Научная статья на тему 'Роль нравственного сознания студента будущего инженера'

Роль нравственного сознания студента будущего инженера Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
331
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ ИНЖЕНЕРА / НРАВСТВЕННО-ПОНИМАЮЩЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ / ETHICS / MORAL / MORAL CONSCIOUSNESS OF AN ENGINEER / MORAL-UNDERSTANDING CARE FOR NATURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шипанова Е. В.

В статье ставится вопрос о роли нравственного сознания инженера в создании программ и проектов деятельности по созданию техники, эксплуатации инженерных сооружений; осуществляется конкретизация научного представления о нравственном сознании, которое есть нравственно-понимающее отношение к природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON MORAL CONSCIOUSNESS OF AN ENGINEERING STUDENT

In the article the problem of the role of an engineer's moral consciousness in working out programs and projects for creating engineering equipment and engineering structure exploitation is raised. Concrete definition of «moral consciousness» notion as the moral-understanding care for nature is given.

Текст научной работы на тему «Роль нравственного сознания студента будущего инженера»

УДК 378

РОЛЬ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА

© 2010 Е.В.Шипанова Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Статья поступила в редакцию 15.10.2010

В статье ставится вопрос о роли нравственного сознания инженера в создании программ и проектов деятельности по созданию техники, эксплуатации инженерных сооружений; осуществляется конкретизация научного представления о нравственном сознании, которое есть нравственно-понимающее отношение к природе.

Ключевые слова: этика, мораль, нравственное сознание инженера, нравственно-понимающее отношение к природе.

Среди многих проблем, представляющих теоретический и практический интерес педагогика изучает проблему формирования нравственного сознания студента - будущего инженера в процессе обучения в вузе. Ее решение затрагивает насущные вопросы образования, поскольку в современных условиях востребуется инженер, нравственное сознание которого, отражая, созидая, преобразуя содержание его взаимодействия с природой, ориентирует инженера на конструктивное взаимодействие с ней под знаком на нравственно-понимающего отношения к природе. Нравственное сознание, участвуя в создании программ и проектов деятельности, «распознавая», как это необходимо человеку, ориентирует инженера на ненанесение ущерба людям и природе, на решение старой и одновременно новой задачи: жить в согласии с природой. Жить в согласии с природой означает создавать технику и сооружения таким образом, чтобы они не были враждебны человеку и природе, но обеспечивали гармонизацию отношений между человеком и природой. Основы процесса формирования нравственного сознания студента должны составлять соответствующие теоретические концепции, которые предопределяют содержательные и процессуальные аспекты деятельности преподавателя, обоснование содержания процесса формирования нравственного сознания с учетом нравственных оснований деятельности инженера и морального ее контекста.

Педагогика не изучает собственно моральные феномены и явления. Мораль является объектом этики. В то же время одними этическими средствами при изучении нравственного сознания студента - будущего инженера, которое, как известно, является одной из форм существования

Шипанова Елена Валерьевна, старший преподаватель кафедры лингвистики, межкультурной коммуникации и социально-культурного сервиса. E-mail: e. v.shipanova&mail. ru

морали, обойтись нельзя. Как теоретическая наука, этика нуждается в частно-научном обеспечении, например в части организации нравственного просвещения, этического образования студентов, являющихся средствами формирования нравственного сознания студента.

Этика как наука о морали описывает и объясняет нравственное состояние общества, человека, которые претерпевают изменения как на протяжении существования человечества, на протяжении жизни одного поколения и даже изменения, происходящие в период одного десятилетия. Однако в любом случае мы имеем дело с относительно устойчивой системой моральных представлений, ценностей, которые в зависимости от эпохи наполняются конкретным содержанием, и которые «движутся» в пространстве отношений между людьми, между инженером и природой. Пространство отношений, как подчеркивает А.А.Гусейнов, и есть мораль1. Этика -это наука. Как и любая наука, она исходит из того, что познаваемый ею предмет находится вне ее самой. Этика объективирует предмет своего изучения. «Объективность науки, - пишет А.А.Гусейнов, - обнаруживается в том, что она одна для всех. Этика различна в различных культурах и в этом смысле субъективна»2. Задачей этики является объяснение морали как формы общественного сознания (гносеологический подход при ее изучении), как регулятора поведения и деятельности (социологический подход), как особого способа духовно-практического освоения мира (этический подход). Этика, объясняя мораль, дает преподавателю вуза нормативные рекомендации, ориентиры в решении проблем нравственного характера. Такие рекомендации и ориентиры становятся базой для формирования нравственных представлений (зна-

1 Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - М.: 1998. - С. 17.

