Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.1 | SJIF = 5.685 www.in-academy.uz
ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОГО РЕГИОНА В РАМКАХ ФОРМАТА «ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА» Умаров Рустам Зульфукарович Магистрант факультета "Международное право" Университета мировой экономики и дипломатии при Министерстве иностранных дел Республики Узбекистан rumarov@gmail.com https://www.doi.org/10.5281/zenodo.10521511
ABSTRACT
ARTICLE INFO
Received: 10th January 2024 Accepted: 16th January 2024 Online: 17th January 2024 KEY WORDS
Центральная, Азия, Китай, народ, Республика, политика, инвестиции, региона в рамках, сотрудничество, взаимное.
В данной статье анализируются вопросы, историко-правовые основы взаимного сотрудничества государств Центральноазиатского региона в рамках формата «Центральная Азия и Китайская Народная Республика».
Вопрос укрепления межрегионального сотрудничества Узбекистана со странами Центральной Азии сегодня является важным вопросом внешней политики. Узбекистан в настоящее время уделяет большое внимание развитию взаимовыгодных отношений со странами Центральной Азии. Важнейшими приоритетами Узбекистана в области внешней политики являются укрепление независимости и суверенитета государства, повышение места и роли страны как равноправного субъекта международных отношений, вступление в ряды развитых демократических государств, создание вокруг Узбекистана атмосферы безопасности, стабильности и гармоничного соседства. При этом, сегодня являются актуальными такие вопросы, как укрепление международного авторитета Республики Узбекистан, предоставление объективной информации мировому сообществу о проводимых в стране реформах, совершенствование нормативно-правовой базы внешнеполитической и экономической деятельности Республики Узбекистан и договорно-правовой основы международного сотрудничества, решение вопросов делимитации и демаркации государственной границы. Во внутренней и внешней политике Узбекистана сегодня большое внимание уделяется построению стабильного, справедливого и демократического государства, обеспечению внешней прозрачности страны, развитию регионального и многостороннего сотрудничества, а также борьбе с коррупцией. В текущий период разработан и принят ряд соответствующих программных документов по дальнейшему развитию многопланового сотрудничества Узбекистана со странами Центральной Азии, утверждены «дорожные карты». В ходе визитов Президента
ё
Щу,
1 Первухин В.В. Новый шёлковый путь. // «Энергетическая политика», 2014, №3.
2 http://www.inform.kz/rus/article/2659526
3 Выступление Председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина 16 сентября 2013 года в Назарбаев Университете Казахстана в Астане.
s#
Ws,
4 http://russian.people.com.cn/31518/8400415.html щтисод ва молия / экономика и финансы 2015, 4.
5 Федоренко В. Марказий Осиёда янги Ипак йули ташаббуслари. («The new silk road initiatives in Central Asia»). // «Rethink», Вашингтон Инсти-тути, 2013 йил август.
s#
Ws,
6 lHtp://uzapi.govAiz/ne\vs/infb/print/345()/
7 Федоренко В. Новые инициативы Шелкового пути в Центральной Азии («The new silk road initiatives in Central Asia»). // «Rethink», Вашингтонский институт, август 2013 г.
Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.1 | SJIF = 5.685 www.in-academy.uz
4 млрд. долларов США, а Казахстану национальной нефтегазовой корпорации «КазМунайГаз» 10 млрд. долларов США8.
В настоящее время Китай работает над несколькими проектами высокоскоростного маршрута Азия-Европа и программой «региональных мостов», которая откроет путь из Китая в Евразию, Восточную Европу и Средиземное море. Его можно назвать новым видением древнего Великого Шёлкового пути. Например, было решено построить железнодорожную линию протяженностью около 7000 километров, соединяющую крупные города Китая и Турции. Этот проект уже начался и, как ожидается, будет завершен к 2023 году9.
Китай вкладывает огромные деньги в развитие транспортной системы в Центральной Азии. Например, в феврале 2013 года правительство Китая одобрило проект строительства новой железной дороги между Кыргызстаном и Узбекистаном стоимостью 2 млрд. долларов США.
