираться не только на знания закономерностей психического развития, но и на анализ индивидуальных особенностей студентов и в связи с этим планомерно направлять процесс интеллектуального, личностного и профессионального развития. Основными методами решения данной проблемы, на наш взгляд, являются проблемное обучение и тренинги, направленные на развитие рефлексивной культуры.

Примечания

1 См.: КалюжныйА.А. Социальная психология имиджа учителя: Учеб. пособие. М., 2008.

2 См.: Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.

3 Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учеб. пособие. Самара, 2006. C. 298-301.

УДК 316.62

А.П. ЧУЛИСОВА

Психологическая лаборатория Следственного изолятора № 3 УФСИН России г. Москвы E-mail: [email protected]

Роль образов родной природы в этнофункциональной коррекции делинквентного поведения у осужденных за насильственные преступления

В статье представлены результаты исследования роли образов родной природы в этнофункциональной коррекции делинквентного поведения у осужденных за насильственные преступления

Ключевые слова: образ родной природы, этнофункциональная коррекция, делинквентное поведение.

A.P. CHULISOVA Role of Images of the Native Nature in Ethnofunctional Correction of Delinqent Behaviour at Condemned for Violent Crimes

In article results of research of a role of images of the native nature in ethnofunctional correction delinquent behaviour at condemned for violent crimes are submitted

Key words: image of the native nature, ethnofunctional correction, delinquent behaviour.

© А.П. Чулисова, 2010

А.П. Чулисова. Роль образов родной природы в этнофункциональной коррекции

43

На современном этапе истории российского общества наблюдается не только экономический кризис, но и «кризис» нравственности, который находит выражение в потере направленности на соблюдение гражданских законов, религиозных заповедей и др. Данный факт подтверждается наличием динамики преступности: за последний год заметно возросло количество преступлений, а также повысился уровень рецидивов тяжких преступлений1, что указывает на неэффективность воспитательной работы, проводимой с осужденными в исправительных учреждениях.

Как считают специалисты в области пенитенциарной педагогики и психологии, в настоящее время воспитание осужденных основано, во-первых, на соблюдении режима исправительного учреждения, во-вторых, на производительном труде, в-третьих, на религиозном воспитании2. Режим отбывания наказания, по их мнению, служит «гуманной социальной средой», где большую роль в «перековке личности» играет производительный труд, а также посещение храма и чтение религиозной литературы3. Наряду с применяемыми в ИУ приемами воспитательной работы с осужденными все чаще в воспитании используется этнофункциональная парадигма4. В частности, в прикладном плане она применяется в воспитании антинаркотического и антиалкогольного поведения и в других областях5.

Этнофункциональная парадигма опирается на следующие методологические принципы: этнофункциональности, этнофункци-онального развития, этнофункциональной системности и др. В этнофункциональном подходе рассматривается этносреда как система внешней и внутренней сред человека. К внутренней относятся собственно его психика и антропо-биологические характеристики, к внешней - природно-климатические и социокультурные элементы, а также трансцендентная сфера, характеризующая идеальные прообразы природных стихий, религиозных представлений и др. Каждый элемент эт-носреды наделяется этнической функцией -интегрирующей или дифференцирующей его с тем или иным этносом или этнической системой.

В своем развитии образная сфера6 личности, родившейся и проживающей в средней полосе России, проходит ряд стадий: природную (оптимальный возраст прохождения: 0 -

5 лет), сказочно-мифологическую (2 - 5 лет), религиозно-этическую (6 - 8 лет) и др.

Целью настоящей работы было исследование влияния образов родной природы (содержания образной сферы личности на природной стадии ее развития) на склонность к криминальному поведения. Мы предполагали, что образы родной природы влияют на формирование антикриминального поведения у осужденных за насильственные преступления.

Методы исследования: этнофункцио-нальное структурированное интервью, опросник отношения к христианским заповедям (А.В. Сухарев), опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению», по которому определялась склонность к делинквентному (в частности, к криминальному) поведению (А.Н. Орел), тест Роршаха.