2 Там же. - С. 29.

ний) студентов, которое (формирование) происходит в процессе обучения студентов в вузе.

Знание о морали расширяет спектр видения мира, обогащает личностные формы нравственного сознания, поднимая его на научный уровень. Мораль является особым способом ориентации человека в мире. Мораль «проникает» в нравственное сознание человека, которое уже содержит в себе этические, моральные знания. Моральные представления, взгляды, идеи человека состоят из элементов знаний, которые необходимы для оценки действий и поступков, взглядов и идеалов. Оценивание побуждает сознание инженера к поиску смыслов действий и поступков. «Для морального сознания, - пишет А.И.Титаренко, - характерны напряженный поиск ценностно-нормативного смысла поступков и отношений людей, резкое усиление этого смысла и на этом основании - оценка социальных взаимосвязей в обществе»3. Мораль, проникая в сознание человека, как пишет А.А.Гусейнов, «существует не как состояние, а как вектор сознательной жизни. Она обретает реальность как долженствование. Долженствование нельзя противопоставлять бытию... Долженствование и есть специфический способ существования морали. Мораль потому и существует в форме долженствования, что ни в какой другой форме не может обрести реальность - цель, на которую нацелена мораль»4.

Исследование проблемы формирования нравственного сознания студента - будущего инженера как социально-педагогической проблемы требует привлечения различного типа научного знания (философского, этического, социально-психологического). Проблема формирования нравственного сознания студента - будущего инженера является междисциплинарной, а ее решение, предполагающее использование различных взаимопроникающих научных подходов, невозможно без обращения к знанию других наук, обосновывающих в рамках своего объекта структуру сознания, механизмы его формирования, развития и становления.

Обращение к другим наукам вызвано и тем, что категория «сознание» приобрела статус междисциплинарной, фиксирующей в каждой науке область ее значений. Это требует, чтобы анализ нашей проблемы осуществлялся от этического, психологического уровня к педагогическому. Такой анализ не «растворяет» педагогическую науку в этике, психологии. Этический анализ педагогических проблем позволяет разрабатывать педагогические концепции формирования

3 Титаренко А.И. Специфика и структура морали // Мораль и этическая теория. - М.: 1974. - С. 16.

4 Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник.... - С.

30.

нравственного сознания будущего инженера в русле конструктивного взаимодействия инженера с природой с учетом того, как это человеку необходимо. Как это необходимо человеку, означает не просто извлечение пользы для человека, но и для природы, блага для человека и блага для природы. Деятельность инженера будет отвечать таким требованиям при условии, что ведущим ее критерием является критерий этично - неэтично, а это есть не что иное, как область пространства этического. Этично - неэтично есть не что иное, как добро - зло.

Педагогическое исследование предполагает использование различных подходов к изучению феномена нравственного сознания. Эти подходы, будучи свойственны конкретным наукам, изучающим сознание в рамках своего объекта, входят в состав методологического обеспечения конкретного педагогического исследования. Этический подход к анализу педагогических проблем задает общее направление в исследовании проблемы формирования нравственного сознания студента. На этическом уровне, учитывая методологические и практически-консультативные возможности этики, становится возможным выявить «строгие описания-констатации состояний нравственного сознания»5, которые могут найти прямое и опосредованное применение при разработке практико-ориентированной концепции формирования нравственного сознания будущего инженера, обосновывается структура нравственного сознание и содержание его компонентов. На психологическом уровне становится возможным обосновать психологические механизмы его формирования и развития сознания.