Следует отметить, что в 2012 году Казахстан и Китай запустили новую транспортную систему «Алтынколь-Хоргос» - новую железную дорогу, соединяющую китайский порт Ляньюньган с железнодорожной системой государств Центральной Азии10. Высокое внимание уделяется завершению строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан и её продолжению в Туркменистан и Иран. Потому что он может стать ближайшей дорогой, соединяющей Китай со странами Персидского залива и Ближневосточного региона. В настоящее время Пакистан проявляет большой интерес к транспортному коридору, соединяющему Китай, и существует высокая вероятность соединения с коридором «КНР-Кыргызстан-Узбекистан», который обеспечит выход к Индийскому океану для стран Центральной Азии. Также, существует транспортный коридор, начинающийся из Чунцина (Китай) и продолжающийся через Казахстан, Россию, Беларусь и Польшу до Дуйсбурга, Германия. С 28 ноября 2013 года было запущено международное железнодорожное сообщение между Сианем и Алма-Атой.
28 декабря 2013 года начались практические действия по созданию порта в городе Ляньюньгань. Премьер-министр Китайской Народной Республики Ли Кэцян в ходе своего выступления в Ташкенте 30 ноября 2013 года предложил создать порт Ляньюньгань как совместный порт стран ШОС11. Этот порт может предоставлять транспортно-логистические услуги государствам Центральной Азии.
В то же время Китай предложил создать устойчивый финансовый институт при реализации масштабных и крупных проектов в рамках «Экономического коридора Великого Шёлкового пути». Было отмечено, что такую задачу может выполнить также Банк развития ШОС.
Превращение провинции Синьцзян в центр транспортного узла «Коридора Шёлкового пути» обусловлено её близостью к странам Центральной Азии. Проект
8 Пирани С. Энергетика Центральной Азии: поворотный момент («Central Asian Energy: the Turning Point»). // Журнал «Emerging Markets», февраль 2010 г.
9 Олсен Р. «Аравия-Азия: Китай строит новый Шелковый путь, но готов ли Ближний Восток?» («Arabia-Asia: China Builds New Silk Road, But Is The Middle East Ready?») // Журнал "Forbes", октябрь 2012 г.
10 «Новые торговые пути Китая». // Журнал «Economic Safety», 2013 год февраль.
11 http://uzapi.gov.uz/news/info/print/3450/
é
Ws,
12 Федоренко В. Инициативы Нового Шелкового пути в Центральной Азии («The new silk road initiatives in Central Asia»). // «Rethink», Вашингтонский институт, август 2013 г.
13 Ремыга В.Н. Новая глобальная стратегия Китая - «Экономический пояс шёлкового пути». 2014.
14 Первухин В.В. Новый шёлковый путь. // Журнал «Энергетическая политика», 2014, № 3.
15 Статья руководителя Китайской академии современных международных отношений Фэн Юнцзюня в газете «Жэньминь Жибао» под названием «Суть концепции экономического коридора Шёлкового пути» (22 января 2013 г.).
s#
Ws,
16 Узбекистан богат природными ресурсами («Uzbekistan is rich in natural resources»). // Журнал «Mining World», май 2013 г.
17 Российская компания «Лукойл» выделила 500 млн. долларов США на узбекский газовый проект («Russia's Lukoil Secures $500 million Loan for Uzbek Gas Project»). // Журнал «Центральная Азия», март 2012 г.
18 http://uza.uz/uz/society/buYuk-ipak-vo-li-bo-Ylab-hamkorlik-rivojlanmoqda
Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.1 | SJIF = 5.685 www.in-academy.uz
Упоминание проделанной за последние годы работы по совершенствованию транспортной системы служит наглядным свидетельством для выявления существующих проблем в сфере, их устранения и определения дальнейших перспектив.
Запуск новых маршрутов в нашей стране позволит диверсифицировать использование Узбекистаном международных логистических коридоров и снизить фактор риска. В целях дальнейшего совершенствования транспортной системы до 2016 года привлечено в отрасль 1,64 млрд. долларов США ежегодных инвестиций.