Был проведен формирующий эксперимент с осужденными за насильственные преступления: он состоял из серии занятий, на которых испытуемым предлагалось представить в гипноидном состоянии образы родного ландшафта. Результаты эксперимента показали, что осужденные экспериментальной группы достоверно чаще вспоминают первые образы родной природы, запечатленные в раннем детстве (до 5 лет). А осужденные контрольной группы чаще, чем до эксперимента, вспоминают первые образы родной природы в более позднем возрасте (после 5 лет). Помимо этого испытуемые контрольной группы реже вспоминают первые сказочные образы в возрасте до 5 лет, а также реже вспоминают образы из русских народных сказок. Испытуемые экспериментальной группы чаще относят первые переживания, связанные с представлениями о справедливости, к оптимальным возрастным границам (6 - 8 лет).

В экспериментальной и контрольной группах изменилось и отношение к христианским заповедям: испытуемые экспериментальной группы чаще считают, что в поведении необходимо придерживаться данных заповедей, а испытуемые контрольной группы полагают, что от них можно и отступить.

Вместе с тем осужденные экспериментальной группы чаще, чем до эксперимента, положительно относятся к зиме (т.е. их предпочитаемые образы природы стали более эт-ноинтегрирующими).

У осужденных контрольной группы стало больше, чем до эксперимента, предпочтений экзотических продуктов питания.

Прикладные исследования

Исследование по тесту Роршаха показало, что у осужденных экспериментальной группы снизились уровни невротического торможения когнитивных процессов и тревожности. А у осужденных контрольной группы возрос уровень неконтролируемой эмоциональности и снизился уровень когнитивного контроля тревожности. Вместе с тем в контрольной группе возросла склонность к делинквентному поведению, а в экспериментальной группе эта склонность осталась неизменной.

Вышеприведенные результаты формирующего эксперимента могут свидетельствовать о том, что восстановление содержания образной сферы личности на природной стадии ее развития способствует появлению более ранних - относящихся к оптимальному периоду - переживаний, связанных с представлениями о справедливости. Это объясняется тем, что в соответствии с принципом этнофункционального развития восстановление образного содержания природной стадии развития личности способствует актуализации у них образного содержания

последующих стадий, в частности, религиозно-этической, что и проявляется в улучшении показателей отношения к христианским заповедям: осужденные более склонны их внутренне придерживаться. Соблюдение заповедей, в свою очередь, является сдерживающим фактором в возникновении де-линквентного (здесь - криминального) поведения.

Возникновение в образной сфере личности у осужденных контрольной группы более поздних воспоминаний образов родной природы, ухудшение отношения к христианским заповедям, по всей видимости, способствует возрастанию у них показателей делинквентного поведения. Последний факт, на наш взгляд, объясняется уже достаточно общепризнанной неэффективностью воспитательной работы в современных исправительных учреждениях России7, что, в свою очередь, обусловливает нарастание «криминализации» осужденных под влиянием микросоцальной среды в исправительных учреждениях, где осужденные отбывают наказание.

Примечания

1 См.: Статистика преступлений [Электронный ресурс] // http://old.cry.ru/theme.shtml. URJ: 12.09.2009.

2 Ветошкин С.А. Пенитенциарная педагогика в теории и практике [Электронный ресурс] // http: //www.oim.ru/ reader. URJ: 12.09.2009; Основы православия в системе пенитенциарных учреждений [Электронный ресурс] // http:// www.pobeda.ru/zone/index.html. URJ: 12.09.2009; Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Основы пенитенциарной психологии. Рязань, 2001.

3 См.: Сборник нормативных документов и методических рекомендаций по организации воспитательной работы с осужденными в ИУ [Электронный ресурс] // http://www.alrus.info/main.php. URJ: 12.09.2009.

4 См.: СухаревА.В. Этнофункциональная парадигма в психологии. М., 2008.

5 См.: Шустова В.О. Этнофункциональный психологический подход к проблематике употребления психоактивных веществ в студенческой среде. // Мир психологии. 2009. № 3. С. 154-167.

6 См.: ГостевА.А. Психология вторичного образа. М., 2007.

7 Статистика преступлений [Электронный ресурс] // http://old.cry.ru/theme.shtml. URJ: 12.09.2009.

УДК 316.6

С.Н. ЧИЧЕНКОВА

Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: [email protected]

Ценностные ориентации женщин России в различные исторические периоды

В статье рассматривается изменение набора ценностных ориентаций и социальных установок женщин России в различные исторические периоды, влияние социальной обстановки на формирование системы ценностных ориентаций женщин. Дается описание динамики становления и развития нового социального менталитета женщин России.

Ключевые слова: ценностные ориентации, социальные установки, иерархия ценностных ориентаций, базовые ценности.

© С.Н. Чиченкова, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.