Специально-научное педагогическое исследование предполагает обращение к этике, психологии, поскольку раскрыть структуру нравственного сознания инженера как феномена, как формы существования морали постичь только практическим образом не представляется возможным. Постановка и возможное решение этой проблемы удовлетворяет не только теоретический интерес педагогической науки, но и запросы педагогической практики. В научной литературе и исследованиях по проблеме формирования нравственного сознания человека накоплен достаточный теоретический и эмпирический материал, необходимый для уяснения структуры нравственного сознания инженера, механизмах, способах и средствах его формирования.

На первый взгляд, нет необходимости вновь раскрывать то, что уже обоснованно в этической, психологической и педагогической литературе относительно структуры нравственного сознания.

5 Зотов Н.Д. Личность как субъект нравственной активности: природа и становление. - Томск: 1984. - С. 49.

Несмотря на это, мы считаем необходимым обратиться к этим проблемам, поскольку проблема структуры нравственного сознания инженера еще в полной мере не осмыслена педагогической наукой.

Междисциплинарный подход, который заявлен выше, требует обратиться к этическому знанию. Наша задача облегчается тем, что достаточно всесторонний научный анализ различных концепций и теорий, в которых обосновывается структура нравственного сознания человека, выполнен О.К.Поздняковой6. В результате теоретического осмысления различных точек зрения относительно структуры нравственного сознания человека О.К.Позднякова, выявив различные подходы к ее (структуры) раскрытию, обосновывает, что структурными компонентами нравственного сознания учителя являются этическое, моральное знание и понятия морали (обладающие значением ценностей) или личностные категории сознания, понятия нравственного сознания.

Выделение в качестве структурного компонента нравственного сознания учителя этического и морального знания, как подчеркивает О.К.Позднякова, объясняется тем, что нравственное сознание, так или иначе может быть сведено к знаниям. Нравственное сознание содержит элемент знания потому, что отношение учителя к социальной и педагогической действительности, к учащимся есть осознанное отношение, которое выражается на основе знания. Содержание знания есть не что иное, как оценка. Знание входит в структуру ценности. Выделение понятий морали в качестве структурного компонента нравственного сознания учителя, как подчеркивает О.К.Позднякова, вписывается в положения А.И.Титаренко и О.Г.Дробницого о структуре нравственного сознания в той их части, которая относится к ценностным ориентаци-ям, к идеалам, к моральной мотивации, к оценке и самооценке. Понятия морали имеют значение ценностей, которые принимают форму мотива, а идеал связан с ценностями. Идеал показывает, насколько учитель распространяет и реализует моральные ценности. Идеал есть образ должного, а ценности в форме понятий относятся к сфере должного. Ценности являются одним из критериев как оценки учителем результатов своей деятельности, так и самооценки7.

Следует отметить, что О.К.Позднякова при обосновании структуры нравственного сознания учителя акцентирует внимание на том, что сознание - это не только знание, но и отношение, которое, однако, не выделяется в качестве структурного компонента сознания учителя. Мы также

6 Позднякова О.К. Теоретические основы формирования нравственного сознания будущего учителя. - М.: 2006.

7 Там же.

полагаем, что отношение не является структурным компонентом нравственного сознания инженера. Осмысливая идеи О.К.Поздняковой о структуре нравственного сознания, мы не просто экстраполируем их на нравственное сознание инженера, но экстраполируем, исходя из профессиональной принадлежности инженера, нравственных оснований его деятельности.

«Профессия, - пишет Е.И.Рогов, - есть деятельность, обладающая собственной целью, имеющая собственный продукт, нормы и средства, которые, в конечном счете, детерминированы социальной функцией и технологией той сферы общественной жизни, которую данная деятельность обслуживает»8. Деятельность человека связана с профессией в конкретной сфере общественной жизни, которую обслуживает деятельность. В качестве сфер общественной жизни, как правило, выделяют материальную и духовную. Деятельность инженера обслуживает материальную сферу, поскольку он создает технику, обслуживает инженерные сооружения и т.д. Означает ли это, что деятельность инженера не обслуживает духовной сферы общества. Да, прямо не обслуживает. Деятельность инженера обслуживает духовную сферу общества опосредованно.