Думается, что с годами такие аспекты сотрудничества, в свою очередь, предполагают реализацию следующего:
1. Обеспечить высокие условия для отечественных автомобильных предприятий, модернизировать и расширить автопарки, превратить их в партнёров государственных предприятий (Узбекистон темир йуллари, Узбекистон х,аво йуллари, Узавтойул). Развитие прозрачной системы лицензирования и сертификации на перевозки грузов автомобильным транспортом и снижение государственных пошлин в отношении них, продление сроков действия.
2. Развитие рынка транспортно-логистических услуг, формирование региональных и субрегиональных мульти-модальных транспортных центров, регулирование транзита грузов с помощью таких центров.
3. Управление действующей транспортной системой путём формирования института, реализующего единую транспортную политику.
Приоритетными направлениями многостороннего сотрудничества Республики Узбекистан, как полноправного государства-участника Центральноазиатского региона в рамках формата «Центральная Азия и Китайская Народная Республика», а также в рамках ООН являются обеспечение безопасности и борьба с угрозами безопасности, нераспространение оружия массового поражения, мирное решение афганской проблемы, устранение экологических проблем, региональная безопасность в Центральной Азии и признание региона зоной, свободной от ядерного оружия, ликвидация последствий трагедии «Аральского моря», развитие образования, науки и культуры, сохранение и восстановление исторических традиций, исторических деятелей и архитектурных памятников, признание их вклада в мировую цивилизацию как в общечеловеческое культурное наследие и т.д. Известно, что такие международные организации, как ООН и её специализированные институты активно сотрудничают в реализации вышеуказанных направлений в Узбекистане. Ведь, как отметил Первый Президент Узбекистана И.Каримов, «когда мы говорим об интеграции в мировое сообщество, мы имеем в виду прежде всего наше участие в деятельности ООН». Мы рассматриваем наше участие в работе столь авторитетной международной организации как возможность привлечь внимание мирового сообщества к острым проблемам обеспечения безопасности, мира и согласия в Центральноазиатском регионе.
Несмотря на разнообразие международных организаций, вовлеченных в настоящее время в общую проблему безопасности, только ООН обладает всеми инструментами для поддержания и обеспечения безопасности - от превентивной
Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.1 | SJIF = 5.685 www.in-academy.uz
дипломатии до участия в миротворческих операциях»19. Фактически Республика Узбекистан является участницей всех 13 конвенций ООН по борьбе с международным терроризмом, выдвинула множество практических инициатив по объединению усилий мирового сообщества в борьбе с этой угрозой20.
В конце ХХ века в Центральноазиатском регионе произошли крупные изменения и глобальные события. В Центральной Азии возникли новые суверенные, независимые государства. Это привело к изменениям на политической карте мира. В Центральной Азии новые независимые страны, такие как Узбекистан, Казахстан, Туркменистан, Таджикистан и Кыргызстан, разработали и внедрили свой новый путь развития и модель национального развития. После этого перед каждой из стран, стоящих на пути к независимому развитию, встали вопросы региональной безопасности, мира и устойчивого развития. В этом смысле одним из важнейших приоритетов внешней политики стран Центральной Азии, в том числе Узбекистана, является обеспечение региональной безопасности и стабильности, борьба со всеми формами терроризма, наркотрафика и незаконной деятельности, подрывающей мир народов. Фактически Центральная Азия занимает важное место в мире как географически, так и стратегически. Именно поэтому он имеет важное геополитическое значение в регионе.
Между ООН и странами региона был проведён ряд важных мероприятий по таким вопросам, как объявление Центральноазиатского региона зоной, свободной от ядерного оружия, борьба с наркотрафиком, мирное решение афганской проблемы, восстановление Афганистана, обеспечение экологической безопасности и обеспечении стабильности региона. Кроме того, между странами Центральной Азии установлены широкомасштабные отношения взаимного сотрудничества в сфере международной и региональной безопасности, проблемах устойчивого развития, социально-экономических и политических вопросах, реализован ряд крупных инициатив.
19 Каримов И. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия стабильности и гарантии развития. -Ташкент: 1997, -Б.300-301.
20 Абдимумин°в о. Сотрудничество Узбекистана с ООН по региональным вопросам.// «Международные отношения».
2015. № 4, Ташкент. Страницы 16-20.