Научная статья на тему 'РОЛЬ ОБОРОННОЙ ДОКТРИНЫ В УКРЕПЛЕНИИ СИСТЕМЫ ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

РОЛЬ ОБОРОННОЙ ДОКТРИНЫ В УКРЕПЛЕНИИ СИСТЕМЫ ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Оборона / доктрина / военная служба / безопасность / стратегия / государственный комитет / патриотизм / концепция / армия / делимитация демаркация.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исматов Мамасабир Махамадиевич, Ерметов Авазбек Абдуллаевич

В данной статье автор описывает роль Доктрины Обороны в укреплении Системы Обороны Республики Узбекистан, ее возможности для организatsiи современной, мобильной, хорошо вооруженной армии, способной к тактически и стратегически эффективному решению задач. обеспечение безопасности и стабильности нашей страны, нерушимости ее границ в годы независимости и обосновало планомерное и постепенное проведение масштабных работ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Исматов Мамасабир Махамадиевич, Ерметов Авазбек Абдуллаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОБОРОННОЙ ДОКТРИНЫ В УКРЕПЛЕНИИ СИСТЕМЫ ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.1 | SJIF = 5.685 www.in-academy.uz

РОЛЬ оборонной доктрины в укреплении

СИСТЕМЫ ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Исматов Мамасабир Махамадиевич

Национальный университет Узбекистана Преподаватель учебного центра военной подготовки, подполковник запаса E-mail: ismatovsobirjon00@gmail.com Тел: (99) 819-69-097 Ерметов Авазбек Абдуллаевич Доктор исторических наук профессора (DSC) https://www.doi.org/10.5281/zenodo.10464743

ABSTRACT

ARTICLE INFO

Received: 27th December 2023 Accepted: 01st January 2024 Online: 03rd January 2024 KEY WORDS

Оборона, доктрина, военная служба, безопасность,

стратегия,

государственный комитет, патриотизм, концепция, армия, делимитация

демаркация.

В данной статье автор описывает роль Доктрины Обороны в укреплении Системы Обороны Республики Узбекистан, ее возможности для организatsiи современной, мобильной, хорошо вооруженной армии, способной к тактически и стратегически эффективному решению задач. обеспечение безопасности и стабильности нашей страны, нерушимости ее границ в годы независимости и обосновало планомерное и постепенное проведение масштабных работ.

Введение. За годы независимости планомерно и поэтапно проводилась огромная по своему размаху и масштабности работа по организации современной, мобильной, всесторонне хорошо вооруженной армии, способной эффективно решать тактические и стратегические задачи по обеспечению безопасности и стабильности нашей страны, безлюдности ее границ.

9 января 2018 года предусмотрено обеспечить прозрачность оборонной политики страны путем принятия новой редакции оборонной доктрины Республики Узбекистан. Принятая в целях реализации задач, изложенных в программе действий стратегии на 2017-2021 годы, данная доктрина отражает основные направления и современные подходы к вопросам военного строительства нашей страны и развития Вооруженных сил. Оборонная доктрина создает организационно-правовые условия для эффективных военно-политических отношений и сотрудничества с другими зарубежными странами в области безопасности и обороны. Данный документ носит прозрачный характер, соответствующий зарубежному опыту получения аналогичных концептуальных документов.

Методология исследования (Research Methodology) оборонной доктрины показывает, что открытость внешней политики Узбекистана, всестороннее взаимодействие с нашими близкими соседями — странами Центральной Азии -является одним из главных условий обеспечения национальной безопасности. Общность истории, культуры, традиций, религиозной веры наших народов является

Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.1 | SJIF = 5.685 www.in-academy.uz

важной основой практического сотрудничества и солидарности между нашими странами.

