Научная статья на тему 'Роль НИОКР в модернизации экономики Турции'

Роль НИОКР в модернизации экономики Турции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
612
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НИОКР / ТУРЦИЯ / ЕС / ОЭСР / ТЕХНОПАРКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Масумова Нигяр Рагимовна

В статье проведен анализ основных тенденций развития НИОКР в Турции. Сопоставление различных индикаторов с развитыми странами позволяет в достаточной степени оценить положительные сдвиги, происходящие в отрасли науки и инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль НИОКР в модернизации экономики Турции»

ЭКОНОМИКА

Турция

Роль НИОКР в модернизации экономики Турции

Н.Р. Масумова

В статье проведен анализ основных тенденций развития НИОКР в Турции. Сопоставление различных индикаторов с развитыми странами позволяет в достаточной степени оценить положительные сдвиги, происходящие в отрасли науки и инноваций.

Необходимость модернизации встает тогда, когда выявляется отставание от развитых стран в различных сферах, в том числе и экономике. Целью модернизации является переход на более высокий уровень развития и формирование успешной социально-экономической модели. Каждая страна выбирает свой путь модернизации, которая будет способствовать повышению конкурентоспособности государства в мировом хозяйстве. Среди главных и жизненно важных для успешного развития страны направлений являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Одним из инструментов стимулирования НИОКР стало создание технопарков, то есть специализированных инновационно-технологических центров, где предприятия могут генерировать интеллектуальные продукты и оперативно внедрять их в производство.

Несмотря на то что в развитых странах технопарки получили широкое распространение в 1950-1960-х гг., в Турции лишь в середине 1990-х гг. было принято решение об их открытии. В 2001 г. был издан соответствующий закон «О технопарках», и Министерство промышленности и торговли осуществляет координацию и контроль деятельности данных специализированных научных центров. Целями создания технопарков являются:

1) разработка и внедрение высокотехнологичных инноваций в реальный сектор экономики;

2) привлечение инвестиций, в том числе и иностранных;

3) обеспечение более тесного взаимодействия научных и исследовательских центров и ин-

ститутов с предприятиями сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг;

4) коммерциализация научных знаний;

5) создание благоприятных условий для научных исследователей;

6) строительство технологической инфраструктуры.

На сегодняшний день в Турции существуют 39 технопарков, из них 27 действующих и 12 находятся на стадии обустройства1. Основная их часть сконцентрирована вблизи традиционных индустриальных и научных центров Анкары, Стамбула, Кочаели. Наряду с этим технопарки создаются и в наименее развитых провинциях - в Диарбакыре, Газиантепе, Шанлыурфе. Технопарки имеют развитую инфраструктуру при льготной аренде офисных и иных помещений. До конца 2023 г. для них действует льготный налоговый режим, и все предприятия освобождаются от налоговых выплат.

Аналогичную роль в модернизации турецкой экономики играют организованные индустриальные зоны (ОИЗ); специальные индустриальные образования (81Б); малые индустриальные образования (881Б), кластеры, благодаря которым в стране при поддержке государства и различных зарубежных фондов формируются «очаги роста». В 2000 г. был принят специальный закон, на базе которого происходит формирование различного рода индустриальных зон, одной из главных целей которых является модернизация действующих в них предприятий. Уже в 2005 г. в Турции было образовано 87 ОИЗ, где действовали 30 тыс. компаний2.

Масумова Нигяр Рагимовна - аспирантка кафедры мировой экономики МГИМО(У) МИД России. E-mail: masumova@mail.ru

■ Экономика

Для ускорения модернизации в малых и средних предприятиях (МСП) и оказания им научно-технической поддержки в 1990 г. было создано Управление по развитию и поддержке малой и средней приоритетной промышленности (KOSGEB - Ku^uk ve Orta Ol^ekli Sanayi Geli§tirme ve Destekleme Idaresi Ba^kani). В исполнительный комитет, помимо ведущих министров страны, входит ректор Средневосточного технического университета, председатель Турецкого общества исследований в сфере науки и техники, председатель KOSGEB. Государственные программы по развитию и объединению МСП в организованные промышленные зоны предусматривает создание различных отраслевых исследовательских центров и лабораторий, а меры по стимулированию МСП государственными экономическими ведомствами направлены на укрепление их экспортного потенциала3.

Рост такого важного показателя, как доля расходов на НИОКР в ВВП, способствует увеличению научного потенциала страны. Несмотря на то что Турция в последнее десятилетие увеличивает расходы на НИОКР, их доля в ВВП находится на крайне низком уровне и составила в 2009 г. 0,85% ВВП, увеличившись более чем вдвое по сравнению с 1998 г.4 (см. Рис.1). В развитых же странах данный показатель в среднем равен 2% (в США и в Германии в 2009 г. он составлял 2,8%, в Израиле достиг 4,3%,). Расходы на НИОКР на душу населения в 2009 г. в Турции составили 120,7 долл. по ППС, что в 6 раз больше, чем в 1995 г., но и этот показатель также сильно отстает от развитых стран. Для сравнения в странах ОЭСР средний показатель расходов на НИОКР на душу населения в 2008 г. составил 793,2 долл. по ППС5.

но . Из доклада Турецкой академии наук (TUBA) 2009 года следует, что турецкой науке не хватает поддержки и финансирования со стороны частного капитала и основное бремя ассигнований ложится на государственный сектор. Впрочем, в Турции тоже намечается положительная тенденция увеличения доли расходов на НИОКР частного сектора, прежде всего, заинтересованного в прикладных научных исследованиях (см. Рис. 2).

120,0

100,0

80,0

60,0

40.0

20.0 0,0

47,4

40,0 ■

1

12,6

2009

12000

высшие учебные заведения

частный

сектор

государственный

сектор

Рис.1. Внутренние расходы на НИОКР к ВВП в Турции (в ценах 1998 г.).