Профессионализм человека, согласно Е.И.Рогову, есть совокупность психофизиологических, психологических и личностных изменений, происходящих в нем в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях. Е.И.Рогов утверждает, что формирование профессионализма идет по трем основным направлениям: 1) изменение всей системы деятельности, ее функций и иерархического строения. В ходе выработки соответствующих трудовых навыков происходит движение личности по ступеням профессионального мастерства, развивается специфическая система способов выполнения деятельности - формируется личностный стиль деятельности; 2) изменение личности субъекта, проявляющееся как во внешнем облике (моторике, речи, эмоциональности, формах общения), так и в соответствующих элементах профессионального сознания (профессионального внимания, перцепции, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы), что в более широком плане может рассматриваться как становление профессионального мировоззрения: 3) изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности, что проявляется в когнитивной сфере - в уровне информированности об объекте, степени осознания его значимости; в эмоцио-

8 Рогов Е.И. Учители как объект психологического исследования. - М.: 1988. - С. 7.

нальной сфере - в интересе к объекту, в склонности к взаимодействию и удовлетворенности от этого взаимодействия, несмотря на трудности; в практической сфере - в осознании своих реальных возможностей влияния на объект9. Осмысление определения профессионализм, предложенного Е.И.Роговым, показывает, что он в первую очередь связан с трудом, а уже потом с деятельностью. Труд и деятельность - это различные понятия.

Профессиональная деятельность инженера как разновидность его трудовой деятельности есть не что иное, как деятельность инженера. Слово «инженер» раскрывает принадлежность индивида к профессии, которую обслуживает деятельность инженера. При обосновании структуры нравственного сознания инженера, мы, учитывая, что деятельность инженера обслуживает, в первую очередь, материальную сферу общества, акцентируем внимание на деятельности инженера, а не на инженерной деятельности, функциями которой являются конструктивная, организаторская, управленческая, гностическая, информационная, исследовательская, изобретательская, коммуникативная, перцептивная.

Основное внимание следует обращать на со-циопрактический срез деятельности инженера как определенного типа его отношений инженера к миру, к природе, к людям, к технике и т.д. С этой точки зрения деятельность инженера вписывается в объект педагогической науки - процесс целенаправленного включения студентов в систему отношений. Включение студентов в систему отношений с природой через создаваемую им технику предполагает формирование не просто нравственного отношения к природе, но нравственно-понимающего отношения к природе.

За счет такого сужения предмета исследования основное внимание концентрируется на теоретическом анализе именно структуры нравственного сознания будущего инженера и его формировании в процессе обучения в вузе.

Проблема формирования нравственного самосознания студентов есть проблема «открытия» перед ними, во-первых, нравственных миров другого человека, есть познание морального закона, который как императив повелевает реали-зовывать золотое правило нравственности, жить и действовать в соответствии с принципами морали и золотого правила нравственности, в рамках которого только и возможно утверждение человеческого. Идея утверждения человеческого в человеке с точки зрения морального закона была обоснована И.Кантом, который в результате анализа проблемы объективного и субъективного моментов в целеполагании пришел к выводу, что каждый человек максимой своей воли должен утверждать ценность личности как цели в себе и в другом. Во-вторых, есть проблемы «открытия» перед ними ценности природы.

В свете тех изменений, которые происходят в обществе и ориентируют инженера на согласование своих целей и ценностей с целями и ценностями других людей, своих целей с природой все насущней становится проблема развития способности студентов к «прочтению» содержания отношения и взаимодействий с другими людьми, с природой. Одним из способов развития такой способности является формирование нравственного сознания студента - будущего инженера.

9 Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования... .

ON MORAL CONSCIOUSNESS OF AN ENGINEERING STUDENT

© 2010 E.V.Shipanova

Samara University of Architecture and Civil Engineering

In the article the problem of the role of an engineer's moral consciousness in working out programs and projects for creating engineering equipment and engineering structure exploitation is raised. Concrete definition of «moral con-sciousness» notion as the moral-understanding care for nature is given.

Keywords: ethics, moral, moral consciousness of an engineer, moral-understanding care for nature.

Elena Valeriyevna Shipanova, Senior Lecturer of Deparment of linguistics, intercultural communication and social-cultural service. E-mail: e. v. shipanova@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.