Политика Республики Узбекистан в области обороны основывается на следующих принципах: неприменение военной силы против других государств, за исключением предотвращения и отражения военной агрессии; неделимость безопасности, недопущение укрепления собственной безопасности за счет безопасности других государств; невмешательство во внутренние дела других государств, мирное урегулирование конфликтов; адекватная оборона; соответствие характеру современных военных конфликтов военного строительства; отказ от производства, приобретения, хранения, распространения и развертывания ядерного и других видов оружия массового уничтожения; верность принципам Договора о безъядерной зоне в Центральной Азии; недопущение размещения иностранных военные базы и объекты на его территории; неучастие вооруженных сил в

Проводя мирную политику, Республика Узбекистан рассматривает активное участие в предотвращении военных конфликтов в качестве одного из своих приоритетов. Основными направлениями политики Республики Узбекистан в этой области являются:

а) на национальном уровне: поддержание готовности государственной военной организации действовать в соответствии со своей целью; развитие собственного оборонно-промышленного комплекса и его научно-исследовательской базы; применение передовых технологических решений и других решений, направленных на подрыв доверия к социальным институтам и органам власти, а также снижение рисков, связанных с информационным и идеологическим воздействием на массовое сознание населения с целью вмешательства во внутренние дела государства;

б) на региональном уровне: обеспечение мира и стабильности в регионе, решение важнейших проблем региональной безопасности, включая содействие в регулировании ситуации в Афганистане, решение вопросов использования трансграничных водных ресурсов, завершение процессов делимитации границ, обеспечение экологической стабильности, сдерживание влиятельные меры по сосредоточению внимания на чрезвычайных ситуациях и трансграничных угрозах; предотвращать и нейтрализовывать внешние и внутренние угрозы миру, стабильности и безопасности в регионе, укреплять взаимное сотрудничество и практическую кооперацию со всеми странами Центральной Азии в борьбе с экстремизмом, терроризмом, организованной и трансграничной преступностью; расширение сотрудничества в военной сфере между странами региона, укрепление доверия и безопасности;

в) на уровне конфликта: участие в работе Организации Объединенных Наций, других международных организаций и институтов по обеспечению международной безопасности и развитию сотрудничества; установление и поддержание стратегических партнерских отношений с заинтересованными странами на основе о долгосрочных интересах национальной безопасности Республики Узбекистан и; содействовать глобальным усилиям по недопущению распространения оружия массового уничтожения; предотвращать и пресекать проявления экстремизма и

Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.1 | SJIF = 5.685 www.in-academy.uz

международного терроризма; содействовать международному военному и военно-техническому сотрудничеству. В результате проведенных и претворяемых в жизнь масштабных реформ наши Вооруженные силы сегодня, по словам президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиеева, "стали неотъемлемой частью нашего общества, гарантией стабильности и прогресса нашей страны, важным институтом образования". воспитания военнослужащих и молодежи в духе военно-патриотизма". В то же время растущий масштаб реальных и, возможно, продолжающихся рисков безопасности, наркоагрессии, международного терроризма, экстремизма и других угроз в связи с сегодняшней сложной, быстро меняющейся военно-политической обстановкой в нашем регионе и во всем Афганистане, особенно с нынешней ситуацией, перспектива которой гораздо более абстрактна, предполагает постоянное повышение военной готовности и боеспособности наших Вооруженных сил, В связи с этим в статье 17 Конституции Республики Узбекистан говорится следующее.

"Республика Узбекистан является полноценным субъектом международных отношений.

Внешняя политика Узбекистана основывается на принципах суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, ненарушения границ, территориальной целостности государств, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других государств и других общепризнанных принципах и нормах международного права. международное право."

Выступление Шавката Мирзиеева на Совете безопасности Президента Хузури 10 января 2018 года в расширенном составе затронуло перспективы реформ в системе Вооруженных сил нашей страны и подчеркнуло следующее: "В то же время угроза международного терроризма, экстремизма и радикализма является растет по всему миру, в том числе и в нашей В связи с такой напряженной ситуацией необходимо, чтобы мы были готовы нанести достойный удар по существующим угрозам, продолжить нашу дальнейшую работу по дальнейшему реформированию наших вооруженных сил в целях обеспечения мирного и устойчивого развития Узбекистана, повышения его боеготовности и возможностей. По инициативе Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Республики Узбекистан создание военных академических лицеев "Школа Тимурбеклар" заняло важное место в воспитании и подготовке нашей молодежи в духе уважения к нашим военно-патриотическим и духовным ценностям.-моральные ценности, в дополнение к обеспечению наших вооруженных сил В частности, организация первоначальных организаций Союза молодежи Узбекистана в системе Вооруженных сил приобрела актуальное значение в воспитании молодых военнослужащих в духе патриотизма, вовлечении их в процесс проводимых в нашей стране реформ, реализации их интеллектуального и творческого потенциала. Одним словом, в результате столь значительной проводимой работы армия становится школой доблести и упорства, верности. В заключение хочу сказать, что наша армия, являющаяся надежным щитом мира и безопасности нашего народа и безгосударственности наших границ, должна быть меньше, чем кто-либо другой, с точки зрения единства, силы, вооружения и военного мастерства. Одобренный Сенатом закон "Об оборонной доктрине

Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.1 | SJIF = 5.685 www.in-academy.uz

Узбекистана" устанавливает, что документ укрепит связи с близкими соседями, послужит развитию военно-политических отношений с зарубежными странами. Установлено, что положения оборонной доктрины могут быть изменены, дополнены в зависимости от современной военно-политической обстановки.

Анализ и результаты (Analysis and results) при создании новой оборонной доктрины Узбекистана было установлено, что она будет открытой, прозрачной, послужит укреплению связей с соседями, создаст организационные и правовые условия для налаживания эффективного военно-политического сотрудничества с зарубежными странами, и так оно и остается. Также, согласно закону, "в зависимости от изменения масштаба угроз национальной безопасности в военной сфере, условий военно-политической обстановки и характера текущих военных споров, задач и направлений развития военной структуры страны, отдельных положений оборонного законодательства". доктрина может быть уточнена и дополнена в установленном порядке, при этом приоритеты деятельности государства в области обеспечения военной безопасности определяются президентом Республики Узбекистан -Верховным главнокомандующим Вооруженными силами.

Узбекистан присоединился к возглавляемому Россией военному альянсу -договору о коллективной безопасности - несколько лет назад, а позже вышел из него, укрепив страну на законодательном уровне, не вступая в военно-политические блоки, не предоставляя иностранным военным базам места на своей территории. "Присоединение к военному блоку изучается в соответствии с различными исследованиями. Как развивается стратегическая ситуация в регионе, какие страны являются дружественными, какие - соперничающими, насколько нестабильна эта ситуация. Согласно текущим условиям, нет оснований говорить о том, что ситуация в регионе обостряется. Афганская угроза существует, но она не так велика. Поэтому Узбекистан считает нецелесообразным укреплять свою оборону путем присоединения к какому-либо военному блоку. Узбекистан считается ведущим государством Центральной Азии по военному потенциалу, это было отмечено в мировом масштабе в течение нескольких лет в сильные пятидесятые. В последнем отчете международных организаций о военных державах Узбекистан отмечен на 48-м месте. Президент Республики Узбекистан - Верховный главнокомандующий нашими Вооруженными Силами Шавкат Мирзиеев сделал несколько заявлений властям относительно военной мощи, наиболее важное из которых можно сказать об организации военной промышленности в самой стране. Предполагается, что военная промышленность будет развиваться, главным образом, в сотрудничестве с Россией. Партнерами Узбекистана по военному сотрудничеству являются Россия, Китай, самое позднее Турция, в дополнение к Соединенным Штатам. Во время визита Мирзиеева в Анкару стороны договорились о совместной разработке некоторого военного оборудования для турецкой системы обороны в Узбекистане. Президент Шавкат Мирзиеев в ходе встречи сообщил министру обороны КИТАЯ Чан Вансюаню, что обсуждались двусторонние отношения, наступательное сотрудничество, и министр обороны Китайской Народной Республики выразил готовность развивать отношения.

é

Ws,

References:

1. Конституция Республики Узбекистан от 30 апреля 2023 г.

2. В Ташкенте введен в действие закон "Об оборонной доктрине Узбекистана"., 9 января 2018 г., Orq-№ 458

3. Закон Республики Узбекистан от 09.01.2018 № 458 "Об обороне". Закон "О всеобщей воинской обязанности и военной службе в вооруженных силах" от 25.08.2020.

é

Ws,

4. Положение о порядке прохождения военной службы гражданами Республики Узбекистан, утвержденное указом Президента Республики Узбекистан № 4447 от 12 сентября 2019 года; Интернет-ресурсы:

1. https://lex.uz/

2. https://strategy.uz/index.php?news=770&lang=uz/

3. https://mudofaa.uz/

4. https://aoka.uz/

5. https://president.uz/uz

6. https://maqola.reandpub.uz/10873/

7. https://lex.uz/docs/-3372089?ONDATE=05.04.2022%2000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.