Источник: Turkiye Bilimsel ve Teknolojik Ara§tirma Kurumu. Ulusal Bilim, Teknoloji ve Yenilik istatistikleri. URL: www.tubitak.gov.tr (дата обращения 31.08.2011).

Основное бремя расходов на НИОКР в Турции несут государственные высшие учебные заведения и различные государственные учреждения

- 47,4% и 12,6% соответственно, а доля частного сектора составляет 40,0%. В развитых же странах главным источником проведения и финансирования НИОКР является частный сектор. В странах ЕС в 2008 г. на долю частного сектора приходится 62,6%, учебных заведений - 23,3%, а в среднем по странам ОЭСР - 69,6 и 17,1% соответствен-

Рис.2. Структура внутренних расходов на НИОКР по формам хозяйствования в Турции (млн тур. лир).

Источник: Turkiye Bilimsel ve Teknolojik Ara§tirma Kurumu. Ulusal Bilim, Teknoloji ve Yenilik istatistikleri. URL: www.tubitak.gov. tr (дата обращения 1.11.2011).

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, на 10 тыс. занятых в экономике Турции в 2009 г. составила 35 чел., из них 27 - исследователи (с 1998 г. наблюдается их рост почти в 3 раза). В 2008 г. аналогичные показатели в Германии составили 124 и 71 чел. соответственно7.

Также наблюдается рост: за последние 10 лет почти в 5 раз увеличилось количество научных публикаций - с 6,2 до 25 тыс. Число научных публикаций на миллион жителей в 2000 г. в Турции достигло 100, а в 2009 г. - 343. Страна по этому показателю находится на 45-м месте в мире. Но по абсолютному показателю она в 2007 г. находилась на 18-м месте по общему количеству научных публикаций. Число патентных заявок Патентному институту Турции в 2009 г. составило 7241 (36% - отечественные заявители). Выданные патенты на изобретения в 2009 г. составили 5610, но из них лишь 456 принадлежат отечественным заявителям (менее 1%)8.

Совершенствование науки на законодательном уровне заложено в Девятый план развития страны (2007-2013), а также в Национальную стратегию развития науки, технологий и инноваций. Являясь автономным институтом, Совет по научно-технологическим исследованиям (TUBiTAK - Turkiye Bilimsel ve Teknolojik Ara^tirma Kurumu), созданный в 1963 г., проводит научную политику с учетом национальных интересов страны и в тесном взаимодействии со всеми секторами экономики. Для большей эффективности работы Совета необходимы инновационные подходы к организации ее деятельности.

Основными проблемами, препятствующими инновационному развитию страны, являются:

Н.Р. Масумова

- низкая инновационная культура населения;

- недостаточно развитая социальная и экономическая инфраструктура;

- большая зависимость от иностранных 1Т-технологий;

- снижение стимулов в финансировании НИОКР из-за административных барьеров.

Для повышения эффективности деятельности научно-исследовательских институтов им необходима большая самостоятельность и автономия. Поэтому стране требуется продуманная научная политика, чтобы продолжить путь комплексной модернизации экономики. Таким образом, несмотря на положительные тенденции, наметившиеся в НИОКР за последнее десятилетие, Турции необходимо ускорить развитие научного потенциала, шире внедрять технологические инновации и решать существующие проблемы, связанные с эффективностью работы научно-исследовательских центров и институтов. Анкаре с ее претензиями на региональное

лидерство жизненно важно сократить разрыв, отделяющий Турцию от стран ОЭСР и приблизиться к показателям развитых стран в области науки и инноваций.

Общая макроэкономическая ситуация в стране позволяет прогнозировать дальнейший рост расходов на НИОКР, что в принципе и нашло отражение в Девятом плане развития страны (2007-2013), в росте числа научных работников, публикаций и т.д., в реализации различных программ по модернизации как крупного, так и среднего и малого предпринимательства в самых разных отраслях хозяйства.

Masumova N.R. The Role of R&D in Economic Modernization of Turkey.

Summary: The article focuses on analyzing the current situation in Turkey’s R&D. Comparison of different indicators in developed countries can adequately assess the positive changes occurring in the field of science and innovation.

------------ Ключевые слова ----------------------------------------- Keywords

НИОКР, Турция, ЕС, ОЭСР, технопарки. R&D, Turkey, EU, OECD, technoparks.

Примечания

1. Special Investment Zones. URL: www.invest.gov.tr (дата обращения: 5.11.2011).

2. Кузнецова A.M. Региональная политика Турции: концепция «полюсов роста» в действии / А.М. Кузнецова // Мировое и национальное хозяйство. 2009. №3-4(10-11). URL: http://www.mirec.ru/ (дата обращения 3.11.2011).

3. Гаджаев А.И. Промышленная политика Турции в области промышленности / А.И.Гаджаев // Проблемы современной экономики. 2008. № 1 (25). URL: http://www.m-economy.ru (дата обращения 3.11.2011).

4. Turkiye Bilimsel ve Teknolojik Arajtirma Kurumu. Ulusal Bilim, Teknoloji ve Yenilik istatistikleri. URL: www.tubitak.gov.tr (дата обращения 31.08.2011).

5. Main Science and Technology Indicators: Volume 2011/1 - OECD 2011. P.27.

6. Ibid. P.40, 41.

7. Ibid. P.31, 33.

8. Patent ve Faydali Model Sayilari. Turkiye Bilimsel ve Teknolojik Arajtirma Kurumu. Ulusal Bilim, Teknoloji ve Yenilik istatistikleri. URL: www.

tubitak.gov.tr (дата обращения 5.11.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.